Изречения святых в св. книгах суть изображения душ их 967 . То же самое говорит Златоуст и о новозаветных писателях, например, ап. Павле. „Мы имеем от ап. Павла святые послания, которые в точности изображают нам черты этой блаженной души” 968 . Легко заметить, что точка зрения Златоуста на взаимоотношение свойств св. книг к их составителям существенно отлична от механического понимания богодухновенности. Но у Златоуста отмечаются и личные свойства св. писателей, характеризующие их индивидуальность. Моисей, например, отличается краткостью и сжатостью рассказа 969 . Исаия – это самый громогласный из пророков 970 . Великая смелость, свобода речи, нераболепный образ мыслей, высокий ум и большая ясность пророчества, – таковы свойства пророчества Исаии 971 . Различие в способе писания, происходившее от влияния субъективных особенностей составителей, замечается и между четырьмя евангелистами. Четыре евангелиста, хотя и писали по вдохновению одного Духа Святого, но писали, однако, обо всём не одинаково 972 . В мелочах между ними обнаруживается разногласие. Кое-что они писали различно касательно места и времени евангельских событий 973 . Очевидно, у четырёх лиц на одни и те же события были различные точки зрения. По прекрасному выражению Златоуста, евангелисты сказали о многом сообща, но каждый из них выбирал и нечто особое 974 . Три первые евангелиста являются историками главным образом земной жизни или человечества Христа 975 . Напротив, сын грома, четвёртый евангелист, соответственно свойствам своего возвышенного духа, беседует о небесных догматах более, нежели о чём-либо другом 976 . Первоверховный в лике апостолов, уста апостолов, столп Церкви, ап. Пётр – везде пламенный и исполнен дерзновения 977 . Между тем как апостол языков разливается как река, ап. Пётр любит краткость 978 . В свою очередь эти субъективные свойства первоверховных апостолов оказали влияние на стиль второго и третьего евангелиста. Если евангелист Матфей выделяется своей точностью, то ученик Петра Марк наблюдает краткость; Лука, напротив, пишет полнее, подражая ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Следует отметить, что род Курцовых был связан с Великим Новгородом, там они были дьяками, имели поместья 966 . Новгородская летопись говорит о смене архиереев на Новгородской кафедре: «Лета 7050 девятаго свел князь Великии со владычества владыку Феодосия, на зиме пред Рожеством Христовым, и в Осифов съехал с Москвы, в свое постриженье, на весне, по Вознесеньеве дни, а жыл на Новегороде; а на его место прислал князь Великий Владыкою Серапиона, игумена Сергиева манастыря; приехал в Новгород месяца августа в 23 день, на паметь святаго мученика Луппа» 967 . Никоновская же летопись точно называет дату архиерейской хиротонии – 14 июня 1551 года «в неделю третию Петрова поста, поставлен Макарием Митрополитом всея Русии архиепископ в Великий Новъград, и Псков Серапион Курцов, игумен Троицкий Сергиева монастыря» 968 . Спустя 4 дня после хиротонии Новгородского архиепископа был поставлен «епископ в Суздаль Афонасий, бывый игумен Кирилова монастыря» 969 , в хиротонии которого, несомненно, участвовал Новгородский иерарх. Какое-то время после архиерейской хиротонии Новгородский владыка находился в Москве, где решались некоторые вопросы Новгородской епархии. 26 июня 1551 года Митрополит Макарий по «жалобницам» новгородских священников соборне приговорил о порядке предоставления подвод Новгородскому архиепископу, о пошлинах ему и о чреде служения городского духовенства в Софийском соборе Великого Новгорода, о чем дал грамоту от того же числа владыке Серапиону 970 . 