985. «Всегда остается щелочка, через которую и проникает свет» (Леонард Коэн. «Гимн»). — Примеч. ред. 986. Так, как это происходит в трилогии «Матрица»: вначале Сион есть не что иное, как аномалия, малая, необъяснимая резидуа, не вписывающаяся в детерминистические уравнения; это мусор матричной реальности, с которым сама Матрица справиться не может и потому перемещает его в другой мир. 987. «Как однажды написал Джеймс Олни, цитируя Поля Валери: “Любая теория есть автобиография”» (Weintraub R. E. How Economics Became a Mathematical Science. P. 6). 988. Если человеческая психика абсорбирует (или вынуждена абсорбировать) слишком большое количество непоследовательных, не связанных между собой наблюдений, которые не может объяснить или свести в единое целое, она защищает себя тем, что создает две личности или два мира, реагирующих поразному (да и являющихся, по сути, разными!) в каждой конкретной ситуации. Контраст ролей становится настолько радикальным, что они перестают быть устойчивыми и простого чередования ролей уже недостаточно, поэтому в качестве защиты необходима перемена самих личностей. 989. Nelson R. H. Economics as Religion. Р. 58. 990. Sören Kierkegaard’s Journals and Papers, 1054; цит. по: Mini P. V. Philosophy and Economics. Р. 211. Возможно, он думал о том же самом, что пытался показать Витгенштейн. 991. Caldwell B. J. Beyond Positivism. Р. 140. 992. Mini P. V. Philosophy and Economics. Р. 213. 993. См.: Caldwell B. J. Beyond Positivism. Р. 114. 994. Витгенштейн Л. Логикофилософский трактат. § 7. 995. «Многие из окружения Витгенштейна, правда, не понимали, что он вовсе не считает невыразимое словами вздором. Наоборот, то, о чем мы не смогли сказать, бывает самым важным» (Edmonds D., Eidinow J. Wittgenstein’s Poker. Р. 163). 996. См.: Mini P. V. Philosophy and Economics. Р. 16. 997. Йозеф Шумпетер советует от них отойти и исходить из исторического опыта. Вся немецкая историческая школа отказывается от абстрактных вневременных моделей и возвращается к истории как к единственному учителю.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Уже при Веспасиане ему были даны два сотоварища, также имевшие под своим начальством легионы. Но власть сирийского наместника от этого мало пострадала, так как в сферу его управления были включены царства Коммагенское и целый ряд ливийских княжеств. Более решительно действуют римские императоры со времен Адриана. Последний желая уменьшить власть сирийского наместника, отдал один из находившихся в его распоряжении четырех легионов под команду наместника Палестины. Еще дальше пошел Север, который в 198 году, несмотря на сопротивление Антиохии разделил провинцию Сирию на две части – на северную и южную и дал наместнику первой из них, так называемой Келе-Сирии (Syria Coele) два легиона, а наместнику второй, так называемой Сирофиникии – один легион 993 . Несмотря однако на этот раздел мятежный дух Сирии и особенно Антиохии представлял серьезные опасности для спокойствия империи. Доказательством этого является провозглашение императорами в 261 году 994 Фульвия Маркиана и Фульвия Квиета при Галлиене и в 270 году Вабаллата при Аврелиане 995 . В виду этих прецедентов Диоклетиан, желая на будущее время устранить повторение подобных случаев, при общей реогранизации империи отделил от Сирии лежавшие к северо-востоку от нее богатые страны 996 и образовал из них особую провинцию Augusta Eupbratensis. Иначе обстоит дело с другими разногласиями, встречающимися в веронском и никейском списках римских провинций, именно Phrygia prima и Phrygia secunda, а также Osroena и Mesopotamia. Об Arabia и Arabia Augusta Libanensis мы не говорим. Интересное исследование фон-Родена доказало, что произведенное Диоклетианом деление провинции Arabia существовало до 307 года. В это время область Петры вновь была соединена с Палестиной и в таком положении оставалась до 358 года, когда снова было восстановлено диоклетиановское деление, причем область Петры получила наименование Palaestina salutaris, а название Arabia было резервировано за областью Бостры 997 . Более трудным является вопрос о Фригии. Моммсен, Чвалина н Онэзоргэ приписывают разделение ее Диоклетиану, напротив Кун, Жулиан, Дюшен, Рамсэй и Любек относят его к более позднему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

