Псалом 1. Князи да восхвалят имя Господне. 2. Поставиши их князьями по всей земли. 1. Князи людстии собрашася с Богом Авраамлим. 2. Божии державнии земли зело вознесошася. 1. Держава Господь боящихся Его. 2. Раб Твой есмь аз. 1. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. 2. Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе. 1. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего. 2. Уготовихся и не смутихся сохранити заповеди Твои. 1. На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек. 2. Внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах. 1. В руках Твоих жребий мой. 2. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них. 09. 06. Иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийскаго Величание Величаем тя, святителю отче Кирилле, злословия терние изкоренившаго, учения же Православия насадившаго и Пречистую Деву Марию яко истинную Богородицу славити научившаго. Псалом общий великим вселенским святителям Услышите сия, вси языцы. 11. 06. Иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Достойно есть», или «Милующая» Величание Достойно есть величати Тя, Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. Псалом общий Богородице второй Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. 12. 06. Преподобнаго отца нашего Арсения Коневскаго Величание общее преподобному. Псалом преподобным, подвизавшимся на островах Господь воцарися, да веселятся острови. 14. 06. Святаго благовернаго князя Мстислава Новгородскаго Величание и псалом общие князю-правителю. 18. 06. Иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Боголюбская Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, егоже благоверный князь Андрей даде нам на врага в победу и всем верным во спасение 107 . Псалом общий Богородице первый Помяну имя Твое. 20. 06. Святаго благовернаго князя Глеба Владимирскаго Величание и псалом общие князю-юноше 23. 06. Иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Владимирская Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святую икону Твою Владимирскую, еюже многажды град Москву и всю Русскую землю спасала еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

ПСАЛОМ 59 воспевает благодарение Христу Богу за благодеяние - о изменении, обновлении ветхого человека в нового. Пришествие Христово потрясло землю, и Крест - знамение силы Христовой, дал боящимся Его. Бог Отец возглагола во Святем Отроке Иисусе - в Деснице Божества, воссиявшего от колена Иуды от Девы, коноба - селения Своего, утробы Богоматери и утвердившего град ограждения - Церковь Свою. ПСАЛОМ 60 есть молитва к Богу чающих Небесного Отечества. Христос - камень горы Голгофския, яко столп крепости, в селении и криле Божества Своего взошел на Крест и воскрес, и дал еси достояние боящимся имени Его быть чадами Божиими. ПСАЛОМ 61 возглашает надежду на Бога в терпении за Христа Господа, Иже, бесценен Сый, ценою сребреников предан был на вольную страсть и смерть за спасение всего мира. ПСАЛОМ 62 есть и молитва верующего во Христа Господа. Жаждет душа во Святом Отроке Иисусе видеть силу и славу воскресения, и от тука и масти Его - плоти и крови Его, насыщения земли, плоти безводной, десницею Божества Его. ПСАЛОМ 63 есть молитва к Богу Отцу Христа Господа во время Страстей и всех верных Его, праведных и мучеников. ПСАЛОМ 64 дан Духом на вечное хваление Христа Бога. Хвала Христу в Сионе - в земной Церкви и Иерусалиме Небесном. Свят храм Христов - плоть Его, яко селение Божества. Горы - апостолы, в шуме - громе проповеди- возвестили во вселенной вечер Страстей Христовых и утро воскресения. Землю - верного человека - посетил воплощением, упоил водою крещения и обогатил Духом Святым; бразды - ум, сердце, душу - упоил благодатию. Благословиши венец лета благости - воплощение и воскресение Христово. ПСАЛОМ 65 прославляет воскресение и хвалу Богу возсылает за благодеяния. Слава хвале - Божеству Христа, от всей земли - людей верных - пение и поклонение. Море грехов, реки нечестия Бог иссушает и разрушил сеть - грех Адамов, в нем же все человечество погрузилось, и проидохом сквозе огнь и воду в покой - крещением Духом и водою в райские обители Бог вводит. Верные же всесожжения тучна - молитва, пост, богомыслие; волы с козлы - добродетели, приносят Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

