В «Эпанагоге» была представлена новая модель теории симфонии властей, рожденной юстиниановским законодательством. Император и патриарх изображаются в качестве двух глав вселенной, сотрудничающих на благо человечества. § 26. Императоры Лев VI Мудрый, Философ (886–912) и Константин VII Багрянородный (945–959). Патриархи НиколайМистик (901–907; 912–925) и Евфимий (906–911) В 886 году император Василий Македонянин трагически погиб на охоте, и на престол взошел его сын Лев VI Мудрый, Философ (886–912 гг.). Будучи учеником святителя Фотия, Лев полностью оправдывал свое прозвище – он был одим из самых просвещенных монархов, проявившем себя равно как законотворчестве, богословии, гимнографии и светсткой поэзии. Отметая все, что было связано с отцом, он не мог мириться и с тем, что патриршю кафедру занимает его учитель и сподвижник Василия Фотий. Новый император пожелал видеть рядом собой в качестве патриарха своего 16-летнего брата Стефана. И вот, благодаря этому безумному царскому капризу, был отправлен в отставку один из блистательных патриархов всей византийской эпохи, ученейший муж и талантливый пастырь Фотий. Стефан же, слабый и болезненный от природы, протянул всего до 22 лет от роду и в 892 году скончался на шестом году своего странного патриаршества. Удивительно непримиримое и горделивое упорство Льва VI стало причиной глубокого конфликта его с Церковью и в отношении его собственной биографии. Следуя негативному примеру царя Давида, убившего обманом мужа воей возлюбленной, Лев Мудрый, при живой своей супруге Феофании, увлекся женой своего чиновника, Зоей, уничтожил ее мужа и после смерти Феофании в 898 году женился на Зое. Однако и она не порадовала императора ни долгими годами семейного счастья, ни произведенными наследниками. После ее смерти в 900 году Лев вступает в третий брак с Евдокией, и снова ему не везет: в 901 году она умирает во время родов. В том же 901 году патриршию кафедру занял Николай Мистик (901–907; 912–925 гг.), прозванный так потому, что до этого занимал пост имперского тайного секретаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святые Мефодий и Константин прибыли в Рим с мощами святого Климента. 867–877 Святой Игнатий, патр. Константинопольский (вторично). 867–886 Имп. Василий I Македонянин. Кончина в Риме святого Константина, в монашестве Кирилла. Святой Мефодий посвящен во архиепископа Моравии и Паннонии и отправлен на кафедру. 869–870 Утверждение восточного христианства в Моравии (проповедь святителя Мефодия). Кн. чешский Боривой и его супруга Людмила приняли крещение от святителя Мефодия. 877–886 Фотий, патр. Константинопольский (вторично). Олег, кн. киевский. Кончина равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского. Его ученики и около двухсот священников были изгнаны из Моравии. Часть их по приглашению царя болгарского Бориса переселилась в Болгарию для утверждения богослужения на славянском языке. 886–893 Святой Стефан I, патр. Константинопольский. 886–912 Имп. Лев VI Мудрый. 912–913 Имп. Александр. 893–901 Святой Антоний II Кавлей, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский. Евфимий II, патр. Константинопольский. 912–925 Николай I Мистик, патр. Константинопольский (вторично). Игорь Рюрикович, кн. киевский. 920–944 Имп. Константин VII Багрянородный. Имп. Роман I Лакапин. 925–928 Стефан II, патр. Константинопольский. Папа Иоанн Х безуспешно пытался остановить распространение славянского богослужения в хорватских землях. 928–931 Святой Трифон, патр. Константинопольский. 933–956 Феофилакт, патр. Константинопольский. Договор кн. киевского Игоря с греками: при заключении договора князь и язычники из его дружины клялись Перуном, а дружинники-христиане присягали в храме пророка Илии. ок. 945–960 Святая Ольга, кнг. киевская. Кончина святого Андрея Юродивого, славянина из Новгорода, подвизавшегося в Константинополе. 956–970 Полиевкт, патр. Константинопольский. ок. 945–960 Кнг. киевская Ольга приняла в Константинополе крещение с именем Елена. 