Добрый муж, щедро дающий, он расточил, дал нищим. Правда его пребывает во век века (Пс. 111: 5, 9).   Святой Златоуст об этом Где милосердие, там спасение, непричастное мучению; где милосердие, там нет суда; где милосердие, там оправдания не требуются (Слово о Давиде пророке и Павле апостоле, на слова Пс. 50: помилуй мя, Боже). Милость и милостыня – сердце добродетелей (Беседа 48 на евангелиста Матфея, гл. 13). Если милосердие хотим творить, нужно только благое произволение (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл. 15). Какими будем к ближним своим, таким и Бог будет к нам (Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл 10). За милосердием все благое последует (Беседа 19 на Послание к римлянам, гл. 11). Ничто так Богу не любезно, как милосердие (Беседа 4 Послание к филиппийцам). Милосердный тот, кто свое расточает, и все свое щедро дает (На псалом 3). Нет никого столь знатного и славного, как милосердный (На псалом 3). Через милосердие приобретается спасение (На псалом 122). Милостыня на Суде защитит ее подающего, и не будет ему осуждения (На псалом 3). Приятнее Богу услышать милостыню, сотворенную нищим, чем песнь Давидову (На псалом 12). Сила милостыни бессмертна, нетленна, неугасима (На псалом 111). Руки, оскверненные грабительством, обидой и сребролюбием, очищай милостыней и милосердием (На псалом 140). Милостыня, убогому поданная, Христу дается (Беседа 88 на евангелиста Матфея, гл 27). Милостыней все душевные болезни угашаются (Беседа 40 на евангелиста Матфея, гл 1). Милостыня – вечной жизни ходатайница (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл 15). Не погибает сокровище, если дашь милостыню: если же не дашь, погибнет (Беседа 20 на евангелиста Матфея, гл 6). Если даешь милостыню, затвори двери твои: тот, кто приемлет ее, пусть один только и знает о ней (Беседа 72 на евангелиста Матфея, гл. 17). Беззаконно собрал ты – законно расточи; неправедно собрал – праведно расточи (Беседа 5 на евангелиста Матфея, гл. 1). Большого удивления будешь ты достоин, если, находясь в нищете, щедрее богатого окажешься (Беседа 64 на евангелиста Матфея, гл. 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

34 . Псалом 34 изображает моление Христа Господа к Богу Отцу во время пречистых страстей Его. Оружие и щит верных есть вера в Божество Иисуса и слава Креста Его. Христос облачахся во вретище – плоть человеческую, дабы облагодатить и обогатить ее Божеством. Это исповедание – камень веры, возвещается в Церкви по всей вселенной, во всех народах. Да возрадуются и да возвеселятся вернии, яко воистину воскресе Христос, даровавший нам мир Свой. Христианам подобает поучаться в правде закона Божия, в богохвалении и взывании: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». 35 . Псалом 35, как и 17-й, изъявляет Богу Отцу повиновение в кротости, смирении и незлобии даже до смерти крестной за спасение всего мира Отрока Господня – Христа Господа. Христос умножил милость Свою в славном рождестве Своем, и упиются от тука дому Его – Церкви Святой – благодати Его. У Христа Спасителя источник живота, ибо верующие в Него имеют живот вечный. 36 . Псалом 36 вразумляет искать не временных, но вечных благ и не завидовать грешникам, ибо их ожидает бесконечное злострадание, а праведных ожидает блаженство вечное. Пути непорочных – Сам Христос Господь – Аз есмь путь и истина и живот ( Ин.14:6 ), и благословящии Его наследят землю, и праведницы Его наследят жизнь вечную. Спасение же праведных от Господа, и поможет им Господь Христос. 37 . Псалом 37 покаянный, возвещает о субботе, о упокоении вечном, уготованном праведным в Царствии Божием, когда откроется день вечный незаходимого покоя. 38 . Псалом 38 в конец, или о Христе тайну содержащий, Имже верный приходит от суетного мира сего во Отечество Небесное благодатью Христа Господа. Здесь поучение о терпении и хранении сердца в молитве Иисусовой от греха. 39 . Псалом 39 поучает в терпении и молитве ожидать от Христа Бога Отечества Небесного. Евангелие Христово явило песнь нову и камень веры и жертву крестную в Церкви велицей – всех любящих Христа. 