183. Рецензия на книгу проф. И. П. Филевчча «Из истории Карпатской Руси. Очерки галицко-русской жизни с 1772 г. (1842 – 1866)». Варшава, 1907, 162 стр.; Его же. «Галицкая Русь прежде и ныне. Исторический очерк и взгляды на современное состояние очевидца». СПб., 1907, 104 стр. Там же, 4, с. 198. 184. Церковная жизнь у славян. (Мероприятия Вселенской патриархии против болгарского Экзарха. Памятник независимости Болгарской Церкви. Попытки болгарского правительства подчинить себе Болгарскую Церковь . Участие духовенства к земледельческим обществам в Болгарии и Сербии. Окружное послание архиепископа Платона по поводу папской буллы, присланной живущим в Америке униатам.) Там же, 5, с. 236 – 241. 185. Католический план завоевания России. Там же, 6, с. 295 – 299; 6 с. 395 – 399. 186. Новооткрытые изречения Спасителя. Там же, 9. с. 441 – 443. 187. Модернизм и православие. Там же, 10, с. 493 – 497; 11, с. 545 – 549. 188. Церковная жизнь у славян. (Выходки болгарской католической печати против Русской Церкви. Закрытие Самоковской епархии. Новый закон основного и среднего образования в Болгарии.) Там же, 17, с. 830 – 832. 189. Церковная жизнь на Западе. (Общенародное пение в Католической Церкви Новейшая статистика инославных миссий. Католик о Л. Н. Толстом.) Там же, 18 – 19, с. 872 – 874. 190. Рецензия на книгу Ф. Белявского «О реформе духовной школы. Ч. П. Об основе и организации средней духовной школы в связи с вопросом о желательном общем типе средней школы в России». СПб., 1907, 287 стр. Там же, 18 – 19, с. 874 – 875. 191. Вопрос о второбрачии духовенства в славянских странах. Там же, 21, с. 975 – 980. 192. Новый устав католических семинарий в Италии. Там же, 23, с. 1066 – 1069; 24, с. 1107 – 1111. 193. Церковная жизнь у славян. (Новый митрополит в Боснии. Пенсия псаломщикам в Буковине. Неудавшийся переход в православие. Послание галицких греко-католических епископов. Религиозное состояние Болгарии. Новые периодические издания. Недостаток образованною духовенства. Богословский факультет. Прибавка жалованья духовенству.) Там же, 25, с. 1195 – 1199.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

На это германские власти отреагировали интригами, подстрекая Святополка, племянника Ростислава, к войне с дядей, чтобы отнять у него власть над Великой Моравией. В 870 г. святой Мефодий со своими учениками прибыл в Паннонию на свою кафедру и был радушно встречен князем Блатенским Коцелом, который горячо поддержал святителя в деле славянизации местной Церкви. Тем временем в Моравии произошли перемены. Страна подверглась агрессии со стороны королевства восточных франков, войско покровителя равноапостольных братьев князя Ростислава было разбито Людовиком Немецким, а сам он захвачен в плен, ослеплен и заточен в баварскую тюрьму, из которой уже не вышел. Править в Моравии стал его племянник Святополк, вначале ставленник франков, но позже восставший против их господства. Когда восстание было подавлено, Людовик Немецкий назначил править в Моравии двух маркграфов Вильгельма и Энгельшалька, и тогда, в 872 г., интриги баварского духовенства Моравии и Паннонии против архиепископа Мефодия привели к его аресту и, по приговору баварских епископов, к заключению в монастырскую тюрьму в Райхенау. Более двух лет спустя новый папа Иоанн VIII, узнав о горестной участи святого Мефодия, решил вмешаться, потребовал в своих буллах, адресованных королю восточных франков Людовику, без промедления освободить узника, которого он, когда требование его было выполнено, вернул на кафедру, и даже запретил епископов, осудивших невиновного, в служении на два с половиной года — на тот же срок, который провел в заточении святой Мефодий. После освобождения он в 874 г. прибыл в Паннонию, а затем, после смерти князя Коцела, в столицу Моравии Велеград, где снова правил изгнавший немцев из своей страны Святополк. Святой Мефодий, его ученики, священники, поставленные им в Моравии и Паннонии, совершали богослужение по-славянски. В 874 г. Мефодий крестил чешского князя Буревоя (Борживоя) и его супругу святую Людмилу. Открывалась перспектива включения Чехии в состав славянской Архиепископии, расположенной в центре Европы.