959–963 Имп. Роман II. 959–963 Святослав Игоревич, кн. киевский. ок. 960–972 Имп. Никифор II Фока. 967 или 968 Вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Папа просил Тамислава обучать детей, предназначаемых к духовному званию 178 ; думаем, что Гинцель прав, когда видит в этом доказательство, что славянские священники пренебрегали изучением латинского языка 179 . Оба приведенные выше письма папы Иоанна Х без пометки. Гиндель относит их к 925 году, не указывая причин. Яффе назначает время от 914 до 928 г. то-есть, все время папствования Иоанна Х . Оба письма писаны в одно время: мы видели, что в первом письме, к архиепископу Спалатрскому, упомянуто о посылке двух легатов; тоже встречаем и во втором: папа увещевает держаться латинского языка и внять наставлениям Иоанна епископа Анвонского и Льва епископа Пренестинского 180 . Очень вероятно, что те два папских легата привезли с собою из Рима оба папских послания. Время написания обоих документов ограничивается четырьмя годами, 923–926, по упоминаемым в документах лицам, что составляет единственную точку опоры в данном случае. XX. Canon X Concilii nationalis Spalatensis c. a. 925 habiti. Вышеназванные папские легаты, Иоанн и Лев, посланные для устройства Спалатрской церкви, председательствовали на местном соборе 181 , из постановлений которого для нас особенно важна десятая статья. Этою десятою статьей постановлялось: богослужение должно совершаться на латинском языке и знающий только славянский язык не может быть возведен в какой-либо священнический сан. Даже католик Гинцель должен был признать такое постановление слишком суровым 182 ; но он оправдывает его общим законом католической церкви, признающей знание латинского языка необходимым условием для посвящения в высшие церковные чины, начиная с субдьякона 183 . Такое постановление теряет свою силу для тех церковных провинций, в которых богослужение совершается не на латинском языке. Как бы то ни было, десятый канон Спалатрского синода вызвал протест со стороны славянского духовенства, которое писало папе резкую жалобу и Иоанн X должен был приостановить исполнение этого канона 184 . И лишь спустя полтораста лет, при папе Александре II (1061 –1073), провинциальный собор в Спалатро восстановил десятый канон собора 925 года 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Евлогий Кордовский, один из наиболее почитаемых мучеников, был видным священнослужителем в городе. Хорошо известный своей просветительской деятельностью и пастырской ревностью, он утешал христиан в их страданиях и воодушевил мучеников, составив для них «Воспоминания о святых». В 859 г . он сам был схвачен и затем обезглавлен за защиту св. Левкритии (см. ниже), обратившейся из ислама. Память его: 11 марта. Св. Левкрития (Лукреция), девственница из Кордовы, дочь родителей мавров, обратилась в Христианство и была изгнана из своего дома. Поддерживаемую св. Евлогием, ее бичевали, а затем обезглавили через четыре дня после него. Память ей: 15 марта. Св. Лаура родилась в Кордове, овдовев, стала монахиней и подвизалась в окрестностях Кутеклары. В 864 г . она была осуждена как христианка и брошена в котел с расплавленным свинцом. Память ее: 19 октября. Св. Лаура была последней из этой группы мучеников, но не последней в числе мучеников, пострадавших от мавров. Действительно, следующей жертвой стал св. Стефан, настоятель кастильского монастыря в Кардене неподалеку от Бургоса, который был замучен с другими монахами в 872 г . Память их совершается 6 августа. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ Семя Церкви — это Ее мученики. Так было всегда. Итак, мы подошли к заключительному периоду истории испанской святости, семена которой были посеяны мучениками и возделаны преподобными и святителями, которые совершали свой подвиг с конца IX века до падения Православной Иберии, которое произошло приблизительно в 1050 г . Этот последний период открывается имененем св. Винтилы, преподобного, почившего в Пухино, близ Оренсе в Галисии в 890 г . В 900 г . св. Ламберт, слуга, работавший близ Сарагоссы, был убит своим хозяином-мавром за то, что был христианином. Спустя некоторое время подвизался свт. Ансурий, епископ Оренсе, который способствовал основанию монастыря Рибас де Сил, в который он удалился как простой монах в 922 г . Он преставился в 925 г . Затем, св. Тигридия, которая была настоятельницей женского монастыря в Онье близ Бургоса, она почила в 925 г . В возрасте около десяти лет, св. Пелагий (по-испански Пелайо) был взят в плен маврами в Астурии на севере Испании и доставлен в Кордову. Здесь ему предложили свободу и другие награды, если он станет мусульманином. После трех лет в тюрьме, прежде чем убить, его подвергли мучениям и он принял праведную смерть в возрасте 13 лет в 925 г . Он до сих пор почитается в Испании.

