885. «В Иоанновской пневматологии новозаветное откровение о Святом Духе отличается наибольшею полнотою. Только в Ин. указано Ипостасное свойство Св. Духа: исхождение от Отца (15, 26) и ниспослание Св. Духа ученикам поставлено в зависимость от прославления Иисуса (ср. 7, 39; 16, 7)». — Кассиан, еп. С. 338. 886. См. Гатри Д.С. 188. 887. Здесь опять уместно поразмыслить по поводу (анти)сакраментализма Ин. 888. В данном случае употреблено греч. file/w, которое здесь близко к более привычному a)gapa/w. — см. А Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature by W.F. Arndt and F.W. Gingrich. 2nd ed. Chicago. London. 1979. P. 859. 889. Cм. Charpenmier E. P. 31; Телушкин Й. P. 99. 890. Cм. Brown R. P. 705. 891. Например, рассматривать сначала 1 Петр., как наиболее близкое по духу к Павловым посланиям. 892. Сходства и различия Ин. и 1 Ин. специально и подробно рассматриваются, например, в: Гатри Д. С. 673-9. 893. В Гатри Д. С. 663 указываются многочисленные свидетельства древних христианских писателей, начиная со св. Поликарпа и Папия, называющие автором 1 Ин. апостола Иоанна. 894. Кассиан, еп. С. 359. 895. Такая датировка, например, в Brown R. P. 384. 896. См. Гатри Д. С. 672. 897. Charpentier E. P. 98. 898. См. Гатри Д. С. 670. 899. Кассиан, еп. С. 359. 900. См. Гатри Д. С. 665. 901. Brown R. P. 395. 902. Kümmel W.G. P. 446. 903. Об этом см. также Kümmel W.G. P. 449-51. 904. 2 и 3 Ин. состоят каждое из одной главы (так же как и Флм.), поэтому в ссылках на эти послания указываются только стихи. 905. Cм. Brown R. P. 396. N. 3. 906. Только так, например, толкует архиеп. Аверкий (Таушев), полагая, что «избранная госпожа» — это женщина-христианка, вдова, обладающая высоким положением наподобие римской матроны. — См. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М. 2002. С. 549-50. 907. Cм. Brown R. P. 396. N. 3. 908. Не иначе как курьезом можно считать имевшие место толкования 2 Ин. как любовного письма. — Cм. Brown R. P. 396. N. 3.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Свт. Григорий Богослов. Слово 7, надгробное брату Кесарию//Творения. Изд. ТСЛ, 1993. T. 1. С. 173. 894 Свт. Ипполит Римский. Увещание к эллинам//ΒΕΠΕΣ. Т. 6, 227–228. 895 Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении//PG. 46, 88. 896 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Филип, беседа 3, 3//PG. 62, 203. 897 Афинагор. Прошение о христианах. Гл. 31//Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 445. 898 П. Ν. Τρεμπελα. Υπμνημα εις τ κατ Λουκν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 648. 899 Свт. Кирилл Александрийский. Беседа на Евангелие от Иоанна, 19, 30//PG. 74, 669. 900 Свт. Григорий Нисский. Слово к Пульхерии//PG. 46, 870 С. 901 П. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα εις το κατ Λουκαν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 646–647. 902 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 32//ΒΕΠΕΣ. 35, 108–109. 903 М. Κριτοπουλου. μολογα…//I. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικα και Συμβολικ Μνημεα της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Γραζ, 1968. Σ. 548. 904 Ориген. О молитве. Кн. XI, 2//ΒΕΠΕΣ 10, 250 (15–20). 905 Поскольку слово «свидетель» (по–гречески — μρτυρας) традиционно переводится как «мученик», Η. Василиадис вынужден сделать свое пояснение. 906 Ориген. Указ. соч. С. 249–250. 907 Γ. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 122–123. 908 Ι. Ν. Καρμρη. " Ορθδοξος κκλησιολογα. Αθναι, 1973. Σ. 797. 909 Ерма. Пастырь. Видение 1–е//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 198. 910 [Мученичество свт. Игнатия Антиохийского]//ΒΕΠΕΣ. 2, 341 (11–20). 911 Ориген. Похвала мученичеству. Гл. 38//ΒΕΠΕΣ. 9, 59 (18–21). 912 В славянском месяцеслове — Потомия (пам. 7 авг.). 913 Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. VI. Гл. 5. Ст. 3–7. М., 1993. С. 204. 914 Свт. Василий Великий. Послание 360. К Юлиану Отступнику//PG. 32. 1100 В. 915 Он же. Слово на свв. 40 мучеников. 8//PG. 31. 521С–524 А. С. 916 Свт. Григорий Нисский. На вмч. Феодора//PG. 46, 746 Д–748 С. 917 Свт. Григорий Богослов. Послание 223, Фекле//PG. 37, 368А. 918 Он же. Слово 24, в похвалу св. сщмч. Киприана//Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 357. 919

