По свидетельству блж. Августина, В. М. перевел на латынь «книги [нео]платоников» (libri platonicorum - Aug.. Confess. VIII 2. 3; VII 9. 13), ни один из этих переводов не сохранился. Большинство исследователей согласны в том, что «libri platonicorum» В. М. включали тексты Плотина и его ученика Порфирия. В качестве вероятных текстов называются отдельные трактаты из «Эннеад» Плотина ( Plot. Enn. I 2, 6, 8; IV 4; V 2; VI 3); избранные отрывки из «Эннеад» с комментариями Порфирия; «Sententiae ad intelligibilia ducentes» (Отправные положения к умопостигаемому) и «De regressu animae» (О возвращении души) Порфирия. Богословские I. Догматико-полемические сочинения В. М., посвященные гл. обр. триадологии, были написаны ок. 358-363 гг. Поводом к их написанию послужили арианские споры. 1. Цикл сочинений «Opus ad Candidum» (Сочинение к Кандиду), написанный в форме переписки В. М. с Кандидом, скорее всего вымышленным персонажем, состоит из 4 частей, к-рые впосл. стали рассматриваться как отдельные трактаты: 1) «Candidi Ariani ad Marium Victorinum rhetorem Liber de Generatione Divina» (Книга Кандида, арианина, к ритору Марию Викторину о Божественном рождении, 357-358). 2) «Marii Victorini rhetoris urbis Romae ad Candidum Arianum Liber de generatione Divini Verbi» (Книга Мария Викторина, римского ритора, к Кандиду, арианину, о рождении Божественного Слова, 357-358), ответное послание В. М., в к-ром он опровергает арианские взгляды на тварность Сына Божия ( Mar. Vict. De gen. Div. Verbi. 24-30) и касается вопроса о Св. Духе (Ibid. 31. 3-13). 3) «Candidi Ariani Epistola ad Marium Victorinum» (Послание Кандида, арианина, к Марию Викторину, 358), в к-ром приводится лат. перевод послания Ария к Евсевию , еп. Никомидийскому, и последнего к Павлину , еп. Тирскому. 4) «Adversus Arium Liber primus» (Против Ария книга первая, кон. 358 - нач. 359). Состоит из 4 основных частей. В 1-й части (Adv. Ar. I 2. 1-28. 7) В. М. развивает доказательства Божественности Сына на основании свидетельств Свящ. Писания; во 2-й (Ibid. I 28. 8 - 32. 15) - опровергает учение «омиусиан» («подобосущников», см. в статьях Арианство , Подобосущный ); главным его оппонентом здесь является Василий , еп. Анкирский. В 3-й части (Ibid. I 32. 16 - 43. 34) В. М. доказывает единосущие (μοοσιον) Сына и Отца на основании имен Сына, к-рые использовали и омиусиане. После общего заключения (Ibid. I 43. 35-43) в 4-й части автор приводит анафематизмы различных ересей (Ibid. I 44. 1 - 45. 48), в конце дает пространное исповедание веры (Ibid. I 46. 1 - 47. 46).

http://pravenc.ru/text/Викторин ...

