Следствием широкого распространения во франкской церкви ирландских и англо-саксонских пенитенциалов было то, что новая покаянная система, на первых порах практиковавшаяся совместно с древне-церковною покаянною системою, мало-по-малу стала вытеснять последнюю. Фактическое влияние пенитенциалов на покаянную практику франкской церкви было настолько сильно, что официальные органы церкви – епископы и соборы сочли нужным противодействовать распространению их. Соборы настаивают на необходимости устранить из церковной практики пенитенциалы и основывать на будущее время решения в покаянных делах на канонах вселенской церкви и на древнем церковном обычае. Собор шалонский (813 одним из своих канонов (38) определяет: modus autem poenitentiae peccata sua confitentibus aut per antiquorum canonum institutionem aut per sanctarum scripturarum auctoritatem aut per ecclesiasticam consuetudinem imponi debet, repudiatis ac penitus diminatis libellis, quos poenitentiales vocant, quorum sunt certi errores, incerti auctores. Затем, соборы настаивают на необходимости различать явных преступников от тайных грешников и первых подвергать публичному покаянию. Второй реймский собор (813 г.) постановляет: discretio servanda est inter poenitentes, qui publice et qui absconse poenitere debent. Nam qui publice peccat, oportet ut publica multetur poenitentia et secundum ordinem canonum pro merito suo et excom- municetur et reconcilietur. Мало этого; в противовес пенитенциалам, принесенным с британских островов, франкские епископы начали составлять особые покаянные сборники исключительно на основании вселенских канонов. Таков напр. сборник Галиттара, епископа в Камбре, составленный по просьбе епископа реймского Эббо, «ех Patrum dictis, canonumque quoque sententiis» 623 . Однако реакция не привела к желанным результатам: новая покаянная система везде оставалась победительницей; она распространялась шире и шире, и всюду пользовалась громадным значением 624 . Правда, она не вытеснила совершенно публичного покаяния, но сделала то, что последнее к началу X века или ко времени составления Региноном известного канонического сборника «de synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis», окончательно превратилось в юридический институт, навсегда уступив присущий ему сакраментальный элемент тайной исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Минь. Т. IV. С. 662. Творения Т. IV. С. 813. г) посещение храма в годовые праздники только не так похвально; Ведь, у этих людей, которые увлекаются просто и без рассуждения, и самого усердия (к добру) нельзя назвать похвальным. Это обнаружится на следующем собрании. Когда мы будем праздновать Святую Пятидесятницу, стечется такое множество народа, что здесь будет у нас крайняя теснота. Но я не похвалю такого стечения, потому что это будет делом привычки, а не благочестия. Итак, что может быть жальче этих людей, когда и нерадение их так преступно, и кажущееся усердие не заслуживает похвалы? Тот же, кто участвует в этом божественном собрании по любви и здравому рассуждению, тот, конечно, должен делать это постоянно, а не (приходить только) вместе с теми, которые являются сюда лишь в праздник, потом опять уходить, увлекаясь, подобно овцам, без рассуждения. Минь. Т. IV. С. 662. Творения Т. IV. С. 813. 315. Женщина Женщина – существо настойчивое и решительное: если уклонится ко злу, то совершает великие злодеяния; а если примется за добродетель, так скорее отдаст жизнь свою, нежели отстанет от своего намерения. Минь. Т. IV. С. 663. Творения Т. IV. С. 814. 316. а) молитва предохраняет от греха; Ничего нет равного молитве: она и невозможное делает возможным, трудное – легким, неудобное – удобным. Ее совершал и блаженный Давид, о чем говорил так: «седмерицею в день хвалих тя о судьбах правды твоея» ( Пс. 118:164 ). Если же царь, обремененный бесчисленными заботами и развлекаемый со всех сторон, столько раз в день молился Богу, то какое оправдание или прощение можем получить мы? Ведь, мы имеем столько праздного времени, и не молимся Ему непрестанно, несмотря даже на то, что можем получить столь великую пользу. В самом деле, невозможно, совершенно невозможно, чтобы человек, молящийся с должным усердием и постоянно призывающий Бога, впал когда-либо в грех . А почему это так, я скажу. Кто воспламенил свой ум, возбудил душу, переселился на небо и, таким образом, Господа назвал своим; кто, вспомнив о своих грехах, беседует с Ним о прощении их и молит Его быть милостивым и кротким, тот, предаваясь такой беседе, отлагает всякое житейское попечение, окрыляется и становится выше страстей человеческих. Врага