40–4 гг. до н.э. – Ирод – сын идумеянина Антипатра, становится царем Иудеи. При нем родился Христос (7–5 гг. до н.э.) Приложение 2. Синхронная таблица Северное царство – Израиль (931–722 гг.) Южное царство – Иудея (931–587 гг.) Годы правления Пророки Годы правления Пророки 931–910 Иеровоам 931–913 Ровоам 910–909 913–911 909–886 911–870 886–885 885 (7 дней) Замврий 885–874 Амврий 874–853 870–848 Иосафат 853–852 Охозия 848–841 Охазия 841–814 841–835 Гофолия 814–798 Иоахаз 835–796 798–783 796–781 Амасия Иона (793–775) 783–743 Иеровоам II Иона, Амос, Осия 781–740 Амос (770–750) Осия (750–725) Захария Исайя (740–680) Селлум Михей (740–695) 743–738 Менаим 740–736 Иоафам 738–737 737–732 736–716 732–722 Осия. Падение Самарии и ассирийский плен 716–687 Езекия 687–642 Манассия 642–640 640–609 Софония (639–621) Иеремия (627–586) Наум (621–612) Иоахаз 609–597 Иоаким Аввакум (608–697) Иехония 597–587 Седекия Разрушение Иерусалима. Вавилонский плен Иезекиль (592–570) Авдий (586) Даниил (597–539) Указ Кира, конец плена Аггей (520) Захария (520–515) Иоиль (500–450) Деятельность священника Ездры и Великой Синагоги Составление канона священных книг Малахия (460–430) Приложение 3. Библиография Исторические книги 1 . Амфитеатров В. , прот. Очерки библейской истории Ветхого Завета от Иисуса Навина до воцарения Давида. – Юрьев, 1910. 2 . Афанасьев Д. П. Учебное руководство по предмету Священного Писания (исторические книги Священного Писания Ветхого Завета). – Киев, 18… 3 . Беликов В. Чтение по Библейской истории Ветхого Завета (период трех еврейских царей: Саула, Давида и Соломона). – Казань, 19… 4 . Благонравов Е. Плен вавилонский и его значение в истории иудеев. – М., 1902. 5 . Богородский Я.А. Еврейские цари: Саул, Давид, Соломон. – Казань, 1884. 6 . Богословский М. , прот. Священная история Ветхого Завета. Т. 2. – СПб., 1857. 7 . Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. Ветхий Завет . Т. 2 (исторические книги). – М., 1902. 8 . Владимирский П., прот. Опыт краткого толкования на книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь и Четвертую Книгу Царств. – СПб., 1884.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Утвердившись на троне, Амврий (евр. Омри, 885 – 874) проявил себя одним из способнейших правителей северных колен. Он радикально изменил политику своих предшественников в отношении к южному царству, с которым установил мирные отношения. На севере Амврий заключил союз с Финикией и скрепил его браком своего сына Ахава с дочерью царя Тира. Оценив стратегические преимущества Самарийского холма, Амврий основал на нем город Самарию и сделал его постоянной столицей вместо Фирцы. Эти меры, предпринятые Амврием, объясняются сложившейся в то время ситуацией – усилением дамасской Сирии, которая все более угрожала северному царству. Моавитский камень свидетельствует о завоевании Амврием Моава. АХАВ (874853), сын Амврия, следовал политике своего отца. Союз с Иудой он скрепил браком своей дочери Гофолии с Иорамом – сыном Иосафата иудейского. В навязанных северному царству войнах с Сирией Ахав одержал две победы над Венададом II. Из ассирийской надписи мы узнаем, что Ахав в составе антиассирийской коалиции двенадцати царей в 853 году участвовал в битве с Салманасаром III при Каркаре (в северной Сирии), выставив 2000 колесниц (самый большой контингент) и 10 000 пехоты. Несмотря на внешние успехи, священный автор изображает Амврия и Ахава как самых нечестивых царей северного царства, развратителей Израиля. «Амврий... поступал хуже всех, бывших пред ним» (16, 25). Вторжение при Амврии культа финикийского Ваала через союз с Тиром имело самые печальные последствия. Ахав еще больше своего отца отличился в религиозном