53 . Псалом 53 поучает полагать надежду при бедах и гонениях на Христа Господа, пришедшего исполнить волю Отца Небесного. 54 . Псалом 54 воспевает пречистые страсти Христа Господа, изображает страдания. 55 . Псалом 55 полагает на сердце, яко на столпе, к вечной памяти начертать человеколюбие Божие, яко Господь укрощает спадших с высоты демонов и избавляет души верных от смерти, очи их от слез и нозе их от поползновения греховного, дабы ходить во свете живых, возрожденных к жизни вечной. 56 . Псалом 56 раскрывает премудрость Божию, да не растлиши, то есть не унизиши, Христово уничижение, Его страсти и смерть, но познай любовь Его, воскресение и Божество. Милость и истина – Христос избавил Адама от среды скимнов, льва рыкающего – диаволю. Ископали сыны человеческие яму Господу, поругание и смерть, и за неверие сами впадоша в ню – в глубины ада. Слава же Отца – Сын Божий – воскрес рано, во едину от суббот, во плоти обоженной, и воспевается во языцех, и возвеличился до небес, и вознесся на небеса, и по всей земле слава Христа Бога – Царя царей. 57 . Псалом 57 возвещает славу Христа – Сына Человеческого и Сына Божия – Царя царем и Господа господем. Гонители Христа и нечестивые фарисеи отчуждились от ложесн – Церкви и благодати. Господь сокрушил зубы львов – демонов, фарисеи не видеша Солнца правды – Христа Бога, не разумели терния своего, то есть заблуждения и неверия, пребыли во тьме. Праведник же Христос Бог, Судия на земли живых, воскресением Своим победил тление и смерть. 58 . Псалом 58 есть моление Христа Господа к Богу Отцу во время спасительных страстей. Нетление, нерастление во гробе пречистой плоти Христа – «во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником» – верным дарует Воскресение заутра. Поем силу Христу, и заступление, и милость Его. 59 . Псалом 59 воспевает благодарение Христу Богу за благодеяние – об изменении, обновлении ветхого человека в нового. Пришествие Христово потрясло землю. Крест – знамение силы Христовой – дал боящимся Его. Бог Отец возглагола во Святем Отроке Иисусе – в Деснице Божества, воссиявшего от колена Иуды от Девы, коноба – селения Своего, утробы Богоматери, и утвердившего град ограждения – Церковь Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Поздравляю всех читателей «Русской народной линии» с наступающим Новым 2023 годом и, прежде всего, с грядущим Рождеством Христовым. Божией помощи всем нам в наступающем нелёгком 2023 году, чтобы справиться со всеми испытаниями. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. Консолидация нужна всегда... Нет? В наступающем году необходима консолидация общества вокруг Церкви и власти. Похоже, это верно... Но простите... А реальная " консолидация ВСЕГО общества " без единства в ежедневной ОБЩЕНАРОДНОЙ МОЛИТВЕ принципиально возможна? Я вот о чем... Всенародная молитва Грузии Чада Грузинской Церкви молятся семь раз в течение суток, через каждые три часа, и только ночью делают более долгий перерыв – с полуночи до шести утра, то есть шесть часов. Всенародная молитва Грузии По благословению и святыми молитвами Патриарха-католикоса всея Грузии Илии II в стране возродилась древняя и спасительная грузинская молитвенная традиция. Духовенство и миряне исполняют молитвенное правило согласно строке 118 псалма, где сказано: Всяк день семикратно восхвалял я Тебя ( Молитва совершается в 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 24 часа. По благословению Патриарха те, кто в шесть утра не может проснуться или в полночь уже спит, имеет возможность прочитать молитвы, положенные на эти часы, в другое время. В положенные часы совершаются короткие молитвы по установленному порядку. Обязательно в них присутствует «Отче наш», а остальные молитвы варьируются. Чин следующий: 6 утра – молитвы начинаются с Трисвятого по Отче наш, затем 22 псалом и тропарь Кресту Христову; 9 утра – Отче наш, 50 псалом и Богородице Дево, радуйся!; Полдень – Отче наш, 90 псалом и Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице!; 15 часов – Отче наш, 142 псалом и тропарь святой Нине; 18 часов – Отче наш, 69 псалом и тропарь святому Георгию Победоносцу; 21 час – Отче наш, 127 псалом и тропарь святому Николаю Чудотворцу; Полночь – Отче наш, 133 псалом и молитва Со святыми упокой.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/28/na...

