(† 928, Рим), папа Римский (с марта или с апр. 914). Род. в Равенне (согласно Liber Pontificalis ) или в Тоссиньяно близ г. Имола (Италия); был диаконом и служителем Болонской кафедры при еп. Петре IV († 905). История избрания И. на Папский престол изложена с нек-рыми ошибками в близком по характеру к сатирическому соч. «Антаподосис» Лиутпранда Кремонского (60-е гг. X в.). Еп. Петр часто посылал И. по делам в Рим. Там И. познакомился с влиятельной аристократкой Феодорой, супругой консула и сенатора Феофилакта, главы могущественной политической партии. Вступив в связь с И., Феодора способствовала его избранию на Болонскую кафедру после кончины еп. Петра. Однако перед рукоположением И. внезапно скончался Равеннский архиеп. Иоанн VIII Кайлон (898-904), и при поддержке Феодоры И. занял кафедру Равенны. Вероятно, тогда И. удалось установить тесные отношения с кор. Италии Беренгаром I Фриульским (888-924), архиепископ добивался его имп. коронации в Риме. Согласно Лиутпранду, по настоянию Феодоры, переживавшей якобы из-за разлуки с любовником, И. оставил кафедру в Равенне и «овладел верховным понтификатом в Риме» ( Лиутпранд. 2006. С. 48). Исследователи, в т. ч. Л. Дюшен (LP. Vol. 2. P. 240-241) и Х. Манн ( Mann. 1910. P. 151-153), указывали, что сведения Лиутпранда не всегда являются достоверными. Он плохо знал истинную последовательность событий 1-й пол. X в. и допускал хронологические ошибки. Нередко Лиутпранд преувеличивал развращенность рим. аристократии и связанных с ней Римских епископов, представляя их отношения в рамках теории «порнократии». Под влиянием Лиутпранда Лев Остийский в «Хронике монастыря Монте-Кассино» (2-я пол. XI в.) утверждал, что И. был незаконно возведен на Папский престол ( Leonis Marsicani Chronica monasterii Casinensis//MGH. SS. T. 7. P. 616). Совр. исследователи полагают, что И. был приглашен в Рим по настоянию Феофилакта, стремившегося получить поддержку кор. Беренгара I ( Zimmermann. 2002. P. 838). Критическое отношение современников к И. было во многом обусловлено тем, что папа нарушил постановление Собора 898 г. о недопустимости перехода епископа на др. кафедру. Об этом упоминается в «Хронике св. Бенедикта Кассинского» (1-я пол. X в.): «Иоанн, приглашенный старейшинами города Рима, нарушив канонические установления, вторгся в Римскую Церковь» (Chronica S. Benedicti//MGH. SS. T. 3. P. 199).

http://pravenc.ru/text/469690.html

Сохранилось Житие М. (BHL, N 5293-5294a; фрагмент изд.: Spicilegium Romanum. R., 1840. T. 4. P. 298-300), автор которого называет себя Иоанном, кардиналом рим. ц. Сан-Марко. Текст был составлен скорее всего в XI в. (см.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 888-889). Вероятно, самая ранняя рукопись - легендарий из аббатства Фарфа (Roma. Bibl. Nazionale. Farf. 32. Fol. 92r - 95r, кон. XI в.). Известна также эпитома Жития (BHL, N 5295-5295; старейшая рукопись - легендарий из мон-ря Сан-Феличе-ди-Нарко, кон. XII в.; см.: Gaiffier B., de. Les Légendiers de Spolète//AnBoll. 1956. T. 74. P. 313-348). Бóльшая часть сведений, изложенных в Житии, восходит к Liber Pontificalis; сообщается также, что М. до избрания на Папский престол был диаконом и прославился добродетелями. Упоминается о строительстве ц. Сан-Марко при папе Григории IV и о том, что в этом храме совершались чудеса. В Житии использована переписка М. со свт. Афанасием Александрийским, включенная в состав Лжеисидоровых декреталий ; по просьбе Афанасия М. послал ему текст постановлений Никейского Собора, т. к. экземпляр Александрийского епископа сожгли ариане (Decretales pseudo-Isidorianae et capitula Angilramni/Ed. P. Hinschius. Lpz., 1863. P. 451-454). Возможно, в IX в. мощи М. были перенесены из разрушавшейся базилики на Ардеатинской дороге в городскую ц. Сан-Марко (см.: Novembri. 2004. P. 6-8). Однако при папе Григории VII (1073-1085) было обнаружено захоронение, идентифицированное как могила М. Об этом сообщается в сказании о перенесении мощей святого (BHL, N 5296; изд.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 898-903), к-рое сохранилось в рукописи XII в. (Vat. lat. 1196. Fol. 152r - 156v). Некие люди, искавшие на заброшенных рим. кладбищах и в катакомбах мощи святых, обрели могилу М., опознанную благодаря надгробной надписи. Они предложили каноникам ц. Сан-Марко выкупить у них святыню, но те отказались, т. к. мощи М. уже хранились в церкви. Тогда обретенные мощи были проданы слугам некой благородной немки, жены итальянского аристократа Теобальда, к-рые прибыли в Рим в поисках реликвий.

