Сновидения, возникающие под влиянием божественной силы (ϑεας δυνμεως, по выражению Григория Нисского ), посылаются не всем людям, имеющим естественные во сне видения, но только тем, которые достойны спасения ( Григорий Назианзин , Огат. XVIII, с. 12. М. XXXV, 1000 А.) и причастия некоего божественного проявления ( Григорий Нисский , 1. с. р. 172 В.: μετχουσ τινες, οχ πντες, ϑειοτρας τινς δι τν νερων τς μφανεας). В сновидениях этого рода есть нечто иное сравнительно с обычными сновидениями и по последним не должно заключать о первых (Ibid. р. 172 С.). Это «нечто иное» выражается в том, что память, приводимая в движение святыми силами (π γων δυνμεων), воспроизводит образы (εδωλα), соответствующие проявлению божественного действования (Περ διαφρων πονηρν λογισμν, с. 4. М. LXXIX, 1204–1205), чувство, воспринимающее его, чуждо потемнения и смущения (...μηδεμις ατος πιϑολοσης ασϑσεως, Григорий Нисский , 1. с. 172 В.), а знание будущего не принадлежит силе самых сновидений. Эти признаки сновидений, посылаемых Богом, умножаются и подробнее описываются бл. Диадохом. Его учение о признаках сновидений, являющихся душе по благости Божией или по демонскому ухищрению, настолько сходно с учением о них Антония Великого , что в наставлениях последнего может быть найдена большая часть мыслей и выражений первого. Сновидения первого рода проявляются в образах, свойственных божественной силе и здравой душе, т. е. действующей и во сне, как в бодрственном состоянии, когда чувство и ум господствуют в душевной деятельности, по Григорию Нисскому. Признаки этих сновидений: они не изменяют своего образа, в котором появляются в душе ( Антоний Великий , Vita, с. 36. М. XXVI, 896 А.: μν γρ τν γων πτασα οκ στι τεταραγμνη), не устрашают ( Антоний Великий , ibid.: φαιροσιν ο φαινμενοι τν φβον παρ’ ατ τ γπ), не смеются (οτε γελσιν), как демонские видения (Антоний Великий, с. 2. М. 1. с. р. 884 А.: γελσιν φρνως...), не делаются мрачными (Антоний Великий, ibid. демоны после безумного смеха κλαουσι κα ϑρηνοσιν), с мягкостью приближаются к душе (сравнить ibid., с. 35, р. 896 А.: σχως δ κα πρως γνεται οτως... ibid. с. 35, p. 890 A), наполняя её радостью (Антоний Великий, ibid. ς εϑς χαρν κα γαλλασιν κα ϑρσος γγνεσϑαι τ ψυχ; Макарий Египетский , Homil. VII. М. XXXIV, 525 А.: Τ τς χριτος χαρν χει, ερνην χει, γπην χει λϑειαν χει... τ δ τς μαρτας εδη στ τεταραγμνα, κα οκ χει γπην κα χαρν πρς τν Θεν). Из сих признаков видно, что сновидения, являющиеся по благости Божией, не представляют собой беспорядочной смены образов, свойственной обычным сновидениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

211 Аввакум предлагает обратить к Господу Богу ту прощальную молитву, которую чтец говорит перед иереем на павечернице и полунощнице после обычного прощения священника перед братией (см. Часослов). 216 Агриппина родилась в конце 1645 или 1646 г. (см.: примеч. Вместе с родителями ей, как и другим детям Аввакума, довелось пережить и сибир­скую, и мезенскую ссылки. 217 Прекрасная израильтянка Юдифь прославилась спасением своего отече­ства Израиля от опустошения и завоевания ассирийскими войсками под пред­водительством военачальника Олоферна (см.: Иудифь 8–16 ); еврейка Эсфирь, супруга персидского царя Артаксеркса, спасла своего «дядю» Мардохея и весь народ израильский от истребления, задуманного царедворцем Аманом (см.: Есф. 4–8 ); Девора, пророчица и одна из судей израилевых, научила военачаль­ника Барака, как победить ханаанеян и избавить Израиль от ханаанского ига (см.: Суд. 4: 4–16 ). 220 Это наставление Аввакума восходит к поучению из Собрания краткия нау­ки о артикулах веры (Малый Катехизис). 222       См. сказание о Мелетии, архиепископе Антиохийском, под 12 февраля в Великих Минеях Четиих и Прологе. Здесь сказано, что, обличая арианскую ересь, архиепископ Мелетий во ознаменование своей правоты благословил народ двоеперстием. 223       Игумен монастыря Богородицы на Черной горе в Сирии (XI в.), автор книг «Пандекты» и «Тактикой» – сборников выдержек из творений отцов церкви, соборных постановлений и т. п. 224       См.: Книга Никона Черногорца. Острог. 1640. Слово 57 «О праздницех и о постех и о коленопреклонениих». 226 Папа Фармоз занимал римский престол в 891–896 гг., в момент, когда резко обозначились разногласия между греческой и западной церквами, впоследст­ вии приведшие их к окончательному разделению в 1054 г. Папа Стефан (896– 897) распорядился исторгнуть тело Фармоза из могилы, обвиняя его в узурпа­ции папского престола. В русской православной традиции папа Фармоз воспри­нимается как виновник разделения церквей. Рассказ о Фармозе и его посмерт­ном обличении приводился в Книге о вере. Кроме того, известна отдельная Повесть о папе Фармозе, к содержанию которой особенно близок Аввакум.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