Аллилуиа. Думаю, что вступление и начало сего псалма имеет великую связь с концом предыдущего псалма; почему и сей псалом имеет одну и ту же надпись с ним, как часть его. В конце одного говорится: начало премудрости страх Господень; а в начале сего: блажен муж, боящийся Господа. Некоторые, как то: Златоуст и Ориген говорят, что сей псалом содержит 22 буквы еврейского алфавита; и начала стихов сего псалма еврейской псалтири имеют те же начала еврейского алфавита, как и предыдущий псалом, который содержит, как мы заметили прежде, число букв еврейского алфавита, почему и псалом сей, по словам Оригена, называется стиховным, или алфавитным. Поскольку же букв еврейского алфавита 22, а стихов в сем псалме только десять, то потому в каждом стихе первых восьми стихов полагается по две алфавитные буквы, а в двух последних находятся три буквы алфавита, как говорит Литин, и как мы сказали в предыдущем псалме. Кажется, что сей псалом писан по буквам еврейского алфавита потому, что особенно располагает к Слова Феодорита: Сей псалом подает желающим наставление в благочестии. A другие говорят, что сей псалом есть почти изъяснение слов Апостола Павла: благочестие на все полезно; ибо ему принадлежите обетование настоящей и будущей жизни (1, Т. 4, 8); а такие обетования представлены в нем совокупно. Ст. 1. Блажен муж, бояйся Господа. В предыдущем псалме, Давид сказал, что страх Господень делает мудрым того, в ком Он находится: начало премудрости страх Господень; а в сем говорит, что страх Господа делает боящегося Его блаженным: блажен муж боящийся Господа. Впрочем, блажен не тот, который просто боится Бога, потому что так боятся и бесы, но тот, который боится Бога и хранит заповеди Его. Просто страх Божий есть страх слабый и мертвый, а тот страх, который заставляет хранить заповеди Божии, есть деятельный и По словам Великого Афанасия, мужество есть не телесная, но душевная добродетель, где нет различия мужеского и женского пола, но все (души), созданные по образу Божию, носят на себе одно и то же начертание и имеют одну и ту же природу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

200 Псалом 49 49 псалом посвящен изображению Суда Божия. «Бог богов Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада. От Сиона, который есть верх красоты, является Бог, грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю судить народ Свой: Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве. И небеса провозгласят правду Его, ибо судья сей есть Бог» ( Пс. 49, 1–6 ). В содержании псалма можно усмотреть и буквальный и пророческо-мессианский смысл. Если рассматривать псалом буквально, то в псалме мы увидим изображение суда Божия, грозящего народу еврейскому за его грехи. Толкуя псалом в пророческо-мессианском смысле, толкователи (святитель Иоанн Златоуст , блаженный Феодорит) видели в нем описание Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Говоря о величественной картине Суда Божия, нарисованной в псалме, Блаженный Феодорит восклицает: «Не думайте, что второе пришествие Его будет таково же, как и первое! Тогда велелепие Свое сокрыл он в уничижении и нищете, а теперь всем явственно покажет Свое владычество и царское достоинство, не долготерпением уже водясь, но судя правдиво». 201 Псалом 59 Надписание псалма: «В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: Внегда сожже средоречие сирийское и Сирию совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебре солей дванадесять тысящ». Из надписания следует, что Давид воевал в Сирии, в местности Совал. Совал – сирийская область, расположенная между двумя реками. Об этой войне не рассказывается в исторических книгах. Затем, как предполагают толкователи, в царство Давида с юга вторглись идумеи. Полководец Давида Иоав возвратился из Сирии с частью войска и разгромил их 12-тысячное войско в битве в Соляной долине. Наиболее известное толкование на этот псалом принадлежит преподобному Максиму Исповеднику . Он толкует псалом строго аллегорически. Его экзегеза 59 псалма может служить образцом аллегорического толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Вот таково, в духовном аспекте, состояние человеческого рода, начавшегося от Адама. Более 150 лет назад написано это сочинение святителя Игнатия (Брянчанинова) ; в наше время вышли книги, в которых приводятся более подробные перечни грехов, однако