Обращаясь к коринфской общине, св. ап. Павел использует слово «истина» в значении проповедуемого им подлинного христ. учения («Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» - 2 Кор 13. 8) в противоположность «иному благовестию» (2 Кор 11. 4), к-рого следует остерегаться. В Посланиях св. ап. Павел одинаково говорит о тех, кто «не покорялись истине» (Гал 5. 7), и о тех, кто «не... послушались благовествования» (Рим 10. 16). И. становится фактически синонимом христ. благовестия, «слова Божия», не искаженного ложными учениями (2 Кор 4. 2-3). В этом смысле И. является основанием христ. Церкви, к-рая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим 3. 15). Е. В. Барский И. в патристике Бог - высшая Истина Характерной чертой патристического учения об И. является отождествление И. в собственном и первичном смысле с Богом (см.: Basil. Magn. Ep. 233. 2; Greg. Nyss. De vita Moys. 2. 19; Areop. DN. 7. 4; Maximus Conf. Mystagogia. 5//PG. 91. Col. 673; Ambros. Mediol. In Luc. II 94; Aug. Confess. IV 16. 31; Idem. De Trinit. VIII 2; Idem. Ep. 12. 4. 4). При этом Бог есть не просто некая частная И., но «подлинная Истина», «истинная Истина» ( ντως λθεια - Antiochus Monachus. Hom. 66//PG. 89. Col. 1628; Ioan. Damasc. Hom. in sabbat. sanct. 1//PG. 96. Col. 601; vera veritas - Zeno Veron. Tract. II 15. 2; Aug. Contr. Faust. XV 11//PL. 42. Col. 316). Он есть «Истина сама по себе» (ατοαλθεια - Athanas. Alex. Or. contr. gent. 46//PG. 25b. Col. 93; Basil. Magn. Ep. 233. 2; Greg. Nazianz. Or. 30. 13//PG. 36. Col. 120; Greg. Nyss. In Cant. Cantic. 1//GNO. T. 6. P. 36; Ioan. Chrysost. In Ioan. 8. 1; ipsa veritas - Aug. Confess. XII 25. 35), «Истина по сущности» (οσιδης ατοαλθεια - Orig. In Ioan. comm. VI 3. 6. 38//PG. 14. Col. 209; veritas in quantum essentia - Mar. Vict. Adv. Ar. I 43; Aug. De immort. anim. 12. 19; Idem. De Trinit. VIII 1) и «самосущая Истина» (ατοουσιδης λθεια, Andr. Caes. Apoc. 8//PG. 106. Col. 245B). Бог есть Истина простая, подлинно сущая, вечно равная и тождественная самой себе (Areop. DN. 7. 4). По определению блж. Августина , еп. Гиппонского, это «Истина неизменная, без недостатка, без улучшения, без ухудшения, без увеличения, без какой-либо наклонности ко лжи, вечная, постоянная и всегда остающаяся нетленной» ( Aug. Serm. 362. 28. 29//PL. 39. Col. 1632-1633; ср.: Idem. De Trinit. IV 18//PL. 42. Col. 904-905). Подобное определение встречается и у прп. Максима Исповедника : «Истина есть нечто простое, единственное, единое, тождественное, неделимое, непреложное, бесстрастное, не подлежащее забвению и абсолютно непротяженное» ( Maximus Conf. Mystagogia. 5//PG. 91. Col. 673).

http://pravenc.ru/text/675021.html

1. 6; ср.: Aug . Confes. XI 15). Время движется вперед постоянными круговращениями - это учение В. В. основывается на его толковании слов Быт 1. 5 «день один» (Hom. 8//PG. 31. Col. 324; Hex. 2. 8). 3. Логосы мироздания. В. В. разделяет представление стоиков о разумности природы ( λοϒισμς τς φσεως) (Hom. 6//PG. 31. Col. 269), под к-рым понимает существование неких логосов изначальной Премудрости (λϒοι τς ρχεϒνου σοφας), положенной в основание творения прежде всего (Hom. 12//PG. 31. Col. 392; ср.: Hex. 7. 2; 8. 1; Iust. Martyr . 1 Ap. 46; 2 Ap. 8; Clem. Alex . Protr. 8; Orig . Contra Cels. V 14). Однако исследователи отмечают, что было бы неверно видеть в этом слепое воспроизведение стоического учения о семенных логосах (λϒοι σπερματικο), справедливее говорить о непрестанной созидающей деятельности Божественного глагола (μα Θεο) (Hex. 9. 2), к-рый вопреки учению стоиков о всецелой материальности мира не имеет в себе ничего материального ( Špidlík . 