ли увидит он после молитвы, – уже не будет смотреть на него, как на врага; красивую ли женщину, – не соблазнится при виде ее, потому что пламень, возженный молитвой, еще остается внутри его и отгоняет всякую негодную мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Круглый город. План-реконструкция (по Ласснеру) Круглый город. План-реконструкция (по Ласснеру) Следующие 70 лет, с кон. VIII по 1-ю пол. IX в., были временем наибольшего расцвета Б. Халиф аль-Махди перенес свою резиденцию в ар-Русафу, после чего район на вост. берегу Тигра стал играть все более значительную роль в жизни города и скоро сравнялся по размерам с его зап. частью. При халифе Харуне ар-Рашиде (786-809) Б. достиг зенита своего развития. Во время междоусобной войны сыновей Харуна ар-Рашида, аль-Амина, правившего в Б., и аль-Мамуна, эмира Хорасана, город подвергся длительной осаде (812-813) хорасанской армией. В ходе боев была сильно разрушена зап. часть столицы, впосл. никогда уже не достигавшая прежних размеров. Аль-Мамун (813-833) окончательно перенес резиденцию халифов на вост. берег. Б. в его правление пережил новый подъем и период масштабного строительства. В 836 г. халиф аль-Мутасим из-за постоянных столкновений багдадцев с придворными тюрк. гвардейцами халифа перенес столицу в г. Самарру, вверх по Тигру. Б. тем не менее оставался крупнейшим культурно-экономическим центром мусульм. Востока. В 865 г. халиф аль-Мустаин, тяготившийся зависимостью от своей тюрк. гвардии, бежал из Самарры в Б. и был там осажден тюрками, избравшими нового халифа. За год осады, закончившейся капитуляцией аль-Мустаина, сильно пострадали вост. кварталы города, впосл. восстановленные лишь частично. С 892 г. халифы снова вернулись в Б. и отстроили в его юго-вост. части новый комплекс дворцов, окруженных садами и протяженной стеной; вокруг образовалось кольцо густозаселенных кварталов. В Х в. Б. тянулся по берегам Тигра на 7-8 км; его население, по нек-рым подсчетам, достигало 1,5 млн чел. Заметную часть населения средневек. Б. составляли христиане (А. Мец оценивает их численность на IX-X вв. в 40-50 тыс.). Большинство их компактно проживало в квартале Дар-ар-Рум, находившемся в сев.-вост. р-не Шаммасия (арам. Шаммас - диакон). Средневек. авторы писали, что первыми жителями христ.

http://pravenc.ru/text/77320.html

Такое отношение свидетельствуют о любви и уважении к своей пастве. И в своей проповеди он опирался на все положительное, что он находил в слушателях. Обращая их мысли к Богу, он возвышал их мировоззрение, обогащая его Евангельскими представлениями и нравственными нормами. Это всегда давало положительный результат, и существует множество фактов преданной любви к нему аляскинской паствы. Он так же учил, чтобы аналогичный подход к служению был и у его сподвижников священников-миссионеров. Так за короткий исторический срок — сто с небольшим лет — Православие стало культурой, верой и национальным сознанием народностей Аляски. Оно не исчезло после продажи Аляски США, когда на ее территории развили активность многочисленные инославные миссии, имевшие государственную поддержку. По мнению современного историка и этнографа Р.Г. Ляпуновой, «культурные инновации русского периода существуют сейчас в самосознании аборигенов как элементы их собственной национальной культуры» (12). Большинство коренного населения Аляски остается православным и по настоящее время, считая Православие верой своих предков. 1. Указ Ея Императорского Величества самодержицы Всероссийской. АВПРИ. Ф. 130. Оп. 130/1. Д. 1. Л. 1. 2. См. Громов П., протоиерей. Историко-статистическое описание Камчатских церквей//Труды Киев. духовной академии. — Киев, 1861. — Т. 1. — С. 45. 3. Письмо Беринга Преосвященному Иннокентию епископу Иркутскому и Нерчинскому. 31 июля 1734 года. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6. Л. 370; См. также: Громов П., протоиерей. Историко-статистическое описание Камчатских церквей. С. 45. 4. Письмо Беринга Преосвященному Иннокентию, епископу Иркутскому и Нерчинскому. 23 июля 1734 г. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6. Л. 813-813 об. 5. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 6. Л. 980. 6. Некоторые американские авторы высказывают мнение, что во Второй Камчатской экспедиции Беринга, которая достигла берегов Америки, принимали участие иеромонах Иларион (Трусов) и иеромонах Игнатий Козыревский. Академик Н.Н. Болховитинов говорит, что «ни Трусов, ни Козыревский во Второй Камчатской экспедиции не участвовали» (История Русской Америки (1732-1867).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205881...