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Она связана с другими церковными сообществами, отличными от нее, через веру во Христа и Крещение: ХВ 549/34–540/37. Она является мистическим Телом Христовым: ХВ 383–384,497–504; видимым сообществом: ХВ 497, 502; одновременно «органическим» или иерархическим и «харизматическим»: ХВ 500, 896, 904; «совершенным в своем роде»: ХВ 502 (Mystici corporis папы Пия XII); непреходящим: ХВ 489. Христос наделил ее особыми отличительными качествами: ХВ 8, 8/1, 35, 94–95, 445; самим своим существованием она свидетельствует о своей Божественной миссии: ХВ 95. Наследие Откровения было доверено ей: ХВ 51, 93–94, 103, 441–442; она объясняет и представляет его своим верным: ХВ 103, 116, 204, 441–442, 443–444, в силу своего Учительства – обычного и экстраординарного: ХВ 509–510; кроме того, ей подобает официально толковать Писание: ХВ 43, 154, 157, 160–161, 294, 509–510. Церковь в ее совокупности безошибочна в толковании Откровения: ХВ 484–485. Эта безошибочность принадлежит также папе, когда он в силу своей высшей власти предлагает определенные решения по вопросам веры и нравственности: ХВ 477–485. Власть высшей юрисдикции над всей Церковью была поручена Христом Апостолу Петру: ХВ 41, 128, 412, 415, 417, 422–423, 432, 438, 445, 467–468, и передана всем его преемникам на епископском Престоле Рима: ХВ 41, 128, 411, 413, 414, 415, 416–416/1, 417–418, 422–423, 432, 445, 466, 469–476, Христос поставил Апостолов для служения сообществу: ХВ 510/13; преемники их – епископы: ХВ 510/14. Епископы, получившие через посвящение полноту священства: ХВ 510/15, составляют с Верховным Понтификом коллегию, особенно на Вселенских Соборах: ХВ 510/16. Они учат и управляют отдельными Церквами: ХВ 510/17, обладая правами юрисдикции в своих епархиях: ХВ 473–474, 503, 897, 905, 906. Церковь – это сообщество тех, кто стал членом Тела Христова через Крещение: ХВ 439, 497, 499, 505, 688, 699. Ей доверено также совершение Таинств: ХВ 758. Миряне – члены Народа Божия: ХВ 510/20–510/21, призванные через свое Крещение свидетельствовать и трудиться ради миссии Церкви в мире: ХВ 510/21, 510/40.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Если патриарх Михаил Керулларий в половине XI-ro века готов был сделать опыт овладеть и государственною властью, то почему этого не мог предпринять, при благоприятных обстоятельствах, Фотий? Это падение Фотия было окончательным, и его звезда закатилась в безвестности († 897 г.). Взаимоотношения между Римом и Константинополем продолжались и в Х-ом в., хотя нельзя сказать, чтобы они имели вполне нормальный характер. К папе обращались лишь в делах сомнительного характера — в спорных случаях, или в таких, когда надеялись получить от него какие-либо права. Нужно заметить, что к концу IX-ro и в Х-ом веке папство сильно ослабело, когда с умалением, а потом с исчезновением императорской власти, оно сделалось игрушкою в руках немецкой аристократии. Так, в начале Х-го века обратился в Рим император Лeb VI, когда патриарх Николай (896-906 г и 911-925 г.) отказался благословить его 4-ый брак. Легаты папы Сергия III (904-911 г.) дали благословение, но это повлекло к конфликту между папою и низверженным патриархом, протестовавшим потом перед папою Анастасием, по поводу поведения легатов. В 920 г., папа Иоанн Х примирился с патриархом Николаем вторично получившим кафедру, хотя вопрос о 4-ом браке не вполне был выяснен между ними. Новый случай сношения с Римом имел место в 30-ых годах Х-го века, когда в Италии управлял сенатор Альбрехт. Тогда папа искал против него союза с Византией. Император Роман (920-944 г.) принял его в союз, но воспользовался им для своих целей. Во-первых, легаты папы должны были совершить сомнительный канонический поступок — возвести его 16-ти-летнего сына Феофилакта на