Простите и благословите. С чувством глубочайшего почитания и неизменной сердечной преданности честь имею пребыть...» От того ­же 16 числа писал о. Пшеничников: «От Баронессы Татьяны Вячеславны Котц я получил несколько писем, адресованных разными лицами на имя покойной Настоятельницы Московского Вознесенского девичьего монастыря, Матери Игумении Сергии 822 . В числе этих бумаг, к великому моему удовольствию, мною найдены собственноручные письма в Бозе почившего Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского Филарета, написанные приснопамятным Святителем Матери Игумении Сергии в бытность ее (с 1852 г.) Настоятельницею Спасо-Бородинского монастыря. Имея в виду, что Ваше Высокопреосвященство занимаетесь собиранием письменных трудов Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, пользуюсь пребыва­нием вашим в городе Москве, чтобы нижайше представить на благоусмотрение Вашего Высокопреосвященства имеющиеся у меня письма Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета к Игумении Сергии, каковые при сем и прилагаю.» Полученные мною драгоценные письма приснопамятного Архипастыря мною переписаны, снабжены предисловием и примечаниями и напечатаны 823 . Предполагая в 4 часа с почтовым поездом выехать из Москвы, – я отправился делать прощальные визиты. Был у графини Пр. С. Уваровой, у городского Головы Н. А. Алексеева , игумении Страстновской Евгении. Когда ­же приехал к Князю Вл. Андр. Долгорукову, чтоб поблагодарить его за хлеб-соль и проститься с ним, то Его Сиятельство и слышать не хотел, чтоб я оставил Москву, не пообедавши у него еще раз. Отпуская меня, он обязал меня честным словом, чтоб я приехал к нему к 5 ½ часам на прощальную трапезу, к которой были приглашены почти одни только лица, составляющие его свиту. Делать нечего: нельзя было сопротивляться велению высокой Столичной власти, и я должен был отложить свой выезд до курьерского поезда. Прежде, чем оставить Москву, скажу несколько слов о моих встречах на Археологическом Съезде с разными учеными лицами. Здесь я много встретил старых знакомых как напр., А.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

«Я возлюбленный, любимый Господом, постановляю» 807 (содержание)... «Я Филипп, постановляю» 808 (содержание)... «Я Варфоломей, постановляю» 809 (содержание)... «Я Фома, постановляю» 810 (содержание)... «Я Матфей тот же, что и Левий, некогда мытарь, постановляю» 811 (содержание)... «Иаков Алфеев и я постановляю» 812 (содержание)... «И я Леввей, прозванный Фаддей, постановляю» 813 (содержание)... «Симон Кананит и я постановляю» 814 (содержание)… «Я Матфей, постановляю» 815 (содержание)... «И я Павел, меньший из апостолов, постановляю» 816 (содержание)... «И я Иаков, брат по плоти Христа, раб Его, как Бога единородного, епископ самим Господом и апостолами в Иерусалиме рукоположенный, говорю» 817 (содержание)... Приписывая каждое из этих постановлений одному какому-либо апостолу, все вместе, в то же время, составитель приписывает всем апостолам, вставляя в некоторые из этих постановлений такие выражения от лица всех апостолов: «мы говорим 818 , как мы выше сказали 819 ... Как мы в предшествовавшем постановили 820 ... Мы запрещаем 821 ... Итак, первый я говорю, Петр, как в предшествовавшем все мы постановили» 822 , – и заключая все постановления подтверждением от лица всех апостолов: «это сообща все завещаваем» 823 . Отсюда видно, что все постановления даются апостолами соборно, каждым из апостолов одинаково, Петром только, как первым из них: хотя и его постановления подтверждаются согласием прочих апостолов, равно как постановления и каждого другого из апостолов подтверждается согласием всех. «О рукоположенных нами епископах при жизни нашей», говорит составитель от лица дванадесяти апостолов 828 , «мы извещаем вас, что они суть следующие: (епископ) Иерусалима – Иаков, Господень брат, по кончине которого второй – Симеон Клеопов, после которого третий Иуда Иаковлев; a Кесарии Палестинской – прежде Закхей, некогда мытарь, после которого Корнилий, и третий Феофил: а Антиохии – Еводий, мной Петром (рукоположенный), Игнатий же Павлом; а у Александрийцев – Анниан первый Марком евангелистом рукоположен, второй же Авиллий – Лукой, также евангелистом; а римской церкви Лин Клавдиев первый – Павлом, Климент же, по смерти Лина, мной Петром второй рукоположен; а ефесской Тимофей»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