1127 В Феодоровом пенитенциале в высшей степени любопытна постоянная параллель между греческой и римской церковной практикой. Во второй части 8-я глава даже специально посвящена этому сравнению: De moribus Graecorum et Romanorum. Замечают также следы влияния Юстиниановских новелл (140; 22 с. 5, 6, 7; 34 с. 10). 1129 Вслед за Вассершлебеном: Рихтер (Lehrbuch, § 40), Вальтер (Lehrb. § 93), Якобсон (Herzog " s R-Encyklop. II, 467), Ленинг, (Geschichte, II, 478), и др. 1130 Schmitz всеми силами старается доказать, что существовала целая группа пенитенциалов, называвшимися римскими, отличительной чертой которых служило то, что они основывались на соборных канонах, а не на частных предписаниях или изречениях частных составителей. Но в сущности он доказывает только то, что и самые соборы западные в постановлениях своих, касающихся покаянной дисциплины, ссылались на правила греческих соборов (Bussbücher, S. 203), как это указывает и Вассершлебен (Bussordnungen, 57); а отсюда прямо следует, что западная покаянная дисциплина в рассматриваемый период вообще основывалась на греческих источниках. 1132 См. сравнительную таблицу, показывающую их зависимость от Мерзобургского, у Вассершлебена, Bussordnungen, S. 438–440. 1133 Jacobson, Real-Encycl. II, 467. Synod. Cabilonens. 813 с. 38. (Ср. Synod. Turon. III, 813, can. 22; Moguntinum, 847, can. 31; Capitular, lib. V, cap. CXVI). 1135 Ibid. 72. Старания Шмитца доказать существование особой римской группы должны быть признаны не удовлетворительными. См. об этом у проф. Суворова, Следы, стр. 101–105. Ср. Loening, Geschichte des deutschen Kirchenrechts, II, 479, Anmerk. 1. 1137 Этого мало. Самое светское законодательство было кодифицировано не на Западе, а на Востоке, ибо Кодексы Феодосия и Юстиниана, реципированные на Западе, составлены восточными юристами (Константинопольскими и Беритскими) по повелению восточных императоров. Латинский перевод новелл Юстиниана, принятый на Западе, был составлен не на Западе, а на Востоке, Константинопольским профессором. Западные Кодексы римского права: Алариха и Гундобада, были механическими компиляциями, почерпнувшими существенную часть из восточного кодекса Феодосия. Во всяком случае западные кодексы были побеждены и вытеснены восточными.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Поэтому значительная часть самарян, как сообщает Абульфат, эмигрировала из Палестины, a многие, соблазненные обещанными наградами, даже приняли ислам . Тяжесть положения самарян под властью чуждого и фанатического правительства увеличивалась еще общественными бедствиями, постигавшими Палестину, каковы – моровая язва, опустошения саранчи и голод. От голода, по словам Абульфата, самаряне страдали в особенности в правление знаменитого Гаруна аль-Рашида (785–809). При преемнике Гаруна, бездарном и развратном Амине (810–813), во время войны его с братьями, были сожжены в трех городах (Заита, Салим, Арсуф) самарянские синагоги. А вскоре после умерщвления халифа Палестина была опустошена саранчой, вследствие чего опять произошел голод. Погибших от голода было такое множество, что земля от трупов стала нечистой. Префект Неаполиса, который стал называться Наблусом, Насрур ибн-Амир пришел в это тяжелое время на помощь самарянам и хотел облегчить их бедствие; но за свое расположение к иноверным он был убит магометанами. Общественное бедствие вызвало, кроме того, крайнюю деморализацию, так что даже дочь самарянского первосвященника совершила преступление, за которое законом Моисеевым назначается