40 . Псалом 40 содержит пророчество о пречистых страстях Христовых, о предании Его от злочестивого Иуды, о болезни и нищете Его, егда нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся. Слово смертию умрешь ( Быт.2:17 ) – Адамову клятву понес Христос и даровал воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Недавно я подумал, что память мне изменила, когда я видел пластинку хора Ледковского и там написано «Благослови, душе моя, Господа» моей композиции и написано: 104-ый псалом, когда это 103, а на пластинке 104 стоит. Псалом этот длинный. Там Давид описывает Божье всемогущество и премудрость в сотворении мира яркими прекрасными стихами. Те, кто бывали на Афоне, не теперь, а в добрые старые времена, говорили, что когда они бывали, например, в каком-нибудь монастыре под престольный праздник этого монастыря, то там ко всенощной еще присоединялась непосредственно ранняя литургия. Причем это занимало от 12 до 14 часов, не выходя из храма. И при этом, мне говорили, «Благослови, душе моя, Господа» — предначинательный псалом, пелся, приблизительно час с четвертью, потому что каждую фразу пел солист-головщик, а хор ее повторял. Головщик поет: «Господи, Боже мой, возвеличился еси зело», потом хор повторяет и т.д. И весь этот длинный псалом повторяется два раза, потому что все фразы произносит головщик запевало, а второй раз хор. И вот так неспешным монастырским напевом это занимало час с четвертью. Между прочим, я читал описание, как какие-то благочестивые помещики, которые любили ходить в Божий храм и выстаивали соборные службы, попали не на Афон, а в Оптину Пустынь. В Оптиной Пустыни, как у нас в русских монастырях, такого длительного богослужения не было, как на Афоне. Но службы шли очень долго, по уставу. Приехали эти помещики с семьей, пошли ко всенощной и там как раз час с лишком пели «Благослови, душе моя, Господа». Они с трудом достояли до «Господи воззвах» и ушли спать. Поспали и потом все таки решили пойти в церковь и пришли еще до полиелея. Полиелей выслушали, приложились к иконам и пошли спать опять. Когда служба бывает повседневная, будничная, то тогда этот псалом читается. Он будет петься на великой вечерне, когда она праздничная. Поется этот псалом только на всенощном бдении. Псалом окончен. Дальше идет «Мирная» ектения. Почему она называется «мирная»? Потому что много говорится о мире.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

Святитель Афанасий Великий , приступая к толкованию псалма 118-го, говорит: «В этом псалме пророк описывает жизнь святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе с тем и то, чем, святые одерживают победу: Закон, словеса Божии, терпение, помощь свыше, и наконец, что последует за трудами, награды венцы, воздаяния». 288 Блаженный Феодорит так говорит об этом псалме: «Псалма сего достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней, живущих в рассеянии возбудить к тщанию, упадающих в духе воодушевить, нерадивых исправить, одним словом, против различных человеческих немощей дать всякого рода врачевство». 289 Святитель Амвросий Медиоланский писал, что хотя «и другие псалмы содержат нравственные уроки, но те суть, как звезды, рассеянные по небу, а этот как солнце, изливающее в полдень обильный свет». 290 Святитель Феофан Затворник в конце своего толкования на 118 псалом писал: «Все сто семьдесят шесть стихов (псалма 118) говорят о заповедях Божиих и нашем отношении к ним, и говорят ясно. Нет почти ни одного стиха, понимание которого было бы затруднительно и требовало особых пояснений». 291 Псалом 136 Псалом 136, начинающийся словами «На реках Вавилонских…», – один из самых известных псалмов. Этот псалом поется во время подготовки к Великому Посту: на великой утрени Недели о блудном сыне, Недели Мясопустной (о Страшном Суде), Недели Сыропустной (Воспоминание Адамова изгнания). В еврейском масоретском тексте псалом 136 не имеет надписания, указывающего на имя автора. В латинской, греческой и славянской Библии указывается имя Давида. В русский Синодальный текст, переводный с еврейского масоретского, имя Давида внесено в соответствии с греко-славянской традицией. В славянской Библии имеется надпись: «Давиду Иеремием». Содержание псалма представляет сетования евреев, находящихся в Вавилонском плену. Свидетелем этого Давид не мог быть. На послепленный период написания псалма указывают 8 и 9 стихи. Итак, данный псалом написан или пророком Давидом за 400 лет до Вавилонского плена или кем-нибудь другим от лица находившихся в Вавилоне евреев. Надписание «Давиду Иеремием» можно перевести как «Давида, через Иеремию». Эта приписка была известна уже блаженному Феодориту по какому-то греческому тексту. В Септуагинте и в Вульгате псалом в надписании псалма стоит имя Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Псалом 61 В конец, о