Пролог 20 и 25 авг. (Act. SS. aug. t. IV. р. 80). Мес. В. Март. Р. 21 Св. апостола Фаддея, единого от седмидесяти. Просветив святым крещением Авгара, Едесского князя и его подданных, проповедовал Слово Божие в Месопотамии и Сирии; скончался в Берите. Чет. Минея от Пролога, Евсевия (I. 13), и от никифора (II. 7). (Act. SS. aug. t. IV. р. 399. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 2I6). В службе канон Иосифа. Св. мученицы Вассы, и чад ее, Феогния, Агапия и Писта. Сыны св. Вассы, после жестоких, мук, обезглавлены в Едесе, на своей родине. Мать, бывшая свидетельницей их страдания, совершила свой подвиг в Геллеспонте, в царствование Максимиана. Чет. Минея. (Act. SS. aug. t. IV. р. 419). Март. Р. В службе канон Иосифа. Преп. Аврамия Смоленского. Преставился в последней половине XII в., на 50 году от рождения. Чет. Минея. Есть служба. 22 Свв. мученик: Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндииа, Севериана и прочих с ними. Обезглавлены от Евтолмия, в царствование Мзаксимиана: Агафоник и другие Никомидийские христиане в Силиврии; Зотик, из Понта, с Феопрепием и Акиндином – в Потаме Фракийской, Севириан – близ Халкидона. Чет. Минея. (In Actis SS. aug. t. IV. р. 522. Martyrium auct. Laurentio). Мес. B. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. мученицы Анфусы, и Афанасия епископа, крестившего ее, и двоих слуг ее, Xap и cu м a и Неофита. Св. Анфуса была родом из Селевкии. Без ведом родителей приняв крещение от еп. Тарсского, должна была оставить их и удалиться в пустыню. Скончалась мирно после 23-летних подвигов. Св. Афанасий и два служителя усекнуты в царствование Валериана (ок. 260). Пролог. (Or. Chr. II col. 869. Act SS. aug. IV. р . 502). Мес. В. Март. Р. Св. мученицы Евлалии девицы. Добровольно предала себя на страдание в Варкиноне, в руки Дакиана, в царствование Диоклетиана и Максимиана (ок. 303). Вскоре после нее умучен св. Филикс. Чет. Минея. (Act. SS. Febr. II p. 576). Март. Р. 12 февр. Празднество Пречистой Деве Богородице, ради чудес от Ее честной иконы Грузинской. При царе Михаиле Феодоровиче один из ярославских купцов получил из Персии икону Пресв. Богородицы, писанную в Грузии, и принес ее в дар обители, которую в 1603 г. основал Мирон иерей на Черной горе в Двинской области. При сей иконе и при написанной с ней, которая находитсяя и Москве, совершаются доныне чудеса во славу Приснодевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

72 Aug. De bono conjug., c. 1//M. T. 6. Col. 373. 73 Ibid. c. 3, col. 375. 74 Aug. De nupt. et concup. I, 17//M. T. 10. Col. 424. 75 Aug. De bono conjug., с. 4//M. T. 6. Col. 376; ср.: Ibid. с. 24 § 32. Col. 394; c. 12 § 12. Col. 382: «Украшение супружеское состоит в верности при воздаянии плотского долга» (reddendi carnalis debiti fides). 76 Вот почему один только похотливый взгляд на чужую женщину в Священном Писании ( Мф. 5:29 ) и у отцов Церкви считается уже прелюбодеянием. Этого похотливого взгляда даже не может быть при нормально-идеальном супружеском союзе, когда души обоих супругов как бы органически слиты между собою. 77 Aug. De bono conjug., c. 5//M. T. 6. Col. 577. — «Впрочем, если жена будет сохранять верность ложу (fidei thori) даже тогда, когда муж возьмет себе другую женщину, если она сама при этом не будет помышлять о выходе замуж и будет воздерживаться от такого поступка, то ее, конечно, назвать прелюбодейцей нельзя» (ibid); ср.: De bono conjug., c. 4//M. T. 6. Col. 376. 78 «Так как, — говорит блж. Августин, — из многих душ должно составиться единое царство (una civitas) существ, имеющих единую душу и единое сердце в Боге ( Деян. 4:32 ), то поэтому и таинство (sacramentum) брака в настоящее время назначено для одного мужа и одной жены» (Aug. De bono cojnjug., c. 18 § 21//M. T. 6. Col. 387). «Это таинство единичности брачных уз (sacramentum nuptiarum singularum) нашего времени (то есть христианского) обозначает единство (unitatem) всех нас Богу, имеющее осуществиться в едином Царстве Небесном» (Там же, col. 388). 79 Письмо к Верчелльской церкви. — Блж. Иероним в письме к Океану (64 в русск. пер. Киевск. Акад., т. 2. С. 233–249) подвергает это мнение беспощадной критике. По нему нет никаких оснований — ни моральных, ни догматических — запрещать поставление в клирики лицо, которое было женато два раза: один раз до крещения, а другой раз — после крещения. Крещение, омывающее все грехи, должно по блж. Иерониму как бы смывать и уничтожать самый факт брачного состояния до принятия крещения. — Но означенное мнение Иеронима, обоснованное на софизмах, явно находится в противоречии с взглядами древней Церкви, по которым, брак, заключенный до крещения, не отвергался и считался даже законным (см. Шестой Вселенский Собор, пр. 82). Напротив, по чисто миссионерским соображениям, выражалось даже желание, чтобы муж или жена продолжали сожительство даже с «неверным» (то есть не принявшим христианства) супругом, или супругой, во исполнение заповеди Апостола: святится муж неверный о жене верной ( 1Кор. 7:12–14 ).

