была слабо населена. Крайним северным пунктом здесь был Лапских Шуезерский погост на 631/2° с. ш. (между 3° и 4° в. д.), другие крайние погосты Выгодерскин и Лапских Паданский). К западу граница шла на Ладожское озеро через густо заселенную местность по западному побережью Онежского озера; затем по озеру Сандаль она поднималась до северной его оконечности и направляясь к западной границе Петрозаводского уезда, спускалась к берегам Ладожского озера, огибая его восточный берег и почти весь южный до соединения пограничных линий Шлиссельбургского и Ладожского уездов, где упиралась в Ладожское озеро; в дальнейшем своем направлении она совпадала с современными восточными границами Шлиссельбургского уезда, а затем шла до северных границ Новгородской губернии. Самым северо-западным пунктом был Ложголов, отсюда граница направлялась к верховьям р. Оредежи – правого притока Волги и р. Оредежью до впадения её в р. Лугу, далее рекой Лугой до озера Самро и затем поднималась к северу, захватывая погост Ложголово. 143 Западная граница, начинаясь с Ложголова, шла по р. Долгой (левый приток р. Луги) до самых верховьев отсюда она направлялась к западу и севернее г. Гдова достигала р. Плюсы и по р. Плюсе к ее верховьям и далее к северной пограничной линии нынешних Псковского и Порховского уездов, затем по западной границе Порховского уезда до северных границ Новоржевского уезда; северо-западные и западные границы того же уезда совершенно определяют конец западной границы вообще Новгородской епархии. В конечном южном пункте, пограничном с Невельским уездом, западная граница переходила в южную. 144 Южная епархиальная граница шла по южной границе. Великолуцкого уезда и далее, отделяя г. Торопец к бывшей Патриаршей области, шла на озеро Селигер, к южной границе нынешней Новгородской губернии. Там, где южная граница Валдайского уезда встречается с восточной – Осташковского уезда, южная епархиальная граница переходила за р. Цну, правый приток р. Тверцы, затем спускалась к югу и шла южными границами Вышне-Волоцкого уезда, пересекаясь сначала р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ангел-хранитель оберегал Германа и при возвращении на «гражданку». Грузовик, на котором уволенные в запас возвращались из Северодвинска, перевернулся; в живых остался лишь один Герман. Продолжив учёбу в семинарии, он принял монашеский постриг, закончил академию. Долгие годы архимандрит Маркелл был настоятелем Феодоровского собора в Царском Селе (г. Пушкин); в 2006 г. рукоположен во епископа Петергофского. Но не всем «срочникам» везло так, как Герману Ветрову, особенно, когда речь шла о протестантах. В те годы в Петрозаводске зверь-уполномоченный захотел посадить местного баптистского пресвитера уж больно активный миссионер-проповедник! И «на контакт» не идёт. Предлог был найден: по воскресным дням в молитвенный дом тайно приходили верующие солдаты, отпущенные в увольнение из близлежащей воинской части. В «подсобке» они переодевались в гражданскую одежду, чтобы не «светиться» во время богослужения. И вот милицейская облава; солдат бросили в воронок. А потом – под трибунал; за «покушение на дезертирство». Пастора – под следствие: пособник дезертиров, помогал доставать гражданскую одежду. А ещё маячила статья за шпионаж: ведь та воинская часть была особо секретной. Тогдашний старший пресвитер по Северо-Западу срочно прибыл в Петрозаводск – вызволять собрата из темницы. А хам уполномоченный на него – матом! Пришлось осадить самодура: есть свидетели, вечером вылетаю в Москву, а с утра – в Совет по делам религий, с жалобой на самоуправство. ... В аэропорте идёт посадка на вечерний рейс, пассажиры проходят через «катушку» – контроль «на металл». Если даже у пассажира «всё чисто», всегда можно устроить так, что раздастся тревожный звонок. А это – предлог для личного досмотра. – Что у вас в кейсе? Откройте! – Так, Библия! И ещё одна? Значит – распространение! А как озаглавлен рукописный сборник-конспект? «Царство света и царство тьмы»? А это уже антисоветчина. Будем составлять протокол. – Опоздаете на самолёт? А Вам теперь торопиться некуда! Пройдёмте! Посадка на самолёт закончена. А для старшего пресвитера она только начинается, но уже не на самолёт. А просто – посадка. Что же спасло его в тот вечер от темницы? Как это ни странно – местное УКГБ, состоявшее в грызне с МВД. (Смертельная схватка спецслужб (Андропов – Щёлоков) шла в Москве, но трясло и провинцию.)

