Кижи, остров. Музей-заповедник " Кижи " . Часовня Михаила Архангела из Лёликозера. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:приблизительно 1700 - 1750. Адрес: Россия, Республика Карелия, Медвежьегорский район, о. Кижи, на территории Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника " Кижи " (сектор " Русские Заонежья " ) Координаты: 62.0635, 35.226 Проезд:От Петрозаводска на теплоходе " Комета " на Великую Губу до пристани Кижи, далее пешком на юг 1,2 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня Михаила Архангела первоначально построена в начале XVIII в. в деревне Леликозеро, что раскинулась на берегу одноименного озера в 28 км к северо-западу от о. Кижи. В 1961 г. перевезена на нынешнее место. Восстановлена по проекту архитектора А.В. Ополовникова. Часовня принадлежит к распространённому типу клетских часовен на подклете. В часовне сохранились подлинные двухрядный иконостас и " небо " - расписной потолок из 17 икон местного письма последней четверти XVII в., а также другие иконы, поступавшие в часовню в процессе приходской жизни. По материалам музея-заповедника " Кижи " Часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро в настоящее время находится на территории историко-архитектурного музея Кижи в республике Карелия. Музей-заповедник " Кижи " - это один из самых крупных музеев в России, расположенный под открытым небом. Часовня была построена между 1700 и 1750 гг. Здание небольшое, состоит из молитвенной, длинной, но узкой трапезной, а также покрытого крышей крыльца и звонницы. Постройка часовни была приурочена к основанию деревни. Многие детали интерьера часовни были утеряны. Но в часовне сохранился двухъярусный иконостас в изначальном виде. Двенадцать икон с изображениями праотцов обрамляют центральное изображения, на котором можно лицезреть Вседержителя. Часовня была перевезена в музей-заповедник в 1961 году.

http://sobory.ru/article/?object=05872

В 1979 г. известный исследователь деревянного зодчества Ю.С. Ушаков графически реконструировал ансамбль Шуйского погоста на основании выполненного им эскизного обмера сохранившихся фундаментов и анализа архивных фотографий. Он определил бассейн видимости храмового комплекса и взаиморасположение трех составляющих его сооружений — церкви Иоанна Предтечи (XVIII в.), колокольни (XVIII в.) и Никольской церкви (XIX в.). http://sch1.shuja.pri.iso.karelia.ru/zherkovi.htm Принимались меры и к сохранению колокольни, располагавшейся в одиннадцати метрах к северо-западу от Предтеченского храма. Она имела традиционные формы: низкий квадратный сруб, на котором возвышался еще один — восьмигранный, увенчанный шатром с главкой. В 1887 г. был произведен ремонт: «под все здание колокольни положен фундамент из плитняка на извести; ниже звона пять венцов переменены на новые, пол, потолки у звона и вообще весь верх колокольни сделан новый, глава и крест тоже новые и обиты белым железом, причем шатер колокольни убавлен на 1 сажень». Теперь о последних днях существования церквей... Наступил роковой 1941 год и Шуя оказалась на направлении главного удара врага, пытавшегося отрезать Петрозаводск с севера. В конце сентября в ходе тяжелых боев сгорел погост и много жилых домов. Теперь на этой пустынной, заросшей бурьяном мысовине только ветры гуляют да слышен шум шуйских вод... И ничто не напоминает о былом. Впрочем, это лишь внешний взгляд. Земля пока еще хранит память о погосте: каменные фундаменты церквей и колокольни, сотни крестов над могилами захороненных жителей Шуи, которые видны на старых фотографиях. Поистине, это святое место, но нет здесь никакого памятного знака и поэтому его нетрудно осквернить. Николай Куспак " ЧУДО ШУЙСКОЕ МНОГОГЛАВОЕ, http://sch1.shuja.pri.iso.karelia.ru/zherkovi.htm Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=56625

