При следующем игумене Трифоне (между 1435–1448 годами) самые крупные вклады были получены от князя Верейского Михаила Андреевича (сына князя Андрея Дмитриевича), от которого(?) поступила слободка Рукинская с лесами и с пожнями 917 , «земля Феофилатовская, да Костина деревня Бирилова Аристовская», находившаяся на Белоозере, у Федосьина городка 918 . пустошь Шуклинская 919 , пожни Рукинские 920 , «по Выксе по реце лесы по болото от Иванчевского» (или Ивачевского) 921 и «поженка Сосновка на реке Шексне» 922 . Брат Михаила Андреевича Можайский князь Иван Андреевич (в 1435–6943 году) придал к Островскому езу, принадлежавшему монастырю, «оба берега по конец езу лес» 923 . Роман Иванович (боярин, село которого по словам Пахомия Логофета отказался принять преп. Кирилл?) «дал слободку Васильевскую и с лесы и с пожнями» (у Порозобицы 924 ). Старец «Геронтий Линяк» по своей духовной отказал пожню Церковскую (по другим спискам: «Церковную») подле озера «к реце к Мондоме, да другую пожню за рекою Мондомою на Кустовской стороне, да две пожни верх Мондомы, одна пожня на сей стороне реки, а другая за рекою пожня» 925 . Чернец Арсений Никитин сын Андреева (Кормилицына?), «поговоря с своею братьею с Оленком да с Гридкою дал деревню в Кистме» (или «Кистеме») «с лесы и с пожнями» 926 . Иван Лопатин пожертвовал в Карголоме бережную землю 927 . Захарьины дети (вероятно, также при игумене Трифоне) дали деревню «Пружининскую да Кореневскую пустошь». 928 Понарья Бибишкина, Александрова жена, по духовной своего мужа, дала деревню «Горънюю» (или «Нагорную») в Карголоме «по своем муже по Александре куды их топор и соха и коса ходила со всеми угодьи» 929 . Дьяк великого князя Иван Поповка дал в Дмитрове в Чепринском селе (возле Куралгина) 11 деревень, которые он (было) дал зятю своему Данилу Башмаку 930 . Кассиан Бирилев дал деревню Аристовскую «со всем что к ней потягло, куды топор и соха и коса ходила» 931 (вероятно, у Федосьина Городка). Куплены были следующие земли: пожня на «Мъчюроме» (или «на Нямчюроме», «на Мчюроме» и т. п.) на Шексне, у Манака Митяева, за полтину 932 , пожни «Уломскые, что тянули к Вазереницам» (по другим спискам, «к Заозерницам») за 4 рубля новгородских «у игумена у Мартемьяна» 933 , наволок Неволин подле Волочка, у Тери у Каплина, «за 3 рубли» 934 ; Кореневская пустошь (у речки Меленки) и «пожня к той деревне (sic) «в княж наволоце (или «на Волоце») на усть Мелевские речки» – у Манака Окулова за 2 рубля новгородских 935 ; пожня «на усть Марьевы» – у Окула Языкова (или Зыкова) за рубль 936 ; пожня (по реке Шексне) – у Панкрата у Кабачина сына, за полтину 937 ; наволок «против св. Николы за Шохсною» «межи Никольского лугу и Игуменово монастырского» – у Дмитрея Васильевича, за 6 рублей 938 . Всех земельных приобретений при игумене Трифоне было сделано по 22-м крепостям. Были приобретены: 2 слободки, 16 деревень, 9 пожень, 2 наволока и 2 землицы. На покупку истрачено 17 рублей новгородских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Уже после того, как выяснилось, что легенда Гумпольда появилась приблизительно лет 40 спустя после трагической смерти чешского князя (935 или 929 г.), т.е. около 70–80-х годов 10-го века, в ней были замечены исторические несообразности, отмеченные в 1863 году Томком 17 , в 1901 году Калусеком 18 и другими. Не говоря уже о монашеской характеристике князя, присущей и другим латинским сказаниям о св. Вячеславе, в труде Гумпольда мы встречаем анахронизмы: Спытигнев, княживший в Чехии в 895–905 годах или по 912 год, считается современником Генриха I (918–936), вступление на престол Вячеслава, убитого в 935 году (дата, принятая Калусеком) или в 929 году, относится к царствование Оттона (I?): sub regis serenissimi Ottonis (см. ниже стр. 13). В рассказе о намерении Вячеслава посетить Рим та же легенда допускает противоречие: сначала рассказывается, что Вячеслав решил принять монашество, для этого собирался в Рим и управление Чехиею сам пожелал передать брату Болеславу, а затем сообщается, что поездка расстроилась вследствие властолюбивых замыслов Болеслава (см. ниже стр. 42 и след.). Храм св. Вита, по словам Гумпольда, был основан и освящен Регенсбургским епископом Тутоном (занимавшим епископию с 894 по 10 октября 930 года). Но если бы допустить, что княжение Вячеслава, по сведениям той же легенды, началось при Оттоне I, то Тутон не мог бы принимать участия в освящении храма, так как умер за 6 лет до вступления Оттона на престол. – Поставляли в вину Гумпольду и то, что Спытигнева он считает первым христианским князем Чехии и ничего не знает о Боривое, что известие о перенесении и открытии мощей Вячеслава противоречит «Минейному» сказанию и т.д. и т.д. Между тем славянский текст Гумпольдовой легенды в некоторых случаях свободен от указанных несообразностей. Ему известно имя Боривоя. Латинское выражение: «in cives eminentior Zpumignev nomine» передано здесь словами: «в суседех приседя, именем Спытигнев, сыа Боривоев». Контекст речи не дает прямых оснований утверждать, что Спытигнев – по мнению составителя легенды – был первым чешским князем, принявшим крещение (см. ниже стр. 10–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Более всего, конечно, сделано было в отношении поста. Сами собой установились известные нормы, правила, минимальные требования, и очень нелегкие, как на счет пода пищи для подвижника, так и относительно времени принятия ее и сроков поста. Мясо, конечно, безусловно не употреблялось 915 , но вкушение его по нужде не считалось нарушением обета 916 . Молочные продукты, по-видимому, иногда (с. 203) допускались 917 , рыба – чаще 918 . Вино принципиально дозволялось 919 , но многие не пили его 920 и вообще ничего кроме воды 921 . Обычная пища состояла, у большинства египетских отшельников, по-видимому, из одного хлеба с солью с воздержанием от всего другого 922 ; иные по десяткам лет (с. 204) питались лишь сырыми овощами, отказывая себе и в хлебе 923 ; но многие дозволяли себе вообще всякую, только самую простую растительную пищу, даже по временам (напр., в праздники) масло 924 . (с. 205) Что касается времени принятия пищи, то ранее 9 часа (3 часа по полудни) вообще не ели 925 ; но ревностнейшие подвижники могли похвалиться, что «солнце никогда не видало их ядущими» 926 , и от учеников требовали вкушать пищу не в 9-й час, а вечером 927 . В отношении (с. 206) продолжительного полного неядения нормой для хорошего подвижника считалось принятие пищи через два дня 928 ; это некоторые отшельники советовали и своим учениками 929 . Иные не скушали пищи по 5 дней 930 или ели раз в неделю 931 . Как исключительные случаи, отмечаются опыты неядения по 40 дней 932 и более 933 . Долгой практикой подобного пощения некоторые отшельники достигали, по-видимому, того, что после двухдневного неядения совершенно не ощущали голода 934 . Но с течением времени подвижничество однако пришло к заключению, что неядение долее одного, должно быть, как не для каждого посильное, опасно, и его не стали рекомендовать 935 . При таком посте, в которые обращалась вся жизнь отшельника, тем не менее признавалось необходимым чтить общецерковные посты, выделять их из ряда подобных постов и, конечно, усилением воздержания, хотя у иных отшельников, по-видимому, некуда было здесь идти дальше.