http://pravoslavie.ru/150773.html

В Макарьевской Минеи, м. февраль (Моск. Син. библ. 179), Диоптра, л. 874, столб. 2 (Озерский I. 416): «Горек же прескверный обрящет корень тогда, достоин сосуд своего лукавствия, еже мнетися девица сущи, но скверна во всем, из нея же родится нечистый он, подобится некако и той Христову вочеловечению». В Кирилловой кн. л. 49 об.: «Не от царей, ни от царска рода воздержит царство, но прелестию восхитит власть», т. е. обманом. На поле это слово «прелестию» объяснено: «мечтанием». Ясно, как нужно понимать слово «мечтательная» плоть. Что слово «мечтательная» (от слова – мечта, мысль) нельзя понимать в смысле чего-то неосязаемого, духовного, можно видеть из того, что и плоть Христова именуется мысленной: «Еввин древний долг, испросила еси Пречистая, иже нас ради явльшагося новаго Адама, соединив бо себе Твоим зачатием плоть мысленная и одушевленная из Тебе пройде Христос един сугуб совершением». ( Шестоднев патр. Филарета 1626 г.. л. 24, нед., гл. 1, песнь 4 канона, ин ирмос, Богородичен ). Неужели только из-за названия плоти Христа «мысленной» старообрядцы ее отрицают, как бы она была неосязаема и невидима? Приведем еще некоторые свидетельства из Макарьевской же Минеи л. 874 об. (Оз. 1. 417): «Родит же ся воистину, из нечистыя отроковицы. воплотит же ся не сам, но мнением всяко, и приидет всескверный, яко льстец и ложь». В Триоди постной (1620 г.), синоксарь в нед. мясопустную, л. 41 об. (Озерск. 1. 419): «по привидению вся содеет и рождение и плоть и прочая вся... (т. е.) не сам диавол в плоть претворится... но человек из блуда родився, и все сатанино действо подъимет». Следов. плоть у антихриста будет не собственная, а он воспользуется некоторым человеком, рожденным от блудницы, которая будет считаться как бы девицей, а на самом деле она скверна во всем, девица «мнимая» (см. выше) и уподобление антихриста Христу во всем будет обманным, мечтательным, содеянным «по привидению». Относительно же того, что «враг не разверзает ложесна» следует заметить, что так и есть, ибо сам антихрист (диавол тоже) не воплотится, а воспользуется готовою плотию некоего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Наконец, с большой вероятностью следует допустить, что влияние Мефодия, как моравско-паннонского архипастыря, и его славянского богослужения простиралось и на хорвато-сербскую Далмацию, по крайней мере, на северную часть ее. Возможно, что имена Кирилла и Мефодия, как славянских учителей, стали известны в ней еще со времени первого путешествия их в Моравию, которое, как мы полагаем, совершено было не через Болгарию, а западным путем, и быть может через Далмацию. Возможно и то, что Мефодий бывал здесь и в один из своих переходов из Паннонии в Рим и обратно. 170 А после того, как папа Иоанн VIII, помогший Мефодию освободиться из тюрьмы и восстановивший его на паннонском архиепископстве, поспешил с увещаниями хорвато-сербскому князю Мутимиру присоединить свою область к паннонской епархии, имеющей своего архиепископа в лице Мефодия, между последними, т.е. Мутимиром и Мефодием естественно предполагать возникновение сношений, хотя об них и неизвестно, естественно предполагать, что и Мефодий, осведомленный о взгляде Рима на область Мутимира, как на такую, которая принадлежала и должна принадлежать к составу паннонской епархии, счел своим правом и долгом проявить так или иначе свое влияние на эту область. 3а всем тем самое родство и соседство паннонских или посавских хорватов с далматинскими или с засавскими хорватами должны были повлиять на переход к последним славянских книг и славянского богослужения. Это могло наступить даже с 874 года, когда с подпадением Паннонии под власть немцев и немецкого духовенства здешние славянские священники подвергались стеснениям и гонениям за славянское богослужение, так что по крайней мере некоторые из них располагались искать убежища, а таким естественно должна была представляться для них не Моравия только, но и засавская Хорватия, как страна соседняя, родственная и независимая. Таким образом, пяти-шестилетний период служения Мефодия, как моравско-паннонского архиепископа, обнимающий 874–879 годы, был плодовит деятельностью и ознаменован значительным расширением сферы его влияния, влияния славянской церкви и славянского богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Его же сборник для истории старообрядчества, т. II, выпуск V, 149 стр. 2735 Записки Алябьева при арх. канцелярии Нач. Яросл. губ. По описи под 874 и сейчас приведенные выше показания сектаторов. 