Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИНКМАР Гинкмар [лат. Hincmarus; франц. Hincmar; нем. Hinkmar] (ок. 806, Сев. Галлия - 21 или 23.12.882, Эперне, близ Реймса), архиеп. Реймсский, канонист, богослов, церковный и политический деятель Франкской империи. Происходил из знатного франк. рода, с детства был предназначен к духовной карьере, воспитывался в мон-ре Сен-Дени под Парижем, его наставником был Гилдуин (с 815 настоятель Сен-Дени), ученик Алкуина и первый переводчик на лат. язык сб. «Ареопагитики» . В 822 г. вместе с Гилдуином Г. прибыл ко двору имп. Людовика Благочестивого , но в 830 г., после удаления наставника от двора, Г. также покинул придворную капеллу. В 834 г. Г. вернулся, стал советником императора. В 845 г. по указанию западнофранк. кор. Карла II Лысого Г. поставлен архиепископом Реймсским и примасом франк. Церкви вместо низложенного в 835 г. архиеп. Эбона , к-рый продолжил борьбу за Реймсскую кафедру и в 840-841 гг. на короткий срок добился от папы Римского восстановления в сане. Став архиепископом, Г. стремился поправить имущественное положение архиеп-ства, ухудшившееся в период вакации и борьбы за кафедру. Ему удалось подчинить своему влиянию поставленный Эбоном клир (по нормам церковного права из-за низложения Эбона проведенные им рукоположения являлись недействительными). Несмотря на возражения Римского престола, Г. как примас Галлии короновал Карла Лысого. При Г. было закончено строительство кафедрального собора в Реймсе. Он провел реорганизацию архиеп-ства, что впосл. стало причиной для обвинений Г. со стороны имп. Лотаря I в превышении полномочий; однако на Соборе в Суасоне в 853 г. действия Г. были одобрены, в 855 г. это подтвердил папа Бенедикт III . С 852 г. Г. издал ряд постановлений, направленных на укрепление власти архиепископа в провинции и упорядочение местного церковного законодательства (Capitula episcoporum 856, 874, 877 гг.]// Mansi. T. 15. Col. 475-499; PL. 125. Col. 74-804). Проводил политику укрепления церковной дисциплины, искоренения симонии, активно использовал местные Соборы западнофранк. духовенства для проведения реформ. На Соборах Г. приобрел ведущее положение, чему способствовала его активная позиция в споре о предопределении с Готшальком из Орбе. В 858 г. ему удалось объединить западнофранк. прелатов и добиться осуждения захватнической политики Людовика II Немецкого (843-876).

http://pravenc.ru/text/165017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЛОГИЙ [лат. Eulogius; испан. Eulogio] († 11.03.859), сщмч. (пам. зап. 11 марта), пресв. из г. Кордова (Испания), писатель и проповедник. Почитается в числе 48 Кордовских мучеников . Житие святого (Vita vel passio beatissimi martyris Eulogii presbiteri) написано его близким другом, поэтом и богословом св. Альваром († 861, пам. зап. 7 нояб.) вскоре после гибели Е. Состоит из 2 частей: повествования о жизни и деяниях Е. и рассказа о его мученичестве. К Житию приложены обращение Альвара к погибшему другу, описание перенесения мощей Е. и 3 лат. стихотворения. Рассказ Альвара биографичен, подробен и богат деталями. Житие было впервые опубликовано в 1574 г. вместе с сочинениями Е. Е. род. в нач. IX в. в мусульм. Кордове и принадлежал к знатной христ. семье. В детстве его отдали на воспитание в ц. св. Зоила. Впосл. Е. был рукоположен во пресвитера. Е. с детства проявлял необычайные способности в изучении Свящ. Писания, сочинений античных и раннехрист. авторов, вел благочестивый образ жизни. Одновременно с обучением при храме посещал занятия аббата Сперандео, автора сочинений по опровержению исламского вероучения (не сохр.) и «Мученичества» кордовских христиан святых Иоанна и Адульфа, погибших в начале правления эмира Абдаррахмана II (822-852). Ок. 848-850 г. Е. совершил путешествие на север Пиренейского п-ова. Поводом для поездки были розыски 2 братьев святого, уехавших торговать в империю зап. франков. Е. хотел побывать в иноземных мон-рях, но не смог выехать за пределы полуострова из-за военных действий. Он посетил только несколько мон-рей на полуострове, познакомился с настоятелями и др. церковными деятелями, в т. ч. с Толедским архиеп. Вистремиром († 858). В монастырях Е. обнаружил неизвестные ему книги, нек-рые, по свидетельству Альвара, он сумел увезти в Кордову. Среди них были трактат блж. Августина «О Граде Божием», сочинения Вергилия, Ювенала и др. античных авторов, собрание церковных гимнов. Эти книги стали основой б-ки Е., к-рую он впосл. открыл для всех желающих.

