А когда первая жена, брошенная Львом еще при жизни, умерла (ее, между прочим, Церковь причислила к лику святых), Лeb VI узаконил браком свою связь с дочерью своего премьер-министра. Премьер-министр получил почетный титул царского отца. Однако, эта вторая жена Льва умерла года через два после того, как официально стала его женой, и у императора все не было мужского потомства. Потом он вступил в третий брак, и опять его жена умерла, прожив с ним едва год, и, наконец, не имея все еще мужского потомства, он сблизился с одной придворной дамой, которая родила ему сына. Это было вне брака, потому что до рождения сына Лeb VI не решался на попрание тех церковных законов, которые он сам уточнил в своем законодательстве совсем недавно. Но когда родился сын, ему нужно было его легализировать как своего престолонаследника. Он обратился к тогдашнему патриарху Николаю Мистику. Прозвание «Мистик» связано с тем, что до занятия патриаршей кафедры это был один из крупных сановников в государстве, так сказать, тайный советник, если воспользоваться нашей русской терминологией. Именно такое значение имеет греческое слово «мистик» в данном случае, оно вовсе не означает каких-то мистических способностей или наклонностей иерарха. Надо сказать, что в решении вопроса о брачном статусе Льba VI патриарх Николай Мистик проявил достойную твердость. Он 6 января 906 года совершил торжественное крещение императорского сына, признал его законным сыном императора, однако под условием, что император немедленно удалит из своего дворца мать этого престолонаследника. Этот наследник Льba VI будущий император Константин Багрянородный. Однако Лев не сдержал своего обещания и через два дня после крещения сына женился на его матери. И не только женился, но и венчал ее, дав ей титул августы — титул, который получали дамы царской крови. Патриарх немедленно реагировал на это. Он запретил императору входить в церковь. На Рождество 906 года и на Богоявление 907 года император не был допущен в собор св. Софии. У императора, правда, оставался выход, к которому иногда прибегали в Византии, когда хотели справиться с патриархами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

66 ...в Костянтинград нкая стропотная содвахуся... – Речь идет о вторжении сарацинов в пределы Византии и об упадке самой Греческой империи в X в. 68 ...даждь до самого патриарха и царя... – По преданию, праздник Покрова был установлен при царе Льве VI Мудром (Философе) в начале Х в., в это время в Константинополе сменилось два патриарха Николай I (895–906) и Евфимий II (906–911). Описание иконы Покрова Богородицы, относящееся к XV в., называет имя св. патриарха Тарасия (784–806), стоящего в ряду людей, символически представляющих весь род человеческий вместе с императором Львом Философом, императрицей Феофаной, Романом Сладкопевцем, св. Андреем и Епифанием. (См.: Сычев Н. П. Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины имени императора Николая II при Русском музее императора Александра III. Петроград, 1916. С. 23). 69 «Честнйшиа херувимь и славнйшю серафимъ»... – Используется текст церковного песнопения в честь Пресвятой Богородицы «Честнейшую херувим и славнейшую во истину серафим без истления Бога Слово рождшую сущую Богородицу тя величаем...» 73 Радуйся, обрадованная, Господь с тобою... – Рефрен Акафиста Богородице, далее используется акафистная форма песнопений. 74 ...а не оно древо... животъ дарующее! – В Едеме, райском саду, было два дерева – дерево познания добра и зла, от которого вкусил запретные плоды вместе с Евою Адам, за что был изгнан из Рая и лишен бессмертия, и дерево жизни ( Быт. 2:9 ). 