842 . Княжна Е.А. Долгорукова в ссылке в Березове и в монашестве в Томске//Тобол, губ. ведомости. – 1871. – 3–4. 843 . Княжна Екатерина Алексеевна Долгорукая в ссылке в Березове и в монашестве в Томске. – Вырезка из: Рус. вестник. – М-, 1880. – Т. 148. – С. 5–19. 844 . Краткие записки о жителях Березовского уезда В.Н. Шаврова//Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те-1871. – Кн. 2. То же//Тобол, губ. ведомости. – 1871. – 43. 845 . Крестный ход на осляти, который в старину был отправлен в Тобольске в Вербное воскресенье//Тобол, губ. ведомости. – 1859. – 13. То же//Иркут. епарх. ведомости. – 1866. – 45–47. 846 . Крещение кокандца в городе Омске//Странник. – 1877.-Т. 2. -Май. 847 . Мансветов на службе в Тобольске//Странник. – 1863. – 11. 848 . Материалы для истории пугачевского бунта//Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. – 1859. – 849 . Место заточения, смерти и погребения бывшего митрополита Ростовского А. Мацеевича//Иркут. епарх. ведомости. – 1863. – 37–39; Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. – 1864. – 4; Яросл. губ. ведомости. – 1868. – 9. 850 . Мирная кончина преосвященного Вениамина (Багрянского) как плод молитвы о том//Странник. – 1865. – Май. 851 . Миссионерства Березовского края – Обдорское, Кондинское и в особенности Сургутское. – СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», 1869. – 14 с. – Отт. из: Странник. – 1869. 852 . Митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий Римский-Корсаков//Тобол, епарх. ведомости. – 12–13. 853 . Мнимая могила Арсения Мацеевича в Верхнеудинске; Одна из ошибок, какие встречаются в сочинениях и статьях, касающихся судьбы Арсения Мацеевича ; К жизнеописанию Арсения Мацеевича. – Б.м., – 35 с. 854 . Многочтимые иконы по Западной Сибири. – Омск: Тип. Окр. штаба, 1881. – 24 с. 855 . Назидательная кончина//Странник. – 1864. – Т.1. – Янв. 856 . Наказанное зложелание//Странник. – 1867. -Т. 2. – Май.– Отд. 1. 857 . Наказанное кощунство//Странник. – 1867. -Т. 2. – Июнь. – Отд. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

800. Слово 15. 801. Слово 15. 802. Слово 15. 803. Слово 15. 804. Слово 15. 805. Слово 15. 806. Слово 15. 807. Слово 15. 808. Слово 15. 809. Слово 15. 810. Слово 15. 811. Слово 16. 812. Слово 16. 813. Слово 16. 814. Слово 16. 815. Слово 16. 816. Слово 16. 817. Слово 16. 818. Слово 16. 819. Слово 16. 820. Слово 16. 821. Слово 16. 822. Слово 16. 823. Слово 16. 824. Слово 16. 825. Слово 16. 826. Слово 16. 827. Слово 16. 828. Слово 16. 829. Суд. 7. 20. Слово 16. 830.  Любовь долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13. 4). 831. Слово 16. 832. Слово 16. 833. Лк. 23. 42. Слово 16. 834. Слово 17. В этом Слове преподобный Исаия поведает, что душу, исшедшую из тела и проходящую воздушное пространство в сопровождении святых Ангелов, встречают демоны и подвергают истязанию. Это место внесено в «Слово о смерти» и потому здесь не повторяется. 835. Слово 17. 836. Слово 17. 837. Слово 17. 838. Слово 17. 839. Слово 17. 840. Слово 17. 841. Слово 17. 842. Слово 17. 843. Слово 17. 844. Слово 17. 845. Слово 17. 846. Слово 17. 847. Слово 17. 848. Слово 17. 849. Слово 17. 850. Слово 17. 851. Слово 17. 852. Слово 17. 853. Слово 17. 854. Слово 17. 855. Слово 17. 856. Слово 17. 857. Слово 17. 858. Слово 17. 859. Слово 17. 860. Слово 17. 861. Слово 17. 862. Слово 17. 863. Слово 17 864. Слово 17. 865. Слово 17. 866. Слово 17. 867. Слово 17. 868. Слово 17. 869. Слово 17. 870. Слово 17. 871. Слово 17. 872. Слово 17. 873. Слово 17. 874. Слово 17. 875. Слово 17. 876. Слово 17. 877. Слово 17. 878. Слово 17. 