В роли антагониста православного Валентиниана I у Орозия выступает арианин Валент II, которого Орозий представляет наиболее одиозным противником православной веры. Уже само появление Валента на исторической арене сопровождается разрушительным землетрясением. То, что землетрясение, случившееся во времена благочестивого Валентиниана, явилось реакцией на факт назначения Валента соправителем, выражено у Орозия на композиционном уровне: упоминание о нем (VII.32.5) помещено между фразой о назначении Валента соправителем (VII.32.4) и историей крещения будущего императора от еретика Евдоксия (VII.32.6). 357 Рассказ Орозия о единоличном правлении Валента напоминает отрывок из истории императоров-гонителей; в отличие от язычника Юлиана, только мечтавшего о расправах над христианами, Валент начинает открытую войну со сторонниками Православия. Неслучайно его религиозная политика характеризуется Орозием исключительно в военных терминах: в египетские пустыни против бежавших туда монахов направляются трибуны и солдаты, «чтобы вырвать оттуда... святых и истинных воинов Божьих; тогда там уничтожены были многочисленные армии святых» (VII.33.3). Валент проявляет коварство, обманывая готов: в ответ на их просьбу прислать им учителей святой веры он «в пагубной извращенности отправил к ним учителей арианской догмы» (VII.33.19). За гонением на православных священнослужителей и монахов следует мятеж Фирма в Африке (VII.33.5), а «некоторое время спустя, как Валент начал по всему Востоку терзать Церкви и убивать святых, этот корень несчастий дал обильнейшую поросль»: начинается нашествие готов (VII.33.9–10). Крах римской армии под Адрианополем и гибель Валента позволяют Орозию еще раз обратиться к рассуждениям об участии Бога в истории и подчеркнуть универсальность принципа наказания Господнего нечестивых императоров (VII.33.13–19). Возрождение Империи, выход ее из кризиса, связанного с правлением Констанция II, Юлиана и Валента II, происходит при Феодосии Великом. Он становится одной из важнейших фигур истории «христианской Империи» у Орозия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Енё Гергей СПИСОК ПАП И АНТИПАП Св. Петр, (33)-64(67) Св. Лин, 67–76(78) Св. Клет(Анаклет), 76(78)-88(90) Св. Климент I, 88(90)-97(99) Св. Эварист, 97(99)-105(107) Св. Александр I, 105(107)-115(116) Св. Сикст I, 115(116)-125 Св. Телесфор, 125–136 Св. Гигин, 136–140 Св. Пий I, 140-(154)155 Св. Аникет, (154)-(165)166 Св. Сотер, (165)166-(174)175 Св. Элевтерий, (174)175–189 Св. Виктор I, 189–199 Св. Зефирин, 199–217 Наталис (антипапа) (199-[?]) Св. Каликст I, 217–222 Ипполит (антипапа), (217–235) Св. Урбан I, 222–230 Св. Понтиан, 230.VII.21–235. IX.28 Св. Антер, 235.XI.21–236.I.3 Св. Фабиан, 236.I.10–250.I.20 Св. Корнелий, 251.III-253.VI Новациан (антипапа), (251–268) Св. Луций I, 253.VI.25–254.III.5 Св. Стефан I, 254.V.l2–257.VIII.2 Св. Сикст II , 257.VIII.3O-258.VIII.6 Св. Дионисий, 259.VII.22–269. XII.26 Св. Феликс I, 269. I.5–274. XII.30 Св. Евтихий, 275.I.4–28З.XII.7 Св. Гай, 283.XII.17–296.IV.22 Св. Марцеллин, 296.VI.30–304.X.25 Св. Марцелл I, 308.V.27–309.I.16 Св. Евсевий, 309(310)IV.18–309(310) VIII.17 Св. Мильтиад (Мельхиад), 311.VII.2–314.I.11 Св. Сильвестр I, 314.I.31–335.XII.31 Св. Марк, 336.I.18–336.X.7 Св. Юлий I, 337.II.6–352.IV.12 Либерий, 352.V.17–366. IX.24 Феликс II (антипапа), (355–358; 365.XI.22) Св. Дамас I, 366.X.1–384.XII.11 Урсин (антипапа), (366–367) Св. Сириций, (384.XII.l5–399.XI.26) Св. Анастасий I, 399.XI.27–401.XII.19 Св. Иннокентий I, 401.XII.22–417.III.12 Св. Зосима, 417.III.18–418.XII.26 Св. Бонифаций I, 418.XII.29–422.IX.4 Евлалий (антипапа), (418.XII.29–419) Св. Целестин I, 422.IX.10–432.VII.27 Св. Сикст III, 432.VII.31–440.VIII.19 Св. Лев I (Великий), 440.IX.29–461.XI.10 Св. Иларий, 461.XI.19–468.II.29 Св. Симплиций, 468.III.3–483.III.10 Св. Феликс II, 483.III.13–492.III.1 Св. Геласий I, 492.III.1–496.XI.21 Св. Анастасий II, 496.XI.24–498.XI.19 Св. Симмах, 498.XI.22–514.VII.19 Лаврентий (антипапа), (498,501–505) Св. Гормизд, 514.VII.20–523.VIII.6 Св. Иоанн I, 523.VIII.13–526.V.18 Св. Феликс III , 526.VII.12–530.IX.22 Бонифаций II, 530.IX.22–532.X.17