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Уполномоченный вбежал в кабинет и плюхнулся на стул. Он сидел какое-то время молча, опустив плечи. - Ты это... кха, кха. Оказывается Вы, Батагов, народный герой у нас. Интересно узнать такое, неожиданно... Он стряхнул с плеч досаду, выпрямился, открыл принесенную папку и достал из ее недр маленькую бумажку. - Это повестка в военкомат. Через два дня явитесь. Искупите, так сказать, свою вину в боях с врагом. Не поднимая глаз, он желчно, тихо пробурчал: - Повезло тебе, счетовод. Буденный тебя знал... А то гнил бы у нас, пока бы не сгнил. Так в феврале 1942 года колхозный бухгалтер Силантий Егорович Батагов оказался на Карельском фронте и начал боевую службу в качестве пулеметчика в составе 23 гвардейской стрелковой дивизии. 3 Второй номер пулеметного расчета Николай Борисов явился, когда день перевалился на другой бок, а потом потихоньку, мелкими шажками начал шагать к западу. Он был развеселый сейчас, этот молодой парень родом из петрозаводских рабочих. В расположении части он навестил всех своих дружков, позубоскалил, погоготал, побазарил о том, да о сем. И даже как будто приложился маленько к положенной для бойцов на время боевых действий «наркомовской» водочке. Глаза его брызгали на Батагова и на окружающий белый свет буйной удалью и молодым нахальством. Пилотка кое - как прилепилась на затылке, ремень был до невозможности ослаблен, и бляха болталась совсем уж на боку. Батагов любил Кольку Борисова, этого трепача и шалапута. Любил за легкий характер, за незлобивость, за желание и умение выполнить любую работу в любой обстановке, за честность и храбрость. Не зря он выпросил его к себе в расчет у взводного командира Ишутина. - Краса ненаглядна, сказал ему Батагов, - из каких же таких далеких краев занесло тебя сюды, солдатик? С совершенно невинной физиономией Борисов доложил своему командиру пулеметного расчета, что «боевое задание выполнено, разведка произведена, оружие и продовольствие доставлено». - Да не наблюдаю я ничего такого пока, рядовой Борисов. Покажи-ка мне добычу свою.

http://ruskline.ru/analitika/2016/07/04/...

Даже Бахтин попал под подозрение как не вполне филолог и не вполне ученый (достаточно вспомнить серию статей в «Новом литературном обозрении»). Я сам тогда работал в РГГУ и пытался доказать коллегам совсем очевидные вещи: например, что на одной кафедре вполне могут работать люди с разными научными убеждениями. Увы, мне это так и не удалось. Оказалось, что в университете, декларирующем свою прогрессивность и демократичность, представления на самом-то деле очень советские, причем с каждым годом этот советизм нарастал (у меня даже есть об этом небольшой фельетон — «От ВПШ к РГГУ и обратно»), и в 2010 году меня, наконец, оттуда «вычистили». Коллективизм против соборности В том же 1995 году издательство Петрозаводского университета любезно предложило мне издать книгу «Категория соборности в русской литературе». Если помните, тогда одни с нетерпением, другие со страхом ждали, что вот-вот коммунисты возьмут реванш. Господствующее настроение было таким, что соборность и коллективизм — это, в сущности, одно и то же. Я же в своей книге пытался показать, что советский коллективизм и русская православная соборность не только не синонимы, но имеют совершенно разный генезис, что советский коллективизм есть отрицание русской соборности. Книга вышла огромным для университетских изданий того времени тиражом — три с половиной тысячи экземпляров, — и ее тоже восприняли как вызов. — Не могли бы вы привести свои аргументы из той книги? Многие ведь по-прежнему убеждены, что между коммунизмом и христианством немало общего. — Существуют разные типы культур. Культура индивидуализма, где на первом плане «Я». У нас ее принято считать характерной для Запада, хотя по отношению к современному Западу это не совсем так. Противоположен индивидуализму тоталитарный коллективизм, где есть «Мы» и угнетение «Я», то есть всякой индивидуальности, уникальности, подавление личности. В соборности личность не только не подавляется, но в каждом человеке, независимо от его интеллекта, социального статуса, даже в опустившемся бродяге я должен увидеть не «маленького человека», не производное пресловутых «условий среды», а пусть и поврежденный, но все-таки образ Божий. Соборность строится на формуле «Ты еси».