А те поднимающиеся вверх столпы несут огромную кровлю. Вся она состоит из двух сфер (если составить все их вместе): одной большей, которая вместила бы вторую, и другой меньшей, которая вошла бы в обымающую ее. Ведь то, что на востоке возвышается и одновременно углубляется, мне кажется четвертой частью самой большой сферы, равно как и то, что надувается на западе; две эти полусферы вместе с самой верхней полусферой составляют одну сферу. Опять же углы и, так сказать, углубления здания 992 , каждое перекрытое четвертью сферы, числом четыре, вместе образуют одну сферу, меньшую, чем предыдущая. И если она, будучи меньшей, вошла бы в ту (допустим, что это возможно сделать, хотя это нельзя увидеть), тогда получившаяся картина подражала бы как первому, незримому небу, так и второму, зримому 993 . Ведь разве здесь не содержатся подобия стихий, дерзнем так сказать, и образ всего мира? Каждая арка – а их четыре – соответствует одной стихии. Ибо процесс становления идет по кругу и соединяет друг с другом простые тела 994 , которые обладают едиными признаками, прокладывающими путь к порождению одного из другого 995 . Поэтому каждая арка хочет согнуться в подобие круга и желает коснуться соседки, и так это творение искусства подражает Вселенной. (5) Так вот устроен верх. А по бокам – сплошное золото, сплошные многоцветные камни, отделенные друг от друга маленькими рамками 996 . Природа окрасила их неким глубоким и насыщенным цветом, а искусство, обтесав их шероховатость, сделало эти камни почти что зеркалами. Так вот повиновался камень, жесткий по своей природе, и, поднявшись из земли, мерцает светло и приятно для глаз. Выстилает он полы, покрыл стены и многие цветы посрамляет, ведь они быстро увядают, а он, будучи высечен из подземных минералов, сохраняет при этом яркий цвет и после того, как был отсечен от своего корня. Один из этих камней подражает даже живой плоти: цветом он беловат, но повсюду испещрен словно открытыми кровяными прожилками 997 , – изваяние из него, вероятно, было бы очень похоже на человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Единством своих двух составляющих, столь различающихся между собой, – видимого и невидимого – человек в некоторой степени есть микрокосм, редуцированный космос ( μικρς κσμος) 986 . У отцов время от времени встречаются отзвуки различных учений древности 987 . Поскольку они выражают общность человеческой природы и сотворенного мира, в них можно распознать отражение тезиса Стоя 988 . Однако, следуя за Филоном 989 , отцы отдают первенство микрокосму над макрокосмом 990 . Природа роднит человека со всем сущим. Таким образом, он призван во Христе соединить воедино все творение 991 . Об ответственности человека перед творением Иоанн Златоуст зачастую говорит скорее на языке семитизмов: «Вассал нуждается в монархе, а суверен в вассалах, как голова необходима ногам» 992 . Бог, работник и гончар мира 993 , в раю поручил Адаму возделывать землю 994 . Очищение мира и последующее обожествление Согласно библейской концепции согрешивший человек вовлекает мир в свой грех . Но праведники преуготовляют также глубокое обновление мира 995 . Об этом часто говорят отцы: «Из-за лукавства человека земля подверглась проклятию» 996 . «Но если творение много из-за нас страдало, – считает Иоанн Златоуст , – это не было тщетным, ибо через человека оно вновь обретет нетление» 997 . В этом состоит цель аскезы. Эта идея особенно дорога русским. По П. Флоренскому , например, идеал христианской аскезы не есть презрение к миру – но его радостное признание, которое ищет мира более богатого, поднимая его на высший план, до полноты преображенной жизни 998 . История мира В Библии Бог постигается не абстрактно, в своей вечной сущности, как это имеет место у Платона или Аристотеля, но в его сопричастности истории этого мира, превращенной в священную историю. Духовные писатели не старались разрешить сложные проблемы времени и вечности. Тем не менее эсхатологический характер христианства 999 предстает перед ними в форме, столь прекрасно выраженной Григорием Нисским : «Понять, как приходит тот, кто присутствует всегда» 1000 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Правда, споры о Диодоре после смерти св. Кирилла опять возобновились. Но это была новая фаза посмертных отношений к Диодору, совершенно безразличных для святости и чистоты его жизни. Если споры во времена св. Кирилла, по выяснении всех сопутствующих им обстоятельств, мы видим, могут быть рассматриваемы, как исторические памятники, и не могут быть обращаемы в основание для осуждения личности и богословской системы Диодора, то тем более споры, зачинщиками которых сделались осуждённые Церковью еретики-монофизиты. Уже первый полемический антимонофизитский памятник, принадлежавший Домну Антиохийскому, сообщает, что Евтихий, извращая догмат касательно