Эти и подобные места из творений Климента ясно показывают, какое большое значение для добродетели имеет у него знание, но лучшим выражением его взглядов, в этом отношении служит то, что добродетель прямо называется у него знанием: как знания у него определяются и частные добродетели 964 , и добродетель вообще в её идеальном обнаружении носит название гносиса т. е. ведения 965 , а истинно добродетельным называется человек, обладающий ведением, т. е. гностик 966 . Таким образом, Климент в данном пункте не отступает от этики греческих философов, придававших первенствующее значение в добродетели знанию. Но знание получается чрез учение 967 , равно как невежество – результат неучёности 968 . Отсюда необходимость для приобретения знания, следовательно и добродетели, в учении 969 . Что же изучать и где приобретать звания должен христианин для достижения добродетели. Стоический мудрец приобретает своё всеобъемлющее знание природы и законов, ею управляющих, естественными усилиями разума, на пути занятий наукой и особенно философией. Гностик Климента может быть поставлен в аналогию с мудрецом стоиков, потому что и ему приписывается знание всего. Но есть и глубокое различие между мудрецом стоическим и христианским: знание последнего превосходит знание первого и объёмом, и способом своего приобретения, и своей достоверностью, основательностью и убедительностью 970 . Всё, что знает стоический мудрец, знает и гностик Климента, но последний не ограничивается этим: он имеет ещё полное и глубокое ведение истин откровенных, которые стоическому мудрецу не были ведомы, и научное познание, составляющее преимущество этого мудреца, у гностика имеет второстепенное только значение, служа подготовкой к знанию истины, открытой Воплотившимся Логосом и только при освещении последней получая свой смысл. Стоический мудрец приобретает знания исключительно усилиями собственного разума, мудрец христианский пользуется, кроме того, содействием свыше: для него всё постижимо и открыто потому, что Учителем его является Логос, который по своему человеколюбию, ничего из необходимых для нас истин не мог утаить 971 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

И се убо первыя 961 благословныя 962 рехом. Вторая же: любопрения и прекословия, роптания же и осуждения и уничижения, и укорения, и прочая злая, вня же от благословных предваряющих впадем. Немощно же, рече, писмени не навыкшему естествене в книгах поучатися; немощнейши же, иже первая нестяжавшему, обря словом проити. И сие общею 963 простою беседою рещи:немощно не учився грамоте по книгам глаголати 964 и чести конархати; немощнейше же, иже первая нестяжавшему, сиречь без попечения благословных и безсловесных вещей, еже есть умртвия 965 от всего, творити пения в разуме без лености и молитвы со вниманием, сиречь делания сердечнаго, молитву бо зде без лености стояние 966 пения 967 глаголет; делание же сердечное – седалище молитвы и уму блюдение. И инде: мал влас смущает око и мало попечение безвести творит безмолвие, и пакы: иже 968 молитву вкусивый от слова единаго происходяща множицею ум оскверни и на молитве представ любимое не обрете обычне. Тако же и Симеон Новый Богослов 969 : да будет ти, рече, житие безмолвно и безпечално от всех умрщвено; и сие преже вообразив, таже по сих о молитве и внимании научает. И 970 Исаак 971 к хотящим безмолствовати истинно и очищати ум в молитве глаголет: удалися от видения мира и отсеци беседы, и не восхощи прияти в обычаи другы в келию свою, ниже во образе благости, разве единех, иже тебе единоправных и вкуповолных и сатаниникы, и бойся смущения душевнаго совокупления, иже обыче неволно двизатися и повнегда отсещися и отрешити 972 внешнему совокуплению. И сие глаголет, еже 973 искусом вемы. Егда бо престанем от таковых бесед, аще и мнятся благы быти, абие по престатии беседовании в смущени бываем душею и не хотящим нам сия, и неволею двизаются в нас и совокуплени с нами не мало время пребывают. Понеже и 974 к ближним и любимым нам излишняя и безвременная словеса смущение сотворяют и умное хранение и тайное поучение зело истливают. Инде 975 же на сих жесточайшая глаголет пакы сице: о что зловидение и 976 беседа иже в безмолвии пребывающим истинною? О братие, множае от разрешенных безмолвия, яко же зелство голота внезаапу нападшее на краевы садовием иссушает их; сице и 977 беседы человеческыя, аще и малы отнудь суть, яко мнимы на добро изводны, иссушают цветы добродетелей 978 , иже внове процветающая от растворения безмолвия и окружающая с мяккостию и младостию сад душа, всажденному при исходищих вод покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

