Итак, с точки зрения буддизма никакое переселение душ невозможно. Это настолько очевидно, что трудно предполагать, что это обстоятельство было неизвестно Блаватской или Рерихам. И в самом деле, в их произведениях немало текстов, вполне по-буддистски трактующих судьбу человека. «Человек есть комплекс сочетаний», – пишет Е. Рерих 963 . «Вы сами есть совпадение частиц материи», – отнюдь не ругается, а именно торжественно возвещает «Живая Этика» (Община, 156). Некоторый пучок этих энергий, попавших некогда в сцепление между собой, и есть «индивидуальность» («личность», «монада»). «Человек должен осознать себя как ансамбль макро– и микро-космических отношений», – пишет проповедник оккультизма 964 , давая тем самым понять, каким вдохновением дышал Маркс, видевший сущность человека как ансамбль отношений (в его концепции, правда, уже не космических, а общественных). И все же в целом «теософы оказались совершенно не способны (да, видимо, и не пытались) понять буддийское учение об анатмане (иллюзии человеческого „я“)» 965 . Поэтому нельзя не сделать три замечания по поводу теософского необуддизма. 1. Теософы вполне сознательно совмещают буддизм философский и вульгарный (то есть кроме проповеди философского имперсонализма они весьма часто начинают уверять своих читателей в том, что возможно сохранение какой-то индивидуальной идентичности между разными перевоплощениями). Для завлечения религиозно необразованных масс они создали популярно-пропагандистский вариант реинкарнационного мифа, обещающий людям бессмертие их индивидуальности. Показной оптимизм высказывается в рекламных уверениях типа того, что Е. Блаватская в 1924 г. воплотилась в мальчика венгра 966 . Н. К. Рерих воплощался как Леонардо да Винчи 967 . Ориген был Апполонием Тианским 968 . Перикл – Пифагором 969 . Со временем теософы прямо откроют тайну, на которую пока лишь намекают: Елена Ивановна была Жанной д " Арк 970 … Интересно, что все эти уверения делаются вопреки прямому заявлению Блаватской о том, что «новое воплощение не может последовать без перерыва от одной до двух тысяч лет» 971 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

964 Разбегитесь повсюду огни святые, огни прекрасные. «Вы свет миру» и вы не «под сосудом» 965 . Вознесся Тот, к Кому вы были привязаны, и вознес вас. Разберитесь, станьте известны всем народам. XX 26 . Да зачнет море и родит дела ваши, «да произведут воды пресмыкающихся, имеющих душу живую». Отделяя ценное от дешевого, стали вы устами Господа, сказавшего: «да произведут воды душу живую, не такую, как производит земля», но «пресмыкающихся, имеющих живую душу, и птиц, летающих над землей» 966 . И трудом святых Твоих всюду среди волн мирского соблазна появляются таинства 967 Твои, дабы омыть народы крещением Твоим, данным во имя Твое. Совершилось между тем великое и дивное, подобное созданию «великих рыб». Голоса вестников Твоих носились над землей под твердью Книги Твоей, защищавшей авторитетом полет их, куда бы они ни направлялись. «Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их; по всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» 968 , ибо, Господи, по благословению Твоему умножились они.   27 . Разве лгу я, смешиваю в одно и не различаю между ясным познанием того, что на тверди небесной, и человеческими делами на волнующемся море под твердью небесной? Есть знание прочное, законченное, оно не увеличивается от поколения к поколению 969 – это свет мудрости и знания. И о том же сообщают с помощью множества разнообразных телесных действий; вырастая одно из другого, они умножаются по Твоему благословению, Господи. И Ты утешил наши скоро пресыщающиеся телесные чувства: душа, познав единую истину, многими способами может сказать о ней и выразить ее с помощью телесных движений. Вот что произвели воды, но по слову Твоему. Нужда народов, отвратившихся от вечной истины Твоей, произвела это по Евангелию Твоему. Ибо сами воды выбросили это, и горькая слабость людская была причиной этого возникновения 970 .   28 . Прекрасно всё созданное Тобой и несказанно прекрасен Ты, Создатель всего. Если бы Адам не отпал от Тебя, не излился бы из его чрева этот морской рассол, род человеческий, предельно любопытный, неистово надменный, неустойчиво шаткий. Тогда не потребовалось бы проповедникам Твоим работать среди моря, сообщая о Твоих таинственных делах и словах телесным чувственным образом. Так представляются мне теперь «пресмыкающиеся» и «птицы», но люди, даже понявшие эти символы, недалеко ушли бы, если бы душа не оживала духовно, поднимаясь выше, и не стремилась бы от начальных слов к совершенству. XXI

