Празднующи день сей всеторжественно, живи много лет здраво и спасенно. Мене же, раба, ты изволь имети в твоей милости, всегда мя хранити, Яже ти выну готова служити, донелиже Бог даст ми в мире жити. Темже к стопам ти главу преклоняю, празднеством светлым верно поздравляю. Днесь Татиану Церковь величает мученицу и песньми похваляет, Яже за Христа кровь излияла, нетленный венец в небе восприяла. Ейже ты еси тезоименита и любовию к Христу знаменита. Празднующи день сей, мя да щадиши, в милости своей выну да храниши, за еже должен верно ти служити, всем всюду милость ти всегда хвалити. Верше в Великую субботу 927 Плача и ужаса день ныне совершаем, егда Творца всех сущих в гробе созерцаем бездушна и безгласна, иже всех жизнь бяше, недуги уврачева, мертвых воскрешаше. Сего Благодетеля жидове убиша, от век неслышанное дело сотвориша. Кто бы слыша, дабы тварь Творца си убила? Иудейска сонмица 928 то зло сотворила. Зависть же проклятая того не терпяше, яко многая блага Христос Бог творяше. Силою Божества си яко все на слово веления онаго бываше готово. Завистию движими, яша 929 Христа Бога, лжи и клеветания нанесоша многа. Неправдою хотяше правду победити, Судию всего мира на смерть осудити. Емше 930 же, злочестнии, Господа вязаху, имже от фараоних юз свободни бяху. 931 От едина судии к другому водиша того, имже в пустыни проводимы Быша. Во лице пресвятое сквернии плеваху, то покрывше, в ланиту того заушаху 932 , иже плюновением слепцы просвещаше и сухия имевших руки исцеляше. Водим бе ко Пилату и к Ироду злому изведый Израиля из работы дому 933 . Вопияше ко Пилату, да судит Господа распяти, а Варавве свободу подати. О, безумия злобных скот, не человеков, невиданна под солнцем от начала веков. Благодетеля на смерть молят осудити, а убийцу лютаго свободно пустити. Злии злаго избраша, ибо не леть 934 быти, да благо лукавый восхощет любити. Неправый же судия, аще добре знаше, яко во Христе вина ни едина бяше, изнесе суд неправый, еже й распяти, но впредь 935 лютыя раны невинну задати.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сир. 4:35. 916 Притч. 4:26. Так в Септуагинте, в Синодальном переводе эта строка звучит следующим образом: “Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды”. В Вульгате: “Направь ноги свои [узкой] тропой и все пути твои укрепятся”. 917 Притч. 4:23. 918 Источник цитирования не установлен. 919 Мф. 5:8. 920 1 Ин. 3:21-22. 921 Мф. 5:28. 922 1 Петр 1:22. Полностью этот стих звучит следующим образом: “Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, ... “. 923 Откр. 14:4. 924 Там же. 14:4-5. 925  Еф. 5:27. 926 Поскольку ничего этого у нее нет и быть не может. 927 1 Петр 3:1-4. 928 1 Тим. 2:9-10. 929 Кол. 3:12. 930 Пс. 45:11. 931 Там же. 97:10. 932 Ин. 5:44. 933 Ис. 26:15. Эта строка есть только в Септуагинте, в Вульгате и Синодальном переводе она отсутствует. 934 Иер. 12:13. И эта строка тоже присутствует только в Септуагинте, в Вульгате и Синодальном переводе ее нет. 935 В Венском кодексе после слова “ибо” предложение заканчивается следующим образом: “величие не украшает тех, кто предпочитает земное небесному” 936 2 Тим. 2:24. 937 После этих слов в Венском кодексе добавлено: “[не должно] участвовать”. 938 Еф. 4:29. 939 Далее в Венском кодексе следует: “чтобы боль желудка и слабость тела и души изгнать”. 940 Ис. 66:2. 941 Пс. 2:11. 942 Иер. 48:10. 943 Так в Вульгате и таково первое значение глагола u p o m e n w в соответствующем месте Септугинты. В Синодальном же переводе мы читаем “претерпевший”, что тоже возможно. 944 Мф. 10:22. 945 Далее в тексте Луки Холстения и в Венском кодексе следует фрагмент, отсутствущий в других списках: “То есть, прекрасна Римская церковь, без сомнения исполненная апостольского духа, престол которой занимает тот, кто недавно вынес столь суровый приговор, считая вряд ли достойной снисхождения ту, которая запятнала мерзостью похоти святое тело Бога”. 946 В Венском кодексе письмо оканчивается словом: “Аминь”, в Codex Reginensis Romanus: “Окончено [послание] к девам”. 947

