В Грузии законсервируют уникальный пещерный монастырский комплекс XII-XIII вв. Вардзиа, 10 июля 2014 г. Вардзиа – пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков в долине реки Кура, примерно в 70 километрах к югу от города Боржоми. Это выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества.      С благословения Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго с 1989 года в стенах Вардзии вновь возобновилось богослужение. В сентябре 2004 был проведен комплекс работ по реабилитации монастырского комплекса. А в 2007 году министерство культуры и охраны памятников Грузии представило в ЮНЕСКО список из 15 памятников культуры и природы, среди которых Вардзиа. Трехдневный международный семинар, посвященный вопросам разработки плана по консервации пещерного монастырского комплекса Вардзиа в регионе Самцхе-Джавахети, начался 9 июля в музее-заповеднике. Семинар организован Национальным агентством охраны культурного наследия и министерством культуры и охраны памятников Грузии. " Главной целью Национального агентства охраны культурного наследия Грузии является приостановка камнепада в уникальном пещерном комплексе и продление жизни исторического памятника. Для спасения Вардзиа грузинским отраслевым специалистам важно объединится и создать несуществующий до сих пор документ по консервации Вардзиа. Этот документ станет началом подготовки плана по управлению пещерным монастырским комплексом " , - сообщает министерство культуры. Специальным гостем семинара является президент научного консультативного совета министерство окружающей среды Италии, консультант ЮНЕСКО, помощник президента Международного консорциума по изучению оползней Клаудио Марготтини (Claudio Margottini).      Ансамбль создавался в основном в 1156-1203 годы, в период правления Георгия III и его дочери - царицы Тамары на юго-западной границе Грузии. Монастырский комплекс играл важную роль в политической и культурной жизни страны. Комплекс использовался в том числе и в целях обороны - в восточной части находится тайный тоннель, который спускается к реке.

