14-е Святого Мефодия, патриарха Константинопольского Родом сицилианин, из Сиракуз; в юных летах постригся на острове Хиосе, а в 811 году, как доверенное лицо, послан был патриархом Никифором к папе Римскому в звании апокрисиария и прожил почти девять лет. В 821 году возвратился с письмом папы Пасхалиса к новому императору Михаилу Косноязычному, но этот обвинил Мефодия в измене, приказал наказать телесно, причём ему повредили челюсть, и заточить на острове св. Андрея (близ Никомидии) в тесную яму, где уже содержался разбойник. Выпущенный по смерти Михаила (в октябре 829), больше похожий на мертвеца и не имея ни волоска на голове, он жил в Константинополе частным человеком (потому что во всех монастырях были иконоборцы), посещал некоторые дома и кое-кого обратил на путь истины, потому что был святой жизни, глубоко знал св. Писание и творения отеческие. Года через два император Феофил, по указанию других, воспользовавшись его помощью в уразумении некоторой книги, назначил ему помещение между дворцовыми офицерами, часто призывал для собеседований об учёных предметах и во время походов брал с собой. По смерти Феофила (20 января 842) возведённый императрицей Феодорой на патриарший престол (12 февраля 842), он созвал в Константинополе собор, на котором восстановлено почитание святых икон и положено ежегодно в первую неделю Великого поста совершать Торжество Православия. Скончался в 846 году. † Преставление благоверного князя Мстислава Благоверный князь Мстислав, в крещении Георгий, внук блаж. великого князя Мстислава и сын блаж. князя Ростислава, в 1166 г. участвовал в победе южных князей над Половцами, потом принимал участие в войнах князя Андрея Юрьевича с Киевом и Новгородом 147 . – Самый блистательный подвиг мужества его относился к 1173 г. Андрей Юрьевич, великий князь Владимирский, объявил Ростиславичам, что им нет места в южной России, – она его – собственность. Мстислав велел остричь послу голову и бороду и отправил его сказать Андрею: «доселе мы уважали тебя, как отца; но, когда ты говоришь с нами, как с слугами и людьми простыми, идём на суд Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Г. И. Беневич Византийское богословие X-XII веков Св. Симеон Новый Богослов (Д С. Бирюков) Прп. Симеон Новый Богослов родился ок. 949 г. в Пафлагонии и скончался ок. 1022 г. 842 Прп. Симеон – влиятельнейший учитель подвижнической жизни своей эпохи и один из величайших мистических писателей Православной Церкви. Основным источником сведений о жизни прп. Симеона является его «Житие», написанное учеником Симеона Никитой Стифатом 843 ; о событиях жизни прп. Симеона упоминается и в его собственных различных сочинениях. Прп. Симеон происходил из знатной семьи. В возрасте 11-ти лет он был привезен отцом в Константинополь для обучения. Его дядя Василий занимал крупную должность при императорском дворе и хотел представить императору своего племянника, однако тот отказался. Исходя из того, 410 в 22 «Огласительном слове» Симеон, ведя речь о себе во время пребывания в Константинополе, использует имя «Георгий» 844 можно предположить, что это и было его мирским именем 845 . При покровительстве дяди он стал служителем при почивальне императора (спафарокубиларием), а затем и членом синклита. Еще в отрочестве прп. Симеон возжелал найти духовного наставника, могущего направлять его к совершенной жизни по Богу, однако от окружающих он слышал только то, что такого человека на земле не существует 846 . Однако отрок нашел наставника: когда после смерти дяди он попытался вступить в братство Студийского монастыря, то встретил там престарелого монаха Симеона, которого прозывали «благоговейным» 847 . Вернувшись в 976 г. в Пафлагонию, Симеон исполнял различные обязанности на государственной службе. Жизнь в миру подталкивала благочестивого молодого человека к духовной расслабленности и греховным помыслам 848 , однако он не порывал отношений со своим наставником. Когда Симеону было ок. 27-ми лет, он вернулся в Константинополь и поступил послушником в Студийский монастырь. Однако особенная привязанность Симеона к своему наставнику, прп. Симеону Благоговейному , вызвала недовольство братии и игумена монастыря, в котором традиционно придавалось большое значение личной власти игумена и соблюдению распорядка, и после требований, предъявленных Симеону, отказаться от того, чтобы его духовным руководителем был прп.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Прежде чем стать митрополитом, Д., по его словам, занимался юридической работой: в течение 17 лет занимал должность квестора ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 5. Σ. 366), т. е. судьи высшего суда Византийской империи. Вероятно, именно из-за высокой юридической квалификации Д. пользовался впосл. расположением имп. Романа III Аргира , к-рый в 1029 г. возвел его и 2 др. митрополитов в ранг синкелла (с X в. этот титул приобрел государственно-правовое значение: так стал именоваться член сената, назначаемый императором из числа клириков), о чем сообщают Иоанн Скилица и Георгий Кедрин ( Scyl. Hist. Roman. 3. 1; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 478). В мае 1030 г. Д. был участником Собора против яковитов в Мелитине и подписал томос, направленный против данной ереси (RegPatr, N 839). В апр. 1032 г. к-польский патриарший синод утвердил этот томос, издав специальное постановление, содержащее только подписи архиереев (RegPatr, N 840; по мнению В. Грюмеля, такой акт, подписанный в числе проч. Антиохийским патриархом Илией II , был необходим из-за попыток его предшественника вести переговоры с яковитами). В 1037 г. Д. совместно с митрополитами Никомидии, Сиды и Анкиры выступил против патриарха Алексия Студита. Оппозиционеры добивались признания неканоничными выборов этого патриарха, желая низложить его и возвести на патриаршую кафедру Иоанна Орфанотрофа - брата имп. Михаила IV Пафлагонца ( Scyl. Hist. Michail. 4. 12; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 517). Эта попытка потерпела неудачу: патриарх заявил, что в случае его низложения должны быть лишены сана все рукоположенные им митрополиты и анафематствованы 3 императора, к-рых он венчал на царство (RegPatr, N 842). Тем не менее Д. сохранил свой высокий статус. В сент. 1039 г. он принял участие в заседании патриаршего синода, где вновь обсуждались вопросы, связанные с яковитами, на этот раз - с их браками, наследованием имущества и свидетельскими показаниями (RegPatr, N 846). Д. пережил патриарха Алексия Студита († в 1043) и оставался митр. Кизическим при патриархе Михаиле I Кируларии . В этот период Д., как видно из посвященной ему поэмы Христофора Митилинского , заболел подагрой ( Kurtz. 1903). Престарелый и больной, Д. теперь поддерживал патриарха в его стремлении к сильной единоличной церковной власти (см., напр.: Laurent. ημτριος Κυζκου. Στ. 1062). Д. скончался до 1054 г., поскольку в этом году в работе патриаршего синода уже участвовал новый митрополит Кизический - Феофан (RegPatr, N 869).