15 июля 1551 года «по приказу» царя и по челобитью новгородских священников был принят соборный приговор о просфорных пошлинах Митрополитом Макарием «со архиепископом Новгородским Серапионом и со архиепископом Ростовским с Никандром, и с епископом Резанским Касьяном, да с епископом Суздалским Афонасьем, да с епископом Тверским Акакием, да с епископом Сарским Савою, да с епископом Коломенским Феодосием, да с епископом Вологодским Кипреяном» 971 . Участники данного приговора, кроме Суздальского владыки, были и участниками архиерейской хиротонии архиепископа Серапиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Возникшую ситуацию Цимисхий использовал с максимальной для себя выгодой. Он призвал патриарха на судебное разбирательство, прекрасно понимая, чем все завершится. Надо было хорошо знать Василия Скамандира, чтобы уверенно предположить ответ патриарха, – не задумываясь, тот категорично отказался признать над собой суд царя. Патриарх заочно заявил василевсу, что судить его может только Вселенский Собор. Конечно, это была лишь «игра воображения» – никакого канона или канонического обычая на этот счет Кафолическая Церковь не знала и не знает. Воспользовавшись столь очевидной для всех, кроме Скамандира, ошибкой, император без долгих слов лишил его кафедры и сослал в монастырь, где ранее Василий подвязался в монашеской жизни. А на освободившееся место поставил Антония III Студита (974–979) – монаха Студийского монастыря 529 . После этой «тихой» победы над папистской партией, потребовавшей многих лет тонких маневров со стороны Цимисхия, положение царя в Церкви многократно укрепилось. Однако оставались еще и общегосударственные проблемы, требующие принятия немедленных решений. Уже несколько лет свирепствовал неурожай, и цены на хлеб в столице достигли астрономических цифр. Цимисхий не стал повторять ошибок св. Никифора и решительно пресек спекуляции зерном – ситуация понемногу нормализовалась. Но это были дела мирные; еще оставались военные проблемы. Со всех сторон поступали тревожные сообщения о вражеских нашествиях. Арабы горели желанием взять реванш за потерю Сирии, а рядом появился еще более грозный враг. Им был росский князь Святослав, сын святой и равноапостольной княгини Ольги. Наконец, вследствие неудачных переговоров св. Никифора Фоки с императором Оттоном I Великим очень нестабильными оставались отношения с Западом. По счастью для Римской империи, Цимисхий являлся трезвым и могучим прагматиком, который никогда специально не умножал ряды врагов, но и не прощал тех, кто осмелился угрожать порученному ему Богом народу. Арабские атаки были нейтрализованы на удивление быстро и успешно. Император поставил во главе войск Месопотамской фемы патрикия Николая, преданного ему евнуха, который в считанные недели сумел отбить нападение сарацин на Антиохию 530 . Затем, отставив в сторону гордыню, Цимисхий примирился с Западом. По его приказу герцога Беневента Пандульфа освободили из тюрьмы и направили к Оттону I для переговоров о браке его сына Оттона II с Феофано, дочерью императора Романа II. Единственным условием брака со стороны Цимисхия было немедленное освобождение германцами Апулии и Калабрии. В конце лета 970 г. Пандульф прибыл к городу Бовино, где со своим войском стоял Оттон Великий, и пересказал предложение Цимисхия. Западный император тут же дал свое согласие и снял осаду 531 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, о монахе Василии Скамандрине Лев Диакон рассказывает, что он 13 февраля 970 г. в неделю Православия принял хризму архиерейства и «объявляется Вселенским патриархом ( και οικουμενικς πατριρχης ανακηρττεται) " 608 . Несомненно, под этим объявлением, совершенным в день хиротонии и вслед за нею, нужно разуметь именно интронизацию, состоявшую в торжественном провозглашении Вселенским патриархом вновь хиротонисанного иерарха и в посаждении его на престол в присутствии находившихся в храме царя, сановников, архиереев, клириков и многочисленного народа. Интронизация и патриархов Алексия и Михаила Кируллария состоялась в дни их хиротонии, причем император Василий Болгаробойца, лежавший на смертном одре и не имевший возможности присутствовать на интронизации первого патриарха (15 декабря 1025 г.), отправил на торжество в качестве своего представителя первого министра протонотария Иоанна, 609 а интронизация