1. Тебе было предсказано и о труде апостолов: Сколь прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих добро, 809 не войну и не зло. Вторит 810 и псалом: До всякой земли доходит речь их и до пределов земли голос их, 811 – а именно, несущих Закон, что пришел из Сиона, и слово Господа из Иерусалима, 812 дабы было, как написано: Все, которые далеко от Моей пραвды, приблизились к Моей правде и истине. 813 2. Когда для этого дела препоясались апостолы, разорвали ли они связи с иудейскими старейшинами, правителями и священниками – или нет? «Конечно, – говорит , – как проповедники иного бога». Напротив, Того же Самого, Писание Которого они как раз и исполняли: Удалитесь, удалитесь, – восклицает Исаия, – уйдите отсюда и не касайтесь нечистого, – т. е. хулы на Христа, – уйдите из среды их, – конечно, синагоги, – отделитесь, что несете Господни сосуды. 814 3. Ибо, как написано выше, Господь уже открыл Своей рукою Святого, 815 – т. е. силой Своей Христа, – перед язычниками, дабы увидели все язычники и края земли спасение, которое было от Бога. Так , удалившись и от самого иудаизма, заменив обязательства и бремена Закона евангельской уже свободой, осуществили сказанное в псалме: Разорвем узы их и сбросим с себя их ярмо, 816 – конечно, после того, как взволновались племена и народы замыслили тщетное; восстали цари земли и князья собрались вместе против Господа и против Христа Его. 817 4. Что потом претерпели апостолы? «Всевозможные, – говоришь, – несправедливости гонений, конечно, от людей Творца как противника того, которого они проповедовали». А как Творец, если Он был противником Христа, не только предвещает, что Его апостолам предстоит претерпеть, но и осуждает ? 5. Ведь Он не мог предвещать чреду деяний другого бога, о котором Он не имел, как вы утверждаете, представления, и не осуждал бы тο, о чем Сам позаботился: Смотрите, каким образом погибает Праведный – и никто не принимает этого к сердцу, и праведные мужи умерщвляются – и никто не обращает на это внимания; ведь лицом справедливости устранен Праведный, 818 – кто это, если не Христос? Придите, – говорят, – умертвим Праведного, ибо Он вреден нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

801 См. X 61. Вставка интерпретированной схолии, может быть, повлекла выпадение части эпикуровского текста; Биньоне дополняет: «одни находятся в прямом падении, другие в отклонении, третьи в колебании». 802 Поодаль, т. е. свободно движутся, как в воздухе;сцепятся, как в твердых телах; будут охвачены сцепленными атомами, как жидкости в сосуде (Хикс). 805 Очень темное место. Общий смысл: «видности» распространяются очень быстро, но не бесконечно быстро, ибо это противоречило бы непосредственному ощущению: ощущение говорит, что «видность» сперва достигает ближних наблюдателей, а потом дальних и что при определении расстояния до источника «видностей» возможны ошибки. Это происходит оттого, что «видности» движутся беспрепятственно лишь до места ощущения, а само столкновение с органом чувств уже становится для них «препятствием». 806 О восприятии посредством истечений через воздух учил Демокрит, о восприятии посредством лучей, идущих из глаза, – Парменид. Эпикур развивал учение Демокрита, но отмежевывался от его изобретателя. 807 От непрерывно исходящих видностей представление возникает в органах чувств, от их остатка (осевшего в сознании) – в мыслях (Бейли). 808 Т. е. всякое ощущение истинно, однако оно может быть неполно и нуждаться в дальнейшем подкреплении; если это подкрепление невозможно, то неполнота восполняется мнением, которое уже может и не быть истинным. 812 Протяженность – metabasis – буквально «обход взглядом», отсюда последующий образ смотреть сперва на одну, потом на другую частицу. 813 Т. е. если мельчайшую частицу и возможно разделить на две меньшие, то мы будем иметь две мельчайшие частицы, а не две части одной. 815 Может быть, вместо неизменных (ametabola) следует читать с Узенером «непротяженных» (ametabata). 817 Эпикур хочет обосновать свое учение о бесконечном падении атомов в пространстве сверху вниз; для этого ему нужно доказать, что в бесконечном пространстве есть верх и низ; чтобы это доказать, он берет за начало отсчета не точку, а протяженную человеческую фигуру с головой и с ногами.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