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

Августин Аврелий (354–430) — епископ Гиппона, великий латинский христианский писатель и богослов. А. И. Бриллиантов использует его «Исповедь» (Aug. Conf.), трактат «О Троице» (Aug. De Trin.), «Беседы» (Aug. Serm.), «Послания» (Aug. Ер.), в частности, 187–е послание «О Божием присутствии» (Aug. De praes. Dei). Амвросий Медиоланский (род. в 30–е годы IV века, t в 397 г.) — видный церковный деятель и писатель. Будучи посредником между арианами и православными, снискал себе добрую славу и, еще не приняв крещение, был избран епископом Медиолана в 374 г. Ему принадлежат экзегетические, аскетические и догматические труды, проповеди и гимны. А. И. Бриллиантов использует одно из его посланий (Ambr. Ер.) и первую книгу «Об Аврааме» (De Abraham). Св. Василий Великий (ок. 330–379) — выдающийся церковный деятель, богослов, епископ Кесарии Каппадокийской с 370 г., один из трех «великих каппадокийцев». Принадлежа к богатому патрицианскому роду, понимал важность изучения античной литературы. Св. Василию принадлежат девять литургий, два монастырских устава, послания, которые «он писал на протяжении всей жизни, но две трети их относятся ко времени епископства. Можно заметить, что поначалу св. Василий был не чужд некоторых красот стиля. Адресаты его многочисленны и разнообразны: епископ Амвросий, епископы Италии и Галлии; немало и дружеских писем». На послания Василия Великого (Bas. Ер.) А. И. Бриллиантов неоднократно ссылается. Викентий (Vincentius) Лиринский (t ок. 450 г.) — церковный писатель, монах в Лиринском монастыре на острове возле Канн, автор богословского трактата о сущности православного догматического вероучения. Это сочинение, называющееся «Коммониторий первый, или Трактат Перегрина за древность и всеобщность кафолической веры против нечестивых нововведений всех еретиков» ( Vinc. Comm.), было написано под псевдонимом Перегрина спустя три года после Третьего Вселенского собора в Ефесе. Не отрицая возможности развития догматов, вызванного тем, что со временем люди начинают глубже понимать открытые в Писании истины, Викентий отстаивает неизменность церковного учения. Вслед за первым латинским богословом Тертуллианом, считавшим, что истинно лишь то, что передано изначально (Jen. De praescr. 31), лиринский монах утверждает, что необходимо следовать тому, во что верили везде, всегда и все.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