1961. P. 8-9). По мысли В. В., кто способен истолковать логосы, по к-рым мир создан, управляется и будет приведен на суд, тот воздает славу Создателю (Hom. in Ps. 28a//PG. 29. Col. 285; Hom. 9//PG. 31. Col. 345). Впосл. это учение будет развито прп. Максимом Исповедником (Епифанович . С. 65-71; Sotiropoulos . 2001. P. 64-72). В. В. называет также семенным логосом прирожденное стремление к любви (πρς τ ϒαπν), заложенное в человеке (Asc. fus. 2//PG. 31. Col. 908). 4. Растительный и животный мир. В. В. опровергает мнение, согласно к-рому растения произрастают только благодаря солнечному свету, чтобы люди перестали поклоняться солнцу как причине жизни (Hex. 5. 1). Животных при отсутствии разума, считает он, отличает наличие некоего «естественного закона» (инстинкта) (τς φσεως νμος) (Hex. 7. 4; 9. 3; Hom. 3//PG. 31. Col. 201), к-рый способствует их безопасности. У морских существ «плотская жизнь руководит душевными движениями», сухопутные животные относятся к одушевленным, но неразумным (Hex. 8. 1). Недостаток ума Бог восполнил у них совершенством чувств (Ibid. 9. 4). Их душа состоит из земли и потому доступна тлению и недолговечна (Ibid. 8. 2), что опровергает представление о метемпсихозе (Ibidem). III. Антропология. По мысли В. В., все сотворено для человека, человек же для Бога (Hom. 26//PG. 31. Col. 1452). В отличие от остального мироздания, получившего бытие словом (λϒ, προστϒματι), один лишь человек создан руками Божиими (χερσ διεπλσθη; почему он и называется «богозданным», θεπλαστος - Hom. 3//PG. 31. Col. 212) (Hom. 26//PG. 31. Col. 1452; Hom. in Ps. 115//PG. 30. Col. 109) и обладает равночестностью (μοτιμα) с ангелами (Ibid. Col. 1453).

http://sedmitza.ru/text/929111.html

II, § 56: «Nam fides non ideo justificat, ant salvat, quia ipsa sit opus per sese dignum, sel tantum, quia accipit misericordiam promissam». Срв. его Loci Theolog., цитов. Browne’oм в «Articles», pp. 287 n. 2; 288, n. 1. Form. Conc. Соединяет оба оттенка в представлении об оправдывающей вере. См. P. П. art. III, § 17. 13 Calv. Instit. Lib. III, cap. II, S. 8, цитов. выше. Срв. Cao Dordrecht., cap. III/IV, can. X: (Deus) ut suos ab aeterno in Christo elegit, ita cosdem in tempore efficaciter vocat, fide resipiscentia donut etc.: ibid., ca. XII, цит. выше (где эта деятельность Духа разсматривается как равносильная творческой); ibid. can. XIV: «Sic ergo fides Dei donum est, non eo, quod a Deo hominis arbitrio offeratur, sed quod homini reipsa conferatur, inspiretur et infundalur. Non etiam, quod Deus potentiam credendi tantum conferat, consensum vero seu actum credendi ab hominis deinde arbitrio exspectet» etc. 14 «jan ergo habemus fidem esse divinae erga nos voluntatis notitiam ex ejus verbo perceptam. Hujus autem fundamentum est praesumpata de veritate Dei persuasio». Calv. Inst., lib. III, cap. II. S. 6. 15 Точнее, в единстве первых двух моментов, так как без внутреннего обновления от Духа человек не способен и к восприятию Бож. Истины, также как и к признанию её истинности. Calv. Inst., lib. III, c. II, SS. 33, 34 sqq. 16 Cognitio, в отличии от notitia, как знание, соединенное с убеждение в истинности познаваемого. «Justa fidei definitio nobis constabit, si dicamus, esse divinae erga nos benevolentio firmani certamque cognitionem, quae, gratuitae in Christo promissionis veritate fundata, per Sp. S. et revelatur mentibus nostris et cordibus obsignatur» (Inst. Calv., lib. III, с. 11. S. 7). – Cognitio реформатов также относится к fiducia лютеран, как необходимое признание к свободному, или, что тоже, как убеждение (persuasio) относится к «верению» (credutitas или actus credendi), т.е. как их вторые моменты. «In summa: vere fidelis non est, nisi qui solida persuasione Deum sili propitium benevolumque patrom esse persuasus deqne ejus benegnitate omnia sibi pollicetur» (Calv. Inst., lib. III, c. II, S. 16). 