Псалом 111 Аллилуиа. Думаю, что вступление и начало сего псалма имеет великую связь с концом предыдущего псалма; почему и сей псалом имеет одну и ту же надпись с ним, как часть его. В конце одного говорится: «начало премудрости страх Господень»; а в начале сего: «блажен муж, боящийся Господа». Некоторые, как то: Златоуст и Ориген говорят, что сей псалом содержит 22 буквы еврейского алфавита; и начала стихов сего псалма еврейской псалтири имеют те же начала еврейского алфавита, как и предыдущий псалом, который содержит, как мы заметили прежде, число букв еврейского алфавита, почему и псалом сей, по словам Оригена , называется стиховным, или алфавитным. Поскольку же букв еврейского алфавита 22, а стихов в сем псалме только десять, то потому в каждом стихе первых восьми стихов полагается по две алфавитные буквы, а в двух последних находятся три буквы алфавита, как говорит Литин, и как мы сказали в предыдущем псалме. Кажется, что сей псалом писан по буквам еврейского алфавита потому, что особенно располагает к нравственности.(1) (1) Слова Феодорита: Сей псалом подает желающим наставление в благочестии. A другие говорят, что сей псалом есть почти изъяснение слов Апостола Павла: благочестие на все полезно; ибо ему принадлежите обетование настоящей и будущей жизни (1, Т. 4, 8); а такие обетования представлены в нем совокупно. Пс.111:1 .  Блажен муж, бояйся Господа В предыдущем псалме, Давид сказал, что страх Господень делает мудрым того, в ком Он находится: начало премудрости страх Господень; а в сем говорит, что страх Господа делает боящегося Его блаженным: блажен муж боящийся Господа. Впрочем, блажен не тот, который просто боится Бога, потому что так боятся и бесы, но тот, который боится Бога и хранит заповеди Его. Просто страх Божий есть страх слабый и мертвый, а тот страх, который заставляет хранить заповеди Божии, есть деятельный и живой.(1) (1) По словам Великого Афанасия, мужество есть не телесная, но душевная добродетель, где нет различия мужеского и женского пола, но все (души), созданные по образу Божию, носят на себе одно и то же начертание и имеют одну и ту же природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Вот, блажен тот, кто думает о бедных. Блажен, кто не ходит на совет нечестивых. Потом, Великий 118-й псалом говорит: 118:1 Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Т.е. помнишь закон Божий, ходишь в законе Господнем — ты блажен, хорошо тебе будет. Сегодня я бы хотел почитать с вами псалом 31-й, который тоже говорит о блаженстве: 1 По-славянски: Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Сей псалом читается в чине Крещения. Когда мы крестим младенца, взрослого, положено его читать, петь его всей церковью. Но мы давно уже как-то так разучились петь псалмы. В нашем церковном обиходе пение псалмов не бывает частым, многие не знают псалмов, многие не умеют петь. Псалом 31-й положено петь на Крещении человека после самого Крещения. Вот он, псалом о блаженствах, псалом Давида, псалом-учение: здесь есть наука. 1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! 2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! 3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, 4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху. 5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего. 6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его. 7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. 8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою». 9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». 10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость. 11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем. Наша сегодняшняя беседа будет про этот псалом. Учение о блаженстве. Кто же блажен кроме тех, кто не ходит на совет нечестивых, кто разумевает на нищего и убогого, кто сочетает свои шаги с законом Господним? Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи прикрыты. Недаром Церковь положила псалом сей читать и петь на Крещении. Повторяю ещё раз, что мы его часть опускаем как, так сказать, некий текст, который читать необязательно. Но смысл псалма очень важен, он положен на Крещение, потому что в Крещении, собственно, и оставляются человеку грехи: мы исповедуем единое Крещение во оставление грехов. Всё остальное — это уже остальное. Мы причащаемся, например: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое, во оставление грехов. Пийте от Нея вси: сия есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая, во оставление грехов». Т.е. что во оставление грехов совершается в Церкви? — Крещение и Причащение. А исповедь? — Тоже во оставление грехов: «Ихже аще оставите грехи, оставятся им, ихже аще держите, удержатся». И вот Давид хвалит человека, которому прощены грехи и его беззакония покрыты:

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-rad...