сожжение ( Лев. 20, 9 ), и была спасена от ужасной казни только заступничеством народа. – Преемником Амина был брат его Мамун (813–833). При нем самаряне нашли себе покровителя в лице Абдаллы, сына Тагера, который усмирял восстание в Палестине. Но после того, как Абдалла отправился для усмирения восставших в Египте, самаряне снова оказались в прежнем положении и много терпели от фанатизма мятежника Ибн-Фаразы, хотевшего силою обратить их в ислам. Когда мятеж был подавлен, Мамун, в предупреждение постоянных восстаний, решил разрушить в Палестине почти все крепости, дабы они не служили оплотом для мятежников. В это время была уничтожена и крепость, построенная императором Зеноном на Гаризиме. Кроме этого, Мамун отягощал своих подданных тяжелыми налогами, которые в Палестине некий Абульгаруд взыскивал особенно бесчеловечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУТАЗИЛИТЫ [Аль-му " тазиля; араб. «обособившиеся», «отделившиеся», «удалившиеся»], представители мусульм. рационалистического богословия, игравшего значительную роль в религиозно-политической жизни Омейядского и особенно Аббасидского халифатов в VII-X вв. Направление, объединившее М., было основано Василом ибн Атой (699, Медина - 748, Басра) и Амр ибн Убайдом (699, Балх, совр. Афганистан - 761, Басра) в Басре после того, как они «обособились», покинув богословский кружок Хасан аль-Басри (642, Медина - 728, Басра), видного богослова и одного из первых аскетов, прямых предшественников суфиев. Самоназванием М. было «люди справедливости и единобожия» (ахл ал-адл ва-таухид). Считается, что мутазилизм был одним из важнейших направлений калама (араб. «слово», «речь»), рационально толковавшего догматы ислама и в основном не следовавшего религ. авторитетам. Первоначально противоречий между мутазилизмом и суфизмом (мусульм. мистицизмом) не было. Исторически оба течения восходят к школе Хасан аль-Басри. Определенную связь можно проследить между идеями мутазилизма, фикха (мусульм. юриспруденции) и греч. философии, к-рая приобрела широкое распространение среди арабо-мусульм. образованной элиты. Неслучайно М. отрицали необходимость буквального следования религ. авторитетам и традициям (таклид) и считали сомнение первым условием познания. О взглядах Васила ибн Аты известно мало. Единая система мировоззрения М. сформировалась позже в трудах др. богословов из Басры: Абу-ль-Хузайля аль-Аллафа (ум. ок. 849), Муаммара ибн Аббада (ум. ок. 830), Ибрахима ан-Наззама (ум. ок. 845), а также в сочинениях багдадского мыслителя Бишра ибн аль-Мутамира (ум. между 825 и 840). К этому кругу богословов относился и крупнейший прозаик энциклопедист аль-Джахиз (775-868). М. критически относились к Омейядам и приветствовали приход к власти Аббасидов. Их идеи успешно развивались при халифах: Харуне ар-Рашиде (786-809), аль-Амине (809-813) и особенно при аль-Мамуне (813-833), к-рый привлекал к управлению гос-вом ученых и основал в Багдаде академию «Дом мудрости» (араб. Дар аль-хикма). В 827 г. аль-Мамун провозгласил тезис о сотворенности Корана как офиц. доктрину халифата, а за 2 месяца до смерти в 833 г. ввел специальную проверку (михна) для судей, правоведов и богословов на предмет их лояльности мутазилизму. В основном это касалось лиц, занимавших гос. должности. Такие проверки проводились и при следующих халифах - аль-Мутасиме (833-842) и аль-Васике (842-847), но халиф аль-Мутаваккиль (847-861) подверг М. гонениям. Особое неприятие у ортодоксальных богословов вызывала убежденность М. в сотворенности Корана.

