1745–1761 г. духовным управителем по Салтовскому округу был протоиерей Рубежной Кирилл Емельянович Жибокрицкий, владевший хутором близ Салтова. Число прихожан Рубежной: в 1730 г. 630 муж., 582 жен.; в 1750 г. 668 муж., 640 жен.; в 1770 г. 710 муж., 681 жен.; в 1790 г. 750 муж., 720 жен.; в 1810 г. 785 муж., 760 жен.; в 1830 г. 822 муж., 814 жен.; в 1850 г. 619 муж., 644 жен. душ. Ярмарки – в день Вознесения Господня, января 1, июня 24, июля 20 и сентября 14. СЕЛО ГРАФСКОЕ (Андреевка) Андреевка – на левой стороне Донца. Земли Андреевки были подарены императором Петром Шафирову, но потом, отобранные в казну, в 1723 году пожалованы были Екатериною I Гендрикову, тогда еще не графу, но племяннику Екатерины. Первый храм во имя Апостола Андрея Первозваннаго, сообщивший свое имя и поселению, построен здесь около 1720 года. В 1825 году, усердием графини Анны Александровны Гендриковой, построен каменный храм, который в 1829 году освящен во имя Апостола Андрея Первозваннаго. В храме семь достоин примечания иконостас по прекрасной живописи, написанной рукой храмоздательницы. На счет владельца в Андреевке содержится богадельня на 20 душ муж., 28 жен.– давнее заведение. От холеры умерло в 1831 г. 17 душ муж., 15 жен.; в 1848 г. 56 муж., 43 жен.; цинги не было. Число прихожан: в 1730 г. 163 муж., 130 жен.; в 1750 г. 210 муж., 178 жен.; в 1770 г. 330 муж., 308 жен.; в 1790 г. 685 муж., 677 жен.; в 1810 г. 1230 муж., 1080 жен.; в 1830 г. 1633 муж., 1614 жен.; в1850 г. 1207 муж., 1260 жен. Церковной земли 66 десятин. В составе прихода ныне числится сельце Ильмень, образовавшееся едва ли не из переселенцев из Сумской слободы Ильмов. Здесь был храм Св. Дмитрия, при котором было прихожан подданных черкасов: в 1730 г. 128 муж., 120 жен.; в 1750 г. 170 муж., 158 жен.; в 1770 г. 208 муж., 209 жен.; в 1790 г. 235 муж., 223 жен. СЛОБОДА БЕЛЫЙ КОЛОДЕЗЬ В описи земель 1761 года сказано: «графа Ивана Симоновича Гендрикова на Волчанских дачах, на Белом Колодезе вновь населяется слобода – дворов с тридцать». В другом деле 1763 года сказано: «прошлаго 1760 года начала населяться Слобода Белый Колодезь». Белым колодезь назван оттого, что вода в нем беловатого цвета, и этот колодезь далеко прежде 1761 года был во владении казаков Волчанской сотни, которые пригоняли сюда на водопой скот свой, имея невдали от него хутора. Первый храм построен здесь графом Гендриковым в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1833 году поселили крестьян при большой дороге. И тогда же построили, на другой стороне колодезя, каменный храм, по прежнему в честь Иверской иконы Божией Матери. Храм построен Майоршей Екатериной Андреевной, урожденной графиней Гендриковой и Верой Федоровной Скалон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(3) Вот почему и жертвы во очищение грехов приносились в течение семи дней, поскольку всегда еще остается возможность греха, пока мы касаемся седьмого неба. (160, 1) Праведный Иов говорил: «Нагим я вышел из утробы матери, нагим и возвращусь». 818 Не наготу, вследствие потери имущества, имел он в виду (то была бы жалкая и суетная мысль), но как истинный мудрец, он уходил, будучи непричастным злу и пороку, не оставляя после себя того следа, который оставляют порочные люди. (2) То же самое означают слова «если не обратитесь и не будете как дети» ( Мф. 18:3 ), чистые телом и святые душой, отстранившиеся ото всякого злодейства. Он показывает тем самым, что мы сотворены им из нашей общей матери – воды. (3) Последовательная смена поколений означает продолжение в вечность, однако «лампада злодеев должна быть затушена». 