1) Die göttliche Sendung Jesu aus seinen Weissagungen erwiesen. von Dr. Sandermann, in Frints theol. Zeitschrift, 1821, IX Jahr. 11, В. I. H; 2) Jesus, der göttliche Prophet..., von Stäudlin, Göttingen. 1824.    Antiqu. XX, cap. 2; de bello Judaico II, cap. 23.    См. у Ориген. contra Celsum lib. I, n. 17.    Flavii Antiqu. XX, cap. 5 et 8.    Tacit. Hist. I, c. 2; Plin. Hist. Nat. II, c. 84 seu 86.    Antiqu. XX, cap. 3.     Joseph. Flav. De bello Judaico VI, c. 46.     Tacit. Hist. I, c. 2; Plin. Hist. Nat. II, c. 84 seu 86.     Joseph. Flav. De bello Judaico VI, cap. 31; Tacit. Hist. V, cap. 13.    De bello Jud. V, cap. 13.    De bello Jud. lib. VII.    Hist, Eccles. III, cap. 5.     Flav. De bello Jud. V, cap. 12.    Lib. V, cap. 27     Flav. De bello Jud. Lib. VI, et VII.    Lib. VII, cap. 1.    Lib. VI, cap. 45; V, cap. 27.    Lib. VI, cap. 45; VII, cap. 2.    Златоуст, против Иудеев о том, что И. Христос есть Бог, п. 16; Исидор. Пелус. кн. IV, письм. 74 и др.    1) История воскресения Христова, Хр. Чт. 1833, 11, стр. 19; 2) Доказательство, признаки и следствия воскресения И. Христа, там же стр. 42; 3) Les témoins de la résurrection de J.-C., examinés et jugés selon les règles du barreau, par Scherlock, trad, de l’anglais. Hag. 1732; 4) Humfredi Ditton — Veritas religionis Christianae ex resurrectione Jesu Christi, demonstrativa methodo comprobata per Georg. Franck. Presburg. 1811; 5) Observations de Gilbert West sur l’histoire et sur les preuves de la résurrection de Jésus-Cbrist, trad, par 1’аввé Guenée, Paris, 1757.     Иустин. Разговор с Трифоном п. 108.    «Если бы Апостолы хотели украсть, говорит св. Златоуст, то не нагое бы украли тело,— не потому только, чтобы тем не нанести бесчестия, но и потому, чтобы, раздевая его, не разбудить тех, которые могли встать и схватить их. А снять одежду с тела было трудно, и требовалось на это много времени, потому что смирна прилипла к телу и одежде, как клейкое вещество». Беседа на Евангелие Матвея ХС.    См. Хр. Чт. 1835, 11, стр. 297—312: Мысли учителей Церкви о первых Богомудрых проводниках Евангельского слова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Paris, 1843, и 2) Villiam Paley – в немецком переводе под заглавием: Übersicht und Prüfung die Beweise und Zeugnisse für das Christentum, mit Caner Vorrede von Nässelt, Leipzig. 1792, th. II, cap. 6. 433 Antiqu. lib. XVIII, cap. II, sect. 2, cap. V, sect. 3. Также De bello Judaico lib. II, cap. 20. 434 Antiqu. lib. XVII, cap. 8, sect. I, et cap. 13, sect. I; lib. XVIII, cap. 5, sect. 6, et cap. 6, sect. 1 et 4. 436 Productique onmes, virgisque caesi ac securi percussi... Tit. Liv. lib. XI, cap. 15; Joseph, de bello Jud. pag. 1247, edit. Huds. 439 Eo pius, ut etiam vetus veterrimumque supplicium patibulum, et cruribus suffringendis, primus removerit. Aur. Vict. Ces. cap. 42. 444 ’ θος ν τo ς Γαλιλιοις ν τ ις ωρτας ις τ ν ερν πλιν παραγενομνοις δυειν δι τς Σαμαρων χρας, κα καθ’ δν υτδις κμης τς Ναιλεγομνης. Antiqu. lib. XX, cap. 6. 448 В этом, как известно, укоряют даже Квинта Курция и Тита Ливия. Тит, например, забывши различие времён и обстоятельств, смешивает древнюю географию с новой, и говорит о Синуессе, Пренесте и Арпии, называя их новыми именами, употреблявшимися в его время, тогда как следовало бы называть их Синопом, Аргосом-Гиппиумом и Стефанией. Таким же точно образом открыт обман Филострата, описавшего жизнь пресловутого Аполлония Тианского. Это жизнеописание, уверяет Филострат, составил он по памятным запискам Дамиса, неотлучного спутника Аполлония во время его путешествий, между тем на каждом почти шагу в своём повествовании противоречит тогдашнему состоянию мест, где Аполлоний и Дамис путешествовали. Так, он приводит своего героя в Вавилон, и описывает этот город великим и цветущим, между тем как в эту пору Вавилон представлял собой только обширную развалину и пустыню, изображает также Спарту городом вольным в то время, как она находилась под игом Римлян (Vit. Apollon. Thyan. per Philostrat. Lemm. Sen. lib. I, c. 18 et lib. IV, c. 2). 