Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН III ПОЛИТ Иоанн Полит [греч. Ιωννης Πολτης] († июль 1021), патриарх Антиохийский (с 4 окт. 996). Уроженец К-поля, чем, возможно, объясняется его прозвище ( Πλις - Город, одно из названий К-поля). До возведения на Патриаршество был хартофилаксом храма Св. Софии. Поставлен на Антиохийскую кафедру после вынужденного отречения патриарха Агапия I (II) (978-996,сент. 997). Выбор визант. имп. Василием II кандидатуры И. П., члена к-польского клира, не связанного с антиохийской региональной элитой, был определен необходимостью укрепления имперской власти на дальней и недостаточно лояльной властям окраине гос-ва. Этим можно объяснить и то, что И. П. принял поставление не от епископов Антиохийского Патриархата, а в К-поле. Визант. канонист прп. Никон Черногорец в 31-й гл. «Тактикона» (2-я пол. XI в.) объяснял поступок И. П. тем, что патриарх Агапий готов был вернуться на Патриарший престол, поэтому И. П., не имея опоры в Сирии, принял сан от К-польского патриарха, за к-рым письменно закрепил право поставления Антиохийских патриархов в будущем. Эта практика сохранялась, по-видимому, до нач. XIII в. После похода Василия II в Сирию в 999 г. Фатимидский халифат и Византия начали переговоры о мире. Фатимидское посольство во главе с Иерусалимским патриархом Орестом в 1000 г. проехало через Антиохию, направляясь в К-поль. На встрече Ореста и И. П. было достигнуто соглашение о передаче Антиохийским патриархом Иерусалимской Церкви прав на выплаты из Грузии, традиционно производившиеся за получение компонентов св. мира. Относительная политическая стабильность, установившаяся на Ближ. Востоке в 1-й пол. XI в., способствовала активным контактам восточнохрист. Церквей. Известно о напряженной дискуссии по поводу расхождений в вычислении даты Пасхи 1007 г., охватившей ближневост. христ. мир от Армении до Египта. В урегулировании конфликта важную роль сыграл Арсений , патриарх Александрийский, осуществлявший в это время также управление Иерусалимской Церковью; вероятно, между ним и И. П. велась переписка по этому вопросу. В отличие от иерусалимских христиан антиохийская паства без возражений приняла дату, за к-рую выступал Египет.

http://pravenc.ru/text/469622.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАПИЙ I (II) († 19.09.997), Патриарх Антиохийский (22.01.978 - сент. 996). По происхождению араб. Будучи в сане епископа Веррии ( Халеба ), участвовал летом 976 г. в подборе кандидатур для замещения Антиохийского престола после кончины в Тарсе Патриарха Феодора (970-976). А. повез список кандидатов, куда было включено и его имя, в К-поль на утверждение имп. Василию II (975-1025). В это время Антиохия вышла из-под власти императора, присоединившись к мятежу Варды Склира. Тайно вернувшись в Сирию, А. от имени василевса вошел в контакт с начальником гарнизона Антиохии магистром Убайдаллахом и убедил его перейти на сторону Василия II. За услуги, оказанные империи, А. был возведен в сан Патриарха Антиохийского (23 дек. 977; канонически утвержден Синодом через месяц). Впосл. он сблизился с доместиком схол Востока Вардой Фокой, тайно поддержав его планы овладеть имп. престолом. После поражения мятежа Фоки (авг. 987 - весна 989) А., пытаясь оправдаться перед Василием II, поднял восстание антиохийцев против наместника Варды Фоки, его сына Льва. Тем не менее причастность Патриарха к мятежу была раскрыта, и в кон. 989 г. его вызвали в К-поль. 7 лет он провел в столице под почетным арестом, продолжая руководить делами своего Патриархата. В сент. 996 г., после настойчивых уговоров императора, А. согласился отречься от престола в обмен на пожизненную пенсию и сохранение его имени в диптихах. Умер он через год в переданном в его управление к-польском мон-ре Пикридион. А. был не только мастером политических интриг, но и одаренным писателем. Сохранился текст его послания (дек. 978) к Александрийскому Патриарху Илии (963-1000), к-рый оспаривал каноничность избрания А. на Патриарший престол. Ответ А.