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Напротив, Меркс, приходит к тому заключению, что Таэб самарян, в сущности есть политический властитель, под защитой которого будет отправляться культ, а не религиозный учитель или спаситель 962 . Из приведенного выше гимна Абиши видно, что оба эти мнения не могут быть приняты без ограничения. Самаряне, как и иудеи, ожидали в мессианские времена господства над языческими народами. Ибрагим Каяс говорит даже о борьбе Таэба с язычниками 963 . Но тем не менее, если сравнить самарянскую мессиологию с иудейской, то можно сказать, что идея царского достоинства Мессии в самарянских представлениях развита слабо. Иудейство конца библейского периода, с особенной любовью останавливавшееся на борьбе Мессии-царя с врагами народа Божия, исходило в этом случае из неправильно понятых предсказаний пр. Даниила, Иезекииля и других 964 . Пятикнижие же, составляющее единственную основу вероучения самарян давало им слишком мало материала для раскрытия идеи царского достоинства Мессии. Монтгомери не без основания думает, что, может быть, мысль о Мессии-царе даже была заимствована самарянами у иудеев и явилась только слабым отражением напряженных иудейских ожиданий славного царя из дома Давидова 965 . Пророк по образу Моисея – вот чего прежде всего и более всего желали самаряне в лице своего Мессии 966 . Юинболль и Гайденгайм полагают, что самаряне прямо ожидали увидеть в Мессии Моисея, что Таэб это Moses redivivus 967 . Но у нас нет оснований усвоять самарянам такое верование: из гимна Абиши ясно видно, что Таэб не тождествен с Моисеем и что он будет ниже Моисея, так-как он будет нуждаться в научении закону. Более правильно будет назвать Таэба с Гильгенфельдом Moses secundarius 968 . Ибрагим Каяс говорит о Таэбе: „он не будет подобен Моисею и его пророчеству; он будет подобен Иисусу, сыну Нуна“ 969 . Если теперь мы возьмем самарянскую мессиологию в целом, то мы можем сказать о ней с прот. А. Смирновым , что „мессианские верования самарян в значительной мере чужды были тех хаггадических тонкостей, которые были измышлены в позднейшем иудействе“ 970 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

969–973); у некоторых владельцев могут быть в общей даче отдельные хозяйственные или промышленные заведения (мельницы, фабрики, заводы, сады и пр.), требующие для своего поддержания, чтобы к ним прирезан был особый участок (ст. 966, 967). Однако же нельзя не признать, что в некоторых случаях и в чересполосной даче владение может быть по местности своей столь определительное, что приобретает свойство исключительности, – именно, когда оно основывается на крепостях, в коих означены, при известной мере, и живые урочища, в которых бесспорно заключается отдельное владение по крепостному праву, или предметом отдельного владения может быть отдельная пустошь, имеющая определенную индивидуальность (ст. 947, 954 и прим.). Сверх того, когда один из владельцев, заняв тот или другой участок в даче, употребил на него труд хозяйственной разработки или хозяйственного ухода с целью придать ему новое и специальное хозяйственное значение, например, развел, вырастил лес там, где леса не было, либо очистил и сберег лесной участок своим старанием, либо расчистил лес под пашню и поселение, справедливо признать в подобных случаях преимущественное право на местность за тем, кто ее так разработал и устроил (1163–1165). Наконец, в сущности, вся окружная дача составляет собственность всех соучастников, имеющих в ней владение, следовательно все количество земли, которое, за окончательным наделением участников, мерой, по праву им принадлежащей, может оказаться излишним, принадлежит им же, и должно быть распределено и разверстано между ними по пропорции крепостных прав каждого. Но с другой стороны, когда бы во всей даче недостало земли на полное удовлетворение всех владельцев всем тем количеством, какое каждому следует по вотчинному праву или владению, – то для уравнения всех, дабы никому обиды не было, и недостаток земли между всеми разверстывается, ибо все владение у них общее, и чего недостает одному, то и всем недоставать должно, так как, с другой стороны, излишек у одного должен и другому служить к приращению.