http://pravoslavie.ru/72125.html

В XII веке Туров был достаточно крупным городом, центром удельного княжества. Первое упоминание о Турове содержится в Лаврентьевой летописи под 980 годом. На основании археологических данных предполагают, что крупное поселение на месте Турова могло возникнуть в VI-IX веках. В 1005 году, при князе Владимире, в числе первых шести русских епархий была учреждена и Туровская епархия с. 54]. К середине XII века в Турове насчитывалось от 40 до 80 храмов и монастырей с. 91]. Постриженником одного их этих монастырей и стал будущий Туровский епископ. В монастыре святитель Кирилл углубил свои знания Священного Писания , святоотеческой письменности, истории Церкви, Церковного Устава. Как видно из его сочинений, была ему знакома и апокрифическая литература. Уже в те годы у святителя Кирилла проявился дар учительства. Как пишет о нем автор жития, «мнозем на ползу быть, уча я» с. 70]. Спустя некоторое время после поступления в монастырь святитель Кирилл принимает на себя подвиг столпничества – затворяется в башне. Он был первым из восточнославянских монахов, избравший такой подвиг. 41-е Правило VI Вселенского Собора с. 527] запрещало столпникам (затворникам) оставлять избранный путь, кроме случая «когда сего потребует общественное служение». Пребывая в затворе, в посте и молитве, святитель Кирилл не оставлял своих научно-просветительских трудов: «Во столп вшед затворися, и ту пребысть неколико время, с постом и молитвою паче себе тружаяся, и много божественная писания изложи». Добродетельный и просвещенный инок по просьбе князя и народа был поставлен епископом Туровским. Предположительно это произошло между 1147 и 1169 годами с. 167]. О событиях, предшествовавших поставлению святителя Кирилла на Туровскую кафедру, существуют противоречивые мнения. 1156 год – время изгнания митрополита Климента Смолятича с Киевской кафедры князем Юрием Долгоруким. В тот же год в Киев приехал новый митрополит, Константин, родом грек, поставленный Константинопольским Патриархом с. 292]. Об участии Туровского епископа Иоакима II, возможного предшественника святителя Кирилла на Туровской кафедре, в избрании Климента Смолятича в Киевские митрополиты сохранились противоречивые сведения. В Печерском Патерике в житии святителя Нифонта говорится, что во время избрания митрополита он был на стороне святителя Нифонта Новгородского и выступал против избрания Климента Смолятича без благословения Константинопольского Патриарха. С другой стороны, как указывает митрополит Макарий (Булгаков) , имени Туровского епископа нет среди возражавших против избрания Климента с. 290]. Х. Лопарев в своей работе, посвященной творчеству святителя Кирилла, пишет о Туровском епископе Иоакиме как о стороннике Климента Смолятича, который после удаления Климента был лишен кафедры, и на его место, возможно, был возведен святитель Кирилл. В доказательство своего мнения он приводит тот факт, что поддерживавший Климента Смолятича Черниговский епископ Онуфрий был заменен греком епископом Антонием с. 3].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК III Патриарх Александрийский (ок. 1180 - 1209?). По мнению большинства исследователей, М. происходил из греч. клира и был возведен на Александрийскую кафедру при содействии визант. императора. Византия эпохи Комнинов, считавшая себя покровительницей ближневост. Православия (что особенно ярко проявилось при имп. Мануиле I Комнине ), с сер. XII в. стала проводить политику унификации богослужебных традиций православных народов по к-польским образцам. Начало Патриаршества М. (под именем Марк II) в т. н. Дионисиевском каталоге, опубликованном еп. Порфирием (Успенским) , отнесено к 1171 г., его правлению отведено 38 лет. Однако факт вступления М. на престол до 1180 г. вызывает сомнения ввиду возможного Патриаршества в 70-х гг. XII в. Илии II и/или Елевферия (впрочем, в Дионисиевском каталоге имя Елевферия и годы его правления помещены после сведений об М.). В условиях фактической ликвидации правосл. церковной иерархии во владениях крестоносцев Александрийская Православная Церковь распространила свою юрисдикцию на окраинные территории Иерусалимского Патриархата, находившиеся под властью мусульман. В первую очередь это относилось к Екатерины великомученицы монастырю на Синае и правосл. сел. Эт-Тур (Раифа) на зап. побережье Синайского п-ова. Известен арабский документ 1197 г., скрепленный греч. подписью М., о дарении одним из шейхов Раифы финиковых рощ Синайскому мон-рю. В Египте М. столкнулся с тем, что мелькиты (православные) посещали храмы, принадлежавшие Коптской Церкви , и вступали в смешанные браки с коптами. С просьбой о рассмотрении Синодом ряда вопросов религиозной и бытовой жизни ближневост. православных, живущих под мусульм. владычеством, он обратился к К-польскому патриарху Георгию II Ксифилину . Выработанные в итоге вопросоответы (RegPatr, N 1184) сохранились в 2 редакциях. Первая, общераспространенная редакция (66 вопросоответов), составителем которой был известный канонист, Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон , полностью издана в составе Афинской синтагмы (она же с небольшими отличиями представлена в издании Леунклавия , воспроизведенном в «Патрологии» Ж.