В конце правления Василия был составлен другой законодательный памятник, Эпанагога (h epanagwgh; в переводе «приведение, введение»), который некоторыми учеными не совсем правильно называется новым изданием, просмотренным и дополненным, Прохирона. 966 Эпанагога, по словам этого сборника, является введением к сорока томам «очищенных» прежних законов, 967 составленных при том же Василии, и, подобно им, разделяется на сорок отделов (титулов). Что это были за законодательные сборники, один в 60 книг, упомянутый в Прохироне, другой в 40 книг, упомянутый в Эпанагоге, в точности неизвестно. Вероятно, они при Василии закончены и изданы не были, а при его преемнике Льве VI легли в основу изданных последним Василик, о которых речь будет ниже. По мнению одних ученых, Эпанагога никогда не была официально опубликована и осталась лишь законопроектом; 968 по мнению других, Эпанагога была официально опубликованным законом. 969 Эпанагога довольно сильно отличается от Прохирона. Во-первых, в ее начале внесены совершенно новые, в высшей степени интересные отделы о царской власти, о власти патриарха, о других государственных и церковных властях, дающие нам представление об основах государственного и общественного строя в Византии и об отношении церкви к государству. 970 Во-вторых, материал, заимствованный Эпанагогой из Прохирона, распределен иначе. Почти наверное можно сказать, что патриарх Фотий принимал участие в составлении Эпанагоги; особенно это сказывается в определении отношения царской власти к власти патриарха и в вопросе о положении вселенского патриарха Нового Рима, перед которым остальные патриархи являются только местными иерархами. Подобно Прохирону, Эпанагога, называя во введении Эклогу императоров-иконоборцев «болтовней исавров, направленной на противодействие Божественного учения и на уничтожение спасительных законов», 971 и говоря о ее полной отмене, тем не менее в некоторых частях пользуется Эклогою. Для нас Эпанагога, вместе с некоторыми другими законодательными памятниками Византии, еще интересна тем, что она была переведена на славянский язык. Извлечения из нее находятся в славянских кормчих и в нашей печатной кормчей. Идеи Эпанагоги оказывали влияние и на позднейшую русскую историю; так, например, в документах по делу патриарха Никона , при царе Алексее Михайловиче, прямо приводятся постановления Эпанагоги о царской власти. 972

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

И всегда ставится проблема конечная, не срединная. Русское сознание соприкасается с сознанием эсхатологическим» 964 . Миссия объединения Надежда может основываться на мечте, на обетованиях, на естественных основаниях, которые еще не получили своего развития, однако само их наличие можно расценивать как обетование. Жизненно важный элемент русского склада ума, который проявляет себя на самых различных уровнях, – это идея всеединства. В области гносеологии она уже принесла добрые плоды. Нужно ли удивляться тому, что русские мыслители верят в то, что она принесет их и в практической жизни? Мысль Достоевского движется в этом направлении: «Я верю в это, мы, то есть, конечно, не мы, а будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловеческой и всесоединяющей, вместить в нее с братской любовию всех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!» 965 Жизнь полна противоречий. Запад всегда стремился преодолеть их с помощью компромиссов, в России же, наоборот, пытались примирить их в их целостности, веря в возможность достичь этого благодаря русскому православию, способному «согласовать разум и веру» (И. Киреевский) 966 , диалектическое мышление, логику и свободу (А. Хомяков) 967 , языческие радости и христианское Откровение (Д. Мережковский) 968 , три ветви познания – эмпирического, метафизического и мистического (Вл. Соловьев) 969 . Религиозный универсализм Объединить мир и разрешить все его проблемы – это вечная мечта человечества. И России принадлежит особая роль в осуществлении этого идеала. Но какая же? Состоит ли она в том, чтобы воздвигнуть еще одну Вавилонскую башню? Вл. Соловьев утверждал, что это сделает Антихрист 970 . Самые достойные апостолы русского универсализма сознавали опасности и иллюзии, сокрытые в этом порыве ко спасению. И они неустанно повторяли, что для того чтобы избежать этих опасностей и иллюзий, необходимо, чтобы основания общечеловеческого здания были непременно духовными, более того, христианскими.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

