п.) происходили независимо от самых предсказаний, и произошли бы и тогда, когда не были бы наперед предсказаны 895 . Соответственно же с сим Ориген стих 29-й 8-й главы к Римлянам, на который ссылались его противники, изъяснял в том смысле, что Бог потому именно и предопределил некоторых к оправданию и славе, что наперед предузнал, что они по своей жизни будут подобны Его Сыну 896 , и слова ап. Павла ( Рим.9:20–24 ) о предназначении одних людей в сосуды чести, а других в сосуды позора, понимал так, что Бог, как Творец, конечно, имеет власть над людьми, как горшечник над глиной, чтобы из одного и того же материала человеческой природы устроить сосуды чести и сосуды позора, но, несмотря на это, он не поступает несправедливо (irrationabili aliqua aut fortuita gratia), так как соделывает сосудами чести только тех, которые очищают себя от всякой скверны греха, и сосудами позора – тех, которые не очищают себя через покаяние от своих грехов 897 . Но особенного внимания заслуживает прямое и точное об этом учение Иоанна Златоустог о, сущность которого можно вкоротке изложить в следующих положениях. Домостроительство спасения людей во Христе не есть что-либо новое или случайное, а от вечности предуставленное или предопределенное дело Божие 902 , имевшее производиться Самим Богом, но не без участия и со стороны человека, потому что хотя Бог желает одного спасения нашего и все делает для этого 903 , но в то же время и от нас требует известного участия, большую часть производя Сам 904 . А так как Бог не нуждался в том, чтобы, подобно людям, сперва дожидаться самого совершения людских дел, а потом уже судить о них, поскольку Ему все наперед известно 905 , то Он от вечности же одних предызбрал к блаженству, а других предназначил к мучениям, сделав это отнюдь не по какой-либо необходимости, а по Своей правосудной воле, наперед предвидевшей в делах людей достойное или награды, или наказания 906 . «Ибо избрание Божие бывает, хотя не за добрые только дела, а и по любви к нам, но и не по одной только любви, а и за нашу добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Целый ряд работ греческих исследователей посвящен проблемам управления и канонического устройства Католической церкви, ее реформированию и отношениям с Православными Поместными Церквами 892 . Ряд специальных исследований посвящен истории канонического права в Элладской Церкви 893 , в Константинопольском 894 и других восточных Патриархатах 895 и Поместных Церквах 896 . Из греческих ученых, изучавших различные аспекты истории канонического права, выделим А. Аливизатоса 897 , К. Раллиса 898 , Г. Конидариса 899 , архим. Константина Рамиотиса 900 , Г. Апостолакиса 901 , А. Ангелопулоса 902 , митрополита Варнаву Дзордзатоса 903 , архим. Григория Папафомаса 904 и, конечно, ведущего специалистаканониста, профессора юридического факультета Афинского университета и официального консультанта Элладской Церкви Спироса Трояноса (р. 1933), автора фундаментальной монографии «Источники византийского права» и целого ряда трудов по истории канонического права. Среди вопросов византийской канонистики, изучаемых Трояносом, необходимо отметить проблемы автокефалии, которые рассматриваются им в контексте взаимоотношений Церкви и государства 905 . Исследование канонического права входило в круг научных интересов многих представителей «паламитского возрождения». Особого внимания заслуживаюттруды ближайших соратников П. Христу – митрополита Пантелеймона Родопулоса 906 и Ф. Зисиса. Работы на сходную тематику есть и у других участников Патриаршего центра святоотеческих исследований 907 . Издана на русском языке книга одного из ведущих современных греческих богословов и известного критика экуменических тенденций, игумена афонского монастыря Григориат архимандрита Георгия (Капсаниса) «Пастырское служение по священным канонам», посвященная критическому анализу канонических оснований церковного пастырства (проблеме, имеющей не только рассудочно-нравственное или психолого-педагогическое, но и особое сотериологическое значение, поскольку пастырское руководство, его богословский смысл и практические методы, включая и методы применения церковных канонов, – «это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых»). Капсанис исходит из общей посылки о том, что «современное антропоцентричное пастырство, расцветшее в основном в среде инославных, несмотря на блестящую оболочку, по существу своему остается