«Господь вышний страшен» ( Пс 46:3 ) – таким оставалось общее место всего Ветхого Завета, начиная уже с призвания Авраама (см. Быт 15:12 ). Но в драме Песни песней стороны меняются ролями. Жених здесь воплощение кротости. Невеста же описывается в терминах грозных метафор. Она уподоблена коню в колеснице фараона, полку в развернутом строе, столпу с трофеями убитых воинов, сторожевой башне, крепостной стене. Похоже на то, что невеста – охотница. Возлюбленный зовет ее спуститься «с Ливана... из начала веры... от логовищ львиных, от гор барсовых» (ст. 4:8) 841 , сам представая в образе оленя, который для этих горных хищников является жертвой. Действительно, упоминание оленей в заклятии раввины ассоциировали с темой заклания 842 , а цепочка «Ливан» – «вера» – «логовище» наводит на мысль об иерусалимском Храме 843 . Сравнение невесты со столбом дыма и пальмой также имеет параллель в традиции, относящуюся к символике жертвенника 844 . Жених восхищен возлюбленной в буквальном смысле, т.е. как бы похищен в небо: «Отврати очи твои от меня, потому что они воскрылили (νεπτρωσαν) меня» (ст. 6:5). Очи девушки, как отмечается неоднократно, подобны голубям, – впрочем, как и очи жениха. Взгляд встретился со взглядом и «воскрылил» его, ибо взгляд возлюбленной не оставляет спокойным. Опять возможным решением исходя из целей холистского анализа будет ассоциация с жертвой, потому что пара птенцов голубя была минимальной единицей приношения в Храм, и алтарь образно наименован в LXX «гнездом» горлицы ( Пс 83:4 ), а «всесожжение» () – это «приношение, восходящее [в огне]» ( ) 845 . Что огонь считался чистой, достойной субстанцией для истребления священных предметов, которое было вовсе не истреблением, а возвращением их Богу, видно из одного апокрифического предписания касательно храмового имущества в час разграбления Иерусалима: «Поспешите взять все вещи и бросить в огонь, который заберет их к Тому, Кто создал их, а пламя отправит их Тому, Кто сотворил их» (Сир. Вар. Х. 19 ). Возвращаясь к метафорике Песни, заметим, что очи сами крылаты, но и «воскрыляют», – это непосредственно связано с представлением древних о природе зрения: глаз видит свет, потому что сам есть свет; здесь уместна параллель с метафорой «крылатого ока солнца» из ближневосточной поэзии 846 . Роль солнца, которое тоже может быть крылатым (ср. Мал 4:2 ), в ритуальном цикле уже отмечалась; если верно, что в образе олененка тоже присутствует солярная символика, то здесь, в мотиве восхождения на небо, вводится идея оборота солнечной энергии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

840 …Ваше письмо…— Данное письмо неизвестно. 841 С книгами Стрижевского…— Как видно из письма 97, речь идет о «Сравнительном польско-русском букваре». 842 …история с азбукой Блинова…— Николай Николаевич Блинов (род. в 1839 г.) — священник и прогрессивный педагог, автор ряда учебных пособий для начальной народной школы, в том числе «Лыдзон. Азбука для вотских детей» (Вятка, 1867), о которой, очевидно, и упоминает Лесков. 843 …Ваше письмо…— данное письмо неизвестно. 844 Алексей Ив — А. И. Ходнев. 845 Курт, Андрей Вернерович — экзекутор департамента народного просвещения. 846 Бобоша — Б. М. Маркевич. 847 …описывая характер покойного…— Имеется в виду заметка Маркевича об А. К. Толстом в «С.-Петербургских ведомостях», 1875, 5 октября. 848 «Форейтор» — Н. А. Любимов. 849 Не слыхали ли… про «Анну Каренину»? — После апреля 1875 года печатание «Анны Карениной» прервалось до января 1876 года; этот перерыв послужил причиной различных толков о печатании романа. 850 …письмо об оптимизме…— Данное письмо неизвестно. 851 …как кривда П. И. Мельникова. — Имеется в виду брошюра Мельникова «О русской правде и польской кривде» (1863). 