Исключительную роль в образовании помыслов играет чувственная фантазия в ее катастатическом виде: «Порочный ум, движимый чувствами тела к желаниям и наслаждениям, приражается к фантазиям и инстинктам» 993 . Деятельность катастатической фантазии проявляется в «парении ума», когда обессиленный в страстях ум пленен фантазией и влечется к чувственному и мирскому. Поэтому всякое «парение» подозрительно и может служить источником помыслов. Помысел может иметь в своей основе не только реальное ощущение и представление, но и фантастическое представление, которое может стать аффективным представлением, непосредственно ведущим к страстному поступку. Значительным фактором является катастатически измененная память: «Начало помыслов и причина – в разделении единовидной и простой памяти, которая через сие потеряла и Божью память, и, сделавшись из простой сложною и из единовидной разнообразною, стала губима своими силами» 994 . Божья память – это память простая и единовидная, память интегральная первозданного человека, память Адама до падения, содержанием коей были чистые и бесстрастные божественные помыслы как проявление райской теофилии человека. Нечистые и страстные помыслы катастатического человека вызываются космическою памятью, как проявлением космофилии после падения. Совокупность страстных помыслов составляет «страстную память», по Евагрию Понтийскому 995 . «Память приносит уму помыслы, а помыслы приносят страсти и ведут ум к приражениям» 996 (Максим Исп). Приражение есть влечение ума к помыслам и страстям. Можно дать возможность и время помыслу приразиться, или отбросить его, и это зависит от состояния воли: «Приражение помысла есть обличение самовластия нашей воли» (своей воли) 997 . Центральным источником помыслов является сердце. Ум постоянно получает страстные импульсы от нечистого сердца. Особое место занимают аутохтонные помыслы, идущие от плоти и крови. Они составляют как бы часть естества человека 998 . По Нилу Синайскому , изменения «стихийной жизни» тела ведут к помышлениям 999 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Благодаря тесной непосредственной связи, которая тогда существовала между князем и землею, воззрениями князя мало-помалу должна была проникаться и земля. Не говорим уже о том, что с появлением по городам князей, везде должно было вводиться единство управления и судопроизводства, что должно было мало-помалу сглаживать особенности местной жизни и следовательно способствовать объединению разрозненных частей государства. Само собою, разумеется, что подобного рода внутренняя работа совершается слишком медленным процессом; но известна истина, что хорошее начало – половина дела. Вообще, скажем словами Д. И. Иловайского, Владимир «несомненно подвинул вперед объединение разных племен и областей под властью одного княжеского рода, т. е. под властью Игоревичей» 21 . II Хлопоты о внутренних делах государства у Владимира шли рядом с заботами о его внешней безопасности и вообще об установлении тех или других отношений к соседям. В этом отношении, прежде всего, заслуживает внимания отношение к Печенегам. Появившись очень рано в южнорусских степях, еще при отце Владимира, Святославе, Печенеги стали в резко-враждебные отношения к Руси; при Владимире же, насколько можно судить на основании показаний нашей летописи, вражда эта достигла самой высшей степени своего развития. Говоря о враждебном отношении Печенегов к Руси, мы не имеем ни малейшего желания соединять с этим термином того представления, какое соединяется с ним в применении к культурным народам, сталкивающимся между собою на пути преследования известных, строго определенных, исторических задач. Печенеги нападали на Русь, по-видимому, исключительно из-за грабежа, т. е. из-за того, из-за чего вообще кочевник нападает на оседлого человека, пользующегося сравнительно большими средствами к жизни, которые обыкновенно и вызывают у кочевника завистливое желание поживиться на чужой счет. В древнейшие летописные списки занесено три случая столкновения Печенегов с Русью; во всех трех случаях нападающею стороною являются Печенеги: в 992 (или 993) году они напали на Переяславль, в 996 году – на Василев, в 997 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Благодатное служение братьев. По учению В.