450 См. особенно вышеуказанное свидетельство об этом св. Иринея – Contra haeres. lib. III, с. XI, n.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

449 По Талмуду (Хуллин, f. 24, а), 50 лет считалось предельным возрастом только во время странствования по пустыне, а впоследствии позволялось служить до потери голоса. 450 Иосиф Флавий относительно деления священников и левитов при Давиде замечает: κα διμεινεν ο τος μερισμς χρι τς σ μερον μρας (Antiqu. VII, 14, 7). Во время второго храма священники делились также по их особым специальным назначениям: на католикин ( ) – казначеев, аммаркалин ( ) – ризничих и ключарей и гизбарин ( ) – контролеров или податных инспекторов, а также на 15 префектов ( ), – стоявших во главе отдельных коллегий и наблюдавших за разными функциями храмового служения, как-то: за временем службы, временем открытия и закрытия дверей храма, караулом, музыкантами и певцами, за жеребием, за жертвенными птицами, за штемпелеванием животных, возлияниями, за больными, за водой, за дровами, за приготовлением хлебов предложения, за благовонным курением и за пряжей для завес и священнических одежд (Schegg, Biblische Archäologie, SS. 557–558). 454 Вопрос об урим и туммим считается почти неразрешимым в науке. Иосиф Флавий, некоторые отцы церкви, а также раввины урим и туммим отождествляли с драгоценными камнями, вставленными на лицевой стороне наперсника, по блеску которых вопрошавший Бога первосвященник узнавал волю Божию по тому или иному делу. См. Antiqu. jud. III, 8, 9; св. Иоанна Златоуста (против иудеев слово VÏ «на камнях, которые были на груди первосвященника, было некоторое сияние, или так называемое явление»; ср. твор. св. И. Злат, в рус. пер., 1895 г., т. 1, стр. 711); бл. Феодорита, (На Исх. 60 вопрос, 14, б); св. Ефрема Сирина (на Ос. 3 гл.); блаж. Августина (Quaest. sup. Exod. 117). Иоанн Буксторфий, обозревший талмудические мнения об урим и туммим, говорит: apparet igitur, talmudicos urim et tummim idem habuise quod pectorale, ita ut Urim et Tummim quasi dignitatem pectoralts denotent, quae Talmudi sententia vera esse videtur, (Ioan. Buxtorfii, Lexicon chald., talmud.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

1 Т. е. Исаия, Давид и Павел. 2 Ангелы, херувимы и серафимы. 3 Здесь указывается на посл. к Гал. IV:22—26, где Христова церковь или «вышний Иерусалим» уподобляется свободной Сарре, а иудейская церковь или «нижний» , земной Иерусалим — рабыне Агари. 4 Επιγινωσκιτε αλληλους равносильно диаконскому возглашению в литургии верных: «возлюбим друг друга» , по употреблению в Св. Писании, 1 Кор. XVI:18. 5 Здесь недостает окончания, а в следующем отделении начала. 6 т. е. склонным к иудейству. 7 Христианам, держащимся иудейства. 8 Здесь и в других местах этого слова св. Златоуст под Пасхою христианскою разумеет таинство евхаристии. 9 т. е. вместе с иудеями, до определения Никейскаго собора о праздновании христианской Пасхи не в одно время с иудейскою. 10 т. е. касательно празднования христианской Пасхи не в одно время с иудейскою. Разумеется первый вселенский собор в 325 г. по Р. Х. 11 Josephi Flavii Antiqu. Jud. lib. X, cap. XI, 7. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3377...