патриарший престол в 939 г. Во-вторых, Роман желал получить, по-видимому, полную самостоятельность для Константинопольского патриарха в его управлении Востока. Косвенно был затронут папа эдиктом Никифора Фоки (963-969) г.). Последний потребовал через патриарха Полиевкта (956-970 г.), чтобы в греческих провинциях Апулии и Калабрии исключительно следовали греческому обряду и решительно отказались от всякого латинского влияния. В начале XI-ro века папа Бенедикт VIII (1012-1024 г.), по просьбе немецкого императора Генриха, внес в символ Греческой Церкви, по выражению одного историка, «трагическое слово» — «Filioque». Патриарх Сергий II (999-1019 г.) вычеркнул тогда из диптихов своей Церкви имя папы. Однако, это не помешало новому патриарху Евстафию (1019-1024 г.), вместе с императором Василием II, обратиться в 1024 г., к папе Иоанну XIX по свидетельству Рудольфа Глабра, и ходатайствовать перед ним об «автокефалии» для Византийского патриарха, как об этом замечено уже ранее. Последнее столкновение Византии с Римом в половине XI-ro века. Так называемое разделение Церквей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Августина: «что есть крещение Христово? Купель воды с произнесением слов (in verbo); отними воду, – нет крещения; отними слова, – нет крещения» 893 ; е) св. Иоанна Дамаскина : «Он (Господь) заповедал нам возрождать водою и Духом при наитии на воду Св. Духа, по молитве и призыванию. Ибо как человек состоит из двух частей, души и тела; то Господь дал нам и двоякое очищение, т. е. водою и Духом. Духом, чтобы обновить в нас образ и подобие (Божие); водою, чтобы благодатию Духа очистить тело от греха и избавить от тления. И вода здесь представляет образ смерти, а Дух подает залог жизни» 894 . Посему совершенно несправедливы и те, которые отвергали всякое вещество в таинстве Крещения 895 , и те, которые, вслед за Лютером, признают годным веществом для крещения не одну воду, но всякую жидкость 896 . 2) Крещение должно быть совершаемо чрез троекратное погружение крещаемого в воду. Чрез троекратное: по правилу св. апостолов 897 и по учению древних учителей Церкви, – во имя трех Лиц Пресв. Троицы 898 , равно как в воспоминание смерти, погребения и воскресения Господа Иисуса Христа 899 , – и Церковь не признавала действительным крещение евномиан и других еретиков, крестивших только единым погружением 900 . – Чрез погружение: потому что – а) чрез погружение крестился сам Христос от Иоанна ( Матф. 3, 16 ; снес. Марк. 1, 5 ; Иоан. 3, 23 ); б) чрез погружение крестили св. Апостолы ( Деян. 8, 37. 38 ); в) крещение представляется в Писании точным подобием всемирного потопа, егоже воображение ( ντιτυπον), по словам св. Петра, ныне и нас спасает крещение ( 1Петр. 3, 19–21 ); банею водною, в которой Господь очищает нас ( Ефес. 5, 26 ; Тит. 3, 5 ), и как бы гробом, в котором мы спогребаемся Христу в смерть ( Рим. 6. 4 ; снес. Кол. 2, 12 ): все такие названия, которым только тогда будет соответствовать это таинство, когда будет совершаемо чрез погружение. Наконец – г) чрез погружение, по сознанию даже самих иномыслящих 901 , совершалось таинство это в древней Церкви, как несомненно свидетельствуют – св. Дионисий Ареопагит 902 , Тертуллиан 903 , св. Василий великий 904 , св. Григорий нисский и другие 905 . Что же касается до окропления и обливания, как обыкновенно совершается ныне крещение в церкви западной: то в древности этот образ совершения таинства допускался только в виде исключения из правила, в случаях крайности, преимущественно для тяжких больных, возлежавших за одре (для так называвшихся клиников от κλνη – одр), которых нельзя было крестить чрез погружение 906 . И – замечательно – даже в третьем веке, этот образ крещения подвергался еще пререканию со стороны некоторых, так что св. Киприан, для устранения недоумений, нарочито писал, что таинство Крещения не теряет своей силы и при таком способе совершения 907 . А потому и православная Церковь доныне, хотя также допускает обливание или окропление при совершении крещения, как не уничтожающие силы