По его словам, соборный сторож Кузнецов первый начал звонить; его же, пономаря, заставил звонить стряпчий двора, Протопопов, и ударил в шею, сказав, что приказала звонить царица и что это приказано при Григории Нагом. Нагой показал, что Протопопов при нем не давал приказания, а сам пономарь говорил ему о приказании Протопопова и о том, что «прибегал к нему (пономарю) Михайла Битяговский и он заперся, на колокольню его не пустил». Протопопов показал, что Михайла Нагой, приехав на двор, приказал ему звонить в колокола, и он приказал пономарю. Но На­гие повторяли, что они сами прибежали на звон колокола. И это вполне несомненно. К тому же, если по словам пономаря звон уже происходил – уже звонил сторож Кузнецов, то не для чего было Протопопову толкать пономаря в шею и заставлять звонить. Следователи, не обратив внимания на путаницу в показаниях, не потребовали даже Кузнецова к ответам. Так и здесь само дело оправдывает показание летописей, что пономарь сам видел убийство и поспешил ударить в набат. 817 Грамота царя в «Собрании государственных грамот и договоров» (Ч. 2. 147). Грамота царицы в «Собрании государственных грамот и договоров» (Ч. 2. 148). То же в рукописи Филарета (КарамзинН. М. История государства Российского. Т. II, прим. 23–25). Шапочка царевича, суконная, с жемчугом и каменьями, в Архангельском соборе (Древности Российского государства. Отд. II). 818 Те же грамоты в «Собрании государственных грамот и договоров» (Ч. 2. 147, 148); рукопись Филарета (Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. XII, прим. 25); Новый летописец, составленный в царствование Михаила Феодоровича/Издан по списку князя Оболенского. М., 1853. Служба св. царевичу на 15 мая (у Тол­стого 2. 190). Празднования 3 июня и 19 октября отменены в 1768 г. (Православное обозрение. 1861. I). 821 Переслав. л. 107. 108. В печатном патерике сказано, что Симон из Печерской обители взят в епископа Владимирского. Это неточность. 822 Собр. л. 7, 119; Переслав. л. 112. Иные упорно хотят следовать мнению Суз­дальского ключаря Анании и Симона, писателя житий, отделяют от Симона еписко­па 1214–1226 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Следовательно, столько теперь нужно учение с благими делами в пастырях душ человеческих, сколько во времена Апостольские нужно было учение с чудесами. Впрочем, как всякое благое дело без благодати Божией быть не может; то в сем случае пастыри Церкви Христовой должны теплыми молениями своими испрашивать от Бога как себе, так и вверенному им словесному стаду благодати Божией, да утвердит она души верующих в благочестии, и да подаст силы и еже мудрствовати, и еже деяти благое. (Смотри рассуждение о должности пастырей, обширно написанное в притче о добром пастыре). Нравоучение из сей же притчи § 9 Христианине! если ты по особенному благоволению Божиему призван в Церковь Божию пресвитером или проповедником, или учителем да будет чисто и непорочно житие твое; яко всем видящим добрые дела твоя прославлять Отца небесного. О Иоанне Крестителе говорит Сам Сын Божий: бе светильник горя и светя 820 . Сему ты подражай любовию и жития чистотою. Благонравие и непорочность пастыря и учителя есть исправление подчиненных им. Омерзение слушателю проповедник беззаконный, так как погибель овцам словесным пресвитер сонливый. Непорочное житие производит то, что учение проповедующего бывает со властью. «Со властию, говорит Св. Григорий, учит тот, кто первее делает, нежели говорит; ибо нет вероятности в учении, когда совесть запинает язык» 821 . Григорий Назианзин говорит о Святом Василии: «слово Василиево было гром; ибо жизнь его была молния» 822 . Лишается своей пользы учение пресвитера худого, хотя бы оно было основано на неоспоримых доказательствах так, как простое слово, но добродетельного привлекает и ободряет сердца. Милосердый пастырь скорее поправит немилосердных людей, кроткий – жестоких, трезвый – пьяных, целомудренный – плотоугодников, благоснисходительный – гневливых, незлобивый – злобных, независтливый – завистливых, щедрый – скупых, добрый – злых и проч. Внимай убо, Иерее Божий, себе и учению 823 . В проповеди слова Божия не буди ленив, настой благовременно и безвременно, обличи, умоли, наставь и умудри всякую Тебе вверенную душу во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