Ib. 163 и Lueken, Michael, 33 сл. 467 Lueken, 10. В самой книге Еноха место Уриила занимает иногда Фануел (40, 9) или Arsjblaljur (гл. 10), а место Рафаила (40, 6) – Сурьян (Суриил, 9, 1). 468 О других перечислениях 7 ангелов см. Lueken 37 и Weber 164. 469 Weber, 163. 470 Ib., 197 сл. В четвертой книге Баруха, 11 (ed. James в Texts and Studies Robinson " a, 92) Михаил принимает от ангелов молитвы людские у врат небесных и приносит их пред лицо Божие. О роли Михаила в еврейской эсхатологии см. выше, стр. 309. 471 Lueken 53; Тайны Еноха 19, 4. 472 Smьbbe, Jьdisch-babylonische Zaubertexte (1895), 23; Ср. Hilgcnfeld, Ketzergesch. 190. 473 Ср. Gunkel, Schцpfung und Chaos, 124–131; Jos. Bell. jud. V, 5, 5 (νμφαινον δ ο μν πτ λχνοι τος πλαντας); Antiqu. III, 6, 7 и 7, 7; Philo, Quis rerum div. haeres, 45 (III, 50) ...πομνηστον, τι τς κατ ορανν τν πτ πλαντων χορεας μμημ στιν ερ λυχνα κα ο π " ατς πτ λχνοι и т. д. 474 Strom. VI, 143 πτ μν εσιν ο τν μεγστην δναμιν χοντες πρωτγονοι γγλων ρχοντες cp. Lueken, 112 сл. 475 Hilgenfeld, Ketzergesch. 190 сл. Iren. adv. haer. I, 24, 1, 2. Человек был крайне несовершенным созданием и даже не мог стоять прямо, пресмыкаясь подобно червю, пока вышняя сила не сжалилась над ним, не послав в него искру жизни. Ср. выше стр. 166–167, учение Филона, который также объяснял несовершенства человеческой природы тем, что ее создали ангелы. 476 Известно, что евреи нередко представляли ангелов в виде животных (в связи с учением о «Меркабе»), напр. льва, орла, тельцов, овец, змиев, примеры чему мы еще увидим ниже. «Гностики» Епифания имели апокрифическую книгу, где повествовалось о видении Захарии, который увидел νυρωπον σττα voυ μορφν χοντα haer. 26, 12. 477 Ср. Lueken, 117. Мытарства усопшего изображались аналогичным образом и другими гностиками, напр. маркосианами (Hilgenfeld, 381 сл.), а также мандейцами (семь matarta или мытарств см. Brandt, Die Mandдische Religion (1899), § 38). Ср. также Pistis Sophia (ed. Schwarze-Petermann 1851–3) IV, стр. 360, 366. См. Anz, Ursprung., d. Gnost., 70 сл. 478

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

v. Em. Schbrer, s. 418. Иосиф Флавий так говорит об этом первосвященнике Анне: «об этом старейшем Анне говорят, что он был счастливейший из людей, потому что имел у себя пятерых сыновей, из которых каждому досталось служить Богу в чине первосвященника, кроме того, что сам он долгое время носил этот сан. Такого счастия не удостоился ни один из первосвященников, бывших прежде него». Antiqu. XX, 9, 1. 183 – так называется это судебное учреждение в Мишне, – Middoth c. V. n. 3 (Surenh. pars V, pag. 378); иногда просто – дом великого суда или – великий синедрион. Sanhedr. XI, 2, 4. Horaioth. I, 5. (Surenh. pars IV, pag. 494). 187 См. Lehrbuch d. Neutest. Zeitg. v. Schürer, s. 408. Handwörterbuch d. bibl. Altert. v. Aug. Riehm. B. II, 1884, s. 1595. Real-Encyklop. v. Herzog und Plitt. B. XV, 1885, s. 101. 189 Sanhedr. с. I, n. 6: Synedrium magnum septuaginta et unum judices habuit: minus tres et viginti. Unde constat LXXI fuisse istius synedrii judices? Ex eo, quod dicitur: Num. XI, 16 . Congrega mihi septuaginta viros ex senioribus Israelis. His Moses junctus erat. En tibi LXXI. (Surenh. pars IV. pag. 214) Сравн. c. I, n. 5 (ibid., p. 213) Schebuiot c. II, n. 2 (ibid., pag. 296); Echa Rabbati 59, 2. 