X. 218), составленного современником и отчасти очевидцем (Lamb. comment. Т. VIII. 660).» Св. Димитрий, М. ростовский, стр. 149. Еще Иоанн Дамаскин в 3 слове об иконах ссылается на житие св. Даниила, по свидетельству Барония и Ассемани (Marmyrol. Rom. 11 december. Calend. un. eccl. V. 462.) Феодор чтец говорит о св. Данииле, что он, пришедши из монастыря Симеонова, восшел на столп в Анапле, что он восстал против царя Василиска, отвергнувшего указом халкидонский собор (Русск. перев. стр. 510. 514. 515). Печатный греч. текст Метафрастова жития в полном Курсе Патрологии Мина (Т. 116. 970), В нем селение, в котором родился преподобный называется Марафа, а не Вифара. Монастырь во имя святого был, по Дю-Канжу, в Царьграде при Гормизде папе (514–523) г. Дю-Канж IV, 157). В 1200 г. паломник Антоний видел мощи его: «св. Даниил столпник на горе в теле лежит». стр. 177. Пр. Лука , по проложному сказанию (см. Никодима), воевал с болгарами при царях греческих Романе 1 (917–944) и Константине (912–959) и после того более 60 лет подвизался в монашестве. С греками же воевал и едва не сокрушил греческую империю болгарский царь Симеон, умерший в 927 г. (896– 937); после него был с греками мир; следовательно кончина пр. Луки была в 970–980 годах. Житие его: καλς τ πντα неизвестного автора на греч. и латин. языках у Комбефизия (Аист. nov. 970). Муч. Миранс . Амара сарацинский, замучивший его, может быть, есть Амвру, посланный Омаром в 639 году для завоевания Египта и взявший Александрию в декабре 641 года впрочем Амирою называется и начальник Египта, замучивший пр. Стефана в X в. (17 дек.). Амира тоже, что Емир – начальник области. Город Тенестрия, у Никодима Тенеси, есть Теннес на север от Таниса, приморский, на пути из Аравии в Александрию (См. Wiltsch, I. 183); след. конину мученика надобно полагать не ранее 640 г. Глава его, положенная верными в раку, источала исцеления. 12 Св. Спиридон тримифунтский . Жизнь его, Метафрастом написанная ( Μγιςον), составлена, без сомнения, на основании древних источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ряд источников (например, «Сказание инока Христодула о чудесах великомученика Георгия», начало X века) сообщают о большом числе странствующих иноков, не принадлежавших к братии определенной обители. Учреждение Болгарского Патриаршества В 919 году, после побед, одержанных над греками, князь Симеон провозгласил себя «царем болгар и ромеев»; царский титул его сына и преемника Петра (927–970) был официально признан Византией. В этот период БПЦ получила статус Патриархии. Относительно точной даты этого события имеются различные мнения. Согласно представлениям того времени, статус Церкви должен был соответствовать статусу государства, а ранг церковного главы — титулу светского владыки («нет царства без Патриарха»). Исходя из этого, было высказано предположение, что Симеон утвердил Патриаршество в Болгарии на Преславском Соборе 919 года. Этому противоречит факт переговоров, которые Симеон вел в 926 году с Римским папой Иоанном X о возведении болгарского архиепископа в сан Патриарха. Традиционно считают, что Патриарший титул предстоятеля БПЦ был официально признан Константинополем в начале октября 927 года, когда между Болгарией и Византией был заключен мирный договор, скрепленный династическим союзом 2 держав и признанием Петра, сына Симеона, царем болгар. Существует, однако, ряд серьезных аргументов, которые свидетельствуют о признании патриаршего достоинства БПЦ не в момент воцарения Петра (927), а в последующие годы его правления. 