ущербным, не имеет спасающей силы, поскольку не утверждено на фундаменте таинства Церкви» 908 . § 6. Изучение канонического права в рамках «историй Вселенских соборов»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(901, 1773) 3. Если кто-либо говорит, что священство или святое рукоположение не является истинно и в прямом смысле слова Таинством, установленным Христом, Господом нашим; или что это человеческое изобретение, вымышленное людьми, которые ничего не понимают в церковных делах; или что это только обряд, через который избирают служителей Слова Божия и Таинств, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 892, 894]. (902, 1774) 4. Если кто-либо говорит, что Святой Дух не дается через святое рукоположение и что напрасно епископ говорит: «Прими Духа Святого», или что в рукоположении не запечатлевается характер; или что тот, кто был однажды посвящен в священники, может стать мирянином, да будет предан анафеме [ХВ 671, 895]. (903, 1775) 5. Если кто-либо говорит, что святое помазание, используемое Церковью при святом рукоположении, не только не требуется, но достойно презрения и вредно и что то же самое есть в других церемониях посвящения, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 675]. (904, 1776) 6. Если кто-либо говорит, что в католической Церкви нет установленной по воле Божией иерархии, состоящей из епископов, священников и диаконов, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 895–896]. (905, 1777) 7. Если кто-либо говорит, что епископы не выше священников; или что они не имеют власти преподавать Миропомазание и рукополагать; или что их власть – общая со священниками; или что посвящение ими в чины без согласия или призвания народа или какой-либо гражданской власти недействительны; или что те, кто не был законно посвящен и послан церковной и канонической властью, но пришел помимо нее, являются законными служителями Слова и Таинств, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 895–898]. (906, 1778) 8. Если кто-либо говорит, что епископы, избранные властью Римского Понтифика, не являются истинными и законными епископами, но человеческим измышлением, да будет отлучен от сообщества верных [ХВ 895–898]. Декрет «Lamentabili» Конгрегации Вероучения (3 июля 1907 г.) Заблуждения модернистов

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

и пробыл у него довольно долго 895 . Здесь между ними было условлено иметь личные свидания возможно чаще, по крайней мере однажды в год. Уже осенью 374 г. Василий Великий приглашает Амфилохия к себе на праздник мученика Евпсихия 896 (праздник Евпсихия падал на 7 сентября 897 , а Василий неправильно указывает на 5 сентября, эту дату следует исправить на основании другого письма 898 ), на который он обыкновенно собирал близких друзей и единомышленников, часто даже и из других провинций 899 . И Василий Великий посещал Амфилохия в Иконии или выезжал навстречу ему, когда ожидал его в Кесарию 900 . Несмотря на трудности в передаче писем из-за плохого пути 901 , оба митрополита состояли в деятельной переписке друг с другом. Амфилохий был для Василия Великого большой поддержкой в делах и затруднениях, которой он не находил ни в Григории Богослове , находившемся всегда в подавленном настроении 902 , ни в Григории Нисском , не обладавшем практическими талантами. А между тем в это время он вел борьбу с Евстафием Севастийским и более, чем когда-нибудь, нуждался в дружеском участии и поддержке. Разделение провинций, как это можно видеть на примере Каппадокии, влекло за собой споры между епископами из-за границ и пределов юрисдикции. В этом отношении Амфилохий был счастливее других епископов, так как его дружественные связи с предстоятелями двух соседних провинций исключали подобные споры и недоразумения. На севере границы его диоцеза соприкасались с митрополией Василия Великого , и последний, относясь к нему с полным доверием, даже просил его посещать свои пограничные епархии 905 . На западе, в Писидии, Антиохийскую кафедру занимал епископ Оптим, товарищ Амфилохия по школе Ливания, по отзыву последнего, человек необыкновенно приятный и мягкий 906 , живший в мире со всеми. Он состоял в переписке с Василием Великим 907 и поддерживал хорошие отношения с Амфилохием. Вместе с ним в 381 г. он подписал завещание Григория Богослова . Труднее обстояло дело на южной границе – в Исаврии. Епископ города Исавры имел право посвящения епископа в соседние города.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