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Ибо, как говорит великий Григорий, «Его воление, как всецело обоженное, не противно (πεναντον) Богу» 965 . Если же оно было обожено, то обожено, очевидно, по причине сращенности (συμφυ) с обоживающим; а обоживающее и обоживаемое – это, конечно же, две [вещи], а не одна и по природе та же самая. Если обоживающее и обоживаемое из [числа вещей] соотнесенных (τν πρς τι) – а [вещам] соотнесенным присуще, несомненно, то, что они предполагаются совокупно и мыслятся вместе, одна с другой – то, стало быть, Спаситель, как человек, рожденный по природе, наряду с остальными страстями добровольно запечатляет Себя по-плотски (σαρκικς) и сжатием перед лицом смерти (τν πρς τν θνατον συστολν) 966 ; тем самым Он являет домостроительство свободным от любой призрачности и избавляет природу от тех страданий, на которые она осуждена за грехи 967 . И еще: умертвив смерть во плоти 968 , Он выказывает устремление (ρμν), дабы тем самым, с одной стороны, явить, что то, что Он по природе рожден как человек, в Нем сохраняется, а с другой – чтобы, будучи Богом, показать, что неизреченный и великий замысел Отца 969 исполняется во плоти. Ведь не для того, чтобы пострадать, но спасти, Он прежде стал человеком 970 . Потому Он говорит: «Отче… если возможно, да минует Меня чаша сия! [ Мф.26:39 ] Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» [ Лк.22:42 ], показывая вместе со сжатием [перед лицом смерти], что устремление человеческой воли запечатляется и происходит в сращении с [волей] Божественной, согласно сплетению природного логоса с тропосом домостроительства, если действительно Воплощение является доказательством [восприятия человеческой] природы и домостроительства (я говорю и о природном логосе [каждой из] соединенных [природ], и о тропосе единения по ипостаси, притом что логос подтверждает, а тропос обновляет (καινοτομοντος) природы 971 , но без изменения и слияния), – но отнюдь не нуждаясь в том, чтобы одно и то же, согласно одному и тому же, сперва упразднялось, а затем осуществлялось – это было бы нелепо.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Правда, вполне одобряя предоставляемую редакцией сотрудникам свободу, в частности, по поводу Волжского может быть уместно было бы выразить желание редакционного вмешательства, которое могло бы быть очень полезным для молодого писателя. У Волжского есть один большой недостаток; склонность к многословию. Его статьи можно было бы сократить наполовину – и они оттого бы только выиграли, и много выиграли. И тут редактор мог бы выступить в законной роли литературного воспитателя молодого поколения. Нет необходимости принуждать, действовать ножницами. В таких случая достаточно бывает дружеского совета. Из других статей укажем на статью С. Аскольдова 965 «О романтизме». Романтизм Аскольдов понимает в смысле стремления к мистическому познанию. Можно, конечно, не соглашаться с ним в определении – мне лично кажется, что лучше было бы не вливать в старые мехи нового вина – но это не важно. Интерес статьи в том, что автору удалось мистический материал обработать по всем правилам современной научной методологии. Это – загадка. A priori, казалось бы, что в области мистицизма и методы должны бы быть своеобразны. Но Аскольдов ни на минуту не забывает логики Милля 966 . И, вообще нужно сказать, что тенденция нового журнала – по возможности не разрывать со старыми приемам исследования. Она сказалась с полной силой даже в письме князя Трубецкого 967 . Удастся ли идеалистам в будущем сохранить занятую позицию – сказать не берусь. Да и чего загадывать? Пусть делают свое дело, а там – видно будет. Беллетристика в новом журнале поставлена не хуже, чем в других ежемесячниках. Кончается печатаньем большой исторический роман Мережковского 968 (новые подписчики получат в виде приложения весь роман в издании Пирожкова 969 ), – говорить о котором я не буду, ввиду того, что автор достаточно известен читающей публике, помещаются небольшие рассказы молодых писателей, часто носящие на себе печать несомненного таланта. Л. Шестов. Литературный сецессион 970 («Вопросы жизни», январь-июнь) Новый журнал «Вопросы жизни» является далеко не первой попыткой русского литературного сецессиона. Еще в конце 80-х годов «Северный вестник» 971 под редакцией тогда еще молодого писателя А. Л. Волынского 972 , рискнул выступить против упрочившихся у нас позитивно-материалистических традиций 973 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