развращении израильтян: он не только следовал «греху Иеровоама», но после того как «взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, стал служить Ваалу и поклоняться ему» (16, 31). Иезавель оказалась фанатичной последовательницей и проповедницей финикийского ваализма. Ее религию не просто терпели, но предоставили ей официальный статус. В Самарии были устроены капище и жертвенник Ваалу, т. е. Ваал-Мелькарту, главному божеству Тира и Сидона, а также «ашера» (РБ – «дубрава»), и сам царь, а за ним и народ, стали последователями ваализма. При попустительстве Ахава Иезавель поставила целью сделать культ финикийского Ваала единственной официальной религией Израиля; это видно из того, что она избивала ревнителей истинной религии – пророков Господних (18, 3–5) и вела личную борьбу против пророка Илии (19, 1–3). Эти факты, а также коварное убийство Навуфея, подготовленное Иезавелью с целью овладения его виноградником (21, 7–15), свидетельствуют о жестокости и низком нравственном уровне этой царицы-язычницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

16:27. Амврий на древнем Ближнем Востоке. Хотя мы не располагаем древними источниками, сообщающими о чьих-либо взаимодействиях с Амврием, в источниках середины IX в. до н. э. Амврий так или иначе упоминается. Моавитская надпись царя Меши сообщает о прошлом угнетении Моава Амврием как об исторической подоплеке заявлений Меши об успешном подавлении преемников Амврия. Поскольку Амврий был в дружественных отношениях с проассирийски настроенными Тиром и Сидоном, весьма вероятно, что он также занимал проассирийскую позицию. Его союз с финикийцами был скреплен браком наследного принца Ахава и дочери сидонского царя Иезавели. Подобная политика привела его к конфликту с арамеями Дамаска, которые противостояли ассирийцам и представляли наиболее серьезную угрозу для Израиля. Тем не менее Амврию, по-видимому, удалось договориться о поддержании деловых отношений и заключить шаткое перемирие с арамеями, которые, испытывая давление со стороны ассирийцев, нуждались в партнерах в своем регионе. 16:29–34 Воцарение Ахава в Израиле 16:29. Хронология. Тиль датирует царствование Ахава 874–853 гг. до н. э. Не вызывает сомнений, что в 853 г. до н. э. Ахав еще находился у власти, поскольку он упоминается в анналах Салманасара III как один из главных членов западной коалиции, противостоявшей ассирийцам в сражении при Каркаре в этом году. 16:31. Иезавель. Единственное возможное упоминание Иезавели в древних источниках – надпись на печати этого периода, содержащая имя yzbl. Это большая печать, на которой египетские мотивы сопровождаются финикийской надписью этого имени. Полагают, что как дочь царя Иезавель могла иметь статус верховной жрицы национального бога, Ваала-Мелькарта. 16:31. Ефваал Сидонский. Ефваал был царем Силона с 887-го по 856 г. до н. э. Он правил всей Финикией и фактически использовал Тир как свою столицу. Иосиф Флавий, живший много столетий спустя, характеризует его как жреца Астарты, который узурпировал власть. В подобных вопросах Иосифу Флавию не всегда можно доверять, но, по-видимому, он использовал какие-то греческие источники, которые могли быть переводами финикийских летописей. Ефваалу ставят в заслугу развитие Тира как островного порта и, возможно, строительство южной гавани и мола. Никакие древние источники, где упоминалось бы его имя, пока не обнаружены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В противоположность Иезавели, Ахав внутренне был неплохим человеком (20, 31; 21, 27). Официально он никогда не переставал почитать Ягве; имена его детей содержат «Йаг» – корень имени Божия Йагве: Ахазийаг, Йегорам, Аталийаг (в РБ по LXX: Охозия, Иорам, Гофолия); он способен