http://pravenc.ru/text/2562226.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ [Мар Авгин (Авген, Евген); сир.    ; араб.    ] († 363), прп., чудотворец (пам. сиро-яковитская 20/21 апр., 2, 15 нояб., 3 марта; пам. несторианская в 1-ю или 3-ю пятницу Входа (Обновления Церкви)), согласно сир. традиции, основатель монашества в Персии. Житие Е. на сир. языке сохранилось в неск. рукописях (самая ранняя - IX-X вв.), представляющих собой разные редакции. Оно написано в форме рассказа очевидца от лица ученика Е. Михаила и, согласно замечанию автора, составлено «по повелению царскому» и по «письму [некоего] святого [или святых] из Рима». В 1892 г. Житие было опубликовано П. Беджаном по 2 рукописям (XII и XIX вв.). Часть перевода Жития на согдийский язык была недавно обнаружена В. Зундерманном среди неопубликованных фрагментов из турфанской коллекции Берлинско-Бранденбургской АН ( Sundermann W. Byzanz und Bulayq Iranian and Indo-European Stud.: Memorial Volume of O. Klima/Ed. P. Vavrouek. Praha, 1994. P. 263-264). Кроме того, деятельность Е. отражена в «Книге целомудрия» Ишоднаха , несторианского еп. Басры (IX в.), а также в поздних сир. и арабо-христ. исторических источниках: в яковитской «Церковной истории» Григория Бар Эвройо (XIII в.), в несторианской анонимной «Хронике Сеерта» (не ранее IX в.), в «Книге Башни» Мари ибн Сулеймана (XII в.) и в одноименном сочинении Амра ибн Матты (сер. XIV в.). Согласно опубликованной версии Жития, Е., коренной житель Клисмы (ныне Суэц, Египет; в Житии данный топоним определен как «морской остров»), в течение 25 лет был ловцом жемчуга, заработанные деньги жертвовал на храмы и раздавал бедным. Уже в те годы он обладал даром предвидения и чудотворения: укрощал и вызывал бури, ходил по воде, спасал моряков от кораблекрушений. Избегая славы, Е. удалился сначала в обитель прп. Пахомия Великого (здесь он поразил братию, совершая молитву посреди зажженной печи), затем «в Египет» (т. е., вероятно, в Нитрию ), а оттуда, взяв с собой 70 монахов, в Сев. Месопотамию, в Нисибин , рим. форпост на границе с Персией. Во время короткой остановки на берегу р. Машак (Гурмиш; к югу от Нисибина) Е. исцелил бесноватого, что привлекло внимание горожан. Тогда монахи удалились на гору Изла (к северо-востоку от Нисибина). Там они прожили 30 лет; вокруг Е. собрались ученики со всех концов Римской империи, так что число братии достигло 350. После этого монахи по благословению свыше начали проповедовать окрестным жителям, совершая дела милосердия и чудеса.

http://pravenc.ru/text/186927.html

Первым известным еп. Аргосским является Периген (III-IV вв.). Еп. Генефлий участвовал в К-польском Соборе 448 г. В 451 г. на Всел. IV Соборе Аргосскую епархию представлял еп. Онисим. Известно также имя еп. Фалиса, подписавшего в 458 г. вместе с др. греч. епископами послание имп. Льву I с осуждением Евтихия . Начавшиеся в кон. VI в. набеги аваров и славян вызвали упадок городов и миграции больших групп населения. О церковной истории епархии с кон. V до IX в. источники говорят очень мало. Сохранились имена неск. епископов Аргоса: Иоанн участвовал во Всел. VI Соборе (681), на К-польском Соборе 869/70 г. присутствовал еп. Аргосский Лев, на Соборе 879/80 г.- Феотим. Покровителем Аргоса считается свт. Петр , еп. Аргосский, жизнь и деятельность к-рого приходится на кон. IX - нач. X в. В нек-рых источниках свт. Петр именуется епископом Аргоса и Нафплиона. В 922 г. свт. Петр скончался и был погребен в Аргосе, где позднее был построен храм в его честь. В 1421 г. лат. еп. Нафплиона Секунд Нани перенес мощи святого в Нафплион. Сохранился список епископов Аргоса X-XII вв., но точные годы их правления неизвестны. Ок. сер. XII в. епископия получает ранг митрополии, занимая 89-е место в списке митрополичьих кафедр К-польского Патриархата. В нач. XIII в. правитель Коринфа Лев Сгур захватил Аргос и убил местного митрополита. В 1212 г. Нафплион и Аргос были заняты крестоносцами. Во время их господства (1212-1540) вся правосл. иерархия была упразднена, а в Аргосе появилась кафедра лат. епископа, подчинявшегося лат. архиепископу Коринфа. В Аргосе и Нафплионе были построены католич. храмы с большим штатом духовенства. В кон. XIV в. в Нафплионе существовал католич. мон-рь. С кон. XIV в. Аргос постепенно приходит в упадок. В 1397 г. большинство его жителей было уведено в плен турками-османами. Окончательно Аргос был захвачен ими в 1463 г., город был полностью разрушен, и почти все его жители переселились в К-поль. После падения Аргоса адм. и экономическим центром области становится Нафплион. Еще в 1397 г. сюда была перенесена кафедра католич. епископа. С кон. XIV в. правосл. клир митрополии управлялся греч. протопопом (архипресвитером), избираемым с согласия католич. епископа, его резиденция находилась также в Нафплионе.