2-й сигиллий императора Василия II Болгаробойцы, данный Охридской Архиепископии (1020), говоря о территории и юридических правах БПЦ времен царя Петра, именует ее Архиепископией. «Тактикон Бенешевича», описывает церемониальную практику византийской империи двора около 934–944 гг., ставит «Архиепископа Болгарии» на 16-е место, после синкеллов Римского, Константинопольского и восточных Патриархов. Такое же указание содержится в трактате императора Константина VII Багрянородного (913–959) «О церемониях». В «Списке архиепископов Болгарии», так называемый список Дюканжа, составленный в середине XII века и дошедший в рукописи XIII в., сообщается, что по приказу императора Романа I Лакапина (919–944) императорский синклит провозгласил Дамиана Патриархом Болгарии, а БПЦ признана автокефальной. Предположительно этот статус БПЦ получила в период, когда Патриарший престол в Константинополе занимал Феофилакт (933–956), сын императора Романа Лакапина. Именно с Феофилактом, своим свойственником, царь Петр поддерживал тесные связи и обращался к нему за советом и разъяснением относительно ереси богомильства — религиозно-социального движения, получившего распространение в Болгарии с середины XI века.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Множество манихеев и павликиан было поселено Цимисхием вокруг Филиппополя; в этом он подражал примеру столь славного Константина V. Уже по своей национальности он не мог относиться к этим общинам с мрачным фанатизмом православных ревнителей; кроме того, он мог совершенно правильно рассчитывать, что их храбрые дружины будут бесконечно нужнее для защиты границ Балканского полуострова, чем в Азии, где все эти Хамданиды, Буиды, Саффариды и т.п. бились за остатки обессиленного халифата, и откуда не грозило никакой серьёзной опасности. Эти фракийские павликиане оказали влияние своим более чистым и проникновенным христианством на недавно крещёных славян. При царе Петре (927–968 гг.) Богомил или Иеремия распространил это учение среди своих соотечественников; успешная пропаганда его между болгарами и греками является печальным доказательством незначительной притягательной силы, какую имела в эти времена на умы православная церковь . Более чем когда византийская империя нуждалась, чтобы во главе её стоял опытный воин. Страшный Святослав, покорив к концу правления Никифора Болгарское царство, обратился на Фракию. В 970 году он перешёл Балканы, взял штурмом Филиппополь, сопровождая это бесчеловечными ужасами. После напрасных предложений платить ежегодную дань, Цимисхий поспешил на театр военных действий. В 970 году произошла нерешительная битва при Адрианополе. Весной 971 года император перешёл незанятые беззаботными варварами балканские проходы и появился перед Великой Преславой. Несмотря на мужественное сопротивление славян, греки взяли и сожгли город и кремль; пленённый царь Борис II был освобождён и осыпан Цимисхием почестями. Только при помощи террора Святослав мог держаться в Доростоле (Силистрии); болгары массами перебегали к императору-освободителю. Упорная битва у ворот города была решена византийской конницей не в пользу руссов. После трёхмесячной осады, которую со стороны реки поддерживал византийский флот, и после последней отчаянной вылазки 22 июля 971 года, гордый русс принуждён был капитулировать на условии свободного отступления. Сообразно желанию приднепровского варвара, Цимисхий согласился на свидание с ним на одном из дунайских островов. Вслед за тем флотилия пиратов отплыла к берегам Чёрного моря. Весной 972 года Святослав пал в битве с печенегами, и князь их Кур сделал из его черепа себе кубок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