Но папе Стефану (885–891) не удалось решить этого дела, его преемник Формоз (891–896) ставил вопрос принципиально: если Фотий считался мирянином, то нетрудно разрешить от запрещения посвященных им «по насилию», если же относиться к нему как к епископу, то его ставленники, а между ними и нынешний патриарх Стефан, подлежат осуждению. Такая притязательность со стороны Рима по отношению к внутренним делам патриархата значительно охладила константинопольских корреспондентов папы, которые хорошо поняли, что во всяком случае ни под каким видом царь не пожертвует интересами своего брата, патриарха Стефана, и что, следовательно, дальнейшие заискивания перед Римом при настоящих обстоятельствах бесполезны. Много шума наделал в Церкви семейный вопрос, соединенный с не допускаемым церковными правилами четвертым браком Льва. Первая супруга Льва Феофано скончалась в 893 г. Зоя, дочь Стилиана Чауша, бывшая предметом внимания Льва еще при жизни Феофано и состоявшая в браке с Феодором Гузуниатом, вскоре овдовела, так что не было более непреодолимых препятствий к тому, чтобы придать законную форму давно уже продолжавшейся связи. Но прежде чем устранены были некоторые затруднения, Зоя допущена была жить во дворце, а отцу ее дан был титул василеопатора, как стал с этого времени обыкновенно называться царский тесть. Препятствия заключались в слишком большой гласности связи царя с Зоей, в распространенной молве о том, что Зоя виновна в преждевременной смерти своего мужа и самой царицы Феофано. Пользовавшийся большим влиянием на царя монах Евфимий, бывший потом патриархом (907–912), представлял всяческие доводы, чтобы отговорить его от этого намерения, но царь рассердился на него и заточил его в монастырь св. Диомида. В конце 904 г. 336 Льва повенчали с Зоей, далеко, впрочем, не торжественным чином; совершивший таинство священник подвергся за это запрещению. Но действительно Льва преследовал злой рок в его брачных делах. Вторую жену он потерял в 896 г., а третья его супруга Евдокия жила только один год (899) и была погребена в первый день пасхи 900 г., к соблазну церковных людей, так как в первый день светлой недели не допускается погребения 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

893. Софира , ( Σοφειρ), тоже, что и Суфир ( Σουφερ), откуда пришел корабль Соломона; помещен и выше; гора Востока в Индии. 893. Софера (Sophera) тоже что и Софир (Sophir) откуда приходили корабли Соломона; о нем сказано выше; это гора Востока, принадлежащая к стране Индии. 894. Сихар ( Συχρ), перед Неаполем, близ веси, которую дал Иаков Иосифу, сыну своему; тут, по Иоанну, Христос беседовал с Самарянкой близ кладязя; указывается и доныне. 894. Сихар (Sihar), перед Неаполем, возле веси, которую дал Иаков Иосифу, сыну своему, где Господь и Спаситель наш, по Евангелию Иоанна, беседовал у кладязя с женою Самарянкою; ныне там выстроена церковь . Сихем ( Συχμ), он же Сикима ( Σκιμ), и Салим ( Σαλμ), город Иакова, ныне, пустынный; место указывается в предместьях Неаполя, где показывается близлежащая гробница Иосифа; его разорил Авимелех и посеял в нем соль, как (писано) в книге Судей; 895. его восстановил Иеровоам, как (писано) в книгах Царств; лежит в пределах жребия Неффалимова. Сихем назывался и сын Еммора, от которого получило название и место; Сихем был и на горе Ефремли, город убежищ. 895. Сихем и Салем (Sichem et Salem), что по-латыни и по-гречески зовется Сикима (Sicima), город Иакова, ныне, опустелый; место указывается в предместьях Неаполя, возле гробницы Иосифа; его разорил Авимелех и посеял в нем соль, как писано в книге Судей; потом он был восстановлен Иеровоамом, как повествует история Царств. Сихем назывался и сын Еммора, от которого получила название и местность; был и другой Сихем, на горе Ефремовой, город 6еглецов. 