В четвертый год Дария, построение храма очень подвинулось вперед, и все возвещало близкий конец его; козни Самарян при Персидском дворе вовсе им не удались. Следовало ли еще держать пост пятого месяца? Таков был вопрос который задал себе дом Божий, – церковь Иудейская, возвратившаяся из плена; и она послала выборных, которые должны были явиться от ее имени пред лицом Всевечного (VIII, 21; Исх.32:11 ; 1Цар.13:12 ; 3Цар.13:6 ; Иер.26:19 ), и спросить ( 4Цар.3 ; и пр.) священников ( Мал. 11, 7 ; Агг. 11 ; Второз. XXXIII, 10; XVII 9–11; Eздp. XLIV, 23:24 ) и Пророков (Аггея и Захарию), следует ли оплакивать разрушение прежнего храма, теперь когда он возобновлен. Не могло быть речи об отмене постов, которые напоминали о разрушении города, потому что Иерусалим в эту эпоху был только громадной развалиной, – VII, 1, 2, 3. В духовных расположениях народа и его представителей, было много фарисейства. Они конечно не думали более оставить Всевечного для ложных богов, и идолопоклонство стало для них искушением утратившим всякую силу и заманчивость, по этому оно не занимает уже места в дальнейшей истории Иудеев. Но формализм, описанный уже и обличенный с такой силой Исайей, сделался их господствующим пороком, и об эту новую скалу они действительно разбились. В настоящем случае они придавали чрезмерную важность своим постам, делали из них заслугу, и возлагали на них свое упование, забывая, что Всевечный требует повиновение и милосердие, более чем жертвы. ( 1Цap. XV, 22 ; Oc. VI, 6 ). Захария получил от Бога повеление ответить выборным. Его ответ разделяется на четыре части, из которых каждая начинается почти одними и теми же словами: и было ко мне слово Господа Саваофа: VII, 4; VII, 8; VIII, I; VIII, 18. В двух первых частях (VII) содержатся укоризны и предостережения; в двух последних (VIII) временные и духовные обетования. Глава VII развивает мысли, указанные в г. 2–6; глава VIII – мысли, содержащиеся в третьем видении (II). I. Укоризны и предостережения (VII), – Народ имеет нужду в ободрениях и обетованиях; но для того, чтобы он не злоупотребил ими, его следует сперва призвать к сознанию грехов и к чувству обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

VII, 518) 181 . Далее в вероопределении следуют свидетельства из писаний св. Анфилохия Иконийского, который говорил: «Мы заботимся не о том, чтобы изображать красками на досках телесные облики святых, ибо в них мы не имеем надобности, но о том, чтобы подражать добродетельной жизни их» (Д. VII, 519) 182 . Более ясное свидетельство в пользу иконоборчества епископы рассматриваемого собора находили в сочинениях Феодота Анкирского (V в.). По словам иконоборцев, здесь находились следующие слова: «Мы получили наставление не лица святых изображать на иконах вещественными красками, а подражать указанным в писаниях об них добродетелям их, как бы каким одушевленным образам. Пусть скажут воздвигающие изображения, какой пользы достигли они чрез это и к какому духовному созерцанию приходят от такого напоминания; очевидно, что это выдумка и изобретение пустого коварства» 183 (Д. VII, 528–9). Наконец, иконоборцы в своем вероопределении ссылаются в защиту иконоборческих воззрений на одно послание Евсевия Памфила , церковного историка, в котором он порицал употребление икон для целей религиозных (Д. VII, 530) 184 . Из показаний отцов VII вселенского собора видно, что кроме указанных сочинений святоотеческих, иконоборцы на своем лжевселенском соборе пользовались для доказательства правоты своего дела книгой под заглавием: «Путешествия св. Апостолов» (Д. VII, 295, 6, 8). В этой книге они открыли следующий любопытный рассказ о св. Иоанне Богослове и его ученике Ликомеде: «Живописец написал икону (Иоанна Богослова), передал ее Ликомеду; тот принял ее с радостно и поставив ее в спальне, увенчал ее. Когда потом Иоанн узнал об этом, то сказал ему: «Любезное дитя мое! Что ты делаешь в спальне, оставаясь там один? Не молюсь ли я вместе с тобою и прочими братьями? Или ты скрываешь что от нас»? Сказав это, он вошел с ним в спальню и видел увенчанную икону старца, лежащие при ней свечи, а впереди ее подставки. Тогда подозвав его, он сказал: «Ликомед, что это значит, что у тебя находится эта икона? Кто из богов твоих написан на этой иконе? Я вижу, что ты живешь по-язычески».