884. Говорю всем: бодрствуйте (Мк. 13. 37). 885. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», об авве Агафоне, гл. 39. 886. Лк. 21. 34. 887. Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5. 18). 888. «Достопамятные сказания», об авве Пимене, гл. 135. 889. Слово 17, гл. 2 и 8. 890. Слово 89. 891. Св. Исаак Сирский. Слово 21. 892. Сир. 7. 39. 893. Пс. 33. 22. 894. Лествица. Слово 6. 895. Кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11. 34). 896. Мф. 10. 30; Лк. 21. 18. 897. Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15. 8). 898. Преподобный Иоанн Карпафийский. Гл. 25. Добротолюбие. Ч. 4. 899. Histoire du Christianisme par Fleury. Liv. 21, chap. 19. 900. Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10. 18). 901. Лк. 14. 17. Объяснение блаженного Феофилакта. 902. Патерик Скитский. — Преподобный авва Дорофей. Поучение 2. 903. По лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4. 14). 904. Безрассудно надмеваются плотским умом своим (Кол. 2. 18). 905. По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24. 12). 906. 2 Кор. 10. 5. 907. Святой Петр Дамаскин. Добротолюбие. Ч. 1. О рассуждении. 908. Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19). 909. Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 1). 910. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море (Исх. 15. 3–4). 911. Расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря (Исх. 15. 8). 912. (Исх. 15. 6). 913. Исх. 15. 2. 914. Исх. 15. 14–15. 915. От величия мышцы Твоей да онемеют, как камень (Исх. 15. 16). 916. Доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, в святилище, которое создали руки Твои (Исх. 15. 16–17). 917. Пойте Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15. 21).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

«Очень похоже, что у Иоанна действительно выражена реакция против современного ему сакраментализма, получившего уже некоторое распространение... При этом Иоанн не занимает антисакраментальную позицию, он не отказывается от Таинств, а ссылается на них — в 6, 51-58 (почти наверняка) и в 3, 5 (очень возможно). Однако в какой-то мере Евангелие от Иоанна все же является проявлением протеста против (вероятно) растущего сакраментального буквализма» (С. 210). 885 «В Иоанновской пневматологии новозаветное откровение о Святом Духе отличается наибольшею полнотою. Только в Ин. указано Ипостасное свойство Св. Духа: исхождение от Отца (15, 26) и ниспослание Св. Духа ученикам поставлено в зависимость от прославления Иисуса (ср. 7, 39; 16, 7)». — Кассиан, еп. С. 338. 886 См.  Гатри Д.С. 188. 887 Здесь опять уместно поразмыслить по поводу (анти)сакраментализма Ин. 888 В данном случае употреблено греч. file/w, которое здесь близко к более привычному a)gapa/w. — см. А Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature by W.F. Arndt and F.W. Gingrich. 2nd ed. Chicago. London. 1979. P. 859. 889 См.  Charpentier E. P. 31; Телушкин Й. P. 99. 890 См.  Brown R. P. 705. 891 Например, рассматривать сначала 1 Петр., как наиболее близкое по духу к Павловым посланиям. 892 Сходства и различия Ин. и 1 Ин. специально и подробно рассматриваются, например, в: Гатри Д. С. 673-9. 893 В Гатри Д. С. 663 указываются многочисленные свидетельства древних христианских писателей, начиная со св. Поликарпа и Папия, называющие автором 1 Ин. апостола Иоанна. 894 Кассиан, еп. С. 359. 895 Такая датировка, например, в Brown R. P. 384. 896 См.  Гатри Д. С. 672. 897 Charpentier E. P. 98. 898 См.  Гатри Д. С. 670. 899 Кассиан, еп. С. 359. 900 См.  Гатри Д. С. 665. 901 Brown R. P. 395. 902 Kümmel W.G. P. 446. 903 Об этом см. также Kümmel W.G. P. 449-51. 904 2 и 3 Ин. состоят каждое из одной главы (так же как и Флм.), поэтому в ссылках на эти послания указываются только стихи. 905 См.  Brown R. P. 396. N. 3. 906

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

