Сравнение греха с дымом 842 встречается не только у Макария и восходит, возможно, к Пс.67:3 843 . Однако мессалиане придали этому сравнению грубый материально-физический смысл, так что «видели» изгоняемого беса, в частности, в виде дыма. Но даже и в этом случае можно найти аналогии в «Житиях святых» при описаниях экзорцизмов, так что переход к ереси происходит только при предположении, что изгоняемый бес воипостасен человеку. Полагаем, что приведенных примеров достаточно, чтобы продемонстрировать обоснованность гипотезы о существовании некоей контактной (пограничной) зоны между православными и еретичествующими монахами, в которой отдельные идеи, образы и выражения могли эволюционировать, доходя порой до крайностей, переходящих в инославие. Этот вывод подтверждается и тем, что основу мессалианства составили, по всей видимости, воззрения, общие для монашеских кругов 844 , а развитие ереси стало возможным из-за отсутствия духовной трезвости и необразованности «простых монахов». Поэтому многие источники обращают внимание на «простоту» еретиков, «обманутых» учением мессалиан и их видимым сходством с истинными подвижниками. Например, св. Кирилл Александрийский выступает за икономию по отношению к мессалианам. По его мнению, для раскаявшихся достаточно анафематствовать мессалиан или евхитов без чтений каких-либо (богословских) книг (то есть без углубления в догматику), ибо большинство из заблуждающихся не имеет образования ((διται γρ εσιν ο πολλο) и неспособно осудить то, что достойно осуждения 845 . Однако было ли достаточно в CM таких общих для всей монашеской среды моментов, чтобы сделать возможным перенос Корпуса в иной контекст на еретическую почву? По нашему мнению, для такой трансплантации были необходимы дополнительные факторы, ускоряющие и облегчающие процесс реинтерпретации. Они должны были быть тем более сильными, чтобы перевесить те мысли Макария, которые, как мы видели, были прямо противоположны мессалианскому учению (или, по крайней мере, могли быть им противовесом). и мы в самом деле находим (как правило, только в первом типе CM) такой катализатор – полемику с «официальной» Церковью . Эта полемика относится, во-первых, к протесту против обмирщения Церкви и тактики духовных компромиссов, против фарисейского упования на одни внешние заслуги без духовного делания и подвига, против утверждений о невозможности исполнения всех евангельских заповедей (эта полемика развертывается, в основном, на страницах Великого послания и 52-го слова); во-вторых, к чисто богословской проблематике, связанной с проблемой первородного греха и с таинством крещения 846 . II.3. Полемика в Корпусе против обмирщения церкви и внешнего подвижничества

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1. Пересмотр номоканона в 14 титулах 883 г. – Номоканон патриарха Фотия есть тот же номоканон в 14-ти титулах, составленный неизвестным автором, но уже пересмотренный и дополненный в 883 г. писателем второго из сохранившихся к нему предисловий, которое древними схолиями приписывается патриарху Фотию. Из этого предисловия мы видим, что автор его, найдя труд своего предшественника исполненным с достоинством (τ πρας ν πσχετο τς παγγελας πϑετο οκ νξιον) и оставив в нем прежнее формальное расположение материала, т. е. удерживая тот же способ соединения и последовательности в сведении этого материала, какой нашел у предшественника (περιχει δ κατ τν ατν ερμν κα τν ατν κολουϑαν τς συνταξως), решился сделать к этому труду некоторые дополнения, как в канонической части, так и в извлечениях из светских законов. 