к искреннему раскаянию перед Господом (21, 27–29); он продолжал держать при дворе группу пророков Господних (22, 6, 11–12), хотя эти придворные пророки, по-видимому, были пророками по профессии, а не по призванию. Однако Ахав был испорчен своей порочной женой. Его вина в том, что он разрешил язычнице Иезавели ввести в северном царстве поклонение Ваалу (18, 18), прощал ей страшные злодеяния – избиение пророков Господних, коварное убийство Навуфея (21,16); мало того, он сам подавал пример поклонения Ваалу и допустил почти поголовное совращение в идолопоклонство подчиненного ему народа Завета, обязанного соблюдать монотеизм. Следствием религиозной политики династии Амврия (Амврий, Ахав Охозия, Иорам) были два религиозных кризиса в истории истинной ветхозаветной религии: а/попытка уничтожить истинную религию в Израиле; б/почти полное уничтожение рода Давида в Иудее Гофолией, дочерью Ахава и Иезавели, после свержения в северном царстве династии Амврия. В это тяжелое время Господь воздвиг двух великих ветхозаветных пророков-проповедников, Илию и Елисея, чтобы обличать, наставлять и карать отступивших от Ягве израильтян и их царей. Деятельность этих пророков описывается в 3Цар. 17 – 4Цар. 1 («Цикл Илии») и в 4Цар. 2 – 13 («Цикл Елисея»). Религиозный вред царствования Ахава, описанный священным автором в 3Цар. 16, 29–34 , является введением к истории Илии и Елисея. Б. ЦИКЛ ПРОРОКА ИЛИИ. 3 ЦАР. 17 – 4ЦАР. 1. . В этом большом отделе главное внимание священный автор уделяет великому пророку Илии, ревностному защитнику этического монотеизма, заповеданного религией Завета, непримиримому борцу против культа Ваала, современнику двух израильских царей Ахава (874853) и Охозии (853). Деятельность Илии и современных ему других пророков-проповедников изображается на фоне событий этих двух царствований.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

800. Слово 15. 801. Слово 15. 802. Слово 15. 803. Слово 15. 804. Слово 15. 805. Слово 15. 806. Слово 15. 807. Слово 15. 808. Слово 15. 809. Слово 15. 810. Слово 15. 811. Слово 16. 812. Слово 16. 813. Слово 16. 814. Слово 16. 815. Слово 16. 816. Слово 16. 817. Слово 16. 818. Слово 16. 819. Слово 16. 820. Слово 16. 821. Слово 16. 822. Слово 16. 823. Слово 16. 824. Слово 16. 825. Слово 16. 826. Слово 16. 827. Слово 16. 828. Слово 16. 829. Суд. 7. 20. Слово 16. 830.  Любовь долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13. 4). 831. Слово 16. 832. Слово 16. 833. Лк. 23. 42. Слово 16. 834. Слово 17. В этом Слове преподобный Исаия поведает, что душу, исшедшую из тела и проходящую воздушное пространство в сопровождении святых Ангелов, встречают демоны и подвергают истязанию. Это место внесено в «Слово о смерти» и потому здесь не повторяется. 835. Слово 17. 836. Слово 17. 837. Слово 17. 838. Слово 17. 839. Слово 17. 840. Слово 17. 841. Слово 17. 842. Слово 17. 843. Слово 17. 844. Слово 17. 845. Слово 17. 846. Слово 17. 847. Слово 17. 848. Слово 17. 849. Слово 17. 850. Слово 17. 851. Слово 17. 852. Слово 17. 853. Слово 17. 854. Слово 17. 855. Слово 17. 856. Слово 17. 857. Слово 17. 858. Слово 17. 859. Слово 17. 860. Слово 17. 861. Слово 17. 862. Слово 17. 863. Слово 17 864. Слово 17. 865. Слово 17. 866. Слово 17. 867. Слово 17. 868. Слово 17. 869. Слово 17. 870. Слово 17. 871. Слово 17. 872. Слово 17. 873. Слово 17. 874. Слово 17. 875. Слово 17. 876. Слово 17. 877. Слово 17. 878. Слово 17. 879. Слово 17. 880. Слово 17. 881. Слово 17. 882. Слово 17. 883. Слово 17. 884. Слово 17. 885. Слово 17. 886. Слово 17. 887. Слово 17. 888. Слово 17. 889. Слово 17. 890. Слово 17. 891. Слово 17. 892. Слово 17. 893. Слово 17. 894. Слово 17. 895. Слово 17. 896. Слово 17. 897. Слово 17. 898. Слово 17. 899. Слово 17. 900. Слово 17. 901. Слово 17. 902. Слово 17. 903. Слово 17. 904. Слово 17. 905. Слово 17. 906. Слово 17. 907. Слово 17. 908. Слово 17. 909. Слово 17. 910. Слово 17. 911. Слово 17. 912. Слово 17.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