- образец публицистики, полной внутреннего достоинства и такта, со стройной системой доказательств и экскурсами в области церковного права, истории, философии. Это произведение имело большой резонанс; правосл. араб. хронисты даже спустя столетия включали его текст в свои хроники. Ист.: Cheikho L. Annales Yahia Ibn Said Antiochensis//CSCO. Arab. Ser. 3. Beryt; P., 1909. T. 7; Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечение из летописи Яхъи Антиохийского. СПб., 1883. С. 3-11, 24-26, 33-34; Медников Н. А. Палестина от завоевания ея арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2. С. 349-351, 358-359. Лит.: Schlumberger G. L " épopée byzantine à la fin du Xe siècle. P., 1896. Vol. 1. P. 410-415; P., 1900. Vol. 2. P. 27-30; Grumel. Chronologie. P. 447; Cheynet J. Cl. Pourvoir et contestation à Byzance, 963-1210. P., 1990. P. 31; Todt K. -P. Region und griechisch-orthodoxes Patriarhat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204). Wiesbaden, 1998. S. 645-654. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63100.html

23.        Кекова, С. В. Литературная критика С. Л. Франка//Философское наследие С. Л. Франка и современность : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГУ, 2008. С. 46-56. ISBN 978-5-91272-475-6. 24.        Кекова, С. В. Православное обоснование художественного творчества/С. В. Кекова, Р. Р. Измайлов//Художественное образование : преемственность и традиция : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГК, 2008. С. 296-301.   ISBN 978-5-94841-054-8. 25.        Кекова, С. В. Кризис искусства в концепции В. Вейдле/С. В. Кекова//Церковь и образование : значение православных духовно-нравственных ценностей в современной России : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во Саратовской епархии, 2008. С. 75-83.   ISBN 978-5-98599-049-2.                    26.        Кекова, С. В. Стихотворение Н. Заболоцкого «Искушение» : опыт прочтения/С. В. Кекова//Интерпретация семантических отношений текста : сб. науч. тр. Саратов : ИЦ «Наука», 2008. С. 39-66. ISBN 978-5-91272-725-2. 27.        Кекова, С. В. Крушение миражей. Философская антропология Федора Степуна/С. В. Кекова//Сибирские огни. 6. 2008. С. 151-154. ISSN 0131-643.5 28.        Кекова, С. В. «Перевернутый мир» Николая Заболоцкого: духовно-эстетический аспект/С. В. Кекова//Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции : история и современность : сб. науч. тр. Саратов : ИЦ «Наука», 2008. С. 121-131. ISBN 978-5-91272-571-5. 29. Кекова, С. В. Эонотопос в поэтическом мире А. Тарковского: к проблеме религиозно-философской герменевтики поэтического текста/С. В. Кекова//Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. Саратов : Изд-во СГУ, 2008. С. 27-32. ISSN 1814-733 X , ISSN 1819-7671. 30. Кекова, С. В. Образ неба в финалах «Столбцов» Николая Заболоцкого/С. В. Кекова//Поэтика финала : межвуз. сб. науч. тр.   Новосибирск : Изд-во НГУ, 2009. С. 99-104. ISBN 978-5-903978-03-8. 31. Кекова, С. В. Стихотворения А. Тарковского «Надпись на книге» и «Рукопись» : опыт «типологической экзегезы»/С. В. Кекова//Церковь, образование, наука: православная культура – основа духовно-нравственного здоровья общества : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во Саратовской епархии, 2009. С. 235-242. ISBN 978-5-98599-072-0. 32.        Кекова, С. В. Мироощущение как категория эстетики и теории искусства/С. В. Кекова//Проблемы художественного творчества : сб. науч. тр. Саратов : Изд-во СГК, 2009. С. 87-91. ISBN 978-5-94841-054-8.