Идифуме, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида». «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «Победный от Идифума, песнь Давиду». А сим дает видеть, что псалом принадлежит бл. Давиду, пет же был Идифумом; потому что он, будучи начальником лика в Бож. храме, песнословил Бога всяческих ( 1Пар. 16:41 ). Предвещает же псалом восстания Македонян и злоумышления противу Маккавеев Антиоха Епифана, и учит, какими помыслами надлежит водиться подвижникам добродетели во время нашествия сопротивных». «Псалом сей, – говорит св. Василий В., – преимущественно рассуждает о терпении, которым укрощается душевная раздражительность, а по истреблении всякого высокомерия, усовершается смирение». В духовн. смысле, по св. Афан, «псалом сей пророчествует о будущем избавлении всего рода человеческого домостроительством Спасителя, и о низложении мысленных врагов». 2 . Не Богу ли повинется душа моя? С Евр.: «Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое». Порывистые и решительные слова эти дают основание предполагать, что душа псалмопевца сильно была взволнована представлением бедствий, которые или сам испытал, или предвидел в будущем. Пророк находит успокоение в Едином Боге, решившись безусловно покориться Его воле, молчать там, где глаголет Господь, подвергая праведника огню искушений на пользу души его. Уверенность, что от Единого Господа спасение – вот причина этой глубокой покорности и душевного успокоения. Св. Василий В. в словах: от Того спасение – видит «пророчество о грядущей благодати воплощения Господня». По мнению бл. Феод., слова: не Богу ли повинется душа моя – произносят (или должны былн произносить) Иудеи, принуждаемые приносить идолам жертвы и есть свиные мяса; сами себя поощряют, и говорят себе: «Не всему ли предпочтешь ты, душа, служение Богу?» 3 . С Евр.: «Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более». 4 . Доколе належите на человека? Убиваете вси, яко стене преклонене, и оплоту 371 возриновену 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Скачать epub pdf Псалом 97 Псалом сей имеет краткую надпись: Псалом Давиду . В нашей Псалтири на русском языке, изданной Российским Библейским Обществом в начале прошлого, XIX века, он надписывается «Псалом Давидов», причем слово «Давидов» поставлено в скобках. А в Вульгате, при объяснении надписания, сказано, что имя «Давид» в еврейской Библии не принято (см. Scripturae sacrae cursus completus. Т. XV. P. 1289). Из всего этого можно заключить, что псалом сей составлен не Давидом, а только внесен в кодекс псалмов с его именем и присоединен к группе однородных с ним псалмов, в которых говорится об ожидаемом пришествии Мессии. Псалом сей сходен с 95-м псалмом не только по содержанию, но и по многим словам и выражениям. В нем пророк предсказывает, что: 1) по распространении Богопознания во всем мире слава Божия откроется более, нежели как было в прежние времена, 2) что обетования, данные потомству патриархов Авраама и Иакова, исполнятся во всей силе, 3) что спасение людей будет проповедано по всей вселенной, а потому повелевает израильскому народу громко прославлять имя Божие, чтобы быть готовым с радостию встретить грядущего Судию вселенной. Говоря о первом пришествии Христа, пророк касается отчасти и последнего пришествия Его для всемирного Суда. Пс.97:1–2 Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою. Пророк-псалмопевец снова (как в 95-м псалме) призывает иудейский народ воспеть Господу Богу новую песнь, причем указывает тут же и причину, побуждающую к сему пению: яко дивна сотвори Господь. Сии дивныя дела Господни, как пророку, ему открыты были Духом Святым еще за многие столетия, и Он не мог не говорить о них, хотя бы в общих чертах. В самом деле, если представим себе всю жизнь Господа Иисуса Христа, от Его рождения до вознесения на небо, то увидим, что вся она – эта жизнь – состояла из одних чудных дел. Бог – Слово Отчее – воплотился и сделался человеком, сожительствующим с человеками, – не чудно ли это? Явившись на проповедь Евангелия, не только учил словом, но и в примерах смирения, терпения, кротости и великодушия, с которыми переносил разные клеветы и оскорбления, в подвигах труда и нестяжательности; по которой не имел где главы преклонити, но показал такие образцы жизни, о которых до того времени не имели люди и понятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