811 Акустический спектр колокола определяется профилем его стенки. Всякое изменение этого профиля, в том числе и подточка стенки, вызывает соответствующие изменения в акустическом спектре колокола. Выработанные многовековой практикой эмпирические приемы коррекции этого спектра без нарушения его общей структуры (см. рис. 6) позволяют достичь лишь незначительного, не более чем на четверть тона, изменения частот некоторых частичных тонов (Amet J. Praktische Glockenkunde. Sempach, 1927; Weissenback A., PfundnerJ. Op. cit.). На эту незначительность, вероятно, и указывает фраза о невозможности исправить добавочные тона (т. е. унтертон и обертоны). 812 Точное количественное подтверждение таких наблюдений, могли бы дать диаграммы звукового давления в среде, окружающей звучащий колокол. Однако, по всей вероятности, ко времени написания книги таких диаграмм еще не существовало. О методике и некоторых результатах, относящихся к таким экспериментам см.: Fchroeder H.-J. Optishe Schallfelddarstellung mit Phasen und Amplitudenaufzeishnung//Acustica, v. 13 (1963), pp. 92–108). 813 Всякая волна, в том числе звуковая, меняет свое направление, пересекая границу раздела двух сред различной плотности. Говоря вообще, любая неоднородность среды искривляет распространение волн и вызывает их рассеяние. Степень рассеяния тем больше, чем выше частота волны. Неоднородность атмосферного воздуха в значительной мере вызывается неравномерностью, с которой земная поверхность и ее покров нагреваются солнечным светом. Наличие в воздухе мелких частиц иной плотности, нежели он, также является фактором неоднородности. С этой точки зрения становятся понятными сведения о том, что низкие частичные тона колокола слышатся дальше, чем высокие, поскольку рассеиваются слабее; что ночью и в мороз звук колокола кажется более сильным, чем днем и в жару, когда атмосфера становится неоднороднее; что снег задерживает звук и что на него также влияют облака, поскольку то и другое вносят неоднородность в атмосферный воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Звук колокола также бывает слышен различно от той причины, где помещается ухо слушащего: если на одной плоскости с нижним краем колокола – то слышно более главный тон; если же держать ухо отвесно к отверстию колокола, то более слышны добавочные звуки. Влияют также на звук колокола и окружающие предметы, напр., если вблизи колокола находится стена, то стоящие вдали слышат более низкий тон и наоборот вблизи стены – более высокий тон. При звоне в колокол необходимо, чтобы звуку было свободное место куда удаляться и не встречать на своем пути задерживающих преград. Часто встречаются колокольни с глухим барьером окон, так что подвешенный колокол бросает свой звук в этот искусствен­ный колодезь, оставляя малую часть звука для окна. Способ звона в колокол его качанием более выгоден для звука. Все звуки свободно летят в окно колокольни, так как удар языка приходится почти в мо­мент нахождения нутра колокола перед окном. Температура воздуха, как и погода, также влияет на звук. Мо­розный ясный день способствует распространению звука; снег па­дающий задерживает звук 812 . Ночью, благодаря большей равномер­ности плотности воздуха, чем днем, звук сильнее. Влияют также и облака на звук 813 . Сильный мороз делает металл хрупким – и звон тогда небезопасен: колокол может разбиться. Колокольные уши К колоколу приделывают 2–4–6 ушей. В маленьком довольству­ются двумя, а большие всегда имеют 6 ушей – 2 парных и 2 одиночных. Расположение их накрест. Колокола выше 300 пудов подвешиваются на четырех хомутах, захватив все 6 ушей. За парные уши захваты­вают главными хомутами, а за одиночные – добавочными хомутами, имеющими целью не давать колоколу раскачиваться при звоне. Уши изготовляются разных фасонов и рисунков, с украшением и без оных. В России изготовляются уши без всяких украшений – отличаясь одни от других лишь линиями изгиба. В Западной Европе обыкновенно уши украшают каким-либо рисунком листьев, или сажают на каждое ухо по женской или мужской головке. Способ изготовления формы ушей разный. Сама форма должна изображать глиняную массу, в которой имеются пустоты – размера ушей – для заполнения расплавленным металлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Признание соответствия или несоответствия между содержанием различных частей видения шестой печати зависит от толкования. Если мы признаем обычность для еврея представления об ангелах – хранителях народов, то совсем нетрудно представить и то, каким образом Апокалиптик от речи о четырех ангелах при Евфрате сразу же переходит к описанию ужасного войска. Представление о четырех связанных ангелах, под которыми разумеются ангелы-хранители народов, даже более сообразно с