852 «…он близок III-мy отделению». — Речь идет о слухах, распространявшихся в связи с «антинигилистическими» произведениями Лескова в 1860-е годы. 853 Аксаков просил за меня Кокорева…— См. письма к Аксакову (67–70) и примечания к ним. 854 Черкасский. — См. примечание к письму 93. 855 «Друзья минутного, поклонники успеха» — неточная цитата из стихотворения Пушкина «Полководец» (1835). 856 Воскобойников. — См. примечание к письму 4. 857 …надежда… лжет своим лепетом…— выражение из «Евгения Онегина» (гл. пятая, строфа VII). 858 Берг. — См. примечание к письму 93. 859 «Голубая» служба — то есть служба в жандармском управлении. 860 Губонин, П. И. — крупный русский промышленник. 861 Генерал Шмилик Поляков…— Лесков называет генералом Самуила Соломоновича Полякова (1836–1888), крупного железнодорожного концессионера, имевшего чин тайного советника. 862 Вольф, Маврикий Осипович (1825–1883) — издатель и книгопродавец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Великая ектиния в различных изданиях имеет различный состав. В потребнике 1636 года и предшествовавших изданий она имеет всего только 12 прошений 841 . В чинопоследовании крещения приходящих от ересей, напечатанном в потребниках Иосафофском 1639 года и Иосифофском таже великая ектиния имеет шестнадцать прошений 842 . Наконец в том же потребнике Иоасафа 1639 года и последующих изданий она состоит уже из двадцати прошений, при чем, сравнительно с ектиниею до 1636 года, состоявшею из двенадцати прошений, прибавлены следующие прошения: «О святом храме сем»... «О еже приити на воду сию»... «О еже просветитися нам просвещением»... «О еже показатися ей отгнаний»... «О еже достойну бытии»... «О еже быти ему срослену»... «О еже сохранити ему одежду крещения»... «О еже услышати Богу».. 843 . Возглас «Велий еси Господи» всегда произносился трижды, но вместе с тем иногда трижды же произносился и возглас: «Ты убо человеколюбче» 844 . Дальнейшее изложение рассматриваемой нами части, крещального чина в требниках XVII века одинаково с настоящим. Только этого нельзя сказать относительно действий при возгласе; «да сокрушатся»... В это время почти во всех требниках, изданных до исправления, относительно этих действий говорится; «и дунет на воду трижды, погружая персты крестообразно» 845 . Вообще же из только что сказанного в данном случае относительно русской практики XVII века, очевидно, что характер рассматриваемых действий еще за первую половину его приблизился к современному их совершению, и даже бывала в данном случае и практика одинаковая с современною 846 . 743 Иустин. «Apolog. I», n. 61. Curs.Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. VI, col. 420; в русск. пер. «Памяти древ. хр. письм.» Том I, стр. 101. 744 Кирилл Иерус. «Catech. III», n.4, Curs. Compl. Patrol. Graec. Tom. XXXIII, col. 429; по русск. пер. М. 1855. стр. 40–41. Ср. Григорий Богосл. «Orat. XL in sanct. Bapt.», n. VIII. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXXVI, col. 368; по рус. пер. «Твор. св. Ор.». Т. III. стр. 277. Василий Вел. Lib. «De Sanct. Spirit». Cap. XV. Curs. Compl. Patrol. Tom. XXXII, col. 132–133».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

832 Цит. по: Знамя мира. 1993. 833 Живая Этика. – М., 1992, с. 87. 834 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 330. 835 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 201. Впрочем, монотеизм, по мнению Блаватской, «еще более идиотичен» (там же). 836 Письма Елены Рерих 1932-1955. с. 447. 837 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2. с. 738. До некоторой степени Блаватская права. Религиозные взгляды Юлиана действительно довольно близки к теософии. Их наиболее доступное (и при этом явно пристрастно-антихристианское) изложение см.: Гревс И. Юлиан.//Энциклопедический словарь. Т. XLI. Издание Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. – СПб., 1904, с. 337-341. 