http://pravenc.ru/text/75870.html

К. стал все больше внимания уделять богословию ( Nicet. Chon. Hist. P. 210). Если в первые десятилетия своего правления он имел склонность видеть в богословии лишь развлечение в периоды между делами войны и дипломатии, то теперь начал воспринимать его как основу всех своих интересов ( Magdalino. 1993. P. 290). В нач. 70-х гг. XII в. по заказу М. К. великий друнгарий Андроник Каматир подготовил трактат «Священное всеоружие», составленный из цитат св. отцов, раскрывающих суть правосл. вероучения и многочисленных ересей. При дворе М. К. в этот же период были созданы «Богословские главы» Михаила Глики , а патриарший хартофилакс Феодор Вальсамон (см. Феодор IV Вальсамон , патриарх Антиохийский) начал работу над большим собранием толкований церковных канонов. В комментариях Вальсамона проявились нек-рые тенденции развития взглядов М. К. в последние годы его правления. Вальсамон с готовностью оправдывал вмешательства императора в дела Церкви, полагал избрание патриархов по воле императора естественным, считал, что император вправе судить патриарха, отступившего от веры, поскольку император является одновременно эпистемонархом (πιστημονρχης; букв.- начальник дисциплины; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 149). Последний термин, говорящий об особом статусе императора в Церкви и его расширенных правах, получил распространение и обрел политический смысл в эпоху М. К. ( Angold. 1995. P. 101-103; Дагрон. 2010. С. 312-319). До сер. XII в. понятие «эпистемонарх» использовалось лишь для обозначения монастырских служащих, следящих за внешним видом монахов и за порядком в хозяйстве монастыря. Впервые по-новому этот термин прозвучал в 1147 г. в синодальном акте о смещении патриарха Космы II. В нем сказано, что М. К. провел исследование этого дела «в силу своих полномочий эпистемонарха» ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 309). Подобные упоминания о неких особых правах императора при М. К. встречаются в документах неоднократно. Нововведения означали существенное расширение полномочий императора в Церкви.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

(Спасо-Авраамиев Богородицкий училищный), в Смоленске, основан в кон. XII или нач. XIII в. по благословению свт. Игнатия , еп. Смоленского. Первым настоятелем обители, являвшейся ктитореей свт. Игнатия, был назначен прп. Авраамий Смоленский . В годы игуменства преподобного обитель отличалась как материальным достатком, так и строгостью при приеме иноков. Преемником прп. Авраамия был архим. Ефрем , автор жития преподобного. Первоначально мон-рь назывался Богородицким (первая церковь, построенная в обители, освящена в честь Положения ризы Пресв. Богородицы), в источниках XVII в. его называют Авраамиевым, а после постройки в нем в 1755 г. Преображенской ц.- Спасо-Преображенским Авраамиевым. Сведения об обители с нач. XIII в. до возобновления ее в сер. XVII в. крайне скудны. Архим. Леонид (Кавелин) и В. С. Иконников предполагали, что автор описания паломничества в Иерусалим, совершенного из Смоленска в 70-х гг. XIV в., Агрефений, названный в тексте памятника архимандритом Богородицкого мон-ря, был настоятелем именно А. с. м. Возможно также, что обитель упоминается в донесении 1508 г., посланном гетманом кн. К. И. Острожским польск. кор. Сигизмунду I , где содержится просьба вернуть занятые гетманом во время смоленского похода деньги («У Аврама у Смоленску ж позычил есми тридцать коп грошей» - АЗР. СПб., 1848. Т. 2. 45). При строительстве Смоленской крепости, завершенном в 1602 г., обитель была включена в ее пределы. При взятии Смоленска поляками в 1611 г. мон-рь был разорен и обращен в католич. доминиканский училищный мон-рь, а в 1634 г.- упразднен. Воссоздан как правосл. обитель в 1654 г., после возвращения Смоленска в состав России. В 1658 г. А. с. м. стал архимандритией. С 1728 г. при обители размещалась Смоленская ДС, ректоры к-рой являлись настоятелями мон-ря. До сер. XVIII в. все сооружения мон-ря, в т. ч. и Ризоположенская ц., были деревянными. В 1755 г. (по др. данным, в 1765) был выстроен двухэтажный каменный собор (верхняя церковь - Преображенская, нижняя - во имя святых Авраамия и Меркурия чудотворцев); в 1773 г. возведена Введенская ц. В 70-80-х гг. XVIII в. в обители были построены семинарские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями. В XIX в. по просьбе горожан к А. с. м. была приписана Благовещенская ц., построенная в 1840 г. на Молоховских крепостных воротах. В кон. XIX в. в обители располагался епархиальный свечной завод. По штатам 1764 г. А. с. м. был отнесен к числу второклассных. Во время Отечественной войны 1812 г. обитель была превращена французами в военный лазарет. Занятия в семинарии возобновились уже в сент. 1813 г. С сер. XIX в. в мон-ре ежегодно 6 и 21 авг. совершались крестные ходы в с. Богородицкое, к месту подвигов прп. Авраамия.