23 Кирилл Иерусалимский , свт . Слова огласительные. 18, §18. СПб. С. 228. 24 Иоанн Златоуст, свт . Толкование на евангелиста Матфея 26. 26–28 //Творения. СПб., 1911. Т. 7. С. 822. 25 Макарий Египетский , прп . Духовные слова и послания. Слово 18, 6 (1). М., 2002. С. 588–589. 26 Иногда плотью называется тело, иногда – тело и низшая часть души человека, общая с животными – в отличие от его духа. Здесь речь идёт о плоти во втором значении. Плотью также именуется греховное состояние человека (см. Быт. 6, 3 ). 27 Максим Исповедник, прп . Вопросоответы к Фалассию. Вопрос 42//Творения. М.: Мартис, 1993. Кн. II. С. 111. 28 Иоанн Дамаскин, прп . Точное изложение православной веры. СПб., 1994. Гл. ХХ. С. 185. 29 Григорий Нисский, свт. Творения. М., 1865. Ч. VII. С. 522. 30 Иерофей (Влахос), митр . Жизнь после смерти. М., 2008. С. 28. 31 Григорий Нисский, свт. Об устроении человека//Творения. М., 1861. Ч. I. С. 99. 32 Кирилл Александрийский, свт . Толкование на Рим. 5, 18 . Цит. по: Мейендорф Иоанн , прот . Введение в изучение: Жизнь и труды Григория Паламы . СПб., 1997. 33 Макарий Московский , митр . Православно-догматическое богословие. СПб., 1895. Т. 2. С. 538. 34 Капра Ф. Дао физики. СПб.: Орис, 1994. С. 130. 35 Иоанн Кассиан, прп. Обозрение духовной брани. Соб. 5е//Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. § 85. С. 55. 36 Серафим (Роуз), иером . Душа после смерти. М., 1991. С. 206. 37 Инославные: неправославные христианские конфессии (католицизм, различные ветви протестантизма и т.д.). 38 Слово на исход души. Следованная Псалтирь. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 457. 39 Игнатий (Брянчанинов), свт . Творения. СПб., 1905. Т. 4. С. 378. 40 По древнегреческому мифу, провинившемуся царю Танталу боги определили вечно стоять по шею в воде под ветвями с прекрасными плодами. Но он не мог удовлетворить ни голода, ни жажды: как только он нагибался, чтобы пить, вода опускалась; когда поднимал руки, чтобы сорвать плод, ветви поднимались.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Его соединение со святой плотью, одушевленной мыслящей душой, было неслиянным, непреложным и неизменным ( συγχυτως, τρπτως, μετβλ τος – два первых наречия впоследствии вошли текст Халкидонского вероопределения) 822 . И во исполнение Божиего Домостроительства («домостроительно») Один и Тот же Господь иногда беседует как человек ( ς νθρωπος οκονομικς θρωπνης διαλγεται), а иногда изрекает богоприличные слова властно, как Бог ( ς Θες μετ’ ξουσας τς θεοπρεπος ποιεται τος λγους). Вследствие чего и говорится, что есть две соединившихся природы, но единый Христос. В этой связи св. Кирилл и использует «антропологическую модель» (аналогию), довольно часто встречающуюся у него 823 , сравнивая соединение естеств в Господе с единством души и тела в человеке, не нарушаемом наличием разнородных естеств ( ας ξ μθον καθ’ νωσιν νθρωπος). Приводится им и сотериологическое обоснование своих христологических воззрений: поскольку человеческая природа после грехопадения претерпевает тление и над мыслью человеческой тиранически владычествуют плотские наслаждения и движения, то одержать победу над ними Богу Слову можно было только «внутри самого тления» ( καταργσει μ ν τν ν ατ φ& ορν), что Он и сделал ради нас, прекратив «болезнь сластолюбия». После Воскресения было само [Его] пострадавшее тело ( ατ τ σμα τ πεπονις), но оно не содержало в себе никаких человеческих немощей, будучи телом божественным ( θεον, το есть обоженным), как «тело Бога», нетленным, святым и животворящим. Во втором послании к Суккенсу св. Кирилл, развивая аналогичные мысли, особое внимание обращает на правильное понимание выражения «одна природа Слова воплощенная» ( μα φσις το Λγου σεσαρχωμνη). Это выражение, неоднократно встречающееся в сочинениях святителя (не только в относящихся к периоду несторианских споров), было усвоено им из произведения «Слово о Воплощении», которое, как он считал, принадлежало св. Афанасию Великому ; однако, как это было установлено позднее, подлинным автором его являлся Аполлинарий Лаодикийский 824 , о котором преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Те статистические данные, которые я сейчас приведу, в значительной своей части свидетельствуют о многих и усердных трудах владыки митрополита Ювеналия, которому хотел бы еще раз выразить глубокую благодарность. В настоящее время в Московской митрополии, состоящей из пяти епархий, действуют 1220 приходских храмов. Кроме того, имеются 822 приписных храма и 8 подворий. Действуют 10 мужских и 12 женских монастырей. В митрополии совершают служение 1536 пресвитеров и 125 диаконов. Причиной преобразования Московской епархии в Московскую митрополию, объединяющую пять самостоятельных епархий, стала