как перенесение Нерукотворного образа из Эдессы в Константинополь в 944 г. (память 16 августа). Это заставляет думать, что оригинал Остромирова Евангелия возник ранее этого события; по наблюдениям исследователей, последний праздник, отраженный в нем, датируется 850 г.[ 11 ] Кроме того, правление царя Самуила, прошедшее в постоянных и большей частью малоуспешных войнах с Византией, не было подходящим временем для копирования литургической традиции, которой держались император и патриарх. Это же можно сказать об эпохе длительного правления царя Петра (927-970), которая завершилась полным разгромом столицы Преслава-Плиски, в чем совместно участвовали Византия и Русь, последняя во главе с князем Святославом. И лишь один краткий момент за столетие болгарской истории мог быть временем копирования устава Св. Софии. В 913 г. князь Симеон, долгое и счастливое правление которого (893-927) называют золотым веком болгарской письменности, осадил Царьград, и под давлением военной угрозы патриарх Николай увенчал князя царской короной в храме св. Софии; во главе болгарской церкви становится патриарх. Именно это церковно-политическое достижение должно было привести к мысли о воспроизведении богослужения Св. Софии с его малейшими деталями вплоть до декламационной разметки. Большая царская библиотека в Преславе не оставила заметных следов в болгарской письменности после ее возрождения в XII в., зато на Руси ее наследием являются восточнославянские рукописи XI-XII вв. с портретами болгарских царей - Симеона в составе Изборника 1073 г. (ГИМ, Син. 31-д) и Слова Ипполита Римского об антихристе (ГИМ, Чуд. 12), Бориса в составе Учительного Евангелия Константина Болгарского (ГИМ, Син. 262). Приходится думать, что библиотека в полном своем составе была перевезена в Киев, где и погибла в 1240 г. К этому же собранию книг восходят предки большинства известных на Руси библейских и богословских сочинений[ 12 ] . В нем находился и оригинал Остромирова Евангелия, изготовленный, как мы думаем, для царя Симеона.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/14...

905 Член Оксфордск. унив. см. кн. «Воспомин. о Леонид». Харьк. 1877 г. стр. 49 и «Хроники» преосв. Саввы, т. II, по указателю. 909 Скончался 4 июня 1885 года. Сведения об этих лицах и особенно об учено-литературной деятельности некоторых из них можно находить в Истории Моск. Дух. академии до ее преобразования (1814–1870 г.), С.К. Смирнова. М. 1879 г. 911 С 1867 г. – еп. Томск. с 1868 г. – Екатериносл. с 1871 г. – агент. Синод Моск. Конт. Сконч. 26 февр. 1880 г. 912 Иустин Михайлов, уже известный из прежнего, с 1863 г. увезен на покой в Боголюб. монаст. Сконч. 17 марта 1879 г. 925 Избраны были академией из окончивших курс – магистрант Капустин (и поступивший в академию из Пермской семинарии) и кандидаты: Александр Ряжский и Павел (в монашестве Стефан) Малиновский. 927 Подробности этого дела см. в Собрании мнений и отзывов патр. Моск. Филарета т. V, стр. 364–373 Москва, 1887 г. 932 Архим. Мефодия Семова, магистра Киев. академии выпуска 1835 г. и с того же года бакалавра ее. 940 Иеромонах Геронтий, раньше упомянутый уже, человек опытный, как давно служивший в академии экономом (с 1838 по день кончины в 1867 году). 947 Об Арбеневе уже известно из вышесказанного Всеволод Александрович Смирнов, кандидат Москов д. академии выпуска 1860 года и зять протоиерея нашей православной церкви в Вене Мих. Феодор Раевского († 1884), желал полечить степень магистра, о чем ходатайствовал за него и тесть. 964 Отзыв об этой книге профессора академии В.Д. Кудрявцева, см. в Душеп. Чт. 1895 г. сент., стр. 44. 966 Впослед. патр. Александр. В Москве с 1858 для сбора благотворит приношений, с 1866 г. на место патриар. Иакова († 1865) избр. патриархом † 2 января 1870 г. 968 Шер, Дим. Андр., резчик из слоновой кости († 1872), но знавший хорошо и зодчество, и архитектуру. 