Кируллария была совершена в день Благовещения 25 марта 1043 г. 610 О патриархе Германе III, избранном на вселенский престол в звании Адрианопольского митрополита, Пахимер сообщает, что в день придворного обряда провозглашения он, «совершив вместе с архиереями литургию, воссел на священном троне ( τω ερω φινζει θρνω) и предстоятельствовал среди прочих иерархов» 611 . Как именно происходила интронизация византийских патриархов и какое значение она имела, обстоятельно сообщается Симеоном Солунским . В воскресный день в присутствии царей, архонтов и почти всего народа патриархом при участии всех архиереев, клира и священников города торжественно совершалась литургия в храме Св. Софии. Необходимо, поясняет Симеон, чтобы все присутствовали во время интронизации своего пастыря и увидели его на кафедре, как самого Господа нашего Иисуса Христа, Сына Бога живого, получили от него благословение главным образом тогда – в самом начале ( καταρχς) его служения, приняли от него мир со святейшего трона и его же со своей стороны провозгласили ему. Ведь это есть мир Спасителя нашего, превосходящий всякий ум, наследие наше, приятное приветствие, вечное чаяние, дабы нам быть едино с Ним и с Отцом Его и Духом, как Он молился.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

960 Имеется в виду Пипин Геристальский, майордом королевства франков в 681 -714 гг. 961 Староста-в оригинале uilicus (староста или управитель деревни). Satrapa- правитель провинции (сатрапии) в Персидском царстве и эллинистических государствах. Беда называет так герцога или правителя области, аналогичного англосаксонскому элдормену. 962 До конца VIII в. саксы были разделены на племена; их первым общим герцогом стал Видукинд около 785 г. 963 Имеется в виду походный алтарь на доске. Такой же принадлежал св. Кутберту и до сих пор хранится в соборе Дарэма. 964 3 октября 694 г. 965 О нем ничего не известно. 966 Имеется в виду Кёльн, носивший в римское время имя Colonia Agrippina. Видимо, останки братьев находились в храме на месте нынешнего Кёльнского собора. В 1074 г. архиепископ Ханно II велел перенести их в церковь св. Куниберта, но она так и не была достроена, и останки исчезли. 967 Свитберт или Свиктберт был посвящен Вилфридом в 693 г., когда тот находился в Мерсии после своего изгнания из Нортумбрии в 691 г. Эдди в своем житии не упоминает о посвящении Свитберта. 968 Боруктуары или бруктеры около 695 г. были разбиты саксами и прекратили существование в качестве самостоятельного племени. Их имя сохранилось в названии местности Борахтра. 969 Блитрида (правильнее Плектруда) была супругой Пипина Геристальского. После его смерти она попыталась захватить власть, но была побеждена своим пасынком Карлом Мартеллом и заточена в монастырь. 970 В оригинале In Litore (У берега). Это город Кайзерверт к северу от Дюссельдорфа. Мощи св. Свитберта до сих пор хранятся там в церкви, построенной в XIII в. Город стоял на острове до того же столетия, а после был соединен с берегом дамбой. 971 В календаре самого Виллиброрда обозначен 695 г. Посвящение совершилось накануне дня св. Цецилии (21 ноября), который в 695 г. выпадал на воскресенье-наиболее подходящий день для посвящения епископов. Папа дал Виллиброрду имя Климент, поскольку 23 ноября отмечалась память этого святого. 972 Ныне город Утрехт в Нидерландах. Вилты-племя в составе фризского союза. Происхождение названия Traiectum неизвестно.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