http://pravenc.ru/text/187179.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ, АВРЕЛИЙ, ФЕЛИКС, НАТАЛИЯ И ЛИЛИОЗА († 852), мученики (пам. зап. 27 июля, 20 окт.- перенесение мощей), пострадали в г. Кордова (Испания) в гонение халифа Абд ар-Рахмана II (822-852). Житие этих мучеников написано сщмч. Евлогием , архиеп. Толедским, по просьбе Марии, младшей дочери Аврелия и Наталии. Впосл. он включил его в соч. «Памятник святых» (Memorialis sanctorum 2. 10), посвященное пострадавшим от мусульм. гонений в Кордовском халифате в 1-й пол. IX в. вместе с «Краткой запиской» (Breviarium), автором к-рой был Г. Он сообщал о том, как оказался в Кордове и присоединился к мученикам (это сочинение Г. незадолго до кончины переслал св. Евлогию). В кон. IX в. Гаймон, мон. аббатства Сен-Жермен-де-Пре, описал перенесение мощей Г., Аврелия и главы Наталии в Галлию, совершенное братьями его обители Узуардом (впосл. автор известного Мартиролога) и Одилардом, и добавил повествование о чудесах, сопровождавших перенесение мощей мучеников, очевидцем к-рых он был. Согласно св. Евлогию, Аврелий, сын мусульманина и христианки, рано лишился родителей и был воспитан родственницей, к-рая наставила его в христ. вере. Как сын мусульманина, он не мог открыто исповедовать себя христианином и держал свои религ. убеждения в тайне. Повзрослев, он женился на некой Сабигото, дочери родителей-мусульман, чей отец рано умер, а мать второй раз вышла замуж за христианина, к-рый скрывал свою веру. Он обратил ее и падчерицу ко Христу (возможно, в крещении Наталия). Феликс, друг Аврелия, был христианином, но по каким-то причинам принял ислам. Вскоре он раскаялся в этом поступке и вновь обратился ко Христу, однако, будучи формально мусульманином, он не мог открыто совершать христ. обряды. Жена Феликса Пилиоза также была тайной христианкой. Вера во Христа и невозможность открыто ее исповедовать сблизили семьи Аврелия и Феликса, они много лет тайно собирались для общей молитвы. Однажды Аврелий увидел на рыночной площади публичное бичевание мч. Иоанна. Стойкость этого христианина вызвала у Аврелия стремление пострадать за Христа. Он рассказал об этом жене и Феликсу, и те поддержали его. С этого времени они стали посещать находившихся в заключении исповедников за Христа и в темнице познакомились со св. Евлогием. Он поощрял их стремление к мученичеству и призывал не беспокоиться о земном. Св. Евлогий посоветовал раздать имущество бедным, чтобы после смерти мучеников оно не было конфисковано мусульманами, для детей необходимо было найти надежное место, где бы они в безопасности содержались и воспитывались на оставленные им средства.