свт. Мефодия Патарского «О воскресении», гл. 21; р. п. с. 193. 125 Aug. De peccat. merit. 2, 4//M. T. 10. Col. 152–153; De nuptiis et concupis. I, 33 § 38; ib. col. 435. 126 «Супружеская стыдливость (pudicitia conjugalis), — говорит блж. Августин, — есть дар Божий (donum Dei), о котором сам апостол (Павел) говорил: желаю, чтобы все люди были, как и я, но впрочем каждый свой дар имеет от Бога ( 1Кор. 7:7 ) —Aug. De nupt. et conc. I, 3 § 3//M. T. 10. Col. 415; Aug. De continentia I, § 1//M. T. 6. Col. 349: «супружеская чистота (castitas conjugalis), которая соблюдается только в том случае, если воздерживаются от незаконного совокупления, есть дар Божий»; Климент Александрийский («Педагог» 3, 11, с. 305) говорит о красоте души жены-христианки, как действии «света праведности, исходящего от Духа Святого»; ср.: Aug. De bono viduitatis c. 17, § 21//M. T. 6. Col. 444, где прямо говорится: «Бог верным супругам даровал благодать (gratiam), чтобы воздерживаться от прелюбодеяний и любодеяний»;свт. Амвросия Медиоланского «О вдовицах» гл. 13 § 79; р. п. с. 194 говорится о «благодати» (gratia) брака, как «средстве, врачующем невоздержание»; ibid. гл. 10 § 62б р. п. с. 95. 127 Свт. Амвросий Медиоланский. О вдовицах. Гл. 11, § 70–71, с. 99–100: «Подвиг воздержания (имеется в виду подвиг воздержания и девственницы, и вдовицы, и замужней женщины), сообразный с избытком дарованной благодати (gratia)» вызывает и соответственные «различные награды». 128 По мнению Мефодия (фрагмент VIII из сочинения «О сотворенном», р. п. с. 249), самая «церковь называется так потому, что она вызвала на бой чувственные удовольствия». 129 «О девстве» гл. 7, § 34; рус. пер. с. 125; того же Амвросия «О вдовицах» гл. 14, § 83, с. 106: «На ниве церкви можно узреть ее плодородие, как она — то украшается цветами целомудрия, то обогащается подвигами вдовства, то изобилует плодами брака»; ср.: Aug. De bono viduit. 3, § 4//M. T. 6. Col. 432: «Благо верного супружества является настолько великим, что (люди в этом состоянии) служат членами Христовыми»; Св. Мефодий Патарский («Пир десяти дев», речь 2, гл. 7. СПб., 1877. С. 19): «Церковь уподобляется цветущему и разнообразнейшему лугу, как украшенная и увенчанная не только цветами девства, но и цветами деторождения и воздержания».

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

В. земной жизни, т. о., дается человеку Богом как приготовление для перехода в вечность. Дни сотворения вселенной «скорее иерархические, чем хронологические», «они определяют концентрические круги бытия, в центре которых стоит человек...» ( Лосский В. С. 235). Свт. Василий Великий говорит также о некоем состоянии ранее бытия мира, «превысшем времени, вечном, присно продолжающемся», в к-ром были сотворены ангелы. Он отличает этот век (эон) ангелов, сопоставимый с В., от предвечности Бога ( Basil. Magn. Hom. in Hex. 1. 5; ср.: Maximus Conf. Cap. theol. I 6; idem. Schol. in DN. V 4), «существовавшего прежде вечности и времени» (Areop. DN. V 4; X 2, 3). Божественное всеприсутствие связывает В. с вечностью: Бог «при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, пребывает в Себе и является Причиной и вечности, и времени, и дней» (Ibid. X 2). (О соотношении тварной и Божественной вечности см. в ст. Вечность ). Отражение эона в полноте и связности жизненного круга может содержать оценку течению В. Напр., земное существование прп. Антония Великого вдвое дольше, чем у свт. Василия Великого, однако каждый из подвижников достиг полноты земного странствия, каждый прожил свой век. В понимании природы В. свт. Василий Великий близок к учению Аристотеля ( Pruche B. Introd.// Basile de Césarée. Sur le Saint-Esprit. P., 1968. (SC; 17 bis). P. 178; ср.: Arist. Phys. IV 11. 219b-220a). Полемизируя с арианским богословом Евномием, говорившим, что В. есть некое качественное движение звезд, святитель рассматривает В. не как качество, свойство движения, а как количество, величину (ποσ - Basil. Magn. Adv. Eunom. I 21; ср.: Philo. De opif. 27). В. измеряется всякое движение: звезд, животных или чего бы то ни было движущегося. При этом дни, часы, месяцы и годы суть меры В., а не его части ( Basil. Magn. Adv. Eunom. I 21). Движения светил не есть В. ( Aug. Confess. XI 23), они задают лишь одну из систем координат для его измерения. В подтверждение этой мысли свт. Василий и блж. Августин приводят примеры из Свящ. Писания. Небесные светила были сотворены только в 4-й день (Быт 1. 14-19), но нельзя думать, что до этого В. не существовало; в битве израильтян с аморреями по молитве Иисуса Навина солнце и луна остановились для победоносного завершения сражения израильтянами (Нав 10. 12-13): солнце стояло, но битва продолжалась, значит, и В. шло ( Basil. Magn. Adv. Eunom. I 21; Aug. Confess. XI 23).

