Феофану Затворнику , по мнению одного из его биографов П. А. Смирнова , принадлежит заслуга в том, что он «первый из православных богословов дал нравственным явлениям психологическое обоснование, и законы нравственного порядка вывел из устройства человеческой природы» 993 . Нравственное учение святителя Феофана построено на трихотомической религиозной антропологии, где телесная и душевная составляющие призваны способствовать духовному росту личности. Таким образом, мораль у него является руководящим началом в чувствах и в разуме человека: за нее отвечает совесть. В своей трихотомической модели (дух – душа – тело) святитель Феофан добродетели, совершенные в Боге, сравнивает с духом, любовь – с душой, а остальные – с телом. Все эти добродетели в его учении тесно между собою взаимосвязаны и приобретают настоящую ценность только в своей цельности. Он пишет, что «как без души нет жизни в теле, так и без Духа Божия нет духовной жизни в душе» 994 . При этом святитель отмечает, что «задавать тон жизни человека должен дух, душа же и тело должны ему покорствовать…» 995 . Можно согласиться с утверждением что «фактически под душой Феофан Затворник понимает то пространство человека, которое в современной науке именуется психикой», а под духом – высшее Божественное начало в человеке, благодаря которому «человек может пребывать в общении с Богом и миром духовным» 996 . Святитель Феофан называл совесть зеркалом человеческих дел 997 , изображающим состояние души, которое определяет её как сознание нравственного достоинства человека перед Богом и людьми 998 . В развитии своей трихотом и ческой модели человека совесть он относит к сфере человеческого духа 999 и связывает ее с деятельностью его воли 1000 . В действии совести Феофан Затворник выделил три функции: законодательную, исполнительную или судебную и воздаятельную 1001 . Законодательная функция совести связана с указанием законов, по которым необходимо «действовать существу разумно-свободному, и склонять к тому волю его силою своего обстоятельства» 1002 . Отличительная особенность исполнительной или суде бной функции совести состоит в том, что мы не должны перекладывать с себя ответственность на других людей. Совесть наша дана затем, отмечает святитель Феофан, чтобы судить нас самих, а не других людей 1003 . Она подводит конкретный поступок человека со всеми его обстоятельства под этот суд и определяет его виновность или правоту 1004 . Критерием добрых дел здесь являются заповеди Божии, а совесть выступает свидетелем их исполнения 1005 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Все они должны быть снабжены здесь нужными бумагами и по прибытии в Иерусалим находиться в полном монашеском послушании у Вас. Две вакации иеромонашеские замещаются непосредственно Вами, а равно вакации монашеские, послушнические и певческие. За увольнением отцов Парфения 993 , Павла 994 , Нифонта 995 , Ювеналия 996 и Евстафия 997 и за незамещением вакации старшего иеромонаха, у Вас остаются свободными из штатного жалованья 4.100 руб. зол. в год. На 4 новых иеромонахов и 2 иеродиаконов, полагая на первых по 700 руб. зол., а на вторых по 500 руб. зол. в год, Вам придется расходовать по 3.800 руб., т. е. на 300 руб. в год менее, чем положено по штату. Жалованье свое они получают со дня своего прибытия в Иерусалим. Увольнение посылаемых членов Миссии ранее срока производится непосредственно на общем основании Вами, но не иначе как по точно определенной важной причине, о которой при увольнении Вы обязаны непосредственно уведомить подлежащее духовное начальство увольняемого и Святейший Синод. Относительно увольнения как членов, так и служащих, и прислуги в Духовной Миссии. Увольнять, конечно, не без причины, а затем прекращать выдачу ему жалованья оставляется за Вами, но как выселить уволенного из Духовной Миссии, коли он не уходит? В этом случае Вы обязаны обратиться к генеральному консулу с просьбой о выселении