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Гильдебранд при выборе имени - Григорий VII - ни в малейшей степени не пытался почтить память Григория VI, скончавшегося в изгнании в Кельне, секретарем которого он был, а взял себе имя в честь папы Григория I Великого. Продолжатель дела Григория I - средневековый монах - осуществил на папском престоле программу утверждения универсальной вселенской власти, имя которой папство. Григорий VII, следуя своей исторической концепции, опирался на идеи Святого Августина, Григория I и Николая I, но пошел гораздо дальше их, захваченный идеей вселенской империи, управляемой папой. Целью Григория стало осуществление «Civitas Dei» («Страны Бога»), создание такой христианской вселенской империи, где правление над князьями и народами возложено на папу, но где и государство сотрудничает с церковью, а папа и император действуют вместе при главенстве папы. Примат папства при Григории VII был реализован во всех отношениях. С его понтификатом завершился длительный исторический период развития католической церкви. Одновременно он заложил основы для осуществления мировластных целей наиболее выдающихся пап средневековья - Иннокентия III и Бонифация VIII. Григорий VII в период своего правления распространил принцип верховной власти пап и на политическую жизнь. Это практически означало, что папа считает себя главой христианского универсума, которому обязаны повиноваться и светские князья. В концепции григорианского папства место имперской идеи Карла Великого заняла вселенская (церковная и светская) верховная власть папы. Программа понтификата Григория VII была изложена в документе под названием «Диктат папы» («Dictatus papae»), составленном, по всей вероятности, в 1075 году. В сущности, это была Великая хартия папства. Прежде достоверность сборника решений об авторитете папы ставилась под сомнение, в настоящее время считается, что автором сборника был Григорий VII. 27 основных положений «Диктата папы» излагают следующие мысли: 1. Только римская церковь была основана самим Господом. 2. Только римский папа вправе называться вселенским.

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

Минь. Т. VII. С. 490, 491. Творения. Т. VII. С. 499, 500. 520. Смерть Предтечи – утешение ратующих за правду И Бог потерпел убиение Иоанна Крестителя… Не послал молнии свыше, не повелел расступиться земле и поглотить злое это сонмище, чтобы и праведника увенчать больше, и тем, которые впредь будут терпеть неправду доставить обильное утешение. Пусть выслушают это те из нас, которые, живя добродетельно, терпят насилие от злых людей. И тогда Бог потерпел, чтобы живший в пустыне, ходивший в кожаном поясе, в волосяной одежде, пророк, – даже больше пророка, – тот, пред кем нет большего из рожденных женами, был умерщвлен, умерщвлен бесстыдной девой и развратной блудницей, умерщвлен за то, что защищал божественные законы. Помышляя об этом, будем мужественно переносить все, что ни случится нам терпеть. Минь. Т. VII. С. 492. Творения. Т. VII. С. 501. 521. Распутство и убийство Таковы распутные женщины: они всех бывают бесстыднее и свирепее... Таков блуд: не только делает наглецами, но и гнусными убийцами! Предавшаяся распутству близка к тому, чтобы покуситься на жизнь оскорбленного ею супруга, готова даже отважиться не на одно или два, но на тысячи убийств. Минь. Т. VII. С. 492. Творения. Т. VII. С. 501, 502. 