http://pravenc.ru/text/155438.html

9 Ср. Тертуллиан: “…Высшее добро есть то, что вечно (каков Бог; благодаря чему Он и единствен в своём роде, пока вечен, а следовательно, и добр, пока Бог)…”. — Тертуллиан. Против Гермогена, 11//Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 137. 10 Ср. также: “…и наибольшие и наименьшие блага суть от Того, от Кого и всякое благо”. — Aug. Liber. arbitr. 2, 18. 11 Ср.: quod de deo est, deus est ‘…То, что из Бога, есть Бог’. — Augustinus Hipponensis. Contra Felicem manichaeum (“Против Феликса манихея”). 2, 15//CSEL 25/J. Zycha. 1891. P. 801–852. 12 Изменчивость есть одна из характеристик тварного бытия: тварное бытие не есть высшее. Изменчивость, с одной стороны, является следствием “тварно­сти”, сотворённости из ничего, а с другой стороны — причиной “убывания” твари. Тварь “убывает”, то есть “склоняется к небытию”; см.: De vera religione (“Об истинной религии”, далее — Aug. Ver. relig.). 18//SL 32/K.-D. Daur. 1962. P. 187–260. В “Исповеди” Августин пишет, что сотворённый мир “не из самой Божией субстанции, но сотворён из ничего, поскольку он не есть то же, что Бог, и всему присуща некая изменчивость…”. — Aug. Confess. 12, 17. 13 “Совершенное ничто” блаженный Августин противопоставляет “Высшему бытию”. Существование, подобно благу, может быть в меньшей или большей степени; см. Augustinus Hipponensis. Contra Secundinum manichaeum (“Против Секундина манихея”). 10//CSEL 25/J. Zycha. 1891. P. 905–947. 15 Об иерархичности бытия говорили неоплатоники и многие отцы Церкви. Ср.: “…природа как бы из ступенек, то есть из отличительных признаков (идиом) жизни, совершает путь восхождения от самого малого к совершенному”. — Gregorius Nyssenus. De opificio homini (“Об устроении человека”). P. 148. Русский перевод здесь и далее цитируется по изданию: Святой Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. Согласно Василию Селевкийскому, Бог устроил или “настроил” тварное бытие по подобию восходящей лестницы; см. Basilius Seleucensis. Orationes (“Слова”). 1, 1//PG 85, 28–474.

http://pravmir.ru/o-prirode-blaga-protiv...

1756 Ноябрь, 13. Биндеман считает годом его рождения 353. Der Heilige Augustinus 1, 1. (Берлин, 1844–69 гг.). 1778 Монашество, как мы видели (стр. 12), было еще неизвестно в Африке, и хотя в Милане был монастырь, он не обращал на себя внимания Августина. Confess. 8:6. 1783 Там же, 9:2, 6. Над входом в маленькую часовню близ церкви св. Амвросия в Милане, существует надпись: «Divus Augustinus Ad Lucem Fidei Per Sanctum Ambrosium. Evocatus Hic unda Coelesti Abluitur Anno Domini CCCLXXXIII». Это дата показана как будто годом позже действительности. 1790 Так, Проспер говорит о соборе осудившем Пелагея: «Cui dux Aurelius, ingerniunque Augustinus erat“. – De Lagratis, 91–2. 1793 Optatus, 2:16; Aug. с. Ep. Parmen. 1–12; с. Litt. Petil, 2:203. Гонорий, в законе от 400 года (Cod. Theodos. 16, 5:87), повелел, чтобы списки их прошений к Юлиану и его закона в их пользу были выставлены на общественных местах для смущения их. 1796 Пармений не был африканец по рождению, и Оптат по человеколюбию предполагает, что он вероятно был совращен ложными рассказами о происхождении раскола. 2:3. 1798 De Schismate Donatistarum (Patrol. 11). Оно было расширено после своего первого издания (Dupin, Praef. 1:2). Был еще и другой Оптат, династический епископ тамугадский, который предан был языческому тирану Гилдону, при помощи войск которого он в течение 10 лет совершал большие варварства по отношению к православным окружающей местности, пока в 398 г. не разделил участь своего покровителя, и умер тюрьме. Августин часто упрекал донатистов делами этого «гилдонца» как несовместимыми с их притязаниями на чистоту общения. 1802 Aug. in Patrol 18:33 и след. (в этом томе содержатся трактаты против донатистов с приложением документов). 1807 Aug. Epp. 88:6, 8; 6:3, 4; c. Crescon. 3:46. Он говорит, что все православные были изгнаны из деревень, если бы донатисты городов не были бы враждебны им. C. Litt. Petil. 2:184. 1813 Ep. 51:8. Августин посвятил ему некоторые из своих книг и между ними «Град Божий», которая написана была по мысли Марцеллина