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

См.: AlpatoffM. Der Tod in der altrussischen Kunst//Das Kunstblatt. 1927. Haft. 1. Abb. S. 35. 927 См.: Лаурина В. К. Об одной группе новгородских провинциальных царских врат//ДРИ: Художественная культура Новгорода. М.. 1968. С. 145–178. 929 Иконы «Тайная вечеря» (КМРИ), «Снятие со креста», «Положение во гроб» (обе – ГТГ). Кроме того, сохранились «Воскресение» (ГГГ; см.: Гам же. Ид. 80. 84. 85. 88) и «Вознесение» (Сергиево-Посадский музей); См.: Воронцова Л. М. Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации. Сергиев Посад. 1996. Кат.З. 931 Смирнова Э. С. Московская икона... Кат. 165–169. С. 37, 38, 299, 300; Рыбаков А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII XVIII веков. М.. 1995. С. 118, 120. Ил. 128–132. 933 Седов Вп. В. Собор и колокольня Корнилиево-Комельекого монастыря: Утраченные памятники архитектуры XVI в//История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов, 1994. С. 103–106. 935 Качурин Г. Л. Иконостас Новоспасского монастыря и его роль в русской художественной жизни XVII в//Материальная база сферы культуры: Монаетыри-культурные центры Отечества/Научно-информационный сборник. М., 1997. (РГБ, «Информкульту- ра»). Вып. 2. Схема с. 78. 937 Смирнова Э. С.. Лаурина В. К, Глрдиенко Э. А. Указ.соч. Кат. 8. С. 76, 78, 208,209. Ил. С. 73.412,413. 938 Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода: Середина XIII – начало XV века. М., 1976. Кат. 23, 31, 32, возможно – 37. С. 230, 231, 246–249, 257, 258. Ил. с. 338, 351–358, 373Смирнова Э. С., Лаурина В. К, Гордиенко Э. А. Указ.соч. Кат. 4. С.      192–198. Ил. С. 390–393. 940 См.: Филатов В. В. Иконостас... С. 78–81. Ил. С. 78–81; Гордиенко Э. А. Большой иконостас... С. 215; Гордиенко Э. А., Трифонова А. И. Каталог серебряных окладов Новгородского музея-заповедника//Музей’6: Художественные собрания СССР. М., 1986. Кат. 3. С. 220, 221, 223. Ил. С. 221 (перечень икон дается по последнему изданию; судя по композиции сцены «Взятие под стражу», она может быть интерпретирована как «Поругание Христа, см.: Лепекова О.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Спасение возможно при сохранении имения, в жизни посреди мира; для снискания же совершенства требуется предварительное отрешение от мира. Спасение необходимо для всех — снискание совершенства предоставлено произволяющим. Образец христианского совершенства мы видим в святых Апостолах, как засвидетельствовал о себе и о них святой апостол Павел, сказав: Елицы убо совершении, сие да мудрствуим [ 928 ], что совершенство христианское, будучи жительством в Боге, есть бесконечное поприще преуспеяния, как бесконечен Бог [ 929 ]. «Это совершенное, несовершающееся совершенство совершенных, как поведал мне некто вкусивший его, — говорит святой Иоанн Лествичник, — столько освещает ум и отвергает его от всего вещественного, что, по вступлении в сие небесное пристанище, по большей части из жизни по плоти возносит, приведши в состояние исступления, на небо к видению (и там содержит). Об этом говорит некогда познавший, может быть, из опыта, яко Божии державнии земли зело вознесошася [ 930 ]. Об этом сказал восхищенный до третьего неба и оставшийся жить там сердечными чувствованиями и помышлениями: наше бо житие на небесех есть [ 931 ]. Совершенство состоит в явном причастии Святого Духа, Который, вселившись в христианина, переносит все желания его и все размышление в вечность. Такое состояние души своей исповедал святой Давид, засвидетельствовавший о себе: Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем [ 932 ]. От действия Святого Духа мог сказать Давид: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе [ 933 ] . Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? [ 934 ] Увы мне, яко пришелствие мое продолжися! [ 935 ] Неестественно человеку в обыкновенном его состоянии такое пламенное желание в вечность; оно свойственно лишь мужу Духоносному, как и Духоносный Павел сказал о себе: Мне бо еже жити, Христос, и еже умрети, приобретение ( есть) .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

спать помолился с обычными земными поклонами, за себя и своих. – На рассвете едва услышал утренний звон, поспешил встать с кровати, осенил себя крестным знамением и говорил: «слава Тебе показавшему нам свет». Умыв лице и одевшись в скромную одежду, поспешил он в церковь. В воротах княжеского двора нагнал его Болеслав. Оглянувшись, Вячеслав сказал с улыбкою: «добрый вечер был у тебя, брат мой!» Но Болеслав, выхватив из-под одежды меч, сказал: «нынешний хочу сделать тебе лучше вчерашнего». И с этими словами ударил блаженного по голове. Крепкий силами князь не пошатнулся; повергнув на землю врага, стал над ним твердою ногою и кротко скзал: «что ты задумал против меня, брат мой?» В эту минуту прибежал один из соумышленников Болеслава и ударил Вячеслава мечом по руке; Вячеслав, видя заговор, бросил брата и побежал к церкви. В самых дверях нагнали его убийцы и мечами прокололи его в ребра. На пороге церковном испустил он дух с словами: «Господи! В руки Твои предаю душу мою»25). Это было 28 сентября 935 г.26). Злодеи не остановились на убийстве князя. Они обратились с насилиями и против придворных его. Иные из них успели спастись от смерти, хотя и не от побоев; но отроки княжеские были убиты; священники княжие – «Божии рабы» - ограблены и выгнаны были, а их жены выданы были за других мужей; поступок с женатыми священниками означал именно то, что по немецкому уставу считали нечистотою жизнь священника с законною женою и вводили безженных ксендзов. – Священник Красей не осмелился везти тело святого в Прагу, но, обмыв его в своем доме, положил в церкви и покрыл тонким покрывалом. – Драгомира, услышав о смерти сына, прибежала и с воплем пала на бездыханное тело. Но узнав, что она также обречена на смерть, поспешила скрыться. Три дня лежало тело князя в церкви и кровь не переставала   25) По древней службе святый убит «братоубийственною рукою», от «събора безумнаго». Изв. акад. V, 276. 26) Бодянский, О времени славян. письмен прим. 18. У Вершинского св. Вячеслав убит в 929 г., св. Людмила – в 922 г., мощи князя перенесены в 932 г. (стр. 147. 154). Все это – неверно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Ср. древнерусские термины: отрокъ, дтьскы, чадь. 486 ...бжа ... въ Хорваты... – Имеется в виду не балканская Хорватия, а племя (племенное княжение) в северо-восточной Чехии, за пределами владений Болеслава. Возможно, бегство туда Драгомири объясняется тем, что ее дочь Пшибыслава (Прибыслава) была замужем за хорватским князем. 487 ... попа Паула... – Павел – пражский архипресвитер, возможный автор жития Людмилы. Его присутствие в городе Болеслава объясняется, вероятно, тем, что он объезжал вместе с князем свой церковный округ. 488 ...церкви в зиде над нимъ... – Одно из трудных для истолкования мест текста. В принципе оно может быть переведено и как: « церковь поднялась («взиде») над ним». Более вероятно, однако, что здесь сохранились следы первоначальной чешской лексики памятника: глагол «црькати» («церквити») – капать, сочиться и существительное «зьдь» или «зьдъ» – стена («зид»). Это подтверждает и пересказ данного места в проложном житии Вячеслава: «Кров его не могуща потерти 3 дни с стены церковныя». 