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Когда папа Григорий VII из-за конфликта с имп. Генрихом IV решил наладить отношения с норманнами, он поручил Дезидерию снять отлучение с герц. Робера Гвискара. Во время переговоров в Чепрано близ М.-К. Робер Гвискар и Иордан Капуанский поклялись в верности понтифику и были восстановлены им в правах (29 июня 1080 - Italia Pontificia. 1935. P. 18-19). Спустя год Григорий VII повелел аббату привести на помощь норманнское войско ( Greg. VII, papa. Reg. ep. VIII 15; IX 4, 11). Когда в 1082 г. имп. Генрих IV подступил к Риму, чтобы низложить Григория VII, аббат Дезидерий встретился с ним на Пасху в Альбано. Согласно монастырской хронике, Дезидерий напрасно уговаривал императора отступить (Chronica monasterii Casinensis. III 50). По мнению нек-рых исследователей, аббат мог заключить с ним соглашение ( Loud. 1979. P. 320-321; ср. иное мнение: Cowdrey. 1983. P. 124-165). Папа Григорий VII заподозрил Дезидерия в сговоре с императором и отлучил его от Церкви; примирение с понтификом состоялось лишь в дек. 1083 г. Во время последнего похода императора на Рим аббат обеспечил папе Григорию VII поддержку герц. Робера Гвискара, который вывез понтифика из Рима и предоставил ему убежище в Салерно. В этот период Дезидерий окончательно помирился с понтификом и обеспечил его всем необходимым для жизни в изгнании (Chronica monasterii Casinensis. III 53; подробнее см.: Cowdrey. 1983. P. 122-176). После кончины Григория VII папская курия попала в сложное положение из-за схизмы и конфликта с императором. В мае 1086 г. на Папский престол был избран аббат Дезидерий. Вероятно, кардиналы рассчитывали на то, что норманнские правители помогут ему преодолеть кризис в Церкви ( Loud. 1979. P. 323). Однако Дезидерий отказался занять Папский престол и уехал в М.-К. Большинство сторонников григорианской реформы , в т. ч. маркгр. Матильда Тосканская, высказывались в пользу Дезидерия, хотя крайние реформаторы, прежде всего Гуго из Ди, архиеп. Лионский, считали его отступником, предавшим дело папы Григория VII. Весной 1087 г. на Соборе в Капуе Дезидерий неохотно согласился занять Папский престол и в сопровождении князей Иордана Капуанского и Гизульфа Салернского отправился в Рим, где его встретила маркгр. Матильда с войском. Несмотря на присутствие в городе антипапы Климента III , 9 мая 1087 г. в Риме состоялась интронизация Дезидерия, принявшего имя Виктор III . Вскоре понтифик вернулся в М.-К. и созвал Собор в Беневенто, на к-ром присутствовали епископы из норманнских владений в Юж. Италии. После Собора тяжелобольной Виктор III скончался в М.-К. (16 сент. 1087) (подробнее см.: Fliche A. La Reforme grégorienne. Louvain, 1937. T. 3. P. 195-214; Cowdrey. 1983. P. 177-213; Colotto C. Vittore III//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 2. P. 217-222).