970 В монашестве Амвросий, с 1877 г. 17 дек. – еп. Можайский, с 6 апр. 1878 г. – Дмитров., с 22 сент. 1882 г. – Харьков., с 20 март. 1886 г. – архиепископ. 971 Павел Сергеевич, ныне действит. статский советник. родной брат покойной жены А.Ф. Ключарева. Евдокии Сергеевны.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Lewy. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929. 918 См. Brock. Note 3 to II/10,35. 919 Ср. Пс. 103:15. 920 II/35,1—6. 921 II/18,2. 922 Пс. 41:3. 923 I/70 (355)=B16 (131). 924 I/87 (415)=B47 (337—338). 925 I/51 (229—230)=B78 (543). 926 II/1,50. 927 I/58 (317)=B6 (95). 928 Главы о знании I,33. 929 Подробнее об этом мы говорили в другом месте. См. Игумен Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Изд. второе. СПб., 2001. С. 404—412. 930 На молитве. 931 Т. е. во втором случае. 932 1 Кор. 14:19. 933 Главы о знании I,55. 934 В рус. тексте: «Источается ли непрестанно из сердца некая сладость и влечет ли всецело ум?». 935 I/45 (192)=B70 (486). 936 I/85 (412)=B46 (334). 937 Иерем. 20:9. 938 I/48 (209—210)=B74 (511—512). 939 Ср. 1 Кор. 1:18—23. 940 Ср. 1 Кор. 4:10—13. 941 3 Цар. 8:27. 942 Т. е. принял на себя человеческое естество. Исаак использует характерный для восточно–сирийской традиции христологический язык. 943 Главы о знании 1,88. 944 Рус. «Любовь к Богу». 945 Рус. «восторженной». 946 Ср. 1 Кор. 3:18. 947 Ср. Евр. 11:38—39. 948 I/73 (369—370)=B33 (219—220). 949 Ср. 1 Ин. 4:18. Слова в квадратных скобках добавлены в греч. тексте, но отсутствуют в сир. оригинале. 950 Ср. 2 Кор. 12:11. 951 Ср. Пс. 18:11. 952 I/38 (159—160)=B62 (430—431). В греч. и рус. тексте последние две фразы переведены свободно. 953 Лк. 22:30. 954 Ср. Пс. 103:15. 955 Вар. «очистились». 956 I/84 (398—399)=B43 (316—317). 957 I/25 (117—119)=B51 (360—362). 958 I/25 (119)=B51 (362). 959 I/25 (120)=B51 (363). 960 I/25 (122)=B51 (366). 961 I/25 (123)=B51 (367). 962 Естества Божия. 963 Естества человеческого. 964 I/28 (131)=B51 (376—377). 965 1 Кор. 3:19. 966 I/26 (125—126)=B51 (369—371). 967 I/27 (127)=B51 (372—373). 968 Или «Писаний». 969 Букв. «истины книг», или «истины Писаний». 970 Главы о знании III,99. 971 Главы о знании IV,16. 972 I/28 (128—129)=B51 (373—374). 973 I/26 (126)=B51 (371). 974 I/26 (127)=B51 (374). Ср., например: Марк Подвижник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Петр – болгарский царь (927–970) 191, 202, 219, 220 Петр – брат Асана (Асеня) 283, 286 Петр – брат императора Маврикия, стратиг 103–106, 113, 114 Петр – стратопедарх 196, 227, 231 Петр Патрикий – византийский дипломат и историк (VI в.) 64 Пирагаст – военный предводитель славинов 114 Пирр – царь Эпира (319/318–272 гг. до н. э.) 48 Пист Маркианопольский – епископ, участник I Вселенского Собора 18 Пифагор –древнегреческий философ 15, 36, 208 Плакида, императрица – см. Галла Плацидия Платон – древнегреческий философ 15, 36 Плотин – философ-неоплатоник 36 Плутарх – древнегреческий философ, биограф, моралист (ок. 45–ок. 127) 42 Порфирий – философ-неоплатоник 36 Примислав – русский князь (Ярослав Галицкий?) 