таинства 908 , но допускает только в крайних случаях – в виде исключения из общего правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Благодатное действие дарования человеку спасения заключается и в таинстве покаяния. Для усвоения Искупления в этой жизни от Бога людям дается благодатная жизнь в Церкви, выражающаяся, прежде всего, участием в ее Таинствах. Чрез Таинство Крещения человек получает спасение, становится как бы Новым Адамом в безгрешном и благодатном состоянии. Умирая в купели крещения с Ветхим, плотским Адамом, он восстает сообразным его Спасителю – Новому Адаму. В Таинстве Миропомазания человек получает силу Духа Святого, становится участником той Великой Пятидесятницы, когда апостолы и бывшие с ними исполнились наитием Св. Духа, чрез огненные языки сшедшего на них. В этом Таинстве христианин запечатлевается «Печатаю Св. Духа». Эта благодать дается человеку ныне сразу же после крещения. Миропомазание совершается также над монархом в чине коронации и над человеком, который, быв христианином, отвергся от христианства и возвращается в христианство . В Таинстве Покаяния происходит обновление благодати крещения, воссоединение с Богом, обновление души, приобретение благодати и силы для борьбы с грехом, исцеление от ран, полученных от греха, и воскресение души. Люди спасаются покаянием, если утеряют состояние безгрешности, полученное в крещении, а так как обычно все люди теряют это блаженное состояние (почему и вводится исповедь уже от семилетнего возраста), то без покаяния люди и не могли бы спастись. Еще до Пришествия Христова св. Иоанн Креститель начал свою проповедь призывом к покаянию, 894 этим же призывом к покаянию началась и проповедь Спасителя. 895 Господь говорит, что Он пришел «призвать грешников к покаянию». 896 Господь говорит о радости на небесах по причине покаявшегося грешника. 897 В притчах Господь показывает значение покаяния для спасения. 898 Покаяние мытаря Закхея находит следующий ответ в устах Господа: «Днесь спасение дому сему». 899 Еще при земной жизни Спасителя апостолы посылаются для проповеди покаяния. 900 Первые проповеди апостолов являются призывом к покаянию. 901 О покаянии мы часто читаем в апостольских посланиях. 902 Одна из основных задач пастырства – призывать к покаянию. Господь не только Сам легко прощал грехи при виде веры в Него и любви к Нему, 903 но эту же благодать дал Своей Церкви, как до Своего Распятия, 904 так и после Воскресения, 905 посылая на проповедь покаяния и крещения. 906

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Василий Великий, Письмо 234, 1 — Courtonne 3, 42 — PG 32, 868С–869А. 873 1 Тим. 1:7. 874 Ин 1:18. 875 1 Тим 6:16. 876 См.: 4, 22, 57. 877 напр.: 878 Дан 7:18. 879 Вариант: окончания. 880 1 Сол. 4:17. 881 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4 — PG 3, 592ВС. 882 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О воплощении Бога Слова 4 — PG 28, 96А. 883 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181 AB. 884 Ср.: 1 Сол. 5:5; Лк. 16:8. 885 Иоанн Златоуст, Увещевательное слово к Феодору, 11 — Dumortier 136–140/PG 47, 291–292. 886 Он же, К молодой вдове, 3 — SC 138, 130/PG 48, 603. 887 Мф. 13:43. 888 Кирилл Александрийский, Толкование на Иоанна, 12 — PG 74, 716D. 889 Лк. 17:21. 890 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 10 — PG 96, 561AB. 891 Ср.: 5, 6, 17. 892 Быт. 3:19. 893 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 932С–933В. 894 Там же, 930CD. 895 1 Петр. 2:9. 896 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 897 Пс. 44:4–5. 898 Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400С. 899 Он же, Беседа на 29, 5, PG 29, 317В. 900 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 793С. 901 Деян. 9:3. 902 2 Кор. 12:2. 903 Схолия: «воссиянием по ипостаси здесь он называет воссияние духа, как пребывающее [неизменным]. Ибо [осияние, бывающее] посредством [открытия] смыслов, подобно молнии, бывает мимолетно, как и Григорий Богослов говорит». 