Порфирия епископа чигиринского, хотя в отношении некоторых дней и служб имеют свои особенности на два или на три дня в месяце. Сравнение их со славяно-студийскими и другими вполне сделано нами в том же приложении (12). Хотя синаксарь криптоферратского устава значительно изменен в 1300 году, но минеи криптоферратские дошли до нас от XI и XII веков, сентябрь и май XI века, январь 1102 г., октябрь 1112 г., ноябрь и март 1114, февраль начала XII в. и только один декабрь 1266 г., но и он ранее преобразования синаксаря устава 1300 г. Минеи Порфириевы относятся к XII веку и также обнаруживают отчасти западное влияние. Но Студийского влияния ни криптоферратские, ни Порфириевы минеи не обнаруживают в такой степени, как обнаруживают вышеприведенные славянские минеи. В них, как и в самых студийских славянских, видится тип месяцеслова Константинопольской церкви, насколько об этом типе можно судить по синаксарю диакона Маврикия и Христофора митиленского. Пападопуло-Керамевсом описаны минеи, одна X-XI в. (июнь), а другая XI в. (март-май); обе имеют значительные разности в сравнении с другими минеями XI и XII веков (Иерусал. библ. Т. II код. 70 и код. 241); из минеи XI в. (кодекс 71) июль-август приведены только некоторые особенности немногие. Из минеи XII века апрель-июль (там же кодекс 72) приведено довольно разностей с другими минеями. Особенно полнотою и разностями отличается минея XII века в Москов. синод. библ. за февраль 181. Все службы приведены в статье о служебных минеях. Из XII в. дошли до нас служебные минеи уже согласные и с установившимся месяцесловом устава Иерусалимского или, точнее, расположенные по синаксарю Иерусалимоконстантинопольскому. В Московской синодальной библиотеке есть шесть или даже семь разных месяцев (за январь две) таких греческих миней, перешедших в Россию с Афонской горы в позднейшее время. Об них будет ниже. Довольно дошло до нас и уставов с месяцесловами из этого периода. Это устав Великой константинопольской церкви конца IX и начала X веков с пространным неустроенным синаксарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Военные поражения и отсутствие консолидации в Андалусе привели к восстаниям в 1144-1145 гг., фактически уничтожившим власть Альморавидов в И. В 1145-1172 гг. в мусульм. И. к власти вновь пришли правители отдельных тайф. С 50-х гг. XII в. началось постепенное завоевание Андалуса Альмохадами. Основой державы Альмохадов стало зародившееся в горах Атлас на территории совр. Марокко в 20-х гг. XII в. религ. движение в рамках ислама, идеологом к-рого был бербер Ибн Тумарт (ок. 1082-1130). После долгого противостояния с Альморавидами преемник Ибн Тумарта, Абд аль-Мумин, смог в 1147 г. захватить африкан. столицу Альморавидов г. Марракеш и вскоре распространить власть на всю Сев.-Зап. Африку. В 70-х гг. XI в. Альмохады под предводительством Абу Якуба Юсуфа (1163-1184) начали активные военные действия в Андалусе. К 1172 г. они подчинили пиренейские мусульм. территории. 11 июля 1195 г. в битве при Аларкосе (близ совр. г. Сьюдад-Реаль) войска Альмохадов под командованием Якуба аль-Мансура, имея значительный перевес, разгромили армию кастильского кор. Альфонсо VIII и захватили большую часть Нов. Кастилии, включая Гвадалахару и Мадрид (за Альфонсо VIII остался город Толедо). Альмохады придерживались жестких позиций в управлении страной и большое внимание уделяли военным вопросам. При них во мн. крупных городах И. появились крепостные сооружения. В нач. XIII в., после поражения в 1212 г. при Лас-Навас-де-Толоса от объединенного войска нескольких христианских королевств, Альмохады начали терять власть; к сер. XIII в. на Пиренейском п-ове мусульманам подчинялась лишь область на самом юге с центром в Гранаде. Здесь сложился Гранадский эмират (существовал до кон. XV в.), где правила династия Насридов. Интерьер дворца Альхаферия в Сарагосе. 2-я пол. XII в. Интерьер дворца Альхаферия в Сарагосе. 2-я пол. XII в. В XII-XIII вв. Андалус стал центром философской мысли, во многом благодаря изучению и переосмыслению мусульм. мыслителями древнегреч. философии. К этому периоду относится творчество основоположника аверроизма Ибн Рушда (Аверроэс, 1126-1198), богословов Абу Мухаммада Абдаллы из Бадахоса и Абуль-Аббаса Ахмада (Ибн аль-Банны), развивавших учение Газали (1058-1111) об основах суфизма.