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Однако из-за волнений в городе Собор пришлось отложить (в нояб. 1405), а затем и вовсе отменить (1406). Это было фактически единственной попыткой преодоления схизмы, предпринятой во время понтификата И. Известно также о переговорах, к-рые папа вел незадолго до смерти с послами короля Кастилии. Однако они не имели успеха. И. приписывалось проведение реформы ордена францисканцев, в результате которой срок полномочий провинциалов ордена был сокращен до 6 лет. К понтификату И. относится введение греч. языка в Римском ун-те (булла «Ad exaltationem»). В июне 1405 г. И. назначил 11 кардиналов, 3 из к-рых впосл. стали Римскими папами ( Григорий XII (1406-1415), Александр V (1409-1410; см. Александр V , антипапа) и Мартин V (1417-1431)). Похоронен в соборе св. Петра. Ист.: LP. Vol. 2. P. 508-510, 531-533, 552-554; Acta Urbani VI (1378-1389), Bonifacii IX (1389-1404), Innocentii VII (1404-1406) et Gregorii XII (1406-1415)/Ed. A. L. Tautu. R., 1970; Lettres d " Innocent VII (1404-1406)/Éd. M. Maillard-Luypaert. Brux., 1987. Лит.: Kneer A. Zur Vorgeschichte Papst Innocenz VII. (1404-1406)//Hist. Jb. Münch.; Freiburg, 1891. Bd. 12. S. 347-351; Finke H. Zum Konzilsprojekte Innocenz VII.//RQS. 1893. Bd. 7. S. 483-485; Bliemetzrieger F. Die Konzilsidee unter Innocenz VII. und König Rupprecht//Studien und Mitteilungen aus dem Benediktiner und Cistercienser Orden. Würzburg, 1906. Bd. 27. S. 355-367; Valois N. La France et le Grand Schisme d " Occident. P., 1901. Vol. 3; Bolino G. Papa Innocenzo VII di Guiseppe Capograssi//Boll. della Deputazione Abruzzese di Storia Patria. Aquila, 1980. Vol. 70. P. 487-510; Gualdo G. «Litterae ante coronationem» agli inizi dell " 400: Innozenzo e Gregorio XII//Atti dell " Istituto Veneto di Scienze, Lettere ed Arti. Cl. di Scienze Morali. Venezia, 1982. T. 140. P. 175-198; Russo R. Innocenzo VII: il papa sulmonese nel turbine del grande scisma d " Occidente. Sulmona, 1996; Maillard-Luypaert M. Innocent VII//The Papacy: An Encycl. N. Y., 2002. Vol. 2. P.

http://pravenc.ru/text/468785.html

340 . Список соборной грамоты Кирилла. С. 122–123 191 . [Т. 3. C. 122–123.] Cyrilli Alexandrini Epistula LXXVII: Ad Domnum episc. Antiochiae (CPG 5377t; ср. 9019.3t)//PG 77, 360–361. ACO II, 1, 3. P. 66–67 7–10). Mansi VII, 320–321. 5000/3. 341 . Список соборной грамоты Прокла. С. 123–124 192 . [Т. 3. C. 123–124.] Procli Constantinopolitani Epistula XIII: Ad Domnum Antiochenum (CPG 5910t; ср. CPG 9019.4t)//PG 65, 881–884. ACO II, 1, 3. P. 67–69 11–14). Mansi VII, 321–325. 5000/3. 342 . Собор Антиохийский. [Деяния]. С. 124–135. [Т. 3. C. 124–135.] Synodi Antiochenae (a. 445) Gesta (CPG 8900t; ср. CPG 9019.5t)//ACO II, 1, 3. P. 69–81 15–147). Mansi VII, 325–353. 5000/3. 343 . Окончание сих рассуждений и чтения актов. С. 135–137 193 . [Т. 3. C. 135–137.] Actio XV (postulatio Sabiniani episc. Perrhae) (CPG 9019t)//ACO II, 1, 3. P. 81–83 148–163). Mansi VII, 353–357. 5000/3. ДЕЯНИЕ XV (церковные определения, составленные святым и Вселенским Собором, собравшимся в Халкидоне). С. 137–149. [Т. 3. C. 137–149.] ACTIO VII (canones XXVII) (CPG 9008t); ACTIO PRIOR DE SEDE CONSTANTINOPOLITANA (canon XXVIII) (CPG 9015t) 194 344 . [Каноны 1–30]. С. 137–143 195 . [Т. 3. C. 137–143.] 345 . Подписавшиеся на Халкидонском Соборе. С. 143–149. [Т. 3. C. 143–149.] Qui subscripserunt concilio Chalcedonensi 196 //ACO II, 2, 2. P. 65.27–77.8. Mansi VII, 400–408. ДЕЯНИЕ XVI (…о преимуществах Константинопольской Церкви). С. 149–159. [Т. 3. C. 149–159.] ACTIO XVII (de privilegiis sedis Constantinopolitanae) (CPG 9018t); ACTIO PRIOR DE SEDE CONSTANTINOPOLITANA (canon XXVIII) (CPG 9015t) 346 . [Вступительная часть и рассуждения Собора]. С. 149–159 197 . [Т. 3. C. 149–159.] Actio XVII (de privilegiis sedis Constantinopolitanae) (CPG 9018t)//ACO II, 1, 3. P. 86–99 1–46). Mansi VII, 424–453. 5000/3. 346а. [Канон 28]. С. 150 198 . [Т. 3. C. 150]. 346б. [Подписи под текстом канона 28]. С. 150–154. [Т. 3. C. 150–154.] Actio prior de sede Constantinopolitana (canon XXVIII) (CPG 9015t; ср. CPG 9018t)//ACO II, 1, 3. P. 89–94 9). Mansi VII, 429–441. 5000/3. Grumel 1932, 128 (подпись свт. Анатолия Константинопольского).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

