393 Michaelis, Mosaische Recht (Frankfurt. 1774). Th. IV. S. 134 anm. При Неемии употребление оружия в субботу считалось, по мнению Михаелиса, еще дозволенным. Такое заключение Михаелис делает из угрозы Неемии „наложить руку“ на Тирских купцов, если они будут торговать в субботу. Heeм. XIII, 21 . 396 Michaelis, Ibid. S. 129–132; Smith, Dictionary of the Bible. v. III. p. 1069. Припомним, что И. Флавий н Дион Кассий скорое взятие Помпеем Иерусалима прямо объясняют тем, что евреи соблюдали рассматриваемый закон. Antiqu. XIV, 4, 3; Rer. Roman. XXXVII, 16, 17. 398 Гл. 6-я (См. Das Buch der Jubiläen, übersetz, v. Dillman в Jahrbiichcr der biblischen Wissenschaft v. H. Ewald. III. S. 70. Cp. Antiqu. XVIII, 9, 2; Bell. Jud. IV, 2, 3.) В последнем месте сообщается такой факт. Когда Тит осадил галилейский город Гискалу и, желая избежать кровопролития, в субботу начал вести переговоры о сдаче его, то Иоанн, сын Левия, стоявший во главе мятежников, просил отложить эти переговоры, ради святости дня, в который иудеям „не дозволяется – ни поднимать оружия, ни договариваться о мире“. Тит согласился и, отступив на некоторое расстояние от города, ожидал конца субботы. Этим обстоятельством н воспользовался Иоанн: в ту же ночь, с толпой приверженцев, он убежал в Иерусалим. 405 Antiqu. XIII, 8, 4; „ ουχ στι δ’ μν ο τε ν to ς σββασιν, ο τε ν τ o ρτ δεειν“. 406 Mischna, Erubin c. IV (Surenhusius, t. 2, p. 95 sq.); Babil. Erub. fol. 42 а (Seiden, lib. cit. p. 317). Бл. Иероним определяет субботний путь в 2000 шагов. Ad Algas. ер. 97, 10. Твор. бл. Иеронима ч. 3 стр. 211. 418 Antiqu. XIII, 8, 4. Здесь И. Флавий сообщает, что союзные войска Гиркана и Автиоха II-ro, выступившие в поход против Парфян, по просьбе Гиркана, оставались в течение двух дней на берегу р. Лика, из уважения к субботе и следующей за ней Пятидесятнице. Cp. Mischna Erub. I, 10. Surenbnsius, t. 2 p. 82. 421 Mischna, Busch baschschana I, 3, 9. Surenhusius, t. 2 p. 319. 323. По словам Маймонида, после разрушения храма Синедриону доносили только о начале месяцев Нисана н Тисри, на которые падали важнейшие праздники; раньше же объявляли о начале каждого месяца. Ibid. Cp. Bemidbar Rabba par. XVI. Wünsche, Bibl. Rabb. Bd, VIII. S. 413.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Нужные для постройки камни доставлялись из царских каменоломен, находившихся к северу и востоку от Иерусалима ( 3Цар. 5:17–18 ) 368 . Обработка камней отличалась между прочим тем, что по краям их с лицевой стороны были сделаны небольшие выемки, в 1 палец ширины, в которые вставлялись железные полосы, для скрепления камней. Прежде сооружения здания самого храма Соломон, по свидетельству Иосифа Флавия, соорудил для него основание, каковым служили стены, выложенные внутри скалы, по контуру площади которых должны были стоять стены храма. Высоту этого основания Иосиф Флавий определяет в 60 локтей (Antiqu. jud. VIII, 3, 2). План здания храма был тождествен с планом скинии. Некоторые особенности плана храма, сравнительно со скинией, обусловливались во-1-ых – его прикрепленностью к одному месту, во-2-х, топографическими особенностями вершины горы Мориа и в-3-х, – характером строительного материала. В храме различались: самое здание храма, боковые пристройки, притвор и дворы. Внутреннее пространство здания храма имело 60 локтей в длину, 20 локтей в ширину и 30 локтей в высоту. Но внешний размер его был значительно больше. Высота здания снаружи увеличивалась от того, что во 1-х, здание утверждалось на особом основании, которое одними определяется в шесть локтей 369 , а другими, согласно Иосифу Флавию (Antiqu. jud. VIII, 3, 2), свидетельство которого в данном случае не вполне ясно, – в 60 локтей 370 . Длина здания снаружи увеличивалась, во-1-х, на величину толщи стен здания с восточной и западной стороны, во-2-х, на величину примыкавшей с западной стороны здания боковой пристройки, а с восточной стороны – на длину притвора. Ширина здания, по крайней мере, в нижней его части, увеличивалась, во-1-х, на