http://pravenc.ru/text/62896.html

На XII Московском Пасхальном фестивале отдадут дань памяти 70-летию битвы на Курской дуге Москва, 15 марта 2013 г. Валерий Гергиев На Двенадцатом Московском Пасхальном фестивале отдадут дань памяти 70-летию одного из ключевых сражений Великой Отечественной войны: битве на Курской дуге. Об этом сообщили журналистам на сегодняшней пресс-конференции в Москве, передаёт телеканал «Культура». Традиционный фестиваль состоится с 5 по 16 мая. Участники праздника выступят и в городах, ставших опорными пунктами военных стратегических операций. Историки выделяют три этапа битвы: Курскую оборонительную операцию, Орловскую и Белгородско-Харьковскую наступательные операции. «Московский Пасхальный фестиваль набрал серьезный ход и в общероссийском масштабе. В этом году мы решили сосредоточиться на нескольких приоритетах, — рассказал журналистам Валерий Гергиев . — Курская дуга — одна из самых трагических и переломных страниц войны. Калуга, Смоленск, Белгород, Курск, другие города, бывшие в годы войны бастионами, крепостями, почти все эти регионы для нас новые». За 12 дней фестиваля, бессменным художественным руководителем которого является дирижер Валерий Гергиев, состоится более 90 концертов симфонической, хоровой, камерной и звонильной программ. Торжественное открытие состоится в светлый праздник Пасхи в Большом зале Московской консерватории. 23 симфонических концерта пройдут в 14 городах России: Смоленске, Брянске, Белгороде, Курске, Орле, Туле, Калуге, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Вологде, Череповце, Санкт-Петербурге. Хоровая программа включает 41 концерт в 14 городах. Их жители услышат хоровые коллективы из Абхазии, Армении, Белоруссии, Венгрии, Греции, Грузии, Сербии, Чехии. Камерную программу возглавляет Лариса Гергиева. В нее включены песни военных лет. Звонильная программа охватывает 20 храмов Москвы, а также Петропавловский собор Санкт-Петербурга. Традиционно пройдут благотворительные концерты: в Московском государственном университете имени Ломоносова, на Поклонной горе 9 мая, в Смоленске и Нижнем Новгороде.    