838 Штейнер Р. Люциферическое прошлое, ариманическое будущее в свете современности. – Берн, 1919, с. 14-15. Цит. по: архим. Паркев Мартиросян. Богопознание в христианской традиции и во внехристианской мистике – йоге, теософии и антропософии. – Лд., 1987, с. 113. 839 Письма Махатм. сс. 222-223. 840 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 274. 841 Это вставка в издание 1936 года. 842 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 52. 843 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 395. 844 Рерих Е. И. Огненный опыт.//Рерих Е. И. У порога нового мира. с. 56. 845 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 75. 846 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 259. 847 А вот Л. Шапошникова все же инкриминирует коммунистам «безумную мечту о бесклассовом обществе». – Шапошникова Л. В. «Синтез действенного блага… «.//Человек. 1994. с. 100. 848 Ельцин Б. Н. Выступление в парламенте Индии. Цит. по: Печников Г. «Сердце сердцу весть передает».//Духовный подвиг Рерихов. Специальный выпуск газеты «Нива России». 25.9.1995. 849 Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Т. 1, с. 304. 850 Рерих Е. И. Огненный опыт. с. 57. 851 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 72. 852 Рерих Е. И. Огненный опыт. с. 74. 853 Рерих Е. И. Огненный опыт. с. 77-78. 854 «Как слоны лес переходят, сокрушая кусты и раздвигая деревья, так идите в Великом Служении. Потому умейте сражаться» (Зов. 30.12.1922).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Впрочем, в литературе нередко высказывается обоснованное мне ние, что образ этого царя, действительно являвшегося далеко не самым блистательным в череде Римских императоров, излишне стилизован и демонизирован представителями Македонской династии 681 . Подтверждением тому, что Михаил III был вовсе не бесталанен, служат очевидные успехи царя, как и его предшественников, на западном фронте. В течение IX века Византия постепенно начала выравнивать свое положение на Балканах, что выразилось в создании там 10 новых фем, обеспечивавших политический контроль над территориями 682 . Согласимся, это была большая стратегическая победа императоров-иконоборцев, положивших своими трудами основу этому успеху, и лично Михаила III. Узнав о нестроениях в Арабском халифате (а дипломатическая служба Византии традиционно была чрезвычайно информированной), император решил начать военные действия против сарацин. Уже в 853 г. византийский флот в количестве 300 судов напал на порт Дамьетта в дельте Нила и, одержав победу, взял в плен более 20 тыс. человек, которым предложили перейти в христианство. Часть пленников была выкуплена халифом, некоторые погибли, приняв смерть за веру, но основная масса поддалась на уговоры. Желая взять реванш, в этом же году полководец Али ибн Йахйа предпринял поход против Византии, но потерпел неудачу. Этот же результат ожидал арабов и в следующем году, и в 859 г., когда полководец аш-Шараби, получивший приказ аль-Мутаваккиля наказать византийцев, потерпел тяжелое поражение. Как следствие, в этом же году император предложил заключить новый мирный договор, но на более выгодных для Константинополя условиях, и произвести обмен пленными 683 . Но если война с Аббасидами складывалась пока успешно, дела на Сицилии были не очень хороши. В 842 г. арабский полководец аль-Фадл ибн-Джафар-аль-Хамадани хитростью взял Мессину – грозную крепость, один из ключей от острова. В этом же году сарацины продолжили наступление на юго-востоке и захватили крепость Модику. Встревоженная поступающими известиями, императрица направила в 845 г. на Сицилию войско из далекой Харсианской фемы, но в сражении с агарянами оно было разбито; погибло более 10 тыс. византийцев. А затем дела пошли еще хуже. На протяжении 846–847 гг. аль-Фадл-ибн-Джафар-аль-Хамадани осаждал важнейший для Сицилии город Лентинин, который, увы, пал. В следующем, 848 г. сдалась крепость Рагуза.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