522. От избытка уделяй чрез бедных Христу, Он не забудет твоих хлеба-соли Ты насыщаешься без меры, а Христу недостает и нужного. Для тебя ничего не значат пироги, а у Него нет и черствого хлеба. Ты пьешь дорогое вино, а Ему, жаждущему, не подашь и чаши студеной воды. Ты на мягком и убранном ложе, а Он цепенеет от холода. Вот почему твои ужины, хотя и чисты от лихоимства, все-таки нечисты от преступления, так как ты все делаешь сверх нужды, а Христу не даешь и нужного, – и это несмотря на то, что роскошествуешь из Его же имущества. Если, сделавшись опекуном у сироты и взявши к себе его имущество, ты не поможешь ему в крайнем положении, то найдутся против тебя тысячи обвинителей, и будешь наказан по законам. А взявши имущество Христово, и расточая так безрассудно, ужели не думаешь дать отчета?… Когда иной и за смехотворство берет много, а Христос и за Царствие Небесное не получает и малой доли? Иной за то, что молвил острое слово, пошел от тебя с полными руками, а Христос, научивший нас тому, чего не зная не различались бы мы от псов, не удостаивается такого дара.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

1 . Житие Михаила Клопского, новая редакция 1537г. Василия Михайловича Тучкова. Ключевский стр. 232 (Светская образованность Тучкова – стр. 233 fin.). Сочинение пророчеств – стр. 235. Макарий, VII, 434. 2 . Житие мученика болгарского Георгия, написанное пресвитером Илией в 1539г. Ключевский стр. 235 fin.. Противоречие с болгарским – стр. 236–237. Макарий, VII, 435. 3 . Житие Александра Невского после собора 1547г.: одна редакция, составленная во Владимире, состоит в прибавке к древнему сказанию чудес – Ключевский, стр. 238, вероятно инока Михаила Владимирского Рождественского монастыря, который написал канон Александру ibid.; другая – священника Василия Псковского ibid., стр. 239, 251, 258 (списывает), третья в Степенной книге – ibid. стр. 239. Макарий, VII, 439. 4 .  ↓ Житие митрополита Ионы: две редакции, – одна в Степенной книге, другая в Минеях, после собора 1547г. Ключевский, стр. 240. Третья редакция: полный свод известий, – стр. 241. Поздн.? Макарий, VII, 440. 5 . Житие митрополита Алексея: редакция (третья после Питиримовой и Пахомиевой) помощ. в Минее, Ключевский, стр. 245, другая в Степенной книге, – стр. 245. 6 . Житие Максима юродивого Московского – Ключевский, стр. 245 fin.. 7 . Житие Никона Радонежского, – вторая редакция, Ключевский, стр. 247 (распространение Пахомия – стр. 247). 8 . Житие Саввы Сторожевского, инока Маркелла, написано около 1550г., Ключевский, стр. 248 (247). По поручению митрополита Макария, стр. 248. Макарий, VII, 447. 9 . Летопись Псковского Печерского монастыря 1531г., Ключевский, стр. 249. Пропущено. 10 . Житие Евфросина Псковского священника Василия, 1547г. Ключевский, стр. 250 fin.. Первое житие – стр. 252, не позднее 1510г., – стр. 254. 11 . Житие князя Всеволода Псковского священника Василия, 1550–52 годы, Ключевский, стр. 250 fin., 257. 12 . Житие Саввы Крыпецкого священника Василия, 1555г., Ключевский, стр. 251, 258. 13 .  ↓ Житие Никиты епископа Новгородского священника Василия, Ключевский, стр. 252 начало. По поручению Макария. Макарий, VII, 450. После 1558г. – рукопись Царского, – стр. 61 fin. [См. ниже ].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Имп. Тиверий, в 574 г. усыновленный имп. Юстином II, принял тронное имя Тиверий Константин. Старший сын имп. Ираклия (610-641), ставший императором в 641 г. (см. Константин III ), носил титул Ираклий Новый Константин. И сам имп. Ираклий, и его сыновья и наследники в VII в. неоднократно именовались «новыми Константинами» в энкомиях и надписях. Имя К. оставалось важным и в иконоборческую эпоху (VIII - сер. IX в.), и при Македонской династии (сер. IX - сер. XI в.). Его носили неск. порфирородных царевичей, родившихся во дворце и с рождения наследовавших права на престол в VIII - нач. XI в. (см. Константин V и т. д.). В политической идеологии Македонской династии в кон. IX-X в. за К. сохранялась одна из ключевых ролей, поскольку, согласно Житию Василия Македонянина, мать имп. Василия I (867-886), основателя династии, происходила из рода потомков К. В актах К-польского Собора 869-870 гг. Василий I и его жена Евдокия были вновь удостоены славословий как «Новый Константин» и «Новая Елена» ( Mansi. Т. 16. Col. 185). Василий неоднократно сравнивался с К. за его доблесть и мужество в сражениях (напр., энкомий свт. Фотия: PG. 102. Col. 584). Особая, едва ли не мистическая связь императора с К. подчеркивалась и в энкомиях в честь имп. Константина VII Багрянородного (944-959). Образ К. служил Константину VII неизменной идеальной моделью, а в глазах мн. подданных, особенно в глазах восторженных придворных, он представлялся как правитель, равный К., что ярко отразилось в некоторых пассажах из пролога к трактату «Геопоники», к-рый был посвящен Константину VII ( Beck H. Geoponica, sive Cassiani Bassi scholastici De re rustica eclogae. Lpz., 1905. P. 1). Настойчивое сопоставление 2 императоров заметно в иконографии декоративных костяных пластин из ГИМ, где представлена сцена с Христом, благословляющим Константина VII, и из коллекции Дамбартон-Окс в Вашингтоне, где изображение К., выполненное в то же время, имеет явные черты сходства с Константином VII ( Markopoulos A. Constantine the Great in Macedonian Historiography: Models and Approaches//New Constantines.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Финальная, острая фаза противостояния продолжалась около семи дней. Сопротивлявшихся людей выволакивали за руки, выкуривали дымовыми шашками. В конце концов, к прихожанам приехал представитель власти и пообещал, что взрывать не будут, люди разошлись. В ту же ночь, в 4 часа утра, храм взорвали. Свидетельство об использовании дымовых шашек сохранилось в «Регистрационном деле» Преображенской церкви, которое хранится в Центральном муниципальном архиве г. Москвы. В деле есть справка без подписи следующего содержания: «1964 г. Справка (по церкви на Преображенской площади). 6/VII — Выкуривали верующих из церкви, которые блокировали испол. орган и молились самостоятельно, т.к. служба была прекращена с 6/VII. Служили последний раз в воскресенье 5/VII. 7-9/VII — Демонтировали церковь и все имущество перевозили в Сокольническую церковь. 10-17/VII — Происходила подготовка к взрыву здания. 17/VII — В 4 часа утра здание было взорвано». Из воспоминаний протоиерея Михаила Фарковца: «18 июля у меня ночевал преображенский протодьякон, я близко жил. Утром встали, идем к Преображенке на остановку троллейбуса — не вижу креста. В чем дело? Из окна троллейбуса вижу — руины, груды кирпича. Я вскрикнул на весь троллейбус, истерически. Я знал, что будут взрывать, но не верил. Ночью народ был у храма. Три дня после взрыва народ круглые сутки молился у руин — нагнали комсомольцев, дружинников, они растаскивали народ — крик, шум стоял». По воспоминаниям очевидцев, рабочие, разбиравшие церковные руины, сами жалели храм. Слез было много, стоял стон, милиция отгоняла людей от руин. Люди у руин крестились и целовали камни. Бабушки плакали так, будто кто-то умер. Многие люди, спешившие утром на работу, брали себе на память кирпичи. Это был последний в ХХ веке взрыв храма в Москве. Не осталось ни Преображенского полка, ни его первого храма, но остались прихожане. Невозможная мечта одного человека После взрыва преображенская община не прекратила своего существования и сохранила статус зарегистрированной религиозной организации. Вопреки обещаниям, общине не дали храма взамен взорванного. Все эти пятьдесят лет прихожане надеялись, что когда-нибудь смогут снова помолиться в своем храме. Во главе инициативной группы стал один из прихожан, архитектор и реставратор Игорь Климентьевич Русакомский. Долгие годы он был душой всего предприятия и его движущей силой. Агитировал, вел переговоры с властями, нашел в архивах старые чертежи храма, разыскивал старых прихожан и по крупицам собирал информацию о храме. Эта работа стоила Игорю Русакомскому здоровья, сегодня он передвигается на коляске. В 1999 году была зарегистрирована община Преображенской церкви. На площади установили деревянный крест, в день Преображения дожившие до наших дней прихожане старого храма собирались перед крестом, чтобы месте помолиться.