http://pravoslavie.ru/1985.html

Background Infonotes: The Ancient Thracian and Roman city of Durostorum (Dorostorum) – known as Dorostol or Drastar (Drustur) during the periods of the Bulgarian Empire in the Middle Ages – is the precursor of today’s Bulgarian city of Silistra. It was originally founded as an Ancient Thracian settlement on the Lower Danube. In 29 AD, the Romans built there a fortress keeping the settlement’sThracian name of Durostorum (or Dorostorum). After his victories wars over the Dacians north of the Danube, Roman Emperor Trajan stationed the elite Claudius’ 11th Legion – Legio XI Claudia – at Durostorum, and the fortress remained its permanent seat until the demise of the Roman Empire. In 169 AD, during the reign of Emperor Marcus Aurelius (r. 161-180 AD), Durostorum was made a Roman city – a municipium. Between the 2nd and the 4th century AD, it was a major urban and military center of the Roman Province of Moesia Inferior (later divided into Moesia Secunda and Scythia Minor), and amajor Roman stronghold against the barbarian invasions. The earliest 12 Christian saints from the territory of today’s Bulgaria are Roman soldiers executed in Durostorum during the Great Persecution of Emperor Diocletian between 303 and 313 AD, including St. Dasius and St. Julius the Veteran. In 388 AD, today’s Silistra became the seat of a Christian bishopric. Roman general Flavius Aetius (391-454 AD), who is known as “the last of the Romans” for his army’s victory over the Huns in the Battle of the Catalaunian Plains in 451 AD, was born in Durostorum. During the barbarian invasions of Sarmatians, Goths, Huns, Avars, Slavs, and Bulgars the city was ransacked several times. It was rebuilt during the reign of Byzantine Emperor Justinian I the Great (r. 527-565 AD). The Slavs settled in Durostorum around 590 AD, and named it Drastar (Drustur). The city became part of the First Bulgarian Empire (632/680 – 1018 AD) around 680 AD. Bulgarian Khan (or Kanas) Omurtag (r. 814-831 AD) is known to have built there a large imperial palace known as the Danube Palace of Bulgarian Khans where later Bulgarian Tsar Simeon I the Great (r. 893-927 AD) resided in 896-897 AD. In 895 AD (during the Bulgarian-Hungarian War of 894-896 AD), the Magyars(Hungarians), allies of Byzantium, besieged the Bulgarian army under the personal command of Tsar Simeon I the Great in the fortress of Drastar but were repulsed. The next year the Magyars were decisively defeated by the Bulgarians in the extremely fierce Battle of Southern Buh (in today’s Ukraine) which eventually led their tribes to retreat to the west and settle in the region of Pannoniaessentially founding today’s Hungary.