191 Bell. jud. II, 20, 5. Сравн. Neutest. Zeitgesch. v. Hausratb. Th. I, s. 69. Characterbilder aus d. heil. Schrift V. Grube. Th. I. Leipzig. 1853, s. 405–406. Bibl. Realwurterbuch v. Winer. 1848. B. II, s. 551. Real-Encyklop. V. Herzog und Plitt. B. XV s. 102. Bibel-lexicon v. Schenkel, B. V, s. 447. Handwurt. d. bibl. Altert. v. Riehm. B. II, s. 1596. 193 В Iadaim III, 5 число 72 названо определенно: dixit R. Simeon filius Azai, ego accepi ex ore septuaginta et duorum seniorum, eo die, quo R. Eleazarem filium Azariae in seuatum cooptarunt, quod canticum canticorum et Ecclesiastes pollu- ant manus (Surenh. pars VI, pag. 487). Сравн. c. IV, n. 2 (ibid., pag. 488). См. также Handbuch d. bibl. Alterth. v. lli- oli, B. I, s. 36. Archaeologia biblica a Joh. Jahn. § 244, pag. 343 или на немецком языке его же Biblische Archäologie Th.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

18 Намек на этот факт, как будто дается в Нав.24:9 «Восстал Валак сын Сепфоров, царь Моавитский и пошел войною на Израиля, и послал и призвал Валаама сына Веорова, чтобы он проклял вас». У LXX слово передано сл. παρετξατο ставить в боевую линию, вступать в бой, сражаться. В частности, из контекста Суд.10–11:24 не трудно усмотреть, что речь идет не просто о военных схватках, а о захвате, о завоевании земли израильской. Такого завоевания Валак, конечно, не сделал, ибо и сама израильтяне в это время ещё не уселись окончательно на землях Аморреев, а с другой стороны, Моавитяне в силу вышеизложенных обстоятельств в не в силах были преодолеть Евреев, что видно из непосредственно сообщаемых у Иисуса Навина, что после войны или военной схватки было по слово приглашение Валааму. 19 По свидетельству Иудейского писателя I века по Р. Хр. Иосифа Флавия (Antiqu. IV, 6:2), Валак был в старой дружбе и союзе с Мадианитянами. Таргум Псевдо-Ионафана Чис.22:4 говорит даже, что цари назначались поочередно от обоих народов, и Валак был Мадианитянин. И хотя эти показания нуждаются в более надежной обосновке, все же факт обращения Моавитян к Мадианитянам за содействием в этом случае и совместное их участие в прискорбном событии блудного служения Евреев с дочерями Моава ( Чис.25 гл.) представляют достаточное основание предполагать между этими двумя племенами, близкими по религии и языку, некоторые тесные отношения (ср. Властов, Св. летопись, Чис.22:2–4 прим. 2) В Нав.13:21 князья или старейшины Мадианитян Евий, Рекем, Цур, Хур и Рева называются князьями Сигона, паря Аморрейского, который по свидетельству Чис.21:26 воевал с прежним царём Моавитским и взял землю Моавитян до р. Арнона. Таким образом, ещё прежде этого события Моавитяне и Мадианитяне имели повод соединяться для противодействия общему врагу – Сигону Аморрейскому. По-видимому, Мадианитяне главенствовали в этом союзе. 20 Так можно думать на основании приведенного показания Нав.13:21 : «и всё царство Сигона, царя Аморрейского, который царствовал в Есевоне, которого убил Моисей, равно как и вождей Мадиамских, Евия, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву, князей Сигоновых, живших в земле той». Ср. Kurtz Geschihcte d. a. Bund. II, S. 457. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Быт.30:40 . И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана. Второй прием: кроме впечатления на овец и коз, производимого пестрыми прутьями, Иаков, имея ввиду тот же закон природы, производил на них впечатление видом пестрого скота, заставляя последний проходить пред глазами маток, но, помня условие, не смешивать все-таки скот свой со скотом Лавана. Быт.30:41–42 . Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову. Наконец, третий прием: желая иметь скот не только в большом количестве, но и хорошего качества, а с другой стороны – не сделать увеличение своего скота слишком заметным Лавану, Иаков означенные два приема применял только в то время, когда зачинался скот крепкий, т.е. ранней весной (Rosenmuller, Scholia, 1:1, p. 478–479), а когда имел зачинаться скот слабый, то предоставлял дело самой природе, и скот рождался одноцветный, достававшийся Лавану. Быт.30:43 . И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота [и крупного скота], и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов. Приобретаемый все в большем количестве скот Иаков продавал и променивал на нужные ему предметы: так он обогатился, – благословение Исаака явно начало сбываться над Иаковом. Но вместе с тем отношения его к Лавану стали обостряться – снова создавалось для Иакова положение вещей, требовавшее божественного содействия и руководства, и оно было дано ему (гл. 32–33). 3 По И. Флавию (antiqu. i, 18, 19) значение «Неффалим» – μηχνητος – δι τ ντιτεχνσασθαι («непобедимый, по причине борения искусством»). 4 Маханаим Еврейская Библия Лекции З. Дашевского по книге «Шмуэль». – «Те терафим, которые Рахель похитила у Лавана, явно, как видно из текста Торы, были предметом идолопоклонства. Лаван прямо говорит Иакову: «Зачем ты украл моих богов?» Нет никаких оснований даже подумать о том, что в доме у Давида может быть какой-то подобный предмет. Терафим – это существительное множественного числа, но совершенно очевидно, что это не обязательно обозначает множество предметов, а называется так в виду большого размера, например. По большинству мнений это – некая фигура, имеющая человеческие формы».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Доказательства того, что Соломон был действительно вторым, а не четвертым, сыном Вирсавии, как могло бы казатвсл на освовании 1Пар.3:5 , можно читать у Богородского. Еврейские цари. Стр. 320. Прим. 5. 251 В первом месте говорится, что назначено писцов и судей шесть тысяч; во втором, – что из племени Хевронова 1700 имели надзор над Израилем по сю сторону Иордана, к западу, по всяким делам служения Господня и по службе царской, – и 2700 над коленами по ту сторону Иордана по всем делам Божиим и делам царя. Толкователи соглашаются, что в том и другом месте речь об одних и тех же левитах. Но как согласить различие в числах на 1600 человек? Предполагают порчу текста или неполноту перечня в 26, 30. Lange. Theologisch-homiletisches Bibelwerk. Alt. Test. Theil. VIII. S 170; Keil Chronik. S. 209. Несоответствие между числом левигов с пространством территории по сю и по ту сторону Иордана Вейс объясняет большею опасностью со стороны языческого образа мыслей именно на восточной стороне Иордана, требовавшею большего числа представителей закона. Он же предполагает, что к местным судам из старейшин города назначено было по два или три левита, основываясь в этом своем предположении на следующих словах Иосифа Флавия, влагаемых последним в уста Моисея. «Во всяком городе да будут начальниками семь мужей добродетельных и ревнующих о правде. И ко всякому правительству да присоединятся по два служителя от колена левитов» (Antiqu. IV, 8. 