267, 268 Приск – византийский полководец 100–103, 105, 112–114 Приск Панийский – византийский дипломат и историк (410/420 – ок. 475) 41–45, 68, 139, 191 Прокопий – узурпатор 27, 57 Прокопий Кесарийский – византийский историк (ок. 500–560-е гг.) 9, 64, 66–68, 72, 73, 97, 191 Просух – византийский военачальник 257 Проэресий – христианский наставник 26 Псевдо-Симеон – условное наименование автора так называемой Хроники Псевдо-Симеона (X в.) 179, 182 Пупака – подручный Андроника I 280 Радагайс (Родогайс) – вождь группы варварских, главным образом готских племен (начало V в.) 60 Ричард – граф Антра (Андрии) 262, 263, 264 Рожер II – сицилийский король (1095–1154) 258, 262, 263 Роман I Лакапин (Старый или Старший) – византийский император (920–944) 139, 176, 179, 185, 231 Роман II – византийский император (959–963) 146, 147, 177, 192 Роман III Аргир – византийский император (1028–1034) 217, 238 Роман IV Диоген – византийский император (1068–1071) 245 Роман – болгарский царь (977–991) 202, 220 Роман – патрикий 231 Роман Куркуас – византийский полководец 229 Роман Мстиславич – князь волынский (с 1171) и галицкий (1199–1205) 276, 289, 304 Рос – имя, упоминаемое в одном из писем патриарха Фотия 131 Росислав (Ростислав Мстиславич) – великий князь киевский (1154–1168) 266, 267, 269 Ростислав Михайлович – см. Ур

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

преп. Евстратия Печерского — 28-го марта. Евстратий был продан половцами одному Херсонскому еврею, который о своими единоверцами, посредством страшных мучений, заставлял его отречься от Христа, но, не успев в том, распял его на кресте, на котором св. мученик и предал Богу душу, пронзенный копьём евреев. евреи, требовавшие от Пилата смерти Спасителя (см. Мф. 27:26). кончина преп. Никона Сухого Печерского последовала в начале 12-го века. Память святых мучеников Акепсия и Аифала в Персии, — нынешний Эрбил, в Малой Азии. Память святого мученика Миракса или Теннес, на севере от Таниса, приморский город на пути из Аравии в Александрию. сарацинский был, как можно думать, Амвру, посланный Омаром в 639 году для завоевания Египта и взявший в 643 г. Александрию. Амиром или Эмиром назывались и вообще правители Египта. христиане всегда усвояли символическое значение благодатной силы, укрепляющей их в борьбе с духовными врагами. (Посл. Ефесянам гл. 4, ст. 14). магометанство (имя Агарян, — собственно потомков Агари от сына ее Измаила — Арабов, впоследствии усвоено было всем вообще магометанам). Евангельской притчи о раскаявшемся блудном сыне. См. Лк.18:17. 640 года. Память преподобного Луки, Нового Столпника Лакапен царствовал с 919–944 г. Порфирородный царствовал с 912–959 г. Мудрый, царствовал с 886–911 г. патриарх константинопольский с 933–956 г. царь Симеон, умерший в 927 году, воевал с Греками и едва не сокрушил греческую империю в 917 году. Вифинии, северо-западной области Малой Азии. город в Малой Азии, на берегу Константинопольского пролива, против Константинополя. 970 года. Житие святого отца нашего Спиридона Тримифунтского большой остров в восточной части Средиземного моря, к югу от Малой Азии. равноапостольный Константин Великий царствовал в западной половине Римской империи с 306 года и полновластным государем всей империи с 324–337 г. Император Констанций, сын его, царствовал на Востоке с 337 года и один — в обеих половинах империи с 353 по 361 год. Митрофан — патриарх Константинопольский с 315–325 г. Св. Александр преемник его, патриаршествовал с 325–340 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Симеон во время пребывания заложником в К-поле получил хорошее греч. образование и настолько проникся духом визант. культуры, что современники называли его «полугреком». Став правителем, он попытался военным путем воплотить в жизнь идею «переноса царства» (Translatio imperii) - создания единого гос-ва «болгар и греков» под своей властью. В 919 г. Симеон принимает царский (имп.) титул и провозглашает болг. архиепископа Патриархом. Осуществить эти планы Симеону не удалось, но культурная часть его программы, направленная, в частности, на создание слав. аналога