http://pravoslavie.ru/81913.html

1-е заседание. Первоисточники: Tom. synod.//PG. 151. Col. 721С - 723А; Niceph. Greg. Hist. XVIII 6 - XX 4. 3//II 896-977; Theod. Dex. App. 5-7; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 232-300. Заседание состоялось 27 мая, в пятницу ( Niceph. Greg. Hist. XVIII 8. 1//Vol. 2. P. 905; подробное обоснование датировки 27, а не 28 мая: Nikephoros Gregoras. Rhomäische Geschichte. Stuttg., 1994. S. 255-256, Anm. 155). Никифор Григора в сопровождении своих сторонников пришел к 8 ч. утра, но был вынужден прождать до полудня, поскольку император завтракал вместе с паламитами ( Niceph. Greg. Hist. XVIII 6. 1-3//II 896-898). Император не позволил антипаламитам на заседании сесть рядом с ним ( Theod. Dex. App. 5. 7-12; Polemis. 2003. P. XXXII). Посредине зала было положено Евангелие ( Niceph. Greg. Hist. XVIII 6. 3//II 898; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 248; Philoth. Coccin. Antirrh. I - Kaimakis D. B. Ο Πατριρχης Θιλθεος Κκκινος κα τ δογματικ του ργο//ΕΕΘΣ. 1981. Σ. 31. 223). Заседание началось с клятвы императора на Евангелии, призвавшего проклятие Божие на себя и своих детей, если он не окажется беспристрастным ( Niceph. Greg. Hist. XVIII 6. 3-4//II 898), и цитировавшего при этом Пс 15. 8 ( Theod. Dex. App. 5. 18-22). Затем император призвал присутствовавших помириться при условии, что паламитские догматы не будут затронуты; на это Григора и его сторонники заявили, что мира достичь невозможно, пока не будет истреблена «многобожная паламитская ересь» ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 250-257). Было предложено начать с чтения сочинений Варлаама и Акиндина, специально принесенных в зал заседаний, но антипаламиты заявили, что готовы предать эти книги огню, поскольку собрались здесь из-за ереси Григория Паламы ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 264-289). Григора начал свою речь с заявления, что только Вселенский Собор имеет право обсуждать новые догматы ( Niceph. Greg. Hist. XIX 1. 2//II 913), а К-польский патриарх не имеет права принимать новые догматы без согласия трех других патриархов. Имп. Иоанн Кантакузин согласился с этим мнением ( Theod. Dex. App. 6. 10-16), хотя продолжал настаивать на авторитете томоса К. С. 1341 г.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

—241— ния Господня до удаления его из Иерусалима „в другое место“ ( Деян.1:1–12,17 ), – главу седьмую (стр. 734–896) автор посвящает изложению и отчасти рассмотрению древних свидетельств, принадлежащих древне-христианским писателям и апокрифам, о пребывании Апостола Петра в Риме, его чудесах там и борьбе с Симоном волхвом, – говорит о пребывании Апостола в Кесарии Стротоновой, о посещении им Триполиса, острова Родоса, Антиохии, о прибытии его в Иерусалим на погребение Богоматери и об участии на Апостольском соборе ( Деян. 15 -я гл.), – в восьмой главе (стр. 896–1044), на основании церковного предания, содержащегося в свидетельствах древне-христианских писателей и апокрифов, автор с приблизительною исторической последовательностью и вероятностью восстановляет жизнь Апостола после Апостольского собора до его мученической кончины включительно: говорит о путешествиях Апостола по Малоазийским областям, о пребывании его в Вавилоне Египетском ( 1Пет.5:13 ), написании отсюда первого соборного послания с кратким изложением его содержания, о пребывании Апостола в Коринфе, о путешествии в Рим, написании здесь второго послания с кратким изложением его содержания, об отношении Апостола Петра к евангелию Марка и об апокрифических сочинениях известных с именем Ап. Петра, о проповеди Апостола в Риме и его мученической кончине с изложением апокрифических сказаний