819 (161, 1) О телесной и душевной чистоте, которой причастен гностик, премудрый Моисей, показывая нерушимость души и тела Ревекки, так говорит: «Дева была прекрасна и муж не познал ее» 820 . (2) Имя Ревекка означает «славу Бога», а слава Бога нерушима. Истинная праведность в том, чтобы устраняться от всех посторонних вещей и являть собой храм, посвященный Богу. Праведность – это спокойная и слаженная жизнь, куда и направил ее Господь, говоря: «Иди с миром» ( Мк. 5:34 ). (3) Салем означает «мир», где наш Спаситель является Царем, поскольку Моисей говорит, что Мелхиседек – это царь Салема, первосвященник всевышнего Бога 821 , давший хлеб и вино, пищу, которая служит образом Евхаристии. Мелхиседек означает «праведный царь», поскольку имя его состоит из слов «праведность» и «мир». (162, 1) Василид полагает, что Праведность и ее дочь Мир обитают в Огдоаде. (2) Однако оставим физику и перейдем к этике, предмету более ясному. Мы вернемся к ней после того, как закончим с нашей непосредственной темой. (3) Спаситель собственноручно посвятил нас в мистерии подобно тому, как говорится в трагедии: Лицом к лицу, и таинства преподал. Если же вы спросите: Какого рода таинства? Скажи, – Он нам ответит: О них нельзя непосвященным знать. (4) Если же кто спросит, что они такое, он услышит: Узнать тебе нельзя, но знать их стоит. Те таинства низвергнут нечестивца. 822

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

810 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1958. 712. С. 7577. 811 ’См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1963. 112. С. 7 8. 812 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1964. 712. С. 37. 813 См.: Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 132. 814 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1958. 16. С. 25. 817 См.: Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. Церковная жизнь. 1953. 912. С. 51. 818 См.: Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. Церковная жизнь. 1953. 912. С. 51. 819 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1951. 2. С. 17. 820 См.: Нивьер. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции. С. 338, 343344. 822 См.: Болезнь и кончина Архиепископа Берлинского и Германского Венедикта. Церковная жизнь. 1951. 3. С. 17. 823 См.: Никон (Рклицкий) , архиеп. Мой труд в винограднике Христовом: В 2т. Джорданвиллъ: Свято-Троицкий монастырь, 1993. Т. 2. С. 76. Ср.: Троицкий Православный Русский календарь на 1965 год. Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1964. С. 331. 824 «Поразила нас всех, как громом, отставка митрополита Николая»: Крах одной церковной карьеры. 1960. Публ. Т.А. Чумаченко. Исторический архив. 2008. 1. С.48. 825 Архиепископ Никандр был рукоположен во священника в 1916 г., с 1920-х гг. служил в Китае. В 1946 г. в Маньчжурии был пострижен в монашество и рукоположен во епископа. В том же году переехал на родину, где занимал несколько кафедр. 826 «Поразила нас всех, как громом, отставка митрополита Николая»: Крах одной церковной карьеры. С. 58. 832 См.: Речь Патриарха Московского и всея Руси Алексия перед панихидой по И. В. Сталине, сказанная в патриаршем соборе в день его похорон. ЖМП. 1953. 4. С. 35; Служения Святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1953. 5. С. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Златоуст , 46, 820). Сам Он воскрес, расторгнув узы смерти, и нас воскресил, расторгнув сети наших грехов (свт. Иоанн Златоуст , 46, 824). ...По Воскресении Христос ел и пил не в силу необходимости – тогда тело Его уже не нуждалось в этом, – а для удостоверения в Воскресении (свт. Иоанн Златоуст , 50, 822). Источник. ...