http://pravenc.ru/text/164325.html

Вернувшись из Кордовы, Узуард приступил к составлению Мартиролога, включив в него дни памяти некоторых К. м.: Соломона (8 февр.), Илии, Павла и Исидора (17 апр.), Перфекта (18 апр.), Секундина (21 мая), Исаака (3 июня), Петра, Авенция, Иеремии и др. 3 мучеников (7 июня), Абундия (8 июня), Фандилы (13 июня); Павла (20 июля), Леовигильда и Христофора (20 авг.), Георгия, Аврелия, Феликса, Наталии и Лилиозы (27 авг.), Эмилы и Иеремии (17 сент.), Евлогия (20 сент.), Адульфа и Иоанна (27 сент.), Флоры и Марии (24 нояб.) (см.: Gaiffier. 1937; Nelson. 1990; Christys. 1998; Tolan. 2001). Мосарабская традиция почитания К. м. получила отражение в Кордовском календаре (сер. X в.), вероятно составленном Рецемундом (Ибн Заидом) на основе арабского календаря Ариба ибн Саида аль-Куртуби. Рецемунд, уроженец Кордовы, был секретарем халифов Абд ар-Рахмана II и аль-Хакама II; в 953 г. он возглавил посольство к герм. кор. Оттону I и впосл. был возведен на епископскую кафедру в Эльвире. В лат. версии календаря указано поминовение Перфекта (30 апр.), аббата Спераиндео (7 мая), Пелагия (26 июня), Эмилы (15 сент.), Адульфа и Иоанна (28 сент.), а также Павла Альвара (7 нояб.). Т. о., дни памяти большинства К. м. отсутствуют в календаре. По-видимому, их почитание не было одобрено мосарабскими церковными иерархами и не получило развития в Кордове. Нек-рые мученики, чьи мощи в средние века хранились в др. местах, считались местночтимыми святыми (напр., Евлогий, Леокриция и Пелагий - в Овьедо). IX в. По свидетельству св. Евлогия, первыми К. м. были Иоанн и Адульф, пострадавшие в начале правления эмира Абд ар-Рахмана II (822-852). Сказание о них, составленное аббатом Спераиндео, не сохранилось; по свидетельству Узуарда, они были похоронены в ц. св. Киприана (известно Мученичество Иоанна и Адульфа - BHL, N 84). Наличие памяти Спераиндео в Кордовском календаре указывает на то, что аббат также мог стать жертвой гонений, но его ученики святые Евлогий и Павел Альвар об этом не упоминают. Мученичество св. Иоанна. Гравюра из кн.: Het bloedig tooneel, of Martelaers spiegel. Amst., 1685. P. 233. Мастер Я. Лёйкен (Б-ка меннонитов, США)

http://pravenc.ru/text/2057238.html

1994. P. 164). К югу от города, на левом берегу Гвадалквивира, возник аррабаль Секунда, населенный преимущественно торговцами и ремесленниками. В 818 г., в правление эмира аль-Хакама I, в нем начался мятеж, вызванный резким повышением налогов. Мятежники угрожали Алькасару, но гвардии эмира удалось оттеснить их на др. берег реки. После 3-дневной расправы над жителями предместья был издан запрет селиться в этом районе. В сев. части города, в р-не совр. прихода Сан-Мигель, существовал евр. квартал (худерия); при раскопках здесь было обнаружено иудейское кладбище. При эмире Абд ар-Рахмане II (822-852) население и территория города значительно увеличились. Эмир провел ряд адм. реформ и организовал двор по образцу багдадского двора халифов, привлек в К. знатоков права, ученых, поэтов. По его указанию расширили Большую мечеть, началось строительство новых мечетей, была организована чеканка серебряных дирхемов с именем эмира. Рост мусульм. населения за счет притока иммигрантов и исламизации местных жителей, падение значимости христ. общины считаются причинами конфликта, вылившегося в движение кордовских мучеников (оно началось при Абд ар-Рахмане II и продолжалось при Мухаммаде I (852-886)). В сочинениях участников этого движения св. Евлогия и Павла Альвара, а позднее аббата Самсона и клирика Леовигильда, содержатся ценные сведения о мосарабах (христианах, находившихся под властью