о ней. Наконец в приложении даётся дословный перевод апокрифических сказаний из Πρξεις τν γων ποστλων Πτρου α Παλου (стр. 1045–1054), Μαρτριον τν γων ποστλων Πτρου α Παλο (стр. 1054–1092), и Martyrium beati Petri apostoli a Lino episcopo conscriptum (стр. 1093–1134), куда присоединяется общее заключение в несколько строк (1134–1135) и список пособий с оглавлением сочинения (1136–1140 стр.). Это, более чем беглое, обозрение сочинения о. Леонида поражает громадностью и своего содержания, и своего объёма. И в этой громадности коренятся как недостатки, так и достоинства сочинения, ибо можно принять за общее правило, хотя и не без исключений, что количество труда у неопытных сочинителей получается на счёт его качества.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Издания: Устав кн. Ярослава Владимировича: Бенешевич В.Н. (прим. 196). С.78–89 (две редакции); Памятники права (прим. 909). С. 257–285 (три редакции) [Древнерусские княжеские уставы (прим. 894). С.85–139 (6 редакций, подробный археографии, обзор); Устав князя Ярослава о церковных судах/Подг. текста и комм. Н. А. Семидеркина, Я.Н. Щапова//Российское законодательство Х–ХХ веков. Т.1: Законодательство Древней Руси. Μ., 1984. С. 163–208 (простр. и крат, редакции). – Прим. изд. (А.Н.)]; нем. перев.: Fritzler К. (прим. 896). S.18, 45–57 (простр. ред.); франц, перев.: Szeftel Μ. (прим. 894). Р.251–262 (простр. ред.). Хотя подлинность этого Устава 896 , равно как и подлинность Устава Владимира, энергично оспаривалась Н.Μ. Карамзиным и Е.Е. Голубинским , явные следы его древности можно найти не только в начале и заключении документа, но и в отдельных покаянных клаузулах, которые имеют аналогии в других церковноправовых источниках XI в. (митрополит Иоанн II). В начале Ярослав, как и отец его Владимир, ссылается на греческий “номоканун”, предписания которого относительно самостоятельной церковной юрисдикции он намерен строго соблюдать, хотя решающей при этом, как кажется, была инициатива митрополита Илариона. Однако сосредоточен Устав главным образом на наказаниях (денежных и в форме лишения свободы) за различные преступления, которые подпадают под двоякую, государственную и церковную, юрисдикцию, такие как умыкание девиц, разврат, воровство, несоблюдение ограничений на вкушение пищи (особенно с неверными и отлученными от церкви), а также государственная измена и некоторые проступки, могущие повлечь за собой расторжение брака. Прочие три княжеские грамоты, о которых следует упомянуть здесь, не столь важны и имеют лишь местное значение. Зато подлинность по меньшей мере двух из них не подлежит сомнению. Издания: Грамота новгородского кн. Всеволода Мстиславича Софийскому собору (о церковных судех, и о людех, и о мерилах торговых): Бенешевич В.Н. (прим. 196). С.91–95; Памятники права (прим. 897). С. 162–173 [Древнерусские княжеские уставы (прим. 894). С. 153–158; Российское законодательство Х–ХХ веков, Т.1: Законодательство Древней Руси. Μ., 1984. С. 249–261 (подг. текста и комм. Я.Н. Щапова). – Прим. изд. (А.Н.)]; франц, перев.: Szeftel Μ. (прим. 894). Р. 270–275.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

113 Новый мост, или мост Валиде, – первый деревянный Галатский мост, построенный в 1845 г. через бухту Золотой Рог; назван именем Безмиалем Валиде Султан, матери султана Абдула Меджида I, принимавшей непосредственное участие в строительстве; проход по мосту был платным. 114 Бухта Золотой Рог делит европейскую часть Константинополя (Стамбула) на Старый город, расположенный на историческом полуострове к югу от пролива, и Перу (Бейоглу), расположенную к югу от входа в Золотой Рог. 115 Константин I Великий (272 337) – римский император, основатель Константинополя как столицы Римской империи, организатор нового госу дарственного устройства с христианством как господствующей религией. 