151. Руки монаха всегда должны быть благочестиво простертыми к Богу. Ибо Моисей, победивший Амалика, своими воздетыми вверх руками предызобразил Крест [Господень] ( Исх. 17, 11 ) 963 . 152. Добрая благодать даруется монаху распинаемому, умирающему ежедневно 964 . Ибо Ангелы радуются ему, принимая его в Царство Небесное. 153. Пост – узда страстей, а милостивость и молитва – гибель для них. 154. Монах, вставший превыше плотских похотей, обретется сияющим паче снега. Возлюбив Христа, а не злато, он в день благостный узрит Господа, увенчивающего его. 155. Монах наушничающий разгоняет множество собратий своих и лишается друзей 965 . 156. Монах, распевающий псалмы с разумением, укрепляет духовную дружбу [среди братий]. 157. Змий своим наушничеством изгнал Еву из рая; монах же, любящий наушничать, подобен ему. Он губит душу ближнего и не спасает души собственной. 158. Монах, распевающий псалмы с разумением 966 , собирает множество братий и будет восхвален в церкви. Монах, распевающий псалмы в чистоте сердца, будет услышан Богом. 159. Душа монаха, отрекшаяся от мира и сочетавшаяся со Христом, презирает земное. 160. Монах, облаченный [в доспехи] благих дел, подобен кольцу, вздетому в ноздри дракона ( Иов. 40, 21 ). Ибо чистая душа монаха, издающая духовное благоухание, запечатывает ноздри дракона, чтобы [зловонная] скверна наслаждения не исходила из них 967 . 161. Добре братиям властвовать над наслаждениями и быть превыше плотских похотений 968 . Ибо когда в сердце брата имеется страх Божий, тогда никакая душевная скверна не коснется его. 162. Прекрасна на устах монаха похвала Богу, возносимая из [глубины] сердца. И Господь примет [всякое] прошение его, благоухающее как фимиам. 163. Сколь великая скорбь охватывает Ангелов, когда монах извергается из Царства [Небесного] вследствие своей небрежности! 969 Сколь великая мука для святых, когда подвижник изза своей гордыни не входит вместе с Женихом в брачный чертог! Но сколь великая радость охватывает Ангелов, когда грешник через покаяние входит в Царство Небесное! 970 Сколь великое веселие воцаряется среди святых, когда грешник уходит с пути заблуждения и [встает на путь истины]! И вы, братия, подражая вере святых, взыскуйте этого веселия, [которое будет царить] после жизни здешней 971 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

951 Лат. Ant.: «на чем сосредоточиваются (к чему относятся) увещание и закон». 952 На основании параллельного места у Damasceni, где вм. και стоит τονυν . 953 В своих примечаниях к этому месту Oxon. приводит параллели из Ammoni и Anast. Sinait. («Путеводитель»): см. Annotationes edit. Oxon. pag. 398 по изд. Matth. 954 На этом заканчивается у И. Дамаскина — буквально заимствованная из трактата Немесия — часть главы «О том, что случается». 955 Т.е. не в нем (искусстве) самом. 956 Эти рассуждения Немесия об искусственном и природном заимствованы у Aristotle Ethic. Nicomach., VI, 4. 957 Буквально с греческого: «все действия души и ума (душевные и умственные)». 958 Буквально: «каковы суть психические деятельности (функции)». 959 Точнее: «что свободная воля понимается в отношении ко всякому действию " … и т. д. 960 В лат. Ant.: «(отвергают) учение о независимой и свободной воле человека». 961 Пс. 93:11. (По новому русскому Синодальному переводу: Господь знает мысли человеческие, что они суетны. — ред). 962 Лат. перев.: «даров фортуны». 963 В лат. Ant. добавлено еще: «et voluntas» (т. е. и воля осуждается в своих внутренних порочных движениях). 964 Ср. примеч. 4 на стр. 168; ср. Ioan. Philopon. Op. cit., pag. 300, 4 и 301, 15. 965 См. ту же мысль у Дамаскина, ibid. стр. 108 и 113 по рус. пер. 966 Буквально с греч.: «по одному» (т. е., или по ( κατα ) нашей воле, или по промыслу). 967 У пер.: частью — общо — ред. 968 У пер.: а частью — специально — ред. 969 Точнее: «чтобы единичное было подобострастно ( μοιοπαθεν ) общему». 970 Буквально: «что попадают (наталкиваются) на несчастный темперамент тела» и т. д. 971 У пер.: благодаря — ред. 972 Перевод сделан на основании объяснительных комментариев и поправок Matth. (p. 322), который в данном месте вм. κοιυψ читает κακψ , что необходимо для передачи (у пер.: получения — ред.) смысла. Плохой климат есть «непроизвольное начало» (см. следующие два примечания) дурного темперамента. 973 Matth. добавляет: «si ea sit mala», потому что иначе он не будет никому вредить. Это — «добровольное начало» дурного темперамента. Здесь мы удерживаем конструкцию подлинника, которая без нужды несколько изменена в объяснительном примечании Matth.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3687...

