Тэги Человек и Бог, человек и дьявол, борьба добра со злом 69. «Бойцовский клуб» Чак Паланик Учебник жизни в современном мире Год 1996, перевод — 2002 Страна США Цитата «В этом и состоит свобода. Когда теряешь всякую надежду» Тэги Цинизм, человек и судьба, интеллектуальный тупик 70. «Вишневый сад» Антон Чехов Учебник отказа от старых идеалов Год 1903 Страна Российская империя Цитата «Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку» Тэги Конфликт поколений, Россия, к­оторую мы потеряли, интеллектуальный тупик 71. «Замок» Франц Кафка Учебник абсурда жизни Год 1921–1922, опубликован в 1926-м, перевод — 1988 Страна Написан в Австрии, опубликован в Германии Цитата «Человек в своем неведении действует смелей, а потому я охотно останусь при своем неведении» Тэги Человек и власть, абсурд, интеллектуальный тупик 72. «Имя розы» Умберто Эко Учебник эрудиции Год 1980, перевод — 1989 Страна Италия Цитата «Ничто так не подбадривает струсившего, как трусость другого человека» Тэги Прекрасное далеко, конспирология, человек и власть, человек и Бог, борьба добра со злом 73. «Повелитель мух» Уильям Голдинг Учебник выживания в коллективе Год 1954, перевод — 1962 Страна Великобритания Цитата «Все всегда оказываются не т­акими, как от них ждешь» Тэги Человек и власть, интеллектуальный тупик, инфантилизм, маленький человек, гуманизм 74. «Посторонний» Альбер Камю Учебник человечности Год 1942, перевод — 1968 Страна Французский Алжир Цитата «Я уверен, что жив и что скоро умру. Да, кроме этой уверенности, у меня ничего нет. Но по крайней мере этой истины у меня никто не отнимет» Тэги Интеллектуальный тупик, человек и власть, индивидуализм и коллективизм, гуманизм 75. «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго Учебник прекрасного Год 1831, переводы — с 1832 года, первый полный — 1874 Страна Франция Цитата «Оба некоторое время хранили неподвижность и молчание: он — любуясь ее красотой, она — удивляясь его безобразию»

http://pravmir.ru/genom-russkoj-dushi-10...

1. «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков Учебник советской и христианской истории Год 1929–1940, частичная публикация в 1966-м, первое издание в 1973-м Страна СССР Цитата «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут» Тэги Человек и Бог, человек и дьявол, человек и власть, Россия на  распутье, материальный вопрос, борьба добра со злом, реальность и волшебство 2. «Евгений Онегин» Александр Пушкин Учебник настоящих чувств и энциклопедия русской жизни Год писался с 1823 по 1831-й, опубликован в 1833-м Страна Российская империя Цитата «Чем меньше женщину мы любим,//Тем легче нравимся мы ей» Тэги Любовь по-русски, Россия, которую мы потеряли, настоящая романтика, русская тоска 3. «Преступление и наказание» Федор Достоевский Учебник философии и нравственности Год 1866 Страна Российская империя Цитата «Тварь ли я дрожащая или право имею» Тэги Человек и Бог, человек и дьявол, материальный вопрос, революция, о­тветственность за поступки 4. «Война и мир» Лев Толстой Учебник поведения настоящего человека Год закончен в 1869-м Страна Российская империя Цитата «Коли тебя убьют, мне старику больно будет… — а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» Тэги Человек и власть, человек и война, любовь по-русски, Россия, которую мы потеряли, повесть о настоящем человеке, конфликт эпох 5. «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери Учебник философии Дата 1943, перевод на русский — 1959 Страна США (на французском языке) Цитата «Мы в ответе за тех, кого приручили» Тэги Человек и Бог, ответственность за поступки, инфантилизм 6. «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов Учебник психологии Год 1840 Страна Российская империя Цитата «Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается» Тэги Цинизм, Россия, которую мы потеряли, настоящая романтика 7. «Двенадцать стульев» Илья Ильф, Евгений Петров Учебник сатиры Год 1928 Страна СССР Цитата «Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?» Тэги Авантюризм, цинизм, сатира, п­огоня за богатством

http://pravmir.ru/genom-russkoj-dushi-10...