2737 Она устраивается так: кладут на реке четырехугольником доски, перекрещиваемого же раздетого до нага ставят лицом к стоку и, если восприемников двое, – то среди их. Производ. Комиссии 51, л. 70. 2738 Этот крест всегда должен быть изделия страннического и должен иметь следующий вид: на лицевой стороне резное изображение осьмиконечного креста, с копием и трость по бокам. Над трости: буква Т, над копием буква К, у подножия креста Адамова голова. Над крестом надпись: Царь славы Иисус Христос. Над верхним краем стороны креста. Снъ, над левым Бже; под нижним краем правой стороны креста НИ, а над левым КА; на обороте же креста вырезываются слова молитвы: „Да воскреснет Бог“. Этот крест обыкновенно бывает деревянный-кипарисный в белой оловянной или жестяной оправе. Кроме того, кстати, у каждого действительного странника на шее висит: своя икона, обыкновенно медная, лестовка, подручник, деревянная чашечка и складная ложка. Записки Алябиева. Арх. Канц. нач. Яросл. губ. 874. 2743 Арх. Яросл. Окруж. Суда. Дело о пристанодерж. люб. мещанке А. Николаевой; показание Кондратия Феодорова 1853 г. 23 янв. 2746 Братск. Слово 1875 г. 4 ки., отд. 3. стр. 331. Перемене имени Странники придают важное значение, считая, что все грехи, содеянные при одном имени невменяемы при наречении другого имени. Донск. Епарх. Вед. 1898 г. 25, стр. 659. 2747 Под 5 приложений к пространной выписке из следствия о страннич. секте (документ теперь собственность Титова). 2748 Она имеется у нас целиком, но по тем же причинам мы также не решаемся излагать ее сполна, но только слегка коснемся её в следующем отделе нашего сочинения. 2752 У некоторых странников есть поверье, что если кто скончается в полдень, то он исследует царство небесное; если кто скончается после полудня или вечером, то считается нераскаянным грешником, умершего утром почитают праведным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К тому же, по известию одной хроники, которое мы приводили выше, Людовик Немецкий именно в 873 году желал мира, вел в этом смысле переговоры с князьями Моравскими, – в числе моравских князей разумелся и Коцел Паннонский, в области которого жил тогда Мефодий, вследствие чего в вышеприведенной переписке упоминается только о Паннонии. Если сила славянского оружия заставила Германского короля прекратить войну со Славянами, то конечно, притязания баварской церкви не были в состоянии понудить его возобновить неприязненные сношения с народом, силу которого уже не раз испытало германское войско. Обстоятельства помогли папе Иоанну VIII и по отношению к Зальцбургскому престолу: в это именно время умер Зальцбургский архиепископ Адальвин, и Иоанн VIII, вероятно, не упустил случая, при посвящении Теотмара, в 874 году, поставить одним из условий посвящения полное отречение от всяких притязаний на Паннонию; по крайней мере мы уже не слышим более об открытых притязаниях на Паннонию, хотя тайная вражда к Мефодию продолжалась, как мы то увидим ниже. Иоанн VIII обращался не только к представителям Германии, Баварии и Зальцбурга. Сохранился отрывок из папского послания к сербскому князю Мутимиру 327 , в котором Иоанн VIII увещевает князя „по примеру предков своих обратиться к Паннонской епархии и так как в ней, милостью Божьею, поставлен уже апостольским престолом епископ, то подчиниться его пастырскому попечению“. Вероятно, около этого же времени, в 874 г., Мефодий переехал опять в Моравию 328 , в страну теперь спокойную, ко двору сильного Святополка: письма папы Uoahha VIII по поводу Мефодия адресованы к Святополку, и в них Мефодий назван „архиепископом Святополка“. Мефодий продолжает просвещать Славян и отправляет богослужение на славянском языке. Враги Мефодия, немецкие епископы, пользуются этим: и после того как им не удалось возвратить славянские земли к Зальцбургской провинции, они стараются очернить Мефодия в глазах папы за его славянское богослужение, которое отстраняло их от всякого влияния на соседние земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом просил князь Коцел. К этому времени Болгария церковно подчинилась Византии. В Моравии же воцарился Святополк, выдавший дядю своего, Ростислава, немцам и в те годы друживший с ними. Папе важно было привлечь на свою сторону князя Паннонии и моравский народ. В граматах к моравским и паннонским князьям папа Адриан сообщал о разрешении применять славянский язык за богослужениями, с тем только чтобы на литургии Евангелие и Апостол читались сначала по латыни, а потом по славянски. Мефодий поселился в г. Мосбурге