2. Дополнения в канонической части. – Дополнения в канонической части состояли в том, что к прежнему каноническому содержанию номоканона были присоединены правила шестого (Трулльского) и седьмого вселенских соборов, и соборов, бывших при Фотии: первого и второго, заседавшего во храме св. Апостолов (861), и собора «после сего составившегося для утверждения общего церковного единомыслия и утвердившего собор (второй) Никейский», т. е. собора, заседавшего во храме св. Софии (879–880 г.). «И сии я присоединил к правилам однородных с ними соборов», говорит автор в предисловии. Присоединение это сделано было двояким образом: во-первых, полный текст этих соборов внесен был во вторую часть (теперешнюю синтагму), и во-вторых, в первую часть в соответственные главы внесены были цифровые цитаты, указывающие на эти правила 838 , помещенные во второй части. Впрочем, правила соборов шестого и седьмого внесены были в синтагму, вероятно, еще раньше Фотия. Существуют греческие рукописи 839 и славяно-русские 840 , в которых еще нет второго (Фотиева) предисловия, но уже помещены правила шестого и седьмого соборов, – знак, что они внесены в номоканон раньше Фотия 841 . Если же тем не менее автор второго предисловия, т. е. Фотий, говорит, что именно он внес их в номоканон, то это нужно понимать в том смысле, что он действительно внес их в такой, бывший у него под руками, экземпляр 842 , в котором правил этих двух соборов, а равно и двух Фотиевских, еще не было 843 . Вместе с правилами седьмого собора, может быть тоже раньше Фотия 844 , было присоединено послание Тарасия к папе Адриану, которое помещается во многих рукописях непосредственно перед этими правилами или вслед за ними 845 . Тоже раньше Фотия, вероятно, были присоединены к Халкидонским правилам теперешние 29-е и 30-е правила в виде стоящих вне счета извлечений из соборных деяний 846 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Заканчивается вся система речью о «завершении царства Божия». Сочинение Мартенсена встречено и на западе 842 , и у нас 843 весьма сочувственно, чего оно, конечно, несомненно и вполне заслуживает. Правда, можно упрекнуть (что и делает, напр., Luthardt) 844 автора за то, что он в своей системе, план которой до известной степени носит характер «внешний» лишь, недостаточно «удовлетворяет требованию строгой систематики», но за то, с другой стороны, благодаря этому самому обстоятельству, он – автор – получает возможность трактовать в своем труде о самых разнообразных и в то-же время «интереснейших» предметах в ответь на самые насущные потребности современного образованного общества, что тем более было достижимо для автора, что он являлся действительно разносторонне и глубоко образованным богословом – философом. Отсюда его система носит жизненный характер, совершенно чужда сухости, схоластичности. Автор обладает замечательным уменьем самые трудные и запутанные вопросы предложить в наиболее общедоступной форме для лиц, в виду которых система писана. По словам Дорнера, вообще с большим уважением относящегося к системе Мартенсена, последний «особенно силен в характеристике разнообразных форм главных направлений в этике», и, «по отзыву Гасса», способен «пленить всякого образованного читателя» 845 ... Впрочем, книга общеизвестна и в особой рекомендации нужды не имеет. Для русских читателей она, кроме того, приспособлена и переводчиком там, где это представлялось ему необходимым. Появление её на русском языке уже принесло хорошие плоды, если принять во внимание хотя бы то, что, благодаря ей, улучшились некоторые наши учебные системы (напр., г. И. Пятницкого и др.) 846 ... И чем больше в нее вчитывается читатель, тем большему он здесь учится и тем более в нем рассеиваются те страхи, какие могут ему внушить в данном случае некоторые лица 847 , хотя отчасти, пожалуй, имеющие на своей стороне и правду, но лишь отчасти: преувеличивать опасностей нельзя, хотя и скрывать их тем более не следует 848 ) 849 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Торжественный, хотя и с подкладкою грусти, моментик. Нагоняем передних и занимаем 7-е место между колесничниками. Летим славно. Передо мною торчат белые фигуры пашей с неузнаваемыми лицами. Великие Князья, конечно, впереди всех, без тента