если проследить грехи к их первоисточникам, то мы увидим те же восемь основных страстей, о которых вслед за древними святыми отцами – Макарием Великим , Антонием Великим , Исааком Сириным , Иоанном Дамаскиным , Максимом Исповедником и многими другими преподобными – пишет святитель Игнатий, показывая, объясняя состояния человеческой души, подверженной греху, и пути исцеления от него. 50-й псалом как урок покаяния Помню, когда только начал ходить в храм, я сосредоточился на этом псалме, и мне захотелось выучить его. А тем, кто рукополагается в священники, вменяется в обязанность знать его наизусть. Читается он почти на всех богослужениях: на часах, на кафизмах вечерни и утрени; читает ли священник последование Исповеди – тоже услышим этот псалом, он предваряет покаянные молитвы. И в праздничных богослужениях, и на Страстной седмице, и в тайных молитвах, которые священник читает про себя перед царскими вратами и у алтаря, – есть такой момент в литургии верных, во время Херувимской песни, перед великим входом. Об этом псалме можно очень много говорить. В молитвах перед таинством Исповеди сказано, что Господь дал нам пример покаяния Давида, установил его как образец для всех верующих. Есть два таких образца – покаянное молитвословие царя Манассии, где он исповедуется и кается Богу в своих грехах, и вот этот псалом. Он дан нам не просто как пример искреннего, глубокого покаяния, а и того, что мы должны через нашу исповедь испрашивать у Бога, к чему мы должны стремиться. Чем тяжелее грех , тем труднее, невозможнее бывает родиться покаянию. Только милость Божия своею рукой извлекает грешника из бездны погибели, у него открываются очи, и он видит, как тяжко его падение, как невозможно ему восстать без помощи Божией. Этот псалом раскрывает заложенные Богом духовные основы, составляющие саму суть покаяния. Он написан как псалом и в то же время как покаянная молитва, он начинается с обращения к Богу. Псалом тоже относится к роду молитв, но по своему содержанию стоит выше молитвы даже святого человека, потому что Псалмы вошли в канон священных книг, они написаны Духом Святым. И этот псалом написан псалмопевцем Давидом в то время, когда душа его переживала великое состояние – Давид познал свой грех, преступление перед Богом, и у него в сердце родилось молитвенное излияние, которым запечатлена его исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Отпевание священников бывает с особым погребальным звоном (см. выше). Оно совершается и над архиереями 1299 и отличается, по своему составу 1300 , во многом, от погребения мирских человек 1301 , именно: 1) После 17-й кафизмы «Непорочны» и «тропарей непорочных» с припевом: «Благословен еси, Господи», положенных и при отпевании мирян, – читаются Апостолы, Евангелия. При чтении 1-го Евангелия, обыкновенно, ударяют в колокол однажды. при 2-м – дважды и т. д. 2) Кроме Апостола и Евангелия, положенных при отпевании мирских людей, читаются еще 4 Апостола и 4 Евангелия, и таким образом при погребении священников читаются 5-ть апостолов и 5-ть Евангелий. Чтению каждого Апостола предшествует прокимен, а Евангелию – аллилуиа. Кроме того пред 1-м Апостолом положены тропари и степенны антифоны; пред 2-м Апостолом – седален н псалом: пред 3-м – антифоны, псалом, тропарь и седален; пред 4-м – антифоны, псалом и тропари; пред 5-м – Блаженны. Таким образом степенны антифоны находятся пред Апостолом 1-м (6-го гласа), 3-м (2-го гласа) и 4-м (3-го гласа) – псалмы же пред 2-м Апостолом (22-й псалом: «Господь пасет мя»), пред 3-м – псалом (23-й: «Господня земля»), пред 4-м – 83-й псалом: («Коль возлюблена селения Твоя») 1302 . При пении каждого стиха этих псалмов повторяется «Аллилуиа». Пред 5-м Апостолом поются «Блаженны» с тропарями иными, нежели какие поются на Блаженнах при отпевании мирских людей. Иногда иерей читает Блаженны с тропарями. За каждым чтением Апостола следует чтение Евангелия. После чтения 1-го, 2-го и 3-го Евангелий читается особая после каждого Евангелия молитва об упокоении усопшего. После чтения 4-го Евангелия поются тропари на Блаженны, а после чтения 5-го Евангелия читается 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже». Обыкновенно, каждое Евангелие читается особым священником. И читающий Евангелие говорит пред чтением: «Мир всем». А после чтения Евангелия читает молитву. Подобно сему, каждый