http://pravenc.ru/text/2562198.html

Эти, выражаемые через прекрасные качества, суть не объективные, часто, в действительности, не принадлежащие предмету, а всегда обусловленные отношением к нему других, стремлением к нему, благорасположением. – Словом χρις два раза переведено 887 и по одному разу 888 , 889 , и 890 . В этих местах говорится или о внутреннем чувстве изящного, прекрасного, которое испытывает само действующее лицо 891 , или о той благосклонности, иногда, полной любви и уважения, с которой относятся к предметам другие, Бог или люди. Судя по сказанному, можно видеть, что в В. 3. слово χρις употребляется тогда, когда нужно сказать или о благосклонном, любвеобильном отношении одного к другому, или о тех свойствах, какие представляются в предмете лицам, стремящимся к этому предмету, с любовью относящимся к нему. Этому употреблению слова χρις, в В. 3. соответствует и его буквальное значение. Χρις, происходя от χαρω – радоваться, быть довольным, означает все то, чему я радуюсь, чем я доволен. Это не объективное свойство предмета, не его качество, а качество, обусловленное известным благосклонным отношением к нему других 892 . Через λεος в св. книгах Ветхого Завета переводится еврейское , что означает, собственно, рвение, стремление к добру, доблесть, великодушие, милость, благорасположение (иногда этим же словом обозначали похоть, плотское вожделение, страсть) 893 . Словом λεος но одному разу переведены слова 894 , 895 , 896 , 897 , и 898 . Во всех этих местах говорится о милости (Божией), проявленной или имеющей проявиться, милости, имеющей прямое отношение к жизни человека, милости, как Божием даре человеку. Поэтому 70 в Ис. 45:8 слово , что буквально означает простор, раздолье (земли), перевели через λεος, так же через λεος перевели и в Пс. 84 (83):12 слово , что означает солнце. В обоих случаях переводчики ставили λεος на том основании, что на простор, раздолье земли 899 и на солнце 900 должно смотреть, как на благо, милость Божию. Через ειρνη переводится , что значит благополучие, как внутреннее спокойствие духа 901 , так и внешнее – здоровье 902 , тишина, безопасность 903 , согласие, дружба с другими 904 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

29. Жизнь монаха должна быть подобна жизни ангельской и испепелять грех 887 . Жизнь монахов есть жертва всесожжения кающихся 888 . 30. Жизнь монаха должна ясно свидетельствовать, что члены его мертвы для греха. Пусть образцом для тебя, [монаше,] служит жизнь святого Иоанна [Предтечи]. 31. Да избежит монах бури бесовской; хоровод Ангелов пусть окружает монахов мирной тишиной 889 . 32. Когда [в душе] поднимается буря бесовская, тогда монах должен укрощать [в первую очередь] яростное начало души 890 . Ибо жизнь монаха познается через [его] терпение и кротость. 33. Монах, пламенеющий духом 891 , изгоняет прочь диавола, а монах, неправедно завидующий брату, наоборот, привлекает диавола к себе. Вместе с пятью неразумными девами вне [Царства Небесного] окажется он, не снабдивший маслом светильник свой 892 . 34. Закваска порока не должна даже и именоваться у монахов 893 . 35. «Солнце да не зайдет во гневе» ( Еф. 4, 26 ) «монаха» 894 . 36. Монах, сохраняющий [внутренний] покой, не приводит [никогда] в смятение братий; монах же крикливый приводит в смятение весь монастырь. 37. Не отказывайся, монаше, от звуков псалмопения, ибо оно есть песнь ангельская 895 . 