http://pravenc.ru/text/178139.html

Скачать epub pdf IX. ВЗГЛЯД свт. ИГНАТИЯ НА ПЛОДЫ УМНОГО ДЕЛАНИЯ Терпеливое прохождение умного делания не может не увенчаться благими плодами, которые суть и дары благодати Божией. Эти плоды подаются тем, кто явил в своем делании твердость произволения к принятию их, в чем показал верность дарам благодати Божией, теперь вверяемым Богом человеку. Плоды умного делания способен описать лишь тот, кто достиг их, о них необходимо рассуждать из опыта своей жизни. «Плотской человек никак, никаким способом не может даже представить себе состояний духовных... познание этих состояний приобретается не иначе, как опытом» 841 . И мы обратимся к опыту умного делания свт. Игнатия, запечатленному в его духовном наследии, дабы извлечь из него знание тех духовных плодов, которых достиг он в своем личном делании, к достижению которых призвал и каждого из нас. Ранее было сказано, что благодать, по свт. Игнатию, действует сначала на один ум, его преображает и изменяет, подчиняет законам Евангелия. И поэтому первым плодом умного делания, первым духовным даром подвижнику является благодатное глубокое внимание при молитве. Внимание объемлет ум, заключает его в слова молитвы, он прилепляется к ним, весь в них погружается 842 . Внимательная молитва служит свидетельством, что душа расторгла нити греховных пристрастий, почему ум теперь свободно направляется к Богу, прилепляется к Нему и Ему усваивается 843 . «Когда уже благодать Божия начнет явно помогать нам, – пишет свт. Игнатий, – то первый признак ее вспоможения есть неслагающийся помысл, как говорит святой Иоанн Лествичник (Сл. 15, гл. 9): то есть является мало-помалу в уме несочувствие к блудным помыслам и мечтаниям, вместо прежнего сочувствия, от которого происходили увлечение и побеждение при всяком случае, когда для сопротивления не употреблено было особенного усилия» 844 . Ум становится непарительным, он перестает мечтать и увлекаться помыслами, становится тихим и мирным. Внимание ума при молитве успокаивает кровь и нервы, способствуя сердцу пребывать в покаянии 845 . И эта мысленная чистота, эта тишина, умиротворение ума есть уже явление Бога человеку 846 . Христианин становится силою Божией неподвластен греховным помыслам, он оказывается способен тотчас распознавать приближение невидимого врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Эпоха гонений: 1918–1941 гг. 836. Желнавакова М. С. Воспоминания о матери. Письма/Публ., примеч.: Н. С. Фудель //АиО. 1999. 4(22). С. 256–277; 2000. 1(23). С. 247–271. Дочь С. И. Фуделя и В. М. Сытиной вспоминает о детстве. 837. Жиромская В. Б. Религиозность народа в 1937 году: (По материалам Всесоюзной переписи населения)//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 105–114. 838. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. История Русской Православной Церкви периода 1917–1944 гг.//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 5–17. Состояние РПЦ при свт. Тихоне (Белавине) , сщмч. Петре (Полянском) . 839. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Церковные деятели Русской Православной Церкви 20–30-х гг.: Лекция, прочит. в ЛДА 27 февр. 1989 г.//ВестнЛДА. 1990. 2. С. 9–35. 840. Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Состояние Русской Православной Церкви при Сергии в период его заместительства, местоблюстительства и патриаршества//ХЧ. 1991. 3. С. 4–29. 841. Каледа Г. А., прот. О некоторых аспектах духовной жизни Русской Церкви в 30–60-е годы//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 29–33. Мученичество и исповедничество как факторы усиления религиозных настроений в среде городской интеллигенции. 842. Каледа Г. А., прот. Очерки жизни православного народа в годы гонений: (Воспоминания и размышления)//АиО. 1995. 3(6). С. 127–144. 843. Косик О. В. Из истории Владимирской епархии (1917–1923 гг.)//БСб. 2000. 6. С. 26–75. 844. Крашенинникова Е. Храмы и пастыри//АиО. 1999. 3(21). С. 258–279. Воспоминания о церк. жизни в Подмосковье и Москве в 1930-е гг. 845. Мороз А. Б . Устная история Русской Церкви в советский период: (Народные предания о разрушении церквей)//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 177–185. 846. Осипова И. И. История «Истинно-Православной Церкви» по материалам следственного дела//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 374–380. 847. Поспеловский Д. В. От патриарха Тихона к митр. (патриарху) Сергию: преемственность или предательство?: [Докл. на конф. « Церковь и советская власть в 20–30-х гг.» Санкт-Петербург, май 1992 г.]//ЦиВр. 1992. 