Голоса небожителей говорили, что вместо царства мира наступило (сделалось) царство Господа Иисуса Христа. В русском переводе, как бы для ясности понимания, повторено слово «царство», которому нет соответствующего слова в греческом тексте: γνετο βασιλεα 838 το κσμου το κυρου μν κα το Χριστο αυτο). Смысл выражения тот, что в мире и над миром прекратилась уже царская власть (господство 839 ) (ср. 1Цар. 1:11, 13 ) антихриста и водворилось господство Господа Бога нашего и Христа Его, – то господство, которое и есть господство в собственном смысле и потому единственное. Выражение конца 15 ст. «будет царствовать» (βασιλεσει) субъектом при глаголе подразумевает (κριος) – Господь, Который и мыслится здесь в совершеннейшем единстве с Иисусом Христом (ср. Пс. 2:2 ; Деян. 4:26 ) 840 ; а будущее время (βασιλεσει – «будет царствовать» при прошедшем γνετο – «сделалось» говорит о бесконечности наступившего вечного царства. В ответ на слова этого небесного песнопения 24 старца, окружавшие престол Божий (4:4) подобно тому, как мы видели в 7:11, пали на лица свои и поклонились Богу. Это было с их стороны выражением полного согласия с словами песнопения, к которому они далее присоединяются и сами (ст. 17). К тому, что было уже сказано в песнопении небожителей, старцы присоединяют, с своей стороны, благодарность Господу Богу как Вседержителю, Который теперь уже обнаружил Свое всемогущество как по отношению к благочестивым, так и к нечестивым (ср. 15:3; 16:7, 14; 19:6, 15). Называя Господа Бога Вседержителем (παντοκρτωρ) старцы прилагают еще и другой эпитет: ν κα v – который ecu и был (и грядешь). Славянский и русский переводы вместе с Вульгатою, следуя min. recept. Андр. Кесар. 841 , добавляют «и грядешь» – ρχμενος. Но, по общему признанию толкователей, это добавление совершенно произвольно и может быть объяснено стремлением переписчика согласовать это место с 1:4, 8; 4, 842 . Отсутствие «и грядешь» – ρχμενος указывает на то, что теперь после уже совершившегося откровения, которое принимается как исполнившееся, Господь должен мыслиться лишь по отношению к прошедшему и настоящему, «так как теперь Его уже не будут ожидать как грядущего, ибо Его пришествие наступило» 843 . Старцы воздают свое благодарение за то, что Господь уже принял (εληφας) Свою силу и воцарился. Под силою здесь разумеется сила как средство, через которое Богом приобретено царство. «И велика должна быть эта сила, ибо нужно было победить весь боговраждебный мир» 844 . Конечно, выражение Апокалипсиса указывает не на то, что Господь только теперь приобрел эту силу, не обладая ею прежде, но на то, что прежде Господь поступился ею, допустив злым и особенно антихристу 845 господствовать над добрыми и как бы управлять миром 846 . Теперь Господь в полном смысле воцарился, т.е. (подобно Пс. 93:1; 96:10; 97:1 ) видимо проявляет Свое царское господство и царскую власть, воздавая и благочестивым и нечестивым, каждому сообразно с его заслугами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

1500 Leuncl. I, 285 (Migne. ib. 889) Σντ. V, 103. Вальс. Номок. XIII, 2. (Σ. I, 284, 291). См. его же μελετη Σ. IV, 556. Димитрий Хоматиан к Стефану Сербскому. Σ. V, 437. 1502 Eme раньше Германа при Михаиле Авториане (1206–1213) состоялось синодальное определение (окт. 1213 г.) относительно брака никейского императора Феодора Ласкара с дочерью армяно-киликийского князя (ξ). Синодальная грамота издана проф. Павловым. Зап. Новоросс. универс. 1871, XIII, 173. 1504 Leuncl. I, 235 (Migne, ib 804, 806). Σ. V, 110, 112. Кроме того, сюда относятся три грамоты по монастырским делам. 1232, 1233 и 1236 годов. Acta IV, 208, 301, 303. Здесь же грамота Мануила I (1222), 295. 