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В советский период как итог многолетней работы были изданы серии сводов-монографий, входивших в многотомное издание «Археология СССР», древнерус. периоду посвящены тома «Древняя Русь: Город, замок, село» (М., 1985) и «Древняя Русь: Быт и культура» (М., 1997), особое значение в этой серии имела монография В. В. Седова «Восточные славяне в VI-XIII вв.» (М., 1982), позднее получившая развитие в серии его трудов. На совр. этапе исследования археологии Др. Руси в РФ ведутся в научных ин-тах, ун-тах и музеях Москвы (П. Г. Гайдуков, С. Д. Захаров, Н. А. Макаров , В. Я. Петрухин, Е. А. Рыбина, Т. А. Пушкина, А. В. Чернецов, С. З. Чернов, Янин, и др.), С.-Петербурга (Кирпичников, Е. Н. Носов , А. Н. Мусин, Е. А. Рябинин и др.), Новгорода, Пскова, Ростова, Липецка и др. городов. Изучение продолжается на Украине (Киев, Чернигов) и в Белоруссии. Актуальные проблемы науки освещаются в археологических изданиях и непериодической серии Ин-та археологии РАН (Русь в XIII в.: Древности темного времени. М., 2003; Русь в IX-XIV вв.: Взаимодействие Севера и Юга. М., 2005, и др.). Поселения В наст. время накоплены сведения о более чем 1,4 тыс. поселений Др. Руси, к-рые по виду делятся на укрепленные и неукрепленные. Сохранившиеся их остатки содержат обширную археологическую информацию. Среди укрепленных поселений известны маленькие (менее 0,1 га) городища и крупные центры площадью свыше 100 га (Киев, Новгород). Неукрепленные поселения (селища) по численности значительно превосходят городища, но менее изучены; их размеры колеблются от 1-2 дворов до занимавших неск. десятков гектаров. Письменные источники называют городами ок. 400 поселений, часть их надежно отождествляется с конкретными городищами. 70% археологически выявленных укрепленных поселений не упомянуты в письменных источниках; другие, попавшие на страницы летописей, известны только по названиям. Укрепленные поселения К 2000 г. археологами было учтено 758 городищ, датированных до сер. XIII в.; из них укрепленную площадь до 1 га имели 542 городища; 1-2,5 га - 101; свыше 2,5 га - 115 городищ. В 1-й пол. XI-XII в. число небольших укрепленных поселений постоянно увеличивалось в Ср. Поднепровье, в сер. XII-XIII вв. этот процесс охватил юго-зап. земли, бассейн Оки, верховья Днепра и Зап. Двины, Понеманье. Росло и число крупных поселений: 8 из них были оставлены к нач. XII в., но прибавились новые 37, а к сер. XIII в. еще 45. В X-XI вв. запустели 10 из городищ среднего размера (с укрепленной площадью 1-2,5 га), но к нач. XII в. были основаны 35 новых, в XII-XIII вв.- еще 59 городищ.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Вслед за арабами-торговцами в Юж. Азии появились арабы-завоеватели, действовавшие от имени Омейядского халифата. Первое мусульм. вторжение в Индию произошло при халифе Валиде (705-715), к-рый отправил Мухаммада бин Касима (695-715) с экспедицией в Синд и Пенджаб. В 712 г. его армия прошла к устью Инда по побережью Макрана, взяла штурмом г. Дебал, а затем захватила столицу Синда г. Алор и присоединила все территории по нижнему течению Инда к Омейядскому халифату. В религ. жизнь местных жителей арабы не вмешивались: от населения требовались только признание власти халифа и уплата налогов. В Синде был введен шариат, в округа были назначены ислам. судьи (кази); однако индуистам разрешили пользоваться собственными законами. На уровне глав деревень сохранялась прежняя администрация, мусульм. наместники (амилы) правили только в городах. Индуистам и буддистам не запрещалось участвовать в гос. управлении. Тем не менее к IX в. основная часть населения Синда перешла в ислам. Фрир-Холл в Карачи. Архит. Х. С К. Уилкинс. 1865 г. Фото: Asim Iftikhar Nagi Фрир-Холл в Карачи. Архит. Х. С К. Уилкинс. 