http://pravenc.ru/text/2564406.html

Что в особенности было чувствительно для византийской гордости, это то обстоятельство, что в Месимврии как важном и хорошо защищенном морском городе, служившем складом военных запасов и продовольствия, были сложены и те снаряды, которые составляли тщательно охраняемый государственный секрет. Именно там найдено болгарами 36 медных сифонов для бросания так называемого греческого огня, значительный склад этого драгоценного состава и запасы золота и серебра, не говоря уже о складах всякого продовольствия. Поэтому дошедшее в столицу 5 ноября известие о взятии города повергло всех в крайнее сокрушение. Можно удивляться, что правительство не предприняло в это время никаких мер, чтобы отвлечь внимание Крума от важнейших византийских позиций в Восточной Фракии, как Девельт и Месимврия, но современный и осведомленный источник разъясняет дело: «Был же Михаил ко всем милостив и снисходителен, только в государственных делах без царя в голове 443 , во всем подчиняясь магистру Феоктисту и другим вельможам» 444 . Таким образом, с весной следующего 813 г. Крум начал спешно готовиться к походу на Фракию, как об этом доносили императору бежавшие из Болгарии христиане. Чтобы предупредить это движение, царь Михаил тоже выступил в поход и действительно побудил этим Крума вернуться обратно. И перед осадой Месимврии, и по взятии города Крум не раз предлагал заключить мир, но в Константинополе неохотно шли на его предложения по причинам, о которых будет речь несколько ниже. Напротив, весной 813 г. в столице шли обширные приготовления к войне, для чего набор был объявлен даже по малоазийским фемам, или военным округам, что вызвало, впрочем, большое раздражение, в особенности в Каппадокии и в Армениаке. В мае начался поход, но он, по-видимому, не имел определенной цели, т. к., по свидетельству Феофана, войско занималось грабежом и наносило фракийским городам и селениям большой вред. Но вот появился на театре военных действий и Крум и остановился в небольшом расстоянии от царского войска. Место расположения войск и состоявшейся 22 июня битвы называлось Версиникия и находилось неподалеку от Адрианополя 445 , где раз уже сходились Константин V и Кардам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Конец гос-ву А. положило монг. нашествие. В нач. 1258 г. войска Хулагу-хана после недолгой борьбы овладели Багдадом; жители мусульм. кварталов были перебиты или уведены в плен, последний халиф аль-Мустасим был казнен. Христиане пользовались покровительством монголов, и резня их не коснулась. После падения халифата егип. и сир. мамлюки провозгласили халифом самозванца, выдававшего себя за одного из уцелевших А. Он и его потомки пребывали в Каире и выполняли декоративные функции по приданию авторитета власти мамлюков. Эта «династия» пресеклась в 1368 г., а через неск. десятилетий после завоевания Египта османами (1517) титул халифа был принят тур. султаном. Халифы династии А.: Абу-ль-Аббас ас-Саффах (749-754); аль-Мансур (754-775); аль-Махди (775-785); аль-Хади (785-786); Харун ар-Рашид (786-809); аль-Амин (809-813); аль-Мамун (813-833); аль-Мутасим (833-842); аль-Васик (842-847); аль-Мутаваккиль (847-861); аль-Мунтасир (861-862); аль-Мустаин (862-866); аль-Мутазз (866-869); аль-Мухтади (869-870); аль-Мутамид (870-892); аль-Мутадид (892-902); аль-Муктафи (902-908); аль-Муктадир (908-932); аль-Кахир (932-934); ар-Ради (934-940); аль-Муттаки (940-944); аль-Мустакфи (944-946); аль-Мути (946-974); ат-Таи (974-991); аль-Кадир (991-1031); аль-Каим (1031-1075); аль-Муктади (1075-1094); аль-Мустазхир (1094-1118); аль-Мустаршид (1118-1135); ар-Рашид (1135-1136); аль-Муктафи (1136-1160); аль-Мустанджид (1160-1170); аль-Мустади (1170-1180); ан-Насир (1180-1225); аз-Захир (1225-1226); аль-Мустансир (1226-1242); аль-Мустасим (1242-1258). Лит.