Святой Пахомий, последовавший апостольским путем вслед за Антонием, собрал вокруг себя притяжением действующего в нем Духа тысячи монахов и устроил первые общежительные монастыри, которым передал несколько более пространные правила. В своем окончательном виде они достигают числа ста девяносто четырех. «И так, согласно житию, он установил им образец безупречный и составил душеполезные предания от Божественных Писаний». Они начинаются так: «Устав отца нашего Пахомия, человека Божия, который основал общежитие монахов по повелению Божиему». Этот устав был составлен на основании первого опыта общежительного монастыря, по Божиему повелению и воплощал заповеди Священного Писания . Вероятно, поэтому и существует предание о получении Пахомием правил от ангела на медной пластинке. Правила Пахомия имели законодательный, но вместе с тем и духовный характер. Василий Великий произвел дальнейшую систематизацию монашеских канонов и в своих «Пространных и Кратких монашеских правилах» дал им более философский, духовный и выразительный характер. С тех пор все составители уставов ориентировались главным образом на правила Василия Великого . Особенно часто уставы составлялись ктиторами монастырей – так называемые «ктиторские уставы», или «завещания». Приведем несколько примеров: «Устав, и предание, и закон лавры святого Саввы» (написан в начале VI века; дошедшая до наших дней редакция устава датируется XI веком); «Завещание преподобного Феодора Студита » († 826); «Канонические начертания общежития восточных монахов» аввы Кассиана (420–424); «Устав преподобного Венедикта» (535 г.); «Типик преподобного Афанасия Афонского » († 1004), датируется 970 г.; «Изложение и начертание жизни монахов в монастыре Пресвятой Богородицы Евергетиссы, написанное Тимофеем, вторым ктитором» (датируется ок. 1065 г.); «Завещание Михаила Атталиата» (1077 г.); «Завещание преподобного Христодула на острове Патмос»(1091 г.); «Тайное завещание» его же (1093 г.); «Устав монастыря Пресвятой Богородицы Кехаритомени, написанный госпожой Ириной Дукеной» (время создания предположительно определяется немногим ранее 1118 г.);

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Раскрыты также 2 храмовых сооружения в форме тетраконха. Первый был выстроен, вероятно, в V в. Он расположен на вост. окраине города, за пределами стен. Снаружи стены здания образовывали форму ротонды, однако внутреннее помещение выглядело в плане как октагон с 4 апсидами по всем сторонам (его размеры 15 ´ 15 м). Вторая постройка, диаметром 9 м, находилась в центральной части города. Она была богато украшена; стены в интерьере облицованы мрамором. Возможно, здесь находился баптистерий еще не раскрытого храма. План здания «С» с апсидой Расположено к юго-западу от нимфея Каракаллы в центре города, на небольшом холме; в основном напоминает христ. базилику, но обладает рядом необычных черт. Главная большая апсида здания ориентирована на северо-запад. Внешние стены, сложенные из известняка и мрамора, образуют прямоугольное в плане сооружение (16,6×19,5 м). Однако внутри в прямоугольник вписано сложное помещение. Помимо главной апсиды его образуют 8 боковых ниш, расположенных в 2 ряда по боковым стенам. В каждом ряду 1-я и 4-я ниши имеют квадратную, а 2-я и 3-я - полукруглую форму. С юго-востока в помещение вели 3 входа; боковых дверей у здания не было. По найденным деталям декора предполагают, что здание было построено в эпоху династии Северов (1-я треть III в.) и, вероятно, использовалось как храм имп. культа (калиба). Позднее оно было переосвящено в христ. церковь; при этом ориентация здания не менялась. Храм был заброшен после землетрясения 494 г. Известные архиереи Л. Ап. Архипп (сер. I в.), ап. Нимфан (сер. I в.), свт. Сагарис (ум. ок. 166), Сисиний (?; нач. IV в.), Евгений (нач. IV в.), Нунехий (325), Аристоник (431), Нунехий (до 449 - после 458), Иоанн I (553), неизвестный (VII в.), Тиверий (681), Евстафий (787), неизвестный (816), Симеон Новопатрский (низложен в 861), Феодор (с 861), Никон (?; после 858-867, 877-886), Сисиний (870), Павел (879), Симеон (879), Иоанн II (кон. IX в.), Епифаний (905-906), Константин (до 912 - после 925), Анастасий (до 970 - после 1010), Симеон (X-XI вв.), неизвестный (1019), неизвестный (до 1043 - после 1058), Василий (1071), Михаил (1071 - после 1094), Василий (до 1144 - после 1157), неизвестный (1186), Феодор (1228), неизвестный (1343-1344), неизвестный (до 1364 - после 1370), Феофилакт (1450), Матфей (1591), Косма Ватопедин (1710).