по благословению антиохийского патриарха Иоакима избранными мужами города Львова». Вест. Юг. Зап. и Зап. Рос. за 1863 г., кн. IX, отд. I, стр. 58–65. Положим, что и так, но как все это понимать? Известно, что львовская шкода устроена по образцу острожской, следовательно, и устав ее был воспроизведением здешнего педагогического строя, установившегося преимущественно по образцу протестантских школ. Стало быть, Кирилл в своем львовском уставе для луцкой школы воспроизводил то, что из установившейся при нем практики острожской школы перешло во львовскую. Во всяком случае, влияние протестантской педагогики на нашу школу нисколько этим не оспаривается; в ней несомненно практиковался устав, известный впоследствии под именем львовского или луцкого; а разбор этого устава самого по себе, без отношения к другим южнорусским школам, сей час покажет нам, что в нем многое взято из протестантских школ. Что же касается до изменения устава в позднейшей редакции Лукариса, то изменения эти, как доказывает г. Головацкий, слишком незначительны и сходство учебного плана и воспитательного строя в этой новой редакции устава с постановкой учебно-воспитательного дела в лучших протестантских школах осталось нимало не поврежденным. 839 Устав. Львовск. школ. 12 артикул, известия о виленской школе в Ак. Зап. Рос. т. IV, 149, о пинской в Собр. древн. грам. и акт. минской губ. 164 и о могилевской в Арх. сборн. докум., относ, к ист. С. 3. Рос. т. II, 22, стр. 21. 840 Грамота короля Владислава от 3-го марта 1633 года в Сборн. древн. грам. и акт. минской губ. 164. 842 Грамота Сигизмунда III-ro в Арх. сборн. док., относящихся к ист. С. 3. Рос. т. II, 22, стр. 46. 845 Вестн. Юг.-Запад. и Запад. Рос. за 1863 г. кн. IX, отдел. I, стран. 58–65, статья Я. Ф. Головацкого о Львовской школе. 846 И ее книги всюду брались на расхват; со славянской грамматикой, составленной в 1588–9 гг. учителем здешними Арсением, митрополитом Елассонским, носились всюду, как со священной книгой, как с драгоценной святыней. Ак. Зап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

815 Gregorius Nazianzenus, De moderatione in disputando (orat. 32), 26, в: PG, vol. 36, col. 204A. 818 Анагогическое (от ναγογ – «возведение, возвышение») толкование Священного Писания есть род аллегорического, при котором слова берутся в их высшем, символическом значении. Например, Иерусалим понимается не как город в Израиле, а как Град Небесный. 819 Протей (греч. Πρωτες) – в античной мифологии морское божество, сын Посейдона. Обладал способностями предсказания и мог принимать различные облики. 820 Актиститы (греч. κτιστται, от κτιστον – «несотворенное») – монофизитская секта в Египте VI в., считавшая, что преображенную в богочеловеческом единстве человеческую природу уже нельзя считать тварной. 821 Антропоморфисты (греч. νθρωπομορφται, от νθρωπος и μορ­φ) – приверженцы учения, приписывающего божеству человеческий образ, сторонники буквального толкования Библии. Споры вокруг антропоморфизма имели место в среде египетских монахов в конце IV в. 825 В настоящей книге Григора упоминается также только в третьем лице, но какие-либо вводные предложения от лица Протагора отсутствуют. 834 Pseudo-Dionysius Areopagita, De divinis nominibus, цитируется Григорой по: Euthymius Zigabenus, Panoplia dogmatica, в: PG, vol. 130, col. 137AB. 840 Греческое слово «луч» (κτς) в косвенных падежах (κτνος, κ­τνα) имеет некоторое сходство по звучанию с глаголом κτενω («протягивать, простирать»; inf. med.-pass. – κτενεσθαι), но этимологически с ним не связано. Современная филологическая наука производит его от праиндоевропейского ankt- (ср.: лит. anksti «рано», готск. uhtwo «рассвет», санскр. (aktu) «сияние»). 