1505 Пападопуло-Керамевс, I, 464. Здесь же напечатаны письмо Германа ко вдове Ксироса (стр. 465) и другое письмо относительно некоего мужа, принявшего монашество, а потом отвергшего его. 1508 Выдержки из него приводятся кг грамоте патриарха Каллиста. Acta, I, 436. Известия Акад. наук по II отд. 1858, VII. 155. (Здесь и славянский перевод). Русский перев. у Васильевского, Обновл. Болгарского патриаршества. Ж. М. Н. Пр. 1885, (…) (Слово неразборчиво – примечание электронной редакции) 213. Ответное послание Димитрию Хоматиану у Питры, Anacleta sacra et classica, Romae, 1891, VII, col. 483. 1509 Содержание ее, или может быть даже перевод, в Дометиановом «Животе светога Саве» (изд. Даничича), 1865, стр. 220. Христ. Чтен. 1891, 385 (Речь Пальмова). 1510 Acta, III, 62. Здесь же и грамота экзарху. См. Васильевского, Обновление болгарского патриаршества при Иоанне Асене II, Ж. М. Н. Пр. 1885. март, 38. 1511 Существует в рукописи преосв. Порфирия, Cod Porphyr 33, t. 43. Перевод у Васильевского. Там же, стр. 44. 1513 Migne, CXL, 602. (Cotelerius, Monum. eccl. graecae. III Satkas, M. В. II, 5). Здесь же сочинения и о сочинениях Германа. Письмо Германа к папе Григорию, Satkas, М. В. II, 89. 1514 Zachariae, Geschichte, 3-e Aufl. 39–40. У Арменопула Epitome canonum (Migne, CL, col. 149) приводится διατπωσις патриарха Мефодия. Pitra, 362 относит это постановление к древнему Мефодию Исповеднику (842–846), Zachariae же к Мефодию, занимавшему престол после Германа II (1240–1244). Gesch. S. 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

842 Письмо писано 24-го сентября, но печатается только теперь согласно выраженному прежде желанию Его Преосвященства, чтобы заметки его помещались со следующей по времени статьёй об англиканской иерархии. 844 Летопись об Ильинской церкви пог. Ильинского-Телешева напечатана во Влад. Еп. Вестн. 1881 г. 10 и след. 845 Изложенные мною здесь сведения об о. Михаиле заимствованы из его биографии, составленной младшим сыном его, священником Н.М. Соловьевым и напечатанной в Вятских Епарх. Ведомостях 1865 г., по распоряжению преосв. Агафангела, бывшего тогда епископом Вятским. 846 О. Полисадов с молодых лет овдовел и имел одну только дочь, которую выдал в замужество за священника, но которая вскоре потом умерла. 854 История аббата Милота, не раз была издаваема в России. см Роспись книгам библиотеки А. Смирдина. СПБ. 1828 г. 3008–3011. 857 Ср. пункт 2 „примечание“ в программе 1867 г. (стр. 40), где, впрочем, не вполне ясно, разумеются ли под „всей Библией» все её свящ. книги или и все стихи. Ср. также п. 8 стр. 41. 859 Довольно удовлетворительное проведение этого начала мы видим и в полезном издании (Спб. 1894) проф. А.А. Олесницкого „Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви“. 860 Только за последнее время в журнале „Чтения в обществе духовного просвещения“ стали помещаться сокращённые извлечения из известного Кремерова словаря, по не совсем искусные и умелые, поскольку „переделыватели“, кажется, забывают или не понимают, что в их источнике даётся и богословско-догматическая интерпретация обсуждаемых терминов, иногда с конфессионально-тенденциозной окраской. 861 Это достаточно видно на примере: языка еврейского, относительно которого настоятельно необходимо желать, чтобы, по крайней мере, все поступающие в академию знали его в элементах, доступных для семинарий. 864 Правда, известный филолог F. Blass жалуется, что „основательное грамматическое образование в (средних) школах у немцев всё более и более падает, между тем американцы к нему всё более и более стремятся“ (см. Thl. Ltzt. 1894, 21 (31 October) s. 532), но нам-то скорбеть об этом пока преждевременно, потому что ещё ничего нет. Значит, и начать нужно с малого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рассуждения 4 (374). 813 Ср. Евагрий. Рассуждения 4 (374). 814 Ср. Исх. 24:10. 815 I/16 (67)=B22 (174—175). 816 I/21 (105)=B35 (260). 817 См. S. Brock. Some Uses of the Term Theoria in the Writings of Isaac of Nineveh. — Parole de I " Orient 20. Paris, 1995. P. 407. 818 I/21 (105)=B35 (260). 819 См. S. Brock. Some Uses of the Term Theoria. P. 418. 