http://bogoslov.ru/person/532893

Церковное предание объясняет это имению тем, что царь эдесский Авгарь был исцелен изображением Христа, чудесно отпечатавшимся на присланном ему полотенце. Кроме этого нерукотворного образа, есть еще и другой, на котором Христос изображен с закрытыми глазами. С этим образом связано западное предание о том, что его получила Св. Вероника от Христа по пути на Голгофу. 15 «Господи, помилуй» поется потому, что древние христиане, выполняя слова ап. Павла: «непрестанно молитесь», молились всегда, что бы они ни делали, краткой молитвой: «Господи, помилуй»! Впоследствии эта постоянная молитва христиан была удлинена, и теперь она читается так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», и ее читают непрестанно некоторые самые ревностные монахи и миряне. А в ектениях осталась старинная краткая форма этой непрестанной христианской молитвы. 16 В дни еврейской пасхи, по ветхозаветному закону, нельзя было есть квасного хлеба, а надо было есть опреснок. По Евангелию от Матфея, Марка и Луки можно подумать, что Христос совершил Тайную Вечерю в день еврейской пасхи. Древняя церковь очень много и охотно брала священных обычаев из Ветхого Завета, и в западной церкви, с очень древних времен стали употреблять для совершения литургии пресный хлеб (облатку). На латинском языке не было разницы в названии квасного и пресного хлеба. На востоке же был употребителен греческий язык и из самого названия, по-гречески, хлеба, – который преподал Христос на Тайной Вечери, было ясно, что это квасной хлеб. Этот обычаи подтверждается Евангелием от Иоанна, который говорит, что Тайная Вечеря была совершена до еврейской пасхи. 17 Песнь эта составлена Императором Юстинианом, который составил «Кодекс Юстиниана» – основной источник римского права, построил храм Св. Софии в Константинополе и по настоянию которого был созван Пятый Вселенский Собор в Константинополе. Читать далее Источник: Закон Божий: в 5 книгах/Э. Артемьева-Скворцова – М.: Книжнй клуб 3-19 Книговек, 2010. - (Литературное приложение Огонёк).; ISBN 978-5-904656-25-6/Кн. 1. – 287 с. ISBN 978-5-904656-26-3; Кн. 2. – 254 с. ISBN 978-5-904656-27-0; Кн. 3. - 253 с. ISBN 978-5-904656-28-7; Кн. 4. – 301 с. ISBN 978-5-904656-29-4; Кн. 5. - 2010. – 367 с. ISBN 978-5-904656-30-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Следующее за ним девятое чудо (F.I. 729. Л. 405): « потом же раслабленом потапию вльс повелева ко гроб своем ити. и т его исцелил. дравие дарова». Одиннадцатое чудо (F.I. 729. Л. 405 об): « по сем бо и дреи жен евпракси в болни авщахшес ити ко свтом и престпившеи. тако накааннеи и стрсение исполнивши же авт паки дравис». Рассказ о восьмом чуде развернут, приведены диалоги, мысли болящей женщины, а упоминание о последних чудесах весьма краткое, синтаксис упрощен, повествование заменено скорее называнием событий. Наиболее правдоподобным объяснением такого изменения в повествовании нам кажется то, что списатель F.I. 729 стремился уместить все оставшиеся чудеса и рассказ об обретении мощей преподобного Александра на последнем, оставшемся у него под текст листе. Поскольку Краткая редакция встретилась пока только в одном списке, можно лишь предположить, что ее изначальный вариант содержал более подробный рассказ о сокращенных в F.I. 729 посмертных чудесах. При сравнении лексики текста ЖАС Син. 997 с лексикой текста Краткого варианта привлекает внимание следующая особенность употребления слова храмъ в этих двух списках. В тексте Краткой редакции оно встречается семь раз и употребляется исключительно в значении ‘храм, церковь ’, например: « молщ же свтом о мсте идже храм водвигнти» (F.I. 729. Л. 400 об.). Тогда как в тексте по списку Син. 997 для этой цели использовано либо слово церковь , либо имя святого, в честь которого она возведена, а лексема храмъ употребляется единожды, только в значении ‘дом, жилище, келья’ 7 : « въ един же бо нощь прпбном бдщ и молщс бог. и в неаап свтъ въ храм блжнаго и начатъ дивитис» (Син. 997. Л.1154 в). Что касается лексического своеобразия текста Краткой редакции, то необходимо отметить следующее. В F.I.729 встречается лексема (« братъ его иоанъ искии его» (л. 400 об.)). Ни СлРЯ XI–XVII в., ни словарь Срезневского его не фиксируют. Поскольку речь идет о родном брате Александра Свирского Иоанне, нетрудно предположить, что означает оно ‘родной по плоти, рожденный от одних родителей’. В Син. 997 в аналогичном повествовании о приходе брата Иоанна к Александру в пустынь сказано: « иже по плоти братъ его слышавъ же немъ. приде его» (Син. 997. Л. 1152 а).