Источник: март 2011, статья Татьяны Титовой на сайте " Поморский край " До 1930-х годов в селе стояли каменная Никольская церковь (1693 г.), деревянная Успенская (1768 г.) и деревянная шатровая колокольня. В 1990-е годы церковная община была воссоздана. В старинном доме купцов Шуттиевых прихожане обустроили домовую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На пожертвования за несколько последних лет в селе построили храм в честь преподобного Елисея Сумского, соловецкого чудотворца. Это первый храм в честь этого святителя. Мощи святого Елисея покоились в Сумском Посаде с XVI века. Отправляясь в море на промысел, поморы испрашивали у чудотворца благословения и молитв, 27 июня отмечали день памяти преподобного. В июле 1929 года мощи преподобного были варварски вскрыты и переданы в фонд Карельского краеведческого музея, где и находились до 1990 года, когда были возвращены церкви. Сейчас мощи Елисея Сумского хранятся в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска. Источник информации: Информационный портал " Страна.Ru " Комплекс намогильных сооружений села Сумский Посад расположен на деревенском кладбище на расстоянии 1,5 км к северо-западу от поселения вниз по течению реки Сумы на ее левом берегу и включает пять намогильных столбиков с ориентацией захоронений 80 градусов к северу. Все столбики выполнены из тесин прямоугольного сечения с контурной резьбой, производной от балясин. Лицевая поверхность одного из столбиков дополнительно украшена резьбой из глухих кружков, а на другом - вырезаны буквы - " С.Р.Б. " и " П.А.Ф. " . На всех столбиках сохранились двухскатные крыши: в трех случаях - с красным тесом (у одного - в виде треугольных, а у двух - трапециевидных зубьев); в двух случаях - с шеломом, имеющим резной гребень и еще в двух случаях - с причелинами без резьбы. На двух столбиках сохранились калеванные рамки, имитирующие киот для иконки и прибитые заводскими гвоздями. Комплекс намогильных сооружений села Сумский Посад представляет историко-архитектурную ценность как микрокомплекс из нескольких сооружений некрокульта, сохранивших самобытные черты поморской культуры.

http://sobory.ru/article/?object=20211

Сергей Игоревич вызвал свою помощницу, и она запечатлела нас в его кабинете, где помимо ректора находились кандидат филологических наук Владимир Николаевич Блондин, Юлия Александровна Комарова и аз многогрешный. Так был запечатлен момент рождения идеи создать Институт востоковедения. Теперь предстояло пройти большой Учёный совет, фотография с заседания которого также сохранилась. Решение большого Учёного совета предопределило структуру Института востоковедения: «кафедра языков и культур исламского мира», «кафедра восточных языков и лингводидактики», «кафедра китайской филологии». Однако в приказе о создании Института значилась ещё и «кафедра древних языков». Но её открытие мы решили отодвинуть на вторую пятилетку существования Института востоковедения. Вслед за торжественной частью началось пленарное заседание. И вот здесь мы все, конечно, с огромным интересом выслушали доклад митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) - кандидата медицинских наук, профессора, академика Российской академии естественных наук. Доклад Высокопреосвященнейшего Владыки назывался «Выбор святого князя Александра Невского – основа цивилизационного пути России на Запад и Восток». И хотя его речь была посвящена далеким временам XIII века, тем не менее, она оказалась в высшей степени актуальной. Во времена святого благоверного князя Александра Невского Россия должна была осуществлять выбор: либо противостоять Западу, сохраняя мирные отношения на Востоке, либо, и в этом не приходится сомневаться, просто погибнуть. Поэтому доклад Владыки Константина, посвящённый событиям XIII века рождал в сердцах слушателей политические ассоциации, связанные с сегодняшним днем, убеждая слушателей в том, что сегодня наша страна делает правильный политический разворот. По сути дела, ныне Россия продолжает ту линию, которой придерживался святой благоверный князь Александр Невский. После Владыки Константина выступал председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и северо-западного региона России, настоятель Санкт-Петербургской соборной мечети муфтий Равиль Панчеев .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/04/ro...