И если это была неизбежная функция, то для нее обязательно натуральная опора в самой природе вещи. Неудивительно, что они сливались между собой по естеству и бросали свои мрачные тени на всю совокупность космического бытия. Его ограниченность представлялась не просто далекой, но и противной святости Божией. Эта иудейская идея трансцентализма Иеговы 963 отвечала задачам филоновской теософии и – в интересах взаимного сближения Библии и эллинизма – прямо наделялась чертами дуалистических воззрений язычества. 964 Таким путем – наряду с Богом – Филон признал второй онтологический принцип в материи, 965 которая была диспаратна и невыводима. 966 В этом случае буквальное понимание рассказа Моисеева о происхождении мира было невозможно 967 и устраняется применением платоновской идеальности. 968 Наличность космоса становилась непроницаемой загадкой, 969 ибо и материальность второй «натуры» неспособна к упорядоченному самораскрытию, а от Господа разлучалась непроходной пропастью несовместимости. Необходимо было найти удовлетворительный способ для примирения этих крайностей, чтобы мирообразование сделалось понятным по своему возникновению и продолжению. Едва ли нужно прибавлять, что тут ничего нельзя было придумать лучше гипотезы посредников в особых потенциях, 970 аналогичных библейским служебным духам 971 и наполнявшим мир во всех его частях. 972 Религиозные и философские запросы в равной степени наклоняли к этому выводу 973 и обеспечивали ему теоретическую незыблемость спасителя всей филонической системы, 974 которая имеет в этом всю свою специфическую особенность по сравнению с философскими концепциями и догматикой ветхозаветных писаний. 975 Но промежуточные силы концентрируются в связующем Логосе, – и в нем венец филоновских напряжений и разрешение всех фатальных затруднений. С этой стороны и филоновская логика была неотъемлемым членом всей реконструкции и удачно выдерживала на себе всю тяжесть неизгладимых антиномий. 976 И счастливый успех, и школьная важность ее неоспоримы не менее проницательности виновника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

К сожалению, здесь приходится ограничиваться только догадками. В народе, вероятно, мы имеем здесь дело с одним из проявлений крайне внешнего понимания обрядового закона Моисеева: хоть укради, но жертву принеси. 965 Что касается священников, то, казалось бы, чем они виноваты и, – главное, – почему могли знать, что данный мирянин приносит в жертву краденое? Ведь ни один вор не станет сам разглашать о своей краже, дабы не подвергнуться за нее ответственности. Остается допустить, что священники, не будучи в частности осведомлены относительно каждого случая принесения краденого, хорошо все-таки знали, что вообще такие случаи бывают, и не принимали мер против этого, не старались внушить народу сознание греховности таких жертв, косвенно (своим молчанием) поощряя к повторению таких возмутительных поступков. А может быть, они своею настойчивостью в требовании обрядовой исправности сами и давали к ним повод? – или (чего не бывает на свете?) может быть, даже и прямо внушали, что для соблюдения обряда можно нарушить и заповедь?... Как бы то ни было, но они прикосновенны к греху народа, потому что, по меньшей мере, знали его и не боролись с ним. Иначе пророк и не обличал бы их. LXX перевели τν θυσαν (жертву; – соответств. и слав. «на жертву»), вульг. – «munus» (дар), тарг. – «приношение», сир. – «приношения». Из переводов нового времени Лютеров, Гитцига 966 и русский св. Синода усвояют здесь значение «хлебного дара» или «хлебного приношения», остальные же переводят или просто «дар», 967 или «жертвенный дар», 968 или «приношение», 969 или, наконец, «жертва». 970 Мы говорили при толковании ст. 10 и 11, что у Малахии имеет значение жертвенного дара или жертвы вообще, а не ограничивается понятием бескровной жертвы, мучного приношения. 971 И теперь мы принимаем перевод «жертву», – тем более, что в состав здесь входят животные («хромое» и «больное»). Сторонники перевода «хлебное приношение» или «хлебный дар» вынуждены рассматривать , как особое приношение, отличное от перечисленных ранее негодных жертв, и, вследствие этого, – вставлять в перевод некоторые пояснительные слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