М., 2003. Вып. 9. С. 428. 23. 887 См.: Макарий, архимандрит. Сосланы на Спас-Камень//Вологда. Краеведческий альманах. Вологда, 2000. Вып. 3. С. 215–217. 890 Собрание государственных грамот и договоров (далее – СГГД). М., 1813. Ч. 1. С. 414–415. 149; Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М., 1788. 4. 3. С. 26. 892 СГГД. Ч. 1. С. 439– 443. 159; Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. М„ 1791.4. 3. С. 74–83. 893 Судные списки 1971. С. 90. См. также: Список с судного списка. Прение Митрополита Московского и всея Руси со иноком Максимом Святогорцем//ЧОИДР. 1847. Кн. 7. Раздел II: Материалы отечественные. С. 1, 11–13. 896 Зимин 1976. С. 145. Позднее, в год кончины епископа Досифея, Чудовский настоятель был посвящён во епископа. См. о нём: Макарий, архимандрит. Епископ Суздальский Иона (Собина; 1544–1548)//АО 39/1. 2004. С. 143–154. 901 Подробнее об этом см.: Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли: Первая треть XVI века. Л., 1970. С. 195–205; Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI столетия. М., 2002. С. 222–229. 906 ПСРЛ. Т. 8. С. 279. О храме Вознесения см.: Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М., 1980. С. 29–42. 910 ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 295. О поездках святителя Макария см.: Макарий, архимандрит 2002. С. 63–68. 911 ПСРЛ. М., 1965. Т. 29. С. 16; Платон, митрополит Московский. Краткая церковная Российская история. М., 1805. Ч. 1. С. 380; ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. 4.1. С. 91, 92. 912 О мятеже князя Андрея Старицкого см.: Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30–50-х годов XVI века. М.; Л., 1958. С. 53–74. В Новгороде по благословению святителя Макария в связи с этим, как молитва о мире, было составлено житие преподобного Михаила Клопского (Макарий, архимандрит. Василий Михайлович Тучков – книжник Древней Руси//Кириллов. Краеведческий альманах. Вологда, 2003. Вып. 5. С. 43–51). 913 Акты исторические. СПб., 1841. Т. 1. С. 201; ПСРЛ. Т. 13. Ч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но стремление пап к подчинению русской церкви вызвало противодействие ее представителей. Мы видели, как в самом начале греческая иерархия старалась не допускать даже сношений с римским двором. Конечно, митрополиты-греки, приходившие в Россию из Константинополя, были главными охранителями такого начала, а их взгляды на этот предмет перешли и к русскому духовенству, которое, в свою очередь, не оставалось в бездействии. Иовий, Олеарий и Мейерберг причиной ненависти русских к Риму считают именно греков 889 . § VII Полемика в России против западной церкви, открывается сочинением киевского митрополита Леонтия, родом грека (992–1008), «об опресноках» 890 . Потом следовали: «Слово Феодосия о вере крестьянской и латынской» 891 , митрополита Георгия «Стязание с латыною» 892 († 1079), послание митрополита Uoahha II († 1089) к Клименту 893 , три послания митрополита Никифора 894 . Кроме того, в обращении у русских читателей были более или менее обширные переводные статьи, помещенные в Кормчих, Требниках, Сборниках, хронографах и летописях (историч. повести и др.), в Пандектах и Тактиконе Никона Черногорца (Черная гора близ Антиохии), в апокрифах (Прение Панагиота с Азимитом) и т. п. 895 , известных уже в славянской литературе до XIV в. К этому времени относятся памятники полемической литературы, как сочинения Григория Паламы , Нила Кавасилы и ответы Иоанна Кипрского в Синтагме Матвея Властаря 896 . По поводу Флорентийского собора появился ряд описаний, официальных актов и статей, направленных против латинян 897 . Уже в XV в. появляются сочинения в России, приписываемые м. Цамвлаку (киевскому – против опресноков) и Фотию (московскому 898 ). Митрополит Иона (1448–1461) посылал в разные места грамоты, предупреждая от всяких попыток присоединения к западной церкви 899 . События, предшествовавшие падению Константинополя, оживили сношения Византии с Римом и посеяли у пап надежду на возможность подчинения восточной церкви. Флорентийская уния поддерживала эту уверенность. Обращение в католичество некоторых членов императорской семьи 900 и греков, живших в Италии, содействовали подобной иллюзии, тем более, что явления в Западной Руси давали основания к тому. Если в первые века разделения в брачных делах государей допускался еще компромисс 901 , то впоследствии требования в религиозных делах сделались более настойчивыми и определенными. Брак Софии Палеолог с Иваном III снова оживил эти надежды, судя по тем лицам, какие принимали участие в этом деле (кард. Виссарион и кард. Антоний Бонумбре 902 , отправленный в Москву) не только сторонников унии, но и греков 903 ; не прекращались внушения с одной стороны и обещания с другой относительно союза против турок 904 , но далее последних не шли. Москва дружелюбно сносилась с турками и сама помышляла уже о роли третьего Рима 905 . Современник М.Грека, м. Даниил признавал одинаковую опасность от латинян и бусурман 906 , а старец Филофей выступал на защиту православия греков, не смотря на подчиненность их туркам 907 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