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Учение Евномия о нерожденности Божией Главный аргумент, выдвинутый Евномием против божественности Сына, – понятие «нерожденности/невозникновения» (γεννησα 929 ), прилагаемое к Отцу как единственное адекватное высказывание о Божественной сущности 930 или природе 931 . Ведь Божество несоставно; следовательно, по мнению Евномия, может существовать лишь одно-единственное высказывание 932 , вполне адекватное Его естеству: «Божество – не что иное, как сама нерожденность» 933 . Если о Единородном высказывается нечто обратное нерожденности, то – согласно Евномию – Он не может быть Богом 934 . Этот аргумент базируется на двух предпосылках: во-первых, на понятии γεννησα, двусмысленном с богословской точки зрения; во-вторых, на понимании слова как высказывания о сущности. Греческое выражение γεν[ν]ητς в дохристианском и раннехристианском греческом языке означает «рожденный»/«возникший», соответственно, γν[ν]ητος – «нерожденный»/«невозникший». Хотя можно этимологически различать γενητς, «возникший» (от γ[γ]νεσθαι), и γεννητς, «рожденный» (от γεννσθαι), оба термина используются более-менее взаимозаменяемо 935 . Только с IV в., во время антиарианской полемики, богословы начинают последовательно различать γενητς («возникший», т.е. «сотворенный») и γεννητς («порожденный», «рожденный»), а также γνητος («невозникший», т.е. «несотворенный») и γννητος («непорожденный», «нерожденный» 936 ). Благодаря такой дифференциации Сын, рожденный Отцом, как Вторая Ипостась Божества, может именоваться одновременно и γεννητς («рожденным»), и γνητος («невозникшим», т.е. «несотворенным»), что для арианских богословов было чем-то неслыханным 937 . Что же касается понимания языка 938 , Евномий убежден в том, что происхождение слов заключено в вещах, которые ими означаются 939 , и, в конечном счете, – в Боге, сотворившем имена вместе с вещами 940 . Ведь в Книге Бытия Сам Бог называет свет «днем», а тьму – «ночью» (см. Быт. 1:5 ) 941 . Благодаря своему божественному происхождению слова способны выражать сущность вещей 942 . Поэтому, согласно Евномию, человек не изобретает слова, он может лишь научиться им и повторять их; в то же время слова, придуманные человеком, – это всего лишь понятия человеческого мышления, которым в реальности ничего не отвечает (например, имена фантастических существ, таких как гиганты, гномы или чудовищные гибриды разных животных 943 ). Именование Бога «нерожденным», по мнению Евномия, не человеческий вымысел (κατ» πνοιαν), не «пустой звук», но выражение самой сущности 944 : Бог был нерожденным до того, как человек назвал Его таким, причем совершенно независимо от человека 945 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

928 В «Житии аббатов» Беда упоминает монастырь в устье Тайна, который некогда был мужским, но к тому времени сделался женским. Однако здесь речь, скорее всего, идет о другом монастыре-возможно, о том, где был погребен король Освин. 929 В оригинале cursu maiore equos suos inuicem probare (потягаться друг с другом в скорости их коней). Вероятно, конные состязания были популярны у англосаксов еще в языческое время. 930 Имеется в виду Вилфрид Младший, при котором центр Нортумбрийской церкви окончательно переместился из Линдисфарна в Йорк. 931 См. прим. 757. 932 Сергий I был папой римским в 687-701 гг. 933 Кэдвалла был крещен 10 апреля. Белые одежды полагалось носить в течение недели, но, очевидно, король предчувствовал скорую смерть и дал обет носить их до конца. 934 20 апреля 689 г. 935 Эпитафию сочинил Крисп, архиепископ Милана в 681-725 гг. Беда, вероятно, получил ее копию из Рима вместе с документами из папского архива. Надгробный камень Кэдваллы был обнаружен в XVI в. при строительстве нынешнего храма св. Петра, но позже утерян снова. 936 В оригинале Кэдвал (Caedual). 937 Имеется в виду Рим-город св. Петра, духовным сыном которого стал Кэдвалла. 938 В оригинале ex orbe Britanni (из британской страны). 939 20 апреля. 