из дома Духовной Миссии уволенного, причем одновременно должны представить консулу месячное жалованье уволенного, и если он иеромонах, иеродиакон или регент, то еще 100 руб. кред., а если остальной служащий – то 25 руб. кред., на возвратный путь. Все служащие и певчие, женатые и семейные, должны быть немедленно выселены из дома Духовной Миссии, если такой певчий, женатый или семейный, по выселении останется певчим, то Вы должны назначить ему квартирные деньги в размере от 300 до 600 франков, отнеся их на остатки от штатных сумм. Одновременно с выселением женского пола из дома Духовной Миссии в нем ни под каким видом не должно оставаться и приюта для Горненских 998 , как бы он (приют) ни был отделен от других помещений дома Духовной Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

(3) Есть здесь одна, но величайшая трудность: подобрать для всего этого соответственные слова – это неизмеримый труд даже для твоего таланта, хотя он высоко парит и крепнет в блестящих произведениях. Некоторое затруднение будет и в том, чтобы уложить в греческие стихи варварские, дикие имена 995 , прежде всего имя самого царя. (4) Все, однако, можно если не победить, то смягчить искусством и старанием. (5) А кроме того, если Гомеру позволено для гладкости стиха стягивать, расширять и сгибать даже нежные греческие слова, почему не разрешить тебе подобной же смелости, тем более, что это не прихоть, а необходимость? Поэтому, по праву поэтов, призови богов 996 и среди богов того самого, чьи подвиги, дела и советы ты собираешься воспеть 997 , отпусти канаты, распусти паруса и устремись в путь во весь размах своего таланта. Когда, как не теперь? Почему, в самом деле, не заговорить мне с поэтом поэтическим языком? (6) Теперь же договариваюсь с тобой вот о чем: первое, что ты закончишь, присылай мне; нет, присылай еще раньше, чем ты закончишь: свежее, сырое, подобное рождающемуся. (7) Ты ответишь, что выхваченная часть не может произвести такого впечатления, как целое; начатое – такого, как законченное. Я это знаю: я буду это расценивать как начинание, рассматривать как отдельные члены; они будут дожидаться в нашем ящике твоей окончательной отделки. Позволь мне помимо прочего получить еще этот знак твоей любви: пусть я знаю то, чего ты никому не хочешь сообщать. (8) В общем, может быть, мое одобрение и похвала твоему произведению будет тем больше, чем медлительнее и осторожнее будешь ты с его присылкой, но тебя самого я тем больше полюблю и тем больше одобрю, чем скорее и неосторожнее ты его пришлешь. Будь здоров. 5 Плиний Гемину 998 привет. (1) Тяжкий удар поразил нашего Макрина 999 : он потерял жену, женщину редкостную даже для времен древних. Он прожил с ней тридцать девять лет без ссоры и без обиды. С каким почтением относилась она к своему мужу! Сама она заслуживала наибольшего. В ней собрались и соединились добродетели разных возрастов. (2) У Макрина есть, конечно, большое утешение в том, что он так долго владел таким сокровищем, но тем больнее для него утрата: привычка к хорошему делает потерю особенно мучительной. (3) Я буду в беспокойстве за этого очень дорогого мне человека, пока, наконец, он не сможет отвлечься и дать зарубцеваться своей ране 1000 : это успешнее всего сделают и сама неизбежность, и длительное время, и пресыщение печалью. Будь здоров.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

