Р. 742). При Андронике Комнине невольному пострижению подвергся, между прочим, Алексей Комнин, незаконнорожденный сын императора Мануила и муж незаконной дочери Андроника – Ирины. Царь заподозрил его в измене престолу, ослепил и сослал в заточение в один отдаленный от столицы городок. Гнев царя простерся и на непричастную к заговору жену Алексея – Ирину, «которой он приказал не скорбеть и отнюдь не сокрушаться о своем муже, а, напротив, совершенно забыть его и, сколько прежде любила, столько же теперь возненавидеть». Но это требование оказалось выше сил несчастной женщины: она не могла разлюбить своего супруга, плакала о нем и даже с печали постриглась в монахини (Choniat. De Andronico Comneno. Lib. I. Cap. 10). Вместе с Алексеем в заговоре были заподозрены многие женщины высшего сословия и также против своей воли пострижены. При императоре Исааке Ангеле патриарх Василий Каматир дал разрешение этим женщинам снять черное платье и возвратиться к прежнему образу жизни и прежней одежде. Но это распоряжение стоило патриарху кафедры (Choniat. De Isaacio Angelo. Lib. II. Cap. 4). При Исааке же Ангеле последовала трагическая развязка судьбы и самого Алексея Комнина, который вторично был заподозрен в заговоре против царя и пострижен в одном из Папикийских монастырей (Ibid. Lib. III. Cap. 2). Именно: Мефодий (842–846), инок монастыря Хинолакка ( Χυνολκκου – Lacus anserum), построенного св. Стефаном († 716), близ горы Олимпа в Вифинии (Vita s. Methodii, patr. constantinop//PG. T. C. Col. 1245.); Игнатий (846–857 и 867–877); Стефан I (886–893) (Continuatus. Р. 264.); Антоний II Кавлей (893–895), инок Олимпа вифинского (Vila s. Antonii cognomento Cauleae, patr. const. Migne. T. CVI. C. 189); Евфимий (907–911); Трифон (928–931) (Ephraemius. De patriarchis constantinopolitanis. P. 402; Banduri. Imperium Orientale. T. 1. Pars 3. P. 196); Полиевкт (956–970) (Cedrenus. T. II. P. 334; Ephraemius. P. 403); Василий I (970– 974), инок Олимпа вифинского (Leo Diaconus. P. 102; Cedrenus. T.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

св. Максимиан 431–434 гг. св. Прокл 434–447 гг. св. Флавиан 447–449 гг. св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор. св. Геннадий 358–471 гг. Акакий 471–489 гг. Франт 489–490 гг. Евфимий 490–496 гг. Македонии II 496–511 гг. Тимофей I 511–518 гг. Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг. Епифаний 520–535 гг. Анфим I 535–536 гг. св. Мина 536–552 гг. св. Евтихий 552–565, 577–582 гг. V Вселенский Собор. Иоанн III Схоластик 565–577 гг. Кириак 595–606 гг. св. Фома I 607–610 гг. Сергий I 610–638 гг. Пирр 639–641, 654–655 гг. Павел II 641–654 гг. Петр 655–666 гг. Фома II 667–669 гг. св. Иоанн V 669–674 гг. Константин I 674–676 гг. св. Феодор I 676–678, 683–686 гг. св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор. Павел III 686–693 гг. св. Каллиник 693–705 гг. Кирр 705–712 гг. Иоанн VI 712–715 гг. св. Герман I 715–730 гг. Анастасий 730–753 гг. Константин II 754–766 гг. Никита I 767–780 гг. св. Павел IV 780–784 гг. св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор. св. Никифор I 806–815 гг. (+828) Феодот I Касситер 815–821 гг. Антоний I 821–832 гг. Иоанн VII 832–842 гг. св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия. св. Игнатий 846–857, 867–877 гг. св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси. св. Стефан I 886–893 гг. св. Антоний II Кавлей 893–895 гг. Николай I 895–906, 911–925 гг. Евфимий 906–911гг. Стефан II 925–928 гг. св. Трифон 928–931 гг. Феофилакт 933–956 гг. св. Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги. Василий I Скамандрин 970–974 гг. Антоний III Студит 974–979 гг. Николай II Хрисоверг 983–996 гг. Крещение Руси (988 г.). Основание Русской Церкви, которая до 1448 г. входила в состав Константинопольского Патриархата. св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси. Леонтий I 992–1007 гг. Иоанн I 1008–1035 гг. Феопемт 1035–1049 гг. Кирилл I 1050 г. св. Иларион 1051–1054 гг. Ефрем I 1055 г. Георгий II 1067–1077 гг. Иоанн II 1077–1089 гг. Иоанн III 1089–1091 гг. св. Ефрем II 1092–1097 гг. Николай 1097–1102 гг. Никифор I 1103–1121гг. Никита 1122–1126 гг. Михаил II 1129–1145 гг. Климент Смолятич 1147–1154 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 12/IX-1928 г. пострижен в монашество. 14/IX-1928 г. хиротонисан во еп. Винницкого, вик. Волынской епархии. С марта 1930 г. – еп. Криворожский. С мая 1932 г. – за штатом. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС 81. Кат-АМ 124. Кат-ЯВ 106. С. 53. [Кат-ГУБ. С. 970.] ДИМИТРИЙ (Рождественский [Дмитрий Васильевич]) Архиепископ Владимирский О датах рождения и образовании сведений нет. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 25/III-1923 г. хиротонисан во еп. Лебедянского, вик. Тамбовской епархии. С 10/VI-1923 г. – еп. Псковский. С 26/IX-1923 г. – на покое. С 25/VI-1924 г. – архиеп. Сталинградский. С 10/XII-1924 г. – архиеп. Владимирский. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 82. Кат-АМ 126. Кат-ЯВ 107. С. 53. [Кат-ГУБ. С. 970.] Родился 25/Х-1864 г. в семье дьячка с. Шовского Тамбовской губернии. В 1880 г. окончил Липецкое духовное училище, а в 1887 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию. 1887–1899 гг. – псаломщик и учитель церковно-приходской школы с. Хрущовки Тамбовской губернии. 25/XII-1889 г. рукоположен во диакона с переводом в Астраханскую епархию. 25/III-1892 г. рукоположен в сан священника. В 1893–1901гг. – противосектантский миссионер в Астраханской епархии. К моменту поступления в академию был вдов. В 1905 г. окончил Московскую духовную академию со званием кандидата богословия. В 1906 г. приходской священник г. Тамбова. С 1907–1919 гг. – доцент, профессор академии. С 1911 г. – магистр богословия. С 1915 г. в сане протоиерея. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. С 1922 г. в обновленческом расколе. Скончался 27/VI-1926 г. в сане обновленческого архиеп. Владимирского (вероятно, покаялся). [ПСТБИ] [Голубцов. С. 77–78.] ДИМИТРИЙ (Селезнев) Архиепископ Бельский Родился 29/IX-1867 года. В 1888 году окончил Смоленскую духовную семинарию. Женат. С 1889 г. состоял священником в Смоленской епархии и благочинным. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Пертинакс † 192. Олимпиан † 203. Mapk I † 216. Св. Кириллиан или Кириак † 232. Св. Кастин или Кистин † 240. Тит или Трат, Торат † 276. Дометий или Дометиан † 301. Пров † 313. Патриархи: Св. Митрофан 315–325. Св. Александр 325–340. Св. Павел I 340 скоро изгоняется. Евсевий 340–341. Македоний I 341–360. Павел вторично 347–350. Оба современно или попеременно. Евдоксий 360–370. Св. Евагрий 370 скоро изгоняется. Демофил 370–380. Св. Григррий I 381 сейчас отказывается. Св. Нектарий 381–397. Св. Иоанн I 398–404. Св. Арсакий 404–405. Св. Аттик 406–425. Св. Сисиний I 426–427. Несторий 428–431. Св. Максимиан 431–434. Св. Прокл 434–447. Св. Флавиан I 447–449. Св. Анатолий 449–458. Св. Геннадий 458–471. Акакий 471–489. Франт или