4 . Псалом 4 содержит пророчество о воскресении из мертвых. Ныне люди познали Лице Бога Отца – Христа Спасителя, Крест Его Святой, тайну Тела Христова, Кровь Его Животворящую, елей миропомазания. 5 . Псалом 5 есть глас молитвы Церкви Святой и всякой души благочестивой, входящей в храм Божий со страхом и трепетом, дабы получить благословение Господне. 6 . Псалом 6 есть первый покаянный псалом, возвещающий о вечном дне осьмом. И до скончания века и Страшного суда Божия будут хвалить и превозносить Бога. Содержит учение об искреннем покаянии. 7 . Псалом 7 изъявляет пред Богом незлобие Давида в гонении, от Авессалома и Ахитофела бывшем, изображая глас Христа Господа к Богу Отцу, в незлобии Своем страдавшего. Воскресни, Господи, гневом Твоим и восстани и пошли обетование, ибо человеком смерть и Бог Судитель Праведен. Человек победил диавола и смерть, и чудно имя Иисуса, о Нем же всяко колено небесных, и земных, и преисподних поклонится. 8 . Псалом 8 воспевает Церковь , алтарь Божественный, таинство Евхаристии, Крест Христов и страдания святых. Иисусе Христе, что есть человек, потомок Адама, яко помниши его, егда Слово плоть бысть и вселися в ны, и умалил Себя, став Человеком. И Бог вся покорил по Воскресении и вознесении, яко Царю веков, и уготова на суд престол крестный, за правду даруя жизнь вечную нищим и убогим, во аде праведникам и всем верным. 9 . Псалом 9 возвещает о тайне благодатного воплощения Сына Божия, от века сокровенной, явльшейся Богоявлением Спасителя нашего Иисуса Христа, даровавшего нам жизнь и нетление. Возвещается и о тайне второго пришествия, когда придет судити живых и мертвых. Да не крепится человек (ст. 20), то есть антихрист – человек греха, сын погибели. Ибо за то, что не приняли истину – Законодавца Христа Господа, законоположитель антихрист придет во имя свое. И попущено ему будет время, времена и полвремени, и антихрист со злобой диавольской в великую гордыню преуспеет, мерзкие уста его будут хулить Бога. Его же Господь в сети Своей смирит – Крестом Животворящим убиет Духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

            Что касается воли Божией, то конечно нужно иметь открытое ухо и открытое око. Нужно напрягаться, выпрашивать у Господа словами 142-го псалма. Псалом 142-ой, последний псалом шестопсалмия: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою». Вообще, весь 142-ой псалом -  это псалом, который вымаливает у            Господа утешение в скорбях и откровение воли Божией. Но и Великий псалом, псалом 118-ый, это чудная песня о том, как нужно творить волю Божию. «Научи меня оправданиям Твоим», «научи меня заповедям Твоим», «светильник ногам моим Закон Твой, и свет стезям моим». Вот, вы читаете 118-ый псалом, из сердца часто вздыхаете к  Богу - «Господи, открой путь мой пред Тобою», «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою». Т.е. к Тебе мои стопы направляю, скажи, куда идти. Сердечная молитва и внимание к окружающим обстоятельствам, думаю, укажут вам, куда ставить ногу для следующего шага.             Христос да помилует всех православных христиан Бруклина, Бронкса, Лонг-Айленда, града Нью-Йорка, а также всех остальных весей по миру, где живут православные христиане на всех континентах, ибо они живут везде.             Ещё раз о Воле Божией. По словам Варсонофия Великого, воля Божия часто открывается через внешние обстоятельства. Если человек внимателен, он присматривается к окружающему его миру, он видит, что нет ведь случайных знакомств, случайных встреч, случайных мыслей. Через все такие вещи Господь потихонечку, аккуратно, как отец сыну, как педагог великий, терпеливый, даёт нам знаки. Знаки, чего ждать, к чему готовиться, что делать. Он вообще хороший, Господь, очень хороший. Он всё так медленно, тихонечко делает, не спеша, продвигает человека к правильным решениям. Будьте внимательны и молитесь из сердца, словами 142-го псалма. -  Батюшка, есть такая книга «Каббала - заговор против Бога». И там такая выписочка есть: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего». И дальше указывается, что  за демонологию наказывались не только языческие народы, но и сыны избранного народа, потомки возлюбленных Богом Авраама, Исаака, Иакова. Таков пример Саула. Человек знатный, избранный Богом, помазанный Им на царство, он, однако, был не только отвержен Богом, но и умервщлён  за то, что нарушил запрет Божий. Пример Саула повторил в 1905-ом году Николай Второй, желая знать будущее России. Встречался с известным оккультистом Папюсом, который специально для царя вызывал дух Александра Третьего. Как это всё понимать?

http://radonezh.ru/analytics/28-11-2014-...