896. Сихем ( Συχμ), город колена Манассиина, бывший прежде священническим убежищ, на горе Ефремли, где погребли кости Иосифа; и выше помещен Сихем. 896. Сихем (Sichem), в колене Манассиине, город священнический и беглецов на горе Ефремовой, где погребли кости Иосифа. 897. Сонам ( Σωνμ), откуда была Сонамитянка; есть в пределах Севасты, в Акраваттине, селение, называемое Саним ( Σανμ), откуда зовется Сонамитянка. 897. Сонам (Sonam), откуда была жена Сунамитянка; и доныне есть селение в пределах Севасты, в области Акрабиттене, называемое Саним (Sanim).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

232.   Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости. 233.   По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу. 234.   Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. 235.  Булгаков. «Наст. кн»., стр. 896. 236.  «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 24. 237.  Адвент — предрождественское время, период поста, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент начинается в воскресенье, ближайшее к дню святого Андрея Первозванного (30 ноября – 13 декабря н.с.). О происхождении Адвента ничего не известно, но уже в 380 собор в Сарагосе учредил подобный период покаянного приготовления к Рождеству. С конца 6 в. в период Адвента не совершаются бракосочетания. Адвент включает, как правило, 4 воскресенья, т. е. 3 полные недели с добавлением от 1 до 6 дней в зависимости от того, на какой день приходится Рождество. 25 декабря (7 января н.с.)— завершение поста и наступление Рождества. 238.  «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 25-28. 239.   потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. 240.   и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых 241.   Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. 242.  Булгаков. «Наст. кн»., стр. 896, прим. 63. 243.   Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. 244.   Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. 245.  Булгаков»Наст. кн»., стр. 900, прим. 70. 246.  Скабалланович. " Толковый Типикон " . Вып. III, стр. 30. 247.  Скабалланович. «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 32-46. 248.  Подробнее о ектении этой см. в статье проф. М. Скабаллановича «Ектении» в «Труд. Киев. Дух. Ак»., за 1912 г., июль, стр. 181-195.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

50. Разбор грамоты неокружников от 6 мая 7407 лета (1899 года), поданной московскому окружническому архиепископу Иоанну, с замечаниями Арсения, епископа Уральского. Кишиневский епарх. мисс. Феодосий Воловей. Стр. 806–834. 51. Из миссионерских писем, дневников и летописей. Миссионерская полемика по вопросу о присяге. (Открытое письмо к Д. И. Добролюбову). Свящ. Димитрий Силин. Стр. 835–840. 52. Письмо к старообрядцу-беспоповцу. (По поводу бывших в Нижнем Новгороде собеседований). Проф. Н. Ивановский. Стр. 840–843. 53. Страничка из истории возникновения штундизма в Сквирском уезде, Киевской губернии. Н. Е. Стр. 844–852. 54. Беспоповщинское поставление в “духовные отцы”. (Рассказ из современной жизни беспоповцев поморского толка). Свящ. Е. О–в. Стр. 853–855. 55. Из миссионерской полемики. Собеседование синодального миссионера прот. К. Крючкова с Екатеринбургскими старообрядцами, происходившее 23 июня 1902 года. А. Обтемперанский. Стр. 856–874. 56. Миссионерство, секты и раскол. (Хроника). Годичный епарх. съезд миссионеров Херсонской епархии в г. Одессе.– Занятия съезда.– Кто должен отмечать поведение миссионеров.– Обойденные новым пенсионным уставом иереи-миссионеры. М. Кальнев. Стр. 875–878. О миссионерах-книгоношах. Д. Боголюбов. Стр. 878–880. Московский раскол.Алексий В–ов. Стр. 881–888. 57. Из жизни инославия и из мира заграничного сектантства. В стране факиров.– Армия спасения.– Новая секта на острове Суматра.– Статистика населения Индия по религиям.– Новая секта в Финляндии. Стр. 888–890. 58. Библиография. А. Кычигин. В области церковного устава. Мысли о необходимости и способах возвышения благочиния при богослужении. ч. I и II-я. С.-Петербург. 1901. М. Леонович. Стр. 891–894. Епископ Антоний. Почему Господь Иисус Христос не называл себя Богом? С.