489 И еще надемся... явити ся. – Свидетельство древности Востоковской легенды, созданной, очевидно, в связи с перенесением останков Вячеслава в Прагу. Автор ничего не сообщает о чудесах от мощей (а лишь надеется на них), из чего следует, что они не были ему известны. 491 ...якоже и Христа ради. – Здесь игра разными значениями слова «младенцы»: слуги Вячеслава уподоблены вифлеемским детям, избиенным по приказу царя Ирода. 492 ...в лто 6000 и 300 и 30 въ 7... – Дата гибели Вячеслава читается только в кириллических списках Востоковской легенды (в глаголических указаны лишь число и месяц). В существующем виде (6337=828/829) дата безусловно испорчена, поправка в числе сотен (6437=928/929) не вызывает сомнений, однако она не решает проблемы окончательно. Указание жития, что убийство произошло в понедельник 28 сентября предполагает два возможных варианта: 928 и 935 г. Обе гипотезы имеют своих сторонников и обоснованную аргументацию: первая дата более популярна среди филологов, вторая – у историков; на сегодняшний день вопрос не может быть решен однозначно. 494 Помолився къ Богу и всмъ святымъ... глаголя... – Из агиографических памятников святовацлавского цикла об инициативе и участии Болеслава в перенесении мощей и канонизации брата сообщает лишь Востоковская легенда (во всех редакциях и списках). Это одно из свидетельств создания текста в княжеском окружении. 496 ...месяца марта въ 4 день. – Кириллические списки Востоковской легенды сообщают дату 3 марта, глаголические и проложная повесть о перенесении мощей Вячеслава – 4. Очевидно, это след невнимательного копирования глаголического оригинала (Г в глаголице имеет числовое значение 4, а в кириллице – 3). Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 2: XI-XII века. - 1999. - 555 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди его старших современников, которые по своему образованию и положению могли быть его учителями, можно назвать три крупных имени: это Лев Математик, сицилийский монах Мефодий, впоследствии константинопольский патриарх, и другой сицилиец Григорий Асбеста. Лев пользовался репутацией выдающегося ученого, знатока философии и математических наук. 927 Ученик Пселла Старшего 928 и родственник 929 просвещенного иконоборца патр. Иоанна Грамматика, он начал свою преподавательскую деятельность в последние годы правления Михаила II Травла (820–329) в скромной хижине в предместьях —209— Константинополя. Вскоре ученики разнесли молву о своем учителе, а один из них, попав в плен к арабам, сделал известным имя Льва халифу ал-Мамуну (813–833). 930 Интересовавшийся математическими науками халиф отправил Льву через учеников приглашение поступить к нему на службу. По поводу этого приглашения было доложено о выдающемся преподавателе императору Феофилу, и император, не позволив Льву уехать к арабам, поручил ему открыть школу при храме 40 мучеников. 931 Впоследствии Лев был рукоположен патриархом Иоанном в епископы Фессалоник, заслужил общее уважение паствы, но занимал кафедру лишь до торжества православия при Феодоре. Лишившись епископства одновременно с прочими епископами-иконоборцами, он возвратился в Константинополь и отдался всецело научной и учебной деятельности, которой не оставлял до конца жизни. 932 Можно предполагать, —210— что Лев, никогда не бывший крайним иконоборцем, примирился впоследствии с православной партией. 933 Он был жив еще в 869 г. 934 Не смотря на симпатии Льва к иконоборчеству, его уроками пользовались и лица строго православного образа мысли, как напр. Константин, будущий просветитель славян. 