http://pravmir.ru/ivan-esaulov-ot-veliko...

Город Лахденпохьи находится примерно в 300 километрах западнее Петрозаводска, на месте впадения реки Аура-Йоки в Ладожское озеро. Живописное побережье Яккимваарского залива Ладожского озера украшает церковь, которую 21 мая 2005 года архиепископ Мануил освятил во имя Пророка Илии. Небольшой деревянный храм впечатляет своим благолепием. В первую годовщину освящения храма, в день памяти святого Пророка Божия Илии, в городе был совершен первый крестный ход. Адрес: 186630, республика Карелия, Лахденпохский район, Лахденпохья, улица Садовая, дом 16 Как добраться: расположен на северо-западном побережье Ладожского озера (пристань), на реке Аура-Йоки, в 3 км от жд станции Яккима, в 331 км к западу от Петрозаводска. Доехать можно до железнодорожной станции Яккима. От станции до города Лахденпохья ходит автобус и маршрутка. От Петрозаводска и Сортавалы-автобус до Лахденпохья. Подробнее... Храм Серафима Саровского (Хийтола) [ править править код ] На краю Русской земли в 20-ти километров от границы (в поселке Хийтола) стоит маленький храм у перекрестка дорог — в честь преподобного Серафима Саровского. Храм был построен в 1997 году первоначально как часовня. Его размеры: 9 шагов от порога до горнего места и 4 шага в ширину. Регулярные богослужения в храме проходят с 2011 года, и число прихожан медленно увеличивается. 1 августа 1999 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, храм был освящен епископом Петрозаводским и Карельским Мануилом в честь преподобного Серафима Саровского. Адрес: 186000, республика Карелия, Лахденпохский район, поселок Хийтола, Куркиекское шоссе Как добраться: станция Хийтола соединена электричками с 38 станциями, лежащими в следующих регионах — Ленинградская область, Республика Карелия. Самые популярные рейсы электричек: Выборг — Хийтола. Подробнее... Питкярантский район [ править править код ] Храм Вознесения Господня (Питкяранты) [ править править код ] С 1995 года начались работы по строительству нового храма. Участок, выделенный местной администрацией, находился через дорогу от разрушенной церкви. Проект был выполнен архитектором Махаевой Еленой Юрьевной по образцу Никольской церкви города Йоэнсуу (Финляндия) . Закладку храма совершили в 1995 году, храм закладывался в честь Иоанна Кронштадтского, но позже решено было дать новому храму историческое название.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

Находится в Новгородской Епархии Олонецкой губернии в Повенецком уезде на западном мысе озера Сиг, расстоянием от Повенца к юго-западу в 86 через озеро, от Петрозаводска к северо-западу в 200, от Новгорода к северу через Ладожское озеро в 700 вёрстах. До Штатов 1764 года приписана она была к Александро-Свирскому монастырю, а по Штатам, как безвотчинная и не имеющая монашествующих, обращена в приходскую церковь Вислицкого прихода. От неё остались и доныне существующие две ветхие церкви: 1) во имя Рождества Божьей Матери с приделом Св. Николая; 2) во имя Богоявления Господня. При них – два Священника с причтом, дворов приходских 251; пахотной земли на 2 четверика; сенокоса на 15 возов. Подмонастырная слобода этой пустыни, ныне село Паданск, с открытия Олонецкой области учреждена была городом, коему и герб присвоен, изображающий в озере собрание рыбы Сигов, каковых, в самом деле, в Паданском озере, на котором этот город был учреждён, находится весьма изобильно. С переименованиями же Олонецкой области Наместничеством, а