В., христиане, и прежде всего монахи, соединяются любовью Христовой как члены одмого тела (συμφωνεν λλλοις τος πντας ν γπ Χριστο, σπερ μλη ν σματι – Moral, reg.60//PG.31. Col.793), выполняя разные служения и имея разные дарования. При этом в зависимости от своего дарования каждый занимает в общине высокое или низкое место в сложившейся иерархии, не чувствуя себя ущемленным. В.В. в своих аскетических сочинениях не говорит о харизматических дарованиях – исцелениях, чудотворениях, пророчествах, – но учит о жизни в послушании как самом главном деле монаха. «Надлежит не самому господствовать над собой, но быть ио повелению Божию преданным в рабство единодушным нам братьям... каждому в своем чине» (τι ο δε οτε ατν αυτο κριον ενα τινα, λλ’ ς π Θεο παραδεδομνον ες δουλεαν τος μοψχοις δελφος, οτω κα φρονεν πντα κα ποιεν, καστον δ ν τ δ τγματι – Ερ.22:1). 4) Особые дарования настоятеля и старшей братии. Настоятель монастыря ( προεστς) несет ответственность за вверенную ему братию: «Подобает настоятелю общежития, приказывающему всем, после великого испытания приступить к этому служению» (Δε τονυν τν μν προεσττα το κοινο, κα διατασσμενον τος πσι, μετ πολλς δοκιμασας γχειρισθναι τν φροντδα τατν – Asc.br. 303//PG.31.Col.1297). Он – око, yxo или рука братского тела (Asc.fus.24). Настоятель обладает 2 особыми благодатными дарованиями – даром управления по преимуществу и даром слова наряду с несколькими избранными братьями (Asc.fus.32//PG.31. Col. 996–997). Управляя монастырем, настоятель должен быть милосердным и справедливым, внимательно следить за состоянием братии, «в кротости назидать и воспитывать, предусматривать будущее, подвизаться вместе с сильными, поддерживать слабых» (Asc.fus.43//PG.31.Col.1029). B обязанности настоятеля или др. ответственного лица входит снабжение братии всем необходимым во исполнение слов из Деян. 4.35 : «...и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Asc.br.131; 135; 148). При этом он должен проявлять дифференцированный подход, учитывая возраст, занятия и состояние каждого члена общины, «невозможно всех, занимающихся подвигами благочестия, подчинить одному правилу (ν καννι)» (Asc.fus.19//PG.31.Col.968). Имеющий власть относится ко всем равно, без безразличия к одним и пристрастия к другим (Asc.fus.34//PG.31.Col.1000), и не ищет своей личной выгоды (Ibid.Col.1001). В прямые обязанности заместителя настоятеля входят забота о благочинии общины, обеспечение порядка (Asc. fus.45).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Нужно, поэтому, сначала искоренить страсти через деятельное упражнение в киновии и уже с чистым сердцем удаляться в пустыню, а не переносить страсти туда, иначе прямая цель отшельничества-созерцание не будет достигнута 992 . Так именно и смотрит преп. Кассиан на дело, когда, определяя цель этих двух родов жизни подвижника, говорит: «цель общежития состоит в том, чтобы умертвить свою волю и по спасительной заповеди о евангельском совершенстве не иметь никакой заботы о завтрашнем дне (Ме. VI, 34). Достоверно, что этого совершенства никто не может достигнуть, кроме киновитянина. А совершенство пустынножителя состоит в том, чтобы иметь дух свободный от всего земного и соединять его со Христом, сколько позволяет человеческая слабость. Итак, если кто не стремится к этой цели общежития и отшельничества, то напрасно вступают в киновию или отшельничество, ибо ни тот, ни другой не исполнит добродетели своего звания 993 . Сообразно своей прямой цели отшельник должен избирать и места пустынные, уединенные и суровые, чтобы они своим плодородием не возбуждали духа его к развлечению, не побуждали выходить на работу под открытое небо, чтобы он таким образом, «как бы в некоторое открытое пространство выпустив помыслы, не уклонился от прямого направления духа и созерцания высшего назначения 994 . Отшельник должен заключать свою душу и тело внутри стен келлии и бороться с кружением помыслов, должен пребывать как-бы в затворе 995 , потому что от скитания тела тоска только увеличивается 996 . «Неудивительно, говорит преп. Кассиан, если кто, сидя в келье, как-бы в тесном затворе, собрав помыслы, угнетается большой тоской, ибо помыслы, вырвавшись вместе с человеком из заключения в жилище, постоянно носятся в разные стороны как разнузданные кони. В то время, как они вырываются как-бы из своего стойла, получается некоторое краткое или горькое утешение. Но когда, по возвращению тела в свою келью, вся стая помыслов опять прибегает как-бы к своему стойлу, то самая застарелая привычка к рассеянию на воле производит еще большие мучения 997 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Николаев.