75 ...Моисеовъ жезле... – Жезл Моисея, жезл знамения ( Исх. 4:17 ); в книге Исход (14, 15–30) повествуется о том, что Господь жезлом Моисея при переходе через Чермное море разделил воды для Израиля и потопил преследовавшие избранный народ войска фараона. Моисей вывел еврейский народ из Египта и привел в землю Ханаанскую, обетованную. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 12: XVI век. - 2003. - 624 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Телефон: 8 (929) 603–39–48 Проводятся курсы по избавлению от алкогольной зависимости и табакокурения. Адрес: Московская область, г. Подольск, ул. Большая Серпуховская, д. 93. Школа трезвения «Соратник» при храме вмч. Георгия Победоносца Телефоны: 8 (906) 056–19–35, 8 (915) 275–47–52, 8 (906) 097–00–36 При храме проводят курсы для зависимых и их родственников. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Литовская д. 2. Братство трезвения при Епархиальном отделе по противодействию наркомании и алкоголизму. Телефон: 8 (950) 009–64–64 Регулярно проводятся курсы для страждущих и родственников зависимых. АЛАТЫРСКАЯ Адрес: Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Тельмана, д. 59. Движение по утверждению трезвости при храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» Телефон: 8 (927) 861–87–98 При храме проводят 10-дневные курсы для зависимых и их родственников. НИЖЕГОРОДСКАЯ Адрес: Нижегородская область, г. Кстово, с. Великий Враг. Школа трезвения при храме Казанской иконы Божией Матери с. Великий Враг Телефон: 8 (920) 021–24–94 При храме проводят 10-дневные курсы для зависимых и их родственников. ТОБОЛЬСКАЯ Адрес: г. Тюмень, ул. Республики, д. 60. Епархиальное общество трезвости в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Телефон: 8 (345) 246–30–40 При храме проводят 10-дневные курсы для зависимых и их родственников. ЧЕЛЯБИНСКАЯ Адрес: г. Челябинск, просп. Ленина, д. 6. Курсы освобождения от зависимостей при храме Василия Великого Телефон: 8 (351) 775–18–18 При храме проводят 10-дневные курсы для зависимых и их родственников. БЕЛГОРОДСКАЯ Адрес: г. Белгород, ул. 8 Марта, д. 70. Курсы реабилитации для алкогольно- и наркозависимых людей Телефон: 8 (910) 320–80–72 При храме проводят 10-дневные курсы для зависимых и их родственников. БРЯНСКАЯ Адрес: г. Брянск, ул. Ульянова, д. 11. Брянское епархиальное общество «Трезвение» Телефон: 8 (920) 600–08–39 Продолжительность занятий для алкогольно-зависимых – 10 дней, для созависимых – 3 дня. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ Адрес: Свердловская область, г. Первоуральск, пос. Талица, ул. Сакко и Ванцетти, д. 16. Общество «Трезвение» при храме Смоленской иконы Божией Матери

http://azbyka.ru/zdorovie/alkogolik-v-se...

Дальнейшее рассмотрение жития, богатого новыми данными для истории греко-болгарских войн при Симеоне, уже выходит из рамок IX столетия, а потому мы довольствуемся только этими известиями. Но уже и этого вполне достаточно, чтобы рассеять явные несообразности в предшествующей русской литературе на счет обстоятельств времени и жизни св. Марии: Мария, по Филарету, будто бы подвизалась девственницею и почила около 886 года! Не подлежит сомнению, что она родилась в IX в. и может быть в царствование имп. Василия, а умерла уже в X столетии. Из жития видно, что при её погребении присутствовал епископ Евфимий. Алляций заключил откуда-то, что этот Евфимий был позже патриархом Константинопольским (906–911 или 907–912). Если это так, то Мария умерла до 906 года. Сообразно с этим приблизительный расчет разных моментов её жизни может быть представлен в следующем виде: Мария род. ок. 875 г., в 893 г. вышла замуж, в 894 г. родила Ореста († 899 г.), в 895 г. Вардана, в 900 г. Ваана и Стефана; скончалась ок. 905 года, в возрасте 30 лет. 666 658 Житие препод. Власия мниха, памятник словено-болгарской письменности IX века, изд. архим. Леонида в Пам. Др. Письм. 