потом Губернией, сей город упразднён, и на место его избраны другие селения по способности, а он оставлен слободой по-прежнему. Прибавление из VI тома Падегская Николаевская пустынь Мужская. Находилась в Архангельской Епархии в Шенкурском стане; в 1678 году была она в Епархии Новгородской, а в ней церковь во имя Одигитрия Божьей Матери. Паисиев или Паисиин Галицкий монастырь Мужской 3 класса, Костромской Епархии. Находится на юго-западной стороне Галицкого озера на самом хребте гор, лежащих около озера, от нынешнего города Галича простирающихся по полуденному берегу того же озера, расстоянием в 1½ вёрстах. Этот монастырь, именуемый ныне Паисиев, по имени возобновителя своего Паисия, о котором будет сказано ниже, прежде назывался по бывшему в оном Св. Николая храму Николаевским. Когда же основан и кем, сведений не имеется; а во времена Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского переименован Успенским – по храму, устроенному вместо Николаевского по следующему обстоятельству: Некто Галицкий Боярин Иоанн, по прозванию Овин, усердствуя к сему монастырю, как к находящемуся на его земле, и близ его дома, положил было намерение обветшавший Святителя Николая вновь построить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Часовня Трёх Святителей из Кавгоры. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Трёх Святителей Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:Между 1750 и 1800. Адрес: Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника " Кижи " (Кондопожский сектор) Координаты: 62.098065, 35.203751 Проезд:От Петрозаводска на теплоходе " Комета " на Великую Губу до пристани Кижи, от причала пешком на север 3,4 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня Трёх Святителей Великих первоначально построена во второй половине XVIII в. в деревне Кавгора (ныне урочище) Кондопожского района республики Карелия в лесной малонаселённой местности, находящаяся в 24 км к северу от райцентра и в 66 км к северо-западу от о. Кижи. Часовня была возведена на возвышенном месте, к которой сходились три деревенские улицы, являлась композиционным центром населённого пункта. В 1961 г. была перевезена восстановлена по проекту архитектора А.В. Ополовникова в южном конце острова Кижи. В 1977 г. перенесена в северную часть острова, где создавался экспозиционный сектор карел-людиков. Часовня относится к типу традиционных клетских часовен на высоком подклете и шатровой колокольней над сенями. С запада, перед главным входом, устроена небольшая крытая галерея на консолях, смещённая в сторону северного фасада, на которую ведёт крытая лестница из двух маршей. С галереи ведут две двери самостоятельных входов - в часовню и на колокольню. Все кровли постройки выполнены из " красного " тёса с окончаниями в виде пик. По материалам музея-заповедника " Кижи " Часовня Трёх Святителей построена во второй половине XVIII века в деревне Кавгора Кондопожского района, в 66 км к северо-западу от острова Кижи. В 1962 году перевезена на остров Кижи и восстановлена по проекту Александра Ополовникова на южном конце острова, неподалеку от главного ансамбля Кижского погоста. Но «будучи установленной на наиболее высокой части рельефа южной оконечности острова, – писал автор проекта «Музея деревянного зодчества и этнографии Карелии» К.М. Губельман, – она не только теряет свою выразительность на фоне силуэта Кижей, но и в значительной степени нарушает прекрасную силуэтную композицию самого погоста».