965 В Александрии, центре языческой образованности, издавна был знаменитый музей наук словесных, математических и философских. Но в то же время, в противовес язычеству, еще со времен апостольских, возникло и христианское, так называемое «Огласительное» или «Катехизическое» училище, влияние которого на будущность христианства было многосторонне и неизмеримо. Предание с благоговением приписывало основание этого училища самому апостолу и евангелисту Марку. В первое время в нем преподавались только первоначальные наставления для желавших получить крещение, на что указывает уже самое наименование Александрийского училища «Огласительным», а вместе с тем приготовлялись и самые огласители. Но потом Огласительное Александрийское училище, по своему положению в центре всемирной образованности и учености, приняло характер богословско-ученого образовательного заведения, достигшего блестящего состояния, главным образом, благодаря трудам знаменитого Пантена, не менее замечательного ученика и преемника его Климента Александрийского и еще более – Оригена . 966 Хотя Афины – древняя знаменитая столица Греции – в то время были лишь тенью прежнего своего величия, однако, там еще процветали школы языческих софистов и риторов, придававшие городу некоторое подобие его прежней славы. 968 Самос – один из главных островов Эгейского моря (Архипелага), вблизи западного берега Малой Азии, против мыса Микале, от которого отделен нешироким проливом. 969 Они изучали грамматику, историю, геометрию, астрономию, арифметику и математику, начатки медицины, философию и логику. Много времени занимало изучение классической (римской и греческой) литературы. Многие христиане пренебрежительно относились к чтению великих языческих писателей, но св. Григорий Назианзин и Василий Великий стояли выше столь узкого предрассудка. 976 Сасима находилась на границах двух новообразовавшихся, вследствие разделения областей, епархий, верстах в пятидесяти от Тиан и тридцати шести от Назианза. 980 Селевкия – название многих городов, по большей части основанных Селевком I. Здесь нужно разуметь Селевкию Исаврийскую, в горной стране, на юго-востоке Малой Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

966 Сведения о теперешней конференции методизма ны имеем из «Neue Evangelische Kirchen-Zeitung» 1878. S. 586 и статьи «Real-Encyclopädie»... von Herzog, Bd. IX. S. 714. 967 К выборам президента и секретаря конференция допускаются проповедники, прослужившие 14 лет в методизме. 968 По определению, составленному конференцией 1835 года, вместе с актом «The Declaratory». См. ниже. 969 Окружное собрание имеет право исключить членов методизма и проповедников за противозаконные с точки зрении методистов и безнравственные поступки. 972 См. XI опр. акта Deed of Declaration; изменение было сделано конференцией 1791 года. См. Jacoby, I, 197 u. s. w. 975 Так Jorg, в Geschichte d. Protestantismus II, 423, 424 рассказывает: Однажды в английских протестантских общинах прославился проповедник; известен он был под именем Архангела Гавриила. Это имя ему дали за то, что он сам называл себя «поверенным Архангела Гавриила». В школе он был негодным мальчишкою. После смерти его отца его мать вновь вышла замуж за баптистского проповедника. Но так как дела его шли плохо, то семья проповедника присоединилась к группе воятижеров-фокусников. Будущий «Архангел» поссорился с директором труппы и присоединялся к группе странствовавших по Англии акробатов. В Ливерпуле он приобрел расположение дочери одного трактирщика, путешествовал с нею по Уэльсу (Wales) и сделался методистским проповедником одного местечка. Его пламенная ревность к проповедничеству не редко страшила добрых уэльзцев. Чтобы пробудить их от сна греховного, он громко играл на большой трубе, сделанной из блестящей бронзы. Наконец, утомившись сельскою жизнью в отдаленной части Англии, проповедник, о котором идет речь, в одну прекрасную ночь исчез, оставив своей общине на память порядочные долги и притом захватив с собою из капеллы оловянную чашу, употреблявшуюся для причащения. В Бристоле он получил место корабельного повара, отплыл в Вест-Индию и там присоединился к общине баптистов. – Jorg сообщает и еще кое-что о подвигах этого актера-проповедника-повара, но для характеристики проповедников протестантских общин достаточно и этого.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