74 Солнечный круг — 28-летний цикл, в течение которого чередуются различные сочетания дней недели с числами месяцев в простых и високосных годах. Лунный круг — 19-летний цикл, в течение которого чередуются сочетания фаз Луны с определенными числами месяца. «Индикт» — 15-летний период традиционного византийского летоисчисления, установленного имп. Константином Великим и включенного в церковную традицию. — Ред. 75 Среднегреч. skura — решетка (для жаренья). Так называли разграфленные таблицы пасхалий, включающие святцы. 76 Цитата дана в редакции, отличной от известных славянских переводов Библии и Синодального русского перевода. — Ред. 77 В позднейших редакциях Библии употреблено выражение «сберегается огню». В Геннадиевской Библии это место совпадает с цитатой прп. Иосифа. — Ред. 78 Цитата совпадает с редакцией Острожской Библии и отличается как от славянской Библии 1751 г., так и от Синодального перевода 1876 г. — Ред. 79 В цитировании прп. Иосифа фраза приобретает отличия от библейского текста, т. к. дополнена по смыслу (ср. также ст. 23). — Ред. 80 Цитируемый прп. Иосифом текст несколько отличается от всех доступных нам списков славянской Библии. — Ред. 81 Цитата приводится по: Мф. 4:7; Лк. 4:12 82 Цитируемый прп. Иосифом текст отличается от других списков и изданий славянской Библии, в которых читаем: «Столпы же ее колеблются»: 83 Цитата близка к редакции Острожской Библии. Различия с редакцией славянской Елизаветинской Библии 1751 г. — в ст. 12; отличие от русского Синодального перевода достаточно велико. — Ред. 84 Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 85 Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 86 Цитата имеет текстуальные различия с доступными нам славянскими редакциями Библии, но близка к ним по смыслу; различие с Синодальным русским переводом значительнее. — Ред. 87 Небольшое текстуальное отличие цитаты от доступных нам списков славянской Библии. — Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3423...

49 Слова «Отец» нет ни в одной рукописи этого места (поэтому и синод. перевод его не отражает). Ориген , по всей вероятности, сам добавляет его с целью обосновать свойственный его триадологии субординатизм – подчиненное положение Сына, Второй ипостаси св. Троицы (в то время, как правильная православия триадология, разработанная каппадокийскими отцами, есть не субординатизм, а координатизм, т. е. «сочиненное», равное, отношение между Лицами св. Троицы). По теории Оригена , только Богу Отцу, как всеобщему Первоначалу, принадлежит первоначальная благость, благость как таковая, т.е. единое нераздельное благо-в-себе. Сын же – это только «образ благости» ( Прем. 7.26 ), множество благ, в зависимости от Его различных отношений к твари, т.е. многоразличное благо-во-вне (см. ComJon I??, DPrinc.1.2.13, О молитве ??). Хотя иногда Ориген говорит, что субстанциальное благо присуще всем Лицам св. Троицы, в отличие от твари, которой благо принадлежит лишь случайно (акцидентально). См. DPrinc. кн.3?? 52 Дословн. «отрок Божий», «слуга Божий», «раб Божий». Это название применительно ко Христу встречается в Ветхом Завете ( Ис.42.1; 49.6; 50.10; 52.13 и др.), в Новом Завете ( Деян. 3.13,26; 4.27,30 ) и у ранних христианских писателей (Дидахэ 9.2; 10.2??, Перв.посл.Клим.59.4??). Оно представляет определенную христологическую проблему, поскольку наводит на близкую к адопцианизму мысль о том, что Иисус был Богом не по природе, а по усыновлению. 56 Т.е. самих небесных светил (как во франц. переводе), или предсказаний, которые дают небесные светила, Первый вариант кажется более предпочтительным. Но второй вариант тоже возможен: Слово Божие, наряду с Духом пророческим, нередко рассматривается как вдохновитель пророков в Ветхом Завете. 