у Блатенского озера и сначала работа его в Паннонии развивалась успешно. Но вскоре яростную кампанию против него повел Зальцбургский епископ, считавший Паннонию в своей юрисдикции. По его распоряжению Мефодий был схвачен и в начале 871 г. заточен в Швабии. Там он просидел два с половиной года. Только тогда – опять по причине общей политики – новый папа, Иоанн VIII (с 872), решился заступиться за него. Он доказывал Зальцбургскому епископу правоту Мефодия и то, что Паннония, как часть Иллирии, находится в непосредственной юрисдикции Рима. Мефодий был освобожден в конце 873 года или в начале 874 года. В 874 г. он был уже в Моравии и вновь поселился в Велеграде. Миссионерская работа его не ограничивалась Моравией. Она распространялась на Краковскую Польшу, частично подчиненную Святополку, и на Чехию. Семена его попадали в Словакию, в Прикарпатскую Русь (Угорскую и Червонную), через Паннонию в Сербию, в Словению. Немецкие епископы продолжали борьбу с Мефодием, находя поддержку у коварного кн. Святополка. Они донесли папе, что Мефодий не исповедует католического учения о происхождении Духа Святого и от Сына, а также не признает папской власти, отчего и устанавливает славянскую службу. В 879 г. папа вызвал Мефодия в Рим. По выслушании его перед лицом епископов, папа Иоанн сообщил Святополку, что архиепископ моравской Церкви признан «православным во всех церковных учениях» и он возвращает его в Моравию. Наряду с этим был поставлен викарным епископом в г. Нитру пресвитер немец Вихинг, присланный Святополком и не сочувствовавший Мефодию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

А Товма Мецопеци сообщает, что Григором Хлатеци был написан также исторический труд: «И наделил его Бог мудростью большей, чем всех вардапетов. Поскольку он написал историю трех времен с вопросами и ответами» 649 . Григор Хлатеци, как и тысячи его соотечественников, стал жертвой жестокости завоевателей, которые после смерти Тамерлана воевали друг против друга за обладание Арменией. Кара-Коюнлу Искандар в целях расширения своих владений в 1422–1427 годах вел войны с полунезависимыми эмиратами, во главе которых стояли курдские династии. В 1425 г. в северных районах Ванского озера под предлогом защиты курдских племен появляется Ак-Коюнлу Кара Юлук-Осман, которого армянские писцы называют «царем всей Месопотамии». На западные границы государства Кара-Коюнлу он начал совершать набеги много лет назад. В течение тринадцати недель он держал в осаде город Ерзнка, затем, захватив его и предав грабежу, заключил союз с Саволаном, братом убитого Искандаром багешского эмира Шамс-ад-дина, возглавившим курдское племя ражик, и вторгся в земли, примыкавшие к северному побережью Ванского озера 650 . Григор Хлатеци погиб во время захвата этим племенем монастыря Ципнаванк. Согласно житию, «эти события и смерть Григора Хлатеци имели место в 874 г. нашего летосчисления». Эта же дата подтверждается памятной записью современника и очевидца событий писца Акопа из Харабастского монастыря: «В 874 г. армянского летосчисления, – пишет Акоп, – напали на страну кровожадные звери, войска Отмана и конница [племени] ражик и захватили в плен в стране кого могли, а также пролили много крови. В числе других предали мученической смерти в обители Ципна и великого нашего рабунапета и просветителя душ и тел наших, в воскресный день пентекосты, и неизлечимую скорбь причинили всей стране, а более всего мне, грешному, выводящему эти строки и ослабевшему зрением Акопу» 651 . История превосходного и светозарного вардапета нашего Григора Хлатеци Церенца 652 Счастливый и блаженный, богоугодный и благодатный проповедник Слова жизни и живой мученик сей, святой вардапет Григориос воспитывался и обучался священническому делу у святого отшельника Вардана, который пятнадцать лет жил в скиту у великого учителя Тиратура 653 , а затем пришел и обосновался в знаменитом монастыре св. Степаноса, называемом Ципнаванк, что во владениях города Арцке. Загоревшись желанием приобщиться к его добродетельной жизни, блаженный Григор отправился к [Вардану], пробыл здесь шесть лет, прислуживая ему, и от него же получил Божье благословение. Тогда на него снизошел св. Дух, дух кротости и смирения, и он стал подобно истинному вардапету просвещать всех жителей того края своей мудростью и ученостью. Братья, любившие учение, понуждали его отправиться к великому вардапету Ованесу Воротнеци, названному Кахиком, т. е. любовно связанным с Иисусом. В течение восьми лет он обучался у него и был взлелеян им вместе с