величину толщи стен здания и, во-2-х, на величину боковых пристроек к нему – как с северной, так и с южной стороны ( 3Цар. 6:2–6, 10 ). Таким образом наружная высота храма, слагавшаяся из высоты основания или, другими словами, цокольного этажа здания храма, определяемой большинством археологов в 6 локтей 371 , во-вторых, из высоты кровли здания, определяемой в 4 локтя, и наконец из внутренней высоты самого здания храма, в 30 локтей, может быть определена в сорок локтей (6†30†4­40). Наружная длина здания, слагавшаяся из толщи стены, боковой пристройки с запада, ширины внутреннего пространства пристройки, толщи стены храма, его внутренней длины, стены храма и наконец длины притвора с восточной стороны, может быть определена в 102 локтя (5†5†6†60†6†20­102). Наконец наружная ширина здания, слагаемая из толщи стен как боковых пристроек, так и самого здания храма, внутренней ширины храма и боковых пристроек, может быть определена в 52 локтя (5†5†6†20†6†5†5­52).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Подставы имели вид четырехугольных ящиков: 4-х локтей длины, 4-х локтей ширины и 3-х л. высоты. На вертикальных стенках ящиков были сделаны изображения львов, волов, херувимов и ветвей. Снизу подстав были приделаны медные ручки, прикрепленные к медным осям. На осях было надето 4 колеса, по 2 колеса на каждой оси. Сверху ящиков, по самой середине, выступал цилиндр в ½ л высоты, а по 4 углам выступали небольшие колонки. На этих колонках и цилиндре ставилась омывальница, имевшая вид чаши, четырех локтей в периметре, 1½ локтя высоты и 1½ локтя в основании. Каждая омывальница вмещала 40 бат. Внизу подстав, близ колес, были приделаны особые ручки, посредством которых подставы с находившимися на них омывальницами удобно было перемещать с одного места на другое (Antiqu. jud. VIII, 3, 6). 391 Иосиф Флавий говорит, что Соломон приготовил для храма множество разных сосудов, труб и облачения (Antiqu. jud. VIII, 3, 8). 395 Ср. Олесницкий, Ветхоз. Хр., стр. 384–385. Но данное место из первой книги Ездры (6:4), где Олесннцкий видит указание на ярусы здания храма, в русско-синод. читается так: «рядов из камней больших три, и ряд из дерева один». Эти слова книги Ездры многими относятся не к зданию храма, а к ограде двора, окружавшего храм (Ср. Кейль, Рим, Ринель, Новак, сопоставляющие это место с 3Цар. 6:36; 7:12 ). Но по прямому контексту указа Кира они могут быть отнесены только к зданию храма, о котором говорится выше и ниже этих слов. Эвальд относя эти слова к зданию храма, относительно самого плана храма говорит: «Wahrscheinlich aber hatte das Innere dieselben Verhältnisse, wie bei dem Salomonischen Tempel, die dreistöckigen Nebenhäuser aber waren zu 15 Ellen Breite vergrössert und über den 30 Ellen dieser drei Stöcke von Stein erhob sich ein 30 Ellen hoher Bau von Cedernholz» (Gesch. d. V. Isr., В. UV, S. 128, Anm.). Таким образом на основании 1Ездр. 6Эвальд ясно различает в здании храма Зоровавеля даже два этажа; каменный и деревянный, полагая на тот и другой по 30 л. Но текст дает основание видеть здесь не этажи, а ярусы одного здания, причем, если разложить 60 локтей, высоту всего здания храма, поровну между четырьмя рядами или ярусами его, то высоту казенной части здания храма, состоявшей из трех рядов, отмеченных, вероятно, тремя рядами окон, следует определить в 45 л., а высоту деревянной, состоявшей из одного ряда или яруса и имевшей один ряд окон – в 15 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