Если и в Ветхом, и в Новом Завете были случаи воскресения мертвых, то почему же Христос называется первенцем из мертвых?.. Те хотя и воскресли прежде Христа, но, воскресши, все опять умерли, как будто сделав опыт воскресения, а Христос, воскресши, не подпадает смерти, и потому Первенец, как воскресший и более не умирающий (свт. Иоаин Златоуст, 51, 890). Источник. Он есть Тот, Кто пострадал так, как родился, воскрес, так же, как был погребен, и взошел на небеса не так, как снизошел оттуда, оставив свои погребальные одежды в вечный позор неверующим иудеям (свт. Иоанн Златоуст , 54, 923). Источник. Преображение на горе Владыки и Спасителя нашего предозначало наше из мертвых воскресение. Зрителям оного повелено было сохранить это в себе до Воскресения Господня; потому что тогда соделается оно несомненным, как усматриваемое на самом деле. Явление же Моисея и Илии свидетельствовало о владычестве Господа над живыми и мертвыми (прп. Исидор Пелусиот , 60, 146–147). Источник. ... уничтожил тьмочисленные списки эллинских богов, ниспроверг всех идолов, истребил нечестивые жертвенники, обагренные человеческими кровьми, привел в бессилие диавола, обратил в бегство демонов, укротил дикие племена, иудеев подверг весьма великим бедствиям, а уверовавших в Него возводит превыше неба... (прп. Исидор Пелусиот , 61, 2). Все потерпел Он, как человек, но и воскрес, как Бог, победив душегубца диавола и спасши Свое любимое создание (прп. Феодор Студит , 92, 381). Его тело имело нетление после Воскресения и не нуждалось в пище, но Он сделал это, чтобы и этим было удостоверено Его Воскресение и чтобы показать, что Его нынешнее тело есть то же самое, которое вкушало с ними пищу прежде страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бородай Т. Ю. О двух трактовках материи в античном платонизме//Античность как тип культуры/Отв. ред. А. Ф. Лосев . М.: Изд-во Наука, 1988. С. 112–132. Бородай Т. Ю. Понятие материи в Тимее Платона и способы его выражения//Актуальные проблемы классической филологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. C. 53–64. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. М.: Изд-во С. А. Савина, 2008. Бриллиантов А. И. Лекции по истории древней Церкви. Изд. 2. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2013. Бриллиантов А. И. Происхождение монофизитства//Христианское чтение. 1906. 4. С. 793–822. Вагнер Г. К. Проблема личности в трудах А. Ф. Лосева //А. Ф. Лосев и культура XX в. Лосевские чтения/Сост. Ю. Ф. Панасенко. М.: Изд-во Наука, 1991. С. 24–28. Вергезе П., свящ. Взаимоотношение между Богом, человеком и миром в творениях св. Григория Нисского //Журнал Московской Патриархии. 1971. 7. С. 78–79. Вильденбанд В. История древней философии/Пер. с нем. под ред. А. И. Введенского . Киев: Изд-во Тандем, 1995. Виноградов Н. , прот. Догматическое учение святого Григория Богослова // Григорий Богослов , свт. Творения. В 2-х т. М.: Изд-во Сибирская благозвонница, 2007. Т. 1. С. 573–877. Владимир (Благоразумов), иером. Святой Афанасий Александрийский , его жизнь, учено-литературная и полемико-догматическая деятельность (магитерская диссертация). Кишинев, 1895. Давыденков О. , свящ. Афтартодокетизм//Православная Энциклопедия. М.: Изд-во Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2002. Т. 4. С. 193–194. Давыденков О. , иер. Велия благочестия тайна «Бог явися во плоти». М., Изд-во ПСТБИ, 2002. Давыденков О. , иер. Некоторые особенности сотериологического учения свт. Кирилла Александрийского //Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М.: Изд-во. ПСТГУ, 2004. С. 17–22. Давыденков О. , иер. Традиционная христология нехалкидонитов. М.: Изд-во ПСТБИ, 1998. Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. В 2-х т. М.: Гос. Изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. Диллон Дж. Средние платоники, 80 до н. э. –– 220 н. э./Пер. с англ. Е. В. Афонасина. СПб.: Алетейя, Изд-во О. Абышко, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Позже платинские отцы узнали, что отец Пантелеймон передал английский текст архиепископу Виталию – для печати. Тот опубликовал его в 1979 году и в своем предисловии пошел еще дальше, чем сам автор «догмата», возведя «догмат» в абсолют, умалив значение Христовой смерти на кресте. Цитируя самые неудачные положения из книги, он называл новый «догмат» «истинным Божественным Откровением», «гласом всей Православной Церкви», «чудом богословской мысли», «вершиной богоданной мудрости». Новый «догмат» сравнивался по значению с догматами Халкидонского Собора. 820 Владыка Виталий подтвердил самые большие опасения отца Серафима, выразив желание создать церковные песнопения, которые утвердили бы новый «догмат». 821 Против этого отец Серафим предостерегал особо, боясь проникновения ложного догмата в тексты православных служб. Хотя «догмат» еще не был официально утвержден, архиепископ Виталий своим архипастырским влиянием всячески его рекомендовал, создавая видимость, будто фактически «догмат» уже принят. Этого больше всего и опасался отец Серафим. По его словам, «в миссии англоязычного Православия появилось препятствие, мешающее главному – знакомить с православным учением по наследию святых отцов». 822 Сразу после выхода в свет книги о «догмате» отец Серафим написал одному православному британскому книготорговцу: «Владыка Виталий только что опубликовал на английском “Догмат искупления” митрополита Антония. Епископ Григорий (Грабе) превозносит эту книгу до небес. Прошу, не рекламируйте и не продавайте эту книгу. Учение митрополита Антония об искуплении уже много десятилетий вызывает споры, его отвергли лучшие наши иерархи и богословы. В Джорданвилле и других книжных центрах ее не держат (намеренно), наш епископ Нектарий просил отца Никиту не распространять ее. Несколько лет назад мы, по настоянию владыки Нектария, предостерегали отца Пантелеймона против этого учения, но он все же попался на эту удочку – по политическим соображениям». 823 В 1992 году Братство преподобного Германа напечатало полный русский текст доклада отца Серафима о «догмате», 824 а также статьи на эту тему архиепископа Серафима- (Соболева) и архиепископа Полтавского Феофана53. В 1994 году доклад отца Серафима вышел на английском языке. 825 Это, конечно, не пространная, хорошо проработанная статья, а всего лишь тезисы, но в них в ясной, сжатой форме представлены многие проблемы, стоящие за ложным «догматом». Благодаря настойчивости епископа Нектария отец Серафим потрудился на благо Церкви – помог отстоять чистоту ее учения. Но прежде всего он послужил Главе Церкви – Христу, в Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его ( Еф.1:7 ). 63. «Сверхправильность»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Вернемся, однако, к прерванному повествованию. Вопрос о —362— «разговорах» Преподобный проигнорировал, а на вопрос о чудесах отвечал: – Нет, батюшка, убогий Серафим чудеса творить не может, чудеса творить лишь один Господь Вседержитель волен. После этих слов архиерей взглянул в угол келии, куда указывал ему преподобный Серафим, и увидел там большой куст малины со спелыми ягодами на ветках. А затем и принял угощение от рук старца. Рассказ завершается покаянием архиерея в маловерии 821 . Это повествование, близкое по жанру к народным рассказам о святых, не встречается в жизнеописаниях Саровского подвижника. В том, что оно сохранилось для потомков, – несомненно, заслуга владыки Вениамина. А ценность самого повествования заключается в том, что оно удивительно верно передает народный взгляд на взаимоотношения между представителем официальной церковной структуры и носителем подлинной святости. В другом рассказе из цикла «Чудеса преподобного Серафима» – «Не