и даже без зонтиков, летят, не оборачиваясь. Колония. Патриарх приглашает в кофейню выпить чаю. Знать усаживается вокруг стола. Я с Шихашири служу за драгомана. Из СПб. получена уже телеграмма. Государь утверждает орденские награды Патриарху, пашам и др. Я один пью вместо чаю пиво. Все Высочества украшены красными ленточками нашего приготовления и крестиками с св мощами. Трогательно. Едем дальше. Ветерок слабеет, и начинается духота, увеличивающаяся по мере спуска с гор. Под Сарисом 840 малая остановка и лимонад, отлично кстати пришедшийся. Конец горам. Воздух раскаленный, в тени 32 Реомюра и 39 Цельсия. От жгучей струи ветерка защищаюсь ладонью. Никогда в Палестине я не испытывал такого африканского зноя. В Латрунской гостинице Говарда 841 остановка. Приготовленный под палаткою стол переносится в дом. Закусываем. Мороженое и шампанское весьма, весьма кстати. Пишу «Великую просьбу о малом деле». Осматриваю древнюю гробницу с loculi 842 и привальными камнями, открытую у самого дома. Больной Якуб забыл о болезни и едет со всеми другими. Даже Жорж, повар, и тот прицепился к нам и тоже тащится невесть куда и зачем. Шихашири уверяет, что наши 3 наполеона прогонные заплатит сам Его Величество султан Хамид-хан 843 . Пёки. До Кебаба 844 еще чувствовалась жгучесть воздуха, потом ее сменила простая духота. Защищаемся от солнца всем, чем можно. Ремли. Поворот вправо. Песок и пыль. Лидда 845 . В церкви я уже не застал Епифаниевой речи. Сходим к могиле 846 . Я пою Величаем тя и пр. и говорю краткую ектению. Тут же в церкви Никола (спасет его Бог!) с лимонадом. Кое-как выбираемся из пыльной селитвы 847 . На месте памятного ночлега нашего 13 ноября 848 разбиты палатки, готов уже чай, и ученики протестантской (и православной вместе – по Епифанию) школы поют (читай: ревут) канты, и один произносит Их Высочествам речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

840 Якоже о Дафане и Авироне древле. По библейской легенде, Дафан и Авирон возмутились против власти Моисея и не захотели подчиняться ему. За это они были наказаны Богом: их живыми поглотила земля. 842 Яко огнь возгореся во Иакове. Иаков – то же, что Израиль, т.е. избранный народ, в данном случае – русский народ. С «возгоревшимся огнем» Тимофеев сравнивает негодование, вызванное в народе бесчинствами поляков в Москве при Лжедимитрии I, которое привело к перевороту 17 мая 1606г. и расправе с самозванцем. 843 Не возможе той преокаянный мыслимая о себе в согласующих уведети. «Согласующими» Тимофеев называет участников заговора против самозванца, во главе которого стоял князь Василий Шуйский. Участниками заговора, кроме него, были его родственники – князья Шуйские, князь Мстиславский, Палицыны, бояре И.Н.Романов, Ф.И.Шереметьев, М.И.Татищев и другие бояре и дворяне – всего до 200 человек (С.Ф.Платонов. Очерки по истории смуты. СПб., 1910, с.279). 844 Всю землю их сами на ся сим восколебахом. Расправа с самозванцем и поляками в Москве 17 мая 1606г. и воцарение Шуйского привели к обострению отношений с Польшей и Литвой и возникновению новых самозванцев. Эти события и имеет в виду Тимофеев. 845 Сею, яко в худе клетце, со всеми вои его неисходна во граде затвориша, князя Василия Шуйского. В 1608г. Москва была окружена войсками Лжедимитрия II. Не имея достаточных сил, чтобы взять город, Лжедимитрий II обосновался в 12км от Москвы, в Тушине, и его войска блокировали Москву. Так продолжалось до 1610г., когда тушинский лагерь распался. 846 Мечь гнева всего доныне на места прескача останцы земныя... поядает. Это замечание показывает, что рассказ о царстве Расстриги, его низложении и последующих событиях был написан Тимофеевым еще до водворения полного спокойствия в государстве, т.е. до заключения мира с поляками в 1618г. (И.И.Полосин. Иван Тимофеев – русский мыслитель, историк и дьяк XVII века, с.167). 