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 Один раз Максим Исповедник упоминает о «тщетных усилиях Эпикура и Аристотеля» (…ριστοτλους ματαιοπονας). направленных на отрицание бессмертия души (см.: Maxim. Confess. Ep. 7. PG 91. 437B). Второй раз имя Аристотеля упоминается им в связи с рассказом о происхождении некоего животного, называемого «обжорой» (ζου μαργο λεγομνου), которое рождается от гниения из влажной земли и беспрестанно пожирает землю, пока не выберется на поверхность (см.: Maxim. Confess. Quaest. et Dub. 126. 3–9; ср.: Aristot. Fr. 7, 39, 361 Rose). 11 См.: Aristot. Phys. VII 1,241b 34 – 243a 30; VIII 5, 256a 4 – VIII 10, 267b 27; Met. XII 6, 1071b 2 – XII 10, 1076a 6. 12 Maxim. Confess. Amb. Io. 10. 88. 15–16 (ссылки на «Трудности к Иоанну» мы приводим по тексту последнего критического издания: Maximus the Confessor. On Dificulties in the Church Fathers: The Ambigua. Vol. 1–2. Camb.; L., 2014; все русские цитаты из Ambigua мы приводим в нашем авторском переводе). Данное определение перводвигателя дословно заимствовано у Аристотеля; см.: Aristot. Phys. VIII 5, 258b 4–5: то лрготгод дкгпто; Met. XII 8, 1073a 27: то лргото дкгпто ка» айто. То же аристотелевское определение перводвигателя, отнесенное к Богу, мы встречаем ранее у христианских авторов – Немезия Эмесского (см.: De nat. hom. 18. P. 79, 16) и Иоанна Филопона (In Aristotelis physicorum libros commentaria. P. 885. 28; 887. 6; In Aristotelis libros de anima commentaria. P. 20. 36–37; 96. 24–25), а впоследствии – у Иоанна Дамаскина , хорошо знавшего труды как Аристотеля, так и Максима Исповедника (см.: Exp. idei. I 4. 14–21). Морескини в понятии о Боге как неподвижном перводвигателе видит «первый признак внимания, оказанного Максимом учению Аристотеля» (Морескини К. Указ. соч. С. 830; ср.: Moreschini C. Op. cit. P. 107–108). 15 κβανει γρ τν ντων τν φσιν, επερ ληθς περ ατο ρισμς, κν λλτριος λγων «τλος στν ο νεκεν τ πντα, ατ δ οδενς νεκεν» (Amb. Io. 7. 7. 7–10). Ср.: Aristot. Met. II 2, 994b: τι δ τ ο νεκα τλος, τοιοτον δ μ λλου νεκα λλ τλλα κενου. Ср. также: Ibid. V 16, 1021b; XII 7, 1072b.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