940 Юстиниан II Ринотмет (Безносый) был византийским императором в 685-695 и 705-711 гг. 941 Ине был королем Уэссекса в 688-726 гг. 942 Беда не раз говорит о паломничествах англосаксов в Рим. Бенедикт-Бископ побывал там шесть раз, Вилфрид- три. Паломниками были короли Уэссекса Кэдвалла и Ине, король Мерсии Кенред и король Эссекса Оффа (все они умерли в Риме). Церковь поощряла это благочестивое предприятие, однако Бонифаций в письме 747 г. выступает против паломничества женщин, которые в пути часто уклонялись от добродетели. 943 Сир. 44:13. 944 Пеласгийский язык (lingua Pelasga)-rpeчeckuй, названный так по имени пеласгов, древнейших обитателей Греции. 945 Бертвальд или Берктвольд был епископом Кентерберийским в 692-731 гг. 946 Монастырь Ракульф (позже Рикалвер) находился в Кенте, недалеко от Кентербери. До 1805 г. там стояла церковь англосаксонской эпохи, остатки которой были раскопаны в 1926 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

Помимо своих пастырских обязанностей, он подвизается на поприще христианского учительства 929 . «Константинопольский Синаксарий» свидетельствует о его усердных занятиях Священным Писанием и о размышлениях над ним, а также об активной полемике против язычников и иудеев, которую он вел со знанием дела, став для многих учителем веры во Христа 930 . К этому периоду творческой активности святого Лукиана относится, скорее всего, его работа над текстом Священного Писания. Около 303 года святой Лукиан оказывается в Никомидии, став свидетелем мученической кончины здешнего епископа Анфима 931 . Во время тех же гонений, как сообщает Филосторгий (Церк. ист. II, 14), два ученика святого Лукиана – некий Александр и Астерий Каппадокиец – отпали от веры, поддавшись «силе тиранов» ( τ τυρννων β), но по просьбе своего учителя вскоре покаялись и возвратились в лоно Церкви 932 . Из других фактов жизни святого Лукиана имеется весьма смутное сообщение о том, что он одно время пребывал вне общения с православной Антиохийской церковью (при трех ее епископах), как приверженец ереси Павла Самосатского, оно опирается на послание Александра Александрийского к Александру Византийскому, которое цитирует блж. Феодорит Кирский в «Церковной истории» (Церк. ист. I, 4) 933 . Однако упоминаемый здесь некий Лукиан являлся, вероятнее всего, лишь тезкой святого Лукиана (имя это было очень распространенным на греческом Востоке). Не говоря уже о том, что богословские взгляды святого Лукиана (особенно учение о Святой Троице) развивались совершенно в ином направлении, чем лжеучение Павла, вряд ли и по возрасту он мог быть достаточно зрелым, чтобы примкнуть к такому лжеучению 934 . Когда разразилась волна гонений при Максимиане, святой Лукиан был в Антиохии. Повинуясь заповеди Господней и, вероятно, уговорам своих учеников и паствы, он первоначально скрылся, но вскоре был схвачен и отправлен в Никомидию 935 . Его путь, как свидетельствует Житие, лежал через Каппадокию, где он встретил подвергшихся аресту солдат-христиан, готовых уже отречься, и уговорил их твердо держаться веры в Господа – многие из них (указывается число 40) вняли увещаниями святого Лукиана и стали мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Реликварий Генриха I Птицелова. X–XI вв. (сокровищница собора св. Серватия, Кведлинбург) Реликварий Генриха I Птицелова. X–XI вв. (сокровищница собора св. Серватия, Кведлинбург) В отличие от Саксонии, Тюрингии и Франконии в Швабии и Баварии Г. П. добился лишь номинального признания своей власти и впосл. перешел от политики уступок местным герцогам к их подчинению. После смерти герц. Бурхарда I Швабского (926) под давлением Г. П. новым герцогом Швабии стал его ставленник франконец Герман из династии Конрадинов. В 925 г. Г. П. присоединил к Германскому королевству в качестве герц-ства отпавшую в 911 г. Лотарингию. В 928 г. он передал ее Гизельберту, сыну гр. Регинара, перед этим решив в его пользу вопрос о Льежском еп-стве, на к-рое претендовал франц. кор. Карл III (с ним был заключен мирный договор в 921). В 935 г. был подписан договор между Германией, Францией и Бургундией, в результате к-рого Франция окончательно отказывалась от прав на Лотарингию (с 942). Т. о., родовые земли Каролингов, т. н. королевство Лотаря, вместе со столицей Карла Великого в Ахене вошли в состав Восточнофранкского королевства. В результате брака герц. Гизельберта Лотарингского и дочери Г. П. Герберги (929) были упрочены позиции короля на сев.