Так, второй вопрос заключается в длительности этого наказания: сколько все это будет продолжаться (1:17)? Аввакум приготовился получить еще один ответ (2:1). Пришедший ответ стал основой глубокого богословского размышления, который длился веками, став даже основным текстом Нового Завета (см. ниже): «Праведный верою/верностью жив будет» (2:4). Бог будет действовать в свое время, но пока это время не наступило, Его народ должен доверять Ему. 1064 Окончание книги выражает эту основополагающую надежду. Пять проклятий 2 главы отражают уверенность в том, что Бог поступит с неправедным Вавилоном по справедливости. Полагающиеся на себя, а не на Бога, не устоят. 1065 Псалом из 3 главы показывает, что почерпнул Аввакум из видения в 2:1. Бог доказал свою верность в прошлом через мастерское создание неба и земли и через управление народами мира. Однажды Он уже упорядочил хаос, и Он сделает это снова. Бог выйдет победителем, а зло будет наказано. Поэтому, даже если настоящее кажется суровым (3:17), Аввакум будет доверять Господу (3:1819). Провидение Божье по отношению к вселенной призывает Божий народ к верности при любых обстоятельствах. Связь с Новым Заветом Цитата из книги Аввакума (2:4) встречается в писаниях Павла дважды в обсуждении важности веры ( Рим.1:17 ; Галл.3:11). В Послании к Римлянам цитата является частью более широкого аргумента Павла, который он раскрывает в главах 15 и который касается греховности человека и верности Бога. В этом то и заключается гениальность Евангельской вести – в том, что праведные могут жить верой (1:17). В Послании к Галатам цитата появляется как часть аргумента Павла о том, что Закон не в состоянии оправдать человека. Оправдание приходит только через веру. Цитата, которую Павел приводит в Послании к Римлянам, сильно отличается от цитируемого места и по греческому переводу Ветхого Завета и по еврейскому тексту. 1066 Таким образом, цитата становится двусмысленной. Говорит ли он о верности верующих или же о Божьей верности, которая проявилась в Иисусе Христе? Многие ученые считают, что «праведный» в Послании Павла – это верующий, который живет верой во Христа. С другой стороны, среди ученых есть и такие, кто считает, что Павел толкует Аввакума мессиански, то есть, что «праведный» – это Христос, а христиане спасаются благодаря верности Иисуса Христа. 1067

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

ПСАЛОМ 37 покаянный, возвещает о субботе, о упокоении вечном, праведным уготованном в Царствии Божием, когда откроется день вечный незаходимого покоя. ПСАЛОМ 38 в конец, или о Христе тайну содержащий, Имже верный приходит от суетного мира сего во Отечество Небесное благодатию Христа Господа. Здесь поучение о терпении и хранении сердца в молитве Иисусовой от греха. ПСАЛОМ 39 поучает в терпении и молитве ожидать от Христа Бога Отечества Небесного. Евангелие Христово явило песнь нову, и камень веры, и жертву крестную в Церкви велицей - всех любящих Христа. ПСАЛОМ 40 содержит пророчество о пречистых Страстях Христовых, о предании Его от злочестивого Иуды, о болезни и нищете Его, егда нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся. Слово " смертию умрешь " (Быт.2:17) - Адамову клятву понес Христос и даровал воскресение. ПСАЛОМ 41 выражает усердную любовь ко Христу Богу Человеколюбцу за Его благодеяния. Христос, яко бездна милосердия, покрыл бездну греховную человеческую на Кресте. ПСАЛОМ 42 изъявляет прошение об обновлении человека, ибо Христос - Сын Божий, Свет миру и Истина - вводит в гору святую - Церковь Свою и селения райские. ПСАЛОМ 43 в конец, разумения тайны всемогущества Христова в чудесах египетских. Сыны Кореевы - сыны терпения, ибо " Корей " значит " Голгофа " , место лобное; и Христос распятый - и Десница Божия, и Похвала; и Крест Его - рог спасения. ПСАЛОМ 44 о возлюбленном Отроке Иисусе, о великом изменении во вселенной: " во Христе, нова тварь " (2Кор.5:17), об обращении к вере, покаянию и о славе Богоматери и Церкви. Христос Бог в доброте - в благодати, во всемогуществе, премудрости, утвердил престол, жезл царствия, яко Царь и Царица - Пресвятая Богородица, предста одесную Царя Христа. Вся слава Дщери Царевы - Девы Богородицы - внутри, яко Премудрость созда Себе дом: " Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил " (Мф.1:23), ибо изведет жезл из корене Иессеева, и ублажат Деву вси роды. Она и несекомая гора, и лествица, и врата заключенная, и ковчег Завета, и золотая кадильница, и земля обетования, и руно Гедеоново, и купина неопалимая, Святая святых большая. И вся слава Дщери Царевы яко рясна златые - чистота, вера, любовь, благодать, и Она честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим. Приведутся Ея ради Царю девы в след Ея - души всех чистых и святых. И Богородица - Матерь Божия и Матерь всех христиан, и все верные - сыны Ее. Помяну имя Твое, Богородице, во всяком роде и роде, яко и Сама Пречистая воспела: " Се бо отныне ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мне величие Сильный и свято имя Его " (Лк.1:48-49).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