879. Слово 17. 880. Слово 17. 881. Слово 17. 882. Слово 17. 883. Слово 17. 884. Слово 17. 885. Слово 17. 886. Слово 17. 887. Слово 17. 888. Слово 17. 889. Слово 17. 890. Слово 17. 891. Слово 17. 892. Слово 17. 893. Слово 17. 894. Слово 17. 895. Слово 17. 896. Слово 17. 897. Слово 17. 898. Слово 17. 899. Слово 17. 900. Слово 17. 901. Слово 17. 902. Слово 17. 903. Слово 17. 904. Слово 17. 905. Слово 17. 906. Слово 17. 907. Слово 17. 908. Слово 17. 909. Слово 17. 910. Слово 17. 911. Слово 17. 912. Слово 17.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

и начал очередное гонение против христиан. Датирование этих событий его временем – явная ошибка. Против этой версии говорит как имя египетского префекта (никого с именем, хотя бы отдаленно напоминающем Аквилу, в этот период там нет), так и то, что преследование Максимина было направлено в первую очередь против церковнослужителей: «Затем (после Септимия Севера. –А. Я.) в течение 38 лет христианам был покой, если не считать, что в это время Максимин преследовал клириков некоторых церквей» (Sulp. Sev. Chron., II, 32, 2; ср. Eus. НЕ, VI, 28). Итак, описываемые события произошли при Септимии Севере. Можно ли датировать их точнее? Иногда казнь мучеников относят к 202/3 г. на основании слов Евсевия о том, что гонения были начаты Севером на десятом году правления (VI, 2, 2) и связывают с эдиктом о запрете язычникам принимать иудаизм и христианство (SHA. Sept. Sev., 17) 842 . Некоторые исследователи видят причину этого гонения в особом почитании императором Сераписа, о чем сообщают Дион Кассий (LXXVI, 13, 2) и «История Августов» (SHA. Sept. Sev., 17) 843 . Большинство современных ученых предпочитают более позднюю датировку – 206–210 гг. 844 ; основанием для этого служит имя префекта Египта Аквилы. Первое упоминание о нем в этой должности относится к ноябрю 206 г. (Р. Оху. 1100), и он остается в ней до 210/11 г. (Р. Flor. 6, 9, 23) 845 . Отметим, что Евсевий здесь допускает хронологическую неточность в описании жизни Оригена : по его словам, Оригену было 16 лет, когда Лет был префектом Египта (VI, 2, 12) – это относится к 202/203 г., однако при Аквиле ему 18 (VI, 3, 3). Но Лет был префектом до 203 г., после него Египтом управляет до 205/6 г. Клавдий Юлиан, а Аквила вступает в должность только в 206 г. Этот сбой происходит из-за желания Евсевия показать, что вся юность Оригена прошла в атмосфере постоянных гонений 846 . Любопытен контекст, в который помещает рассказ об этом мученичестве Евсевий. Повествование начинается со слов: «Седьмым среди них надо назвать Василида...» (VI, 5, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее в 11 той же газеты, в письме из Казани, 842 рассказывается происшествие с одним из крупных местных землевладельцев, который едва не сделался жертвою злобы крестьян за то, что не позволял им пользоваться мохом в своих владельческих дачах. «Все восемь Геркулесов, – рассказывает корреспондент, – повалили землевладельца на землю, сели на него и начали душить. Храбрый владелец пролежал довольно долго в постели с поврежденным горлом, но в настоящее время здоров. Повод к происшествию наводит, однако ж, на грустные размышления: кажется, остается только один воздух, по невозможности произвести из него «крестьянского надела», за который крестьяне еще ничего не платят и не спрашивают дозволения дышать им, а затем все запрещено, даже мох, который нужен только на конопатку крестьянских изб!» 843 Передавая вслед за этим факт небрежного лечения в Казанском госпитале солдата, который истек кровью, 844 тот же корреспондент говорит по этому поводу: «Сильная натура 17 дней упорно боролась с смертию и наконец пала бескровною жертвою предрассудка, что доктора ни за что не отвечают!» 