-зап. рубежах королевства. Г. П. стремился установить преемственность власти внутри своего рода и в 929 г. на собрании князей в Кведлинбурге объявил своим наследником сына Оттона, к-рый после кончины отца занял престол (936). Престиж династии Г. П. старался укрепить также династическим браком, женив в 929 г. Оттона на Эдит, дочери кор. Уэссекса Эдуарда I. Г. П. выступил против венг. кочевников, вторгшихся в саксон. владения (924). По сообщению Видукинда, король, не имея конного войска, избегал открытых сражений, но, воспользовавшись тем, что в плен попал один из венг. князей, добился соглашения о 9-летнем перемирии с венграми (перемирие заключено в Верле в 924 или в 926). Мирное время было использовано для строительства сети оборонительных укреплений и крепостей (в Вост.

http://pravenc.ru/text/162125.html

Все идеи и выражения в этом отрывке вполне традиционны. Представление о человеке как царе тварного мира является общим для Отцов Церкви 927 . Концеп­ция человека как «живого существа», или «живот­ного» ( ζφον), происходит из греческой философии и ранней святоотеческой мысли, где общепринятое оп­ределение человека – «разумное живое существо» ( ζφον λογικν) 928 . Представление о теле, состоящем из четырех элементов, – также общее место для грече­ской философии и святоотеческой литературы 929 . Апофатическое выражение μκτως και συγχτως («несмешиваемо и неслитно») напоминает выражения, употреблявшиеся в эпоху христологических споров (V-VII вв.) для описания соединения двух природ – че­ловеческой и Божественной – во Христе 930 . Идею о том, что человек является «смотрителем» ( εππτης), т.е. судьей, надзирателем видимой твари, ее властите­лем, как и общее представление о двойственном со­ставе человеческой природы, среди других писателей развивал Григорий Богослов , который говорил об этом в тех же выражениях, какие мы находим у Симеона: Художник-Логос созидает живое существо, еди­ное из двух – я имею в виду видимую и невиди­мую природы; созидает, говорю, человека и... тво­рит как бы некий второй мир, в малом великий, по­ставляет его на земле как второго ангела, поклон­ника, составленного [из разных природ], надзирате­ля ( ππτην) за видимой тварью, посвященного в таинства ( μστην) твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле... земного и небесного, временно­го и бессмертного, видимого и умосозерцаемого, посредника между величием и смирением, который в одно и то же время есть дух и плоть... 931 Согласно Григорию, человек – «двоякое сущест­во» 932 , он состоит из двух различных и противополож­ных элементов, тела и души 933 , или духа и плоти 934 . Душа человека является образом Божиим, тогда как телом человек «смешан с перстью» видимого мира 935 . Григорий относится к телу двойственно: оно – друг и враг, друг как товарищ души, враг как препятствие в аскетическом подвиге 936 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

е. словом одного корня с « βπτζω». Но глагол « βαπτζω» или » βπτω», по его употреблению. всегда означает, – погружаю – tingo, immergo, submergo. С таким значением он употребляется еще у Гомера 927 такое значение придают ему и древние отцы и учители церкви, как напр. Иероним 928 Тертуллиан 929 и др. В Ветхом Завете, как « βπτω» так и » βαπτζω» есть перевод еврейских глаголов, однозначащих с латинскими – «fingo», «immergo» 930 , «submergo» 931 , которые выражают понятие погружения во что-либо. Это значение еврейских глаголов сохранилось в славянском переводе, когда говорится, например: «и сниде Нееман и погрузися ( βαπτσατο) во Иордане трижды». С таким же смыслом « βαπτζω», а также » βπτω» употребляется и в новозаветных книгах, где по вычислению ученых, « βαπτζω», употребляется около 30 раз, а « βπτω» – 3 раза 932 . С таковым значением рассматриваемого нами слова в его употреблении в Ветхом и Новом Завете соглашаются и западные ученые 933 Понятно, то-же самое значение имеет это слово и в заповеди Иисуса Христа о совершении крещения. Отсюда, конечно, и слово «крещение» – « βαπτισμος» или » βπτισμα» – буквально значить погружение. Так, действительно, оно и понимается в свидетельствах древней, церкви, как например, в Апостольских Правилах 934  и др. 935 . Если же, скажем теперь, – « βαπτισμος» – «крещение» – значить погружение, а Господь давая заповедь о крещении, понятие о последнем выразил словом однозначущим – « βαπτζω», – и апостолы говоря о крещении, обозначают его именно этим словом то отсюда, прямое заключение, что в век апостолов, крещение совершалось именно чрез погружение. Фанты совершения крещения, рассказываемые в апостольских писаниях, также говорят за эту форму совершения. Писатель книги Деяний, повествуя, например, о крещении евнуха апостолом Филиппом, говорить: «и снидоста оба на воду, Филипп же и каженик: и крести его. Егда же изыдоста от воды, Дух Святый нападе на каженика». Здесь говорится, что Филипп и каженик сошли в воду (« κατβησαν ες τ δωρ»), один для совершения, другой для принятия крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Затем Л. С. удалился на гору Олимп в мон-рь св. Захарии. Там в течение 3 лет (926-929) он исполнял послушание келаря, храня полное молчание в подражание прав. Захарии, отцу св. Иоанна Предтечи. Святой положил себе в рот большой камень и в случае необходимости писал на доске. Ночи Л. С. проводил в непрестанной молитве, забираясь на дерево за монастырскими воротами. Когда об этом стало известно, он, желая избежать человеческой славы, покинул мон-рь. 2 года Л. С. пас свиней в окрестностях г. Котией (ныне Кютахья), а затем вернулся на родину. Там он вырыл в горе пещеру и подвизался в ней 2,5 года, терпя нападения демонов. После этого Л. С. начал подвиг столпничества. Рядом с часовней вмч. Димитрия Солунского находился столп высотой 12 локтей. На нем святой провел 3 года, а затем небесный глас велел ему продолжить подвиг столпничества в др. месте - пригороде К-поля недалеко от Халкидона у гавани Евтропия. Он взял благословение у местного архиерея и 11 дек. 935 г. поднялся на новый столп. На его вершине Л. С. терпел летний зной и зимнюю стужу, дождь и ветер, а также пережил множество искушений, в т. ч. страхования, нападения разбойников и досаждения осиного роя. Л. С. получил от Господа дар исцеления и прозорливости. К его столпу приходили люди, страдавшие от недугов, а также желавшие исповедоваться и получить отпущение грехов. Значительную часть Жития занимают чудеса святого: многочисленные исцеления (в т. ч. церковных и гос. деятелей: патриарха Феофилакта (933-956), магистра Василия Петина, кандидата Флора и др.), чудесный улов рыбы местными рыбаками, оправдание 3 заключенных в темницу мужей. Л. С. провел на столпе более 40 лет. Он был похоронен в к-польском мон-ре св. Вассиана, в восстановлении к-рого оказал значительную помощь благодаря своему другу патриарху Феофилакту. Ист.: BHG, N 2239; SynCP. Col. 299-303; Delehaye H. Les saints stylites. Brux., 1923. P. LXXXVI-CV, 195-237; Κοτταδκης Α. Βος τν σων Αλυπου κα Λουκ στυλιτν. Αθναι, 1975. Σ. 53-142. Лит.: Janin R. Luca lo Stylita//BiblSS. Vol. 8. Col. 225-226; Kazhdan A., ev enko N. P. Loukas the Stylite//ODB. Vol. 2. P. 1253-1254; DOHD. 1998. P. Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2005. Τ. 4: Δεκμβριος. Σ. 116-118.

http://pravenc.ru/text/2110823.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010