17 «Nos certe, dum fidem docemus esse debere certan ac securam, non certiludinem aliqnam imaginamur, quae nulla tangatnr dublitatione, nec securitatem, quae nulla sollicitudine impetatur: quin potius dicimus, perpetuum esse fidelibus certamen cum sua ipsorum diffidentia, tantum abest, ut eorum conscientias in placida aliqua quiete collocemus, auae nullis omnino turbis interpelletur». Calv. Inst. Lib. III, c. II, S. 17, а в следующем § 18 выясняется и причина указанного явления в жизни верующих. Совершенно иначе у лютеран. См. Apol. Conf. Aug., art. II, § 110.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

Кафедральный собор и Либфрауэнкирхе (ц. Богоматери) в Трире. Фотография. 90-е гг. XX в. Кафедральный собор и Либфрауэнкирхе (ц. Богоматери) в Трире. Фотография. 90-е гг. XX в. Ок. 326 г. имп. Константин I Великий начал строительство в Трире кафедрального собора во имя Пресв. Богородицы, куда была помещена обретенная св. имп. Еленой Равноапостольной туника Иисуса Христа. В 335 г., а затем в 40-х гг. в Трире находился свт. Афанасий I Великий . В «Исповеди» блж. Августина упоминается существование поселения «нищих духом» в окрестностях Трира ( Aug. Confess. 8. 6, 15). В 370-380-х гг. Трир дважды посетил свт. Мартин Милостивый , еп. г. Туроны (совр. Тур), и предположительно основал там мон-рь. В 386 г. на Трирском Соборе был осужден Присциллиан, к-рого затем казнил находившийся в городе узурпатор Магн Максим. Это вызвало протест свт. Мартина и привело к церковному расколу, окончившемуся отказом от сана Трирского еп. Феликса (398). В альпийской Реции, на верхнем и среднем Дунае христианство распространялось из Италии, прежде всего из ее сев. митрополий - Медиолана (Милана) и Аквилеи. Существенную роль в христианизации приграничных регионов сыграли рим. легионы, укомплектованные уроженцами разных стран Средиземноморья. Археологические раскопки свидетельствуют о почитании там местной св. Афры († 304), единственной известной мученицы эпохи Диоклетиана в Зап. Подунавье. К этому же времени относится упоминание о гонениях на христиан в Норике. Франкский период После прорыва рим. границы вандалами, аланами и свевами (406) начался отток христ. галло-рим. населения из прирейнских провинций, церковная жизнь здесь неск. приостановилась. Нек-рые епископские кафедры были перенесены в более безопасные города. О ситуации в Кёльне свидетельствует сообщение Григория Турского о посещении города свт. Галлом (после 525/6 еп. Арвернский) ок. 520 г. в свите кор. Теодориха I, к-рый тайком поджег богато украшенный языческий храм и вынужден был спасаться от разгневанной толпы в королевской резиденции ( Greg. Turon. Vit. patr. VI 2). Однако полного упадка христ. жизни на этих землях, видимо, не произошло. Как показывают совр. исследования, в т. ч. археологические и топонимические, представления о глубокой деградации христ. жизни в этих областях ошибочны ( Усков. Христианство и монашество. С. 77-78). В Трирском еп-стве в V-VI вв. сохранялась епископская преемственность, но в списках епископов рейнских провинций имеются продолжительные лакуны - в Кёльне, Майнце до сер. VI в., в Вормсе до нач. VII в.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Ист.: Aug. In Ps. 49. 9//PL. 36. Col. 571; Idem. 149. 17//PL. 37. Col. 1880; Aug. Serm. 306//PL. 38. Col. 1400-1405; Aug. Serm. 306a//Miscellanea Agostiniana. R., 1930. T. 1: Sancti Augustini Sermones post Maurinos reperti. P. 645-646; Aug. Serm. 306b//Ibid. P. 90-97; Aug. Serm. 306c//Ibid. P. 646-653; Aug. Serm. 306d//RBen. 1938. T. 50. P. 16-20; Aug. Serm. 306e// Augustin d " Hippone. Vingt-six sermons au peuple d " Afrique/Éd. F. Dolbeau. P., 1996. P. 210-218; Aug. Serm. 330//PL. 38. Col. 1456-1459; Aug. Serm. 335e//RBen. 1939. T. 51. P. 21-23; Possid. Indiculus opusculorum S. Augustini. 