таинства воплощения, называя Божество Единородного и человечество одной природой и усвояя спасительное страдание бесстрастному Божеству, анафематствовал Диодора и Феодора 993 . На кафедру Александрийскую, после смерти св. Кирилла († 444 г.), вступил Диоскор, человек самоуверенного догматизма в мнениях, ярый противник ортодоксального диофизитства, „голова, сердце, руки и душа” монофизитствующих 994 . V государственного кормила правления очутился некто Хрисафий, духовный сын самого еретика Евтихия 995 , не скрывавший своих симпатий к учению об одной природе Спасителя. Эти лица очень умело начали вдохновлять императора против всех епископов Сирии, заявляя, что там подлинное гнездо несторианства. Под влиянием их император скоро (448 г.) издал указ, который ясно направлялся против славных корифеев антиохийского богословия – в том числе и Диодора 996 . В результате царского декрета наступили вновь волнения в народных массах, которым была дорога память о светоносных мужах Антиохии, Диодоре и Феодоре 997 . Партии монофизитствующих противников Диодора увеличились скоро теми же людьми, которые и при жизни св. Кирилла старались особенно возбудить народ против Диодора. После смерти св. Кирилла, эти тёмные личности получили полную свободу своему фанатизму – монашествующие во главе с упоминавшемся у нас диаконом Максимом ходили свободно по Востоку и, в качестве нелицемерных свидетелей, твердили о гибели чистой веры, о силе и популярности противников св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Преемник Домна разослал приказ об этом по провинциям «Востока» 990 ; Феодорит с готовностью примкнул к этому приглашению и, со своей стороны, словом и примером побуждал других к подражанию 991 . Всюду начали раздаваться проклятия еретикам 992 , робкие стали смелее, заря нового дня уже близилась: наконец-то «премудрый Господь об­наружил нечестие, не желая долготерпением укреплять безбожную ересь» 993 . Апамийский изгнанник чувствовал победу и с восторгом заявлял: «хотя бы мы имели столько уст, сколько волос, мы не в состоянии по до­стоинству восхвалить Господа, потому что и самых злейших противников Он принудил проповедовать то, что возвещали мы» 994 . Как действовал теперь Феодорит, – об этом можно заключать из его сношений с Ромулом, который прежде подчинился господствующей пар­тии, а ныне не одобрял мер строгости по отношению к последней. Но, – замечает он Халкидонскому предстоятелю 995 , – «нам заповедуется соеди­нять милость с судом, так как не всякая милость угодна Господу вся­ческих». Затем, обращаясь лично к адресату, Феодорит пишет: «мы уверены, что ты неповрежден в божественных догматах и единственно подчиняешься духу времени, но нужно не со временем сообразовать слова, а всегда и неуклонно сохранять правило веры». Пока из своей келлии Киррский пастырь действовал на «Востоке» в пользу папского томоса и собирал под знамя православия и друзей и недругов, – в Константинополе обстоятельства складывались самым благо­приятным образом для угнетенных. Согласно приговору Пульхерии сло­жил свою голову временщик Хрисафий; 25-го августа, по выбору импе­ратрицы, вступил на престол цезарей Маркиан. Новое царствование при­несло великое облегчение для защитников правой веры, нашедших доступ к трону, где восседал прежде порфироносный покровитель Диоскора и Евти­хия. Атмосфера очищалась, дышалось легче и свободнее: одни «разбойники» трепетали и отваживались на самые безумные выходки против преемника Феодосия 996 . Благожелатели Феодорита, каковы: консулярий Аспар и магистр (magister militum?) Винкомал, «употребляли все, чтобы разрушить направленные против него замыслы», и «довели до сведения государя о крайней несправедливости по отношению» к нему 997 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Известия о победах над печенегами и волжскими болгарами всегда встречаются в составе комплекса дополнений к статьям НС и «Повести временных лет». В него обязательно входят сообщения о связях с папским Римом, византийскими императорами или западными славянскими князьями. Под 6496 (988) г. сказано о приходе послов от византийских императоров и папы римского; под 6498 (990) г. – послов от императоров; под6499 (991) г. – о приходе греческих зодчих и папских послов; под 6500 (992) г. – о посольстве из Польши и Чехии; под 6502 (994) – о возвращении послов из Рима; под 6508 (1000) – о приходе посольств из Рима, Чехии и Венгрии; под 6509 (1001) – о посольствах в Рим, Иерусалим, Египет и Вавилон. Исключениями являются только статьи 6505 г. (только поход на волжских и камских болгар) и 6512 (1004) г., где нет известий о посольствах, зато сообщается об отравлении своим слугами загадочного «Андриха Добрянкова храброго». Сведения Никоновской летописи о связях с Чехией, Польшей и Венгрией основаны на статье 996 г. из НС и «Повести временных лет», где перечислены правители, с которыми Владимир жил в мире. Это Болеслав Польский (992–1025), король Венгрии св. Стефан (997–1038) и князь Андрих Чешский (Олдржих), правивший с 1012 г. по 1034 г. Его упоминание показывает, когда было составлено это известие. После смерти Болеслава II Чешского в 999 г. князем стал его старший сын Болеслав III. В 1002 г. он был изгнан, и после усобицы, в которую вмешался и польский король Болеслав, на престоле в 1003 г. сел Яромир. В 1012 г. его сверг Олдржих (Андрих). Из четырех чешских князей, современников св. Владимира, в НС и «Повести временных лет» упомянут только последний. Это свидетельствует о том, что запись происходит из летописания Ярослава Мудрого, заставшего именно этого современника своего отца в начале собственного правления. В четырех случаях из шести, когда говорится о посольствах, упоминается папа римский. Как справедливо отметила София Сенык, не ясно, зачем было добавлять в летопись, в целом настроенную против латинян, известия о постоянных контактах с папским Римом. 840 Остальные дополнения были скомпонованы на основе отрывочных сведений летописи и современных митрополиту Даниилу былин (известия о епископах, рассказы о печенегах). Почему же митрополит выбрал столь странную тему? Предположение Б. М. Клосса, что известия о папских послах были введены для возвеличивания международного престижа Руси, 841 представляется маловероятным. Во времена Ивана III и Василия III отношения поддерживались в основном с императорами Священной Римской империи. Как известно, Иван III даже не пустил в Москву папского легата, сопровождавшего его невесту Софию Палеолог – «княгиню Римлянку», как ее называют современные летописи. Был какой-то толчок для появления этих сообщений в Никоновской летописи. Большая их часть (пять из восьми) относится ко временам Ярополка и Владимира, т. е. непосредственно связаны с крещением Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    991 κα τς τος πρς μαχην πιοσιν... εταξας. Лакуну отмечает Б. Лейб вслед за А. Райффершайдом. С нашей точки зрения, предполагать лакуну необязательно, ибо фраза понятна: боевой порядок (свойственный) для идущих в наступление.     992 Иначе об этом рассказывает Альберт Аахенский (Alb. Aq., Ι, 19). Он сообщает, что крестоносцы знали о поражении у Никеи и о движении турецкого войска, но по настоянию Готфрида Буреля, рыцаря, пользовавшегося большим влиянием в отряде Петра, выступили навстречу туркам (см, Duncalf, The peasants’ crusade, pp. 450—451).     993 По словам автора «Деяний франков» (Gesta, I, 2), турки застали крестоносцев спящими в лагере и многих убили. Оставшиеся в живых бросились бежать к Кивоту, некоторые пытались спастись морем. Турки хотели сжечь пленных, но «господь освободил их от огня». Эти события датируются октябрем 1096 г. (ср. Alb. Aq., I, 19).     994 Анна ошибается: Петра в то время не было с крестоносцами. Он находился в Константинополе, где вел переговоры с Алексеем (см.: Gesta, I, 2; Alb. Aq., I, 18).     995 Петр имел в виду отделившийся от его войска отряд Рено (см. прим. 985).     996 Нельзя не отметить, что Анна весьма трезво оценивает побуждения западных феодалов, которые использовали в корыстных целях фанатизм крестьянских масс. Распродажа и заклад движимого и недвижимого имущества накануне крестового похода приняли на Западе массовый характер; таким образом будущие крестоносцы сколачивали средства для похода (см. Заборов, Крестовые походы, стр. 74).     997 Гуго Вермандуа (у Анны ουβος) — младший брат Филиппа I. Гуго был женат на дочери графа Вермандуа. Лишь заключив брак, он приобрел себе небольшие владения. Этот отпрыск королевской семьи стремился, естественно, к богатству и власти и потому одним из первых откликнулся на призыв Урбана II, выступив во главе немногочисленной армии в поход в августе 1096 г. Гуго двинулся в Италию с намерением переправиться оттуда на Балканы (см. Setton..., Α history..., рр. 266—267). Рассказ Анны — наиболее полное из свидетельств об участии Гуго в крестовом походе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Подчиненность пресвитера епископу заключается в том, что он получает от епископа, и только от него, свой сан и не имеет права оставить места служения, вверенного ему епископом, и уклониться из под его власти, перейдя в другую епархию без воли