38. Монах должен избегать звуков диавольских зрелищ, ибо они есть прелесть бесовская 896 . 39. Пусть на челе твоем, монаше, всегда будет Крест Христов, а в сердце твоем, подвижниче, пусть всегда будет страх Божий. 40. Безмолвие монаха, сопровождаемое чистотой сердечной, воздает [должное] почитание Святому Духу. 41. Добрый нрав монаха порождает братолюбие и изгоняет [из среды братий] всякие споры. 42. Монах, соединенный с Господом, не должен предавать себя диаволу, чтобы не быть посрамленным пред Брачным Чертогом. 43. Непобедимый щит монаха – ангельская песнь на устах его; но [и эта] песнь, любимая им сверх меры, является смертью для него 897 . 44. Сокровище монаха – добровольная нестяжательность; божественнейшим будет тот монах, который избрал ее 898 . 45. Собирай себе, монаше, сокровище «на небе» ( Мф. 6, 20 ); там – бесконечные века твоего отдохновения 899 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В грамоте, составленной от имени герц. Гийома и Ингельберги, говорится о дарении апостолам Петру и Павлу виллы К. с постройками, домениальными землями и капеллой Девы Марии и св. Петра, которой принадлежали другие капеллы и угодья и у к-рой имелись зависимые крестьяне (сервы), гл. обр. в Маконском графстве. В К. следовало основать мон-рь святых Петра и Павла; насельники мон-ря под рук. аббата Бернона († 927) должны были соблюдать устав прп. Венедикта Нурсийского (бенедиктинский устав), молиться за упокой души перечисленных в грамоте людей (кор. Одона (888-898), родителей и всех родственников дарителей, их вассалов) и за укрепление католической веры, заботиться о бедных, больных и странниках. Никто из светских и церковных сеньоров под страхом гнева апостолов и отлучения от Церкви не имел права вмешиваться в управление мон-рем и посягать на подаренное обители имущество. В знак того, что мон-рь находился под защитой (tuitio) апостолов и папы Римского, каждые 5 лет монахи должны были посылать в Рим, «к апостольскому порогу», 10 солидов (Les plus anciens documents originaux de l " abbaye de Cluny/Éd. H. Atsma, J. Vezin. Turnhout, 1997. T. 1. P. 34-35). При аббате Берноне К. оказывали покровительство вассалы Гийома Благочестивого. Так, Аймард, предок династии Бурбонов, подарил аббатству виллу Сувиньи, где был основан мон-рь св. Петра. Преемник Бернона св. Одон (926/7-942) установил тесные отношения с Римскими папами и герм. императорами. Папские привилегии и щедрые пожертвования знати способствовали стремительному росту благосостояния К.: ко времени настоятельства св. Одона относится 188 документов о дарении собственности, ко времени аббата Аймарда (942-954) - 278. По преданию, первоначально в К. было всего 12 монахов ( Rodulf. Glab. Hist. III 5. 18), к сер. X в. число насельников увеличилось до 134. Аббат Одон и его преемники, святые Майоль (954-994), Одилон (994-1049) и Гуго (Гуго I; 1049-1109), активно занимались церковной и политической деятельностью, пользовались покровительством как Папского престола, так и императоров Свящ. Римской империи. Под их руководством аббатство прославилось как образцовый бенедиктинский мон-рь; литургическая традиция и дисциплинарные обычаи, соблюдавшиеся в К., получили широкое распространение и оказали влияние на европ. монашество. Часть мон-рей, реформированных аббатами К., вошла в состав Клюнийской конгрегации .