-Петербург, 1902 г. ип, 8, 20 стр. П. Козицкий. Стр. 894–896. Еще об изданиях братства св. Петра. Свящ. Петр Злотников. Стр. 896–897. Прот. А. Дернов. Об истинно-христианском воспитании. Чтения по Закону Божию для слушательниц педагогических курсов. (Изд. 2-е. Спб. 1902 г. Стр. 509). Свящ. М. Лисицын. Стр. 897–898.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Феодора и ее две дочери Морозия и Феодора из влиятельной римской семьи ставили папами своих фаворитов и детей на протяжении 30 лет. Феодора старшая добилась поставления папой 20-летнего Иоанна X, своего любовника. Ее дочь Морозия приказала его задушить и поставила своего сына от папы Сергия III (был папой до Иоанна X). Имя ее ставленнику дали Иоанн XI (тоже 20-летний). Другой сын Морозии от другого любовника, герцог Альберих вторгся в Рим и посадил своего брата Иоанна XI в тюрьму. Он сам ставил Римских епископов (при нем сменилось 4 епископа). Перед своей смертью Альберих поставил папой своего 16-летнего сына, который вступил на Римскую кафедру в 955 г. с именем Иоанн XII. В этот период переживает кризис сама Западная церковь. Огрубение нравов достигает предела. Наиболее яркий пример этого - собор с участием трупа. Папа Стефан VI (896-898 гг.), став папой двумя месяцами спустя после смерти папы Формоза (+ 896 г.), устроил суд над своим предшественником в 897 г., обвинив его в узурпации папского престола (Формоз, будучи епископом, стал папой - это было впервые в истории; епископ должен был оставаться на той кафедре, на которую поставлен). Формоза вырыли из могилы, в которой он пролежал уже несколько месяцев, одели в папское облачение, посадили на судный трон и даже выделили ему адвоката. Проведя юридически правильную процедуру, его осудили, лишили епископского сана, стащили с трона, отрубили 3 пальца правой руки (которыми он благословлял), протащили по улицам Рима и выбросили в Тибр. Стефан позже был задушен формозовской партией. А при Иоанне IX постановления собора 897 г. были отменены, и Формоз сейчас считается законным папой (и Стефан, кстати, тоже). Католики их все равно считают непогрешимыми в вопросах веры и нравоучительства, хотя эти папы и не уделяли вопросам веры никакого внимания. В тот же период происходит и временное угасание аскетических идеалов. После подъема веры в первых столетиях, когда варвары с энтузиаэмом приняли христианство, наступает период угасания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Но не замедлил и папа Николай, как увидим в своем месте, принять со своей стороны меры, чтоб покорить царственного неофита римскому престолу. Труды св. Меоодия (ф 6 апр. 885 г.) продолжали в Болгарии ученики его, вытесненные немецким духовенством из Моравии, – Климент, Ангеляр, Горазд, Савва и Наум. Горазд (+ 896 г.) и Савва проповедывали в юго-западной Болгарии. Мощи Горазда почивают под спудом в монастыре, посвященном его имени, в Албании, близ Берата. Св. Климент с Ангеляром и Наумом с большим почетом приняты были (885 г.) Борисом: дав им для помещения самые лучшие покои в своем дворце, он доставлял им все нужное содержание и беседовал с ними каждый день. Тоже делали и придворные вельможи его. Ангеляр скончался в доме вельможи Чеслава, а Климент с Наумом долго жили у вельможи Эхача. Климент, по желанию Бориса, отправился с проповедию в Кутмичивицу и получив от него в собственность три дворца в Деболе (близ Охридского озера), и помещения около Охриды и Гла- веницы. Обратив ко Христу многих болгар, он учил детей их чтению и письму; потом рукоположен был (896 г.) во епископа Дрембипы или Велицы македонской, и, распространяя христианство здесь и в Охриде, ставил своих учеников чтецами, диаконами и священниками, приводил в порядок богослужение, составлял поучения на праздники. Так трудился он в Болгарии, при помощи Наума, до самой кончины (27 июля 916 г.) 39). Бедствия православной церкви в Болгарии Православной церкви в Болгарии суждено было много потерпеть 1) от турок, и частию 2) от еретиков, 3) от римских католиков, 4) от греков-фанариотов и 5) от протестантов. 1. Коран предписывает истреблять гяуров, т.