842 [Pseudo-JMaximus Confessor, Scholia in Dionysii Areopagitae, De coelesti hierarchia, b: PG, vol. 4, col. 232C. 846 τ π τς λξεως ποβαλλμενα. У Григоры: ποπαλλμενα, но мы считаем это опиской и читаем как в оригинале. 847 Severianus Cabalorum, De sigillis sermo (=Pseudo-Iohannes Chrysostomus, De parabola seminis), в: PG, vol. 63, col. 535–536. 859 Acta conciliorum oecumenicorum, Series secunda, II, pars I=Concilium universale Constantinopolitanum tertium, Concilii actiones I-XI, ed. R. Riedinger (Berlin 1990), Actio XI, 5. 424.1–13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

842 Sordi M. The Christians and Roman Empire. London; Sydney, 1983. P. 81; подробнее об этом эдикте и проблемах, связанных с ним, см.: Barnes T. D. Legislation against the Christians//Journal of Roman Studies. Vol.58. 1968. P. 40–41; Frend W. H. C. A Severan Persecution? Evidence of the Historia Augusta//Forma futuri: studi in onore del cardinale Michele Pellegrino. Torino, 1975. P. 471–480. 843 Davies J. G. Was the Devotion of Septimius Severus to Serapis the cause of the persecution 202–3?//Journal of Theological Studies. Vol. 5. 1954. P. 73–76; BakkerH. Potamiaena. P. 339–340. 844 Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum. P. 526–527; Kerestzer P. The emperor Septimius Sever: a precursor of Decius//Historia. Vol. 19. 1970. P. 570; Frend W. H. C. Open questions concerning the Christians and the Roman Empire in the age of Severi//Journal of Theological Studies. Vol. 25.1974. P. 337. 845 Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum. P. 526; Reinmuth O. W. A Working List of the Prefects of Egypt. P. 109. 846 Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum. P. 527; Grant R. M. Early Alexandrian Christianity//Church History. Vol. 40.1971. P. 135. 847 Той же цели служит сообщение о юношеском стремлении Оригена пострадать, чему смогла помешать мать, спрятавшая его одежду (VI, 2, 3–4). Впрочем, достоверность этого рассказа ставится под сомнение (Bienert W. Dionysios von Alexandrien. Zur Frage des Origenismus im Dritten Jahrhundert. Berlin; New York, 1978. S. 88). 852 Казнь кипящей смолой упоминается в более поздних текстах (мученичества Бонифация, Параскевы, Еликониды и др.), но их достоверность находится под вопросом. 853 Евсевий не упоминает о том, что Потамиена была рабыней. Возможно, это объясняется тем, что он вообще не акцентировал на этом свое внимание: так, в рассказе о лионских мучениках мы узнаем, что Бландина была рабыней, только из случайных слов о беспокойстве за нее ее госпожи (НЕ, V, 1, 18). 856 Махлаюк А. В. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб., 2006. С. 115–141; Пантелеев А. Д. Христиане и римская армия в первой половине III в.//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 11.2012. С. 330–331.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этих самоотверженных последовательниц своих Аввакум не считал, однако, способными проповедницами «правой» веры. На женщину он смотрел свысока, глазами допетровской Руси. «А у вас, светы мои, какое догматство между собою?–снисходительно спрашивает Аввакум знатных страдалиц. Женской быт – одно говори: как в старопечатных книгах напечатано, так я держу и верую, с тем и умираю. Да молитву Иисусову грызи, да и все тут» 841 . Но он хорошо видел, что их готовностъ даже умереть за убеждения убедительнее всякой проповеди , и не раз одушевлял их на страдания. «Мучтеся за Христа хорошенько, не оглядывайтеся назад» 842 . Одушевляя мучениц, он обращается к ним как к любимым детям духовным и приглашает их следовать за собой. «Молю вы, о Господе дети мои (вар. детки мои) духовные, святы и истинные раби Христовы, – Бог есть с нами и никто же на ны! Кто может нас разлучити от любви Христовы? И сам диавол не учинит нам ничего, стоящим