http://sobory.ru/article/?object=05874

– преподобные Трифон Печенгский и Евфросин Синозерский. В 1611 шведы, оккупировавшие западное Приладожье, уничтожили монастырь, а в 1715 г. Петр I повелел восстановить его. Каменное строительство в обители началось трудами игумена Назария (Кондратьева, † 23 февраля 1809), переведенного из Саровской пустыни. Он управлял монастырем с 7 марта 1782 по 1801. В конце XVIII в. в братии Валаама состоял преподобный Герман, просветитель Аляски. Монашеское освоение всей территории архипелага и создание ряда уединенных скитов связано с именем игумена Дамаскина (Кононова, управлял с 11 февраля 1839 до кончины 23 января 1881). Перед многочисленными паломниками Валаам открывался как «обитель рая, обитель вышней чистоты». Рост монастыря продолжался до Первой мировой войны, в годы которой был построен последний, 13-й по счету, скит. С 1918 Валаам оказался на территории Финляндской Республики, и число иноков стало быстро сокращаться. Монастырь перешел в ведение Финляндской Православной церкви. Зимой 1939–1940 его братия эвакуировалась вглубь Финляндии, где ныне существует Ново-Валаамский монастырь. После Великой Отечественной войны часть братии Валаама вернулась в СССР, чему немало содействовал митрополит Григорий. В 1989 началась передача построек Валаамского монастыря Русской Православной церкви, 14 ноября 1989 на остров прибыли первые монахи. Древняя святыня возрождается в наши дни как ставропигиальный монастырь. Литература о монастыре очень обширна. О Старом Валааме см.: Валаамский монастырь и его подвижники. Изд. 3-е. СПб. 1903. Перу св. Игнатия Брянчанинова принадлежит труд: Валаамский монастырь. СПб. 1856. Не потеряли значения работы рубежа XIX–XX вв.: Кондратьев И. К. Святыни Валаамского монастыря. М. 1896; Валаамский монастырь и его подвижники. Изд. 3-е. СПб. 1903. Из современных исследований следует отметить: Valamo. Yistoriaa ja kuvi Laatokan fuostarisaarilita. Helsinki, 1973; Рывкин B. P. Валаам. Архитектурно-природные ансамбли Валаамского архипелага. «Карелия». Петрозаводск. 1981; Рывкин В. Р. По Валааму. Петрозаводск. 1990; Спиридонов А. М., Яровой О. А. Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия (очерки истории Валаамского монастыря). М. «Прометей». 1991. 5 Александро-Свирский монастырь находится в 12 км к северо-западу от г. Лодейное Поле (ныне Ленинградской обл.). Основан в 1506 преподобным Александром Свирским на месте явления ему Пресвятой Троицы; имел два отделения: Троицкое и Преображенское, отстоявшие на 300 м. друг от друга. Мощи св. Александра Свирского обретены в 1641. Монастырь был важнейшим очагом духовной и художественной культуры Олонии. В 1764–1786 он служил резиденцией епископов Олонецких и Каргопольских, викариев Новгородской епархии, а с 1779 в нем находилась и Олонецкая духовная семинария, переведенная с закрытием викариатства в Архангельск. В 1803 при монастыре учреждена школа, преобразованная в 1809 в Александро-Свирское духовное училище, которое существовало до 1870. С 1895 монастырь содержал церковно-приходскую школу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Брусно, остров. Церковь Николая Чудотворца на Брусинском острове. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1630. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Карелия, Прионежский район, Брусно, остров Координаты: 61.467357, 35.279545 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Старейший выявленный памятник с расширением храмового столпа — это Никольская церковь на острове Брусно (1630 г.). Остров Брусно находится в западном Прионежье, приблизительно посередине между Петрозаводском и истоком Свири, и лежит в километре от берега. В начале XVII в. здесь существовал монастырь (в XVIII столетии превращенный в приход), в котором остался древний Никольский храм. Из описания 1872 г. известно, что на тот момент постройка состояла из трех клетей: церкви длиной 13 аршин и шириной 8 аршин и одинаковых по размеру паперти и алтаря длиной по 5,5 аршин и шириной по 4 аршина. Колокольня, располагавшаяся к западу от церкви, видимо, соединялась с ней переходом... По фотографии хорошо прочитывается устройство центрального объема храма: на повал высокого