Флант, по другим Флавиан II 489–490. Св. Евфимий 490–496. Св. Македоний II 496–511. Тимофей I 511–518. Св. Иоанн Каппадокианин 518–520. Св. Епифаний 520–535. Анфим I 535–536. Св. Мина 536–552. Св. Евтихий 552–565. Св. Иоанн III Схоластик 565–577. Св. Евтихий вторично 577–582. Св. Иоанн IV постик 582–595. Кириак 595–606. Св. Фона I 607–610. Сергий I 610–638. Пирр 639–641. Павел II 641–654. Пирр онять или второй по другим 654–655. Петр 655–666. Св. Фома II 667–669. Св. Иоанн V 669–674. Св. Константин I 674–676. Св. Феодор I 676–678. Св. Георгий I 678–683. Св. Феодор опять 683–686. Павел III 686–693. Св. Каллиник I 693–705. Св. Кир 705–711 или 712. Иоанн VI (по иным святой) 711 или 712–715. Св. Герман I 715–730. Анастасий 730–753. Константин II 754–766. Никита I 766–780. Св. Павел IV 780–784. Св. Тарасий 784–806. Св. Никифор I 806–815. Феодот I Басситер 815–821. Антоний I 821–832. Иоанн VII 832–842. Св. Мефодий 1 842–846. Св. Игнатий 846–857. Св. Фотий. 857–867. Св. Игнатий втор. 867–877. Св. Фотий вторично 877–886. Св. Стефан I 886–893. Св. Антоний II Кавлей 893–895. Св. Николай I 895–906. Евфимий 906–911. Св. Николай втор. 911–925. Св. Стефан II 925–928. Св. Трифон 928–931. Вдовство церкви 931–933. Феофилакт 933–956. Св. Полиевкт 956–970. Василий I 970–974.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Христова. Обращаясь к финикийской истории, мы находим подтверждение для своего вычисления. По свидетельству И. Флавия в финикийских книгах было написано, что Иерусалимский храм был выстроен за 143 года и 8 месяцев раньше Карфагена (Contr. Ар. 1, 17). А основание Карфагена Иустин (18, 7) полагает за 72 года до основания Рима, т. е. в 826 г. до Р. Хр. Прилагая сюда 143 г. и 8 мес., мы для иерусалимского храма получим 970 год. Но наше вычисление немного расходится с египетской хронологией, – в том виде, как она установлена более авторитетными египтологами. По нашей хронологии исход евреев из Египта совершился около 1450 года до Р. Хр. (970+480), при Менефте II-oм, фараоне 19 династии 287 . По вычислению более авторитетных египтологов Бругша, Мариетта и Ленормана, начало 19 династии в Египте нужно полагать около 1460 года: таким образом по этой гипотезе исход евреев должен пасть на конец 14 столетия до Р. Хр. 288 , что сравнительно с нашим вычислением дает разницу в 150 лет. Но это не должно смущать в исследовании столь отдаленной эпохи, где очень трудно установить полное соглашение между различными свидетельствами. Хронологию Бругша нельзя считать вполне достоверной. Для нас имеет большее значение синхронизм самых событий еврейской и египетской истории, каковой мы находим, предполагая исход евреев при Менефте II-м. Время странствования и поселения евреев в Палестине более всего подходит к смутному времени Менефты II и Сетоса II, завершившегося междуцарствием в Египте. К этому же времени подходит и движете арамейцев или рутенов, как они назывались в египетских памятниках, под предводительством Хусарсафема к Египту, пока наконец храбрый Рамзес III-й снова не отодвинул эти народности на север Сирии. Известные хронологические определения египетских событий, делаемые египтологами, нельзя считать вполне надежными: так как до сих пор еще не установлено прочной эры для древне-египетской истории. Только с установлением таковой можно будет хронологическим определениям египтологов придавать вполне серьезное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Нелюбовь к Никифору ограничивалась лишь столицей; в провинциях всё было спокойно, солдаты его боготворили. Он пал жертвой заговора недовольных офицеров, к которым принадлежал отставленный Вурца и, прежде всего, его племянник, один из способнейших византийских генералов, Иоанн Цимисхий. Его собственная супруга Феофано была причастна к заговору. 