апокалипсическим стилем, чем простое представление о толпах – γλαι. Впрочем, еще Ипполит дал правильное истолкование этому месту 813 . Далее, то понимание, какое Spitta предлагает для ο γγελοι ο τοιμασ­μ­νοι ες τν ραν и т. д., является совершенно немыслимым. Какой, в самом деле, умеющий со смыслом выражаться человек мог бы обозначить ангелов времени в терминах: ο γγελοι ο τοιμασ­μ­νοι ες τν ραν κα μραν κα μνα κα νιαυτν?! Правильным здесь можно признать только то толкование, которое видит в приведенном обозначении указание, что событие, описываемое в видении, приурочивается к строго определенному времени 814 . Затем те комбинации мыслей, виновником которых сделался редактор чрез свои перемены в тексте, обнаруживают или его безумие или же непонимание того, над чем он работал: прекращение времени, по редактору Spimm’ы, происходит у великой реки Евфрата, и следствием этого является смерть шестой части людей!.. 815 Вообще, нужно сказать, вся попытка Spimm’ы восстановить видение шестой трубы в первоначальной его форме отличается фантастическим характером. Единственно возможным и естественным представляется нам видеть в четырех ангелах, связанных при великой реке Евфрат, ангелов-хранителей народов. Наоборот, будет фантастичным отожествлять их с четырьмя ангелами, о которых идет речь в Откр.7:1 , а конницу шестой трубы отожествлять с четырьмя ветрами 816 , – здесь нет даже и самого отдаленного сходства. Ввиду этого нельзя предполагать, что в Откр.7:1–13 и в Откр.9:14–19 мы имеем дело с различными обработками одного и того же апокалипсического предания 817 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Все же сначала бой шел на равных и куфийская пехота выдерживала атаки басрийской конницы. Исход сражения решило обманное бегство конницы ал-Мухаллаба, заманившей куфийцев в окружение. Куфийцы обратились в бегство. Пленных не брали, особенно последовательны в этом были куфийские беглецы 812 . Басрийцы прошли через Каскар, оттуда конница пошла по суше, а пехота на судах по каналам добралась до места разветвления каналов южнее Куфы (см.: т. 2, с. 60). Ал-Мухтар закрыл сток, и лодки басрийцев сели на дно в обмелевшем канале. Басрийцы пробились к запруде и раскрыли ее. Ал-Мухтар отошел к ал-Харура, укрепился там и дал бой; он длился до вечера, и только выдержка ал-Мухаллаба, пустившего в ход свой свежий отряд в самый критический момент, помогла переломить ход боя и обратить мухтаровцев в бегство. На узких улицах Куфы схватки продолжались всю ночь, наутро ал-Мухтар укрылся в резиденции. В этих схватках погиб Мухаммад б. aл-Aш'ac. Ал-Мухтар с несколькими сотнями последних сторонников оказался осажденным в центре города без всякой надежды на помощь извне, лишенным доставки продовольствия и воды. Первое время водоносы ухитрялись проносить воду и продавать по динару за бурдюк, и жены осажденных, делая вид, что идут в мечеть, проносили мужьям еду и питье. Потом и этот путь был пресечен. Остался только колодец (или цистерна) с тухлой водой, которую приходилось сдабривать медом. Осада затянулась на четыре месяца. Осажденные предпринимали вылазки, но ни прорваться, ни тем более разгромить осаждавших не могли. Басрийцы не собирались уходить, а куфийцы не выказывали желания поддержать проигравшего вождя. 14 рамадана/3 апреля 687 г. ал-Мухтар предложил всем выйти и погибнуть почетной смертью с оружием в руках. На его призыв откликнулось только 19 или 29 человек. Трудно понять, вступил он тут же в схватку и был убит или попытался скрыться, но был узнан, оборонялся и был убит 813 . Оставшиеся во дворце так и не решились умереть с оружием в руках и вступили в переговоры с Myc'aбoм. Он не дал гарантии сохранения жизни (амин) и предложил сдаться не торгуясь. Осажденные согласились. Среди победителей возник спор об их участи. Одни предлагали казнить мавлей и рабов, а арабов простить, другие считали, что казнь рабов нарушит права их хозяев, поэтому их следует вернуть хозяевам, а те уж сами решат, что делать. Кончилось тем, что все, за редким исключением, были казнены. Число казненных (6–8 тыс. человек) явно преувеличено, если только в него наряду со сдавшимися не включены все казненные в эти дни мухтаровцы.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