сотоварищем по учебе, его тезкой Григором, вторым просветителем Армении и [вторым] святым апостолом Фаддеем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Часть потомков возвращалась, но основная масса Израиля так и не вернулась на свою землю. В этих книгах мы различаем три периода существования этих царств. Первый – распри между Иудеей и Израилем, гражданские войны, которые они вели с 931 по 874 годы. Этот период, когда Иудея пыталась захватить то, что у нее якобы отобрали – власть над 10-ю коленами, Тс защищались в свою очередь, не давали Иудее проявиться; в Израиле это от Иеровоама до Амврия и от Ровоама до Асы в Иудее. Второй период книг – это союз между Иудеей и Израилем, приблизительно 874 до 798 года. Союз произошел благодаря браку между обоими царствующими домами. Иорам, сын Иосафата, царь Иудейский женился на Афалии, дочери Ахава, царя Израильского и Иезавели. После смерти Охозии Афалия захватила власть и в течении нескольких лет правила Иудеей. В этот период был мир, т.к. ей было все подчинено. Следующий период – распри между Иудеей и Израилем, это от 798 года до падения Израильского царства, 722 года. Союз был расторгнут Ииуем, который уничтожил весь дом Ахава. Последний период вражды продолжался до времени увода Израиля в Ассирию во время отправления царя Иоаса до Асии в Израиле и от Амассии до Ахаза в Иудее. В этот период выступали пророки царства Израильского: пророк Иддо, Аия, и просто сказано «человек Божий», пророк Ииуй, великий пророк Илия, при нем же был пророк Миха, после Илии был пророк Елисей, который дерзновенно просил благодати больше, чем можно и получил. После Елисея – пророк Иона, затем Осия, Амос. Книги Паралипоменон Одновременно с книгами Царств нужно рассмотреть 1-ую и 2-ую книги Паралипоменон (от греч. – «содержащие добавление»). Эти книги, как и книги Царств, охватывают большой промежуток времени, который начинается отнюдь не с царств, а с сотворения мира и оканчивается эдиктом царя Кира 538 года. Однако, в основном, подробно рассматривается только история Давида и Соломона, к которым прибавлены описания царей Иудейских, начиная с раздела государства до Вавилонского пленения. И здесь имеются некоторые пробелы. Составитель книг неизвестен, хотя многие исследователи приписывают их Ездре.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Между тем в Моравии, интригами немцев во время путешествие Мефодия, Произведены были сильные политические волнения. Князь Ростислав, главный покровитель славянских проповедников был низвергнут с престола, заточен в тюрьму, и потом умерщвлен. Святополк, ставший в зависимость от немецкого императора Людовика, вместе с тем стал поддаваться и влиянию немецкого духовенства. Вследствие этого св. Мефодий, по возвращении из Рима, не мог найти себе места в Моравии. Он нашел па некоторое время приют себе у паннонского князя Коцела, который принял его с радостью и уважением. Но когда и Паннония должна была подчиниться власти Святополка и немцев, немецким епископам удалось наконец (872 г.) отправить Мефодия в заточение, и продержать его там два года с половиной. Одна-кож, когда папа Иоанн узнал об этом своеволии немецких епископов, он нашел свои побуждения заступиться за св. Мефодия, и стал грозить немецким епископам запрещением совершать богослужение – до тех пор, пока они не освободят Мефодия; он также написал в защиту Мефодия письма к самому императору Людовику и князю Святополку. В 874 г. св. Мефодий был освобожден из заточения, и объявлен моравским архиепископом, – чем уже преграждаем был немецким епископам всякий повод простирать свои притязание на Моравию. С этого времени деятельность св. Мефодия получила еще больший успех. Он ревностно заботился о приготовлении учеников, которые бы могли продолжать его дело после него, и всюду поставлял священников из природных славян, им самим образованных. К концу его жизни Моравия уже имела до 200 своих священников. Счастливые успехи славянской проповеди св. Мефодия в Моравии и Паннонии имели влияние и на соседние славянские страны. Богемский князь Боривой, отдавший за Святополка свою сестру в замужество, и вступивший с ним и в политический союз, призвал к себе св. Мефодия и крестился со своею женою Людмилою в 874 году. Вслед за князем крестилась значительная часть народа. Боривой и св. Людмила ознаменовали свое усердие к вере построением нескольких храмов, ревностными заботами о распространении христианства в народе, и окончили свою жизнь в монастырских подвигах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010