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1898-1903. Т. 1-4; Мюллер А. История ислама. СПб., 1898. Т. 2; Mez A. Der Renaissance des Islams. Heidelberg, 1922 (рус. пер.: Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996); Hitty Ph. History of Syria. N. Y., 1951; Бартольд В. В. Соч. М., 1966. Т. 6; Lewis B. The Arabs in History. L., 1966; Atiya A. A History of Eastern Christianity. L., 1968; Wellhausen J. The Arab Kingdom and its Fall. L., 1973; Eliss é eff N. L " Orient musulman au Moyen Âge (622-1260). P., 1977. P. 118-207, 305-306; Kennedy H. The Early Abbasid Caliphate. L., 1981; Фильштинский И. М. История арабской литературы: V - нач. IX в. М., 1985; он же. История арабов и халифата (750-1517 гг.). М., 1999; Грюнебаум Г. Э. Классический ислам, 600-1258. М., 1988; Михайлова И. Б. Средневековый Багдад. М., 1990; она же. Распад Аббасидского халифата//История Востока. М., 1995. Т. 2: Восток в средние века. С. 222-225; Большаков О. Г. ал-‘Абба  си  йу  н//Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 5-6; он же. Арабские завоевания: Халифаты Умайядов и Аббасидов. Распространение ислама//История Востока. Т. 2 С. 124-131.

http://pravenc.ru/text/62416.html

Профессор и академик Васильевский видел в приписке Mosquensis 252: ως δε τ χρονικ Γεωργου, π τν δε μνον Λογοϑτου прямое свидетельство, что отдел Mosq. 252 до 842 интерполирован, и именно из логофета 46 . Он переводит: «доселе сводная хроника Георгия (и логофета), а отселе только (=одного) логофета». Но переводить едва ли не естественные: «доселе хроника Георгия; отсель только (π τν δε μνον) логофета» 47 . То есть читатель! если, читая логофета, ты найдёшь у него в отделе до 842 года места, тождественные с этой рукописью, Mosq. 252, – то знай, что это логофет списывал с полного, окончательного издания Георгия, а не Георгий Mosq. интерполирован из логофета; «только отселе», то есть от 842 года, начинается действительный, оригинальный логофет. Такое же значение могут иметь и notae marginales Mosq.: «το Λογοϑτου» «ξ λλου βιβλíoυ» и так далее, выделяющие негеоргиевское из состава текста; так оправдываются и заметки 6 рукописей (Paris. 1706, Ambros. С. 184 и Palatin. Vatic. 394; Страсбургская Cod. L. Graec. 8 университетской библиотеки, Monac. graec. 139 и Цейцская Ciz. 65), уже прямо и бесспорно говорящие об участии логофета в их отделе до 842 г. (См. de Воог, Die Chronik des Logotheten, Byz. Ztschr. 4, 2, 233–284) На такое представление дела Васильевский приводит весьма сильное, по-видимому, возражение. Разбирая вопрос, кем пользовался Лев Грамматик, распространённым Георгием или логофетом, и, решая его в пользу логофета, он указывает на то, что якобы нет никаких признаков, что Лев Грамматик пользовался несомненным, подлинным Георгием, так как нет случаев текстуальных совпадений Льва Грамматика с Георгием Coisll. 134 и 310. Mutatis mutandis это значит, что, предполагая у логофета пользование распространённым Георгием, мы должны думать, что точно нарочно логофет не списал из него ни одной строчки там, где московский и коаленов Георгий (или, по нашему, третье и второе издания) дают тождественный текст, – что, конечно, крайне невероятно. Васильевский указывает, что в отделе до 813 года есть «близкие совпадения» между коаленевым Георгием и логофетом: это объясняется тем, что оба писателя пользовались одним источником, именно сокращённым Феофаном 48 ; но он решительно отрицает, что «вторичное родство» есть между логофетом и коаленевым Георгием в отделе 813–842 годов, где Георгий является самостоятельным писателем 49 , признавая, что и здесь есть лишь «первичное сходство», вследствие пользования одними источниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010