http://pravoslavie.ru/88473.html

Сергий I 687–701 Иоанн VI 701–705 Иоанн VII 705–707 Сисинний (янв.-февр.) 708–708 Константин I 708–715 Григорий II 715–731 Григорий III 731–741 Захария 741–752 Стефан I (умер без посвящения) 752–752 Павел I (Константин II 767–8) (Филипп 768) 752–757 Стефан III 768–772 Адриан I 772–795 Лев III 795–816 Стефан IV 816–817 Пасхалий I 817–824 Евгений II 824–827 Валентин (умер через месяц) 827–827 Григорий IV (Иоанн янв. 844) 827–844 Сергий II 844–847 847–855 Бенедикт III (Анастасий авг.-сент. 855) 855–858 Николай I 858–867 Адриан II 867–872 Иоанн VIII 872–882 Марин I 882–884 Адриан III 884–885 Стефан V 885–891 Формоз 891–896 Бонифаций VI (май-июнь) 896–896 Стефан VI 896–897 Роман (июль-ноябрь) 897–897 Феодор II (ноябрь-декабрь) 897–898 Иоанн IX 898–900 Бенедикт IV 900–903 Лев V (авг.-сент.) 903–903 Христофор 903–904 Сергий III 904–911 Анастасий III 911–913 Ландон 913–914 Иоанн X 914–928 928–929 Стефан VII 929–931 Иоанн XI 931–936 Лев VII 936–939 Стефан VIII 939–942 Марин II 942–946 Агапет II 946–955 Иоанн XII 955–963 Лев VIII (Бенедикт V май-июнь 964) 963–965 Иоанн XIII 965–972 Бенедикт VI (Бонифаций VII июнь-авг. 974) 972–974 Бенедикт VII 974–983 Иоанн XIV (Бонифаций VII, опять 984–5) 983–984 Иоанн XV 985–996 Григорий V (Иоанн XVI 997–8) 996–999 Сильвестр II 999–1003 Иоанн XVI (янв. 13-дек. 7) 1003–1003 Иоанн XVII 1003–1003 Иоанн XVIII 1004–1009 Сергий IV 1009–1012 Бенедикт VIII (Григорий янв.-дек. 1012) 1012–1024 Иоанн XIX 1024–1033 Бенедикт IX (Сильвестр III 1044–46) 1033–1046 Григорий VI 1045–1046 Климент II 1046–1047 Дамасий II 1047–1048 1048–1054 317–340 340–342 Македоний I 342–360 Евдоксий 360–370 Евагрий 370–370 Демофил 370–380 380–381 Нектарий 381–397 398–404 Арсакий 404–406 406–426 Сисиний I 426–428 Несторий 428–431 Максимиан 431–433 433–446 Флавиан 446–449 Анатолий 449–458 Геннадий I 458–471 Акакий 471–489 Фравита 489–489 Евфимий I 489–496 Македоний II 496–511 Тимофей I 511–517 Иоанн II 517–520 Епифаний 520–535 Анфим I 535–536 536–552 Евтихий 552–565 Иоанн III Схоластик

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По выздоровлении он был сделан иподиаконом. Это чудо (36-е) описано в числе других 70 чудес мучеников Софронием, который был в Египте в начале VII столетия с Иоанном Мосхом, принял здесь монашество и после сделан патриархом Иерусалимским. Из этого описания чуда видно, что иподиакон феодор был еще жив, когда Софроний был в Египте и у мучеников. Сам Софроний получил через мучеников исцеление от тяжкой глазной болезни, которую врачи объявили неисцельною. Описание чуда, бывшего с Феодором, читано было на 7-ом Вселенском Соборе и Фома, почтеннейший инок и пресвитер и представитель епископов востока, сказал: " эта икона, досточтимые отцы, и доныне стоит в Александрии в Тетрапиле и исцеляет всякие болезни " [ 3 ]. Исцеление Феодора совершилось в конце VI или в начале VII столетия, а Вселенский Собор был в 787 году, следовательно это иконе Спасителя было более 180 лет.