Псалом преподобной деве Приведутся Царю девы, приведутся в веселии и радовании. 24. 05. Преподобнаго отца нашего Никиты Столпника, Переславскаго чудотворца Величание общее преподобному. Псалом 1. Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася грехи. 2. Беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. 1. Сотвори со мною знамение во благо. 2. Ко мне самому душа моя смятеся, сего ради помянух Тя. 1. Сотворити волю, Боже, восхотех. 2. Се удалихся бегая, чаях Бога, спасающего мя. 1. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. 2. Покрых постом душу мою, утрудихся воздыханием моим, слезами моими постелю мою омочу. 1. Полунощи востах исповедатися Тебе, седмерицею днем хвалих Тя. 2. На камень вознесл мя еси, был еси упование мое, столп крепости моея. 1. Искусил еси нас, Боже, разжегл еси нас, якоже разжигается сребро. 2. Тебе ради умерщвляемся, вменихомся, яко овцы заколения. 1. Честна пред Господем смерть преподобных Его. 2. Пойте Господеви преподобнии Его, и им поведайте память святыни Его, во всех людех чудеса Его. ИЮНЬ 01. 06. Преподобнаго отца нашего Агапита Печерскаго, безмезднаго врача Величание Ублажаем тя, преподобне отче Агапите, и чтим святую память твою, монашеских подвигов ревнителя и болящих душею и телом врача безмезднаго. Псалом общий преподобному Терпя потерпех Господа. 05. 06. Святаго благовернаго великаго князя Игоря Черниговскаго Величание и псалом общие князю-мученику, пострадавшему от близких 05. 06. Святаго благовернаго князя Феодора Новгородскаго Величание и псалом общие князю-юноше 06. 06. Иже во святых отца нашего Ионы, епископа Великопермскаго Величание и псалом якоже святителю Стефану (26 апреля) 06. 06. Преподобнаго отца нашего Ионы Климецкаго Величание общее преподобному Псалом преподобным, подвизавшимся на островах Господь воцарится, да веселятся острови. 08. 06. Святых благоверных князей Василия и Константина Ярославских Величание Величаем вас, святии благовернии князие Василие и Константине, и чтим подвиги и труды ваши, ихже вы во славу Христа Бога и во устроение земли вашей совершисте.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Почему и Феодорит сказал: Можно видеть (найти) исполнившими это Давида и подобных ему и бывших после них, каковы венценосные мученики и подвижники благочестия. Псалом 64 В конец. Псалом песни Давиду. Песнь Иеремиева и Иезекиилева и людей переселения, егда хотяху исходити (пред исходом их). И этот псалом надписывается: «в конец», потому что пророчествует об освобождении пленных евреев из Вавилона, от лица которых, по словам Феодорита, и сочинен настоящий псалом. Он же пророчествует, по словам Афанасия, и об изменении и благочестии язычников. Что означает: «псалом песни», мы сказали в 9й главе предисловия, где и смотри. В дополнение же к надписанию прибавлю и то, что бл. Феодорит, видя, что сей псалом имеет сию надпись: «песнь Иеремиева и Иезекиилева и людей переселения пред исходом», говорит, что сей надписи не находим ни в еврейском, ни у других переводчиков, и что, как кажется, кто-то несведующий прибавил ее, не обращая внимания ни на историю, ни на содержание псалма, тогда как Иеремия не ходил в Вавилон, но получив от Бога дозволение жить, где хочет, он избрал пребывание в отечестве своем. Сам Иеремия пишет только, что он пошел в Египетский Тафнас вместе со многими другими иудеями, которых оставил Навузардан: «и пошли во Египет, поелику не послушали гласа Господня и вошли в Тафнас. И было слово от Господа к Иеремии в Тафнасе следующее: возьми себе камни великие» (Иер.43,7—9). ). Итак, сие, говорит, не соответствует исходящим из плена, но находящимся в плену. Иоанн Литин говорит, что последние пять стихов, начиная с слов: «Ты посетил землю и упоил ее», дают основание думать, что Давид написал сей псалом по получении изобильного дождя во время бездождия. Почему прилично читать его во время бездождия. Из сего должно заключить, что и повествуемое об Иеремии в Синаксаре, что ходил в Вавилон, не имеет основания. У Феодорита написано и то, что Иеремия, построив высокий столб и в нем заключившись, написал свой «Плачь», в котором оплакивает то Иерусалим, то рабство народа. По написании уже сего «Плача», в своем отечестве, кажется, пошел в Египет. Афанасий говорит, что в псалме сем Давид вводит лице язычников, увееровавших во Христа и сверх того воссылает молитву за них, как бывших прежде бесплодными, а потом чрез веру во Христа сделавшихся доброплодными.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010