829 Ср. Барсуков Н .П . Жизнь и труды Погодина Т. XVIII. С. 159; Сушков Н. Записки и т.д. С. 130. 834 «Quod si eloquehtiae tironum res ageretur ad Burgium eos aut Lejajum remitterem» (Собрание мнений и отзывов. Т. I. СПб., 1885. С. 6 ). 845 Приб. к Твор. Св. Отцов. Цитирую по «Сборнику мыслей и изречений митрополита Московского Филарета, извлеченных из переписки его с разными лицами» (М., 1897. С. 54). 846 Собрание мнений и отзывов. Т. V. Гл. 1-я. М., 1887. С. 182–187. Письма к А.Н. Муравьеву]. Киев, 1869. С. 594. Ср. Барсуков Н .П. Жизнь и труды Погодина. Т. XVIII. С. 283–284. 853 Ср. «Чувства и воображение, занятое чувственными образами, составляют только низшую область человеческого существа» (IV, 255 [=II, 151]). 869 Архимандрит Григорий. Сборник для любителей духовного чтения. М., 1889. С. 17. (Первоначально в «Русских Достопамятностях» Мартынова. Т. IV. М., 1883.) Ср. также интересную критику «Тайной Вечери» Нефа с точки зрения ея ненатуральности (Собрание мнений и отзывов. Т. IV. М., 1886. С. 372–373). О том же Смирнов М .П . Из воспоминаний//Историч. Вестник. 1885. С. 578–579. 871 Собрание мнений и отзывов. Т. IV. М., 1886. С. 107. Также «Чтения». 1880. 2. С. 24. Параллель к этому замечанию святителя в проповеди: «день вечныя жизни в горнем Иерусалиме, где светильник Агнец, где солнце не нужно, где нощи не будет» (III, 139 [=I, 292]). 873 V, 454 [=III, 306]. В разгар обличительного направления русской словесности при Филарете говорили об очистительном действии сатиры. «Мудрено!, – заметил он. – В первый раз слышу, чтоб кого-либо можно умыть помоями» (Русск. Арх. 1885. Кн. 1. С. 69, примеч.). 874 Сушков Н. Записки о жизни и времени Филарета. М., 1868. Прилож. С. 56. Ср. Барсуков Н.П. Жизнь и труды Погодина. T.XXI. С. 201. 877 Русское проповедничество. Исторический его обзор и взгляд на современное его направление. СПб., 1871. 886 Исключение в отношении пользования собственными именами представляет слово на заключение мира с Оттоманскою Портою в 1830 г. Но и здесь, в печатном издании, выпали некоторые собственные имена, а также выразительные обороты как, например, «уничижением Стамбула поднять Константинополь» (III, 132 [=II, 233]).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

844 Там же, стр. 111. Распоряжение относительно Пермской губернии состоялось так же в 1827 году. См. у Варадинова, стр. 209. 849 Прошение это напечатано у Мельникова в «Исторических очерках поповщины» (Русск. Вестн. 1866 г. т. 63, стр. 40–46). В этом прошении говорится и о прежних прошениях Московских старообрядцев по этому предмету. 850 История этих ходатайств изложена по архивным данным в статье Надеждина – «Старшины Екатеринбургского раскольнического общества». Брат. Слово 1889 года т. II, стр. 741–763. 851 Брат. Слово 1889 г. т. II, стр. 746–749. Правда, двое из этих попов успели заблаговременно скрыться и после нигде не отысканы. 852 Так, по крайней мере, свидетельствовали сами старшины Екатеринбургского общества в своем окружном письме к «христианам разных волостей и селений». Собран. мнен. и отзыв. т. II, стр. 264. 853 История этих ходатайств изложена у Мельникова в «Исторических очерках поповщины» (Русск. Вестн. т. 51, стр, 23–43) и в выше указан. ст. Надеждина (Брат. Слово 1889 г. т. II, стр. 673–689). 856 Так об этом свидетельствовал сам преосвященный Иустин в рекомендательном письме, данном им Рязанову. Брат. Слово 1889 г. т. 2, стр. 679; ср. Русск. Вестн. т. 51, стр. 26. 