О ценах и таксах подробнее в 3 части сего курса (Договоры и Обязательства) – прил. к § 23. 243 Критику этих категорий английского права см. у Аустина «Lectures on Jurisprudence». Т. 1. 244 Естественные воды – реки и озера – не почитаются самостоятельным предметом права собственности, и право на эти воды есть лишь последствие права на береговую землю и существует лишь в связи с ним; предметом же особого права право на воды делается по особым постановлениям и актам или по соглашению с береговыми владельцами. Касс. реш. 1879 г., 281. 245 Реш. касс. 1869 г., 325: берега, примыкающие к мельничной плотине, нет основания считать по силе 388 и 389 ст. принадлежностью мельницы. 246 В положении о С.-Петербургском городском общественном управлении 6 марта 1864 года сказано, что под именем дома надлежит разуметь владения, кои составляют один двор и числятся под одним номером, хотя бы дома эти состояли из разного жилого строения или флигелей и часть их отдавалась внаем. 247 По вопросу: следует ли благоприобретенные у родителей имущества, доставшиеся детям от родителей по выделу, считать доставшимися им по праву законного наследования и посему родовыми, Гражд. Касс. Департ., приняв во внимание, что по силе ст. 996 и 997 Зак. Гражд., родители властны из родового имения выделить каждому из детей только часть, законом определенную, что по смыслу сего правила выдел имеет значение предваренного наследства, пришел к заключению, что то же самое значение имеет выдел и в имуществе благоприобретенном; посему разъяснил, что такое имущество надлежит признавать у детей родовым, подлежащим, в боковых линиях, обращению в тот род, из которого получено (реш. 1888 г., 74). 248 Пример этот взят из прежних отношений крепостного права, еще существовавшего в ту пору, когда писаны были эти строки. 249 В связи с этим вопросом кстати будет указать здесь на Высочайше утвержденное мнение Государственного совета 1844 года (17 янв.) по делу Томилиной и княгини Кугушевой. Княгиня Кугушева по записи отдала дочери своей Томилиной благоприобретенное имение, а потом просила отобрать это имение от дочери за непочтение и за начатие иска против матери. Томилина, защищая права свои, доказывала, между прочим, что акт, по коему приобретено ею имение от матери, должен считаться отдельной, а не дарственной записью. Государственный совет, решая дело в пользу матери, коснулся вопроса и о том, даром или выделом следует признать акт приобретения. Он признал акт дарственной записью, по следующим соображениям: 1) В записи сказано, что имение дается в награждение. 2) По записи дочери предоставлено более, чем следовало ей получить по закону. 3) Имение было благоприобретенное, следовательно, от матери зависело не дать ничего и вовсе лишить дочь свою имения. 4) Цена имению в акте означена по совести, что составляет принадлежность дарственных, а не отдельных записей (811 ст. Х т. изд. 1842 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Особенно часты указания агиографии на стоимость книг, переписывавшихся монахами и подвижниками. Так, отличный пергаментный экземпляр Нового Завета, стоил 3 номисмы 993 , а Ветхого Завета – 18 номисм 994 . Псалтири ценились по одной номисме 995 . Роскошное «издание» Евангелия, в золотом и шёлковом переплёте, украшенном драгоценными камнями, которое было заказано для пр. Иоанна Кущника его родителями, обошлось им будто бы в 500 номисм, но это конечно преувеличение, вызванное стремлением прославить богатство и знатность преподобного 996 . К сожалению, менее всего осведомлены мы относительно хлебных цен. Почти все показания источников касаются только голодных годов, когда исключительная дороговизна хлеба заставляла заносить известие о ценах в летописные заметки. Так, житие пр. Пахомия В. сообщает, что в Египте хлеб продавался однажды по номисме за 5 артаб, и только «государственный хлеб» можно было достать по номисме за 13 артаб 997 . Во время голода на Кипре, спекулянты требовали номисму за три модия 998 . При Василии I, два медимна хлеба стоили номисму 999 . При Никифоре Фоке цена хлеба поднялась даже до номисмы за модий 1000 . При Романе II однажды хлеб продавался по номисме за 4 модия, но эта цена скоро упала до номисмы за 8 модиев 1001 . До введения хлебной монополии Михаилом VII за номисму можно было купить 18 модиев 1002 , a после неё цена доходила до номисмы за модий, и 3 номисм за медимн 1003 . Все приведённые максимальные цены очень трудно сравнить между собой, как вследствие того, что нам плохо