935 Мог и Фотий слушать Льва до его —211— отъезда в Фессалоники; 936 но слушал-ли, это остается недоказанным. Сохранившееся письмо Фотия ко Льву 937 написано в наставительном тоне учителя или критика, 938 и по нему не видно, чтобы это писал ученик бывшему учителю. Возможно, конечно, что талантливый ученик стал, действительно, критиком своего учителя; 939 но всё же ученические отношения Фотия ко Льву остаются только предположением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так как брак имеет также очень большое значение для гражданского общества, разногласия по вопросам брака очень часто бывали причиной конфликтов между Церковью и государством. Здесь рассматривается только догматическая позиция, и поэтому документы, относящиеся к этому аспекту разногласий, опущены. По той же причине не цитируются документы Церкви, относящиеся прежде всего к проблемам супружеской морали. Учение Католической Церкви о Браке Брак был угоден Богу и возвышен Христом до достоинства Таинства: ХВ 38, 44, 658, 663, 919, 923–924, 936, 940, 950/1. Он хорош: ХВ 31, 238–239, 918; хотя брак сам по себе нельзя ценить более, чем состояние девственности: ХВ 932–933. Таинство Брака заключается в договоре: ХВ 917/5, 919, 938–939, 941; так что для христиан Таинство и договор не могут быть разделены: ХВ 938, 947. Итак, брак подлежит юрисдикции Церкви: ХВ 926–932, 934–935, 937–939. Это ей надлежит определять, какие могут быть для него препятствия: ХВ 926–928; как аннулирующие, делающие брак недействительным: ХВ 926–927, 932; так и запрещающие, делающие брак незаконным: ХВ 926. Предназначение и благо брака – рождение [procuratio] детей, умножение Народа Божия: ХВ 659, 919, 942–43, 950/1, 950/3, 950/5; и взаимная поддержка супругов верностью и любовью: ХВ 919, 944, 950/1, 950/2, 950/3, 950/5. Таинство Брака сообщает благодать, необходимую для этого состояния: ХВ 922, 936, 947. Действителен только моногамный брак: ХВ 40, 921, 925, 944. После смерти одного из супругов второй брак допускается: ХВ 40, 918. Брачный союз нерасторжим: ХВ 918, 919, 920–922, 928, 945–946; даже после прелюбодеяния: ХВ 930. В определенных условиях брак, заключенный, но не осуществленный, может быть расторгнут Церковью: ХВ 929. Если брак был осуществлен, возможно только разлучение, полагающее конец совместной жизни супругов без разрыва супружеской связи: ХВ 931. I Собор в Браге (Португалия) (1 мая 561 г.) Анафема последователям Присциллиана Высказываясь против манихейских тенденций, осуждавших брак и воспроизведение человеческого рода, видевших в этом «дело диавола», Церковь тем самым подтверждает законность и ценность брака.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Так, у него выражения: «возсмердеша и согниша раны моя» ( Пс. 37:6 ) означают скверны греховные 927 . «Вино, веселящее сердце человека» ( Пс. 103:15 ), и «елей радости» ( Пс. 44:8 ) – многообразную пищу Духа Святаго 928 . Стеня и трясыйся (в тревоге) будеши на земли ( Быт. 4:12 ) – есть образ всех грешников 929 . Полевые цветы, о которых говорит Соломон и о которых упоминает Господь: «ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих» ( Мф. 6:29 ), по Макарию, служат подобием христианина в день Воскресения 930 . Слова Господа к пророку Иезекиилю о граде Иерусалиме и о его удалении от Бога ( Иез. 16:8–15 ) преподобный Макарий, опять, переносит на всякую душу, удаляющуюся от Господа 931 . Слова: «вкусите и видите, яко благ Господь» ( Пс. 33:9 ), по Макарию, указывают на вкушение христианином благодати Божией 932 . То обстоятельство, что преподобный Макарий многие места Ветхого Завета объясняет в