1865 г. Фото: Asim Iftikhar Nagi В 750 г., после падения Омейядского халифата, Синд стал самостоятельным гос-вом. В нач. X в. обособился Мултан. Территория Сев. Пакистана находилась под контролем правителей из местной династии Шахи, их столицей был г. Удабхандапур (ныне Унд). Политическая раздробленность и междоусобные войны способствовали тому, что в кон. X - нач. XI в. в бассейне р. Инд утвердилась власть династии Газневидов. В 1006 г. Махмуд Газневи, правитель афган. княжества Газни (998-1030), аннексировал Синд и Пенджаб. В 1161 г. (по другим данным - в 70-х гг. XII в.) столицей гос-ва Газневидов стал Лахор. Территория совр. П. оказалась под управлением пришлой мусульм. военной знати, что способствовало широкому распространению ислама. К кон. XII в. гос-во Газневидов ослабело и пало под натиском Гуридов. В 70-80-х гг. XII в. Муиз ад-Дин (Шихаб ад-Дин) Мухаммад Гури (ум. в 1206) присоединил Пенджаб и Синд. В кон. XII - нач. XIII в. военачальники Гуридов (гулямы) основали гос-ва на землях всей Сев. Индии.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

Круглая площадка капища (диаметр 9 м) окружена восемью углублениями, общий диаметр капища 17 м. Все углубления имеют чашевидную форму. Углубление 1 (3,8 х 3,2 м) глубиной в материке 40–60 см заполнено камнями. Со стороны центральной площадки большие камни выложены полукругом. Углубление 2 (4 х 2,8 м) глубиной 60 см также заполнено камнями, большие камни также образуют полукруг. В заполнении найдены черепки XII – первой половины XIII в. и зуб коровы. Углубление 3 (5 х 4 м) глубиной 60 см заполнено мелкими камнями и по дну выложено крупными камнями. Почти в середине среди камней выбрана яма 50 х 50 см, глубиной 70 см. Среди камней встречаются черепки XI–XII вв. и кости крупного рогатого скота (фаланги) и птицы. Углубление 4 (3,6 х 3,2 м, глубина 60 см) заполнено камнями и среди них выбрана яма 2 х 0,8 м, стенки которой обставлены большими камнями до дна углубления. В яме лежал костяк мужчины 60 лет, ориентированный головой на СЗ. Длина костяка 165 см. В заполнении найдены черепки 12–13 веков, тазовая кость крупного рогатого животного. Дно ямы около костяка посыпано углем и мелкими вторично обожженными черепками. Углубление 5 (3,6 х 2,8 м, глубина 60 см) выложено большими камнями и на его дне лежал большой камень с плоской поверхностью (80 х 55 см). Среди камней заполнения встречались обломки посуды XI–XII вв. Углубление 6 (3,8 х 3,8 м, глубина 50 см) с восточной стороны выложено большими камнями. На глубине 20 см среди камней заполнения находились кости ребенка 2–2,5 лет (обломки черепа с несросшимися швами, позвонки, ребра, кости конечностей). Найдены черепки XI–XII вв., зубы крупного рогатого скота и свиньи. Углубление 7 (4,6 х 3,8 м, глубина 50 см) заполнено камнями и на дне из больших камней сложены два концентрических кольца неправильной формы. Найдены зубы крупного рогатого животного. Углубление 8 (3,5 х 3,1 м, глубина 50 см) заполнено камнями и среди них лежат кости ребенка в возрасте около 1 года. В дне углубления выбрана яма (1,9 х 0,7 м, глубина 35 см в материке), стенки которой обставлены большими камнями и поставленными на ребро плитами. На дне ямы лежал костяк мужчины 60 лет, ориентированный головой к ЮЗ. Длина костяка 165 см. Найдены черепки конца X и XI вв., кости крупного рогатого скота, свиньи и зубы лошади.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Бегство в Египет. Витраж из капеллы Девы Марии собора в Бове. Франция. 1238-1248 гг. Фрагмент В готическую эпоху искусство В. достигло расцвета; были известны 2 основных типа В.: со свинцовой арматурой и из монолитных стекол. Цветное стекло получали путем добавления в расплавленную массу окислов металлов: для синего - кобальта, зеленого - меди или железа, желтого - марганца или железа, красного - сочетания марганца с железом или медью и т. д. Согласно эскизу, отдельные фрагменты вырезали из стекла раскаленным железным острием. При необходимости темными керамическими красками наносили основные детали изображения, после чего расписное стекло подвергали обжигу. Затем красками выделяли освещенные и затененные места и вновь обжигали стекло. Полученные фрагменты скрепляли свинцовыми перемычками, составлявшими сетчатую несущую конструкцию, к-рую помещали в оконную раму. В. из монолитных пластин бесцветного тонированного стекла расписывали