е. христиан 337 , – и последователи корана всегда заботливо выполняли это предписание. Оттого Болгария, как и другия христианские области, со времени покорения её турками, много уже вытерпела, и много терпит от них. Каждый знает, что туркам везде предшествовал в их походах ужас и трепет, сопутствовали смерть и оцепенение, оставались после них слезы и разрушение. По завоевании страны, города, села, домы, церкви, монастыри, – все большею частию обращалось в развалины или пепел 338 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Таким образом, при разделенности христианских исповеданий и само слово Божественного Учителя христианами не слышится одновременно и в одинаковой последовательности. Скабалланович. Толковый «Типикон». Вып. III, стр. 22. Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте. Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. Булгаков. «Наст. кн»., стр. 896. «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 24. Адвент — предрождественское время, период поста, к которому приурочены многочисленные обряды и обычаи. Адвент начинается в воскресенье, ближайшее к дню святого Андрея Первозванного (30 ноября – 13 декабря н.с.). О происхождении Адвента ничего не известно, но уже в 380 собор в Сарагосе учредил подобный период покаянного приготовления к Рождеству. С конца 6 в. в период Адвента не совершаются бракосочетания. Адвент включает, как правило, 4 воскресенья, т.е. 3 полные недели с добавлением от 1 до 6 дней в зависимости от того, на какой день приходится Рождество. 25 декабря (7 января н.с.)— завершение поста и наступление Рождества. «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 25-28. потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Булгаков. «Наст. кн»., стр. 896, прим. 63. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. Булгаков «Наст. кн»., стр. 900, прим. 70. Скабалланович. " Толковый Типикон " . Вып. III, стр. 30.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

832 Решительное поражение при Булгарофиге (Булгарофигоне) в Восточной Фракии болгарский царь Симеон нанес византийцам в 896 г. Византийское правительство, эаключив после этого мир, взяло на себя обязательство платить болгарам ежегодную дань (см.: Цанкова-Петкова Г. Първата война между България и Византия при цар Симеон възстановязането на българската търговия с Цариград//Известия на Института за история. – 1968. – Т. 20. – С. 188; Златарски В. Н. История на Българската държава през средните векове: В 3 т. – София, 1972. – Т. 1. – С. 30; Ангелов Д. История на Византия 867–1204. – София, 1974. – Ч. 2. – С. 62; Kazdan A. A. Boulgarophygon//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 1. – P. 317). 833 Это же сообщение повторено в хрониках «семьи Симеона Логофета » (The phanes Continuatus. Ioannes Cameniata. Symeon Magister. Georgius Monachus/Rec. I. Bekkerus. – Bonnae, 1838. – P. 702 (§ 7), 855 (§ 17). H. M. Богданова, ссылаясь на те же источники, пишет об убийстве «Иоанна (Иона) – сына херсонского стратига», кото- рое она без обьяснения датирует 891 г. (Богданоа H. М. Херсон в X–XV вв. Проблемы истории византийского города//Причерноморье в средние века. – M., 1991. – С. 117. Само происшествие исследовательница трактует как восстание и рассматривает его как пример проявления «...недовольства горожан политикой центральной администрации именно в отношении Херсона». Х.-Ф. Байер заметил, что событие произошло при поражении византийцев от болгар у Булгарофига, но безосновательно посчитал стратига Симеона «человеком не из Херсона», навязанным «местной хазарской знати» (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 353). 834 Каппадокия – старинное название обширной области в центре и на востоке Малой Азии. Была преобразована в фему около 863 г. Ее центр – кастрон Кесария (совр. Кейсери) – укрепленный город и мощная военная база на восточной границе Византии. 835 Поскольку в рассказе фигурирует Зоя, с которой открыто сожительствовал Лев VI, но еще живой названа законная супруга василевса, благочестивая Феофано, событие предшествовало 10/11 ноябрю 895 или 896 г., когда она скончалась (Kurtz Ed. Zwei griechische Texte uber die Hl. Theopano, die Gemahlin Kaisers Leo VI//Записки имп. АН. – 1898. – Серия VIII, историко-филол. отд. – Т. 3. – Вып. 2. – S. 1–24; Мефодий. Житие св. Феофано/Изд. Хр. Лопарев//ВВ. – 1910. – Т. 17. – С. 91–98; Kazdan А. А. Theophano, empress//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – P. 2064).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010