845 По мнению Комитета, оба приведенные рассказа положительно неуместны в газете и обнаруживают в редакторе, по меньшей мере, неразборчивость в отношении к печатаемым им корреспонденциям, о чем Комитет и доводит до сведения Главного управления по делам печати. Наблюдающий за газетою член Совета Веселаго объяснил, что, по мнению его, Московский цензурный комитет отнесся слишком строго к передовой статье 10, рассуждающей о Герцене; в статье этой нет ничего предосудительного. Что касается до письма из Казани, то фраза о том, будто «остается только один воздух, по невозможности произвести из него крестьянского надела», – весьма недоброкачественна и должна послужить крупным материалом для определения характеристики газеты. Также и слова «бескровная жертва», 846 примененные к истекшему кровью солдату. Обе означенные выходки газеты, глубоко честной в своем направлении, совершенно подходят, впрочем, к тому, о чем было говорено в последнем заседании Совета, и член Совета полагал бы достаточным ограничиться еще и на этот раз принятием означенной статьи к сведению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

826 Rouillard Ph. I riti dei funerali//Anamnesis, 7: I sacramentali e le benedizioni. Genova, 1989. P. 206. 827 Theodori Studitae Epistulae/Recensuit G. Fatouros. B.; N-Y., 1992. (Corpus Fontium Historiae Byzantinae; 31:2). S. 720, ст. 20–21. 828 Velkovska. Funeral Rites in the East. P. 352–353. Некоторые идеи относительно возможных исправлений в чине предложены в статье: Galadza P. Lost and Displaced Elements of the Byzantine Funeral Rites: Toward a Pastoral Re-appropriation//Studia Liturgica. Boston (MA), 2003. Vol. 33:1. P. 62–74. 833 NAS, 1999. Science and Creationism: A View from the National Academy of Sciences Second Edition. P. IX. 834 Horgan J. The End of Science: Facing the Limits of Knowledge in the Twilight of the Scientific Age. N-Y.; Tokyo, 1996. 840 Holodny A. I. Theory of Neoplasia and the Orthodox Understanding of Original Sin as a Guide for Ethical Questions Involving Genetic Manipulation: Proceedings of the Theological conference. M., 2005. 841 См.: Runciman S. The Great Church in Captivity: A Study if the Patriarchate of Constantinople from the Eve to the Turkish Conquest to the Greek War of Independence. Cambridge, 1968. 842 См.: Hannick C. Jérémie II Tranos: Biographie//Conticello C. G., Conticello V (éds.) La Théologie Byzantine et sa Tradition. Turnout, 2002. T. 2. P. 551–576. 843 То есть «знаменитый», «великий» или, как пишет Мастрантонис, «человек проницательного ума» (Mastrantonis G. Augsburg and Constantinople: The Correspondence Between the Tübingen Theologians and Patriarch Jeremiah II of Constantinople On the Augsburg Confession. Brookline (MA), 1982. (The Archbishop Iakovos Library of Ecclesiastical and Historical Sources; 7). P. 13). 846 Acta et Scripta Theologorum Wirtembergensium et Patriarchae Constantinopolitani D. Hieremiae, quae utrique ab anno MDLXXVI usque ad annum MDLXXXI de Augustana Confessione inter se miserunt, graece et latine ab iisdem Theologis edita. Witebergae, 1584. P. 370; Καρμρης . Τ Δογματικ κα Συμβολικ Μνημεα τς ρθοδξου Καθολικς κκλησας. θναι, 1952–1953. P. 489; Mastrantonis. Augsburg and Constantinople. P. 306.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