могу не верить», по словам самого митрополита Вениамина, «нет никакого „чуда“, если не считать чудом непрестающее воздействие на нас святых и по смерти своей... Это – повествование о дочери Ольги Васильевны (монахини Анны), которая, столкнувшись в молодом возрасте с суровой прозой жизни, с растущим безбожием и характерным для людей „серебряного века“ (особенно в предреволюционные и революционные годы) аморализмом, переживала, что не может поступать так, как это делают многие ее сверстники, легко перешагивавшие в своей повседневной жизни пределы допустимого. А „мешал“ ей в этом „батюшка Серафим“». «Если был отец Серафим, значит, всё это в самом деле так и есть. Отец Серафим врать никак не мог! Вот почему и говорю —363— я тебе, что не могу не верить: хочу, а не могу, ничего не выходит», – говорила девушка матери 822 . Действительно, «чуда» как будто и нет. И в то же время – перед нами явное чудо – чудо души человеческой, «христианки по природе». Был преподобный Серафим, а значит все есть: и вечные евангельские истины, и «тот мир», и пасхальная радость, в которой жил подвижник и которой щедро делился со своими посетителями: «Радость моя, Христос воскресе!»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1717 году вызвано одиннадцать человек, в следующем семь, в 1719 году – около сорока 814 , в 1720 году девять, всего к началу 1720 года девяносто семь человек 815 . Потом, в средине года сделано было распоряжение о вызове еще семнадцати человек 816 . Вызываемы были лица или годные к архиерейским и архимандрическим должностям, или «голосистыя». Вызов монашествующих, а равно и подьячих, производился по спискам, представляемым Феодосием в штатс-контору. Из вызванных вышли в архиереи четыре человека, в архимандриты семь, послано к архиереям в епархии для миссионерских целей трое, трое назначено в Курляндию ко двору герцогини Анны Ивановны, семь уволено за старостию и болезнию, четверо возвращены по неспособности, двое поступили в школу, один назначен наместником, трое умерли, в монастыре оставалось тридцать два иеромонаха, тридцать иеродиаконов и четверо простых монахов, не считая одиннадцати, состоявших во флоте 817 . Насколько быстро росло число монашествующих в монастыре, видно хотя бы из того, что еще к 31 марта 1719 года, т. е. год назад, их было только 32 человека 818 . Быстро росло и монастырское хозяйство, присоединялись новые вотчины, строились здания, производилась осушка болотистой местности. После освящения первой церкви во имя Благовещения, 25 марта 1713 года, были выстроены кельи-мазанки для братии, устроены кирпичные заводы для предположенного «каменнаго строения» в монастыре, в 1717 году начато «каменное строение» 819 . В 1720 году проведены у монастыря два канала для осушки мельницы 820 . В ноябре 1720 года государь пожаловал монастырю отписной двор протопопа Якова Игнатьева в Белом городе в Москве, на Никиткой улице, на Романове дворе, с каменным и деревянным строением 821 . Для управления монастырскими делами Феодосий требовал все новых и новых подьячих в свой монастырь из разных монастырей, преимущественно из Троице-Сергиева 822 . В 1719 году в монастыре было уже семьдесят пять служителей 823 . Семнадцать человек из братии было «на высылке» по хозяйственным делам монастыря 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