847 Содомское гнусодейство. По библейской легенде, жители городов Содома и Гоморры были известны своими беззакониями и чудовищным развратом, за что и получили возмездие от Бога, – они были сожжены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Сущностью разумной души является проистекающая из разума πνευμα, 831 под которой Филон разумеет не воздух, а некоторый образ и черту божественной силы ( τπον τιν κα χαρακτρα θεας δυνμεως 832 ). Благодаря этому дыханию, этой части Божества, душа человека имеет как общие понятия, так, в частности, и понятие о Божестве, 833 сама же по себе, без этой пневмы, душа никогда бы не могла возвысится до познания Божества. 834 Это дыхание и есть образ Божий. Оно называется также умом ( νος) и логосом. 835 Кроме способности мысли, душа человека имеет и способность воли или свободного выбора. 836 Сущностью неразумной души является кровь. 837 Неразумная душа человека сближает его с животными, почему в каждом из нас заключены и животное, и человек. 838 То, что сближает человека с животным, есть способность жизни ( ζωτιχ, καθ ν ζμεν), а то, что ставит его в непосредственное отношение к Божеству, Которое является το πρεσβυττου λγου πηγ, есть способность разума ( λογικ, καθ ν λογικοι γεγναμεν 839 ). Логическое начало в человеке Филоном отождествляется с νοςом, т. е., с разумностью или образом Божиим. Как νοςу принадлежит главенствующая роль ( γεμν) в теле, 840 так и  λγος, и собственно ρθς λγος, является кормчим души, 841 τς φσεως ρθος λγος есть νμος θεος, указывающий каждому человеку приличествующее ему. 842 Повидимому, с этим же разумом или λγος ορθος Филон сближает и совесть, являющуюся обвинительницей и судьёй человека. 843 Учение о человеке Климента Александрийского приближается к учению Филона и так же, как и то, не отличается определённостью. Он колеблется между двучастным и тричастным делением души, хотя у него, как и у Филона, выдвигается собственно учение о двух частях души – разумной и неразумной, из которых последняя, в свою очередь, делится на θυμν и πιθυμαν. 844 Разум ( το λογικν и λγος) есть высшая сила души, возвышающая человека над животными и приближающая его к Богу, 845 она есть, как и у Филона, то «дыхание Божие», которое Бог вдунул в лицо человека. 846 По этой высшей своей части или уму, человек является образом не Самого Бога, а только Образа Божия – Логоса. 847 Образ Божий Климент отчётливо отграничивает от подобия Божия. «То, что по образу, человек получает прямо по рождению, а то, что по подобию, потом имеет получить, сообразно с усовершенствованием». 848 Разумная душа обладает способностью познания 849  и воли – ρυη. 850

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Все это есть его «собственная диалектика». 830 Эта диалектика не есть притом одна, пустая форма в отвлечении от содержания; 831 она не существует «вне предмета» и «не отлична от его собственного становления». 832 Это есть не «метод-способ», но метод-жизнь, метод-осуществление. Диалектикою следует называть сразу путь движения, и самое это движение, и то, что движется этим движением по этому пути. В спекулятивном познании движущееся не существует вне движения и помимо его: движение есть сама живая сущность движущегося. 833 И движения нет помимо того пути, по которому оно совершается: путь есть осуществленное направление. Итак, сущность не может не двигаться, а движение не может не направляться необходимым и закономерным способом. Метод есть, следовательно, закон in actu, или, что то же, закономерная жизнь. Метод есть имманентный содержанию способ жизни, вне которого нет и не может быть содержания; или, еще лучше: метод есть сам творчески пульсирующий предмет. Понятию свойственно жить. Эта жизнь состоит в том, что оно само себя творит. Это творчество не произвольно и не случайно, но закономерно, т. е. согласно с законом. Но этот закон существует только в живом, осуществленном виде. Поэтому понятие есть, само по себе, некое «необходимое развитие», 834 – «неудержимый, чистый» 835 путь жизни, верный своему ритму 836 и в частях, и в целом. Диалектика как «научный метод» 837 есть не что иное, как «строение целого, воздвигнутое в своей чистой существенности». 