«Длани пречистыя Твоя Христе, на древе вознесл, и Твоя персты окровавил еси, хотя избавити Божественных рук Твоих дело, Человеколюбие, Адама преступлением держима в царствиих смертных» 836 . Цена, выкуп, жертва «Иже всех Сый яко Владыка, противодостойную иже от Адама Твоего заколения, избаву дал еси и цену» 837 . «Избаву»=Искупление. Усопшим – избавление Крестом «О Кресте Твоем веселящеся. О Кресте Твоем надеющеся раби Твои, к Тебе преставишася Человеколюбие: имже (которым, то есть усопшим) ныне избавление тех прегрешений, КРЕСТ ТВОЙ ДАРУЙ, И КРОВЬ, пролиянную за мирский живот, благосердием Твоим прощая согрешения» 839 . Прощение («презрев») – милость Бога «Прегрешения их (усопших) презрев [пренебрег], яко щедрый Бог: да Твою славим Благодателю, безчисленную милость» 840 . А не наша заслуга! Воплощение – для страдания «Воплощшемуся от Девы Марии, приидите поклонимся (за что?): Крест бо (ибо, потому что) претерпев... яко Сам восхоте: и воскрес из мертвых, спасе мя» 841 . Рукописание (Адамово) на Кресте загладил «Христос Спас наш, еже на ны рукописание пригвоздив на Кресте заглади, и смертную державу упраздни» 842 . Недра – о Боге Отце часто «На древе распныйся, и из мертвых воскресый, и Сый в НЕДРЕХ ОТЧИХ, очисти грехи наша» 843 . «Недра, лоно» – образное выражение: у Бога Отца. Отец благоволит, Сын исполняет, а Дух – деятель «Егда в начале Адама создал еси Господи, тогда Слову Твоему (Сыну Божию)... возопил еси Благоутробне (Отче): сотворим по Нашему подобию, Дух же Святый соприсутствовавше содетель. Тем же вопием Ти: Творче Боже наш, слава Тебе» 844 . Посредник между Богом и человеком «Ходатай Богу и человеком был еси Христе Боже: Тобою бо Владыко, к светоначальнику Отцу Твоему, от нощи неведения, приведение имамы» 846 . Сын Божий, как Бог, привел падших к Богу Отцу. Прощение – Кровию Христовою «Повинным (людям) оставление Своею даруя Кровию» 847 . Часто говорится об Искуплении именно Кровию , а не воплощением. Любовь к созданию – Кровию спасение, для этого – человеком стал

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

838 Но было бы несправедливо сделать Велизария ответственным за его печальную бездеятельность, в которой он похоронил свою военную славу. 839 Что мог он сделать с своей слабой и дезорганизованной армией, с непослушными и враждебными ему генералами, радующимся возможности поставить его в затруднительное положение или довести до неудачи его стратегические планы? Что мог он предпринять с навязанным ему товарищем в лице Иоанна, племянника Виталиана, с которым он был с 538 г. в серьезной ссоре, который, принадлежа теперь к партии Германоса, ненавидел Велизария и Антонину, как фаворитов и орудия Феодоры 840  и о ненависти и нерасположении которого к своему главному начальнику знала вся Италия? 841 И что, наконец,  мог он пытаться сделать при полном отсутствии денег, в которое он был поставлен, вследствие чего для получения необходимых средств он был вынужден беспощадно выжимать их из населения полуострова 842  и этими вымогательствами толкал своих естественных союзников в руки Тотилы? Понятно, что при таких условиях он не раз был вынужден на самые ложные шаги, за которые его сурово осуждает Прокопий, а в то же время его самые лучшие планы приводили к результатам, совершенно противоположным тем, которые он ожидал. 843 Вот почему некоторые его современники пришли к заключению, что сам Бог помогал Тотиле и готам. 844 Отъезд Велизария еще более ухудшил и без того плачевное положение дел. Тотила снова занял Рим (549 г.), в котором на этот раз он занял положение настоящего государя с твердым намерением сделать этот город столицей остготского королевства в Италии. 845 Он подверг тесной блокаде Центумцелле, грозил Анконе и заставил капитулировать Римини и Тарент (549 г.). Но он не ограничился этим. С помощью многочисленного флота, который был выстроен, благодаря его энергии 846 , ему удалось сделаться распорядителем морских путей. Его эскадры грабили Далмацию (549 г.), завоевали Сицилию (550 г.), Корсику, Сардинию (551 г.), опустошили Корциру и побережье Эпира (551 г.). Не прошло года после отъезда Велизария, как в руках византийцев осталось только четыре приморских города: Равенна, Анкона, Отранте и Кротона: «весь запад, говорит Прокопий, был в руках варваров».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