Мы знаем, что 27 января 1944 года, в день памяти св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, наш город был освобожден от вражеской блокады. Уже в феврале того же года немецкие войска к югу и западу от города были отброшены на двести километров. А в июне войска Ленинградского фронта при поддержке Балтийского фронта перешли в наступление на Выборгском направлении против 3-го и 4-го финских армейских корпусов. В результате был освобожден Выборг, а также плацдарм по северному берегу реки Вуоксы. Обеспечив безопасность нашего города на Карельском перешейке, наши войска, заметим, при поддержке Ладожской военной флотилии, начали Свирско-Петрозаводскую наступательную операцию, освободив Олонец и Петрозаводск, и завершили операцию 9 августа 1944 года. Эта дата, как видим, выпавшая на день памяти великомученика Пантелеимона, считается официальным завершением Ленинградской битвы, начатой 10 июня 1941 года. Так покровительствовал св.Пантелеимон нашему городу и в огненные годы Великой Отечественной войны. Дивен Бог во святых своих! + + + Храм на нынешней улице Пестеля, посвященный св.Пантелеимону - старейший, но не единственный в нашем городе. (У нас еще будет повод вспомнить его в нашем рассказе). До революции в Петербурге было две больничных Пантелеимоноских церкви, монастырская часовня Александро-Ошевенского мужского монастыря Олонецкой епархии. Храм вмч.Пантелеимона целителя при доме призрения душевнобольных Императора Александра III (ныне психоневрологический диспансер 2 на Фермском шоссе, 34) сохранился и ныне возрожден. Эта прекрасная деревянная церковь в русском стиле была освящена вместе с новой больницей в 1871 году в присутствии Цесаревича Александра Александровича придворным протопресвитером В.Б.Баженовым. По словам известного архитектора К.А.Тона, " прекрасные пропорции и изящные детали церкви чрезвычайно способствуют привлекательности фасада " . В истинности слов маститого зодчего может убедиться сегодня каждый, глядя на возрожденную в былой красоте Пантелеимоновскую церковь в Удельной. Образа в дубовом иконостасе для первоначальной церкви написал академик М.Н.Васильев, а храмовая икона была привезена с Афона.

http://ruskline.ru/analitika/2008/08/09/...

Шальский. Церковь Антония Сийского. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Антония Сийского Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Республика Карелия, Пудожский район, Шальское сельское поселение, посёлок Шальский, 1-я Первомайская улица Координаты: 61.802704, 36.039846 Проезд:По автодороге А119 до г. Пудож, затем от поворота на Филимоновскую, Подпорожье – 36 км. От Петрозаводска курсируют рейсовые пассажирские суда. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Посёлок находится на восточном побережье Онежского озера в устье реки Водла, на левом берегу. Расположен в 32 км к западу от Пудожа по автодороге А119. Шальский погост впервые упоминается в Обводной книге Свято-Юрьева монастыря в 1391 г. В 1-ой половине XVI столетия” в устье Водлы существовал мужской Спасопреображенский монастырь, упоминаемый впервые как Шальский Спасский монастырь в 1505 г., затем в 1548 г. В описи 1582 г. в Шале упоминается «Спасский мужско-женский монастырь и церкви Преображенье Господне, да Успение Св. Богородицы деревянные на погосте». Писцовая книга 1628 г. говорит о том, что Шальский монастырь после литовского разорения обратился в приходскую церковь. В Ведомости о церквях и монастырях 1798 г. указано, что в Шальском погосте были церкви: Успения Богоматери и Преображения Господня. По Ведомости… за 1890 г. на погосте находилась одна церковь “во имя Преображения Господня”, построенная в 1850 г. с тремя престолами “во имя Преображения Господня”, “во имя Успения Божией Матери” и “во имя Святых Апостолов Петра и Павла”. Помимо церкви, “при устье реки Водлы в заливе Онежского озера, от церкви в 3-х верстах находилась деревянная часовня “во имя Нерукотворного Образа” с богослужением 16 августа. К 1992 г. церковь и часовня были утрачены. В наше время действует храм св. Антония Сийского (православный приход, престольный праздник  20 декабря по н.с.). Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=49806