известны византийские меры вместимости, так и потому, что мы не знаем, идёт ли в том или другом случае речь о зерне или муке. Только сопоставляя все догадки, и делая приблизительные подсчёты, мы должны будем проблематично допустить, что если нормальная цена зерна или муки в Византии составляла номисму за 18 модиев, то на наш вес и деньги, считая номисму в 5 руб. золотом, это составит около 65 коп. за пуд. Вздорожание хлеба при Василии I подняло эту цену до 1 рубля, а при Романе II – до 1 руб. 25 к. и 2 р. 50 к. Что же касается цен в голодный год при Никифоре Фоке, и во время введения хлебной монополии при Михаиле VII, то они возросли до невероятной цифры – 10 руб. за пуд. Как бы ни гадательны были эти числа, но в целом они конкретно иллюстрируют те бедствия, которые должна была терпеть во время голода или отсутствия подвоза, столичная масса, и достаточно хорошо объясняют её, столь обычные в эти моменты, эксцессы и мятежи. Глава V. Деревня и поместье

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как бы то ни было, нет оснований разделять время написания этих писем и отправления их по назначению. Против этого говорят уже те обстоятельства, по которым и при которых послания были составлены. Поводом к ним и предметом содержания было монтанистическое движение в Малой Азии, – явление само по себе очень важное и выдающееся в истории Церкви. Из-за него и произошло разногласие ( διαφωνας παρχυσης) среди христиан. Мученики, очевидно, придавали всему этому большое значение: маловажными вещами в таком положении они не стали бы заниматься. А если написали письма из тюрьмы, то, несомненно, постарались тотчас же или в возможно скором времени и послать их. Таким образом, можно думать, что все письма были отправлены в разгар гонения, т. е. в том же 177 г. (может быть, в середине). По окончании же гонения лионские христиане, изложив историю его в форме послания к Церквам асийским и фригийским, присоединили к последнему или в извлечении, или полностью 992 и эти письма мучеников, чтобы ими доказать правоту высказанного также в послании суждения их о монтанистах. 993 В таком виде, вероятно, и познакомился с письмами Евсевий. Одно из писем, адресованное папе Элевферу, исповедники еще во время гонения поручили отнести как раз св. Иринею, послав его с этой целью в Рим. Об этом прямо свидетельствует отрывок из послания, сохранившийся у Евсевия. Здесь мученики, как мы уже видели, говорят: «Отнести к тебе (Элевферу) это письмо мы убедили сообщника и, брата нашего Иринея». 994 Из всего сказанного сейчас можно сделать такие выводы в отношении к биографии св. отца. 1) Время его вторичной поездки в Рим (первая – в 154–155 г.) падает на 177 г., когда мученики, посылавшие его, были еще в темнице ( ν δεσμος τι πρχοντες ) 995 и когда, вероятно, жив был, в частности, епископ Пофин, 996 может быть, сам и давший Иринею такое поручение. 2) Главной, а может быть, и единственной целью поездки было именно отнесение письма. 997 Об этом прямо говорит приведенное нами сейчас место из него; в то время как других поводов к путешествию св. отца нигде не указывается. 998

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

988 . Muyldermans J. Evagriana. P. 1931. 38–44. пер.://Твор. 123–128. [По изд. Мюилдерманса]. 989 . Muyldermans J. Note Additionnelle à «Evagriana»//Muséon. 1931. 44. 369–383. 990 . Muyldermans J. Évagre le Pontique. Les «Capita cognoscitiva» dans les versions syriaque et arménienne//Muséon. 1934. 47. 73–106. Большое письмо к Мелании (CPG 2438) Текст Ч. I: 991 . Frankenberg W. Evagrius Ponticus 4 .862). Göttingen 1912. 610–619. [Сир. версия с обратным пер. на греч.]. Ч. II: 992 . Vitestam G. Seconde partie du traité qui passe sous le nom de «La grande lettre d’Évagre le Pontique à Mélanie l’Ancienne», publiée et traduite d’après le manuscript du British Museum Add. 17192. Lund 1964. (Scripta Minora Regiae Societatis Humaniorum Litterarum Lundensis. 