мусульман). Христиане К. селились в разных частях города (в отличие от иудеев, живших в особом квартале). В К. за пределами городских стен и в окрестностях города существовало большое число церквей и мон-рей; среди городских храмов самое важное значение имела ц. св. Киприана, среди пригородных - ц. Трех святых, а также базилики мучеников Ацискла и Зоила, находившиеся близ т. н. аррабаля пергаменщиков (по-видимому, в IX в. этот район был заселен преимущественно христианами; в одном из раскопанных здесь захоронений обнаружен серебряный перстень-печать с именем еп. Самсона). О епископах К. в эпоху мусульм.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

820–821. Две книги Измарагдов, письменные в полдесть. 822. Книга Измарагд письменный, в четверть. 823–824. Две книги Златоструи, письменные в десть, одна Соборная. 825. Книга Иоанна Лествичника письменная в десть, Селиверстовская. 826. Книга Лествица в десть, бумага малая Аникеевская. 827. Книга Лествица с Дорофеем Селиверстовская письменная, в десть. 828. Книга Лествица Соборная письменная, в десть. 829. Книга Лествица в ней же Иоасафа Царевича житие письменное, в полдесть. 830. Книга Лествица с Дорофеем, письменная, в полдесть. 831. Книга Лествица с Петром Дамаскиным , письменная, в полдесть. 832–844. Тринадцать книг Лествиц, письменные в полдесть. 845–850. Пять книг Лествиц толковые письменные в полдесть. 851–852. Две книги Лествицы толковые в четверть. 853–856. Четыре книги Исака Сирина, письменные в десть; одна в них книга бумага малая. 857–867. Одиннадцать книг Исака Сирина, в полдесть. 868–869. Две книги в четверть, в начале от Исака Сирина, одна в коже. 870. Книга Патерик Скитский с Дорофеем, в полдесть, Соборный. 871–877. 7 книг Патериков письменных, в полдесть. 878–888. 11 книг Патериков письменных, в полдесть. 889. Книга Григория Синаита , в четверть. 890. Книга Григория Синаита с Петром Дамаскиным , да с Семионом Новым Богословом, письменная, в полдесть. 891. Книга Григория Синаита с Семионом Новым Богословом, в полдесть. 892. Книга Григория Синаита с Дорофеем, письменная, в полдесть. 893. Книга Семиона Нового Богослова с Федором Едесским, да с Петром Дамаскиным , в полдесть, Соборная. 894–895. Две книги Симеона Нового Богослова письменная, в полдесть, Соборная. 896. Книга Симеона Нового Богослова с Григорием Синаитом , письменная, в полдесть. 897–898. Две книги Симеона Нового Богослова , письменные, в четверть. 899. Книга святого Селивестра о Святой Троице, письменная, в полдесть, 900. Книга о Святом Духе, письменная, в полдесть, ветха. 901. Книга о шести днях, письменная, в полдесть. 902. Книга Феодора Студита, Селивестровская, в десть, в затылке. 903. Книга Феодора Студита, поучение с приписми, в десть, с жуки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

9. Вторая грамота ему же. С. 777–782. 10. Письмо попа Сисоя к Кириллу. С. 782–784. 11. Обличительное послание соколинскому обществу. С. 784–793. 12. Присяга Софрония пред постановлением в епископы. С. 793–796. VI. Документы за время от вступления Кирилла в звание митрополита до смерти инока Павла (1849–1854). 1. Дело о возведении Кирилла в звание митрополита. С. 796–810. 2. Дело о поставлении епископа в Тульчу и учреждении Славянской архиепископии. С. 810–814. 3. Окружная грамота. С. 814–817. 4. Жалованная грамота ясскому попу Никифору. С. 817–818. 5. Соборный приговор о попе Алексее Егорове. С. 819–820. 6. Предписание ясскому попу Никифору. С. 820–822. 7. Окружная грамота к буковинским липованам. С. 822–829. 8. Окружная грамота иархиальным священникам и прочим. С. 829–839. 9. Особое послание Белокриницкому общества. С. 840–842. 