838 Это – «ход самого предмета», 839 взятый в его целом, в его итоге. Или, еще проще: диалектика это сам предмет, само понятие. 840 Вот почему Гегель определяет диалектический метод как силу, 841 как «бесконечную мощь», 842 или, еще, как имманентную «самостную» 843 «душу содержания» 844 и предмета, 845 как «субстанциальность всех вещей». 846 Диалектика есть «высшая», «единственная и абсолютная сила разума», его «высшее и единственное влечение», 847 его «формирующее творчество», 848 обнаруживающее въяве «всемогущество понятия». 849 Понятно, что разлучать «содержание» и «форму» в диалектике можно лишь с «рассудочной точки зрения». Для спекулятивного мыслителя есть только единство их: формирующее себя содержание, или, что то же, содержательно определяющая себя форма. Единый спекулятивный предмет, поглотивший душу субъекта, живет, меняется, разветвляется и творит себя в этом изменении. Сознание человека впоследствии испытывает эти изменения и описывает их, изображая их подлинно-испытанную необходимость. 850

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Скорее это один из провозвестников византийской культуры. Автор послания жрецу Арсакию и речей «К царю Солнцу» и «К Матери богов» являет собой исторически колоритный тип императора-богослова, который отнюдь не для заполнения досуга, но именно по праву и долгу самодержца поучает своих подданных, определяет, во что верить, сочиняет славословия божественным силам, предписывает нормы поведения для служителей культа. Император в его понимании – защитник истинной веры, притом что истинная вера – для него языческая вера. Уже одной его литературной деятельности по формулированию догматов и сочинению гимнов в прозе 841 достаточно, чтобы резко отделить его от всех персонажей античной истории, поставив на его подлинное историческое место – на линию, ведущую от религиозных манифестов Константина к догматическим и гимнографическим занятиям Юстиниана и других византийских самодержцев 842 . К этому надо добавить «обличение» чуждых догматов, будь то догматы иноверцев (христиан) или еретиков в собственном стане («невежественных киников», киника Ираклия) 843 . Наше воображение охотно видит в Юлиане «последнего эллина»; может быть, вернее судили его идейные враги, христиане ближайших к нему поколений, увидевшие в нем «отступника» – государя сакральной державы, отступившего от веры сакральной державы 844 . В облике Юлиана немало черт, заставляющих вспомнить, что он был современником первых монахов Египта. Одна из них – тяготеющая к юродству насмешка над собственным телом, осмеяние тела, и черта эта определяет как стиль его поведения, так и поэтику литературной фиксации своей личности. Когда, например, он хвалится, что в его жесткой и спутанной бороде «снуют вши, словно звери в дремучей лесу» 845 , выражает готовность дать подданным отчет в каждой своей бородавке 846 , а затем обстоятельно повествует, как его единственный раз в жизни вырвало 847 , – это не античная непринужденность, а нечто совсем иное. Это даже не кинизм, ибо кинизм не совместим ни с положением императора, ни с мистическим трепетом ревностного служителя богов; как известно, когда Юлиану пришлось столкнуться с отголосками древней кинической вольности в речах, они показались ему безбожием 848 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