151 Христианское Чтение 1872 г., ч. I. Стр. 306–307 – «Разбор мнений современной отрицательной критики о времени написания Пятикнижия» Ф. Елеонского. 158 Franz Delitzsch, Comm. üb. Die Genesis. Lpz., 1872. S. 305. Migne PL. t. XXIII, coll. 890 et 961; Flavii Josephi opera. ed. B. Niese, vol. I: Antiqu. lib. I, 10, 1; lib. V, 3, 1; vol. II: Antiqu. VIII, 8, 4; vol. VI: Bell. Jud. IV, 1, 1. Путешествия русских людей в чужие земли. Изд. Сахарова. Ч. I. СПБ. 1837, стр. 91. 163 Заключение составителя чтений к его критическому обозрению содержания гл. 36 кн. Бытия нельзя признать достаточно основательным: период времени от Моисея до Саула настолько продолжителен (не менее 400 лет), что от существования двух разновременных интерполяций (составляющих, будто бы, главу 36-ю) никак нельзя заключать к происхождению интерполированного священного памятника, т. е. Пятикнижия, не иначе, как в эпоху Моисея. Необходимо заметить и то, что составитель совершенно напрасно усиливается подчеркнуть противоречие в повествовании гл. 36 Бытия с параллельными повествованиями той же книги; вполне возможно соглашение замечаемых разногласий и при допущении подлинности рассмотренной главы (см. «Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия». Москва, 1867. Ч. III, стр. 93–96; «Частное историко-критическое Введение» проф. Юнгерова. Вып. I. Стр. 70 и 74; а также т. 1-й «Толковой Библии», изд. под ред. А. П Лопухина . СПБ., 1911). Однако, православные толкователи Пятикнижия Моисеева, а равно и вообще наследователи ортодоксального направления, не скрывают того, что в главе 36-ой книги Бытия есть выражения, могущие возбудить сомнение у всякого читателя Пятикнижия (цит. соч. проф. Юнгерова, стр. 70 и прим. 21; возможность позднейших пополнений Пятикнижия также, в принципе, не отвергается. Митр. Филарет, в записках на кн. Бытия, высказывается так в заключение изъяснения главы 36-ой Бытия: «отнюдь не предосудительно для целости и чистоты писаний Моисеевых предполагать и то, что его сказание о потомстве Исава пополнено после него, подобно как книга Второзакония пополнена описанием его кончины; но из предыдущего видно, что в настоящем случае нет еще необходимой потребности в сей догадке» (стр. 96; сн. т. I-й «Толковой Библии», стр. 206).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

345 Де-Глин, ор., с., стр. 6–14; ср. его же Археологический альбом к I-й и IV-й кн. Моисея, рисунки 33–57. 346 То, что ветви светильника оканчивались на одной высоте с его средним стволом, явствует, во-1-х, из слов 70 о ветвях, как ξισομενοι λλλοις ( ξοδ. 38:15, edit. Tischend.); во-2-х, из свидетельства Иосифа Флавия о светильнике, что он заканчивался в 7 голов, расположенных одна за другой в порядке (Antiqu. jud. III, 6, 7); в-3-х, из свидетельства Филона и, наконец, в-4-х, – из изображения светильника на арке Тита в Риме. 347 Маймонид, Иад гахазака, VIII, 3. Ср. его объяснение к Менахот III, 7 по изд. Суренгузия, (t. 6, р. 75). 348 В Исх. 40говорится, что светильник был поставлен «против стола» ( ), что указывает на его параллельное положение относительно стола. Стол, стоявший по северной стороне святилища, имел в длину два локтя и в высоту 1½ локтя, а если сюда прибавить еще высоту хлебов предложения, лежавших на столе, то – высоту не менее 3 локтей. Стоявший параллельно ему по южной стороне святилища светильник, чтобы быть параллельным столу, должен был иметь одинаковую с ним как длину, так и высоту, т. е., 2 локтя длины и 3 локтя высоты. То же соотношение параллельности могло простираться и на распределение частей светильника, которые сообразно сему располагались таким образом, что нижнюю половину стола светильника (1½ л.) составляли его основание и основной ствол, а верхнюю половину (1½ л.) – продолжение ствола и выступающие из него по бокам ветви. Таким образом каждая пара ветвей отстояла от следующей пары на ½ локтя. Ср. Де-Глин, ор. с., стр. 14–16. 349 Слово (светочи) большинство библеистов переводит словом «лампады» (ср. русс. син. и лютер. п.). Но 70 и Иосиф Флавий переводят его λχνοι- " светочи», вульг. lucerna, ср. Gesenii, thesaur. etc. р. 867. Последний перевод более соответствует буквальному значению еврейского слова или , которое иногда употребляется для обозначения мужского элемента или потомка (ср. 3Цар. 11:36; 15:4 ; 4Цар. 8:19 ; 2Пар. 21:7 ; Пс. 132:17 , где параллельно ,) и потому едва ли может означать лампаду и вообще такой сосуд, с которым соединяется представление женского элемента.