(Nauman 1993а). Сага сохранилась в нескольких пергаменных рукописях: А – AM 152 fol. (середина XV в.), В – GKS 2845 4to, датирующейся серединой XV в., С – AM 589 f 4to (вторая половина XV в.). Издание: Göngu-Hrólfs saga//Fomaldarsögur Norðurlanda/Guðni Jönsson. Reykjavik, 1950. В. III. Bls. 161–280 (в основе издания лежит рукопись А). Разночтения подведены по изданию: Gaungu-Hrólfs saga//Fornaldar sögur Norðurlanda/C. C. Rafn. Kaupmannahöfn, 1830. В. III. Bls. 235–364 (Далее: Gaungu-Hrólfs saga/Rafn). Переводы: Древнерусские города 1987. C. 173–174 (фрагменты); Рыдзевская 1978. С. 86–87 (фрагменты); Пряди истории. С. 11–128. Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 110–111; Naumann 1993a. P. 254–255. X.6.1 Глава 1 Так начинается эта сага, что конунга зовут Хреггвид 842 . Он получил правление над Хольмгардарики 843 , которое некоторые люди называют Гардарики 844 . Он был высок ростом, силен, хорош собой и умело обращался с оружием, разумен и решителен в бою, умён и хороший советчик, много одаривал своих друзей, суров и непреклонен к своим недругам. Он был человеком многих достоинств. Он был женат на королеве, происходившей из очень знатного рода, но она не названа, потому что она не участвует в нашей истории. У них с королевой был единственный ребенок – дочь по имени Ингигерд 845 . Она была прекраснее и учтивее всех женщин во всей Гардарики и даже за ее пределами. [...] Говорят, что когда конунг был молод, он много ходил в грабительские походы и подчинил себе [земли] вдоль реки Дюны 846 , которая протекает по Гардарики, и оттуда грабил по Аустрвегу 847 различные народы. Там приобрел он разнообразные сокровища. Эта река – третья или четвертая среди самых крупных рек в мире 848 . Истока этой реки искал Ингвар Путешественник 849 , как говорится в саге о нем 850 . В этом походе пробыл Хреггвид семь зим подряд. Думали люди тогда, что он умер. После этого, пришел он в Гардарики и сидел тихо. [Конунг Хреггвид приобрел себе коня Дульцифала, который понимал человеческую речь, и доспехи, в которых были и волшебные предметы: шлем, который отражал все удары, меч, который «мог перерубить всё – и сталь, и камень, и человеческое тело», но не мог ни проржаветь, ни сломаться, щит, который при ударе особым копьем звенел перед победной битвой.] Никогда у конунга Хреггвида не было поражений с тех пор, как он получил этого коня и эти доспехи 851 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

838 Имеется в виду миф о Леандре, который каждую ночь преодолевал вплавь Геллеспонт, чтобы навестить свою возлюбленную Геро, жившую на европейском берегу (Овидий обработал этот миф в «Героидах» XVIII и XIX). 840 Об обычае местных варваров смазывать стрелы ядом Овидий упоминает неоднократно (см.: Trist. IV, 1, 77 и 84; V, 7, 16; V, 10, 21–22; Epist. I, 2, 16; III, 1, 26; IV, 7, 11–12 и 36; IV, 9, 83; IV, 10, 31). 842 Имеется в виду миф об Аконтии и Кидиппе, который был разработан Овидием еще в «Героидах» ХХ и XXI. Аконтий, влюбившись в Кидиппу, подбросил ей яблоко, на котором было написано: «Клянусь Артемидой, что выйду замуж за Аконтия!». Кидиппа, прочитав вслух эти слова, тем самым невольно дала клятву, которую должна была исполнить. 