57 Название «δικονος» («служитель», «слуга»), так же как и название «раб Божий» (см. выше прим. 51), прилагается ко Христу и в Ветхом (?? у Исайи??), и в Новом Завете (см. Лк ??), где говорится, что Сын Человеческий пришел на землю не для того, чтобы Ему служили, но чтобы Самому послужить своему творению и отдать Себя за жизнь мира. Но Ориген имеет здесь в виду не столько эту сотериологическую роль Христа, сколько Его роль как Посредника между Богом Отцом (Богом-в-Себе, ad intra, вне отношения к твари) и тварным бытием, Который служит Богу Отцу как бы неким всесовершенным инструментом при творении и управлении миром и, таким образом, представляет Собой Бога в Его активности по отношению к миру (Бог-во-вне, ad extra). (См. т.ж. О началах ??). Это также следствие общего субординатизма Оригена

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В Псалтири, в книге хвалений, 150 богодухновенных псалмов и особый 151 псалом. Есть 15 псалмов - песни степеней, со 119 по 133; покаянные 7 псалмов: 6, 31, 37, 50, 101, 129, 142. Каждый псалом по внушению Духа Святого воспевает тайны Божий, благодеяния, промышление о мире и человеке, любовь, наипаче же о пришествии Христа Спасителя на землю, Его пречистых страстях, о милости к человеку, о воскресении, созидании Церкви и Царствии Божием - Иерусалиме Небесном. ПСАЛОМ 1 является началом и основанием всех псалмов. Воспевается в нем блаженный, единый, сильный новый Адам, сильный Муж делом и словом - Христос Господь, сказавший: " Снидох с Небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца " (Ин.6:38). Здесь наставление сынам человеческим к творению Господних добродетелей, приближение к Богу, дабы стяжать блаженство жизни вечной. Ибо Христос - древо жизни при воде святого крещения, а веровавшие в Него будут телом Его, как ветви и листья на древе жизни. ПСАЛОМ 2 предвозвещает явление Господа во плоти и что блаженство наше состоит в уповании на Него, ибо Бог Отец поставил Его (Христа) Царем над Сионом - святою Церковью. И Он как Владыка и Творец, как Бог принимает владычество над всем и как Человек с жезлом железным - Крестом святым Своим. ПСАЛОМ 3 вразумляет к добродетельной и целомудренной жизни всех, дабы творить добро, и соблюдать законы Божий, и прославлять воскресение Христово, ибо смерть Христова сном нарицается. ПСАЛОМ 4 содержит пророчество о воскресении из мертвых. Ныне люди познали лице Бога Отца - Христа Спасителя, Крест Его святый, тайну тела Христова, кровь Его животворящую, елей миропомазания. ПСАЛОМ 5 есть глас молитвы Церкви святой и всякой души благочестивой, входящей в храм Божий со страхом и трепетом, дабы получить благословение Господне. ПСАЛОМ 6 есть первый покаянный псалом, возвещающий о вечном дне осьмом. И до скончания века и Страшного Суда Божия будут хвалить и превозносить Бога. Содержит учение об искреннем покаянии. ПСАЛОМ 7 изъявляет пред Богом незлобие Давида в гонении, от Авессалома и Ахитофела бывшем, изображая глас Христа Господа к Богу Отцу, в незлобии Своем страдавшего. Воскресни, Господи, гневом Твоим и востани и пошли обетование, ибо человеком смерть и Бог Судитель праведен. Человек победил диавола и смерть, и чудно имя Иисуса, о нем же всяко колено небесных, и земных, и преисподних поклонится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