2 Дагрон Жильбер. Император и священник. Этюд о византийском «цезаропапизме». СПб., 2010. C. 57, 58. 3 Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. СПб., 2009. Книга V. Глава 5. C. 144. 15 Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. C. 226–230. 47 Али-заде Айдын Ариф оглы. Хроники мусульманских государств I–VII веков хиджры. М., 2004. C. 179, 180. 50 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. СПб., 1902. C. 10, 11. 53 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 23, 24. 57 Гиббон Э. История упадка и разрушения великой Римской империи. В 7 т. Т. 6. М., 2008. C. 257. 58 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 35–37. 65 Грегоровиус Фердинанд. История города Рима в Средние века (от V до XVI столетия). М., 2008. C. 410. 66 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 57, 58. 69 Шиканов В.Н. Византия – щит Европы. Арабо-византийские войны VII–XI вв. СПб., 2004. C. 70, 71. 71 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 71, 72. 90 Робертсон Дж. C. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. Пг., 1916. C. 868. 91 Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 80, 81. 99 Хроника анонимного монаха Псамафийского монастыря в Константинополе//Две византийские хроники. М., 1957. Глава 1. C. 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отношении духовенства Григорий VII настаивал, что ни у одного клирика не может быть другого государя, кроме папы, и другой семьи, кроме Церкви. И именно такой клир, свободный от стороннего влияния, должен избирать папу. Григорий VII вел борьбу с симонией и за целибат духовенства. В этом он был искусным политиком и соединил две различные по характеру реформы (симония - вопиющее безобразие, а целибат - спорное явление). Соединив эти два вопроса воедино, Григорий VII достиг успеха. Его опорой было несуществующее монашество, так называемые «патарии» (оборванцы) - это странствующие проповедники по благословению папы. Толпы патариев не давали людям ходить в те храмы, где не признавался целибат. Целибат был нужен, чтобы освободить духовенство от других привязанностей, кроме папской теократии. появились трактаты, доказывающие необходимость целибата (Петр Домиани - один из авторов этих трактатов). Во внешней политике Григорий VII вел борьбу против права монархов облекать епископов их полномочиями, то есть, против светской инвеституры. (Епископы были не только духовными вождями, но и крупными феодалами. И когда назначался епископ с санкции папы, в выборах участвовали местные феодалы данной епархии). Григорий VII стал добиваться, чтобы и духовная, и светская инвесттитура принадлежали папе. Земли, принадлежавшие епископам, составляли 1/3 всех европейских земель и передавались следующим епископам без наследования кому-либо. И если бы Григорий VII достиг своего, он мог бы стать владельцем почти половины Европы. Борьбу с инвеститурой папа начал вести сначала удачно - в Англии, Испании, затем в Богемии (Чехии), Скандинавии, Польше, Венгрии и даже на Западе Руси. Наибольшее сопротивление папа встретил со стороны короля Франции Филиппа I, английского монарха Вильгельма Завоевателя и императора германского Генриха IV. Филиппа I Григорий VII усмирил, пригрозив анафемой, Вильгельма - оставил впокое. Главная борьба папы развернулась с Генрихом IV. На требование папы отменить инвеституру Генрих собрал собор немецких епископов в г. Вормсе. Епископы осудили ложно папу в предосудительной связи с маркизой Тасканской Матильдой (аскетически настроенной), и объявили его низложенным как еретика, прелюбодея и узурпатора императорской власти. Григорий VII ответил отлучением императора и всех епископов, принявших такое решение. Подданные императора были объявлены папой свободными от присяги ему на верность. Князьям Германии папа предложил выбрать нового императора. Одновременно был дан срок, во время которого предлагалось разрешить ситуацию перед угрозой наложения интердикта. Данный указ был зачитан во всех храмах. (На соборе были не все епископы, многие было за папу).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