10. Предписание ясскому попу Никифору. С. 842. 11. Обязательство белокриницкого общества. С. 843. 12. Грамота Софронии о постановлении епископов для России. С. 844–845. 13. Грамота Онуфрию. С. 846. 14. Ответ Кузьмину о супружестве со второй женой. С. 846–847. 15. Выбор архимандрита. С. 847–849. 16. Пастырское наставление Аркадию. С. 850–852. 17. Приказ от архимандрита. С. 853. 18. Другой приказ его же. С. 853–855. 19. Грамота Алипию Тульчинскому. С. 856–857. 20. Устав Владимирской архиепископии. С. 857–859. 21. Грамота Сафронию. С. 859–860. 22. Дело о дочери Ивана Филиппова. С. 860–865. 23. Дело о выборе нового попа в Климоуцы. С. 866–875. 24. Дело о Спиридонии. С. 875–894. 25. Грамота Ясскому протопопу Никифору. С. 894–896. 26. К нему же письмо Кирилла. С. 896–898. 27. Письмо Никифора к Павлу. С. 898–899. 28. Кириллова грамота Никифору. С. 899–902. 29. Дело Софрония: а) Павлово объяснение. С. 902–911. б) Пространное изложение от имени Кирилла. С. 912–953. в) Формальное приглашение Софрония на суд. С. 953–963. г) Письмо Кирилла и Онуфрия к Антонию. С. 963–967. Читать далее Источник: Братское слово : журнал по изучению и критике старообрядчества. – Москва, 1875-1876 гг.; 1883-1899 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. Так, объявление Андалуса независимым эмиратом дало повод некоторым местным правителям, в частности вали Сарагосы, Барселоны и Жироны, отложиться от Кордовы и призвать на помощь войска Карла Великого. В 778 г. состоялся 1-й поход франков в И. (не имел успеха). В 785 г. франками была захвачена Жирона, в 801 г.- Барселона. Очагом нестабильности оставалось немусульманское население И.: в 792 г. в Толедо началось крупное восстание мосарабов и иудеев. Сепаратизм в крупных городах - Толедо, Сарагосе и Мериде - стал причиной военных действий в правление аль-Хакама I (796-822), внука Абд ар-Рахмана I. В 797-798 и 807-808 гг. были проведены массовые казни толедской знати (в основном мулади), в 818 г. войска эмира жестоко подавили восстание в предместье Кордовы. В правление Абд ар-Рахмана II (822-852) эмират вел успешные войны с христ. государями (в Алаве, в Галисии, на землях Испанской марки). В 844 г. мусульмане одержали победу над викингами, дошедшими по р. Гвадалквивир до Севильи. Чтобы предотвратить дальнейшие нападения на араб. города, Абд ар-Рахман II приказал выстроить флот, к-рый вскоре был использован для захвата Балеарских о-вов. Стремлением к консолидации Андалуса была обусловлена внутренняя политика эмира. При Абд ар-Рахмане II были преобразованы и упорядочены адм. и фискальная системы (в частности, в аппарате управления стало меньше христиан). Поощрялась исламизация местного населения. Изменения, приведшие к уменьшению политической и социальной роли христиан в Андалусе, продолжились при его преемниках и стали причиной масштабного и длительного возмущения - движения мулади и мосарабов под предводительством Омара ибн Хафсуна. Центром восстания в 880-928 гг. в горах на севере совр. пров. Малага стала крепость Бобастро. К восставшим мулади и мосарабам присоединялись и мусульмане берберского происхождения, недовольные возросшей ролью араб. аристократии. Войска 3 эмиров не могли усмирить и подчинить область, находившуюся в непосредственной близости от столицы эмирата. Мятеж продолжался и после смерти Омара под руководством его сына Сулеймана. Только эмиру Абд ар-Рахману III (912-961) удалось разбить мятежников и взять в 928 г. Бобастро. Для предотвращения подобных восстаний Абд ар-Рахман III гарантировал свободу вероисповедания мосарабам. Мулади был открыт доступ к гос. службе наравне с арабами.