820 I/4 (19)=B3 (23). 821 I/28 (131)=B51 (377). 822 II/10,17. 823 Ср. 1 Кор. 13:12. 824 I/85 (405)=B45 (324). 825 B20 (161—162). 826 Главы о знании II,4. 827 Ср. Евагрий. Гностические главы 2,3. 828 Главы о знании II,105. 829 I/80 (392—394)=B40 (303—304). 830 I/49 (217)=B77 (528). 831 Т. е. люди перестали бы размножаться. 832 I/86 (414)=B47 (336—337). 833 Главы о знании I,29. 834 Ссылка на Евагрия отсутствует в греч. и рус. переводах. 835 I/46 (197)=B72 (497). 836 I/81 (396)=B40 (307). 837 Главы о знании III,90. 838 I/18 (74—75)=B27 (197—199). 839 I/18 (75—76)=B27 (200—201). 840 B20 (162). 841 I/21 (96)=B35 (249—250). 842 Ср. Афанасий Александрийский. Житие св. Антония 14. 843 I/57 (295—296)=B5 (65). 844 I/30 (134—135)=B53 (381). 845 I/87 (415)=B47 (338). 846 Ср. Лк. 17:21. 847 II/8,1—6. 848 II/8,7. 849 Ср. Ис. 6:1. 850 Ср. 2 Кор. 12:2—4. 851 B20 (156—159)=О совершенстве духовном. С. 179—180. О различных видах откровений см. также: Главы о знании III,56; 59—60. 852 B20 (159—160)=О совершенстве духовном. С. 183—184. 853 B20 (160)=О совершенстве духовном. С. 184. 854 В греческом переводе Исаака Сирина термин sukkale обычно переводится как e–nnoiai («мысли»). 855 Т. е. немногое из духовного образа жизни. 856 Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. 857 II/20,19—20. Букв. «на нёбе его ума». В цитируемом тексте метафора молнии сочетается с метафорой вкусового наслаждения: такое соединение далеких по смыслу метафор характерно для сирийской литературы. 858 II/1,34. 859 II/30,8—11. 860 Ср. S. Brock. Maggnanuta: A Technical Term in East Syrian Spirituality. — Melanges Antoine Guillaumont, Cahiers d " Orientalisme XX. Geneva, 1988.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Уклонение от двойного оклада было воспрещено безусловно. В случае обнаружения потайных раскольников, их велено было, по взыскании штрафа вдвое против оклада с записных, отсылать: мирских на каторгу, а чернечествующих под монастырский начал. 837 Тайные раскольнические скиты разорялись; 838 дома бежавших раскольников отписывались на государя и продавались с аукциона. 839 Розыск «потайных» производился чрез особых агентов из военных чинов, 840 но обязанность «открытия» оных лежала на всех, не исключая записных раскольников, 841 под страхом (за укрывательство) анафемы 842 и гражданского наказания как за «противление власти»; 843 так как население каждого прихода ближе, чем кому-либо, известно местному священнику, то священнослужители пред посвящением приводились к присяге о неукрывательстве раскольников. 844 В различении потайного раскольника от православного, указано было руководиться особыми признаками, каковы: уклонение от причащения, употребление двуперстия, содержание старопечатных книг 845 и пр.; при отсутствии таких признаков, подозреваемых в расколе велено было приводить к публичной «присяге, все раскольническия противности отревающей». 846 Строгость, какою отмечены указы конца обозреваемого царствования, объясняется чем, что, вследствие разъяснений со стороны 847 и собственных наблюдений, император пришел к убеждению, что религиозная отчужденность раскольников ведет к обособленности в гражданских отношениях, 848 причем это обстоятельство казалось более опасным, чем есть на самом деле. Такой взгляд на раскол держался в правительственных сферах и при преемниках Петра I. 849 Вместе с тем и законы о раскольниках в общем оставались те же. Обыкновенно в распоряжениях предписывалось «поступать по силе указов блаженной и вечно славы достойной памяти Государя Императора Петра Великого», причем цитовались и самые эти указы. 850 Иногда делались к ним и в их духе разъяснения и дополнения. После некоторого ослабления в царствование Екатерины I (1725–1727) и Петра II (1727–1730) строгость законов была усилена при императрицах Анне Иоанновне († 1740) и особенно Елизавете.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