монастырского варианта визант. культуры, трудами болг. книжников была претворена в жизнь (см.: Буланин Д. М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XIV вв. Мюнхен, 1991. С. 264-276), послужив позднее основой и моделью для рус. и серб. лит-р. Возможно, что косвенным отражением культурно-политической программы Симеона (в т. ч. и для всей позднейшей средневек. истории Болгарии) является практически полное отсутствие в болг. книжности летописных памятников и житий правителей и церковных иерархов (при наличии значительного числа переводных хроник) - вероятно, история страны не мыслилась образованной частью общества в отрыве от истории Византии (или в противопоставлении ей). На это же указывает скорее всего и включение болг. реалий в эсхатологические сочинения и компиляции (см. в ст. Апокалиптика ). В долгое правление сына и преемника Симеона - царя Петра (927-969), женатого на дочери имп. Романа I Лакапина и не унаследовавшего энергии и политических талантов отца, визант. влияние в Болгарии, по всей видимости, еще более усиливается. После завоевания имп. Иоанном I Цимисхием Вост. Болгарии (970) регион был подчинен в церковном отношении К-польскому Патриархату; такая ситуация сохранялась вплоть до восстания 1185 г. и образования 2-го Болгарского царства. Более сложной была картина болгаро-визант. взаимоотношений в зап. части царства, завоеванного Василием II Болгаробойцей в 1018 г. Здесь была создана автокефальная Охридская архиепископия , в рамках к-рой болг.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Что св. писано ближайшимъ его ученикомъ и соотечественникомъ, это ясно видно изъ слдующаго: описывая св. въ отечество, въ откуда онъ удалился было искать боле удобнаго мста для своихъ подвиговъ, говоритъ: „Богу угодно было явить намъ такую милость, что Онъ даровалъ спасительный плодъ тому самому городу, въ которомъ онъ возросъ " . Жизнеописатель и прямо называетъ его своимъ отцомъ, а себя отраслью его сада, хотя и позднею. Въ конц онъ обращается къ святому съ и молитъ его: „призри на насъ и сжалься надъ нами, которыхъ ты собралъ и оставилъ сиротами и пр. " . Словомъ, все проникнуто благоговйнымъ чувствомъ ученика, съ которымъ недавно обращался святый столпникъ [DCCXCVII] . Св. стоялъ на столп 53 года и умеръ 118 лтъ. 7) Св. (конца VIII в. и начала IX в.), упоминаемый въ св. еодора Эдесскаго (9 стоялъ на столп боле 50 лтъ. 8) Св. Лука новый столпникъ (11 декабря). Онъ воевалъ съ болгарами при греческихъ царяхъ Роман I (917 – 944) и Константин Багрянородномъ (912 – 959), а посл того 50 лтъ подвизался въ монашеств. Годъ смерти его падаетъ на 970 – 980. Дло въ томъ, что съ греками воевалъ и едва не сокрушилъ греческую Симеонъ, царь (896 – 927); посл него съ греками былъ миръ; слдовательно, кончина св. Луки была между 970 – 980 г., а такъ какъ описанная въ пролог битва его была въ 917 году, то, значитъ, врне кончину св. Луки полагать около 970 г. [DCCXCVIII] . 9) Св. Никита (24 мая), уроженецъ г. Переяславля Залсскаго, жилъ въ XII вк. св. столпника Никиты помщается въ рукописномъ хранящемся въ Переяславскомъ Никитскомъ монастыр. Краткое изъ него сдлано въ пролог подъ 24 мая и въ книг магистра о св. угодникахъ и мстно чтимыхъ подвижникахъ коихъ св. мощи почиваютъ въ церквахъ 1860 г., стр. 81. А. разсматривая и литературную св. Никиты Переяславскаго столпника въ Филологическомъ встник за 1898 г. [DCCXCIX] , говоритъ, что оно составлено подъ греческаго св. великомученика Никиты. Св. столпникъ Никита былъ убитъ ворами съ грабежа въ 1186 г. по Калайдовичу [DCCC] , а по историческому словарю въ 1189 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010