1310 В семействе С.И., кроме его супруги Веры Мих., остались четыре сына и одна дочь, в возрасте от 14 до 6 лет. 1311 Β Православной Богословской Энциклопедии. Петроград, 1904, т. V. Две статьи, подписанные буквой: S., принадлежат, кажется, С.И. Смирнову : Изборники, кол. 804–813, и Иларион, митрополит Киевский кол. 846–849. 1314 В 1836 г. У Аксаковых гостила Мария Григорьевна Карташевская, двоюродная сестра Константина Сергеевича Аксакова (См. предисловие к его письмам). 1315 Христофор Геллер (ум. В 1769 г.) – известный немецкий поют и моралист. Пользовался в свое время известностью и у нас. 1327 Число месяца и год в письме, в виду его спешности, не проставлены. По содержанию его оно должно быть отнесено к двадцатым числам июля 1838 г. Написано письмо во Франкфурте на Майне и отправлено из Базеля. 1328 Может быть, А. В. Сухово-Кобылин, впоследствии известный автор „Свадьбы Кречинского“. В 18.38 г. это был еще очень молодой человек, увлекавшийся философией Гегеля. 1329 Местность под Москвой, где семья Аксаковых жила на даче, и где Конс. Серг. в 1836 г. провел лето в обществе своей двоюродной сестры Марии Григорьевны Карташевской, оставившее в его сердце неизгладимый след. 1331 На суждения К. С. Аксакова о французах и немцах влияли, с одной стороны, мнения строго патриархальной, кристально нравственной, русской семьи старого уклада (главным образом, отца – поклонника Шишкова), и зачинавшегося и формировавшегося тогда в Москве кружка славянофилов, с другой – увлечение немецкой поэзией (Шиллер) и философией (Гегель) кружка Станкевича и Белинского, с которым соприкасался и к которому до некоторой степени примыкал К. С. Аксаков в годы своего студенчества. 1332 Далее следует перевод К. С. Аксаковым стихотворения Шиллера. Перевод этот зачеркнут, и сбоку сделана приписка: „Я написал так скверно, что должен переписать“. На следующей странице находим этот перевод тщательно переписанным. 1333 Не знаем, вполне ли точно разобрана эта фамилия, и кто именно был этот один из знакомых семье Аксаковых московских немцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—530— тику общего содержания и плана книги 812 , как заранее указанных её составителю наличной семинарской программой по литургике. Мы рассматриваем в настоящей критической заметке только то, как раскрыто заранее определённое содержание учебника, как осуществлён предначертанный ему план. Больших требований мы не имели права предъявлять и не предъявляли... Не говорим уже о том, что наш последний приговор о книге г. Нестеровского – сравнительный приговор, т. е. тем более снисходительный, что другие учебники по литургике, с которыми только и можно сличать новый, очень и очень далеки от совершенства 813 . Странно было бы требовать от пособия для среднего учебного заведения научности академического курса. Но в известной мере полнота, верность, точность и свежесть сведений обязательны и для первого. Отличается ли этими качествами содержание нового учебника? Уже один следующий ниже перечень пособий, которыми пользовался автор, заставляет отрицательно отвечать на этот вопрос. Перечень этот очень невелик, с другой стороны, те пособия, которые входят в него, в большинстве чужды вполне научного характера. Учебник литургики П. Лебедева, „Руководство по литургике, или наука о православном богослужении“ архим. (епископа) Гавриила да „Пособие к изучению устава богослужения православной Церкви“ протоиерея К. Никольского , – вот главные пособия, которыми почти постоянно и очень широко пользовался составитель нового учебника. Помимо этих главных пособий, автор, по его собственным указаниям, руководился, – но немного, – „Историческим обзором песнопевцев и песнопения греческой церкви“ Филарета, архиепископа Черниговского, сочинением г. (ныне протоиерея) И. Вознесенского „О церковном пении“, брошюрой священника Хитрова: „Подлинный лик Спасителя“, одной статьёй „Воскресного Чтения“ (XXIII, 35 одной статьёй „Христиан- —531— ского Чтения“ (1892, 5–6). Следует предполагать, наконец, у г. Нестеровского некоторое знакомство и с другими, впрочем весьма немногочисленными, статьями „Православного Собеседника“, „Прибавлений к Творениям св. Отцов“, „Христианского Чтения“, „Воскресного Чтения“, „Руководства для сельских пастырей“, также с „Повой Скрижалью“, с известной историей русской церкви проф. Е.