хронологии, причём их погрешности по этой части измеряются годами, десятилетиями и целыми веками. Появление монтанизма они относили к III веку, а Павла Самосатского помещали во II-м веке (присл. тульский, вол. виф.). Императора Маркиана († 457) заставляли присутствовать на 6 вселенском соборе (680 г.), патриарха Тарасия († 806) – на соборе 842 г., а патриарха Германа († 740) и Фёдора Студита († 846) считали современниками. 2) Как на выдающийся недостаток отвечавших комиссия должна указать далее на слабость и спутанность познаний их из области истории церковной литературы. В извинение воспитанников семинарий можно сказать, что отдел о древне-церковной литературе является слабейшим и наименее обработанным отделом принятого учебника и со стороны преподавателей требует особых дополнений (напр. по известному сочинению Филарета Черниговского : „Историческое учение об Отцах Церкви“), но извиняя отчасти воспитанников, это обстоятельство обвиняет само преподавание в излишней привязанности к учебнику там, где она неуместна. Общим свойством ответов по этому отделу было то, что, даже и называя сочинение известного церковного писателя, отвечающий ничего не мог сказать о содержании его и значении в церковной литературе. Поэтому, вопросы, относящиеся к содержанию сочинений, напр. вроде такого: „кто из церковных писателей опровергал в своих сочинениях гностицизм?“ – оставались без ответа. О существовании творений древне-церковных писателей в русском переводе воспитанники семинарий, по-видимому, и не подозревают, между тем как ознакомление их с этими переводами было бы делом весьма желательным и могло бы способствовать оживлению и углублению преподавания церковной истории. Не имея никаких представлений о произведениях древне-церковной письменности, кроме одного их названия, отвечающие естественно перепутывали названия сочинений и имена их авторов или позабывали и то и другое. Так, присланный подольский сочинение „О граде Божием“ приписал Св. Иринею и не мог назвать ни одного труда, действительно принадлежащего этому отцу; присланный тульский отказался дать какие-либо сведения о „Пастыре“ Ерма ;

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Служащим из числа судей разного ранга угрожал штраф в размере 30 фунтов серебра; если же пребывающим в заблуждении случалось платить пять раз, то после этого виновные, подгоняемые бичами, отправлялись в изгнание. Далее, все книги священников, признанных неблагонадежными, они велели предавать огню; мы, в свою очередь, с такого рода книгами, так как содержащаяся в них ошибка представляется опасной, приказываем сделать то же самое. Меры, о которых было сказано, императоры велели применять соответственно положению каждого из обвиняемых лиц; так, каждый из сиятельных 837 вносил по пятидесяти фунтов золота, высокородные 838 по сорок фунтов золота, сенаторы по тридцать фунтов золота, принципалы 839 по двадцать фунтов золота, бывшие жрецы по тридцать фунтов золота, декурионы 840 по пять фунтов золота, торговцы по пять фунтов золота, плебеи по пять фунтов золота, циркумцеллионы 841 по десять фунтов серебра; и если они в столь гибельных обстоятельствах продолжали упорствовать, то карались конфискацией всего имущества и изгнанием. Не только сословия городов, но и прокураторы и арендаторы имений 842 могли быть подвергнуты такому наказанию, поэтому они по возможности стремились утаить свое состояние и сделать так, чтобы о нем знало как можно меньше людей, а будучи присужденными к штрафу, не спешили отдать сохраненное судебной власти; неоднократно также было объявлено арендаторам земель царской резиденции 843 : какую сумму они выплачивали царскому дому 844 , такую же обязаны были вносить в качестве штрафа в казну; мы же распорядились выслеживать всех вообще арендаторов и землевладельцев 845 , которые будут продолжать исповедовать это суеверие; судьи же, не дающие законного хода этому