керамическими красками различных цветов либо в технике «гризайль» (белой и коричневой или серой и черной красками). В XII-XIII вв. множество соборов были украшены В.: во Франции - в аббатстве Сен-Дени, городах Бурж, Ле-Ман, ц. Сент-Шапель в Париже и др.; в XIV-XV вв. в Англии - Кентербери, Йорке, Уэлсе и т. д. В сер. XII -1-й пол. XIII в. в Германии возникли 3 и 5-частные циклы В. с Древом Иессеевым в центре и фланкирующими сюжетами из жизни Христа и чтимых святых, напр. в церквах мч. Патрокла в Зосте (1160-1666), мон-ря в Альпирсбахе (60-70-е гг. XII в.). В XII в. стали изготавливать окна с медальонами, центральное место в них занимали сюжеты из Свящ. Писания, с XIII в. на В. появились изображения архитектуры, напр. колонные аркады. В росписи стекла мастера использовали приемы фресковой живописи. Прорисовка деталей была рассчитана на восприятие издали. Буквы наносили кистью или выскабливали на фоне, отдельные детали (короны, края одежд) инкрустировали цветными стеклами, имитируя драгоценные камни. Источниками для композиций В. служили гравированные рисунки, напр. из «Biblia pauperum» кон. XIII в., «Speculum humanae salvationis» XV в. (Cod. Lat. 512) и др.

http://pravenc.ru/text/158866.html

Большая работа по публикации рукописей, найденных в Хиландаре, начала проводиться европейскими учеными начиная с середины 1950-х гг. Так, например, в Чехословакии опубликована «пражская часть» Хиландарского стихираря XII в. 279 . Рукопись Хиландарского монастыря 307 целиком напечатана в Копенгагене 280 . Рукописи, хранящиеся в Хиландарской библиотеке, помогают восполнять пробелы при публикации древних памятников церковно-славянской письменности, хранящихся вне Афона. Так, в Мюнхене в трех выпусках изданы отрывки Новгородского Ирмология XII века 281 , воспроизведенные по двум рукописям (Библиотека Московской Синодальной типографии. 149 и 150) с приложением греческого текста, причем утраченная часть была восполнена по рукописи Хиландарского монастыря XIII–XIV вв. 378) восточно-славянской редакции. В Дании в 1957 г. вышло в двух выпусках фототипическое издание нотных рукописей: Стихираря – новгородской рукописи XII в. и Ирмология – рукописи, написанной в районе Киева в начале XIII в. Обе рукописи хранятся в Хиландарском монастыре 307 и 308). В Югославии сербский исследователь Радойичич представил новые сведения о путях странствования «Ирмология» юго-западного письма XII–XIII вв., вывезенного В. И. Григоровичем из Хиландарского монастыря 282 . 72 листа этой рукописи хранятся в Хиландарском монастыре, а 102 листа – в отечественном собрании (РГБ, Румянцевское собрание. 1719). Внимание, проявленное со стороны Югославии к Хиландарскому монастырю, позволило сербским ученым просмотреть славянские рукописи монастырской библиотеки и составить их описание, сопровождаемое альбомом фотографий отдельных листов. В этом описании, составленном Богдановичем 283 , описано, в частности, до 60 русских, украинских и белорусских книг, из них 23 – до XVIII в. В настоящее время в Хиландарском книгохранилище насчитывается 181 греческая и 809 славянских рукописей, из общего числа которых 47 написаны на пергаменте, что свидетельствует об их древности. Среди рукописей имеется 7 греческих и 5 славянских литургических свитков. Кроме того, в Хиландаре собрано более 20 тысяч томов печатных книг; из них только 3 тысячи – греческие, а остальные 17 тысяч – славянские. Наряду с книгохранилищем, в Хиландаре имеется богатый рукописный архив, который содержит более 400 древних грамот, из них: 165 византийских хризовул, 160 – сербских, 9 – русских, 2 болгарские и 31 – мол-довлахийская; кроме того, здесь хранится также 70 турецких фирманов 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В XII в. благосостояние М.-К. ухудшилось из-за конфискации владений и сокровищ кор. Рожером II, уменьшения числа дарений, а также из-за разорительных войн, в которых участвовали аббаты вместе с монастырскими вассалами и наемниками. В сер. XII в. во время «большого похода» аббат М.-К. был обязан выставить самое крупное ополчение среди церковных сеньоров Сицилийского королевства - 60 рыцарей (milites) и 200 воинов (servientes) (Catalogus Baronum/Ed. E. Jamison. R., 1972. P. 150; см.: Loud. 2007. P. 348-349, 351). Монахи М.