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Что касается левитов, то к ним принадлежали вообще потомки Левия от которого-либо из трех его сыновей: Каафа, Герсона и Мерари. Соответственно трем своим родоначальникам, левиты разделялись на каафитов, герсонитов и мераритов ( Чис. 3:14–39 ). Обязанности левитов, во время странствования евреев по пустыне, заключались в ношении скинии и ее принадлежностей, а со времени поселения в земле Обетованной – в помощи священникам при их служении, заключавшейся в исполнении черновых работ при скинии, поддержании в ней чистоты и ее охране. Со времени Давида обязанность левитов составляли также пение и игра на музыкальных инструментах во время общественного богослужения (ср. 1Пар. 23:27–32 ) и несение охраны ворот и дворов храма (Миддот I, 1). В исполнении некоторых черновых работ при скинии, а потом и храме, напр. ношении воды, рубке дров и под., левиты, со времени Иисуса Навина, пользовались трудами нефинеев, как назывались потомки гаваонитян, обращенные в слуг при скинии и храме (ср. Нав. 9:17–29 ; 1Ездр. 8:20 ; Неем. 9:3 ; иерусал. Горайот, 48, 2). Предельным возрастом, требовавшимся от левитов для вступления на действительную службу при скинии, во время Моисея было 30 лет ( Чис. 6:3 ), а при Давиде – 20 лет ( 1Пар. 23:24 ). Предельным возрастом, до которого они могли продолжать свою службу, было 50 лет ( Чис. 8:25 ) 449 . В исполнении священниками и левитами своих обязанностей при скинии и храме они соблюдали известную очередь. При Давиде как священники ( 1Пар. 24 ), так и левиты ( 1Пар. 23, 25–26 ) были разделены на 24 чреды, соответственно которым они несли свою службу при скинии, а потом при храме. Это деление, установленное при Давиде, сохранилось и после вавилонского плена ( Неем. 12 ; Лк. 1:5 ) 450 . § 112. Священные облачения, средства содержания священников и левитов Во время совершение богослужения священники надевали на себя хитон (кетонет), который опоясывали поясом (абнет) и ниже которого на свои чресла надевали надраги (микнасаим); на голову надевали кидар (мигбаат). Что касается левитов, то Пятикнижие не упоминает о том, что Моисеем было установлено особое для них облачение, но при Давиде, как видно из свидетельства Иосифа Флавия, были особые облачения и для левитов, по крайней мере для песнопевцев, – сделанные из виссона (Antiqu. jud. VIII, 3, 8). На ногах во время богослужения ни священники, ни левиты обуви не имели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

604 Quintil. Decl. 274. Сравн. Cic. in Verr. V, 66. Tacit. Annal. XV, 44. Liv. VIII, 15. Plaut. mil. glor. 2, 4, 6. Sen. ir 1, 16. 610 Деян. 7:58 . Смотр. еще Ioseph. Antiqu. IV, 8, 24: ξω τς πλεως. Bell. jud. IV, 6, 1: ξω πυλς. Locus lapidationis erat extra urbem. Sanhedr. f. 42, 2. Только произвол и жестокость некоторых прокураторов были причиною отдельных исключений из этого обыкновения. 617 Orig. Tract. 36 in Matth. Tertull. Adv. Marcion. II. Hieron. in Matth. c. 27. Epist. 17. Ambros. in Luc. c. 23. 620 См. Itinera hieros. ed. Tobl. et Molin., p. 18. Сравн. выражения у других паломников, ibid., pp. 52, 57, 63,102 и др. 623 Именно на эту связь указывали и отцы Церкви, когда приводили сказание о гробнице Адама на Голгофе. Venit enim ad me traditio quaedam talis, – говорит, напр., Ориген , – quod corpus Adami primi hominis ibi sepultum est, ubi crucifixus est Christus: ut, sicut in Adamo omnes moriuntur, sic in Christo omnes vivificentur. (Orig. in Matth. III, 43). Сравн. Ambros. in Luc. c. 23. Hieron. in Ephes. V 14. Theophyl. in Joh. c. 19. 629 Bab. Sanhedr. f. 43. 1: prodeunti ad supplicium capitis potum dederunt, granum thuris in poculo vini, ut turbaretur intellectus ejus; tradi tioque est, foeminas generosas Hierosolymitanas hoc e spontaneo sumptu suo exhibuisse. 633 Bell. jud. VII, 6, 4: KeAeuei. κελεει καταπγνυσθαι τν σταυρν. Сравн. Cic. Verr. 5, 66: quid attinuit, cum Mamertini more atque instituto suo crucem fixissent post urbem, te jubere in ea parte figere. Illa crux sola illo loco fixa est. 639 Древние церковные писатели не иначе представляли себе распятие Господа Иисуса Христа. См., напр., August. de civit. Dei XVI, 2. Ambros. I, 10 in Luc. Euseb. 