Несколько слов из истории происхождения входного стиха. По уставу Великой церкви в великие Господские праздники Святой Пасхи, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Рождества Христова и Богоявления и их навечерий полагались особые антифоны. Последние, как и антифоны всего года, формировались постепенно. Сначала был один антифон, который наиболее соответствовал содержанию праздника. Затем возникла триада антифонов. Как правило, дополнительными псалмами служили ближайшие к основному в Псалтири. Важно было, чтобы ближайший псалом со стороны его содержания соответствовал идейному значению праздника. Так, в триаде обычных литургийных антифонов к основному 94-му псалму были добавлены 92-й «Господь воцарися» и позднее – 91-й «Благо есть исповедатися Господеви». Псалом же 93-й оказался опущенным из-за его сурового содержания: «Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть». Для праздника Пасхи основным псалмом был 67-й «Да воскреснет Бог», к нему были прибавлены 66-й «Боже, ущедри ны» и 65-й «Воскликните Господеви, вся земля» 362 . На Вознесение Господне основным был 46-й псалом «Вси языцы, восплещите руками», к нему добавлены были 45-й «Бог нам прибежище и сила» и 41-й «Имже образом желает елень на источники водныя» 363 . В Пятидесятницу основным был 20-й псалом «Господи, силою Твоею возвеселится царь» и к нему добавлены 19-й «Услышит тя Господь в день печали» и 18-й «Небеса поведают славу Божию» 364 . В навечерие Рождества Христова основным был 109-й псалом «Рече Господь Господеви моему»; к нему добавили псалом 1-й «Блажен муж» и псалом 2-й «Векую шаташася языцы» 365 . В сам праздник основным был тот же 109-й псалом, к нему добавили 110-й «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим» и 111-й «Блажен муж, бояйся Господа» 366 . В навечерие Богоявления основным был 28-й псалом «Принесите Господеви, сынове Божии», к нему добавили 26-й псалом «Господь просвещение мое» и 27-й «К Тебе, Господи, воззову» 367 . В сам праздник основным был 117-й «Исповедайтеся Господеви, яко благ», к нему были прибавлены 113-й «Во исходе Израилеве от Египта» и 114-й «Возлюбих, яко услышит Господь» 368 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Скачать epub pdf Псалом 95 Как сей псалом, так и многие другие, предшествующие ему (92, 93, 94) и последующие (96, 97–100) в порядке нашей книги псалмов, надписываются с именем Давида, хотя и не все ему принадлежат как составителю, или автору. Сей, 95-й, псалом имеет следующее надписание: Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у еврей. Последняя приписка означает то, что псалом не имеет надписания в еврейской Библии, а слова: внегда дом созидашеся по пленении – указывают на то, что псалом сей был уже в употреблении при богослужении во время построения нового храма в Иерусалиме, после возвращения иудеев из плена вавилонского. Но это еще не значит, что псалом сей в это время составлен. Напротив, из 1-й книги Паралипоменон ( 1Пар.16 ) видно, что Давид, как царь и составитель псалмов, по устроении им новой скинии на горе Сион, в Иерусалиме, и перенесении в нее ковчега Завета, дал священникам и левитам, назначенным для служения в скинии, особую песнь, или псалом, для славословия Господа Бога, начинающуюся такими словами: Исповедайтеся Господеви... Эта песнь, в порядке изложения ее, состоит из трех имеющихся в нашей Псалтири псалмов:104, стихи 1–15; 95, стихи 2–13; и 105, стихи 1, 47–48 – с значительным изменением, как в составе стихов, так и во многих отдельных выражениях их. Из сего свидетельства книги Паралипоменон достаточно ясно, что: 1) этот, 95-й, псалом, вместе с другими, был воспеваем как славословие Иегове в скинии Давидовой, 2) что он был в употреблении при Богослужении и по возвращении иудеев из плена в новоустроенном храме в то время, когда и самая книга Паралипоменон только получила свое начало, при священнике Ездре, и 3) что нет никаких оснований для того, чтобы опровергнуть принадлежность псалма Давиду. Весь псалом, состоящий из тринадцати стихов, как видно и по содержанию его, есть не что иное, как хвала песни, или хвалебная песнь Давидова. Но в то же время, во многих выражениях его св. отцы Церкви, как св. Афанасий Александрийский и др., усматривают пророческий смысл и значение. «В настоящем псалме, – говорит св. Афанасий, – пророк говорит о призвании язычников, по окончании мысленного их плена, когда в целой вселенной основана будет Церковь » с. 314].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