XXIV. Gregorius VII papa in litteris ad Wratislaum Bohemorum regem divinum officium in slavonica lingua celebrari prohibet. Король богемский Вратислав, вступивший на трон по смерти своего брата Спитигнева, скончавшегося в январе 1601 года 221 , обратился к папе Григорию VII с просьбою дозволить совершать божественные службы по всей Богемии 222 на славянском языке, мотивируя свою просьбу „желанием простого народа, к которому духовные мужи должны относиться с снисхождением 223 . Письмо короля не сохранилось, мы узнаем о нем из ответа папы Григория VII. Так как Вратиславу шлет ответное послание Григорий VII и это помечено 2 января 1080 года 224 , то мы заключаем, что богемский король писал именно Григорию VII, не Николаю II, Александру II или Кадалу, и писал вероятно в 1079 году. В своем ответе, из которого мы приводим лишь отрывок, касающийся занимаемого нас вопроса, папа Григорий VII не только категорически отказывает королю Вратиславу в его просьбе 225 , но даже называет желание короля, „неразумным“ и советует ему „всеми силами противиться подобной суетной необдуманности“ 226 . – Принимая во внимание, что в борьбе папы Григория VII с императором Генрихом IV Богемский король принял сторону последнего, надо полагать, что рассматриваемое послание Григория VII не имело большего влияния на Вратислава. XXV. Innocentius IV papa ad Seniensem licentiam concedit in partibus Slavoniae divinum officium slavice celebrandi Аграмская церковная провинция (Zagrabia) заключает в себе до настоящего времени два диоцеза – Модр (Modrusia) и Ценг (Zengg, Segnia, Senia), из которых последний обнимает хорватское побережье. В конце 1247 года, епископ Ценгский просил папу Иннокентия IV дозволить богослужение на славянском языке 227 , так как жители его диоцеза употребляют особую, изобретенную Иеронимом 228 азбуку 229 . Как имя того Ценгского епископа, так и письмо его к папе нам неизвестны. Папа Иннокентий IV отвечал тому епископу из Лиона, от 18-го марта 1248 года 230 полным согласием на употребление славянского языка при богослужении, находя, что язык должен служить для дела, а не наоборот; но так как епископ мотивировал свою просьбу местными обычаями, то папа разрешал славянское богослужение лишь для тех местностей, в которых богослужение на славянском языке вошло уже в обычное употребление; папа предваряет, что от различия языков, славянского и латинского, не должно пострадать самое богослужение 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Анастасий свидетельствует, что Севир, хорошо знавший все эти дифизитские цитаты Святых Отцов, сознательно идет на подлог. Синаит приводит слова из первого Послания Севира Нефалию, где тот объясняет свой подход к святоотеческому Преданию. Согласно Севиру, слова древних Святых Отцов, в которых они ясно называют две природы во Христе, в устах этих Отцов были истинны и безупречны. Но «многие из называемых безупречными выражений древних Отцов после Нестория стали считаться не безопасными», даже если это слова самого свт. Кирилла Александрийского . Запрещение дифизитских выражений необходимо как лекарство от язвы, то есть от поразившей Церковь «язвы пустословия Нестория» (VII, 1, 3–23; 214). Процитировав эту фразу из Севира, преподобный Анастасий не жалеет сарказма