Олонец 473. Преподобный авва Лазарь, Мурманский или Муромский чудотворец В 170 верстах от Петрозаводска к северу, в 48 от Пудожа к западу, близ Онежского озера есть остров Мучь или Муромский, образуемый речкою Муромкою, вытекающею из Муромского озера и впадающею в Онежское. Здесь во второй половине XIV в. подвизался преп. Лазарь, проповедник св. веры Лопарям и строгий подвижник. Историю свою передал он в предсмертном завещании, написанном со слов его духовным другом Феодосием. Это завещание начинается так: «Я грешный священноинок Лазарь, раб Владыки Христа моего, отходя из сей маловременной жизни в век неисходимый, к страшному Судии, исповедуюсь пред Богом. Вас, отцы и братия, молю усердно: помолитесь о мне грешном, дабы вашими молитвами избавил меня Бог вечной муки». В этом завещании дивный старец излагает все обстоятельства жизни своей в Царьграде, в Кесарии, в Новгороде при блаженном владыке Василии (которого он называет «добропесенною цевницею и голубем Царя небеснаго») и на Мурманском острову. Список завещания не уцелел в монастыре преп. Лазаря, но напечатан в Истории Российской Иерархии (V, 115–129). В «Русских Святых» житие дополнено и исправлено по другому списку завещания, находящемуся в библиотеке Ундольского (Фидарет, «Рус. Св.», март, стр. 54 и след.) Преп. авва Лазарь был постриженник Цареградской Высокогорской обители, прожил 9 лет в Кесарии у епископа Василия, потом по кончине его переселился в Новгород к блаж. архиепископу Василию (Колеке) (см. 116). Спустя несколько лет уже при архипастырстве св. Моисея, Лазарь в 1352 году переселился, по особенному внушению, на необитаемый остров Мурму или Мучь, на Онежском озере. Он водрузил там крест, поставил часовню и хижину. Жившие на берегах озера Лопари и Мурманская Чудь, переселившись на остров, беспрестанно оскорбляли старца, прогоняли его. Но он был утешен и укреплен видением от образа Богородицы, который сохранился невредимым при пожаре хижины. Спустя несколько времени, старшина Лопарей принес к преп. Лазарю слепорожденное дитя; дивный старец окрестил младенца, приложил к чудотворному образу, и дитя прозрело. После того дикие язычники стали уважать отшельника, весьма многие из них крестились, а некоторые даже приняли иночество в обители, основанной преп. Лазарем. Авва Лазарь предал дух свой Господу 8 марта 1391 г. Всех лет жизни его было 105, из числа которых почти 40 лет он прожил на острове Муромском (Рассказы из Ист. Рус. Церкви, стр. 230–231).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Память его – 1-го апреля. Русские купцы из Мурома, бывшие сви­детелями мученической кончины святого Авраамия, погребли тело его в Болгарах (1229 г.), а в 1230 году перенесены были мощи святого во Владимир и положены в Княгинином монастыре (что ныне – Успен­ский девичий). С честью встретил святые мощи великий князь Георгий Всеволодо­вич – с духовенством и со всем городом, и до 1712 года покоились они в приделе Божией Матери в каменном гробе, в этом же году 11-го мая переложены в деревянную раку и перенесены в главный храм Успения. В 1805 году мощи мученика переложены из деревянной раки в новую серебряную. Замечательно, что святого Авраамия считают покровителем детей, и родители, имеющие больных детей, приносят их к раке святого муче­ника и молятся об их выздоровлении. «Радуйся, болящих детей исцеле­ние!» – говорится в акафисте святому Авраамию (икос 6), и в молитве к нему: «Веруем, преславный Чудотворец, яко ты силою Всемогущего Иисуса Христа через святые твои мощи... благосердно помогаешь не­мощным младенцам!» День восьмой. Представление преподобного Лазаря Мурманского В 160 верстах от Петрозаводска к северу, в 60 от Пудожа к западу, на Онежском озере есть остров Мучь, или Мурманский. Здесь во вто­рой половине XIV века подвизался преподобный Лазарь, проповедник святой веры для лопарей и строгий подвижник. Историю свою пере­дал он в предсмертном завещании, написанном со слов его духовным другом его Феодосием. Вот это завещание 424 . «Я, грешный священноинок Лазарь, раб Владыки Христа моего, отходя из сей маловременной жизни в век неисходимый, к Страшному Судии, исповедуюсь пред Богом. Тебе, святой священноинок Феодо­сий, поручаю душу мою; вас, отцы и братия, собранное Богом стадо, молю усердно – помолитесь обо мне грешном, дабы вашими молитвами избавил меня Бог вечной муки. Рожден и воспитан я в славном городе Риме новом (Константи­нополе). Там я принял на себя и иноческий образ, в Высокогорском монастыре, от руки отца нашего Афанасия Дискота. Этот Афанасий построил много монастырей и в добром настроении пас братию. Скажу и о том, как по воле Божией пришел я сюда 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ныне мощи преп. Адриана почивают открыто в храме обители его, построенном в 1659 г.; один придел сего храма посвящен преп. Адриану. 556 8 ч. Преставление преп. ЛАЗАР мурманского В 160 верстах от Петрозаводска к северу, в 60 от Пудожа к западу, на онежском озере есть остров Мучь ил и мурманский. Здесь во второй половине XIV в. подвизался преп. Лазарь, проповедник св. веры для лопарей и строгий подвижник. Историю свою передал он в предсмертном завещании, написанном со слов его духовным другом его Феодосием. Вот это завещание. «Я грешный священноинок Лазарь, раб владыки Христа моего, отходя из сей маловременной жизни в век неисходимый, к страшному Судье, исповедуюсь пред Богом. Тебе, святой священноинок Феодосий, поручаю душу мою; вас, отцы и братия, собранное Богом стадо, молю усердно – помолитесь о мне грешном, дабы вашими молитвами избавил мена Бог вечной муки. Рожден и воспитан я в славном городе Риме новом (Константинополе). Там я принял на себя и иноческий образ, в высокогорском монастыре от руки отца нашего Афанасия Дискота. Этот Афанасий построил много монастырей и в добром настроении пас братию. Скажу и о том, как по воле Божьей пришел я сюда. 557 Жил я в Кесарии у святого епископа Василия и провел у него в киновии 9 лет. – Василий с молодости проходил постническую жизнь и соблюдал чистоту души и тела. Наедине говорил он мне: хочу я, друг, оставить епископию; помысл понуждает меня отправиться в Новгород, чтобы видеть святые места, поклониться образу Святой Софии и принять приветствие от епископа Василия. Я возбранял ему то и говорил, что не следует ему без откровения Божьего отваживаться на то. Он молился Богу о сем, и когда заснул утреннего пения, ангел Божий показал ему собор святой Софии и все церкви Новгорода. Пробудившись от сна, он пришел ко мне и рассказал, как явился ему ангел и показал все церкви города. Я удивился, и мы прославили Бога. Он заповедал мне никому не говорить о том. Написав послание к епископу Василию своей рукой и приготовив в почесть многие иконы и одеяния святительские, украшенные золотом, он заставил меня отправиться с посланием к епископу Василию в Новгород, чтобы описать образ святой Софии и какие где стоят монастыри и церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