1887, LXV; отрывок (стр. 8–12 издания) у И. И. Срезневского : Сведения и заметки. Спб. 1876. XLI–LXXX. 387– 391. Тоже, по-видимому, житие в рук. собр. гр. Толстого, отд. II, 399, XVI в. л. 476–516. 662 Βος κα πολιτεα κα μερικ θαυμτων διγησις τς οιδμου κα μακαρας Μαρας τς νου (inc. π μν τν ξωθεν γνων) в cod. Athon. Laur. K. 81; ep. Fabricius-Harles, Bibl. gr., X, 286; Алляций (De scriptis Sym. Metaphr., ap. Migne, CXIV. 88–89) указывает на современность жития: Μαρα θαμα τς καθ’ μς γενες; арх. Филарет Черниговский : Жития святых подвижниц восточной церкви, изд. 2-е. Спб. 1885, стр. 250; арх. Сергий Владимирский: Полный месяцеслов Востока, изд. 2-е, Владимир 1901, II, 538; Μ. Гедеон в ν Κωνσταντινουπλει λληνικς Φιλολογικς Σλλογος, Παρρτημα το 24–26 τμου, σ. 86; Известия русского Археолог. Института в Константинополе. Одесса 1896, I, 30; рассмотрение жития там же IV. 2, София 1899, стр. 189–220 (статья Г. Баласчева).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Иоанна Кукузеля, с радикальным мелодическим различием как в стихе малого славословия, так и во внепсалмовом тексте); «Кукузеля, глас 2-й плагальный νεναν: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» - «Приидите, Непорочной возопиим согласно, гласом ангела: радуйся, благословенная единая, радуйся, радости ходатаица»» (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 95v; 906. Fol. 148; 2401. Fol. 147v, без упоминания мелурга; Ath. Iver. 1298. Fol. 112); «Другие его же [т. е. прп. Иоанна Кукузеля], говорятся те же с его же стихами: глас 1-й плагальный: «Хвалят Тя воинства...»» (Athen. Bibl. Nat. 906. Fol. 148v; на этом же листе имеется его же произведение: «Иное, «Архангели, ангели...»», а также следующее характерное надписание: «И другие, если кто хочет, подобные этим, да ищет их в полилее»); «Маистора, глас 1-й плагальный: «Ангели воспевают: слава в вышних, мы же Тебе вопием: слава Тебе, Христе, спасение всех, слава Тебе»» (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 132; на этом же листе имеется характерное указание: ««Архангели, ангели», «Ангели, воспойте», «Хвалят Тя силы ангельстии», «Приидите, Непорочной»: эти ищи в полиелее Λατρινς» - Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 146v, без к.-л. надписания; далее следуют аналогичные произведения: «Хваление приносит» (Fol. 147); «Маистора: «Архангели, ангели»» (Fol. 147), «Его же: «Ангели, воспойте»» (Fol. 147)); «Маистора: глас 1-й плагальный: «Архангели, ангели»» (Ath. Iver. 1298. Fol. 110v). Все это произведение в том виде, какой оно приобрело в кон. XVII в. (см.: Ath. Iver. 1250 и Ydra. Iliou. 597), было «истолковано» с помощью аналитической нотации Нового метода учителем и хартофилаксом Хурмузием (см. автограф S. Sepulcri. 704. Fol. 143v - 149, 1819 г.). Хурмузий использовал следующие стихи: «Хвалите Господа», «Хвалите Его вси ангели Его», «Хвалите Его солнце и луна», «Хвалите Его небеса небес», «Яко Той рече и быша», «Хвалите Господа от земли», «Царие земстии, и вси людие», «Воспойте Господеви песнь нову», «Яко вознесеся имя Того единого», «И вознесет рог людей Своих», «Хвалите Бога во святых Его», «Хвалите Его во псалтири и гуслех», «Слава Отцу...