Апостол читается особым диаконом, если их много при отпевании. И читающий Апостол сказывает прокимен пред ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Скачать epub pdf Псалом 8 Пс.8:1 B конец, о точилех. псалом Давиду – вот надписание восьмого псалма. О значении слова в конец было сказано при объяснении псалмов 4 и 6. Выражение псалом Давиду тоже не раз было объясняемо. Теперь требуется сказать о значении слова о точилех . Если понимать это слово буквально, по значению его на славянском языке (в переводе с греческого языка), то слово точило будет значить пресс, или тиски, коими выжимают из виноградных гроздьев (ягод) виноградный сок, в виноградных кадах, для выделки из него виноградного вина ( Мф. 21:33 ). Некоторые из иудейских раввинов думают, что псалом этот написан Давидом по случаю собрания винограда, когда употреблялись точила для выжимания виноградного сока. Но т.к слово это, о точилех, имеется и в надписаниях многих других псалмов, то нельзя допустить, чтобы оно употреблено было в значении виноградного пресса. По-еврейски здесь употреблено слово gittit (гиттит), которое означает музыкальный инструмент – гефский, т.е. из города Гефа, бывшего в Филистимской, соседней с Иудейскою, землею. Соответственно этому и в издании Псалтири на русском языке надписание о точилех заменено словами: «На Гефском орудии», т.е. псалом 8 должен быть исполнен музыкой на гефском музыкальном инструменте. Пс.8:2 Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Весь псалом этот есть восторженная песнь или хвала величеству, премудрости и благости Божией ко всей твари, в особенности же к человеческому роду. Размышляя о величестве Существа Божия, пророк приходит в удивление, как это столь великий Бог столько возлюбил человека и так благоволит к нему, что удостаивает его Своего посещения, великих милостей и благодеяний, и в этом удивлении восклицает: Иегова, Господи наш! Как величественно имя Твое по всей земли! Ты вознес величие Твое превыше небес! Таково величие Спасителя мира, сидящего одесную Бога Отца! Так чудно имя Господа нашего Иисуса Христа, к Которому лично и непосредственно относятся изречения следующих стихов псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Молитвословия перед Евангелием: прокимен , «Всякое дыхание»  и пр. Евангелие праздника Воскресное Евангелие « Воскресение Христово видевше» 50й псалом 50й псалом Слава,  «Молитвами  N  (имя святого)…» И ныне, «Молитвами Богородицы» «Помилуй мя, Боже…» Слава,  «Молитвами апостолов…» И ныне, «М олитвами Богородицы…» «Помилуй мя, Боже…» Стихира по 50м псалме Стихира по 50м псалме воскресная « Воскрес Иисус от гроба…» Молитва  «Спаси, Боже, люди Твоя…» Молитва  «Спаси, Боже, люди Твоя…» «Господи, помилуй»  12 раз «Господи, помилуй»  12 раз Возглас  «Милостию и щедротами…» Возглас  «Милостию и щедротами…» СХЕМА БУДНИЧНОЙ ВЕЧЕРНИ СХЕМА ВЕЛИКОПОСТНОЙ ВЕЧЕРНИ без Литургии Преждеосвященных Даров Возглас  «Благословен Бог наш» Начинается без возгласа 103 псалом. Светильничные молитвы 103 псалом, светильничные молитвы Великая ектенья Великая ектенья Рядовая кафизма 18 кафизма (кроме 5й седмицы поста) «Господи, воззвах»  со стихирами  «Господи воззвах» со стихирами «Свете Тихий» «Свете Тихий» Прокимен Прокимен 1й Паремия из книги Бытия. Прокимен 2й. Паремия из книги Притчей «Сподоби, Господи» «Сподоби, Господи» Просительная ектенья Просительная ектенья Стихиры на стиховне Стихиры на стиховне «Ныне отпущаеши» «Ныне отпущаеши» Трисвятое. «Отче наш» Трисвятое. «Отче наш» Тропарь Тропари  «Богородице Дево», «Крестителю Христов» и пр. Сугубая ектенья 40 раз «Господи, помилуй» «Небесный Царю» Молитва св. Ефрема Сирина. Трисвятое. «Отче наш» и пр. 33 псалом Окончание.  Великий отпуст Окончание. Великий отпуст СХЕМА БУДНИЧНОЙ УТРЕНИ СХЕМА ВЕЛИКОПОСТНОЙ УТРЕНИ Возглас  «Благословен Бог наш». Возглас  «Благословен Бог наш» Двупсалмие. Двупсалмие Возглас  «Слава Святей» Возглас  «Слава Святей» Шестопсалмие. Утренние молитвы Шестопсалмие. Утренние молитвы Великая ектенья. Великая ектенья «Бог Господь» со стихами.  Тропарь «Аллилуйя» с троичнами гласа Кафизмы (две или три). Кафизмы (три) 50й псалом. 50й псалом. Молитва  «Спаси, Боже, люди Твоя» Канон (из Минеи и Октоиха). Канон с библейскими песнями (из Минеи полный, из Триоди два трипеснца)

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010