епископа 995 . Пресвитер не может отделиться от своего епископа и, отделившись, продолжать священнослужение и собирать отдельные религиозные собрания 996 ; равным образом во всяком действии своего служения, относительно которого имеет какое либо сомнение, он не может поступать по своей воле, а должен обращаться за руководством к епископу 997 . Наконец, и старейшинство пресвитеров над низшими членами клира обусловлено властью епископскою 998 . Подчиненность диаконов пресвитеру также определена канонами, которые предписывают, что диаконы должны признавать старейшинство пресвитеров, зная, что сами они ниже пресвитеров 999 ; канонами определена также и подчиненность церковнослужителей диаконам 1000 . В отношениях между членами иерархии равных степеней старейшинство определяется только и исключительно временем рукоположения каждого из них в известную степень иди возведения в известное церковное достоинство. Во избежание же каких-либо распрей по вопросу: кто младше и кто старше, каноны предписывают, чтобы членам клира были выдаваемы особые грамоты, с обозначением дня поставления в известную степень 1001 . Значение этого постановления простирается на членов клира, начиная от пресвитера и ниже; то же самое каноны предписывают и относительно епископа 1002 . Должности, которые могут занимать в церковном управлении некоторые из членов клира, будь то пресвитер или лицо низшей степени, не дают никакого преимущества чести в церкви пред остальными членами тех же степеней, так как, по словам 7 канона Трулльского собора, «достоинства или должности духовные превосходнее должностей, относящихся к миру» 1003 ; для того же, чтобы под этими последними не понималась, например, царская власть, комментаторы говорят, что здесь разумеются должности, касающиеся только церковного управления 1004 . Итак, вопрос о старшинстве между равными степенями священной или управляющей иерархии, то есть степенями, полученными чрез хиротонию или хиротесию, решает время рукоположения или возведения известного лица, какую бы должность оно ни занимало в церковном управлении 1005 . Об отношениях старшинства между белым духовенством и монашествующими, при одинаковых степенях священной иерархии, в канонах ничего не говорится 1006 . Канонические постановления об отношении между членами иерархии вообще и, в частности, между членами пресвитерской степени требовали, чтобы церковная власть никогда не забывала их, потому что это может произвести только смуты и беспорядок в церкви и мешать правильному течению ее жизни. Раздел третий. Органы церковной власти

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

О том же, какие «драконовские» решения правительства вскоре увидят свет, руководство Церкви осталось в неведении. Важнейшим звеном начала атаки на религию оказалось секретное постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды " ». В нем всем партийным, общественным организациям и государственным органам предписывалось развернуть наступление на «религиозные пережитки» советских людей. По тотальности намечаемых мер эта акция не имела прецедента. В соответствии с указаниями ЦК и лично Хрущева 16 октября Совет Министров СССР принял первые антицерковные постановления: «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей». В первом из них монастырям запрещалось применять наемный труд, предусматривалось значительное уменьшение земельных наделов, а также сокращения самого количества обителей. Кроме того, вновь вводились отмененные в 1945 г. налог со строений и земельная рента, резко повышались ставки налога с земельных участков 996 . Антирелигиозная кампания не случайно началась с гонений на монастыри. Их духовная роль всегда являлась чрезвычайно важной в России. Они были и оставались местами паломничества, где можно исповедоваться и получить совет духовника, центрами духовной поддержки верующих, национальными источниками веры. И во второй половине XX столетия православные монастыри сохраняли свое значение. Например, только одна Почаевская Лавра в Тернопольской области за 1957–1958 гг. получила от верующих 11 024 посылки и более 16 тыс. денежных переводов на сумму 3,4 млн. рублей; среди поступивших в конце 1950-х гг. в Закарпатские обители 84,6% составляли люди моложе 30 лет. 997 Кроме того, монастыри не имели «двадцаток» и мирян для своего правового представления перед властями. Таким образом, стремясь к их ликвидации, советское руководство пыталось поразить слабое в правовом отношении звено Церкви и лишить массы верующих важной части их духовной пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010