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

I. 729. Л. 402–402 об.). Однако возможна еще одна трактовка подобной вставки: перед автором Краткой редакции мог находиться не один, а несколько списков-основ, в одном из которых могла содержаться подобная хронологическая ошибка. В тексте Краткой редакции не говорится также о произведении воды и о строительстве мельницы. Что касается посмертных чудес преподобного (« и по смерти прослави его господь многими и даровании» (F.I. 729. Л. 403 об.)), то упоминаются кратко или развернуто почти все чудеса, записанные в ВМЧ (в Син. 997 их 11), кроме двух – пятого и десятого чудес (далее названия и порядковый номер чудес приводятся по Син. 997). В Син. 997 пятое посмертное чудо преподобного о юноше κаκο исцл грова свтаго тоже, на первый взгляд, отсутствует: в списке не написан заголовок, хотя под него оставлено место, как отмечает В.И. Охотникова, «...возможно, оставленную внизу чистую строку просто не заметили» 5 , поэтому по тексту Син. 997 пятое чудо ничем не отделено от четвертого, – создается впечатление, что это одно чудо о расслабленном отроке, а не два (четвертое и пятое, о расслабленном отроке и о юноше Аристе, исцелившемся у гроба преподобного, соответственно). И если для составления данной редакции использовалась копия списка Син. 997, то пропуск пятого чуда об исцелившемся от беснования отроке Аристе вполне понятен, тем более что сюжетные линии четвертого и пятого посмертных чудес схожи. Отсутствует в Краткой редакции также посмертное десятое чудо жен раслаблен, повествующее о некой Татьяне, впавшей в болезнь расслабления и находившейся при смерти, но по вере своей получившей исцеление во сне. Разумно объяснить его пропуск пока затруднительно, текстологическое исследование списков ответа на этот вопрос не дает. Из дополнительных посмертных чудес (известных по спискам ЖАС XVI в.) упомянуты 12-е и 13-е: Чюдо стго Алеандра о нкоем мжи просившем плода чрев его и Чюдо о нкоем юноши раслаблен рк имщ како исцли оу гроба стго. Заканчивается Краткая редакция Жития рассказом об обретении мощей преподобного Александра: « и паки минвшем по свтаго лтом стом и вще его мощи и не ничим же в лта по седми в царство царя и великаго кня михаила феодоровича всеа самодержца и его тогда сщаго царевича и великаго кня алексия михаиловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Подворье находится в 10 минутах ходьбы от благоустроенного городского пляжа, а так же в непосредственной близости с известным Парком «Айвазовское». В храме «Всецарица» ежедневно проводятся богослужения. Адрес: Россия, Республика Крым, пгт. Партенит, ул. Фрунзенское шоссе, 1А Телефоны: +7 (978) 180-50-55 (паломническая гостиница, бронирование, организационные вопросы) Сайт: Крымский монастырь Святых Косьмы и Дамиана Паломникам, путешествующим в мужской пещерный монастырь святого Феодора Стратилата (Челтер-Коба) : Есть ограничения! Звонить заранее! Адрес: Россия, Республика Крым, Бахчисарайский р-он, с. Малое Садовое Телефоны: +7 (978) 721-10-80 Электронная почта: feodor.stratilat@mail.ru Сайт: Страница ВКонтакте Гостиница расположенна на территории храма и предоставляет услуги по размещению паломнических групп. К услугам паломников номера по 5-10 человек, трехразовое питание, душевые с горячей и холодной водой. Цены минимальные. Имеются условия для парковки транспорта. Адрес: Россия, Республика