958. Какие облачения возлагает на стихарь священник? Священник возлагает на стихарь, называемый иначе подризником: 1) епитрахиль; 2) пояс; 3) поручи; 4) фелонь. 959. Что такое епитрахиль? Епитрахиль есть то же, что у диакона орарь, с тою разницей, что оба конца ее сшиты с отверстием наверху, которое охватывает шею священника, и сама епитрахиль спускается книзу, до самого пола. 960. Что знаменует собою епитрахиль? Епитрахиль знаменует благодать Божию, поэтому без епитрахили священник не может служить ни одной службы. 961. Что означает пояс? Пояс означает готовность служить Богу. 962. Что такое фелонь? Фелонь есть верхнее широкое облачение без рукавов, наподобие плаща, и напоминает собою одежду, в которую был облечен Иисус Христос, когда Его судили. Фелонь напоминает священнику, что он должен стоять за правду Божию и справедливость во всех делах своих. 963. Во что облачается, помимо стихаря, епископ? Епископ возлагает на себя, кроме стихаря, или подризника, еще: 1) епитрахиль; 2) пояс; 3) поручи; 4) набедренник; 5) саккос; 6) омофор; 7) наперсный крест и панагию; 8) митру. 964. Что такое набедренник? Часть епископского облачения, имеющая форму ромба, надеваемая поверх саккоса, с правой стороны. 965. Что знаменует собою набедренник? Набедренник, или палица, знаменует собою духовный меч, которым епископ хранит веру. 966. Что такое саккос? Саккос есть облачение наподобие стихаря, с широкими рукавами, и означает то же, что фелонь у священника. 967. Что такое омофор? Омофор есть облачение в виде широкой, украшенной крестами ленты и возлагается так, что один конец его спускается спереди, а другой сзади. Без омофора епископ не может служить ни одной службы. 968. О чем напоминает омофор? Омофор напоминает пропавшую овцу, которую обрел добрый пастырь, взял ее на свои плечи, отнес в овчарню и таким образом сохранил. 969. Что есть панагия? Панагия есть небольшая иконка, носимая епископом на груди рядом с крестом. 970. Что такое митра? Митра есть головной убор наподобие короны, который надевает на себя епископ при отправлении богослужений. Напоминает же митра терновый венец Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Подарки связывают, обязывают тебя. Некто сказал: «Кто дает – приобретает друзей, кто принимает – делается должником». Подарки редко приносятся бескорыстно, а большей частью с расчетом, а потому нужно соображаться: можешь ли ты удовлетворить, успокоить приносящего; и если подарки тяжелы, – не принимай их. Кто дарит, не должен помнить то, что он дарит, а кто принимает, не должен привыкать к подаркам, не должен питать пристрастия к приносящим. 965. Скажите о пользе размышления об аде. В Патерике рассказывается об одном старце, который, сознавая себя грешным, каждое утро, как проснется, сходил умом ко грешникам во ад, помышляя о тамошних муках, о вечном томлении, о скрежете зубов и др., и молился об избавлении от них. Старцы признали делание сего старца наиболее полезным и надежным. Старец Силуан говорил: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». 966. Как смотреть на тайные подвиги без духовного отца? Вот что пишет преп. Амвросий Оптинский одной подвижнице: «Напиши мне искренне тайное твое подвижничество, на которое ты не приняла благословения, а самочинное подвижничество и опасно, и душевредно. Если добро это, – то почему оно тайно от духовного отца? Смотри, – душа у тебя одна и ум один; повредить то и другое опасно; а подсады вражии повсюду, разумеется, под видом добра и пользы душевной. Вижу, что ты попалась в сеть искания совершенства, забыв совершенство покаяния». 968. Какие псалмы должно часто прочитывать в гонении от врагов? Когда ты в гонении от врагов читай псалмы: 3-й, 53-й, 142-й, 58-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и часто прочитывай их, обращаясь к Богу с верой и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом. 969. Хорошо ли во время поста вместо чая пить мяту? На это преподобный отвечает, что хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия – пить чай или настой мяты, но на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е ( Мф. 11: 12 ). Дерзновенно и самовольно нарушающие правила поста называются врагами креста, имже бог чрево их. Иное дело, если кто нарушит пост по болезни и немощи телесной. Здоровье от поста бывает здоровее и добрее, и сверх того долговечнее бывает, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются (преп. Амвросий Оптинский ). 970. Душеполезно ли читать в опасностях 90-й псалом?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010