3. С. 43–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть первая. Распространение христианства среди славян Просветителями славян были Святые братья Кирилл и Мефодий. Отец их, Лев, занимал должность помощника военачальника в Солуни (Салониках), откуда и сам был родом. По некоторым изысканиям Лев был славянином, мать их гречанкой. Задолго до жизни Св. братьев г. Солунь был окружен славянскими племенами, которые – без успеха – пробовали захватывать самый город. Близкое соседство греков и славян оказывало на оба племени взаимное влияние. Понятно, что Св. братья могли с детства хорошо знать славянский язык, учитывая, в особенности, славянское происхождение их отца. В то время – начало 9 века – в Византии господствовали еще иконоборцы, которые в Солуни занимали и епископскую кафедру. Не страшась возможности потерять свой пост, Лев, с семьей, сохранял благочестие и истинное благоверие. В семье с раннего детства выделялся младший сын Константин (род. в 827 г.). Он превосходил своих сверстников в учении, поражал своею памятью. Особенно прилежно изучал он труды Св. Григория Богослова , но не мог всего постигнуть. Горячо молился отрок о просветлении. В 842 г., после смерти отца, Константин на 15 году быль приглашен в Царьград, в качестве сверстника к шестилетнему императору Михаилу З. Ожидалось, что он окажет доброе влияние на отрока государя. Константину, по прибытию в столицу, удалось усовершенствоваться в науках, к чему он так стремился. В это время патриархом был сицилиец родом, ученый монах Св. Мефодий (сконч. 846), пострадавший за Православие и чтимый, как исповедник. Он, вместе с опекунами императора, стремился поднять образование. При дворце была устроена высшая школа. Константин учился у выдающихся ученых, среди которых были Лев Философ, ранее митр. Солунский, и будущий (с 857 г.) знаменитый патриарх Фотий. С последним. Константин особенно сблизился; влияние его сказывалось и в дальнейшей жизни Святого. Константину открывалось блестящее положение при дворе, а также возможность женитьбы на крестнице воспитателя царя, Феоктиста, ученого сановника, выписавшего его из Салоник. Он же назначил Константина библиотекарем Св. Софии. Но все это было ему чуждо. Рукоположенный около 850 г. во священники, он вскоре оставил Царьград и удалился в монастырь на «узком» море (разумеется Мраморное море). Но там ему удалось остаться недолго. Он был возвращен в столицу и назначен учителем философии в придворной школе кесаря Варды. По желанию царя, Константин вступил в прения с низвергнутым патриархом иконоборцем Иоанном Грамматиком, прозваным Ианнием, считавшим себя непобедимым в спорах. Константин оказался победителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ II Свт. Георгий, архиеп. Милитинский, и св. отроковица Муза Римляныня. Хромолитография. Нач. ХХ в. Синодальная типография (ГЛМ). Фрагмент минеи на май Свт. Георгий, архиеп. Милитинский, и св. отроковица Муза Римляныня. Хромолитография. Нач. ХХ в. Синодальная типография (ГЛМ). Фрагмент минеи на май (763-845/46), свт., архиеп. Митилинский (пам. 16 мая, пам. греч. 1 февр. c братьями Давидом и Симеоном). Сведения о нем содержатся в анонимном Житии 3 св. братьев - Давида, Симеона и Г. (BHG, N 494). Родителей Г. звали Адриан и Константо, он род. в г. Митилине, на о-ве Лесбос. В возрасте 30 лет Г. был пострижен в монахи младшим братом Симеоном, к-рый уже вел монашескую жизнь в учрежденной им обители во имя Пресв. Богородицы. Из Жития о Симеоне известно, что он был столпником во время пребывания на Митилинской кафедре некоего Георгия, исповедника при имп. Льве III Исавре (вероятно, Георгий I , архиеп. Митилинский, впосл. рукоположивший во пресвитера Г.). В обители Г. пробыл до ссылки братьев в г. Лагусу (причины ссылки неизвестны), где он стал игуменом небольшого мон-ря. Изгнанный оттуда иконоборческим архиеп. Митилинским Львом, Г. вместе с братией отправился в г. Мирсину. После смерти имп. Феофила (842) по настоянию Симеона Г. пришел в К-поль. Когда иконопочитание было окончательно восстановлено, он был поставлен епископом Эфесским, но отказался от этой кафедры и 14 сент. 843 г. был рукоположен во архиепископа Митилинского в возрасте 80 лет. Во время архиерейского служения прославился чудесами. Скончался в Великую субботу 28 марта 845, или 18 апр. 846 г. Похоронен в мон-ре Пресв. Богородицы, основанном его братом Симеоном. Когда турки захватили Митилину (о-в Лесбос отошел Османской империи в 1462), мон-рь был разрушен до основания, почитание Г. было предано забвению на 400 лет. Имп. Константин IX Мономах (1042-1055) после ссылки на Лесбос основал мон-рь во имя Г. Место, где находилась эта обитель, неизвестно. Мон-рь упоминается в решениях Соборов 1254 и 1324 гг., однако в патриаршем послании от 1395 г. содержится информация о разрушении мон-ря.