прообразовательном или переносном смысле, дало повод некоторым исследователям делать заключение, что наш отец, как мистик, устраняет из Священного Писания буквальный и исторический смысл и объясняет все духовно 933 . Однако не совсем это справедливо. В беседах нашего отца мы встречаем также тексты из Ветхого Завета, которые он толкует в буквальном, подлинном их смысле. Например, «аз есмь червь, а не человек» ( Пс. 21:7 ) он относит исключительно к Давиду 934 . «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постель мою омочу» ( Пс. 6:7 ) также понимает буквально и т. д. 935 А что наш отец оставляет историческое значение за событиями Ветхого Завета, об этом мы уже и не говорим 936 . Преподобный Макарий обнаруживает, правда, склонность толковать приводимые им места из Ветхого Завета в прообразовательном или переносном смысле, но у него нельзя усмотреть в этом отношении крайности. Скажем, далее, как пользуется наш отец Новым Заветом. В Св. новозаветных книгах, как известно, немало есть образных, сокровенных выражений и притч. Приводя их в своих беседах, преподобный Макарий старается сейчас же раскрывать их смысл и значение. Так выражение: «ниже вжигают светильника и поставляют под спудом» – он объясняет 937 : «не скрывайте дара, какой прияли от Меня, но сообщайте всем желающим». Или, слова Господа: «вы есте соль земли» ( Мф. 5:13 ) – разъясняет: «соль предохраняет мясо от порчи. Так Дух Святый, небесная соль, уничтожает «зловоние страстей» 938 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Указом, от 31 мая прошлого 1844 года за 5547, Святейший Синод предоставил мне заняться избранием в состав штата Виленского кафедрального собора лиц из способнейших и достойнейших членов прежних штатов Литовского кафедрального собора и Виленской Николаевской соборной церкви, и распределением прочих священно церковнослужителей, которые от тех штатов могут затем остаться излишними, на другие свойственные их степеням, способностям и достоинствам места, а с окончанием всего того донести о своих распоряжениях Святейшему Синоду. Вследствие сего, как донесено уже мною Святейшему Синоду, замещены уже по кафедральному собору места: протоиерея, ключаря, двух священников, протодиаконское и одно диаконское. На места сии поступили из прежних штатных священнослужителей Николаевской соборной церкви: протоиерей Василий Попов, священник Василий Матусевич и диакон Дмитрий Смородский. Последний из священнослужителей, к сему штату принадлежавшей, то есть священник Михаил Корсакевич, определён мною ныне, соответственно собственному его желанию, на священническое место при новооткрытой в Вильно приходской Николаевской церкви. Затем, на вакансию третьего священника при Виленском кафедральном соборе рукоположил я кончившего в прошлом году курс наук в Московской духовной академии Антония Пщолку и определил его ныне же на сие место. О чём долгом поставляю донести Святейшему Синоду. Литовской консистории, от 6 апреля за 929, о помещении консистории временно в Виленском архиерейском доме При предстоящем переведении в Вильно епархиального управления, ещё не имеется в виду постоянного помещения под присутствие консистории с её канцелярией и архивом. Посему, впредь до дальнейшего усмотрения, назначаю я под таковое помещение нижний этаж Виленского архиерейского дома, со стороны площади, представляющий более удобства и простора против того помещения, которое занимала консистория в Жировицах. Предлагаю о сём консистории для исполнения и нужных распоряжении. Литовской консистории, от 7 апреля за 935, о передаче Виленскому кафедральному собору трёх домов, перечисленных к нему от Свято-Троицкого монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010