И далее, признавая заслуги протестантов в изучении Священного Писания, святоотеческой письменности и церковной истории, А.С. Хомяков замечает: «Не должны ли мы со стыдом признаться, что большинство народа у вас (лютеран – а. А.) гораздо более знакомо со Священным Писанием, чем наши соотечественники? А ваше духовенство и даже миряне не лучше ли изучили церковную историю и писания святых отцов, чем наши ученые и богословы?» 965 Критикуя противоречивость в отрицании протестантами Священного Предания, А.С. Хомяков, тем не менее, признает, что понятие предания у протестантов тоже имеется. «Знаю, – отмечал он, – что предание как факт несомненный существует у реформаторов, хотя они всеми силами отвергают его принцип и законность». 966 Такая объективная позиция в отношении Реформации вызвала соответствующую реакцию Запада. По словам одного из исследователей богословского творчества А.С. Хомякова, «написанная очень смело и умно брошюра Хомякова, обратила на себя внимание немецких богословов и вызвала, по крайней мере, со стороны протестантов, отзывы, в которых слышалось сознание правды, высказанное им в глаза православным небогословом». 967 Проблему взаимоотношений между христианами Востока и Запада в оценке Хомякова, можно завершить его высказываниями, которые свидетельствуют о широте его подхода не только к основным христианским конфессиям, но и менее значительным деноминациям. По мнению А.С. Хомякова, «все христианские секты заключают в недрах своих таких людей, которые, несмотря на заблуждения их учений (большей частью наследственные), своими помыслами, своим словом, своими делами, всей своей жизнью чувствуют Того, Кто умер за своих преступных братьев». 968 А.С. Хомяков считал, что никто из людей не исключен из Божественного плана спасения. У Бога нет отверженных, и поэтому, несмотря на то, что «все такие люди, от идолопоклонника до сектатора более или менее погружены во тьме, но всем виднеются лучи вечного света, доходящего до них различными путями; конечно слабы, недостаточны эти лучи, но все они идут от Бога и от Христа, и средоточие у них одно: в Солнце истины, Которое светит для Церкви». 969

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Во время совершения брачной тайны на брачующихся сходит Дух святый 964 . На этом основании устроитель Покровской часовни, купец Монин, при помощи современного Скачкову учителя брачной жизни Заяцевского, успел будто бы доказать митрополиту Платону, что «жена его есть точно законная супруга по началам таинства брака, хотя и не венчана в господствующей церкви пресвитером»; венчана она была «по обряду поморской церкви» 965 . Посему, заключали поморцы, брак священником совершаемый вельми добр и полезен и великолепен, а их бессвященнословный брак только прощения достоин 966 . Таким образом, и в новом своем развитии учение беспоповцев о браке нимало не коснулось сущности его определения. Понятие о браке осталось то же самое, какое было прежде, и какого держалась противная сторона. Сущность вопроса заключалась в том, кто может быть совершителем оного. Из такого или иного решения этого вопроса вытекали и те последствия, или цели, какие преследовала та и другая сторона, т. е. брачники и бракоборцы. Если брак непременно должны совершать священники, коих в беспоповщине нет и не было, то ясно, что брака быть не может; если же его могут совершать и миряне, то заключение будет противного рода. Вопрос этот возможен лишь среди беспоповцев, и с точки зрения беспоповщинской догматики совершенно естествен и неизбежно из нее следует. Так разъясняют это и сами брачники. «Брак в Христовой церкви, – гов. Скачков, – может священно производиться и кроме священства» 967 . Другой ревностный защитник брака в 18 веке, Заяцевский, пишет следующее: «Неимения ради единомышленного служителя мы можем лишиться св. крещения, покаяния и по смерти поминовения, не говоря уже о пении службы, вечерни, утрени, часов и прочего, что запрещено гангрскаго собора правилом 6-м. Однако все сие творят простолюдины и у нас и федосеевых; токмо едино брачное сочетание безсвященнословно некиим странно и опасно» 968 . Брак бессвященнословный, по словам Павла Любопытного, «в такой же порфире царствует истины, безпорочности и совершенства, как и божественное крещение, отправляемое по некоторой нужде непосвященными, но веруемое всеми кафоликами за истинное правильное и святое» 969 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010