843 Последние слова хорошо характеризуют смысл нагнетания отрицательных моментов ссылки перед римскими корреспондентами. 845 Судя по археологическим раскопкам, Томы представляли собой обычный греческий полис со всеми его атрибутами; надписи Том не позволяют говорить о какой-то варваризации греческого языка. Поэтому рассказ Овидия о сильной варваризации Том справедливо подвергается сомнению (см. подробнее и с литературой: Подосинов 1984. С. 142–153). Возможно, упоминание «Томитанской страны» и «побережья», по «дорогам» которого разъезжают сарматы и геты, указывает на то, что речь идет не о самом городе, а о его округе (regio). 846 Уже в Trist. III, 14, 48 Овидий пишет, что вокруг него «слышна почти только фракийская и скифская речь» и ему кажется, что он может писать «гетскими размерами». И это уже на втором году жизни в Томах! Позже эта тема будет развиваться: Trist. V, 7, 56 – поэт по большей части говорит по-сарматски, Trist. V, 12, 58 и Epist. III, 2, 40 – выучил гетский и сарматский языки, Epist. IV, 13, 17–23 – написал на гетском языке поэму! Большинство исследователей не сомневается в том, что Овидий действительно выучил местный язык, однако общий контекст овидиевых элегий и тенденциозность его описаний не позволяют принять этот мотив за реалистический (подробнее см.: Подосинов 1984. С. 146–150).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В большинстве случаев епитимья за ношение наузов измеряется 40-дневным постом, однако в одном из текстов мы встречаем намного большую епитимью – 2 года поста. 842 Любопытно, что один из списков сохранил оба варианта епитимьи. 843 Возможно, компилятор, встретивший в разных списках различные епитимьи, заколебался, какую из них выбрать, и решил предоставить выбор тому, кто будет пользоваться его рукописью. 7. Отрава «Зелия отравныя знаеши?» 844 – статья открывает цикл вопросов, касающихся употребления в магических целях зелий. Как ни странно, она чаще встречается в вопросниках, обращённых к мужчинам, чем к женщинам. Зелья называются не только «отравными», но «злыми» и «лютыми», из чего можно предположить, что в основном зелья использовались как яды. В Части II, Главе 3 мы уже встречались со статьями о зельях, использовавшихся для того, чтобы отравить кого-либо; в одном из текстов зелья описываются так: «смертоносное зелия, и отравы, и корения, и всякие гады». 845 Также было показано, что с помощью зелья можно вытравить плод и что негативное отношение церкви к подобным средствам было вызвано в том числе тем, что женщина рисковала не только убить плод, но и отравиться сама. Однако зелья использовались не только как яды; так, в исповедных текстах спрашивается, прибегал ли кающийся к зельям «странным или иным каким» «волшебство творя», «на любовь или на порчю». 846 Слово «зелье» могло заменяться словами «ведемьство», «волшебныя притворы»; в один ряд с зельями ставятся «корениа и неподобныя словеса чаровныя». Епитимий в этих статьях не встречаем. «Не порчивал ли кого?» 847 – статья, близкая к процитированным выше и встречающаяся в некоторых вопросниках. Порча часто, подобно зелью, понималась как отрава, яд или иной способ убийства. Однако порча не обязательно подразумевала убийство человека, речь могла идти о ниве или скоте. При этом в ряде списков слово «портить» заменено на «потворить» – слово, которое использовалось в статьях, говорящих об употреблении всяческих зелий, обладающих магическими свойствами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010