874 Об этом именно Китаеве есть упоминание в письме м. Филарета к преосвященному Аркадию. Письма м. Филарета к Выс. Особ. ч. I, стр. 95. 875 Еще ранее этого некоторые из Екатеринбургских раскольников, как напр. раскольники заводов Кауфмана, подавали правительству просьбы о священниках независимых от духовного начальства, но получили отказ. Брат. Слово. 1889 г. т. II, стр. 749–730. 886 Об этой просьб Екатеринбургских старообрядцев и ее содержании мы узнаем исключительно из письма м. Филарета к Протасову, в котором рассматривается означенная просьба. Собр. мн. и отз. т. III, стр. 94–98. 898 Вероятно, были и другие подобные домогательства о независимых от епархиального начальства священниках; у Варадинова есть, напр., указание на подобную просьбу Петербургских поповцев (см. Истор. мин. вн. дел, ч. VIII, стр. 399).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

850 В АП. (319, 14): διαστρφειν τν λγον. Hauler (fr. 43, 23): seducentes populum. Функ (320, 1): pervertentes verbum. 852 В АП. (321, 5): κα αοτ περιποιομενος, τ δ ϑνη ξιατν μαγικ κα μπειρ δαιμνων νερνγε. Hauler (fr. 43, 25): multos de exhortans et adoptans sibi, et gentiles seducebat magicis operationibus et virtutibus. 853 В Codex’e Harrisianus (издание Gibson) это место передается с таким дополнением: «И я (Петр) увидел его (Симона) смущающим народ на площади; и мы держали спор между собою о воскресении и жизни умерших, и когда он был побежден, он предложил летать по воздуху и начал давать знаки своей ватаге, чтобы они его приподняли, и когда он поднялся на значительное расстояние, тогда я встал» и т. д. 857 Hauler (fr. 44, 8. p. 61): cetera autem diverse per doctrinas suas inspergebant. Ср. Функ (322, 3). 860 Hauler (fr. 44, 10, p. 62): per castitatem sensus suos ad haeresim detulerunt. Ср. Функ (322,5). 861 В Codex’e Harrisianus (издание Gibson) эта глава (здесь она 25, а не 24) надписывается так: «XXV глава учит тому, что Апостолы собрались вместе и устранили волнения и беспорядки, возникшие в церкви, и удалили соблазны, которые вызвали в ней ложные апостолы; освободили христианский народ от ига соблюдения закона Моисеева и составили послания ко всем церквам языческих народов, которые они должны соблюдать, и написали сию Дидаскалию». 862 Hauler (fr. 44, 21): Nos autem, qui rectum catholicae ecclesiae verbum ante praedicaveramus, revertebamur. Функ: nos autem, qui (sanctum et) rectum... (324, 3). 863 Hauler (fr. 44,25): alius quidem castitatem studebat. Функ: alius quidem castitati studebat (324, 5). 874 В АП. (329, 1): ν μ περιτμνησϑε τ ϑει Μωσως κα τος λλοις ϑεσιν ος διετξατο περιπαττε, ο δνασϑε σωϑναι. 876 В АП. (329, 7): νγγειλαν μν τ ζητηϑντα κα ν τ ντιοχων κκλησα, ς τι τινς λεγον, τι δε περιτεμνεσϑαι κα τς λλας γνεας παραφυλττειν. Αλλων δ λλο τι λεγντων, γ Πτρος. 892 В ΑΠ. (331, 32): πχεσϑαι π τν λιαγημτων τν ϑνν, εδωλοϑτου κα πορνεας κα αματος κα πνικτο.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

IV. Археология Иерихона. Раскопки (1907-1909, 1911 гг., под рук. Э. Зеллина и К. Ватцингера) показали, что заселение данного места прерывалось на длительный период - с конца эпохи средней бронзы (1550 г. до Р. Х.) или поздней бронзы I (1440 г. до Р. Х.) до X в. до Р. Х. ( Watzinger K. Zur Chronologue der Schichten von Yericho//ZDMG. 1926. Bd. 80. S. 131-136). Это можно соотнести с библейским свидетельством разрушения города евреями при вхождении в Ханаан и последующего его восстановления (3 Цар 16. 