и иронии, опровергая ересиарха. Синаит готов рукоплескать этому ниспровергнутому Церковью оратору, который «непреднамеренно облагодетельствовал Церковь и Халкидонский Собор, как и распявшие Христа на древе» (VII, 1, 26–27; 214–215). Преподобный отец извлекает «три выгоды» из этих слов монофизитского богослова. Во-первых, Севир сам засвидетельствовал, что Святые Отцы говорят о двух природах во Христе (VII, 1, 27–30; 215). Во-вторых, согласно Севиру, среди этих Отцов сам свт. Кирилл Александрийский (VII, 1, 31–35; 215). Наконец, «третью выгоду нам доставляет этот громкий оратор, утверждающий, что против болезней и против обнаруженных ересей необходимо готовить лекарства, то есть менять догматы » (VII, 1, 37–39; 215). Согласно Севиру, Святые Отцы стали применять дифизитские выражения против ереси Ария (VII, 1, 39–42; 215). Этими словами Севир сам дал преподобному Анастасию довод для опровержения своих христологических заблуждений, ибо «посредством слов уст своих грешник уловился» (VII, 1, 43–44; 215). Ибо если из-за болезни Ария, проповедовавшего одну природу во Христе Боге нашем, Святые Отцы, ниспровергнувшие этот догмат как нечестивый, возвестили две природы, тем более ныне из-за Евтихия, Диоскора, Петра [Кнафея], Тимофея, Феодосия, Юлиана, Гайана, Варсонофия, Иакова, величавого начальника этого десятирогого хора Севира и остальных ересиархов, учащих по-ариански об одной природе во Христе, благоразумно, своевременно и справедливо провозглашать две природы, нераздельно соединенные по ипостаси в едином лице Христа (VII, 1, 44–55; 215).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

( Millar. 1971. P. 11), П. С. был окончательно осужден как за безнравственное поведение, так и за приверженность лжеучению, к-рое было отождествлено с ересью рим. адопцианина Артемона ( Euseb. Hist. eccl. VII 30. 16). В Соборе принимало участие большое число епископов, пресвитеров и диаконов (Ibid. VII 30. 2). Свт. Фирмилиан Кесарийский также отправился на Собор, но умер на пути в Антиохию во время остановки в Тарсе (Ibid. VII 30. 5). Для изобличения ереси П. С. был устроен публичный диспут. Ересиарху противостоял Малхион, пресвитер и глава антиохийской эллинской школы. Дебаты фиксировались скорописцами (Ibid. VII 29. 2). На место осужденного и низложенного Собором П. С. был поставлен еп. Домн I , сын еп. Димитриана (Ibid. VII 30. 17). О своих решениях Собор сообщил в послании к Римскому еп. Дионисию и Александрийскому еп. Максиму, копии текста были разосланы и в др. Церкви (Ibid. VII 30. 1-2). Несмотря на соборное осуждение, П. С. отказался освобождать церковное здание. В 272 г. Антиохия была занята имп. Аврелианом и возвращена в состав Римской империи. Противники П. С. обратились с жалобой на него к императору-язычнику. Аврелиан выяснил, что Римский и италийские епископы находятся в общении с Домном, и изгнал П. С. из церкви (Ibid. VII 30. 19). Богословские воззрения П. С. не поддаются детальной реконструкции из-за скудости свидетельств источников, авторы к-рых единодушно рассматривают Антиохийского епископа как еретика. П. С. отрицал тождество Божественного Логоса и Христа, Сына Божия ( Athanas. Alex. Or. contr. arian. IV 30; Riedmatten. 1952. P. 137). Первый, по его учению, не имел самостоятельного бытия, но пребывал как слово в человеке ( Epiph. Adv. haer. 65. 1; ср.: Ibid. 73. 12), Христос же был простым человеком ( Euseb. Hist. eccl. VII 27). Именно человек, а не Слово Божие родился от Пресв. Девы Марии ( Riedmatten. 1952. P. 136, 153), хотя Он превосходил всех благодаря пребыванию в Нем благодати Духа (Ibid. P. 136) и был предопределен от века ( Athanas. Alex.

http://pravenc.ru/text/2578573.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010