-Княжицкий, Пск. г., II, 873. Николаев.-Князь-Андреев. – Переяславский, II, 986. Николаев.-Кожирова, Костромской г., II, 876. Николаев.-Кондрицкий, Бессарабской г., II, 882. Николаев.-Корельский, Арх. г., II, 987. Николаев.-Коровье-Ручьевская, Новг. г., II, 955. Николаевский-Коряжемский, Волог. г., I, 321. Николаев.-Лосинский, Новг. г., II, 886. Николаев.-Красногорская, Тверской г., I, 306. Николаев.-Красногорский, Полтавс. г., II, 889. Николаев.-Краснохолмский, I, 16. Николаев.-Крупиц., Черниг.г., II, 900. Николаев.-Крутецкий, Новг. г., II, 901. Николаев.-Лебединский, Киев. г., I, 322. Николаев.-Липенский, Новг. г., I, 323. Николаев.-Луховский, Костр. г., II, 895. Николаев.-Любятовский, Пск. г., II, 914. Николаев.-Маврина, Новг. г., II, 958. Николаев. -Макошинский, Черниг. г., I, 324. Николаев.-Малицкий или Малский, Твер. г., II, 988. Николаев.-Мамонтова, Тамб. г., II, 956. Николаев.-Маркушевский, Волог. г., II, 989. Николаев.-Медведовский, Киевской г., II, 990. Николаев.-Миропольский, II, 975. Николаев.-Михаилова пустынь, Влад. г., II, 926. Николаев.-Моденский, Новг. г., II, 930. Николаев.-Можайск.-Борщов., II, 957. Николаев.-Мороцкий, Мин. г., I, 548. Николаев.-Мостищский или Мостижский, Новг. г., II, 991. Николаев.-Мохнецкая, Твер. г., II, 647. Николаев.-Надеевская, Костр. г., I, 307. Николаев.-Немировский, Подоль. г., II, 993. Николаев.-Ножемского устья, Новг. г., II, 1020. Николаев.-Одрин, Орл. г., II, 1021. Николаев.-Озерский-Комельский, Волог. г., II, 1208. Николаев. – Ондрусова или Андрусова, Олон. г., I, 344. Николаев.-Осиновская, Новг. г., II, 959. Николаев.-Особный- Торопец., II, 994. Николаев.-Островский, Новг. г., II, 995. Николаев.-Отенский, Новг. г., II, 1031. Николаев. в Папортне или Панароцкий, Новг. г., II, 996. Николаев. – Пежемская, Волог. г., II, 960. Николаев.-Перекомский, Новг., г., I, 588. Николаев. – Перервинский, Моск. г., I, 327. Николаев.-Песношский или Пешношский, Моск. г., I, 404. Николаев.-Петров., Сарат. г., II, 997. Николаев.-Пивский – Городищен., Киев. г., II, 1056.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Назначение униатского архиепископа для белорусских униатов. Назначение Виктора Садковского епископом в Польшу. Наставление Синода Виктору. Доклад Синода Екатерине о мерах к охранению православия в Польше. Первые дела Виктора. Тревога в Польше, особенно в среде униатов. Протесты против назначения в Польшу православного епископа. Вопросы о привилегии и присяге Виктора. Приезд Виктора в Варшаву. Шпионство Ленинского. Аудиенция Виктора у короля. Выдача привилегии. Мнения Ленинского о Викторе. Вопрос о саккосе. 996 Задачи Виктора. Странное положение его. Принесение присяги польскому королю. Действия Смогоржевского на Украине. Противодействия ему со стороны украинцев. Тягостное положение Смогоржевского перед смертью. Объезды Виктором своей епархии. Разлад с паствой. Арест Виктора. Страдания православных. Дела Мировского. Отношения униатов к православным. Митрополит Ростоцкий и его подчиненные на Украине. Пинская конгрегация. Освобождение Виктора. Папа Пий VI, слишком два года отказывавшийся утверждать Сестренцевича в звании архиепископа латинской церкви в России, в начале 1783 года уступил настойчивым требованиям Екатерины и приказал своему нунцию в Варшаве Бернетти ехать в Петербург. 997 С этим решением папы сейчас же соединен был вопрос и о назначении униатского епископа для белорусских униатов. 998 Король 999 и Смогоржевский 1000 горячо приняли это дело и стали отыскивать кандидата на эту кафедру. Кандидат такой явился было сам и заявил свою готовность служить полоцкой пастве, именно, известный нам Максимилиан Рылло, но он был отвергнут с насмешкой и пренебрежением. 1001 Выбор остановился на другом, тоже известном кандидате Важинском, которого хотели было послать даже в Петербург вместе с нунцием, но нунций отклонил это спутничество. 1002 В Петербурге замедлилось исполнение нунцием данного ему поручения. Долго не приезжал туда из Малороссии и затем из Смоленска 1003 Потемкин, без которого не хотели решать этих дел, а главное встретилось большое затруднение в форме присяги, которую приносят латинские епископы и в которой находится выражение: «еретиков, схизматиков... по силе моей буду преследовать и поражать», чего не хотело допустить русское правительство в присяге Сестренцевича. 1004