На самом Вселенском Седьмом Соборе Манзон, епископ Праканский, сказал: когда я в прошлом году (в 786) оставил царствующий город и отправился в город, назначенный мне местом служения, то меня постигла весьма тяжкая болезнь, так что понудила меня созвать моих родных и сделать завещание. В их присутствии, под угнетением болезни, я поднес (к себе икону) Иисуса Христа и сказал: Господи, давший благодать святым своим! призри на меня. И как только я приложил эту досточтимую икону к страждущему члену, тотчас оставила меня болезнь и я стал здоров. Тогда Феодор, епископ Селевкийский, встал и сказал: известие об этом дошло до нас, потому что расстояние не велико [ 4 ]. Деян. Вселен. Соборов VII, 416 и 417. Деян. Вселен. Соборов VII, 247. Деян. Вселен. Соборов VII, 285. 286. Деян. Вселен. Соборов VII, 292. Наказания Божии за непочитание св. икон По прочтении на 7-ом Вселенском Соборе сказаний о чудесах от икон преподобного Симеона столпника, Константин, боголюбезнейший епископ Констанции Кипрской, сказал: и я знаю подобные чудеса и хочу рассказать: " некто кипрянин (иконоборец), родом из города Констанции, гнал пару волов своих идя на свою работу, он на пути зашел в молитвенный дом Святой Богородицы помолиться и во время молитвы взглянул вверх и увидел на стене писанную красками икону Святой Богородицы и говорит: а эта что тут делает? Схватил остроконечную палку, которой он погонял волов, и выколол правый глаз иконы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

IV. Ипполит Римский. Сведения о К., которые приводит Ипполит Римский, в основном представляют собой цитаты из сочинений сщмч. Иринея, еп. Лионского ( Hilgenfeld. 1884. S. 413). Исключением является упоминание о полученном К. «в Египте» ( ν τ Αγπτ σκηθες - Hipp. Refut. X 21. 1) или о «египетском» (Ibid. VII 33. 1) образовании. Эту ремарку нек-рые исследователи понимают буквально - как географическое уточнение данных сщмч. Иринея ( Wright. 1984. P. 109-114). По мнению др. ученых, ее следует рассматривать в контексте ересеологической концепции сщмч. Ипполита, где каждое из осуждаемых учений имеет свои географические и историко-философские характеристики ( Markschies. 1998. S. 59-60). Так, Саторнил происходит из Антиохии ( Hipp. Refut. VII 28), Маркион - из Понта (Ibid. 29), Препон - из Ассирии, Вардесан - из Армении (Ibid. 31), так что «египетское» происхождение К. дополняет этот список. То же и с генезисом идей: учение Валентина берет начало от Платона и Пифагора (Ibid. VI 29), Василида - от Аристотеля (Ibid. VII 20), Маркиона - от Эмпедокла (Ibid. VII 31), а К. составил свое учение «не от Писаний, но от египетских мнений» (μηδν κ γραφν, λλ κ τν Αγυπτοις δοξντων - Ibid. VII 7). V. Свт. Дионисий Великий , еп. Александрийский (кон. II-III в.), в сохранившемся во фрагментах трактате «Об обетованиях» (De promissionibus; CPG, N 1575), который посвящен полемике с Непотом, еп. Арсинойским, упоминает о лицах, считавших Откровение Иоанна Богослова сочинением К. В критическом изложении учения К. о 1000-летнем царстве Христа важное значение имеет упоминание о «праздниках, жертвах и священных жертвоприношениях» (ορτας κα θυσαις κα ερεων σφαγας), к-рыми, по мнению К., будет сопровождаться это царство ( Euseb. Hist. eccl. VII 25. 1, 3), что может указывать на влияние иудейских религ. традиций на учение К. ( Markschies. 1998. S. 60-61). VI. Свт. Епифаний Кипрский посвятил К. и его последователям отдельную главу в соч. «Против ересей». Он представляет К. современником и участником событий, описанных в кн.

http://pravenc.ru/text/1684233.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010