и держащимся за Христа крепце... Ну, госпожи мои–светы, запечатлеем мы кровию своею нашу православную веру христианскую» 843 . Из своего заключения, из темницы как из гроба, Аввакум писал послания и другим менее известным исторически духовным детям своим. В послании к Маремьяне Федоровне он шлет благословение всем страждущим за старую веру, знаемым и незнаемым. В случае отречения от нее «муками и томлением» он требует – покаянием прилепляться паки к первому православно. В трех посланиях чаду Симеону говорится о жестоких преследованиях за старый обряд и о горькой загробной судьбе их виновника царя Алексея 844 . В послании к некоему Сергию, фанатически настроенному и, кажется, ругавшемуся иконам, написанным по новому, Аввакум проповедает и одобряет самосожигательство 845 .–Послание Алексею Копытовскому, «новорожденному чаду», содержит уверенность в непоколебимости его убеждений, благодарность за утешительное послание и известные нам обличения Лукиана 846 . – В других посланиях Аввакума, писанных к группе лиц, мы встречаем обращения к духовным детям – то наставление о церковном пении и келейном правиле 847 , то предписание тяжелого послушания 848 , то угрозы проклятием 849 и продолжительную епитимию 850 , то заочное прощение всех грехов 851 , то богословское рассуждение о сошествии Христа во ад, то приглашение прилежать о проповеди 852 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Самая страшная кара, коей язычники подвергали христианских мучеников, заключалась в оставлении их без погребения. В Лионе тела принявших смерть за веру были брошены на съедение хищникам; специально приставленная стража не давала предать тела земле. Даже за деньги христианам не удалось спасти тела мучеников от этого последнего бесчестья. Евсевий объясняет причину сего надругательства: «Они это делали в расчете победить Бога и отнять у них возрождение. Они так и говорили: «Чтобы и надежды у них не было на воскресение, поверив в которое они вводят странную новую веру, презирают пытки и готовы с радостью идти на смерть. Посмотрим, воскреснут ли они и сможет ли их Бог помочь им и вырвать их из наших рук " » 841 . Страдающие за правду Гонения и сопряженные с ними опасности еще больше сближали христиан. Озабоченные одной бедой, они помогали друг другу всем, чем могли. Так, Сабина, изгнанная злой хозяйкой в горы, тайком получала помощь от братьев по вере, которым в конце концов удалось освободить ее 842 . Остававшиеся еще на свободе проявляли заботу о братьях, попавших в заключение. Они посещали их 843 , приносили им провизию, по мере возможности улучшали их участь 844 . Два карфагенских диакона, Терций и Помпоний, за деньги добились того, чтобы Перпетую и ее товарищей по заключению перевели в лучшую часть тюрьмы, дабы те могли хоть немного отдохнуть. Некоторые исповедники отказывались от подобных послаблений, не желая становиться обузой для общины 845 . И тогда тюремщики, не получив ожидаемой мзды, вымещали свою злость на узниках. Иногда христиане платили выкуп за полное освобождение 846 . А бывало и так: некий Луций в Риме заявил протест префекту города по поводу ареста Птолемея, и это вмешательство стоило ему жизни 847 . Веттий Эпагаф, знатный житель Лиона, публично выступил в защиту своих братьев по вере и заплатил за свою смелость собственной кровью 848 . Даже саркастический Лукиан без иронии описывает христиан, мужчин и женщин, осаждающих тюрьму, где томятся их братья по вере, и делающих все возможное ради их освобождения. Они проводят с ними ночи напролет, приносят им еду и пытаются подкупить тюремщиков 849 . И если Лукиан по своему обыкновению хотел карикатурно изобразить христиан, он был вынужден признать братство и солидарность между ними, заботу, проявлявшуюся ими к исповедникам веры.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010