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материалы круглого стола 27 апреля 2007 г. М., 2007. С. 15. 979 Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006. С.119. 980 Нуруллаев А.А. Прозелитизм и свобода религиозной пропаганды// Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994. С. 59. 981 Кривельская Н. В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999. С. 7. 982 Цит. по: Нуруллаев А. А. Прозелитизм и свобода религиозной пропаганды//Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994. С. 52–53. 981 Цит. по: Нуруллаев А. А. Прозелитизм и свобода религиозной пропаганды//Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994. С. 52–53. 982 Цит. по: Нуруллаев А. А. Прозелитизм и свобода религиозной пропаганды//Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994. С. 52–53. 983 ЗаозерскийН.А. Чем силен штундизм. По поводу ответа А. Я. Дороницына на статью: Борьба с сектантством//Богословский Вестник. 1893. С. 187–189. 984 Алексий (Дородницин), еп. Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. С. 178. 986 Еленский В. Феномен новых религиозных движений: Белое Братство//Диа-Логос. Религия и общество. М., 1997. С. 222. 991 Макаревский М. И., Добромыслов П. П. 3-ий Всероссийский миссионерский противораскольнический и противосектантский съезд в городе Казани. 22 июля – 6 августа 1897 года. Рязань, 1898. С. 88. 992 См.: Фетисов Н, свящ. Опыт уяснения основных вопросов науки сектоведения//Труды КДА. 1914. Кн. VII-VIII. С. 444, сноска 4. 993 Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе//Диа-Логос. Религия и общество. М., 1997. С. 341–343. 994 Доктур Т. Новые религиозные движения в посткоммунистической Европе//Диа-Логос. Религия и общество. М., 1997. С. 341–343. 995 Toffler А. The Third Wave. N.Y., 1980; Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1975. 996 Цит. по: Новые религиозные культы, движения и организации в России//Словарь-справочник. М., 1997. С. 8. 997 Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история о современные религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

499. Совершенная любовь к Богу противостоит внутренним браням, поборая их волею Божиею и покоряя ей [ 991 ]. 500. Чистота сердечная, побеждая брани сердечные, уготовляет сердце в место покоя Сыну Божию [ 992 ]. 503. Обретший благодарение Богу во время нашедших на него искушений обращает нашедшие на него искушения в бегство [ 995 ]. 504. Недоверие к подвигу твоему, что он благоугоден Богу, привлечет к тебе помощь Божию, которая будет охранять тебя. Вдавший сердце свое в благочестивое, истинное искание Бога не может даже помыслить, что он угоден Богу [ 996 ]. 505. Обличаемый совестию в чем-либо, принадлежащем падшему естеству, чужд свободы. Где обличение, там и обвинение; где обвинение, там нет свободы [ 997 ]. 506. Когда, наконец, увидишь, что во время молитвы совесть не обличает тебя ни в одном виде греха, тогда это будет признаком, что ты точно получил свободу и по воле Всесвятого Бога взошел в святой покой Его [ 998 ]. 507. Если усмотришь, что благой плод укрепился и плевелы вражеские не подавляют его, если супостаты точно побеждены и отступили от тебя не с коварством, что делается ясным из прекращения борьбы с чувствами, если облако осенило скинию, и во дни солнце не ожжет тебя, ниже луна нощию [ 999 ], если обретаются в тебе все принадлежности скинии, и она поставлена и хранится по воле Божией, то поистине дарована тебе победа Богом. Он, Сам Он осенил Свою скинию как принадлежащую Ему; Он предходит пред нею и предуготовляет ей приличное, безопасное место. Если Бог не остановится предварительно в том месте, в котором благоугодно Ему остановиться, то и скиния должна продолжать свое шествие. Так поведает Писание [ 1000 ]. 508. Человек находится в великой опасности, доколе не познает себя, доколе не уразумеет со всею точностию, что удалились из него все закоренелые противники и сквернители монашеского делания, возбуждающие в монахе действие ветхого естества. Мы нуждаемся, чтоб непрестанно преобладал над нами страх всеблагого Бога, чтоб неоскудно действовало в нас памятование благодеяний Божиих; мы нуждаемся, чтоб постоянно обладала сердцем нашим благодать Божия при посредстве святого смирения; мы нуждаемся прилежать всему, чем уготовляется и хранится это состояние, пребывая до конца жизни умом в трезвении и подвиге [ 1001 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Но мне все верится, что вам еще придется помаяться на земле. И на это благослови Господи! Вашему соболезнующему о. Митрофану да подаст Господь терпение благодушное и всякое утешение в духе. Я здрав. И все у меня в порядке. В Ельце умирает племянница – диаконица, остаются две девочки. Одна отучилась и уроки дает, другая учится еще. Однако ж, немножко беспокоюсь. Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. Я посылал вам немного денег, получили ли? 4 июля 86 г. Письмо 996. Новое утешение болящей, подпавшей напраслине. Об иконе св. Феофана Сигрианского Милость Божия буди с вами! Много вам достается. И жалею и радуюсь. Жалею, что отягощают и без того тяжкое состояние ваше; радуюсь, что благодушно все переносите. Благодушие всякую напраслину превращает в задаток ублажения в будущем. – И держитесь в этом тоне до конца. Тут убыток только кажущийся, на деле же – все прибыток, и самый верный, и богатый, богаче, чем ожидать можно. В терпении вашем стяжевайте душу вашу – многострадальную. Посланное вами еще не получил. Письмо упреждает обычно посылку. Завтра придет объявление, а чрез неделю – полученье. Благодарствую. И мне приходилось на ум, что было бы хорошо, если б вы прислали иконку моего, Феофана Сигрианского. У меня была иконка – тройственна – Феофана, Георгия и Ангела Хранителя, в облаках маленький Спаситель благословляющий. Отдал кому, при перемене места. С тех пор все собирался нарисовать, – и не собрался. Очень утешительно, что сестра ваша оправилась, и при том – таким образом. Слава Богу! Фелицата сама виновата, что не пишу. Она перестала обращаться ко мне, как только попала в чины. Тоже самое сделала и Георгия. Но мне это лучше. Они обе довольны, – и не требуют сторонней помощи. Вашею немощью Господь прикрыл вас от чего-нибудь, что было бы гораздо тяжелее. Так мне подумалось. Благодушествуйте, пока Господу угодно продержать вас в сей пещи. Благослови вас, Господи! Ваш богомолец Еп. Феофан. 9 июля 86 г. Письмо 997. Наставление выздоровевшей. Об умершей племяннице и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Для христианизации славян архиеп. Адальдаг Гамбургский инициировал создание Ольденбургского епископства в Гольштейне, подчиненного Бременскому архиепископу. Наиболее вероятной датой основания Ольденбургского епископства считается 972 г. (по др. версиям, 968 или даже 950). Венг. кн. Геза (972-997), решив принять крещение, обратился к О. с просьбой прислать христ. миссионеров. Император отправил в Венгрию мон. Бруно из Санкт-Галлена, рукоположенного для этого во епископа. Присутствие обращенных в христианство правителей Дании, Польши, Чехии, а также венгерских послов на хофтаге в Кведлинбурге (973) красноречиво свидетельствовало об успехах миссионерской политики императора. Церковное искусство и культура При О. в его владениях к северу от Альп помимо прежних церковных образовательных и культурных центров, унаследовавших каролингскую традицию (таких как аббатства Лорш, Фульда , Корвей и др.), развиваются новые центры, формируется традиция «оттоновской» культуры. Начало нового культурного подъема, т. н. Оттоновского возрождения, принято относить к 50-м гг. Х в. Главными образовательными центрами для духовенства в эпоху О. были уже не школы при мон-рях, как во времена Каролингов, а соборные школы в крупных городах - центрах архиепископств и епископств. Важнейшими из них на западе герм. земель стали школы в Кёльне и Трире, на юге - в Вюрцбурге, на востоке - в Магдебурге. Хальберштадтская соборная школа, основанная в IX в., из-за близости к Магдебургу утратила свое влияние, хотя и пережила новый подъем при еп. Хильдеварде (968-996), выходце из мон-ря Санкт-Галлен. Соборные школы поддерживали тесные связи с королевским, а затем имп. двором, готовили буд. церковных иерархов, к-рые впосл. входили в состав придворной капеллы, служили в королевской канцелярии, получали должности епископов и аббатов. Важную роль играла школа при королевской (имп.) капелле. В развитии школы активное участие принял архиеп. Бруно Кёльнский. Однако в отличие от школы эпохи Каролингов она была ориентирована не на широкое, всестороннее образование, знакомившее с высшими достижениями науки того времени, а на передачу прикладных, практических навыков, к-рые были необходимы для работы в королевской канцелярии и для др. задач, связанных с кругом обязанностей клирика ( Fleckenstein. 1989. S. 176-188).

http://pravenc.ru/text/2581739.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010