необходимость обеспечить дальнейшее поступательное развитие религиозной жизни в густонаселенном подмосковном регионе. Кроме того, активизация церковной деятельности по всем направлениям требует более интенсивного и регулярного участия архипастырей в тех многообразных процессах, которые происходят ныне на местах. Московская митрополия в своей деятельности опирается на Положение о митрополиях Русской Православной Церкви, принятое Священным Синодом в 2011 году. Главой митрополии является Патриарх Московский и всея Руси, обязанности которого по управлению митрополией осуществляет наместник митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, имя которого должно возноситься во всех храмах и монастырях митрополии после имени Патриарха по формуле: «И господина нашего Патриаршего наместника митрополита Крутицкого и Коломенского Павла». Просил бы, чтобы именно такая формула и присутствовала во время богослужения при поминовении этого иерарха. На ближайшем Архиерейском Соборе в Устав Русской Православной Церкви будут внесены соответствующие поправки, касающиеся церковной жизни Подмосковья. Каждая из пяти епархий, входящих в состав митрополии — а это Коломенская, Балашихинская, Одинцовская, Подольская и Сергиево-Посадская, — является самостоятельной, управляемой своим Преосвященным. Общие направления деятельности всех пяти епархий определяются главой митрополии и возглавляемым им Архиерейским советом, секретарем которого является архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий. Со времени учреждения Московской митрополии прошло 7 заседаний совета, последнее — 30 ноября 2023 года.

http://patriarchia.ru/db/text/6104417.ht...

[И у Греков снимались копии с Одигитрии (как у нас теперь снимаются копии с икон Владимирской и Иверской), см. например, Миклошича Acta Patriarchat. Const. I, 198 и 413.] 5 . Владимирской Божьей Матери, находящаяся в Москве, в Успенском соборе. Из сказанного выше видно, что икона приобретена из Константинополя или Мстиславом Владимировичем или его братом Юрием Долгоруким. Андрей Юрьевич Боголюбский, в 1155г. ушедший от своего отца из Киева в родовую Суздальскую область, взял с собой икону из Вышгорода (в котором, значит, она перед тем находилась). В Суздальской области, избрав вместо Суздаля новую столицу себе в городе Владимире, Боголюбский в последнем поставил и икону, которую великолепнейшим образом украсил 819 и для которой соорудил великолепнейшей храм. Боголюбский брал с собой икону в военные походы и ей приписывал свои победы (поход на Камских Болгар 1164г.,– Лаврентьевская летопись). Летописцы до-монгольского периода неоднократно называют икону чудотворной 820 . В 1287г. при взятии и разграблении Владимира Татарами она лишилась своих украшений, быв последними содрана. В 1395г., по случаю грозного нашествия на Россию Тамерлана, икона принесена была из Владимира в Москву, в которой навсегда и осталась 821 . С которой из трёх названных выше греческих икон была списком наша икона, не можем сказать; но с вероятностью думаем, что с той же Одигитрии Константинопольской. 6 . Божьей Матери Полоцкая, Евфросиньинская. Преподобная Евфросиния основала в Полоцке (в половине XII в.) два монастыря – женский и мужской. Для одного из своих монастырей,– женского,– по словам её жития, она испросила у императора греческого ту из трёх икон Божьей Матери, написанных евангелистом Лукой, которая находилась в Эфесе (подробнее см. ниже, в главе о монастырях). Это, очевидно, должно понимать так, что Евфросиния приобрела себе из Греции копию с иконы. При этом под иконой, как заставляют думать некоторые признаки (укажем их ниже, там же), нужно разуметь не Ефесскую, а ту же Константинопольскую Одигитрию 822 . (Женский монастырь Евфросиньин существует до настоящего времени; но сохраняется ли в нём наша икона, остаётся нам неизвестным).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