ПСАЛОМ 72 воспевается во утешение всем верным, их ожидает блаженство вечное. ПСАЛОМ 73 пророчество о грядущем разорении Иерусалима и глас плача в скорбях. ПСАЛОМ 74 пророчество о вечном воздаянии. Христос Судия вся роги грешных - силу диавольскую - сломит на суде и рог Праведного - Крест Христов - на высоте небесной прославит. ПСАЛОМ 75 о славе Христа Господа, даровавшего победу Церкви святой. ПСАЛОМ 76 в похвалу Христа Господа Церкви Своей, собравшей верных к жизни вечной от странствия земного в Отечество Небесное. Измена десницы Вышняго в Боговоплощении, и во Святем Сыне Божием Бог открыл путь Свой, творяй чудеса и силу Свою. И глас грома - евангельской проповеди- услышали в колеси - в мире сем, во вселенной. И трепетна бысть земля - человек, осветившийся, молнией в огненных языцех сошествия Духа Святаго. ПСАЛОМ 77 возглашает о бесчисленных благодеяниях Бога Вседержителя во времена древние и о неизреченном человеколюбии Христа Господа верующим во имя Его. Христос - Камень веры, и из ребр Христовых истекли реки благодати, и спасение наше на Кресте Его. И порази враги Свои вспять Крестом Своим и поношение вечное даде демонам. И избра колено Иудово - Христос из него возсиял, и гору Сионю - Пречистую Богородицу и Церковь Христову. ПСАЛОМ 78 в пении своем пророчески возвещает разрушение Иерусалима. ПСАЛОМ 79 пророчество о Христе - добром Пастыре, об Иерусалиме и Церкви. Лицо Божие - Христос - просвещает всех и спасает. Виноград, горы - достояние Божие. Десница Божия - Христос, Сын Божий и Сын Человеческий. ПСАЛОМ 80 воспевает Страсти Христовы, дни праздников святой Церкви, источающей вино благодати из точил. Верный в веселии сердца - псалтири с гусльми и тимпаном- хвалит Бога умом, сердцем и устами, прославляя новомесячие - рождество и воскресение Христово. Верный, послушай Христа Бога, ходи путем Его, и Господь смирит врагов твоих, и напитает тя от тука пшенична, и от камени меда насытит - плоти и крови Своей Пречистой. ПСАЛОМ 81 увещевает суд праведный творити. Сонм богов, основания земли - суть власти от Вышняго получившие, да, невзирая на лица, нища и убога защищают от руки грешника. Воскресни, Христе Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех - верующих во имя Твое и творящих волю Твою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

Скачать epub pdf Псалом 20 Ст. 1. Псалом Давиду . В русском переводе с еврейского в первом стихе имеются слова: «Начальнику хора. Псалом Давида». Словами начальнику хора обыкновенно переводятся слова – в конец, но этих слов не имеется в надписании 20-го псалма в славянских изданиях Псалтири. Псалом двадцатый, по содержанию своему, представляет благодарственную песнь Богу за дарование различных благ царю иудейскому и вместе за победу над врагами. Таким содержанием своим псалом этот сходен с предыдущим, девятнадцатым псалмом и является как бы продолжением его. Св. Афанасий Александрийский с. 90] и другие отцы и учители Церкви относят сей псалом к Давиду, которому друзья и приближенные его воспели сей псалом, как победителю многих врагов; а так как Давид был по плоти родоначальником Христа Спасителя и своею жизнью