10 декабря 969 года великий государь пал, и непосредственно за этим Иоанн I Цимисхий был провозглашён императором. После Никифора, он, бесспорно, был способнейшим генералом империи. По происхождению он был армянин, и его земляки с восторгом говорили о киур Жане ( Ιννις), императоре Рима. Это происхождение не вредило его популярности у греков: ведь, важнейшие военные посты почти без исключения были заняты тогда армянами и иверами. Благоволение народа он быстро снискал своим благородным почти расточительным обхождением, которое сильно отличалось от бережливого хозяйствования Никифора и не могло, конечно, долго продолжаться. Патриарх Полиевкт не хотел короновать Иоанна, обагрившего свои руки в крови; однако, святой муж пошёл на сделку, и Иоанн был помазан на царство и коронован ценой отмены полезных церковных законов Никифора. Впрочем, по смерти Полиевкта (970 г.) он дал достодолжный отпор его строптивому преемнику на кафедре. Армянский император не был слепым орудием в руках духовенства. Феофано, помышлявшая о новом браке, была по заслугам заточена им в монастырь; напротив, к обоим малолетним императорам он относился с тем же почтением, как к своим товарищам по сану, что и Никифор, " он довольствовался постом премьер-министра и рангом императора» 27 . Опасное восстание, поднятое братом Никифора Львом и его двумя сыновьями, содержавшимися, как и дядя, под лёгким надзором, испытанными воинами, было не без труда подавлено (970 г.). Восставшие принцы были ослеплены в наказание. Во внешней политике он оставил мелочные придирки Никифора и споры за подробности этикета; сестра маленького императора Феофану была послана в 972 году в Италию и выдана за сына Оттона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Самуил – врата помазанника (машиаха), которыми пророчество, царство и священство вступило на землю Израиля, им ожило и осуществилось. Самуилом пришел в Израиль помазанник, но это пришествие оказалось в свою очередь преддверием следующего пришествия – воплощения Логоса, а то пришествие будет предварять грядущее явление Помазанника во славе. В таком случае вполне можно выстроить цепь – Самуил, пророк Илья, Иоанн Предтеча. 4.13. Хронология пророков Израиля. Картина мессианского чаяния Израиля Самуилом пророки пришли в Израиль. Приведем краткую хронологию израильских пророков, сопоставляя свидетельства традиции и современной библеистики. Многие вопросы хронологии пророков не могут быть окончательно решены ввиду отсутствия достаточных для этого исторических данных Традиция Современная библеистика Годы до Р.Х. Царство Иудейское Годы до Р.Х. Царство Израильское Годы до Р.Х. Самуил помазывает Саула Ок. 1040 Самуил. При нем святилище в Силоме 1060–1020 Царь Давид 1010–970 Царь Давид 970–931 Царь Соломон 1020–980 Царь Соломон сер. IX Пророк Илья Кон. X в. Илья-пророк вт. пол. IX Пророк Елисей в. Елисей-пророк 829–716 Иоиль, по свидетельству блж. Иеронима, св. Кирилла Иерусалимского , блж. Феодорита и др., пророчествовал при Озии, Иоафаме, Ахазе, Езекии, царях Иудейских и, по-видимому, предшествовал Амосу 836–767 Иона свое служение начал при Иеровоаме II ( 4Цар. 14:25–26 ) не ранее 836 г. и был с проповедью в Ниневии не позже 767 г. в царстве Фула, отца Сарданапалова. 