http://pravenc.ru/text/164317.html

50 . Константин II, 754–766, иконоборец. 51 . Никита I, 766–780, иконоборец. 52 . Павел IV, 780–784, святой, 80 Августа, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится у Морчелли под 2-м Сентября в несправедливо, как думаем, принимается им за Павла I, исповедника, который и в его календаре находится под 6-м Ноября). 53 . Тарасий, 784–806, святой, 25 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 54 . Никифор I, 806–815, святой, 2 Июня, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 55 . Феодот I, Мелиссен или Касситера, 815–821, иконоборец. 56 . Антоний I, 821–886, иконоборец. 57 . Uoahh VII, 836–842, иконоборец. 58 . Мефодий I, 842–846, святой, 14 Июня, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 59 . Игнатий, 846–857 и вторично 867–877, святой, 23 Октября, в Синаксаристе и у преосв. Сергия (находится в Менологии). 60 . Фотий, 857–867 и вторично 877–886, святой, 6 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 61 . Стефан I, 886–893, святой, в Синаксаристе – 18 Мая, у преосв. Сергия – 17 Мая (находится в Менологии). 62 . Антоний II, Кавлей, 893–895, святой, 12 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 63 . Николай I, Мистик или Асинкрит, 895–906 и вторично 911–925, святой, 16 Мая, у преосв. Сергия. 64 . Евфимий II, 906–911 65 . Стефан II, 925–928, святой, 18 Июля, у преосв. Сергия. 66 . Трифон, 928–981, cbяmoй, L9 Апреля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 67 . Феофилакт, 983–956. 68 . Полиевкт, 956–970, святой, 5 Февраля, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 69 . Василий I, Скамандрен, 970–974. 70 . Ahmohuй III, 974–978. 71 . Николай II, Хризоверг, после четырех-летнего слишком вдовства кафедры 982–995, святой, 16 Декабря, в Синаксаристе и у преосв. Сергия. 72 . Сисинний II, 995–999. 73 . Сергий II, 999–1019, святой, 12 Апреля, у преосв. Сергия. 74 . Евстафий, 1019 или 1020–1025, святой, 31 Мая, у преосв. Сергия. В общем числе 74-х епископов-патриархов 18-ть епископов-патриархов били еретики, которые, само собою разумеется, не могли быть причисляемы к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Леонтий (кон. VIII – нач. IXbb.). Житие Стефана Савваита (ум. в кон. 790-х гг.) Стефан Савваит (кон. VIII в.) Сказание о мученичестве святых отцов – савва- итов (убиты в 796/797 г.) IX век Стефан Дамасский (начало IX в.). Житие Романа новомученика (731–780) Аноним (начало IXb.). Житие Анфусы из Мантинея (Вифиния) (750–770-е гг.) Аноним из Амастрии (начало IXb.). Житие Иоанна Готского (ум. 791) Стефан Диакон (816 г.). Житие Стефана Нового (ум. 765–767) Аноним (начало IXb.). Чудеса муч. Ферапонта Кипрского (790–806) Никита из Амния (821/822 г.). Житие Филарета Милостивого (ок. 702–792) ЕпифанийМонах (кон. VIII – первая треть IXbb.). Деяния и хождения апостола Андрея Феодор Студит (первая четверть IXb.). Похвала Арсению Великому (354–412) Феодор Студит (между 815–825 гг.). Похвала Платону, игумену Саккудийского монастыря (Вифиния) (ум. 814) Аноном (первая пол. IXb.). Армянское житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Аноним (первая пол. IX в.). Синаксарное житие Стефана Сугдейского (Сурожского) (ок. 700 – ок. 760-го гг.) Феостирикт (вторая четверть IXb.). Житие