1V, 15. 641 У иудеев при побиении камнями также не вполне обнажали тело преступника. Denudant vestibus virumque tegunt a parte priori... Sanhedr. VI, 3. 642 Lucian lib. VI, de maga Thessala. Hilar. de trinit. lib. X. c. 13; tract. in ps. 143. Plin. H. nat. XXVIII, 11. Plant. mil. glor. 2, 4, 7. Tert. nat. I, 12. Artem. on. I, 76. Sen. ad Marc. 20 и др. Эти веревки дали повод думать, что два разбойника по сторонам Иисуса Христа не были пригвождены, а лишь привязаны. Так мы встречаем на некоторых художественных изображениях Голгофы с тремя крестами. Но в пользу этого нельзя найти ни одного древнего свидетельства. В Египте, действительно, руки и ноги распятого только привязывались. Xenoph. Ephes. 4, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Вследствие энергичной деятельности Неемии, стремившегося сделать храм иерусалимский центром политической жизни народа, после Неемии в государственной жизни народа получает особое значение первосвященник. Теперь вокруг него сосредоточиваются не только лица, принадлежащие к священническому и левитскому сословию, а также начальники народа (cape гаам, ср. Неем. 11 ), представлявшие остатки древнееврейской аристократии, которые посему и поселились в Иерусалиме ( Неем. 11:1 ) 264 . Особенно много способствовало усилению значения первосвященника, как органа внешнего управления, то внимание, какое было оказано завоевателем Палестины Александром Македонским первосвященнику Адую (Antiquit, jud., XI, 8, 5). С этого времени и до начала правления царей идумейской династии в Иудее (40 г. до Р. Хр.) первосвященник являлся представителем не только религиозных, но и государственных интересов израильского народа. Во время Маккавеев в лице Симона и его потомков первосвященник являлся правителем еврейского государства в подлинном смысле, так что к нему вместе с титулом первосвященника прилагался также титул вождя и правителя иудеев ( 1Мак. 13:42 ). Свою власть по управлению народом первосвященник разделял с синедрионом I8   265 . Впрочем, такое совмещение государственной и церковной власти в лице первосвященника у евреев было непродолжительным. При внуках Иоанна Гиркана произошло разделение властей. Один из его сыновей Аристовул, недовольствуясь достоинством первосвященника и вождя народа, присвоил себе также царский титул (Antiqu. jud. XX, 10, 3), какой сохраняли царствовавшие после Аристовула его брат Ионафан Александр (Ианней) и жена Александра, передавшая первосвященство сыну Александра Ианнея Гиркану (ibid. XX, 10, 3–4). По смерти царицы Александры сыновья Александра Ианнея Гиркан и Аристовул начали междуусобную борьбу из-за обладания царским титулом, причем обратились за помощью один к арабскому царю Арете, а другой – к римскому полководцу Помпею. Явившийся по приглашению Аристовула Помпей взял Иерусалим, самого Аристовула отослал пленником в Рим, а Гиркана поставил первосвященником и начальником народа, воспретив ему носить царский венец (Antiquit. jud. XX, 10. 4). По смерти Гиркана, после кратковременного (в течение 3 лет и 3 месяцев) правления Антигона, сына Аристовула, государственная власть у евреев перешла в руки лиц не еврейского происхождения: сперва царей из династии идумеев, а потом – римских проконсулов ( Деян. 13:7 , ;8 18:12; 19:38), управлявших Палестиной при посредстве прокураторов, называемых в Н. 3. ( Мф. 27:2, 11 ) игемонами. С переходом государственной власти к лицам иноземного происхождения, еврейский первосвященник навсегда лишился значения государственного правителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