829–716 Осия пророчествовал во дни Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, царей иудейских, и Иеровоама II царя Израильского, следовательно, более 100 лет. При нем Салманасар отвел 10 колен Израиля в плен и рассеял за Евфратом в 739 г. 805–716 Исаия, по свидетельству блж. Иеронима, начал служение в 25 г. царя Озии прокаженного (ок. 805 г.) и проходил оное при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии, ум. ок. 716г. Оба Талмуда, св. Иустин, бл. Иероним свидетельствуют, что Исаия в царствование Манасии перепилен Между двумя кедровыми досками после 716 г. (воцарение Манасии)

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Другими чертами характеризуется церковная партия зилотов, или строгих. Зилоты не хотели делать каких-либо уступок царской власти, когда эта власть домогалась их от Церкви. Они ставили нравственные и религиозные требования выше благоденствия общественного; не только высокопоставленных лиц, но и самих императоров они хотели подчинить строгой церковной дисциплине. Они не боялись столкновений с обществом, с властями, хотя бы эти столкновения вели к смутам и беспорядкам. Зилоты не заботились о личной образованности, не стремились насаждать образование в классе духовенства. Нравственных пастырей Церкви они ставили выше ученых. В своей жизни зилоты отличались не только строгой нравственностью, но и подвижничеством, хотя нередко случалось, что они удовлетворялись благочестием внешним и формальным, не заботясь о развитии и приумножении благочестия внутреннего. К монахам зилоты относились очень благосклонно, часто опирались на них в борьбе со своими врагами и нередко сквозь пальцы смотрели на вопиющие недостатки в иноческой среде. К партии умеренных в последующей (с конца IX в.) византийской истории, могут быть причисляемы, по тем или другим основаниям, следующие константинопольские патриархи: Евфимий (906–911), Феофилакт (933–956), Полиевкт (956–970), Алексей Студит (1025–1043), Михаил Керуларий (1043–1058), Константин Лихуд (1059–1063), Лука Хрисоверг (1156–1169), Василий Каматир (1183–1186), Георгий Ксифилин (1191–1198), Михаил Авториай (1206–1212), Мануил (1217–1222), Герман (1222–1240), другой Герман (1266–1267), Иосиф (1267–1274; вторично 1282–1283), Иоанн Векк (1275–1282), Григорий Кипрский (1283–1289), Иоанн Глика (1316–1319). К разряду патриархов из зилотской или партии строгих могут быть причисляемы следующие лица, так как по тем или другим чертам жизни и деятельности они относятся к этой именно партии: Антоний Кавлей (893–893), Николай Мистик 205 (895–906; вторично 911–925), Василий (970–974), Косма (1143–1146), Феодосии (1178–1183), Арсений 206 (1255–1260; вторично: 1261–1266), Никифор (1260), Афанасий (1289–1293; вторично 1303–1311), Иоанн Созопольский (1294–1303).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 12–13. С. 14. Церковные ведомости. 1910. С. 273. Прибавление к Церковным ведомостям. 1910. 29. С. 12–14. Булгаков. С. 1408. ФАМ 1. С. 46. Кат-АМ 119. Кат-ЯВ 101. дело 28. С. 50. Кат-ЕС 8. С. 21, п/п 7. См. Мануил. 2.375–376. [Кат-ГУБ. С. 970.] Родился 17/I-1843 г. Окончил Московскую духовную академию в 1868 г. С 1868 г. преподаватель Пензенской духовной семинарии. С 1871 г. – магистр богословия. В 1872 г. рукоположен во священника одной из церквей г. Пензы, инспектор Пензенского епархиального училища. С 1885 г. – протоиерей. С 1900 г. – настоятель Пензенского кафедрального собора. 