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Даже более того, со смертью тела, сознательная жизнь души не только не прекращается, но получает больше свободы и простора в отрешении от чувственной оболочки, стеснявшей ее духовное развитие. Человек по смерти становится «Божиим человеком 888 и будет «свободно владеть царством без всякого недоумения» 889 , пребывая со Христом как его «сонаследник» 890 , «не в образе, не верою, но как говорится лицом к лицу» 891 . Здесь все высшие стремления души не встретят никаких препятствий, «ибо можно ли представить большее блаженство, чем «радости вечности» 892 . Так будут жить праведники каждый по мере заслуг своих. Сообразно с тою же мерою заслуг будут жить и грешники: «не всех постигнут разные наказания – одних более тяжкие, других – менее» 893 . Загробная жизнь для тех и других будет продолжением земной, только в другой форме и при других условиях, с сохранением основных особенностей их духовной природы. С ними, как существами личными, возможно личное духовное общение, которое, по общему верованию церкви, совершается чрез молитвы живых за умерших и наоборот 894 . Таким образом, смерть не прерывает существования человека, а только видоизменяет его; здесь на земле жизнь души начинается, а на небе продолжается не только без утраты самознания и личности, но даже с сохранением всех приобретенных душою знаний, чувств и настроений. Поэтому «будем на земле учиться тому, знание чего будет неразлучно с нами на небе» 895 . Самое «ведение есть» уже «ощущение бессмертной жизни» 896 , а бессмертная жизнь есть сознательное «ощущение в Боге» 897 . Непрерывность и тождество личности есть существенный признак истинного бессмертия, хотя нельзя отвергать того, что характер всех свойств духовной природы человека после смерти человека существенно должен измениться 898 . Сторонники учения о предсуществовании душ искали опоры для него в самой природе души человеческой. Они рассуждали, что если душа по своей природе сущность духовная, а потому простая и неделимая, то мы должны с неизбежностью допустить ее существование не только в связи с телом и после его смерти, но и до соединения с ним, другими словами, мы должны допустить ее вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Чрез покупку преподобным Кириллом приобретены: близ Долгого озера и речки «Кореяр» – «деревня в Шидьяре» (от Ефрема Тупика Ондрева сына Горбатова) «да к той деревне пожня под Выкоским остовом» (островом) «против пожницы» за «полтора рубля новогородского серебра да корову пополнка» 876 ; деревня Ивашковская (или Ивашевская) Мишина (находившаяся около Марьевского болота) за «два рубля наугородского серебра да овцу пополнка» (от «попа Павла») 877 ; от «Нестерка Мямли» – деревня (Пробудово) «и с иными поженками, которые землицы и поженки дотоле тянули к той деревне и с тою поженкою, которую нестерко у Ондрея выменил во Ондрееве наволоце, а землицы Пробудовы да Месяцово» за «3 рубли и 40 бел да овцу пополнка» 878 ; «у Клементья у Жеребцова» – «деревня Харламовская да Михейковская» за «два рубля новгородсках да пополнка овцу» 879 ; у Ивана Евсевьева сына – земля Захарьинская «со всеми учястъки, что потягло к той земли и с пожнями и куды топор и коса ходила и с наволоком с Зоринским, что на Порозобици на реке» за 4 рубли и «пополнка свинью» 880 ; у Осташа, попова сына Юрьева, – «Селивестровская роздель» за «полтретья рубля» (новгород.) 