Ст. 7. Припомни – воздай, накажи; ...сынам Едомским – жителям Идумеи, страны, расположенной к юго-западу от Мертвого моря. Идумеяне постоянно враждовали с древними евреями (см.: Иез. 25:12; 35:5 ). Ст. 8. Дочь Вавилона – жители Вавилона. В 539 г. до Рождества Христова Вавилон был взят войском персидского царя Кира Старшего. Ст. 9. В этом стихе встает хорошо знакомая в древнем мире картина расправы над побежденным народом, когда жертвою оказывались дети и женщины. Псалмопевец взывает здесь к ветхозаветному закону возмездия «око за око, зуб за зуб» (см.: Исх. 21:24 ), который был упразднен в Новом Завете (см.: Мф. 5:38–48 ; Лк. 6:27–29 ). Иносказательное объяснение псалма: под сынами Едомскими св. отцы понимают бесов, воюющих против человека, под Иерусалимом – душу, под Вавилоном – нечестие и грех , подчинившие себе человека, под младенцами – страстные помыслы, под блаженными – тех, кто разбивает помыслы о камень веры.   Псалом 137 Псалом Давида, Аггея и Захарии – надписание говорит о том, что псалом Давида исполнялся в богослужении пророками Аггеем и Захарией. Псалом распадается на три части: сначала Псалмопевец от себя лично возносит хвалу и благодарение Богу (ст. 1–3), затем, охваченный восторгом, зовет присоединиться к этому славословию всех царей на земле (ст. 4–6), в последних двух стихах (ст. 7–8) он снова доверительно обращается к Богу от своего лица. Ст. 2. ...за милость Твою и истину Твою – здесь упомянуты те свойства, о которых Сам Бог говорит в Библии: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» ( Исх. 34:6 ). См. также примеч. к пс. 32:5. Ст. 3. В день – в то время. Ст. 4. ...слова уст Твоих – ср.: Ис. 40:5 . Ст. 6. ...на смиренных взирает – ср.: Ис. 57:15; 66:2 . Ст. 7. ...руку Твою... десница Твоя – образы непобедимой силы.   Псалом 138 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...псалом Захарии, в рассеянии – эти слова отсутствуют в евр. тексте и указывают, вероятно, на то, что псалом был в употреблении у пророка Захарии в вавилонском плену. Псалом прославляет Бога как Всеведущего и Вездесущего, перед Кем человек обнажен во всех своих действиях и мыслях; открытость перед Богом ведет к чувству близости и заставляет восхищаться Его Премудростью, заботой о всей вселенной и о самой малой части ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– И ясно, что таким источником является слух, ибо страшное слово сердце мужа праведна смущает ( Притч. 12:25 )»/ Евагрий Понтийский . 1994, с.123–124/. Речь непосредственно, неотделимо связана со слухом/Флоренский. Т. 2. 1990, с.37/. Ни христианское богослужение, ни обыденную жизнь мирян и монахов невозможно представить без песнопений. Молитвы в православии не просто произносятся, они поются, и это является дополнительным условием, позволяющим настроиться на молитвенный лад и излить свою душу Богу. Афанасий Александрийский († 373 г.) в работе «Об истолковании псалмов» пишет об исцелении души благодаря воспеванию псалмов. При этом он не ограничивается только словесным содержанием Псалтири. В его сознании, как практически и в сознании всего христианского мира, псалмы неразрывно связаны со специфическими ритмо-мелодическими структурами. Это особый жанр гимнографии, ибо псалмы не читаются, но поются особым образом. Мелодическое исполнение псалмов своей напевностью и гармоничностью воздействует на души поющих и слушающих, приводя их в умиротворенное блаженное состояние. Музыкальность псалмов способствует отрешению души от обыденных чувств, страстей, переживаний и ориентирует ее на достижение христианского идеала – спасения для вечного блаженства/Бычков. 1991, с.7/. Известный христианский подвижник IV века Ефрем Сирин так достохвально пишет о псалмах: «Псалом – отгнание демонов. Псалом – оружие против страха ночного. Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев. Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами»/ Ефрем Сирин . Т. 3. 1994, с.45–46/. Важность зрения для человеческой жизни трудно переоценить: через него в человеческий мозг поступает около 90 % всей сенсорной информации.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