9//PL. 46. Col. 19; Prudent. Perist. XIII 76-87//Prudentius/Transl. H. J. Thomson. L.; Camb. (Mass.), 1953. Vol. 2. P. 334-335; ActaSS. Aug. T. 4. P. 761-765; MartHieron. Comment. P. 274-275, 448-450, 455; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 270, 335; MartUsuard//PL. 124. Col. 89-90, 393-394; Petr. Natal. CatSS. VII 105; MartRom. Comment. P. 209-210, 350-352, 356-357. Лит.: Benson E. W. Cyprian: His Life, His Times, His Work. L., 1897. P. 517-518; Monceaux P. Les martyrs d " Utique et la légende de la «Massa candida»//RA. Sér. 3. 1900. Vol. 37. P. 404-411; idem. Histoire littéraire de l " Afrique chrétienne. P., 1902. T. 2. P. 141-147; Franchi de " Cavalieri P. I martiri della Massa candida// Idem. Nuove note agiografiche. R., 1902. P. 37-51. (ST; 9); Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 248-249, 268-270, 369, 380, 428, 482-483; Morin G. La Massa Candida et le martyr S. Quadratus d " après deux sermons inédits de S. Augustin//Rendiconti della Pontificia Accademia romana di archeologia. Ser. 3. R., 1925. Vol. 3. P. 289-312; Delehaye. Origines. P. 384-385; Gordini G. D. Massa Candida//BiblSS. Vol. 9. Col. 4-6; idem. Quadrato//BiblSS. Vol. 10. Col. 1270-1271; Saxer V. Morts, martyrs, reliques en Afrique chrétienne aux premiers siècles. P., 1980. P. 214-219, 223, 226-227, 318-319; Petruccione J. The Persecutor " s Envy and the Martyr " s Death in «Peristephanon» 13 and 7//Sacris Erudiri. Turnhout, 1991. Vol. 32. P. 69-93; Scorza Barcellona F. In margine ai sermoni «de sanctis» di Agostino//L " adorabile vescovo d " Ippona: Atti del convegno di Paola (24-25 maggio 2000)/Ed. F. E. Consolino. Soveria Mannelli, 2001. P. 111-132; Fux P.-Y. Les sept Passions de Prudence: «Peristephanon» 2. 5. 9. 11-14: Introd. générale et comment. Fribourg, 2003.

http://pravenc.ru/text/1684001.html

Grote, Hist. of. Greece, edit. 2, 2:13. 514 Aug. de Haer. 40 (col.37). c. Faust 1. 3; 22:49; также извращение роли Бога и сатаны в деле искушения, уже выступало перед нами в гностицизме (см. выше). Тирбон говорит, что древо познания был сам Иисус Disp. 10. 518 Disp. 7, 47, 50; Alex. Lycopolit. de Placitis Manich. 24 (Patrol. Graec. 18); Aug. c. Faust. 2:1; 3:5; 26:1, 2. 520 За исключением, однако же мелких насекомых, как слишком малых, чтобы содержать небесные частицы. Aug. De Mortibus. Manich. 63, 64. По-видимому, практическое неудобство относится с уважением к жизни таких существ было отчасти причиной появления этой части верования (Aug с. Adimant. 12:2). Буддистским ламам запрещается убивать червя, – запрещение, которое вообще связывается с верой в переселение души, хотя некоторые из более просвещенных объясняют его несообразность всякого убивания с кротостью характера человека, делающегося человеком молитвы. 521 Aug. c. Faust. 11:5; 21:2, 11; De Mor. Man. 39; De Nat. Boni 44. Это было намеком на распятие. 524 Disp. 9; Cyrill. Hierosol. Catech. 6:33; Epiph. 26:53; Aug. De Mor. Man. 57; Theodoret. Haer. 1:26 (p. 214) 532 Disp. 11; Ep. Fundamenti, приводимое автором трактата «De Fide Adv. Manichaeos» c. 5 in Appendix к тому 8, бл. Августина (Patrol. 42). 533 Disp. 10, 11, 46. Об отвержении пророчеств см. Aug. е. Faust. 12. Текст, в котором Спаситель говорит, что Моисей писал о Нем ( Иоан. 5:46 ), также отвергался (там же, 16:1:3). Возражения на Ветхий Завет подробно обсуждаются в 22 книге того же трактата. 537 Там же, 26–8. Epiph. 66:61. Theodor. Наег. 1:26. Манихеянин Феликс говорит, что он верует в параклита потому, что он учил о предметах, о которых не знали апостолы, как напр. «начало, средина и конец». Aug. Acta с. Felic. 1:9. 540 Aug. de Haer. 46, col. 38 Adv. Faust. 22:79. Эти подложные сочинения отчасти были те самые, которыми пользовались некоторые из гностиков. 546 Среди буддистов, ламам запрещено убивать какое бы то ни было животное, но они могут свободно есть мясо тех животных, которые убиты «черными людьми», то есть мирянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