http://pravoslavie.ru/60115.html

Мценск. Церковь Петра и Павла. Петропавловская (Введенская) церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Стоит на. высоком и скалистом левом берегу реки Зуши на территории бывшего Малого острога Мценской крепости. В XVI—XVII вв. являлась соборным храмом мужского Петровского монастыря. Он считался одним из древнейших монастырей на Орловщине и по преданию был основан в XII веке, хотя наиболее вероятным временем его основания является начало XVI в., когда г. Мценск вошел в состав Московского государства (1500 г.). По писцовой книге города Мценска 1625 г. в Петровском монастыре были 2 деревянных, “клецких” храма: церкви Петра и Павла и Введения Пресвятой Богородицы с приделом Св. Ильи Пророка, обновленных на средства первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Рядом с церквами стояли кельи, где жили игумен и братья. В 70-е годы XVII в. стольником С. В. Рагозиным в монастыре строится каменный семиглавый соборный храм Введения Пресвятой Богородицы с тремя престолами: Введения Богородицы, Св. Петра и Павла и Св. Пророка Ильи. Тогда же, по-видимому, была разобрана 2-я деревянная монастырская церковь. В 1694 г. Петровский монастырь был переведен на новое место, ниже по течению Зуши, где продолжил свое существование под названием Петропавловского, а Введенская церковь обращена в приходскую. Колокольню при ней построили на рубеже XVIII и XIX вв. Перед первой мировой войной планировалось при Введенской церкви устроить скит, приписной к Петропавловскому монастырю, но это осуществлено не было. Храм закрыт в 30-е годы. В годы оккупации Мценска немцы использовали его как конюшню. Вновь открыт после Великой Отечественной войны (в 1947 г.). В церковной ограде сохранились четыре надгробные белокаменные плиты первой половины XVI — сер. XVII вв., открытые искусствоведом Т. А. Тимашевой. Одна из плит содержит надпись: “Лета 7164 (1656) генваря 18 день преставился раб божий Иван Стефанович Рагозин во иноцех схимник Иев” ИСТОЧНИК http://www.st-trinity.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02343

Отдельный вариант иконографии Н. представлен работой В. Д. Поленова (1882, Гос. историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»). На иконе, написанной для иконостаса ц. Спаса Нерукотворного в Абрамцеве, Н. показан в рост, в легком повороте влево, пишущим в небольшой книге, к-рая лежит на его левой руке. У него каштановые волосы, большая залысина на лбу. В противоречие с житийной традицией художник изобразил Н. не диаконом, а иереем, включив в состав его облачения (мантия, подрясник) епитрахиль, на плечах лежит куколь. В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре, созданной в академическом стиле иеродиаконами Паисием и Анатолием (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010) Н. входит в группу святых XII в. Он с куколем на голове, в схиме, в руках перед собой держит увесистый том в переплете. В росписи фасадов восстановленного Успенского собора Киево-Печерской лавры (проект росписи 1999 г.; под рук. Н. И. Слипченко, О. Е. Мамолат, художники-реставраторы С. Н. Баяндин, Ю. А. Гузенко), ориентированной на живопись кон. XVII - сер. XVIII в., на фронтонах сев. фасада Н. размещен среди 12 изображений других святых. Фронтально в рост в паре с прп. Алипием Иконописцем Н. изображен на фреске ц. прп. Илариона Великого Оптиной пуст. (2004). В 2011 г. на крепостной стене обители был выполнен мозаичный образ Н. (худож. И. И. Бурлаков) в Абалакском Знаменском мон-ре. Галерею скульптурных изображений Н. открывает образ летописца в ряду просветителей на памятнике работы «Тысячелетие России» в Вел. Новгороде (1862, скульптор М. А. Чижов), где он предстает в полный рост длиннобородым старцем с заострившимися чертами лица и иссушенной плотью под складками широких монашеских одежд, держащим в левой руке объемный том. На портрете, созданном М. М. Антокольским (1889, мрамор, ГРМ; 1890, бронза, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля; 1892, Киевская картинная калерея), Н.- монах, занятый писательским трудом. В 1982 г. на центральной лаврской улице была открыта мемориальная доска Н. (скульптор А. С. Фуженко). Неск. памятников Н. было установлено в 80-90-х гг. XX в.: в 1988 г.- в скверике напротив входа в Киево-Печерскую лавру (скульптор Ф. Согоян, архит. Н. И. Кислый), в 1992 г., в Прилуках (скульптор С. Т. Кантур), в 1997 г.- в Любече (в память съезда рус. князей в этом городе в 1097). В последние годы памятники Н. установлены в 2007 г. в Киеве, на ул. Фрометовской, 2 (скульптор П. В. Глемязь); в 2017 г. в Борисполе Киевской обл. (скульптор А. Яценко) и др.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010