34) при царе Ахаве (874-853 гг. до Р. Х.). Не имея возможности установить датировку по керамике в нач. XX в., Ватцингер сделал вывод, что эта территория оставалась не заселена весь период поздней бронзы (1550-1200 гг. до Р. Х.) ( Wood. 1990). Дж. Гарстанг (раскопки 1930-1936 гг.) датировал разрушение «Города IV» в Иерихоне 1400 г. до Р. Х., а К. М. Кеньон (раскопки 1952-1958 гг.) - концом периода средней бронзы (ок. 1550 г. до Р. Х.) ( Garstang J., Garstang J. B. Е. 1940; Wood. 1990). Последняя датировка стала общепринятой и рассматривалась как пример несоответствия библейского повествования научным данным ( Wood. 1990; Idem. 2003. P. 262-263). В 90-х гг. XX в. Б. Г. Вуд проанализировал отчеты Кеньон (опубл. только в 1981-1983, после ее смерти в 1978) и Гарстанга и пришел к выводу, что при датировке Кеньон проигнорировала найденную Гарстангом кипрскую бихромную керамику периода поздней бронзы I (1550-1400 гг. до Р. Х.), а также не учла местную палестинскую керамику этого периода, точнее, 1450-1400 гг. до Р. Х. Эти находки, однако, свидетельствуют о заселении Иерихона в период поздней бронзы I (Ibidem). Б. Г. Вуд ( Idem. 1990) предложил датировку разрушения «Города IV» в Иерихоне 1400 г. до Р. Х. на основании: 1) анализа керамики; 2) стратиграфии - между фазой 32 (датируется 1650 г. до Р. Х.) и фазой разрушения «Города IV» прослеживается 20 слоев (включающих слои 3 крупных и 12 малых разрушений со следами неск. реконструкций защитной башни; для таких событий срок 100 лет слишком мал, логичнее предположить период в 250 лет); 3) егип. печатей-скарабеев (найдены Гарстангом), датируемых кон. XVI - нач. XIV в. до Р. Х. Кроме того, результаты раскопок некрополя свидетельствуют о том, что захоронения здесь не прекращались в течение всего периода поздней бронзы I ( Holland. 1997. P. 223).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Израильское царство Ефрема за X-IX века пережило ряд дворцовых переворотов и смен династий. Наиболее могущественной из них была династия Омри (греч. Амврий). Омри расширил свою территорию за счет Моава и сделал столицей царства Самарию. «Расположение Самарии превращало ее в природную крепость. Самария лежит на конусообразной вершине, поднимающейся на 100 метров над обширной горной котловиной. Нетрудно было превратить ее в неприступную по тому времени твердыню. И действительно, Самария неоднократно выдерживала осаду превосходящих неприятельских сил» (Р. Киттель). Примечательно, что ассирийцы, которые в то время появились на политической арене, называли Израиль Бит-Хумри, то есть дом, или царство, Омри. Этим названием они пользовались даже тогда, когда династия Омри пала. Сын Омри Ахав (874–853), опасаясь возросшего могущества Ассирии, заключил союз с царями Дамаска, Финикии и Аммона. Вместе с ними он отразил первый натиск ассирийского завоевателя Салманассара III. После битвы при Каркаре в Сирии (854) Салманассар вынужден был временно отступить. Договор с финикийцами Ахав скрепил браком с Иезавелью, дочерью Этбаала Сидонского, в прошлом — жреца Ваала Мелькарта. Ей в угоду царь построил в Самарии храм финикийскому божеству и снабдил его целым штатом жрецов и пророков. Иезавель — женщина властная и честолюбивая — имела огромное влияние на мужа. Ее желанием было превратить культ Мелькарта во вторую государственную религию Израиля. Таким образом опасное двоеверие водворилось в стране вполне официально. С новым наступлением язычества шли и социальные перемены. Израильская знать богатела от торговли с Финикией, возрастало имущественное неравенство, простые патриархально-пастушеские нравы уходили в прошлое. Аристократы соперничали в роскоши, а царская власть становилась все более деспотичной. В эту эпоху религиозного и социального кризиса и выступил в Самарии пророк Илия Фесвитянин (т. е. уроженец галаадского города Тишби). Хронология истории разделенных царств X-IX вв. Иудея

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010