четверика был установлен массивный и более широкий восьмерик... Дата гибели памятника не установлена. http://kenozerjelive.ru/noskova.html Приход открыт не позднее 1812 г. на месте девичьего монастыря - Николаевской пустыни, закрытой в 1784 г. В состав прихода входили семь деревень, расположенных по Петрозаводско-Вознесенскому тракту, на западной стороне Онежского озера. Деревни имели общее название " Вехручей " . В 1899 г. в приходе числились 678 человек. Церковь во имя свт. Николая построена в 1630 г. на острове Брусно. Деревянная, шатровая, с шатровой колокольней. При церкви в начале XVII в. существовал мужской монастырь. После его закрытия открылся девичий монастырь. Церковь во имя апостола Фомы близ д. Вехручей, в 6 верстах от Николаевского храма, при Петрозаводско-Вознесенской большой дороге. Построена в 1861 г. близ места, где стояла одноименная часовня. Церковь деревянная, одноглавая, при ней колокольня, вход на паперть под колокольней. Три деревянные часовни, построенные в 1853 г. Источник: ОЕВ. - 1906, неоф. часть, с. 254-257; 1906, неоф. часть, с. 297-302.  Комментарии и обсуждение На Брусинском острове в 1570-е годы была основана православная церковь Николая Чудотворца (Николы Угодника). В 1630 году было построено последнее здание. http://brusno-karelia.ru --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=41422

Соч.: Вопросы христианского единства в деятельности Петербургской - Ленинградской Духовной школы (1809-1984)//БТ. 1986. Юбил. сб., посвящ. 175-летию ЛДА. С. 35-95; Русский Археологический институт в Константинополе//БТ. 1986. Сб. 27. С. 266-293; Из истории русско-французских церковных связей//Символ. 1989. 21. С. 179-194; Русско-датские церковные связи//Из истории православия к северу и западу от Великого Новгорода. Л., 1989. С. 45-74; Россия и Исландия//Там же. С. 75-84; Митрополит Евгений (Болховитинов) и эпоха Крещения Руси//Вестн. ЛДА. 1990. 1. С. 40-50; Первая славянская печатная Библия (к 500-летию издания)//ЖМП. 1990. 3. С. 72-74; 4. С. 74-75; Новгород Великий и Скандинавия//БТ. 1990. Сб. 30. С. 176-199; Русское патриаршество в восприятии и оценке Запада//400-летие учреждения патриаршества в России: Докл. междунар. конф. Roma, 5-6 febr. 1989. М., 1990. С. 153-176; Россия и США: Обзор церковных связей. Миннеаполис, 1991. 3 ч. (на рус. яз.); К Святой Земле под парусом «Надежды» (в соавт. с В. Георги). Петрозаводск, 1992; Студийский монастырь и Древняя Русь// The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Thessal., 1992. P. 365-407; Архитектурная летопись Оптиной пустыни//Оптина пустынь: монастырь и русская культура. М., 1993; Армянская христианская община в Петербурге//Страны и народы Востока. СПб., 1944. С. 272-291; Синайский монастырь и Россия: Русская благотворительность Синайской обители//Россия, Запад и мусульманский Восток в новое время. СПб., 1994. С. 91-122; Карельские и финские переводы богослужебных книг//Традиции образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. С. 77-80; Православный Петербург в записках иностранцев. СПб., 1995; Русская Православная миссия в Корее//Правосл. община. 1996. 5. С. 34-52; Россия и Запад: (Встреча богословской мысли)//Путь Православия. 1997. 5. С. 150-177; Русские славянофилы и немецкое лютеранство//Начало. СПб., 1997. 5. С. 64-74; Василий Карпов: Очерк жизни и деятельности: (К 200-летию со дня рождения)//Вече. 1998. 11. С. 59-97; Архиепископ Таврический и Симферопольский Гурий: [К истории перевода Нового Завета на кит. яз.]//Мир Библии. 1999. Вып. 6. С. 82-85; Синай и Россия: Обзор церковно-литературных связей//Христианский Восток. 1999. 1(7). С. 399-433; Иоганн Арндт и Русская Православная Церковь//Вестн. РХГИ. 1999. 3. С. 73-88; Сайентологическая церковь//Антисайентология: Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма. СПб., 1999. С. 35-74; Немецкая евангелическо-лютеранская церковь св. Петра (в Санкт-Петербурге)//Немцы в России. СПб., 1999. С. 281-380; Риза Господня и Россия//Духовный труженик. СПб., 1999. С. 28-44; Русская библейская археология в Палестине//БТ. 1999. Сб. 35. С. 64-91; Ислам в Европе. СПб, 2009.

http://pravenc.ru/text/62620.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010