881 , да пополнка овцу; у «чернца у Ферапонта» – Мигачевская деревня «с поделми и з городищом», за 1 1 / 2 рубля 882 ; «у Серки» и «у Тимошки» – деревня Волковская «да Улъянкова полоса» за 3 1 / 2 , рубля да пополнка 2 овцы 883 ; у них же и попа Павла – «деревня Окуловская» 884 ; у «Чуприяна – землица Понтиньская» за полтину «да свинью пополнка» 885 у Михаила и у Епимаха – землица за «полтора рубля новгородцкую да пополнка овцу» 886 ; у Василья Андреева – пустошь «Прокинская» (близь Сандыревского поля) за рубль новгородский 887 ; у Никиты у Андреева – пустошка в Каргободе да пожня на Колдоме Мостовая, за рубль 888 , у Серка – нива Волковская за 40 бел «да подпал пополнка» 889 . Кроме того преподобный Кирилл купил еще до 10 пожень в разных местах: пожню «на Шохсне у св. Николы» – за 1 1 / 2 рубля новгородских «да 20 бел, да пополнка овца» (купил у Ивана Софоньева) 890 ; пожню на Сечючи «а другое верхнее стожейце на том же Сечюче» – за 2 рубля новгородских да 10 бел да пополнка овца 891 (куплена у Фрола Остафьева); «пожню Пельсынскую вотчину» «Ивана Онтономова сына» (у реки Шексны) за 1 рубль и 15 бел 892 ; поженкина реке Колдоме Митявские за полтину (куплены у Фрола Остафьева) 893 ; пожню на Волочке (у Семена диаконова сына) за полтину да пополнка овцу 894 ; пожню на Волочке у Ивицкого озера – за полтину да 20 бел (куплена у старосты Семена) 895 ; поженку на Волочке, «конец Долгого озера» за 20 бел 896 (куплена у «Демка»); пожню на «Вожькшиньском наволоце» – (у Кореня) за 2 рубли новгородских без четверти 897 ; пожню Окуловскую и пожню Омосовскую (куплены у Ермака у Ковача) за 1 рубль новгородский да 15 бел да овцю пополнка 898 , пожню (у Карпа дьяконова или диякова сына) за полтину да 20 бел «да пополнка овцу» 899 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Савва Монах (вторая пол. IX в.). Житие Петра Атрского (Atroa) (Вифинский Олимп, 773–837) Игнатий Диакон (?) (середина IX в.). Житие Григория Декаполита (ум. 842) Аноним (вторая пол. IXb.). Житие Никиты Патрикия (761–836) Аноним (вскоре после 860 г.). Житие Афанасии Эгинской (первая пол. IX в.) Аноним (после 869 г.). Житие 10 мучеников Константинопольских (о 729/730 г.) Аноним (IXb.). Житие Св. Климента, епископа римского (ум. 101?) Константин Философ (ум. 869). Перенесение мощей Св. Климента (о 860861 гг. – отредакт. в 870-е гг.) Аноним (кон. IX в.). Деяния Давида (716–783/793), Симеона (763–843/844) и Георгия (764–844), митиленских братьев (о. Лесбос) Аноним (870–880-е гг.). Житие Антония Нового (785–865) Аноним (870-е гг.). Житие Феодоры императрицы (ум. ок. 867) Никита Магистр (кон. IX в.). Житие Феоктисты Лесбийской (ум. 872) Петр, епископ Аргоса (кон. IXb.). Житие Афанасия, епископа Мефонского (ум. 878) Аноним (кон. IXb.). Житие Евстратия, игумена Авгарского (ум. ок. 885) Феофан (кон. IXb.). Житие Иосифа Гимнографа (816–886) Аноним (кон. IXb.). Житие Феофано императрицы (886–897) Аноним (кон. IXb.). Житие Ильи Спилеота (IX в.) Василий (кон. IXb.). Житие Иллариона Грузина (860–888-е гг.) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие святителя Феодора, архиепископа Эдесского (первая половина IX в., ум. 860) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие Евфимия Нового (823–898) Аноним (IXb.). Житие Феодора, игумена константинопольского монастыря Хора (504–595) Аноним (IXb.). Чудеса Св. Георгия (с VII до IX в.) Никита Давид Пафлагон (880-е гг.). Житие Игнатия, Патриарха Константинопольского (847–858, 867–877) Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Похвала Св. Андрею Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвала Иоакинфу Амастридскому Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвальное слово Пророку Даниилу Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Энкомий Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Георгий (ок. 900 г.). Житие Феодоры Фессалоникской (812–892) Аноним (893–901 гг.). Житие Павла Нового, Патриарха Константинопольского (ум. 784)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