-К. стали проявлять больше внимания к закреплению своих прав и привилегий. При аббате Одеризии II на бронзовых вратах базилики М.-К. поместили перечень 186 владений аббатства (подробнее см.: Bloch. 1986. Vol. 1. P. 167-494). Между 1131 и 1133 гг. монастырский библиотекарь Петр Диакон составил картулярий М.-К., в который вошли ок. 600 документов; среди них - много подложных и интерполированных актов, притом что в картулярий были включены не все документы, доступные составителю (изд.: Il Registrum. 2000). В грамоте имп. Лотаря III (1137) приведен самый полный список владений М.-К., также составленный Петром Диаконом: 527 церквей и мон-рей и 123 укрепленных поселения ( Bloch. 1986. Vol. 2. P. 758-900). Для управления владениями были учреждены новые монастырские должности. Так, с 70-х гг. XII в. упоминается камерарий, к-рый контролировал сбор податей и исполнение повинностей. Римские папы и герм. императоры поддерживали независимость М.-К., на которую посягали короли Сицилии, стремившиеся к централизации судебной и налоговой системы королевства. В 1194 г. имп. Генрих VI даровал аббату полный судебный иммунитет, включавший право выносить смертные приговоры (ius sanguinis). Основную часть доходов аббатства составляла десятина, взимавшаяся с церковных и светских сеньоров на «земле св. Бенедикта». Обязанности большинства держателей земель заключались в выплате натуральных (terraticum) и денежных (census) податей, исполнении трудовой повинности (обычно 3 дня в году). К кон. XII в. натуральная подать составляла 1/10 урожая зерновых и 1/3 урожая винограда, не считая сезонных подношений (exenia) (см.: Fabiani. 1968-1980. Vol. 2. Р. 219-220; Loud. 2007. P. 448-450).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Gassowska E., 1979, S. 122–127; Informator archeologiczny, 1977–1981. Животинское , Воронежская обл., Россия. На городище IX–X вв. обнаружена яма диаметром 80 и глубиной 60 см, в которой находились уголь, 23 астрагала с отверстиями, точильный камень, бронзовый котел, кувшин и горелое зерно. На городище найдены глиняные хлебцы. Винников А. З., 1990, с. 104. Зааринген , округ Бранденбург, Германия. Около курганного могильника VII–XII вв. находится круглая площадка (диаметром 20 м), окруженная кольцевым рвом шириной 2–3 м (рис. 6, 4). Hermann J., 1971, S. 259. Звенигород, Тернопольская обл., Украина. Городище Звенигород расположено на склоне холма правого берега Збруча около с. Крутилов. Исследования проводили Прикарпатская экспедиция ИА РАН, Тернопольский краеведческий музей в 1985, 1987,1988 гг. Открыто три капища, 15 культовых сооружений, 10 длинных наземных домов, сделаны разрезы валов и рвов, исследованы окрестные селища (рис. 27–64). Вал 1 перерезан траншеей в северо-восточной части около современной дороги. Ширина вала 8 м, высота 1,8 м. В основании его залегает слой золы и угля толщиной 15–20 см, содержащий керамику скифского времени. Он перекрыт каменной насыпью высотой 70 см и на ней спланирована ровная площадка, покрытая углем и содержащая лепные черепки пражской культуры VI–VII вв. Затем насыпан слой земли и камней толщиной 40 см и на его поверхности устроена горизонтальная площадка, покрытая слоем угля и золы мощностью до 30 см, содержащая черепки XII в. В шурфе, выкопанном во внешнем рву этого вала, обнаружена горизонтальная площадка, выложенная камнями и черепками XII в. Вал 2 перерезан траншеей на месте современной дороги. Ширина вала 9 м, высота 1,8 м. В основании вала на высоту 50 см лежат камни, перекрытые большими каменными плитами (длиной до 80, шириной 30–40 см) и горизонтальным слоем обожженной красной глины толщиной 30–50 см. В слое найден один черепок с чернолощеной поверхностью скифского времени. Верхняя часть вала насыпана из земли и камней. На поверхности вала расчищена на 8 м в длину горизонтальная площадка, покрытая каменной вымосткой и слоем угля. Здесь найдена керамика XII в. и многочисленные вещи. Во внешнем рву этого вала также выявлена горизонтальная площадка, мощенная камнем.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010