80 Правила Апостольские запрещают ставить на какую-либо степень «священного клира» только того, «кто по святом крещении (а не до крещения) двумя браками обязан был» (Пр. 17), кто «взял в супружество вдову, или отверженную от супружества (то есть разведенную), или блудницу, или рабыню, или позорищную (то есть актрису)» (Пр. 18; ср.: 6 Всел. Соб. Пр. 3; Неок. Соб. Пр. 8, Анкир. Соб. Пр. 12). «Постановления Апостольские» требуют, чтобы «епископ был муж одной жены — однобрачной» (кн. 1 § 2, р. п. 18). 81 Aug. De bono conjug., с. 18, § 21//M. T. 6. Col. 387. 82 Aug. De bonu conjug., c. 18 § 21//M. T. 6. Col. 388. 83 Этого взгляда действительно и держались некоторые отдельные христианские писатели: Тертуллиан (см. в сочинении De monogamia//PL. T. 2), Афинагор («Прошение за христиан», гл. 33, c. 89–90: «Нужно вступать в один только брак; ибо второй брак есть благовидное прелюбодеяние». «Отступающий от первой жены, хотя бы она и умерла, есть прикровенный прелюбодей»), а также раскольники-монтанисты и новациане (см.: Aug. De bono viduit., c. 4 § 6//M. T. 6. Col. 433). 84 Свт. Григорий Богослов. Слово 37. Т. 3. С. 219–220. 85 «Я никаких браков, — говорит блж. Августин (De bono viduit., с.12, § 15//M. T. 6. Col. 439), не смею осудить и лишить уважения из-за одной только их многочисленности». — «Не осуждаю, — говорит блж. Иероним (Письмо 46 — к Паммахию, т. 2, с. 27) ни вторых, ни третьих, даже, если можно сказать, осьмых браков». 86 Свт. Амвросий Медиоланский. О вдовицах. Гл. 15, § 88, с. 109. Амвросий здесь очень подробно указывает те нравственно-психологические основания, по которым первый брак нужно считать выше второго брака. 87 Aug. De bono viduit., c. 4 § 5//M. T. 6. Col. 433. 88 По свидетельству «Постановлений Апостольских» (кн. 3 § 2, с. 103), «однобрачие, бывающее по закону, праведно, как согласное с волей Божией, а второбрачие после обещания беззаконно, не по соединению, но по нарушению обещания (разумеется обещание вдовицы, давшей обет безбрачия), а троебрачие есть знак невоздержания, брак же бывающий сверх третьего есть открытый блуд, и несомненное распутство.

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

2013; ср.: Instinsky. 1955. S. 59-82). Однако М. вопреки замыслу Константина пригласил в Рим 15 епископов, представлявших кафедры Аримина (ныне Римини), Беневента (ныне Беневенто), Медиолана, Остии, Пизы, Сены (ныне Сиена), Флоренции и др. городов Италии. Т. о., папа созвал Собор, тем самым подчеркнув автономию Церкви от светской власти и, по мнению Каспара, определив порядок разрешения внутрицерковных разногласий в будущем ( Caspar. 1930. S. 111-113; ср.: Monachino. 1964. P. 12). Участники Римского Собора провели 3 заседания. По свидетельству Оптата Милевского, Собор открылся 2 окт. 313 г., однако, согласно блж. Августину, в этот день М. вынес приговор. Т. о., заседания продолжались либо с 30 сент. по 2 окт., либо со 2 по 4 окт. ( Optat. Contr. Parmen. I 23-24; Aug. Contra partem Donati post gesta. 33. 56). По-видимому, Майорин к тому времени скончался (в последний раз упом. под 15 апр. 313), поэтому противников Цецилиана на Соборе возглавил африкан. еп. Донат, который озвучил обвинения в адрес епископа Карфагенского ( Aug. Contra partem Donati post gesta. 17. 21; Idem. Ep. 43. 2. 4; ср.: Idem. Contr. ep. Parmen. I 5 10). Свидетели, представленные Донатом, не смогли обосновать эти обвинения ( Aug. Breviculus collationis cum Donatistis. III 12. 24; Idem. De agone christ. 29. 31). Более того, он признался в перекрещивании и возложении рук на епископов, отрекшихся от Христа во время гонения (episcopis lapsis manum imposuisse). На 3-м заседании М. вынес решение, согласно к-рому Цецилиан был оправдан и сохранил епископский сан, ему была оставлена кафедра ( Optat. Contr. Parmen. I 24). Донат был осужден как раскольник и нарушитель канонических постановлений. Его сторонники и епископы, рукоположенные Майорином, получили прощение при условии, что они вернутся в лоно кафолической Церкви; если на кафедру претендовали 2 епископа, кафолик и донатист, старший из них имел преимущество, а младший должен был найти др. место служения ( Aug. Ep. 43. 5. 16; 185. 10. 47). Т. о., участники Собора вышли за рамки поручения имп.

http://pravenc.ru/text/2563226.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010