884 Оригинал письма хранится у епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна (Тимофеева), которому приношу искреннюю благодарность за предо­ставленную копию. 888 В святцах память преподобноисповедника Александра отнесена на 1 (14) августа. В действительности, поскольку архимандрит Александр скончался 14 (27)августа 1961, память его должна отмечаться 14 (27) августа. 893 Характерно, что уже здесь митрополит Кирилл говорит об «обновленчест­ве» митрополита Сергия, но обновленчество это заключается для митрополита Кирилла не в Декларации 1927 года, а в «каноническом буквализме», на основа­нии которого происходит узурпация церковной власти. Обновленчество – по митрополиту Кириллу – состоит и в административном нововведении митропо­лита Сергия, учреждении Временного Патриаршего Синода, органа-соправите­ля. Иными словами, попытке заменить патриаршество синодальной формой правления, чреватой коллективной ответственностью (а, следовательно, коллек­тивной же безответственностью). Синодальная форма правления была в тот пе­риод наиболее выгодной для государства системой управления Церковью. 896 Митрополит Сергий в первом своем письме рекомендовал митрополиту Кириллу «знать свою меру» в советах заместителю местоблюстителя. 901 Богословский сборник. 2001. Вып. VIII. – М., ПСТБИ. С. 350; Архив УФСБ РФ по Кемеровской обл., д. П-17429, л. 44 об. Автограф митрополита Кирилла. 906 Текст письма впервые опубликован в издании История Русской Право­славной Церкви. Новый Патриарший период. Том 1. 1917–1970. – СПб.: Воскре­сение, 1997. С. 982–983. 907 История РПЦ от восстановления Патриаршества до наших дней. Т. I. 1917–1970. – СПб., 1997. С. 982. 913 По отношению к умеренной правой оппозиции последователей митропо­лита Сергия едва ли можно назвать политиками, поскольку разногласия между умеренной правой оппозицией и митрополитом Сергием лежали не в области церковно-государственных отношений, а в области канонической, следователь­но – этической (здесь церковная этика понимается как часть православной экклезиологии).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новый Завет Господа Нашего Иисуса Христа. На славянском и русском языках. ТСЛ. Изд.: «Рарог». 1998. Библия. 4-е. изд. Брюссель, изд.: «Жизнь с Богом». 1989. ASTERIUS Homiliae – ASTERIUS Amasenus. Homiliae 1–14. CPG 3260. TLG 2060/001. PG 40, 164–389. Anastasius Quaestiones et responsiones – Anastasius Sinaita. Quaestiones et responsiones. PG 89, 312–824. CPG 7746. Варсонуфий и Иоанн. CPG 7350; PG 86/1, 892–901. [ ответы относительно учения Оригена , Евагрия и Дидима]; – перевод с греческого иером. Пахомия (1815); опубл.: Учение о мнениях Оригена , Дидима и Евагрия.//ХЧ 1827. 25. 257–270. Варсонуфий и Иоанн 1995 – перевод с греческого: Преподобных отцев Варсануфия Великаго и Иоанна руководство к духовной жизни. Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Изд. «Правило веры» 1995 г. Cassiodorus Liber de Institutione – Cassiodorus. Liber de Institutione divinarum litterarum. CPL 906. PL 70, 1105–1150. Cosmas Topographia – Cosmas Indicoplevstes. Topographia Christiana. PG 88, 52–470. CPG 7468. TLG 4061/002. EUSEBIUS – EUSEBIUS Caesariensis. Historia ecclesiastica. PG 20, 45–906. CPG 3495. TLG 2018/002 Historia ecclesiastica, ed. G. Bardy, Eusèbe de Césarée. Histoire ecclésiastique, 3 vols. [Sources chrétiennes 31, 41, 55. Paris: Cerf, 1:1952; 2:1955; 3:1958 (repr. 3:1967)]: 1:3–215; 2:4–231; 3:3–120. 1–4: vol. 1. 5–7: vol. 2. Φλιππος – Φλιππος Σιδτης. PG 39, 229. Barocc gr. 142 (14 c.) f 216. Dodwell. Dissertations in Irenaeum (Oxford. Ex Theatro Sheldoniano. 1689.) Gennadius Libri eccl. Dogmatum – Gennadius Presbyter Massiliensis. Libri ecclesiasticorum dogmatum. CPG 958a. PL 58, 979–1054. GREGORIUS Significatio – GREGORIUS NAZIANZENUS Theol. Significatio in Ezechielem [Sp.]. CPG 3060. TLG 2022/053. PG 36, 665–669. Иероним De viris illustribus – Hieronymus Stridonenesis. De viris illustribus. CPL 616. PL 24, 603–720 (631–760). Пер.: Творения Блаженного Иеронима Стридонского . Ч.3. изд. 2-е. Киев. Типография И. Горбунова. 1903. Hieronymus Prologus – Prologus in libro Didymi de Spiritu sancto. CPL 615b.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010