послужил прообразом Его, то св. отцы во многих изречениях сего псалма видят пророческое указание на различные обстоятельства в земной жизни Спасителя. Псалом сей приличен также и всякому христианину, воюющему против духовных врагов своего спасения и обуреваемому различными страстями, почему он и введен в состав церковного богослужения (2-й псалом на утрени). Пс.20:2–3 Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Уверенность во всегдашней помощи и непобедимой силе Божией доставляет радость всякому верующему и еще более укрепляет его веру. И хотя в здешней, временной жизни «ходим верою, а не видением» ( 2Кор. 5:7 ), тем не менее, вера таких людей, каков был царь и пророк Давид, который во всей своей жизни постоянно видел не только спасение Божие от врагов, но и другие различные милости и благодеяния Божии, – вера как бы возвышается на степень видения и сопровождается особенно сильною радостью, возрадуется зело. Всякое желание сердца царева, которое в «руце Божией» ( Притч.21:1 ), а потому всегда согласно с волей Божией, и выраженное в устной молитве (хотения устну его), или словесном прошении, Господом не отринуто, не оставлено без удовлетворения (неси лишил его). А это, в свою очередь, также служит причиною сильной радости для царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

72 . Псалом 72 воспевается в утешение всем верным, их ожидает блаженство вечное. 73 . Псалом 73 пророчество о грядущем разорении Иерусалима, глас плача и скорби. 74 . Псалом 74 пророчество о вечном воздаянии. Христос Судия вся роги грешных – силу диавольскую – сломит на суде и рог Праведного – Крест Христов – на высоте небесной прославит. 75 . Псалом 75 о славе Христа Господа, даровавшего победу Церкви Святой. 76 . Псалом 76 в похвалу Христа Господа Церкви Своей, собравшей верных к жизни вечной от странствия земного в Отечество Небесное. Измена десницы Вышнего в Боговоплощении, и во Святом Сыне Божием Бог открыл путь Свой, творяй чудеса и силу Свою. Глас грома – евангельской проповеди – услышали в колеси – в мире сем, во вселенной. Трепетна бысть земля – человек, осветившийся молнией в огненных языцех сошествия Духа Святого. 77 . Псалом 77 возглашает о бесчисленных благодеяниях Бога Вседержителя во времена древние и о неизреченном человеколюбии Христа Господа верующим во имя Его. Христос – камень веры, и из ребр Христовых истекли реки благодати, и спасение наше на кресте Его. И порази враги Своя вспять Крестом Своим и поношение вечное даде демонам. И избра колено Иудово – Христос из него воссиял, и гору Сионю – Пречистую Богородицу и Церковь Христову. 78 . Псалом 78 в пении своем пророчески возвещает разрушение Иерусалима. 79 . Псалом 79 пророчество о Христе – Добром Пастыре, об Иерусалиме и Церкви. Лицо Божие – Христос – просвещает всех и спасает. Виноград, горы – достояние Божие. Десница Божия – Христос, Сын Божий и Сын Человеческий. 80 . Псалом 80 воспевает страсти Христовы, дни праздников Святой Церкви, источающей вино благодати из точил. Верный в селении сердца – псалтири с гусльми и тимпаном – хвалит Бога умом, сердцем и устами, прославляя новомесячие – рождество и воскресение Христово. Верный, послушай Христа Бога, ходи путем Его, и Господь смирит врагов твоих и напитает тя от тука пшенична и от камени меда насытит – Плоти и Крови Своей пречистой. 81 . Псалом 81 увещевает суд праведный творити. Сонм богов, основания земли суть власти от Вышнего получившие, да, не взирая на лица нища и убога, защищают от руки грешника. Воскресни, Христе Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех – верующих во имя Твое и творящих волю Твою.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010