III, с. 1) излагает сведения об иерапольской ехидне и миссионерской деятельности здесь свв. асостолов Иоанна Богослова, Варфоломея и Филиппа с Мариамною. Начиная с пророчества св. Иоанна Богослова на месте Херотопа о имеющих совершиться тут чудесах св. архистратига Михаила и до чуда у горы Гарган сказание Святителя соответствует латинскому (narratio у Сурия, с. 496 и др.) и славянскому в ВЧМ (сентябрь, вып. I, стб. 301–306) причем анализ текста дает основание предполагать, что Святитель обращался к обоим этим источникам. Чудо у горы Гарган взято у Сурия (relatio) а последнее чудо – Афонское – заимствовано из ВЧМ (стб. 295-й). 20-го – св. великомученика Евстафия Плакиды, «от Метафраста»; в месяцеслове; Сурия (VI, 30 – мучение С. Метафраста), но Святитель пользовался не только Метафрастом, но и ВЧМ (вып. II, стб. 1286–1298), из которых некоторые места (напр., начало жития) передал почти с буквальною точностью; о том, что Плакида был вождем римских войск, свидетельствует Иосиф иудей (О древностях, IV); во многих местах Святитель очень свободно отнесся к указанным источникам и внес в изложение немало дополнений и изменений). – св. Михаила, князя Черниговского и боярина его Феодора, «от великия Минеи-Четьи и от Летописца Печерского» (во втором издании Четиих-Миней); из ВЧМ Святитель воспользовался первым сказанием (вып. II, стб. 1298-й), дополнил его из летописца и Синопсиса, а начало жития составил самостоятельно. 24-го – св. первомученицы Феклы, «от многих свв. Отец свидетельствованное», на полях сделаны ссылки: на Василия Селевкийского , списателя жития святой, на Иоанна Златоуста , Григория Нисского , Епифания Кипрского , Киприана Карфагенского , Амвросия Медиоланского 340 , Иеронима и на Римское мученикословие. Творениями указанных свв. Отцов Святитель, действительно, пользовался и привел из них свидетельства о св. Фекле, но главными источниками его труда были: житие святого Василия Селевкийского , взятое из какой-то рукописи, Метафрастово житие из ВЧМ (вып. II, стб. 1376–1390; ср. PG, т. 115, с. 822) 341 и Свящ. Писание (кн. Деяний апост., гл. 14-я и послание к Тимофею 2-е, гл. 1, с. 16); передавая содержание источников, Святитель внес много изменений и дополнений с целью произвести более сильное впечатление на читателя. 26-го – св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, только на поле сделана ссылка на Прохора, ученика Апостола, на Иеронима и на Климента Александрийского ; житие написано по руководству ВЧМ (вып. III, стб. 1584–1660, Прохорово житие), Евангелия, Никифора Каллиста (кн. И, гл. 42 – рассказ Климента о юноше), Сурия (VI, с. 1114, § 13-й, Метафрастова жития, где повествуется о должнике, покушавшемся на самоубийство, ср. PG, т. 116, с. 683) и сочинения блаж. Иеронима «de viris illustribus» (мучение св. Иоанна Богослова при имп. Домициане); основным источником было житие, составленное Прохором 342 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Небольшое различие в вертикальных размерах праздничного и пророческого чинов вряд ли имело содержательное значение. Скорее всего, несколько большие вертикальные размеры икон пророческого ряда при взгляде снизу скрадывались, и они казались почти равными по высоте иконам праздничного ряда. И, так свидетельствуют сохранившиеся иконы иконостасов XV-XVI вв., по традиции, существовавшей в ту эпоху, иконы праздничного и пророческого чинов иконостасов данного типа должны были иметь примерно равные высоты. Так, например, равны по высоте праздничные и пророческие иконы иконостаса конца XV– начала XVI в. Никольской церкви в Гостинополье 822 , а в иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. пророческие иконы даже чуть меньше по высоте, чем праздничные 823 . Но все-таки в большинстве подобных иконостасов пророческие иконы несколько выше праздничных. Более того, по моим наблюдениям, во всех дошедших до нас полностью или фрагментарно русских иконостасах XV-XVI вв., состоявших из местных икон, полнофигурного деисусного. праздничного и поясного пророческого чинов, как и в упомянутом владимирском иконостасе (около 1408 г.). высота деисусных икон несколько превосходила или, в некоторых случаях, почти равнялась сумме высот праздничных и пророческих икон. Следовательно, по пропорциональной схеме все эти иконостасы были подобны друг другу. Во владимирском иконостасе (около 1408 г.) уже отчетливо присутствуют основные характернейшие черты первого типа высокого иконостаса. Единственным отличием от большинства последующих иконостасов этого типа является то. что владимирский иконостас, согласно М. А. Ильину, был расчленен подкупольными столбами 824 , т. е. он не был сомкнутым. Полагают, что один из первых или самый первый сомкнутый иконостас данного типа появился около 1427 г. в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Таким образом, в троицком иконостасе мы видим вполне завершенный вариант первого типа высокого иконостаса. Уже не раз отмечалось, что по образцу владимирского и троицкого иконостасов создавались некоторые иконостасы XV–XVI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010