14). В пятокнижии нет такого определения. Но оно гармонирует с 1Пар.23:4 и 26:29. Вейс предполагает, что Флавий Давидово учреждение перенес на время Моисея. Weiss. David und seine Zeit. S. 205. 252 Что еще во время своего царствования над Иудою и даже в первое Давид разделил свое войско на 12 частей, можно заключать из сведений относительно Асаила, брата Иоавова. Как извество, Асаил был убит Авениром,быть может, за два года до воцарения Давида над всем Израилем ( 2Цар.2:18–23 ); между тем он стоит в ряду избранных тридиати богатырей (гибборимов 2Цар.23:24 ; 1Пар.11:26 ); кроме того о нем говорится, что он был начальником одной из 12 частей, на которые Давид разделил свое войско, и что ему, после его ранней смерти, наследовал в его должности его сын Завадия ( 1Пар.27:1,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иез.25:2 .  сын человеческий! обрати лице твое к сынам Аммоновым и изреки на них про­роче­с­т­во, Аммонитяне, несмотря на свое родство с Израилем, были постоянными врагами его, – с начала его существования: во время и судей ( Суд. 11.1 и д.), и царей – Саула ( 1Цар 11.1 ), Давида ( 2Цар 8:12, 10.1 ), до конца ( 1Мак 5.6 и д.). При Навуходоносоре они сначала в союзе с ним воюют, против Иудеи ( 4Цар 24.2 ), потом подстрекают Седекию против Вавилона ( Иер 27 ), может быть, являясь и виновниками отложения Седекии от Навуходоносора ( Иер 21.2 и д.); по падении же Иудеи присоединяют к себе ее область ( Иер 49.1 ); тогдашний царь их Ваалис является и главным организатором в убийстве вавилонского наместника Иудеи Годолии ( Иер 40:14, 41:10, 15 ). Но Иезекииль упрекает аммонитян только в злорадстве по поводу разрушения царства Иудейского. Это злорадство тем непростительнее, что они сами едва избежали ( Иез.21.19 ), и то пока только (ст. 28 и д.), меча Навуходоносора. Если Иосиф (Antiqu. 10:9, 7) рассказывает, о подчинении Навуходоносором Моава и Аммона в 5 году по разрушении Иерусалима, то, вероятно, оба народа немного потерпели при этом, раз Иезекииль грозит им еще «сынами востока» (ст. 10). Против Аммона пророчествовали еще Амос ( Ам 1.13 и д.), Софония ( Соф 2.8 и д.), Иеремия ( Иер 49.1 ) и Иезекииль по особому поводу ( Иез.21.28 ). Иез.25:3 .  и скажи сынам Аммоновым: слушайте слово Го­с­по­да Бога: так говорит Го­с­по­дь Бог: за то, что ты о святилище Моем говоришь: «а! а!», по­тому что оно по­ругано, – и о земле Израилевой, по­тому что она опустошена, и о доме Иудином, по­тому что они по­шли в плен, – «О святилище Моем». Насмешка, конечно, легко могла принимать и такое направление: Иез.35:13, 36.20 ; Иер 48:7, 49:3 . – «А! а!» евр. rear – междометие злорадства; у LXX здесь перифраз: «понеже порадовастеся о святых Моих», но в Иез.26.2 и Иез.36.2 – ευγε – «благоже». Иез.25:4 .  за то вот, Я отдам тебя в наследие сынам востока, и по­строят у тебя овчарни свои, и по­ставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010