154-155 ИЛАРИОН (Правдин; † 1918, Казань), послушник, преподобномученик (пам. 28 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) ИЛАРИОН (Ириней?) (Цуриков Родион Федорович; 1856-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 155-156 156-157 157-159 159-164 164-165 165-166 166-172 ИЛАРИОН (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765) - 1841), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. 172-174 ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ 174-175 ИЛАРИОН (Капрал Игорь Алексеевич; 1948-2022), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей> (РПЦЗ) 175-176 ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель 176-178 178-179 179-181 ИЛАРИОН (Михайловский Стоян Стоянов; 1812 - 1875), митр. Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) 181-182 ИЛАРИОН (Огиенко Иван Иванович; 1882 - 1972), укр. церковный и политический деятель, митр., предстоятель автокефалистской Украинской греко-православной Церкви в Канаде; историк Церкви 182-184 184-185 ИЛАРИОН (Радонич Жарко; 1871 - 1932), митр. Вршацкий (Банатский) Сербской Православной Церкви (СПЦ) 185-186 186-187 187-188 ИЛАРИОН (Цонев Димитр Драганов; 1913 - 2009), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) 188-189 189-193 ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи 193-196 196-200 200-201 201-204 ИЛАРИОН НОВЫЙ ДАЛМАТСКИЙ (770-775/6 - 845), игум. Далматского мон-ря в К-поле, архим. (экзарх) к-польских монастырей, прп. исп. (пам. 6 июня) 204-205 205-206 206-207 ИЛАРИОН УБИСЕЛИ [Убели, Убисский; Иерусалимский] Грузинской Православной Церкви, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен)

http://pravenc.ru/vol/xxii.html

Сказав это, мы тут же вспоминаем о том месте в Книге Эпарха, где говорится о церемонии назначения нового табулярия в секрете Эпарха соответствующим должностным лицом «посредством печати» (I, § 3: σφραγδι τοτον προχειρζεσθαι ν τ παρχικ σεκρτ παρ το τν γεμοναν χοντος). В латинском переводе Николя фраза передана так: per sigillum (vel signum crucis), in tribunali praefecti a praeside tribunalis eligatur. 821 Ho что сие значит? Чья печать и на каком документе она должна фигурировать? Должны ли мы предположить, что вновь избранный получал какой-то документ, скрепленный печатью эпарха? А если имелся в виду «знак креста» (слово σφραγς вполне может означать и это), то кто его ставит и на каком документе? Может быть, прав М. Я. Сюзюмов, предположивший, что под словом σφραγς могло пониматься вообще всякое утверждение в должности или звании, как, впрочем, и скреплена присяга крестным знамением? 822 Или, напротив, прав Даррузес, склонный видеть во σφραγς печать табулярия, которую эпарх вручает кандидату, прошедшему испытания? 823 Печати табуляриев (моливдовулы) действительно существовали в Византии. 824 Так, известны печать императорского табулярия ( βασιλικς ταβουλριος) Феодора, датируемая 550–650 гг.; 825 печать ипата и императорского табулярия Леонтия (VII в.); 826 печать табулярия г. Авидоса Иоанна; 827 печать табулярия Ни- кифора (не датирована); 828 печать анфипата, патрикия постельничего, эконома Великой церкви и табулярия Василия (первая половина IX в.). 829 Особо отметим моливдовулы табуляриев, хранящиеся в составе богатейшей коллекции моливдовулов Государственного Эрмитажа: еще один экземпляр печати императорского табулярия Феодора ( Μ 7657); 830 печать императорского табулярия Григория (М 7404, датируется Шлюмберже VIII или IX в.); 831 неизданные и неизученные печати «великого табулярия» ( μγας ταβουλριος – Μ 7508) и просто табуляриев (М 7746, Μ 7769, Μ 7811), все без имени. Беда лишь в том, что в Византии (как и в Западной Европе, например в Италии) на частноправовых нотариальных актах никогда не бывает печатей, так что монотонная фраза «Следов печати не обнаружено», которая сопровождает все современные издания такого рода актов, представляется совершенно излишней и возбуждает желание задать издателям вопрос: «Разве вообще было возможно, чтобы к частному акту прикладывалась или подвешивалась печать?» 832 Правда, дарственная 1023 (или 1038) г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010