б) Псалом надписывается, по строгому преложению с Еврейского, Давиду. Некоторые дают сему выражению особливую знаменательность и полагают, что им означается не просто псалом, написанный Давидом, но Псалом Давиду, внушенный от Духа Святаго. в) Псалом песни, по изъяснению св. Златоуста, есть такой род псалма, в котором за песней, воспеваемою гласом и языком человеческим, следует псалом, совершаемый звуком орудий мусикийских . Происхождение Происхождение сего псалма некоторые думали объяснить победой Езекии над Ассирянами. (См. Толкование на Псалтирь.) Но сие происшествие не заключает в себе достаточных оснований к тому, чтобы поставить Давида песнопевцем Езекии. Другие почитали сей псалом песнею победы над Филистимлянами (Clarius inter crit. Sacros ). Но и сему мнению из всего псалма благоприятствует одно имя благовестниц (Пс.67:12). См.: 1Цар.18:6,7. Мнение, что настоящий псалом относится к исшествию сынов Израилевых из Египта, лучше других соглашается с содержанием оного (Пс.67:8,9). (Grotius inter cr. Sacr.). Сие, однако, не препятствует искать особливого случая, которым дух Божественного песнопевца обращен был на сей предмет. Таковым случаем не без основания полагают перенесение кивота Господня в Иерусалим со псалмопением (2Цар.6:5,14). (См. Толкование на Псалтирь.) Догадка сия утверждается на том, что настоящий псалом начинается тем восклицанием, которое употреблял Моисей при воздвижении кивота (Чис.10:34).   Содержание Общее содержание сего псалма есть прославление победоносного и спасительного Царства Божия, которое изображается в нем частью исторически, частью же пророчественно. В сем последнем отношении особенный предмет оного есть превознесение (Exaltatio) Иисуса Христа, как сие изъяснил Апостол Павел (Еф.4:7-10). Расположение Для удобнейшего рассматривания состав псалма разложен быть может на четыре главные части. I) Вступление, в котором открывается случай и начало настоящего пророческого восхищения - ощущение присутствия Божия с его действиями (2-4). II) Предложение. Оно есть воззвание к пению и радованию пред Богом (5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

ПСАЛОМ 132, степень 14 - любовь по Бозе к ближнему. Братия единоутробные - родившиеся в единой купели крещения во вселенной, во единстве веры во Христа Господа, ибо пребывают в обилии благодати Духа Пресвятаго, сходящей на гору Сионскую - Церковь Христову, где пребывает Бог любви, и каждый, пребывающий в любви, в Боге пребывает, и любящий Бога любит и брата своего. Любовь есть союз совершенства. ПСАЛОМ 133, степень 15 - благодарение Богу. Христиане, горне мудрствующе всегда хвалят и благодарят Бога, пленяя всяк разум в послушание Христово. И Творец неба и земли Христос Господь благословляет верных от Сиона Своего - Церкви святой- благодатию Своею. ПСАЛОМ 134 хваление Христу Богу, яко даровал нам свет истинный, и просвещение разума, и богопознание. Все православные христиане, и служащий алтаря, и все верные да благословят Христа Бога на земли и на небеси. ПСАЛОМ 135 прославляет Бога Вседержителя и благодеяния и милости Христа Спасителя; яко Глава святых церквей и всех святых Крестом утвердил землю, демонов и идолослужение сокрушил и всякой плоти - всем верующим во Христа - даровал обожение и спасение. ПСАЛОМ 136 выражает воздыхание и плач, да избавит Христос Бог пленения греховного Вавилона, да дарует обители небесного Иерусалима. Воспевается сила Креста и желание земли чуждей - человеку крещения святаго, и избавления от Вавилона мятежного, и греха- его дщери, благодати, дабы непрестанно призывая Иисуса Христа - камень нашей веры - в помощь, разбивать о Него младенцев - греховные помыслы - и блаженствовать во свете. ПСАЛОМ 137 воспевает созидание храма и силу благодати Христа Бога, яко " Слово плоть бысть " (Ин.1:14), и явися нам Его храм святый, и милость, и истина, и велия слава Господня - в Боговоплощении, в Божественной деснице Его спасая верных. ПСАЛОМ 138 воспевает всеведение Божие и спасительное промышление Христа от начала вселенной. ПСАЛОМ 139 яко молитва Христа, Сына Божия, Сына Человеческого к Богу Отцу и глас святыя Церкви и верного. Праведники исповедают имя Христово, и вселятся с лицем Божиим, и радоваться будут.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