842 «Не стремитесь стать чистыми, – вы чисты в естестве своем. Вам не нужно искать совершенства, вы уже совершенны» (см. у В.Джемса. Многообразие религиозного опыта, с.503, прим.2). 845 «Я так же велик, как Бог; Он так же мал, как и я. Не могу я быть ниже Его, Он не может быть выше меня» (см. у В.Джемса, op.cit., с.409). 846 См. особ. Ioannes Chrysostomus. Homil. XXIX in Epistolam prim. ad Corinthios. Migne. P.s.gr., t.61, B., col.242. (Δαμονος μν γρ διον, τ θορυβον κα μαναν ποιεν κα πολν τν ζφον). Также Basilius Magnus. Commentarium in Isaiam. Migne. P.s.gr., t.30, col.126. См. у еп.Хрисанфа и о других отцах Церкви (op.cit., с.304–305). 847 Вопреки, напр., E.Hengsmenberg«y (Christologie Alten Testamentes) и Tholuck»y (Die Propheten und ihre Weissagungen). Ср. у проф.А.П.Лопухина (Библейская история. Ветхий Завет , m.II, с.688–697); здесь же см. и критику Henstenberg " а и Tholuck " а. 850 Некоторые пиэтисты – «друзья Божии» отвергают седьмое прошение молитвы Господней (C.Schmidt. Gottesfreude, s.12). 856 Мы скажем, что психология бесспорно не может дать объяснения, ибо чудо в области психической природы не может подходить под естественные психологическое законы, будучи явлением, которое превосходит естественную психическую жизнь. 860 Ibid., p.216–217. Ср. также о нем – Н.И.Кареев (Основные вопросы, m.I, 135–136). Ср. еще G.Gervinus (Einleitung in die Geschichte, s.179), Buchez (Introduction à la science de l " histoire, I, p.65. sq.), которые утверждают в истории наличность и произвола, свободы человека, что также Henne-Am-Rhyn " а – даже сторонника Бокля – заставляет отказаться от возможности открыть законы истории (O.Henne-Am-Rhyn. Die Kulturgeschichte im Lichte des Fortschritts, s.17. Обо всем см. Н.И.Кареев, op.cit., m.I, с.135). 861 Гераклит, Гиппократ, Платон, Аристотель, Полибий, Витрувий, Лонгин, Галиен, Юлиан Отступник и т.п. (см. Н.И.Кареев, op.cit., ч.II, с.162, прим.2). 862 Для XIVb., напр., Петрарка, XVIb. – Боден и др. [ср. Н.И.Кареев, ibid., также F.Laurent, op.cit. (XVIII), p.99. Sq.].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Песнь 3-я. Ирмос Мы хвалимся не мудростью, не силой и не богатством, но Тобой, Ипостасной 816 Премудростью Отца, Христе: ибо никто не свят, кроме Тебя, Человеколюбец. Тропари Верой прославляем тебя, Преславный Крест Господень, как являющегося 817 славой Христовой, сами прославляемые и просвещаемые благоговейным 818 обниманием 819 тебя. Придя в веселии, верные, почерпнем, как из чистого источника, присноживой воды 820 Креста и, спасаемые 821 , прославим Бога. Будучи 822 жизнью, Иисус умерщвлен, вися на крестном древе, которое с верой обнимая, отгоняем страсти, (этих) посредников 823 смерти. Песнь 4-я. Ирмос Ты, Милосердный 824 , по любви к своему образу, стал на Кресте Твоем, и растаяли язычники; ибо Ты, Человеколюбец, сила моя и похвала. Тропари Солнцеподобным является 825 получающий поклонение 826 от верных Крест Господень, целуя который мы просвещаемся душами. Бог Господь явился воплощаемым и, возвышенный на древо, просвещает поклоняющихся ему, всегда 827 избавляя от бедствий 828 . Подай, Слово Божие, очищение 829 и отпущение согрешений 830 нам, с верой ныне поклоняющимся предлежащему драгоценному Кресту Твоему. Песнь 5-я. Ирмос Просвещение Твое, Господи, ниспошли нам и разреши нас от мрака 831 прегрешений 832 , Благий, подавая Твой мир. Тропари Против страстей пагубных 833 укрепи 834 , драгоценный Крест, нас, почитающих и целующих тебя, святейшее знамение 835 святого страдания. Просвещенные ныне сердцами и душами, приступим, верные, в хорошем виде 836 , поклонимся священному и божественному древу Креста. Моисей услаждает 837 воды Мерры, прообразуя 838 деревом тебя, драгоценный Крест, что Ты источил людям 839 спасительную сладость. Песнь 6-я. Ирмос Я сошел в глубины моря, и потопила 840 меня буря 841 многочисленных грехов, но Ты, Многомилостивый, как Бог, выведи из глубины 842 жизнь мою. Прободенный в ребро Творец на тебе, Крест, добровольно распятый 843 , источает 844 кровь и воду, которыми мы, с верою тебя целующие, воссозданы 845 . Жизнеподательное древо Господне, источник бессмертия, избавление всего мира, спаси нас, целующих тебя, как спасительного, стража 846 нашего.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010