251 Первой открыта была кн. Еноха в 1773 г.; перевод её на английский язык относится к 1821 г. Апокалипсис Варуха, Книга Юбилеев, отрывки из Вознесения Моисея были обнародованы только в средине 19 в. 254 Напр. в кн. Еноха, где Мессия изображается не только как избавитель своего народа, но и как судия. См. напр. 45, 3–6; 5, 4; 69, 27–29. 258 См. Проф. Н. Глубоковский. Благовестие св. ап. Павла. Хр. Чт. 1900 г. Кн. 6 стр. 955 прим. 442. 261 Происхождение которой относят к до-христианскому времени. Schürer. Gesch. d. Jud. Volk. II s. 434. 265 Schürer. Sesch. d. Jud. Volk. II. s. 510–512. Balbensperger. Das Selbstbewusst. Jesu s. 70–71. 268 Пр. А. Смирнов. Кн. Еноха стр. 107. Единственное место апок. Варуха 30, 1: redibit in gloria считают подвергшимся христиансксму влиянию. Dieckmann. ор. cit. s. 39. 269 Haupt. Die eschat. Aussag. Jesu s. 83–84. Правда, в притчах кн. Еноха (37–71 гл.) понятие вечности расширяется до понятия бесконечности (39, 10; 43, 4; 46, 3; 48, 6 и др.), но замечательно то, что очень многие из западных ученых считают эту часть кн. Еноха позднейшей, относят ее к христианскому времени и, следовательно, допускают возможность христианского влияния на нее. Ср. Schürer. Gesch. d. Jud. Volk. III. s. 194 – 201. 275 Самые древние части кн. Еноха относят ко времени или Иоан.Гиркана (Ewald, Dillmann, Köstlin, Wittichen и др.) или Иуды Маккавея (Holtzmann, Lücke и др.), след. к 170–135 г. до Р. Хр. Прот. А. Смирнов, кн. Еноха стр. 129–132. ср. Schürer. Gesch. d. .Jud. Volk. III s. 194–196. 277 Его разделяет отчасти Николя, который древние пророчества и персидскую эсхатологию считает факторами в образовании иудейской апокалиптики и Гильгенфельд, определяющий иудейскую апокалиптику, как подражание пророчеству. Прот. А. Смирнов. Мессианские верования и ожидания иудеев стр. 24 и 180. 278 Сказанное относится, конечно, и к Талмуду. Безотносительно ко времени его происхождения можно утверждать, что в основе его изображений лежат пророческие писания, в которых найдем и образ скорбей рождения, и указание на необычайные явления в природе и человеческом мире (см., напр., Ис.13:1–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

396 Haneberg, Relig. Alterth. der Bibel S. 180 (у Олесн., op. с., 387) Renan, Hist, du peuple Israël, t. 4-me, p. 12. Babelon E., Manuel archeologie, art perse (p.p. 157–197), в частности p. 189: Ie tombeau de Cambyse 1-er. Особенность персидской архитектуры составляли: правильная четырехугольная (иногда квадратная форма) сооружений и обилие этажей или, точнее, ярусов, так как этажи были ложные и присутствие их обозначалось только рядами окон. 397 Пять плефров равны 500 греч. футам, или 154 метрам, а 100 греч. локтей­52,5 метра (Олесн. 386). 399 Из истории столкновения Александра Яннея с народом, когда он, в праздник Кущей, во время обряда возлияния воды, был забросан лимонами (Antiqu. jud. XIII, 13, 5), можно догадываться, что в то время был при храме только один двор, на котором стоял жертвенник, как упоминает Гекатей (Contr. Ар. I, 22), – были священники и стоял народ. Но вследствие упомянутого столкновения, часть двора, ближайшая к храму и жертвеннику, была обнесена особой деревянной оградой ( δρφακτον ξλινον за которой могли находиться только священники и левиты, а из народа – приносящие жертву и представители ежедневного богослужения, прочая же масса стояла вне ограды. Это обстоятельство, послужившее поводом к выделению священнического двора, в то же время дало повод к расширению двора для народа и восполнению его внешним двором. 401 Сведения относительно Иродова храма содержатся: 1) у Иосифа Флавия, в его Antiquitates judaeorum (XV) и в «De bello judaico; 2) в трактате Миддот и 3) в священных книгах Нового Завета. 402 Иосиф Флавий определяет длину притвора в 20 локтей, но мишна – в 11 л. (Миддот UV, 7). Это различие объясняется тем что в мишне определяется длина внутреннего свободного пространства притвора, а у Иосифа Фл. – внешний размер. То же самое следует иметь в виду и при определении длины боковых пристроек к притвору (ботте гахалифот), длина которых в мишне определяется только в 15 л. (Миддот, IV, 7). 403 В Antiqu. iud. XV, 11,3 высота храма определяется в 120 локтей, но в данном случае Иосиф Флавий, по-видимому, определяет высоту притвора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010