Е. Голубинского (слегка и мимоходом) и, может быть, с диссертацией проф. Покровского о „происхождении древнехристианской базилики“. Таким образом, при составлении своего учебника г. Нестеровский имел под руками действительно очень мало пособий, тем менее пособий, вполне удовлетворительных в научном отношении. И уж, конечно, автор не может заявлять претензии, что он хорошо изучил русскую литургическую литературу, как ни бедна эта последняя 814 . О знакомстве с иностранной литературой после этого нечего, конечно, и спрашивать. Между тем при добросовестном отношении к делу следовало бы не только тщательно изучить русскую литургическую литературу 815 , но, в виду бедности последней, позаимствоваться кое-чем и у иностранных учёных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для оценки удара, полученного горскими княжествами, важно было бы знать, кем были молодые люди, служившие живой данью арабам: рабами, которые просто меняли хозяев, или свободными, превратившимися в рабов, сверх захваченных в ходе боевых действий? К сожалению, понять это невозможно. Добыча и пленники доставались не только арабам, но и тем армянским воинам, которые присоединились к армии Марвана. Очень важным для упрочения положения гарнизона главного форпоста Халифата на Кавказе, Дербента, было обеспечение его хлебом за счет поставок, установленных договорами. Как было сказано выше, Маслама переселил в Дербент 24 000 сирийцев, в том числе, несомненно, и членов семей; воинов среди них могло быть до 5000. В месячный паек воина кроме жиров входило около 25 кг зерна (считалось, что взрослому человеку в день нужно два ратла хлеба, т.е. 813 г). В год это составляет около 300 кг, значит, пяти тысячам воинов в год потребуется 150 000 т зерна. Перечисленные поставки зерна в Дербент составляли 180 000 модиев, модий же, употреблявшийся в Армении в раннем средневековье, равнялся 9,78 кг, 592 что соответствовало 1760,4 т., и это вполне обеспечивало пайком 5870 воинов. В завершение темы стоит отметить, что средняя рыночная цена молодого раба в центре Халифата (20 динаров) была эквивалентна 3 тоннам пшеницы, а красивые рабыни могли стоить в десятки раз дороже. Кампания 118/736 г. началась вторжением в область Лакз в верхнем течении Самура. Ее правитель Вартан, сын Настаса, покинул свою столицу и отправился за помощью к хазарам, но по дороге, в Хамзине, его убили. По несколько сомнительной версии, его убил пастух, не знавший даже, с кем имеет дело. 593 Голову убитого доставили Марвану, и он приказал продемонстрировать ее, вздетую на копье, упорно защищавшим столицу воинам. Гибель Вартана сломила их волю к сопротивлению, и они сдались на милость победителю. Марван приказал перебить всех воинов, а женщин и детей обратил в рабство. Непокорность Лакза была наказана значительным ежегодным налогом – 20 000 модиев зерна.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ко времени смерти Аменофиса он должен был иметь около сорока лет. Некоторые указывали, что кажется неправдоподобным, чтобы приемный сын дочери Фараона не нашел себе покровителя при дворе после убийства Египтянина, но это возражение совершенно неосновательно, даже если бы воспитавшая его принцесса была жива; после же ее смерти он, конечно, мог остаться без всякой поддержки. § 16 В продолжении царствования Тотмеса I, на основании этого предположения, Моисей должен был находиться в земле Мадиамской; но события этого царствования были не без влияния на его историю. Царствование Тотмеса I было время великого благоденствия. Совершенное покорение округа между верхним Египтом и Нубией подтверждается надписью, о которой мы упоминали, и другою надписью, найденною Прусскою ученою экспедициего на скале, напротив острова Томбоса. 811 Последующие годы его царствования 812 были употреблены на ведение войн более общего интереса. Мы узнаем из упомянутой выше надписи, что он вторгся в Мессопотамию, выиграл большое сражение и привел назад огромное количество пленных. Таким образом, в положении Египта последовала важная прогрессивная перемена. Постоянные доходы Египта увеличились присоединением Нубии, страны золота 813 , и от итого времени мы видим, что Фараоны владеют многочисленными колесницами, которые хотя не были неизвестны Египтянам 814 , но которые не изображались на древнейших монументах. Все указывает на величие и силу нации в это время. § 17 После смерти Тотмеса I управление страною было опять в течении нескольких лет в руках женщины. Сестра и она же жена Тотмеса I, по имени Аамес 815 , называемая Фл. Иосифом Амессис, была регентшей или царицей, согласно Манефо, в продолжении более двадцати лет. Тотмес II 816 выказал энергию при начале своего царствования: он вел успешную войну против Шазу, кочевых племен на северо-восточной границе. Никаких других указаний о его деяниях не найдено на монументах. Его царствование продолжалось не долго и, конечно, было не блистательно. Из современных памятников, однако, достоверны следующие факты.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010