565–577 Евтихий (вторично) 577–582 582–595 Кириак 595–606 607–610 Сергий I 610–639 639–642 Павел II 642–653 Пирр (вторично) 653–655 655–666 Фома II 667–669 Иоанн V 669–674 Константин I 674–676 Феодор I 676–678 Георгий I 678–684 Феодор I (вторично) 684–687 Павел III 687–693 Каллиник I 693–705 705–712 Иоанн VI 712–713 Герман I 713–730 Анастасий 730–754 Константин II 754–764 Никита I 764–780 Павел IV 780–784 Тарасий 784–806 Никифор I 806–815 Феодот I 815–821 Антоний I (иконоб.) 821–831 Иоанн VII (суевер) 832–842 Мефодий I 842–846 Игнатий 846–857 857–867 Игнатий (вторично) 867–878 Фотий (вторично) 878–886 Стефан I 886–893 Антоний II Кавлей 893–895 Николай I 895–906 Евфимий II 906–911 Николай I (вторично) 911–925 Стефан II 925–928 Трифон (два года вакансия) 928–931 Феофилакт 933–956 Полиевкт 956–970 Василий I 970–974 Антоний III (4 года вакансия) 974–979 Николай II Хрисоверг 983–996 Сисиний II 996–998 Сергий II 999–1019 Евстафий 1019–1025 Алексей 1025–1043 Михаил Керуларий 1043–1054 Западные императоры от Карла Великого (год в первом столбце означает время восшествия на королевский престол Германии, а во втором столбце – время императорской коронации) Годы после Р.Х. Годы после Р. Х. Карл Великий 800–814 Людовик I Благочестивый 814–840 Лотарь 817–855 Людовик II 850–875 Карл Лысый 875–877 Карл Толстый 884–887 Арнульф 896–899 Гуй (титулярный император) Ламберт (титулярный император) Людовик Прованский (титулярный император) Беренгарий Конрад I (король Германии) Генрих Птицелов (король Германии) Оттон I 962–973 Оттон II 967–983 Оттон III 996–1002 Генрих II 1014–1039 Генрих III 1046–1056 Короли Франции от восшествия на престол Каролинской династии Годы после Р. Х. 752–768 Карл Великий 762–814 Карломан 762–772 Людовик Благочестивый 814–840 Карл II (Лысый) 840–877 Людовик II (Заика) 877–879 Людовик III 879–882 Карломан 879–884 Карл Толстый 884–888 Одон или Эвд 888–898 Карл III (Простой) 898–936 Людовик IV (d " Outremer) 936–954 Лотарь 954–986 Людовик V (le Fainéant) 986–987 Гуг Капет

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

887 Нельзя ли разуметь здесь Феодора, епископа Ростовского, племянника преп. Сергия, основателя Московского Симонова монастыря? Феодор Ростовский жил одно время в Константинополе, хорошо знал греческий язык и известен по рукописным богослужебным памятникам, как переводчик с греческого некоторых богослужебных чинов. Ему, наприм., приписывается перевод чинопоследования малого водоосвящения. Проф. Мансветов, Митрополит Киприан, стр. 52 и 108. 888 Рук. Требн. Киев. Д. Акад. Аа 193, стр. 272; рук. Требн. Солов. библ. 1085, л. 163 (Описание, стр. 110). 889 Εχολγ., Goar., p. 616. См. эту молитву и в Совр. Требнике в Последовании в бездождие. Больш. Тр., изд. М. 1897 г., л. 189 об. 891 Подобную этой молитве, мы встречаем в двух сербских рукописных требниках – Синод б. 307, л. 250 об. (См. Описание Горского, III, стр 180) и Хиландарск. библ. 187, л. 144. 898 Первую молитву «на всяку литию», см. у Гоара, р. 637. «Параклис» – см. в Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 785. 899 Между каноном староп. требников и каноном требника Могилы, можно наблюдать постоянную разницу в отдельных выражениях: видимо, Могила, в данном случае, не пользовался московскими требниками, а сделал самостоятельный перевод канона с греческого. 900 За исключением первой молитвы, прочие несомненно заимствованы с востока. Так, вторую молитву см. в Εχολγιον’е Гоара, р. 636; 3-ю – там же, р. 635; четвертую – там же. 903 Требн. ркп. Киев. дух. Акад. Аа 193, стр. 231–232; Владимирск. Ал.-Нев. братства 88, л. 604 об. и 605. 904 Описание этого пасхального обряда византийской церкви сделано у Константина Порфирородного (De саегетоп. aulae byzant. I, сар. 14, р. 93–95) и разъяснено Гоаром (Εχολγ., pag. 334, notae). См. также Д. Ф. Беляева, Byzantina, стр. 171, примеч. 2-е. 906 Выходы государей, царей и великих князей М. 1844 г., стр. 14, 30, 61 и мн. др. Георгиевский. Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. М. 1896 г., стр. 83–85. 907 Требн. рукоп. Синод. библ. 898, л. 548. В рукоп. требнике той же библ. 268, л. 196, эти молитвы озаглавлены так: «молитвы о князех в различных потребех, паче же внегда потреби бывающу ратному времени, на сопротивныя. Тоя же и в четверг светлыя недели».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010