10 . Псалом 10 с написанием «в конец» возвещает о премудрости Христовой, дабы укрепиться в надежде, благодатной помощи против видимых и невидимых врагов, устрашая их Страшным судом Божиим и лютой казнью и вечным мучением. 11 . Псалом 11 возвещает воздавать славу и честь до скончания века Христу Спасителю, когда откроется день осьмой – незаходимый, вечного блаженства. Воистину словеса Господня чиста, очищено седмерицею – семью дарами Духа и таинствами и семью Соборами. Страсти ради наших и воздыхания убогих Христос пострада, умре и воскресе. 12 . Псалом 12 изъявляет глас Адамов и души человеческой от лица праведных – да не замедлится пришествие Христа Спасителя. Лице же Бога Отца есть Христос Господь, спасающий род человеческий, и к Нему молитва: «Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мои, и возрадуется сердце мое о спасении Твоем, Христе Боже наш». 13 . Псалом 13 обличает безумие нечестивых, ибо многие уклонились от правды Божией на дела беззакония, не призывают Бога, Господь же в роде праведных. От Сиона – Церкви Святой, устроит спасение и избавит людей от пленения диавольского. 14 . Псалом 14 вразумляет верующих во Христа, желающих войти в Царствие Небесное, – жить добродетельной жизнью, избегать всякого зла, любить истину и добро. 15 . Псалом 15 Столпописание – то есть выражение премудрости Божией, дабы возвещались великие благодеяния Божии и любовь Божия к человеку. Человек стал достоянием Божиим через дары Духа Святого, и непрестанной молитвой человек может духом своим всегда пребывать с Богом в веселии сердца – Яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ). 16 . Псалом 16 есть молитва Самого Праведника – Сына Человеческого Христа Господа к Богу Отцу от лица человечества. К Нему же Он и Ходатай есть и очищение о грехах наших: не о наших же точию, но и всего мира. Псалом этот и молитва есть Церкви Святой и всякого верного к Богу во избавление от всякого зла и о даровании благ небесных. Десницей Божией в Божественной силе Христа Спасителя, в крове крилу – Животворящего Креста верные находят покой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Беседа на псалом двадцать девятый (1) «Псалом песни обновления дому Давидова». Состав тела, в переносном смысле, есть псалтирь и орган, мусикийски настроенный для хвалебных песнопений Богу нашему; телесные же действия, совершаемые во славу Божию, когда под управлением благонастроенного ума не допускаем ничего нестройного в движениях своих, составляют псалом, а что соединено с выспренним созерцанием и богословием, то есть песнь. Посему псалом есть музыкальная речь, когда по законам гармонии мерно ударяют в орган, а песнь есть стройный голос, выводимый гармонически и взятый отдельно от звуков органа. Так как здесь написано: «псалом песни», то думаем, что в сих словах разумеется действие, сообразное с созерцанием. Но сей «псалом песни» по надписанию содержит в себе какую–то речь об «обновлении дома». И кажется, что в смысле вещественном псалом сей, петый под звуки псалтиря, указывает на знаменитый храм, воздвигнутый во времена Соломона, а в смысле духовном он означает воплощение Бога Слова, и надписание псалма указывает на обновление Его дома, новым и необыкновенным образом устроенного. Ибо находим, что в псалме сем многое возвещено от лица Господня. Или, может быть, под домом прилично будет разуметь созданную Христом Церковь, как и Павел в Послании к Тимофею пишет: «Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива» (1 Тим. 3, 15). Под обновлением же Церкви должно разуметь обновление ума, совершаемое Духом Святым в каждом из восполняющих Тело Церкви Христовой. И псалом сей есть божественная и мусикийская гармония; он содержит в себе слова, не слух увеселяющие, но низлагающие и укрощающие лукавых духов, которые смущают души, подверженные их нападениям. (2) «Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне». Каким же образом Обитающий в вышних может быть вознесен получившими в удел страну низкую? Ежели Бог на небеси — горе, а ты на земле — долу, то как вознесешь Бога? Итак, что же означает у Пророка такое обещание? Не то ли разумеется, что возносят Бога способные составить о Нем великие и достойные понятия, живущие во славу Божию? Посему разумно поспешающий к блаженству возносит Бога, а идущий противоположным путем (невозможно и выразить, в какой степени) унижает Бога.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010