http://pravenc.ru/text/674995.html

45 . При представлении церковных старост к наградам епархиальное начальство обязано: 1) сообразоваться во всей точности с определенными на сей предмет в свод. зак. изд. 1857 г. т. I. учрежд. орд. ст. 822, 852 и 853 131 постановлениями и затем ходатайствовать о награждении таких старост, которые не показывали в течение службы своей надлежащего усердия по приращению церковных доходов, как противные законам, оставлять без последствий, не допуская никаких в сем случае изъятий или отступления от закона. Для более правильного определения, в какой мере каждый из представляемых в награде старость увеличил доходы своей церкви в сравнении с положением их при его предместнике, наградные списки церковных старост представляет по форме 132 , обозначая в таковых списках требуемые сведения со всевозможною точностью. Если бы при поверке показанных в наградном списке какого-нибудь старосты сведений о состоянии доходов церкви, с представленными из епархий в хозяйственное управление при св. Синоде отчетами о церковных суммах оказалась неточность или не правильность, то виновных в сем чиновников, в особенности секретаря местной дух. консистории подвергать законной ответственности. В испрошения наград достойным сего старостам держатся порядка постепенности согласно прилагаемому при сем перечню оных под литер. Б 133 , допуская изъятия в этом отношении только в случаях исключительной важности напр.: весьма значительного увеличения старостою церковных доходов или особых с его стороны пожертвований в пользу оной, при значительном вместе с сим приращении церковных доходов, наконец, согласно свод. зак. изд. 1857 г. т. 1 учр. орд. ст. 852 134 предварительно внесения в Св. Синод представлений о награждении старост делать епархиальным начальством надлежащее сношение с губернским начальством о том нет-ли препятствий к награждению представляемых, и о полученных отзывах прописывать, как в представлении, так и в самых наградных списках (ук. Св. Син. 23 октяб. 1864 г.; см. также ук. Св. Син. 6 декаб. 1874 г. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали доклад 1 го отделения Синодальной канцелярии о порядке представления церковных старост к наградам и по соображении обстоятельств настоящего дела с существующими, как общими государственными, так и особыми по духовному ведомству постановлениями относительно представления к наградам по службе, в предотвращение на будущее время тех неудобств, какие происходят от неисправности в изложении представлений о наградах, приказали: 1) предписать епархиальным начальствам, чтобы в представлении церковных старост к наградам сообразовались во всей точности с определенными на сей предмет в уст. дух. Конс. ст. 147 и св. зак. 1857 г. т. 1 учр. орд. ст. 822, 852 и 853 34 постановлениями, и затем ходатайства о награждении таких старост, которые не показали в течении службы своей надлежало усердия по приращению церковных, и в особенности свечных доходов, как противные законам, оставлять без последствий, не допуская никаких в сем случае изъятий или отступления от законов. 2) Для более правильного определения, в какой мере каждый из представляемых к награде старост увеличил доходы своей церкви в сравнении с положением их при его предместнике, наградные списки церковных старост представлять по прилагаемой при сем форме, под лит. А, обозначая в таковых списках требуемые сведения со всевозможного точностью. 3) Если бы при поверке показанных в наградном списке какого-нибудь старосты сведений о состоянии доходов церкви с представляемыми из епархий в хозяйственное управление при Святейшем Синоде отчетами о церковных суммах оказалась неточность или неправильность, то виновных в сем чиновников, в особенности секретаря местной духовной Консистории, подвергать законной ответственности. 4) В испрошении наград достойным сего старостам держаться порядка постепенности наград согласно прилагаемому при сем перечню оных под литерою Б, допуская изъятия в этом отношении только в случаях исключительной важности, например: весьма значительного увеличения старостою церковным, в особенности свечных, доходов, или особых с его стороны пожертвований в пользу оной, при значительном вместе с сим приращении церковных доходов. Наконец 5) согласно св. зак. 1857 года т. 1 учр орд. ст. 852, предварительно внесения в Святейший Синод представлений о награждении старост, делать епархиальным начальствам надлежащее сношение с губернским начальством о том, нет ли препятствий к награждение представляемых, и о полученных отзывах прописать как в представлении, так и в самых наградных списках. Для надлежащего же по сему, в чем следует, исполнения и руководства, епархиальным Преосвященным и прочим местам и лицам духовного ведомства послать печатные указы. Октября 23-го дня 1864-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010