5) СЛУЖБЫ. До Штатов 1764 года этот монастырь вместе с городом принадлежал к Рязанской Епархии, и было за ним 1.249 душ крестьян, а Настоятельство Архимандричье. По Штатам же 1764 года положен в 3 классе степенью 58, с настоятельством Игуменским, продолжавшимся до 1798 года; а в сем году учреждена Архимандрия 3 класса. Муромский Успенский Онежский монастырь Мужской. Новгородской Епархии Пудожского уезда, ныне обращённый в Приходскую церковь . Отстоит от города Петрозаводска к северу по озеру Онеге около 160 вёрст на острове Муроме, прежде Мучь именовавшемся, по которому и название своё имеет, от Пудожи в 60, от Вытегры к северо-западу в 70, от Новгорода в 650 вёрстах. Монастырь этот основан около половины XIV столетия Преподобным Лазарем Римлянином. Из записок сего монастыря уцелел список достопамятного завещания самого Основателя, в котором он обстоятельно описал и всю историю своей обители; а потому здесь и предлагается слово в слово всё сие завещание с припиской преемника его. ЗАВЕЩАНИЕ Преподобного Лазаря, Муромского Чудотворца 20 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Святой единосущной нераздельной Троицы. Аз многогрешный инок Лазарь Римской обители Высокогорской, постриженик отца Нашего Игумена Афанасия Дискота. Тот Афанасий многие обители оградил и братию упас в доброе наказание. Аз же грешный послан Епископом Царьграда, Василием 21 повесть сказать Епископу Василию, иже Великого Новгорода Кормило правящему; о белом клобуке, как ему явился Ангел Господень, и обо мне грешном повесть духовно и явленно да скажется, Василием, Епископом Новгородским. Аз, многогрешный инок Лазарь, в Васильевой Киновии препроводил с ним 9 лет. Известно уверихся писаниями Господин мой Кесарии Великой духовный настоятель и учитель моему спасению Василий Епископ отошёл ко Господу, в вечные селения. И по малому времени Великого Новгорода пастырь и учитель, добропения цевница, голубь небесного царя Василий Епископ и Великого Новгорода возлетает в вечные обители. Приняв на себя самого небесного Царя схиму и той отошёл ко Господу, ему же добре послужить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010