http://pravenc.ru/text/2463113.html

Итого в м. Полонном находится всего 9 церквей, из коих 6 приходских самостоятельных, 1 приписная и 2 кладбищенских. 255. с. Великая Новоселица-Полонская 206 (при рч. Хоморе) волости Полонской, от Житомира 120 вер., от Новоград-Волынска 58 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Полонное 7 вер., от ближ. почт. ст. Полонное 3 вер., от ближ. приход. м. Полонного 3 вер. и с. Котелянки – 7 вёрст. Приход 5-го кл. Церковь во имя Рождества Иисуса Христа. Построена в 1716 г. Весьма ветха и невместительна. Деревянная, с такою же колокольнею. В 1884 году 16 августа заложена новая деревянная церковь . Копии метрич. книг и испов. ведомости хранятся c 1796 года; опись церк. имущества составлена в 1870 г. Проводы бывают на Фоминой неделе. Земли: усад. 5 дес. 200 саж., пахот. 33 дес. 950 саж., сенок. 10 дес. 670 саж. и неудобной 9 дес. 1,444 сажени, в том числе нестроевого лесу 4 дес. 450 саж.; от церкви в 7 вёрстах. На эти земли имеется документ от владельческого правления, данный за подписом уполномоченного по имению княгини Гагариной Треймута в 1868 г. 22 ноября и утверждённый епархиальным начальством. Церкви принадлежит усыпальница, устроенная на местном кладбище для отправления панихид. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 p., псаломщ. – 50 p., поном. – 38 p. и просфорня – 16 руб. Священник и пономарь живут в собственных домах, а псаломщик и церк. сторож в церковных домах. Хоз. постройки для причта имеются. Однокл. нар. училище МНП сущ. с 1875 г., с жалов. учителю 300 руб. и законоучителю 90 руб., при пособии от казны в 120 руб. в год. Церковно-приходское попечительство существует с 1833 г., при 6 членах без дохода. Крупная землевладелица – кн. Елисавета Адамовна Гагарина. Дворов – 240, прихожан – 1,970 д. об. п.; рим-кат. 840 д. об. п., евреев 40 д. об. п. Свящ. – Феодот Виктор. Радкевич (с 1860 г.), псаломщ. – Василий Феодор. Кондратович (с 1863 г.) и поном. – Иосиф Александр. Тоцкий (с 1848 г.). 256. с. Привитов 207 (при рч. Чепалевке) волости Гордиевской, от Житомира 80 вер., от Новоград-Волынска 65 вер., от ближ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

4) Св. Апостолы иногда крестили целые семейства, например, дом Лидии ( Деян. 16, 14. 15 ), дом Стефанинов ( 1Кор. 1, 16 ), и весь дом некоего стража ( Деян. 16, 30–39 ). Но никто не может утверждать, чтобы в этих семействах были одни только взрослые, и вовсе не было детей, младенцев, ни того, чтобы дети, ежели были, оставлены были без крещения. Св. Отцы и учители Церкви оставили несомненные свидетельства, что Крещение всегда было и должно быть совершаемо и над младенцами, а некоторые даже прямо называли это преданием апостольским. Вот как, например, говорят: Св. Ириней: «(Христос) пришел спасти чрез Себя всех, – всех, разумею тех, которые возрождаются чрез Него для Бога: младенцев, и детей, и отроков, и юношей, и старцев» 966 . Ориген: « Церковь приняла предание от Апостолов преподавать крещение и младенцем» 967 , «Младенцы крещаются во оставление грехов… Так как чрез таинство Крещения очищаются скверны рождения: то крещаются и младенцы» 968 . Св. Киприан: «Если и великим грешникам, которые прежде много грешили против Бога, когда они уверуют, даруется отпущение грехов, и никому не возбраняется Крещение и благодать; тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, произшедши от плоти Адама, восприял (contraxit) заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпущаются не собственные, а чужие грехи. И потому, возлюбленный брат, на Соборе нашем состоялось такое определение: от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного, никого нам не должно устранять, – что надобно держать и соблюдать как по отношению ко всем, так особенно, полагаем, по отношению к новорожденным младенцем, которые заслуживают преимущественное наше участие и милосердие Божие» 969 . Св. Григорий Богослов : «У тебя есть младенец? – Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога» 970 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

[В Шестодневе Ио. Екзарха 1263г.,– Описание Синодальных рукописей стр. 22 начало: «Гривну цетаву (из монет) на выи носеща».– Греческое изображение гривны см. у Несселя, I, р. 99–101 (Иосиф в гривне, возложенной на него Фараоном).] 966 В настоящую минуту мы не имеем под руками текста «Древностей Российского государства» и не знаем, что там писано; из статей, писанных по поводу Черниговской гривны в своё время и вообще давно, мы имеем под руками: две статьи и заметку Каченовского в Вестнике Европы 1822г. 967 Сказание о Медузе, подобно тому, как и о наибольшей части личностей греческой мифологии, многообразны и разнообразны. Кто хочет обстоятельно с ними познакомиться, тот должен обращаться к специальным руководствам по мифологии. 968 См. статью г. Л. Стефани: «Аполлон Боэдромиос», помещённую в Записках Академии Наук, т. III, книга 2, стр. 41 sqq. 969 См. в Журнале Министерства Народного Просвещения 1836г., ч. 9, статью о гривне профессора Крузе, стр. 336. 970 Оба эти снимка напечатаны ранее в Журнале Министерства Народного Просвещения за 1836г. в 9 части, а один из двух в том же журнале за тот же год в 10 части. 971 Святой Никита, не знаем – какой, ибо их в святцах несколько, на обеих иконках изображён держащим за волосы и поражающим посредством вервия бегущего от него беса (можно было бы подумать на Никиту, епископа Новгородского; но, во-первых, он канонизован только во второй половине XVI в.; во-вторых, как ясно видно на одной иконке, он не в святительской одежде). 972 Помимо самых филактериев и иконок в Древностях см. их в Журнале Министерства Народного Просвещения 1836г. книга 9, стр. 343. 973 Другие вероятные чтения см. в Журнале Министерства Народного Просвещения ibid. стр. 344 и 362 (также у Афанасьева в Поэтических воззрениях, II, 565). 974 Часть приложений, относящаяся к Студийскому уставу, будет напечатана вместе с приложениями следующей главы. 976 νισταμνων δ τν ερων, Т. е. священники, выйдя на вход, сидели где-то и на чём-то (в стасидиях?). 977 По-гречески κτενς δησις, собственно: напряжённое, усиленное моление (в нашем служебнике молитва, читаемая священником во время сугубой ектеньи, называется молитвой «прилежного моленья»). 981 В Солунской ли только Софии находилась икона архангела на указанном месте, или она должна была находиться на нём в каждом храме, у Симеона не ясно. 985 Эта стихира и две предшествующие в печатной Минее – на великой вечерне на стиховне стихиры 1-я, 2-я и 3-я. 986 Эта стихира и предшествующая в печатной Минее – двй первые (вторые) стихиры на Господи воззвах. 988 В месячном Стихираре XII века, находящемся в библиотеке Академии Наук, помещено 11 стихир святым Борису и Глебу. Из них две первые суть наши две первые на стиховне (

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010