904 Макарий Египетский, О свободе ума, 23 — PG 34, 957АВ. 905 Он же, О возвышении ума, 1 — PG 34, 889С; Беседа 5, 11–12 — PG 34, 516В–517В. 906 Он же, О свободе ума, 21 — PG 34, 956ВС. 907 Григорий Богослов, Слово 39, 9 — PG 36, 344В. 908 Пс. 17:12; 2 Цар. 22:12. 909 Григорий Богослов, Слово 32, 15 — PG 36, 189D–192A. 910 Иоанн Синайский, Лествица, 7, 55 — PG 88, 813АВ. 911 Мы исходим здесь из значения «τμνω» как «вырезывать». В русском переводе Исаака Сирина это место читается: «Молитва есть чистота ума, которая одна, при изумлении человека, уделяется от света Святой Троицы» (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические, М., 1993, с. 67.), а в английском: «…, and it is terminated only by the light of the Holy Trinity» (The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian, Holy Transfiguration Monastery, Boston, Massachusetts, 1984); а новогреческий переводчик Паламы: «…πο μνο ατη αποσπται απ τ φς της αγας Τριδος» (которая только одна отрывается от света Святой Троицы). 912

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

878. Преподобный Ефрем Сирский. Часть 2. Слово 106, о антихристе. 879. Преподобный Ефрем Сирский. Часть 2. Слово 106. 880. Преподобный Макарий Великий. Беседа 31, гл. 4. 881. Благовестник. Объяснение на Ин. 5. 43. 882. Откр. 13. 8. 883. Преподобный Ефрем Сирский. Часть 2. Слово 106. 884. Еф. 2. 2; 4. 12. 885. «Взирати на небо (подвижнику молитвы) зело редко подобает страха ради (из предосторожности) лукавых на воздусе духов, сего ради и именуются воздушнии дуси, иже производят многия и различный прелести на воздусе». Симеон Новый Богослов. Добротолюбие. Ч. 1. О третием образе внимания. 886. …и огнь низводит с неба на землю перед людьми (Откр. 13. 13). 887. Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106. 888. Откр. 13. 1. 889. Быт. 3. 1; Откр. 12. 3. 890. Откр. 13. 2. Зверь, его же видех, бе подобен рыси, и нози его яко медведи, и уста его яко уста львова. 891.  …дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть (Откр. 13. 2). 892.  Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16. 1, 4; 12. 38–42). 893. Благовестник. Объяснения приведенных мест из Святого Евангелия. 894. Мф. 12. 40. 895. Лк. 23. 45; Мф. 27. 45, 51–53. 896. Мф. 28. 2–4, 11–15. 897. Мф. 28. 2–4, 11–15. 898.  …подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин. 20. 27). 899. Мф. 12. 24; Ин. 9. 24. 900. Мк. 11. 13, 14, 20. 901. Быт. 3. 7. 902. Благовестник. Объяснение на Мк. 11. 13, 14. 903. Ин. 8. 46. 904. Мк. 1. 42. 905.  …для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель свою и иди в дом твой (Мк. 2. 2–12). 906.  …проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк. 16. 20). 907.  …дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса (Деян. 4. 29, 30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Глава 7. Понятие человеческой личности в сербской богословской мысли XX века Сербская богословская мысль в двадцатом веке в поиске ответов на проблемы современного мира живо вращалась вокруг темы личности Бога и человека. «Сербскому народу Бог дал двух великих лю­дей» – преп. Иустина (Поповича) и свт. Николая (Велимировича), которые были людьми «живого примера и живого слова» и носили глубоко в своих сердцах трагические вопросы современного человека, «отвечая на них из глубины своего православного существа». 893 Епископ Николай (Велимирович) – гениальный богослов с мировым именем, почетный доктор нескольких всемирно известных университетов, 894 «величайший сербский церковный мыслитель», который называется порой даже «апостолом нашего времени». 895 Преподобный архимандрит Иустин (Попович) , относившийся к владыке Николаю как «к своему отцу и учителю», 896 также признается одним «из самых выдающихся современных отцов православного богословия», 897 «личностью подлинно святоотеческого размаха», 898 далеко превосшедшей границы Сербии. 899 Отец Иустин «оставил после себя богатейшее богословское, философское и агиографическое насле­дие». 900 Его богословские работы, по выражению академика Иоанна Кармириса, представляют вершину духовного самовыражения Сербской Церкви. 