http://pravenc.ru/text/2565536.html

прот. Кекелидзе в книге «Литургические грузинские памятники», стр. 228–313. Ср. там же, стр. 488–506. Прот. Кекелидзе (Лит. Груз. памятники, стр. 499) определяет время происхождения греческого оригинала Великого Синаксаря совершенно точно 895–906 годами на том основании, что в Синаксаре есть па­мять св. патриарха Антония, умершего в 895 г., и нет памяти следующего патриарха Николая, умершего в 906 году; совершенно таким же образом определяет он и время появления синаксаря Устава Великой Церкви, изданного проф. Дмитриевским, годами 878 (смертью патриарха Игнатия, имеющегося в числе святых Синаксаря) и 886 (смертью патриарха Фотия, отсутствующего в Синаксаре). Но мы совершенно не понимаем такого метода определения. Наличность памяти Антония и Игнатия, конечно, свидетельствует, что памятники в их настоящем виде не могли появиться ранее смерти этих лиц, но отсутствие в числе святых, указанных Синаксарем, следующих за Антонием и Игнатием патриархов Николая и Фотия свидетельствует не о том, что Синаксари составлены до смерти этих патриархов, а о том, что они явились до дня внесения и утверждения Николая и Фотия в числе святых, последовавшего конечно не тотчас же после их смерти, а значительно позже. В действительности Великий Синаксарь никак не мог явиться ранее второго десятилетия XI века. Св. Афанасий, умерший между 997–1011 г.г. (см. у нас выше, стр. 29), еще не знает никакой более полной записи монастырского устава, кроме ‘Υποτπωσις; – а св. Феодора Студита . Несомненно не знал его и знаменитый организа­тор Афоно-Иверской Лавры св. Евфимий, действовавший между 997 и 1012 годами. О св. Евфимии известно, что он «введши в своем мона­стыре священные чины и последования всего года в том виде, как они изложены в «Великом Синаксаре», однако почему-то перевел на грузинский язык не «Великий» Синаксарь, а «Краткий». Биограф одного из преемников св. Евфимия – Георгий объясняет этот факт тем, что у св. Евфимия, «всецело занятого переводами других книг, не было времени для перевода более пространного Синаксаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

XVI. Прошение студента IV курса Академии Петра Анисимова: „Желая восстановить родовую фамилию мою „Афанасьев“, случайно заменённую по отчеству, имею честь почтительнейше просить Совет Академии на основании метрического свидетельства о моём рождении и крещении за 40, свидетельства о явке к исполнению воинской повинности за 906 и увольнительного от крестьянского общества свидетельства за 1788 – писать в дипломе (или аттестате) об окончании мною курса в Московской Духовной Академии фамилию мою „Афанасьев (он же Анисимов)“. Справк а: 1) В метрической выписи о рождении и крещении студента Анисимова, выданной причтом Троицкой церкви села Байглычева, Тетюшского уезда, Казанской губернии, от 12 августа 1888 года за 40, между прочим —131— значится: „…Родители его: деревни Апанасовой казённый из чуваш крестьянин Анисим Андреев Афанасьев и законная жена его Анна Тихонова, оба православные“. – 2) Свидетельство о явке студента Анисимова к исполнению воинской повинности, выданное Тетюшским уездным по воинской повинности Присутствием 27 октября 1895 года за 906, начинается словами: „Афанасьев Пётр Анисимов, крестьянин Казанской губернии, Тетюшского уезда, Алькеевской волости, дер. Апанасовой Темяш, являлся к исполнению воинской повинности“… – 3) Увольнительное свидетельство от 10 октября 1896 года за 1788 гласит: „Настоящее увольнительное свидетельство выдано, согласно 180 ст. общ. пол. о крест., Тетюшского уезда, Алькеевским Волостным Старшиной Молодовым, крестьянину подведомственной волости, дер. Апанасово-Темяш Петру Анисимову Афанасьеву, 22 лет, в том, что к перечислению его из податного сословия в духовное звание, согласно его желания, законных препятствий со стороны Апанасово-Темяшского Сельского Общества и Волостного Правления не имеется“. 