следует группа развивающих его в нескольких направлениях тезисов, также осужденных Западной Церковью в качестве еретических: 1) крещение младенцев совершается не во оставление грехов, т. к. никаких грехов они не имеют, а для того, чтобы они могли получить новое рождение во Христе и впосл. войти в Царство Небесное (см.: Concilia Africae. 1974. P. 69-70. N 2=Карф. 110(124); ср.: Aug. De peccat. merit. et remiss. I 18. 23); 2) поскольку загробное наказание является следствием личных грехов, не имеющие грехов младенцы, если они не приняли крещение, после смерти не подвергаются наказанию, а получают некую «вечную и блаженную жизнь» или «среднее состояние» без страданий, хотя и не входят в Царство Божие (см.: Aug. De haer. 88. 6; ср.: Concilia Africae. 1974. P. 70. N 3; Aug. De gest. Pelag. 35. 65; Idem. De peccat. merit. et remiss. I 20. 26; 30. 58); 3) телесная смерть является не воздаянием за грех (meritum peccati), а необходимостью человеческой природы (necessitas naturae), поэтому «Адам умер бы и если бы согрешил, и если бы не согрешил» (см.: Concilia Africae. 1974. P. 69. N 1=Карф. 109(123); Mar. Merc. Common. Caelest.//ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 66; Aug. De gest. Pelag. 35. 65; ср.: Aug. De haer. 88. 7); 4) библейские слова о смерти как наказании за грех (см.: Быт 2. 17; 3. 3; 3. 19) подразумевают не телесную, а только «духовную» смерть, т. е. наказание в буд. жизни; человек может избежать такой смерти собственными силами, раскаиваясь в совершенных им личных грехах и ведя добродетельную жизнь (см.: Aug. De peccat. merit. et remiss. I 2. 2, 9. 9); 5) человек, используя данную ему Богом свободную волю, может в земной жизни не совершить вообще никаких грехов, т. е. остаться таким же «безгрешным» (inpeccabilis), каким он был при рождении, и тем самым сделаться достойным блаженства в вечной жизни (см.: Mar. Merc. Common. Caelest.//ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 66; Aug. De gest. Pelag. 35. 65); 6) добродетельная жизнь и исполнение заповедей находятся во власти человека, поэтому закон ВЗ приводил праведников в Царство Небесное точно так же, как христиан приводит учение Евангелия (см.: Mar.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

15 Popov 2005, 287–288; Louth 2007, 148, 149; Aug. De Trin. XII. 22. Distat tamen ab aeternorum contemplatione actio qua bene utimur temporalibus rebus, et illa sapientiae, haec scientiae deputatur. 18 Aug. De civ. Dei. XIX. 1: homines possunt... aut otiosam diligant vitam, sicut hi, qui tantummodo studiis doctrinae vacare voluerunt atque valuerunt, aut negotiosam, sicut hi, qui. administratione rei publicae regendisque rebus humanis occupatissimi fuerunt, aut ex utroque genere temperatam. 19 Aug. De civ. Dei. XIX. 2: In tribus quoque illis vitae generibus, uno scilicet. in contemplatione vel inquisitione veritatis otioso, altero in gerendis rebus humanis negotioso, tertio ex utroque genere temperato. in otio autem litterato, vel in negotio publico, vel quando utrumque vicibus agitur, non continuo quisque beatus est. Multi quippe in quolibet horum trium possunt vivere, et in appetendo boni fine, quo fit homo beatus, errare. Alia. sunt quaestiones. de tribus vitae generibus, otioso, actuoso, ex utroque modificato. 