116 Ниссава (Наис, Нисса) – город в Верхней Мезии, исторической области между Нижним Дунаем и Балканами. 117 Царьград – одно из имён (славянское) города, известного в разные эпохи как Византий, Новый Рим, Константинополь и Стамбул. 118 Скутари – город, расположенный на месте исторического Хрисупулиса (Хрисополиса) на азиатском берегу Босфора; ныне – Ускюдар. 120 Камилавка – головной убор священнослужителей, символизирующий терновый венец Иисуса Христа и умерщвление плоти; для белого духовенства является наградой. 123 Греческие иерархи не носят обыкновенно никаких украшений; и энколпион возлагают на себя только при совершении литургии. (Прим. автора.) 125 Никосий Панагиот – первый из греков христиан, достигший должности драгомана Высокой Порты, которую занимал при великом визире Ахмете Кёприли; своё влиятельное положение обращал в поддержку правосла вия; много сделал для обновления монастырей на Востоке. 126 Ипсиланти – фанариотский род, ведущий свое происхождение из эпохи Комненов; в XV в. переселились из Трапезунда в Константинополь; в 1774–1898 гг. Александр Ипсиланти Старший был господарем Валахии и Молдавии. 127 В 1846 г. издано в Константинополе описание сего монастыря под названием: ϒπμνημα ςοριχν περ της χατ την Χλχην μονς της θεοτχον. (Прим. автора.) 128 Фотий (ок. 820–896) – Константинопольский патриарх в 858–867 и 877–896 гг.; византийский богослов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Мудрейший Даниил, препоясавший себя целомудрием как обоюдоострым мечом, задушил хищных волков и агницу Хелкиеву сохранил невредимою, так что ни прекрасное руно ее целомудрия не было повреждено нечистым поцелуем, и грудь ее не осквернилась губительным мечом греха (свт. Иоанн Златоуст , 55, 895–896). ...Святейшие три отрока, неразлучные с целомудрием, будучи брошены в огненную печь, победили бушевавшее в ней пламя (свт. Иоанн Златоуст , 55, 896). Источник. ...Будем устраняться от уязвлений, причиняемых блудною красотою, закроем глаза на то, что возбуждает сладострастные желания; пусть преданы будут позору все беспорядочные удовольствия; пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах; будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистою жизнию, чистым сохраним тело, храм обитания Духа; сделаем на нем надпись, содержащую страшную угрозу распутным: аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог ( 1Кор. 3, 17 ) (свт. Иоанн Златоуст , 55, 989). ...Поскольку для успеха во всех добродетелях и для преодоления всех пороков необходима благодать Божия, и от нее зависит победа, то для этой добродетели (чистоты) преимущественно нужна особенная помощь Божия и особенный дар, как это из учения отцов и из самого опыта очищения (от плотской скверны) ясно открывается тем, которые заслужили приобресть его. Ибо не чувствовать жала (похоти) плоти некоторым образом значило бы пребывающему в теле выйти из плоти, и облеченному бренною плотию стать выше природы. И потому невозможно человеку, так сказать, на своих крыльях взлететь к столь высокой небесной награде, если благодать Божия даром целомудрия не возведет его от грязи земной. Ибо плотяные люди никакою добродетелию так близко не уподобляются духовным ангелам в образе жизни, как заслугою и благодатию целомудрия, посредством коего, еще пребывая на земле, они имеют... жительство на небесах (см.: Флп. 3, 20 ), которое, по отложении плотского тления, по обетованию будут иметь в будущей жизни святые, которые уже и здесь в бренной плоти владеют им (прп. Иоанн Кассиан , 56, 76).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010