4) Лишь в аттестате об окончании курса с званием студента в Симбирской Духовной Семинарии от 25 июня 1899 года за 282, по которому студент Анисимов был принят в Академию, значится: „Воспитанник Симбирской Духовной Семинарии Анисимов Пётр, сын крестьянина из чуваш дер. Апанасовой Темяш Алексеевской (?) волости, Тетюш. у., Казан. губ.. Анисима Афанасьева, родившийся“… и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Среди митрополий К-польского Патриархата кафедра И. до кон. IX в. занимала 23-е место ( Darrouz è s. Notitiae. P. 205, 211, 217, 225, 249, 258). В период VII Вселенского Собора (787) и К-польского Собора 869 г. статус И. был понижен до 28-го места за счет включения в список епархий Кипра, Крита, Македонии, Эпира и возвышения митрополии Мокисса (Каппадокия Вторая) (Ibid. P. 231, 239). Нек-рое время спустя митрополия И. вновь указывается на 23-м месте (Ibid. P. 264, 268). В нач. X в. К-польский патриарх Николай I Мистик понизил статус И. до 24-го места за счет поднятия до 16-го митрополии Фессалоники (Ibid. P. 272, 281); 24-е место И. сохранял до нач. XIV в. (Ibid. P. 291, 301, 321, 342, 348, 360, 375, 381, 389). В VIII-IX вв. в условиях постоянных араб. вторжений в М. Азию И. стал одним из важнейших центров визант. военной фемы Анатолик. Однако город и его окрестности неоднократно подвергались разорениям. Возможно, временное снижение позиции митрополии И. в этот период связано с упадком самой пров. Ликаония, оказавшейся под военной угрозой. Известно о набеге арабов на И. в 723 г. ( Ibn al-Athir. Chronicon quod perfectissimum inscribitur/Ed. C. J. Tornberg. Lugd. Batav., 1871. T. 5. P. 125). В 906/7 г. поднявший мятеж Андроник Дука был осажден визант. правительственными войсками в крепости Кавалла (ныне Гевеле), в окрестностях И. Весной 907 г. Андроник сумел бежать от византийцев в араб. Тарс, но араб. армия дотла сожгла И. (Ibid. 1865. T. 7. P. 552; al-Tabari. Annales/Ed. M. J. de Goeje. Leiden, 1879-1901, 1965r. Vol. 3. P. 2276). В 963 г. войско арабов из Тарса вновь появилось под И., но город они уже взять не смогли ( Ibn al-Athir. T. 8. P. 547). Сохранились 2 письма К-польского патриарха Николая I Мистика, связанные с И. Секретное письмо было отправлено им Андронику Дуке в Каваллу в 906 г.; подлинность документа вызывает сомнения ( Nicholas I, Patriarch of Constantinople. Miscellaneous Writings. [Op. 193]/Ed. L. G. Westerink. Wash., 1981. P. 16; RegPatr, N 599 Polemis D. I. The Doukai: A Contribution to Byzantine Prosopography. L., 1968. P. 17-19). 2-е письмо (ок. 916) было адресовано неизвестному по имени митрополиту И. в его поддержку в конфликте с местным динатом из семейства Катафлоронов ( Nicholas I, Patriarch of Constantinople. Letters. [Letter 58]/Ed. R. J. H. Jenkins, L. G. Westerink. Wash., 1973. P. 300; RegPatr, N 688

http://pravenc.ru/text/389044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН [Константин Болгарский; болг. Константин Български] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф. О К. известно из ряда гимнографических произведений, входящих в состав Триоди, Минеи и Требника и указывающих в тексте или акростихах его имя как автора. О нем также сообщает запись (сохр. в рус. списках XV и XVI вв.) Тудора Доксова , сопровождающая сделанный им список 4 «Слов против ариан» свт. Афанасия Александрийского: в ней К. назван учеником архиеп. Моравского равноап. Мефодия и переводчиком «Слов против ариан» с греческого на слав. язык по поручению болг. кн. Симеона в 906 г. Во вступлении к Учительному Евангелию К. уточняет, что составил его по просьбе «брата Наума» (имеется в виду равноап. Наум Охридский ). На основе