Крым, г. Севастополь, Братское кладбище на Северной стороне Севастополя, ул. Богданова, д. 43 Телефоны: +79787501032 (администратор гостиницы), +7 (978) 032-84-64 , +7 (8692) 71-12-07 , +7 (8692) 71-12-03 , +7 (8692) 71-16-08 (телефон храма) Сайт: Свято-Никольский Храм-Памятник, г. Севастополь Максимальное количество койкомест 56, еще 15 раскладушек. Есть трапеза. Стоимость проживания 500 руб в сутки с человека. Есть услуги трансфера, автобус на 18 мест. Адрес: Россия, Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Холмовка, ул. Центральная, д. 3 Телефоны: +7 (978) 826-16-93 Сайт: Свято-Николаевский мужской монастырь, с. Холмовка Гостиница находится на берегу моря. Разместиться могут 30-40 человек. Телефоны: +7 (978) 801-81-26 Сайт: Храм во имя святого Апостола Андрея Первозванного, пос. Кача Гостиница «Георгиевская» при Катерлезском Свято-Георгиевском монастыре, с. Войково При посещении «Георгиевская» гостиницы при Свято-Георгиевском Катерлезском женском монастыре у паломников есть возможность остаться у нас на отдых в одной из 10 уютных келий, разной степени комфорта. Каждая из келий выполнена в индивидуальном стиле. Все кельи оснащены удобными кроватями и комфортными матрасами, современными телевизорами, подключенными к 27 телеканалам и 3 радиоканалам. В каждой келье есть wifi, телефон для связи с ресепшен, фен, электрочайник, часы, удлинитель, зеркало, вешалка с тремпелями, халаты, тапочки, полотенца и набор одноразовых банных принадлежностей. На этаже у нас расположены две оборудованные ванные комнаты с душевыми кабинками и санузлы. Чтобы Вам было тепло и уютно - в каждом номере есть ковер и пледы. Для гостей, посетивших монастырь на личном автотранспорте, предусмотрена бесплатная стоянка на 20 парковочных мест под круглосуточной охраной.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

Черклев, осужденный по петроградскому процессу 251 Черников Феодор, обн. священник 573 Чечулин Андрей, обн. протоиерй г. Гороховца 570 Чимеречинский, обн. священник г. Чебоксар 243 Чуев Павел 305, 339, 996 Чуков Григорий, протоиерей, осуждённый по петроградскому процессу см. Григорий (Чуков), митрополит Чумаченко Т. А., историк 55, 61, 62 Чуриков Иван Алексеевич 295–297, 1010 Шавельский Георгий , протопресвитер 648 Шавров Вадим Михайлович, церковный писатель 13, 14, 23, 31, 32, 47, 50, 54, 58, 63, 550, 988 Шаповалов В., обн. священник Харьковской епархии 242 Шахов Константин, обн. протоиерей Ленинграда 527 Шевченко Алексий, обн. диакон Оренбургской епархии 242 Шеин, член Собора 1917–1918 гг. см. Сергий (Шеин), архимандрит, свмч. Шекспир Вильям, английский драматург 386, 539 Шинов, обн. священник Ярославской епархии 286 Шишкин А. А., советский историк обновленческого движения 5–9, 13 Шишкин А. Ф., мирянин Ленинградской епархии 419, 437, 996–997 Шкаровский Михаил, историк 19–21,48, 49, 59, 61, 609 Штрикер Г . автор соч. 16 Шубин А., см. Александр (Шубин), обн. митрополит Шуленбург, германский посол 47 Шустов, староста Воскресенского церкви в Сокольниках 552 Щербаков Александр Михайлович см. Александр (Щербаков), бывш. обн. архиепископ Экземплярский В., проф. 194, 195 Эндека Александр., обн. протоиерей 243, 284, 285, 441, 997 Эрастов (Эристов Андрей Михайлович). князь, член Собора 1917–1918 гг. 192 Эрн В. 169 Ювеналий (Машковский), митрополит 239, 256, 353, 421, 484, 496, 498, 502, 526, 537, 593, 790, 911, 980–981 Ювеналий, митрополит Одесский см. Ювеналий (Машковский), митрополит Юматов Алексий, обн. протоиерей Ярославской епархии 243 Юнаков, обн. протоиерей Харьковской епархии 242 Юрий (Новицкий), мч. 73 Янсон И., протоиерей 100 Яценко, митрополит см. Филарет (Яценко), обн. митрополит Яворский, архивариус Московской Патриархии 612 Maskean W. Н. 108 В серии «Материалы по истории Церкви» вышли следующие книги: Кн. 1. Митр. Гедеон (Докукин). История христианства на Сев. Кавказе до и после присоединения его к России.