1963–1964. 3). [Сир. текст и франц. пер.]. Переводы и комментарии 993 . Lantschoot A. van. Un opuscule inédit de Fr. C. Conybeare//Muséon. 1964. 77. 121–135. [Пер. «Письма к Мелании» с арм. на латынь. Пер., предисл. Ф. К. Конибер]. 994 . Parmentier М. Evagrius of Pontus’ «Letter to Melania»//Bijdragen 1985. 46. 2–38. of devotion, conversion, worship, spirituality, and asceticism/Ed. Ferguson E. Ν. Y. 1999. Исследования 995 . Bravo Garcia A. Sueno, ensuenos у demonios en Evagrio Pontico//Kolaios. 1995. 4. 457–477. [Онейрология Евагрия, особенно о роли сатаны в сновидениях и во время молитвы]. 996 . Bunge G. Origenismus-Gnostizismus. Zum geistgeschichtlichen Standort des Evagrios Pontikos//ViC. 1986. 40. 24–54. 997 . Clark E. A. New perspectives on the Origenist controversy: Human embodiment and ascetic strategies//ChHist. 1990. 59. 145–162. 998 . Clark E. A. The Origenist controversy: the cultural construction of an early Christian debate. Princeton, NJ 1992. Ettlinger G. H.//ThS. 1993. 54. 561–563. 999 . Esbroeck M. van. L’homélie de Pierre de Jérusalem et la fin de l’origénisme palestinien en 551//OCP 1985. 51. 33–59. [Истор. контекст осуждения Евагрия в VI в.; секта «исохристов», исповедовавшая евагрианскую форму оригенизма].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

По мысли Бл. Августина, «в возмездие за грех, по правосудию Владыки Бога, мы получили только принадлежащее нам» (De civ. Dei. XIV, (неразборчивый текст). Ср. свящ. Битюгов. Цит. соч., стр. 203: «Возмездие не есть нечто внешнее, внешним образом относящееся ко греху, оно есть естественное, необходимое его следствие». 995 Вот почему страдания, претерпеваемые человеком за грех и причиняемые им, называются «наказаниями» только в смысле несобственном, не вполне точном. Ср. Проф. Прот. Буткевич. Зло, его сущность и происхождевие, стр. 470; Проф. Тареев. Искушение Господа нашего Иисуса Христа. Изд. 2, стр. 122, примеч. 190. 996 По учению, вапор., преп. Марка Подвижника , «Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, как думают некоторые, не знающие духовного закона, т. е. «закона Правды». Op. VIII, c. III, col. 1105CD. 997 Cp. И. Златоуст in Psalm. CXLII , col. 448. Cp. соч: «Премудрость и благость Божия», стр. 166:. «все горькие следствия зла, не отнимая у них горечи, в которой наказание греха, растворяет (благость Божия) силою любви и милосердие к грешнику». 1006 Даже в Ветхом Завете священные мудрецы возвышались иногда до такого светлого, вполне истинного повисания смысла посылаемых Богом наказаний, что видели в них именно проявление Божественной любви к наказуемому ( Притч.2:11–12 ). Хотя они имели в виду в данном случае Собственно праведников, однако их основное учение о смысле наказаний все же настолько знаменательно и характеристично, что Ап. Павел привел его в виде наставления и одобрения христианам, подтвердив его истинность, расширив и углубив его приложение ( Евр.12:5–13 ). Ср. Проф. Никольский. Вера и Промысл Божий, стр. 41. 1009 По словамМарка П., Бог не сказал Адаму: «в день, в который вы вкусите, Я умерщвлю вас, но, предостерегая его, предвозвестил ему закон правды, сказав: « в оньже аще день снесте смертию умрете» ( Быт.2:16 ). Op. VIII, c. III (Consaltatio intellectus cum sua ipsius anima), col. 1105CD).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1. В это время в Сирии опять возникли волнения, потому что Клеопатра не переставала возбуждать Антония против всех. Она уговаривала его отнимать у всех престолы и предоставлять их ей, а так как она имела огромное влияние на страстно влюбленного в нее Антония и при своей врожденной любостяжательности отличалась неразборчивостью в средствах, то решилась отравить своего пятнадцатилетнего брата 995 , к которому, как она знала, должен был перейти престол; при помощи Антония она также умертвила свою сестру Арсиною 996 , несмотря на то, что та искала убежища в храме эфесской Артемиды 997 . Где только Клеопатра могла рассчитывать на деньги, там она не стеснялась грабить храмы и гробницы; не было столь священного места, чтобы она не лишила его украшения, не было алтаря, с которого она не сняла бы всего, лишь бы насытить свое незаконное корыстолюбие. Ничего не удовлетворяло этой падкой до роскоши и обуреваемой страстями женщины, если она не могла добиться чего-либо, к чему стремилась. Вследствие этого она постоянно побуждала Антония отнимать все у других и отдавать ей; точно таким же образом она вздумала добиться Сирии, после того как с ним проехала по ней. Так она добилась смерти Лизания, сына Птолемея, под предлогом, будто он соединился, для совершения переворота, с парфянами, а затем стала требовать от Антония, чтобы он отнял у царей Иудею и Аравию и предоставил эти страны ей. Хотя Антоний вообще во всем уступал этой женщине, однако расположение и страстная любовь к ней не допустили его до готовности во всем слушаться ее, потому что он не желал навлекать на себя укор, будто он для нее не останавливается даже перед самыми тяжкими преступлениями. Итак, для того чтобы не навлекать на себя обвинения в явной гнусности в силу исполнения всех решительно желаний этой женщины, он отнял у каждого из царей по части их владений и подарил их Клеопатре. Он отдал ей города в пределах области от реки Элевтера до границ Египта, исключая Тир и Сидон, которые, как он знал, издавна пользовались независимостью, хотя Клеопатра и сильно приступала к нему с просьбами отдать их ей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Образ льва 994 являет, надо думать, господство, крепость, неукротимость и посильное уподобление сокрытости неизреченного Богоначалия – благодаря прикровенности умственных следов и таинственно неустранимой окутанности пути, возводящего к Нему по божественном осиянии; тельца же 995 – крепость, молодость и способность расширять умственные борозды для приятия небесных плодотворных дождей, а рога – способность защищать и непобедимость; орла же 996 – царственность, высоту и скорость полета, зоркость, сообразительность, ловкость и умелость при добыче придающей силы пищи, и способность созерцать изобильные многосветлые лучи 997 Богоначального солнечного света в напряженном устремлении взгляда беспрепятственно, прямо и неуклонно ввысь; а коней 998 – благопокорность и благопослушность, причем белые (символизируют) светлость и как бы особую родственность божественному свету, вороные – сокровенность, рыжие – огненность и энергичность, смешанные же из белого и черного, – способность переносящей силой совмещать крайности и связывать, обращая (друг к другу), или же промышляя (о них), первые (чины) со вторыми, а вторые с первыми. Но если бы мы не принимали в расчет меру слова, то и особенности названных животных по отдельности, и все их телесные формы не без оснований применили бы методом неподобных подобий к небесным силам, возводя их способность ярости к умному мужеству, последним отголоском которого является гнев, а возжелание к божественной любви, и – чтобы сказать коротко – все чувства и многочастность бессловесных животных – к невещественным разумениям и единовидным силам небесных существ. Но для ум имеющих достаточно не этого только, но и истолкования одного представляющегося странным образа для подобного понимания (изображений) такого рода. 9. Надо рассмотреть также, что говорится о реках, 999 колесах и колесницах применительно к небесным существам. Огненные реки указывают на богоначальные дожди, дающие им обильное и непрерывное течение и питающие животворной плодородностью; а колесницы 1000 – сопряженную общность (ангелов) одного чина; колеса же 1001 крылатые, 1002 вперед бесповоротно и неуклонно движущиеся, – способность идти в своей деятельности прямой и верной дорогой, (одним и) тем же неуклонным прямым путем всякого их сверхмирно направленного умственного движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010