этих скудных данных исследователи предполагают, что К. стал учеником равноап. Мефодия уже после смерти равноап. Кирилла (869). Из-за отсутствия упоминания его имени среди учеников, к-рые, согласно Житию Климента Охридского, несмотря на противодействие нем. духовенства, продолжали просветительскую слав. миссию в Вел. Моравии и после смерти Мефодия, считается, что К. мог входить в группу учеников, к-рая была продана евр. купцам, а затем на рынке невольников в Венеции выкуплена визант. сановником и отправлена в К-поль. Более вероятна версия, что К. был одним из учеников Мефодия, оставленных им в К-поле (881), которые позже, очевидно, переехали в Болгарию ( Флоря Б. Н. Сказания о начале слав. письменности. СПб., 2002. С. 122-123). Время его приезда в Плиску, где он был пресвитером и учителем, неизвестно. Между 893 (годом составления «Учительного Евангелия») и 906 г. (перевод 4 Слов против ариан) он был хиротонисан во епископа Преслава. Долгое время лит. деятельность К. связывалась исследователями лишь с прозаическими сочинениями и переводами. Лишь в 1930 г. Д. Костич и Й. Павич обнаружили в каноне первоучителю еп. Мефодию, написанном, вероятно, не позднее весны 886 г. и известном в болг. списках XIII-XIV вв., акростих с именем К. Масштабы его гимнографической деятельности стали ясны в 70-х гг. XX в. после того, как болг. исследователь Г. Попов атрибутировал ему уникальный цикл великопостных трипеснцев и четверопеснцев в составе Битольской Триоди. Его объединяет не имеющий аналогов в визант. гимнографии фразовый акростих с именем автора (ок. 440 букв).

http://pravenc.ru/text/2056992.html

император женился в третий раз на фригийке Евдокии Вайане. Это было открытым нарушением церковных и государственных предписаний; положение было тем более щекотливым, что сам Лев VI за несколько лет до того ужесточил посредством особого закона запрет третьего брака и даже не одобрил заключение второго 608 . Но несчастья преследовали императора: 12 апреля 901 г. Евдокия умерла, Лев вновь оказался вдовцом и вскоре стал вынашивать план четвертого брака, имея теперь на примете красавицу Зою Карвонопсину. Поскольку уже его третий брак вызвал трения с Церковью, а планы четвертого бракосочетания натолкнулись на всеобщее неприятие, император, пожалуй, не решился бы на новое, еще более тяжкое нарушение церковных канонов и гражданских законов. Однако в 905 г. Зоя родила сына, и теперь было необходимо легализовать рождение наследника престола. 6 января 906 г. мальчик был крещен патриархом Николаем Мистиком в храме Святой Софии и наречен именем Константин – при условии, что император расстанется с Зоей. Тем не менее через три дня Лев обвенчался с матерью своего сына и возвел ее в сан августы. Этот акт вызвал огромное возмущение. Напряженность между Львом VI и священноначалием росла. Патриарх запретил императору вступать в церковь : на Рождество 906 г. и в день Богоявления 907 г. василевс был вынужден повернуть назад от самых врат Святой Софии. Впрочем, для него оставался путь, на который всегда вступали императоры, когда нуждались в поддержке против собственной Церкви: Лев обратился в Рим и получил от папы Сергия III отпущение, поскольку, во-первых, римские определения о браке были менее суровыми, а во-вторых, Римская Церковь не могла отвергнуть императора, который обращался к ней через голову собственной Церкви и тем, казалось, признавал римскую супрематию. Опираясь на римский вердикт, Лев смог принудить Николая Мистика к отречению и поставил на его место столь же благочестивого, сколь и ограниченного Евфимия (февраль 907) 609 . Тем самым, однако, в византийской Церкви произошел новый раскол, который подлил масла в огонь старых раздоров церковных партий 610 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010