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Любовь производит усердие, усердие же побуждает держаться правильного пути, а путь неправды делает ненавистным. Любовь соединяет многих в одно тело и делает души их жилищами Святого Духа, потому что не в разделенных друг от друга, но соединенных по душе может обитать Дух мира (37,578). Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима, расторгнуть ее не может ничто: ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное (38,622). Великое благо – любовь. Она сильнее огня, восходит к самому Небу и нет препятствия, которое могло бы удержать ее сильное стремление (39,486). Поистине любовь есть крепкая стена, непреоборимая не только для (злых) людей, но и для диавола (40,356). Любовь же заключается не в пустых словах… но в явлении дел: например в том, чтобы избавлять людей от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися (40,557). Любовь, угодная Богу, есть сильнейшее оружие против диавола (40,817). О, любовь! Сожительница Ангелов, совоспитанница отцов, сослужительница пророков, сподвижница мучеников, сопричастница апостолов, союз Церкви… Любовь, не вмещающаяся в мире, обитает в смиренном сердце (40,996). Истинною любовью обладают те, которые православно мыслят об Отце, Сыне и Святом Духе и питают взаимную любовь друг к другу (40,996). Любовь воспитывает тело, воспламеняет дух, убеляет душу; любовь делает достойными уважения труды подвижников и отверзает им радостное лоно Сына Божия (40,997). Любовь исключает страх и вселяет в сердце дерзновение к Богу (40,996). Никакое слово недостаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит от Великого Бога (40,995). Храни любовь как зеницу ока – в ней свет и жизнь; она радость всех приверженных к ней; она – божеское стяжание, она – ангельское достоинство (22,594).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

545 Не довольствуясь существовавшими монастырями, византийцы в большом количестве строили новые. Монастыри стали строиться в самых отдаленных уголках Империи. В городах же они появлялись в местностях людных, наполняли частные здания, и особенно в столицах дворцовые, устраивались при приходских церквах и т. п. Весьма многие вельможи строили свои собственные монастыри, чтобы в старости иметь тихое пристанище после бурно проведенной жизни. «Любовники строили монастыри для своих любовниц, больные – по случаю выздоровления». 546 Люди сколько-нибудь зажиточные строили монастыри для того, чтобы иметь там место вечного упокоения своих бренных останков. Строили монастыри и люди убогие, прибегая, в случае несостоятельности, к помощи других. «Вот какой-нибудь крестьянин, – говорится в новелле Василия Болгаробойцы от 996 г., – строит на собственном своем месте церковь и приписывает к ней, с согласия своих односельчан, собственный участок, затем делается сам монахом и поселяется при ней (церкви) до конца своей жизни; далее так же поступают еще один и другой крестьянин, и таким образом набралось там два и три монаха. Этих трех монахов достаточно; после их смерти местный митрополит или епископ захватывает церковь , присваивает ее себе и называет монастырем». 547 Как ни незначительны были по числу монахов эти крестьянские монастыри, однако император, ввиду сохранения возможной для них самостоятельности, запретил в новелле 996 г. Местным епископам и митрополитам приобретать власть над такими монастырями и предоставил их в распоряжение «убогих» ктиторов. 548 Наряду с монастырями, в которых число монахов не превышало трех, существовало немало таких монастырей, которые имели не более 8–10 монахов. Особой новеллой (975–996) 549 Василий Болгаробойца признал за такими монастырями полное право на существование, если только они владели достаточной для собственного содержания землей. В новелле от 996 года он вторично коснулся этих монастырей и приказал, чтобы они были под ведением местных митрополитов или епископов, которым не запрещалось дарить и передавать их во владение другим лицам по собственному усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010