901 Не случайно, что оба святых богослова сравниваются с «великими Отцами Церкви» 902 и «вселенскими учителями», 903 принадлежащими всему миру. 904 И хотя подробный анализ мыслей свт. Николая свидетельствует, что он говорил о человеческой личности «несистематическим образом», тем не менее, именно он «первым среди сербских богословов переместил понятие личности с уровня психологии и этики на уровень онтологии». 905 Вслед за ним архимандрит Иустин уже систематически и глубоко проникает в тайну личности человека. Мы полагаем, что можно утверждать, что сербское богословие двадцатого века в лице свт. Николая (Велимировича), преп. Иустина (Поповича) и их преемников, «крупнейших сербс­ких богословов и архипастырей» 906 митр. Амфилохия (Радовича) 907 и еп. Афанасия (Евтича) , 908 является органическим продолжением и развитием «персонального, ипостасного подхода» 909 восточного православного богословия. При этом термин «личность» практически всегда оказывается синонимичен ипостаси, лицу, персоне 910 в их халкидонском смысле. Несмотря на большое разнообразие мыслей и часто поэтический язык, сербское богословие личности двадцатого века позволяет провести обобщение и систематизировать его взгляды на основные свойства богословского понятия человеческой личности. Среди этих свойств: апофатичность (таинственность), сообразность Богу, логосность, обладание собственной природой, целостность, познавательная способность, свобода, уникальность, творчество и синергичность, динамизм, общение и кафоличность, перихоретичность, нравственность и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

22) Феофилакт оканчивает описание чудес струмницких мучеников временем Симеона и след. при Симеоне; но он же посвятил свое сочинение ц. Петру и описал жизнь его – и след. скончался не раньше 967 г.; последнее согласно и с тем, что говорит он о себе в жизни Климента. храме и в уединении: покрытый простою одеждою, простертый по земле, проводил он ночи в молитве23). – После тяжелой болезни передал он правление старшему сыну Владимиру; а сам удалился в монастырь для подвигов поста и молитвы. – К скорби отца, сын оказался не похожим на родителя: жил распутно и, что еще хуже, стал совращать народ с пути христианского. – Четыре года старец терпел. Наконец одушевясь ревностию, снял с себ иноческую одежду, оделся в платье князя – воина, с немногими верными ему погнался за сыном, захватил его и чтобы отнять у него возможность вредить христианству, ослепил его; потом передал власть младшему сыну Симеону, а сам, верный обету, снова удалился в монастырь24). – Он и в уединении заботился о распространении христианского просвещения, побуждал способных переводить полезные книги с греческого на славянский язык. Так, один из них говорит о сееб: «почтенный муж, дукс (князь) настаивал предо мною, когда я приходил к нему для посещения, приказывая и упрашивая переводить объяснения евангелий; он напоминал мне: для священника нет другого занятия, кроме наставления; если принял он на себя эту службу, пусть выполняет ее»25). Современник кн. Симеона записал: «в се убо лето 6415 инд. 14 (906)26) умре раб Божий, отец сего князя (Симеона), в благой вере живый, в добром исповедании Господа нашего Иисуса Христа, велик и честен и благоверен, господин наш, князь болгаром, именем Борис, христианское же имя ему Михаил, мес. мая во 2 д. в субботнии вечер. Сей же Борис болгары крестил есть во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь»27).   23) Annal. Metens. ap. Asseman. 2, 178. 24) Феофилакт о мучен. § 36. Регин у Пертца (Monum. 1. 580, annal. metens. Hist. Franc. 111, 310. 311). Время начального удаления к. Бориса в монастырь определяется так: Климент с 885 г. 11 лет был учителем и в 896 г. при к. Симеоне возведен на кафедру архипастыря (см. июля 27 д.). Потому Владимир Борисович был владетельным князем 892-895 г. и Борис отказался от престола в начале 892 г. И по летописям Владимир оказывается владетельным князем с 892 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010