опаснейшему делу, будут наказаны объявлением вне закона и конфискацией имущества; что же касается влиятельнейших должностных лиц 846 , то они будут подвергнуты штрафу в троекратном размере, прочие присуждаются к уплате двадцати фунтов золота». «Поскольку необходимо этими постановлениями обуздать всех омоусиан, чтобы, как это безоговорочно решено, ослабить и лишить основания склонность к такого рода пагубным заблуждениям, мы приняли решение относительно всех вышеназванных, что они не будут допущены к богослужению, а продолжающие упорствовать подвергнутся преследованию среди сословий всех городов 847 ; но также и судей, которые не будут судить их должным образом, ожидает суровое наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Леонтьев также высмеивает звукоподражания в «Войне и мире» – пити-пити в бреду князя Андрея или ожиг-жиг в полусне Пети Ростова (звуки оттачиваемой сабли) 842 . Здесь тоже ему слышится жужжание натуралистических мух! Но тут он обнаруживает глухоту, особенно в последнем случае. Напомним: в эту последнюю ночь жизни Пети – все ночные звуки слагаются для него «в торжественно-сладкий гимн» 843 . Этот славный и, казалось бы, ничем не примечательный мальчик вдруг становится гением-творцом, хотя и не мастером... Он совершенно беззащитен в своем блаженном исступлении, и за него делается страшно, чувствуется, что ему уже не жить после этого вдохновенного самозабвения, и на другой день он действительно погибает; какой-то темный рок наказывает его за испытанное райское счастье. Даже у Толстого немного найдется таких страниц, такого проникновения в тайны мира. То же прозрение неведомого мы находим в повторяющихся и похожих снах Анны и Вронского; их страсть с самого начала граничит со смертью; всего здесь понять нельзя, но это действительно так; здесь Толстой – великий провидец (с чем и Леонтьев соглашается, когда разбирает вещие сны в «Анне Карениной»). Леонтьев обвинял Толстого в психологических «придирках», но зачем же тогда он сам к нему «придирается», к его стилю? Здесь он не только субъективен, но иногда как-то по-дамски капризен и высказывает неуместное привередничество педантичной старой девы... Но, как мы увидим, у него на это были своим «резоны». Придирки не мешают Леонтьеву превозносить Толстого. Он повторяет слова Тургенева – «Левушка Толстой – это слон!». И даже – больше слона: ископаемый сиватериум во плоти, у которого «сверх клыков еще рога, словно вопреки всем зоологическим приличиям»! Или же огромный индийский идол с тремя головами, четырьмя лицами, шестью руками! 844 В другом месте он так выражает свое восхищение «Войной и миром»: «Какие контрасты: пожар Москвы и детские игры, детские милые выдумки в доброй семье Ростовых: эти столь различные и одинаково интересующие нас пары; морозы в поле и балы во дворцах, императоры и мужики в лаптях, деревенские охоты, военные попойки, солдатская болтовня! Целомудрие и чувственность, с одинаковой правдой выраженные» 845 . Кто под этим панегириком не подпишется?! Он Толстого понимал и лучше, чем книжный Мережковский и многие другие критики. Высоко оценивал он и психологический анализ Толстого и мелкие детали (например, тот гриб, из-за которого профессор Кознышев не сделал предложения) 846 . Все же он придирался и к толстовской «психологии», и к его стилистике, к его приему снижения героев. Почему же? Потому, что поэтика была у него другая.