Никифора Мидикийского (ум. ок. 813 или 824 г.) Мефодий, Патриарх Константинопольский (843–847). Житие Феофана Исповедника (ок. 752–818) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Тарасия, Патриарха Константинопольского (784–806) Игнатий Диакон (?) (IX в.). Житие Георгия Амастридского (ум. 807) Игнатий Диакон (IX в.). Житие Никифора, Патриарха Константинопольского (806–815, ум.829) Аноним (после 842 г.). Житие Иоанна Психаита (ум. ок. 820–829) Аноним (ок. середины IXb.). Житие Филарета (ум. 831 г. в Палермо) Михаил Монах (вторая пол. IX в., скорее, после 868 г.). Житие Феодора Студита (759–826) Аноним (850-е гг.). Мученичество Сорока двух Аморийских мучеников (о 838845 гг.) Савва (ок. середины IXb.). Житие Макария Пелекитского (780–842) Аноним (середина IX в.). Житие Мефодия, Патриарха Константинопольского (843–847) Аноним (850-е гг.). Житие Михаила Синкелла (761–845/846) Петр и Савва (середина – вторая пол. IX в.). Житие Иоанникия Великого (ок. 754–846)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приведу еще некоторые исторические факты, пользуясь статьей А. Величко «Византийские императрицы»: «В 408 году Восточная империя оказалась в управлении двух малолетних детей императора Аркадия - святой Пульхерии и святого Феодосия II. Пока младший брат подрастал, святая Пульхерия, совсем еще девушка, начала управлять державой. В церковной политике она продолжила курс своего деда святого Феодосия Великого: царевна активно преследовала еретиков и обеспечивала преференции православной партии. В 415 году вышло два ее указа против монтанистов и евномиан с запрещением их собраний под угрозой уголовного преследования. В 416 году ею был издан указ о язычниках, которым отныне запрещалось поступать на государственную службу и замещать должности правителей провинций. В 418 году государственная служба закрылась и для иудеев, представители которых подлежали увольнению из армии». Не лишним будет добавить, что византийские «Императрицы активно участвовали в выборе (или отставке) патриархов, причем не втайне, женской лаской склоняя венценосного супруга в пользу своей кандидатуры, а публично, как власть имеющие. Первые прецеденты дала святая Пульхерия, но еще более активно эта компетенция цариц проявилась во времена царствования святой Феодоры, супруги императора Юстиниана Великого. Святая Ирина (797-802) также не сомневалась в своих правах, когда назначила на Константинопольскую кафедру святого Тарасия (784-806). Затем это же совершила святая Феодора (842-856), избрав патриархом святителя Мефодия (842-846), и другие императрицы, если им надлежало сделать этот выбор» (А. Величко «Византийские императрицы»). Полагаю, некоторым братьям стоит поразмыслить и над тем, что в Византии в образованных слоях общества считалось нормальным делом давать женщинам Богословское образование, потому что для воспитания Василиев Великих и Григориев Богословов нужны хорошо подкованные в духовном отношении матери и бабушки, ведь мужья могут умереть (как отец Иоанна Златоуста или Амвросия Медиоланского), впасть в ересь, да мало ли что с ними может произойти, - и в этом случае женщина-христианка отвечает за потомство и за семью, а в некоторых случаях и за государство.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010