20 Aug. De civ. Dei. XIX. 19: Ex tribus vero illis vitae generibus, otioso, actuoso et ex utroque composito. quisque possit in quolibet eorum vitam ducere et ad sempiterna praemia pervenire, interest tamen quid amore teneat veritatis, quid officio caritatis inpendat. 21 Aug. De civ. Dei. XIX. 19: In actione vero non amandus est honor in hac vita sive potentia. sed opus ipsum, quod per eundem honorem vel potentiam fit. ad eam salutem subditorum, quae secundum Deum est. 22 Aug. De civ. Dei. XIX. 19: Exponere voluit quid sit episcopatus, quia nomen est operis, non honoris. non se esse episcopum, qui praeesse dilexerit, non prodesse. otium sanctum quaerit caritas veritatis; negotium iustum suscipit necessitas caritatis. Quam sarcinam si nullus inponit, percipiendae atque intuendae vacandum est veritati; si autem inponitur, suscipienda est propter caritatis necessitatem; sed nec sic omni modo veritatis delectatio deserenda est. 24 Trout 1999, 618–619. Во второй половине V в. negotium все больше и больше становилось сферой действия церкви; см. Mamina 1984, 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Блж. Августин приводит несколько кратких цитат из написанной П. после Собора в Диосполе «Защитительной записки» (Chartula defensionis; в CPL сочинение не указано; текст отрывков см.: Aug. De gest. Pelag. 32. 57 - 34. 58; также см.: Ibid. 6. 19). В этом сочинении П. сообщал о ходе рассмотрения его дела на Соборе, причем предлагаемое им изложение собственных ответов на вопросы епископов имело отличия от полученных блж. Августином офиц. деяний Собора. Еще одно апологетическое сочинение П.- послание, отправленное в 417 г. Иннокентию I, еп. Римскому (Epistula ad Innocentium; CPL, N 749a; подборку отрывков см.: PL. 20. Col. 608-611; Ibid. 48. Col. 610-611),- блж. Августин неоднократно цитирует и критически рассматривает в соч. «О благодати Христовой и первородном грехе» (см.: Aug. De grat. Christi). Отрывки из 2 крупных богословских произведений П.- «О природе» (De natura; CPL, N 753; подборку отрывков см.: PL. 48. Col. 599-606; анализ и попытку реконструкции тематической структуры см.: L ö hr. 1999) и «О свободном выборе» (De libero arbitrio; др. заглавие - «В защиту свободного выбора», Pro libero arbitrio; CPL, N 749; подборку отрывков см.: PL. 48. Col. 611-613) - сохранились гл. обр. благодаря тому, что блж. Августин цитирует или пересказывает их во мн. сочинениях с целью последующего критического разбора отраженной в них богословской позиции П. (см.: Aug. De nat. et grat.; Idem. Ep. 179. 2-3; Ep. 186; Idem. De grat. Christi. I 4. 5; 8. 7; 18. 19; 22. 24; 28. 29; 39. 43; 43. 47; II 13. 14; 26. 30-37; Idem. Contr. Pelag. I 21. 39; Idem. De gest. Pelag. 24. 48). В нач. XX в. А. Сутером были обнаружены и изданы 3 дополнительных фрагмента соч. «О свободном выборе», имеющие форму диалога между П. и блж. Иеронимом (переизд.: PLS. Vol. 1. Col. 1539-1543). Сохранились краткие отрывки из письма или трактата П., адресованного некой вдове Ливании (Epistula ad Livaniam; др. заглавие - «Увещательная книжка к вдове Ливании», Libellus exhortatorius ad quandam Livaniam viduam; CPL, N 754; отрывки см.: Mar. Merc. Common. Caelest.//ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 69; Hieron. Dial. contr. Pelag. III 16; Aug. De gest. Pelag. 6. 16; ср.: Aug. De gest. Pelag. 6. 19); возможно, речь идет о той же вдове, для к-рой П. написал соч. «Книга о христианской жизни». Блж. Августин приводит один отрывок из соч. «Послание к другу пресвитеру» (Epistula ad quemdam amicum presbyterum; CPL, N 749b; текст см.: Aug. De gest. Pelag. 30. 54).

http://pravenc.ru/text/2579904.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010