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Бог спасает человека « не по делам праведности», которые бы он сотворил 840 , а исключительно «по своей милости» ( κατ τν ατο ’λεον) 841 ,по своему безмерному снисхождению к человеку, который к Богу может только стремиться, но более ничего сделать без Него Самого, без Его помощи не в состоянии 842 . Творческим, созидательным началом человеческого спасение является собственно и в точном смысле не человеческая сторона, а именно Божественная, – мощное действие благодати, объективно-мистический момент. « Бог производит» в христианах « и хотение и действие по Своему благоволению» 843 . Христианин спасается божественною благодатью, и его оправдание, таким образом, проистекает не из его собственной самодеятельности, не ей в точном смысле обязано 844 , а есть именно «дар Божий» ( Θεο τ δρον) 845 . Блага христианского спасения, – причастие вечной жизни, общение с Богом и проистекающее отсюда блаженство со всеми своими сопутствующими моментами, – сообщаются христианину « даром», исключительно « по Его милости» ( δορεα’ν τ ατο χα;ριτι 846 , не в том смысле, что от самого человека для действительного осуществления христианского спасение с его стороны ничего не требуется, – никакого активного проявление личного волевого напряжения, а именно в том, что этот безусловно обязательный и существенно необходимый субъективный момент личной индивидуальной активности по самому своему существу и основному характеру не может служить в точном смысле источником спасения человека и ни в каком случае не может быть основанием для дарования вечной жизни именно по долгу, в виде награды, воздаяния 847 . В этом отношении ветхозаветный «закон» и «евангелие» являются двумя совершенно различными средствами или путями спасения, причем и отношение их, в частности, к идее «награды», «воздаяния» диаметрально противоположно. «Закон» оправдывал исключительно на основании дел, «евангелие» оправдывает по вере – благодатью. Отсюда первый покоится на идее награды, юридического возмездия, второй же основывается всецело на идее беспредельной Божией милости, дара Божией отеческой любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

1. А теперь надо нам перейти к среднему порядку небесных умов, 840 надмирными очами, насколько доступно, рассматривая эти господства и воистину возможные видения божественных властей и сил. Ведь каждое 841 наименование 842 превышающих нас существ выявляет богоподражательные особенности их богообразия. Так, имя, являющее святые господства, указывает своим значением, я думаю, на некое непоработимое и от всякой подножной приниженности свободное восхождение, никоим образом ни к одному из неподобий, отличающих тиранию, 843 ничуть не приклоняемое; на самое приличествующее свободному 844 непреложное 845 господство, всякое ослабляющее порабощение превышающее, недоступное никакому умалению, лишенное всякого неподобия, к истинному господству и к Господоначалию 846 непрестанно стремящееся и соответственно его господским чертам, насколько возможно, себя и тех, кто за ним, боговидно преобразующее; не к чему-то из кажущегося сущим, но к воистину Сущему полностью обращенное и становящееся в меру возможного вечно причастным свойственного Господоначалию благообразия. Святых же сил 847 (наименование означает) некую крепкую и неколебимую мужественность во всех свойственных им богообразных действиях, (позволяющую им) ни при каких подаваемых богоначальных осияниях не изнемогать немощно, иметь силу возвышаться до богоподражания, не оставлять по своей немужественности богообразного движения, но неуклонно взирать на сверхсущественную силотворную Силу, Ее силообразным подобием по возможности делаясь, к Ней как к Главной силе с силой обращаясь, ко вторичным 848 (чинам) как податель силы богообразно нисходя. 849 Святых же властей 850 (имя указывает на) равное по статусу божественным господствам и силам благоустроенное и при божественных восприятиях не беспорядочное благочиние, (на) учрежденность надмирной разумной власти, 851 не тиранически на худшее употребляющей свойственные власти силы, но неудержимо к божественному с благочинием восходящей и следующих за ней благообразно возводящей, уподобляясь, в меру допустимого, власть творящему 852 Властеначалию, и Его, сколько ангелам возможно, воссиявая в следующих за ней благоустроенных чинах властной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010