26/VI-1910 г. пострижен в монашество. 11/VII-1910 г. хиротонисан во епископа Краснослободского. ДАНИИЛ (Громовенко) Митрополит Белорусский В 1913 г. окончил Одесскую духовную семинарию по первому разряду. В 1924 г. рукоположен во епископа в Сибири (будучи в брачном состоянии). В 1924 г. участвовал на диспуте митр. Александра (Введенского). В 1926 г. присутствовал на III Всероссийском Соборе с решающим голосом. В 1928 г. – архиеп. Кременчугский. В 1929 г. – митр. Белорусский. В 1934 г. оказал сопротивление обновленческому Синоду в связи с ликвидацией Белорусской автокефалии, за что был лишён сана. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 6. С. 4. Церковное обновление. 1922. 2. С. 3, 16; 1924. 17–18. С. 71. Кат-АМ 355. Кат-ЕС 1. С. 4, п/п 18. [Кат-ГУБ. С. 970.] Родился в 1889 г. Служил до 1923 г. в с. Вознесенском Томской губернии. С 1922 г. в обновленческом расколе. С апреля 1925 г. служил в Минске. В 1935 г. арестован вместе с сослужившими ему обновленческими священниками Кафедрального собора Минска. Приговорён к 5 годам заключения в ИТЛ. Погиб в заключении. ДАНИИЛ (Филимонов) Епископ Чебоксарский, викарий Чувашской епархии Родился в 1855 году, по другим сведениям в 1854 году. Окончил Казанскую инородческую учительскую семинарию. При духовной консистории держал экзамен по богословским предметам и стал священником. Благочинный.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

и, в частности, по истории походов киевского князя Святослава в Подунавье. Историк рассказывает о дипломатических взаимоотношениях Византии и Руси, например, о посольстве патрикия Калокира «к тавроскифам, которых на общераспространенном языке обычно называют росами». В 969 г. «тавроскифов» или «тавров» и их предводителя «Сфендослава», т. е. князя Святослава, Иоанну Цимисхию удается направить в Подунавье для усмирения болгар («мисов» у Льва Диакона). Подробно описывается поход «российского всеоружия» во главе со Святославом 969–970 гг. Победы Святослава при Филиппополе, молва о взятии города росами заставили Иоанна Цимисхия вступить в переговоры с русским князем, убеждая его уйти от византийских пределов и направить свое войско в Таврику и Приазовье. При этом в императорском послании напоминалось о неудачном походе князя Игоря («Иггора») и договорах, заключенных им с Византией. В ответ, однако, Святослав пригрозил осадой Константинополя. К решающей битве русская армия была укреплена союзными соединениями венгров и болгар. Кровопролитная битва у Аркадиополя 970 г. завершилась победой Византии, но унесла тысячи жизней с обеих сторон. Весной 971 г. Иоанн Цимисхий из Адрианополя выступает в новый поход против Святослава. Описанию этой кампании посвящена вся восьмая книга сочинения Льва Диакона, повествующая о битве при Преславе и завершающаяся рассказом о битве при Дристре. Вся следующая книга «Истории» рассказывает о битве при Дристре (Доростоле) 21 июля 971 г., победной для византийцев, после которой Святослав, заключив договор с Византией, с остатком войска отправился на родину, но по дороге был убит печенежской засадой. Очень колоритен портрет Святослава, представленный Львом Диаконом. В повествовании Льва Диакона упоминаются русские воеводы «Сфенкел» (Свенельд?), Икмор. Вспоминает историк и о библейском рассказе о нашествии «Гог, Магог и архонта Рош» в связи с Русью. Издание: Leonis Diacori Caloënsis historiae libri decem/Е rec. C. H. Hasii. Bonnae, 1828. Перевод: Лев Диакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010