В 1078 г. был заключен брак между Алексеем Комнином, племянником имп. Исаака I, и Ириной Дукеной, внучкой кесаря Иоанна Дуки. В следующем году Алексей занял пост вел. доместика схол и проявил себя как талантливый полководец. В нач. 1081 г. против непопулярного имп. Никифора Вотаниата был поднят очередной мятеж военачальников, к-рый возглавил кесарь Иоанн Дука. К нему вскоре присоединились Комнины, и общим согласием представителей этих знатных фамилий было решено провозгласить Алексея императором. В апр. 1081 г. войска Дук и Комнинов вошли в К-поль, подвергнув столицу частичному разграблению. С воцарением Алексея I Комнина (1081-1118) многолетняя борьба за престол завершилась. На фоне гражданских войн в 70-х гг. продолжалось нашествие сельджуков. Разбив основные военные силы империи при Манцикерте (1071), сельджуки в течение неск. лет захватили почти всю территорию М. Азии и Сирии. К началу правления Алексея I Комнина под властью византийцев в Азии находилось неск. приморских портов с окрестностями: Трапезунд, Синоп, Амастрида, Никомидия, Атталия и нек-рые др.,- и это положение не менялось до начала 1-го крестового похода (1097). За короткий период времени империя лишилась огромного региона. Утрата М. Азии стала непоправимым ударом, несмотря на то что в XII-XIII вв. византийцам удалось отвоевать часть ее территории. В эти же годы усилился натиск на дунайскую границу со стороны печенегов, к-рых из Сев. Причерноморья вытесняли куманы и узы. В 1048-1053 гг. на Балканы совершили крупный набег печенежские ханы Кеген и Тирах. Печенеги разгромили визант. войска в ряде сражений, и имп. Константин Мономах был вынужден откупиться. В 1059 г. имп. Исаак Комнин вновь вел кампанию против печенегов, на этот раз победоносно. В 1065 и 1073 гг. племена узов переходили Дунай и опустошали страну. Кульминацией борьбы на Балканах в этот период стала тяжелейшая война 1086-1091 гг., к-рую вел имп. Алексей I Комнин против союза печенегов и куман, поддержанных венграми. Первоначально византийцы не сумели сдержать вторжение на дунайской границе; войска Алексея потерпели поражение при Доростоле (1088), и в 1090-1091 гг.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Из дел Консистории и Боголюбова монастыря также видно, что в 18 столетии Покровский монастырь был мужской. В синодике, переписанном в 1700 году, значатся почти одни монахи под заглавием: разных градов монаси св. обители сея Покрова Пресв. Богородицы, но сии отцы преставившися (sic) зде в обители; следуют сряду 5 игуменов, да после два игумна, (видно, были более строители, монастырь был бедный и малонаселенный), иеромонахов 10, схимонахов 25, монахов 57, бельцов или мирян 70, женских имен в средине между мужскими в разное время 15 лиц, из них только 2 инокини, игумении ни одной. Один лист, а может быть и не один, из этой статьи помянника, как видно по признакам, утерян. Все означенные имена выписаны из более древнего синодика, бывшего до 1700 года. Итак, если был женский монастырь, то ранее начала XVI века, а как по вышепоказанной надписи, бывшей в Боголюбовой часовне, Покровский мужской монастырь «получил свое существование с XIII века», то женский монастырь, вероятно, был, если был, с самого своего начала, с конца XII века по неизвестный год XIII века, может быть до нашествия татар и потом закрылся. Неудобно здесь быть не только женскому, но и мужскому монастырю. У окрестных жителей и в самом монастыре могла чрез ряд веков сохраняться память, что здесь некогда был женский монастырь. Но во всяком случае мнение о том, что здесь был женский монастырь, не имеет твердых оснований, кроме того, что он крестьянами назван в 1793 году в прошении бывшим девичьим и кроме того, что в синодике между братией есть несколько женских имен, но, может быть, родственных некоторым из братий и, кроме того, что Св. Андрей в летописи называется кормителем чернцем и черницам 132 Насыпь, вокруг церкви сделанная около 1861 года, не совсем ограждала ее от воды; особенно же много вредило ей то, что вода, заливая в некоторые годы пол, устроенный на шанцах, проходила и под пол чрез железные решетки, сделанные в дверях для продухов. Это была ошибка архитектора. Надобно было продухи поднять выше; но видно не ожидали, что вода могла покрывать и сделанную вокруг церкви насыпь. Теперь приняты меры к тому, чтобы вода и в самое большое половодье не входила в церковь , и особенно в шанцы пола 134 Сборник на 1866 год Общества древне-русского искусства при Москов. музее, стр. 72. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимир. епархии. Выпуск третий, 1896 г., стр. 41 141 Записки Импер. русск. Археол. Общ. Т. III, выпуск 1-й, 1887 г., стр. 103, статья: Русский иконописный подлинник Д.А.Григорова 142 Этот подлинник издан в Вестнике Древнерусского искусства при Моск. Публ. Музее в 1874 и 1875 годах Читать далее Источник: С.-Петербург. Типография А.П.Лопухина (Тележный пер., д. 3-5). 1898г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Лазания. Монастырь Божией Матери Махериотиссы (Махерас). Ιερ Μον Παναγας Μαχαιρ Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Координаты: 34.940255, 33.189464 Проезд: 1. Из Никосии на юг через деревни Kato Deftera, Pera, Kampia и далее мимо Kapedes. 2. Из Ларнаки — свернуть с автомагистрали Ларнака — Никосия в направлении Agia Varvara, Mathiatis. Kataliontas, Kampia и далее мимо Apedes. 3. Из Лимассола – свернуть с трассы Лимассол — Ларнака на деревни G ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1. Из Никосии на юг через деревни Kato Deftera, Pera, Kampia и далее мимо Kapedes. 2. Из Ларнаки — свернуть с автомагистрали Ларнака — Никосия в направлении Agia Varvara, Mathiatis. Kataliontas, Kampia и далее мимо Apedes. 3. Из Лимассола – свернуть с трассы Лимассол — Ларнака на деревни Germasogeia через Akrounta, Arakapas, Sykopetra, Palaichori, Apliki, затем на Kalo Chorio и деревню Gourri. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь Богоматери Махераса - один из самых значительных действующих православных монастырей на Кипре. Он был основан в последние годы XII столетия. Монастырь окружен прекрасными лесами земель Махераса в Троодосе, по направлению к Никосии. Он находится в нескольких шагах от деревни Лазания и горы Киония, которая так же известна, как гора Махераса, вершина которой находится на высоте 1423 метра. Эта местность располагается к югу от монастыря. Сам же монастырь построен на высоте 870 метров над уровнем моря и до него можно добраться, пройдя через деревню Капедис. Трехнефовая церковь, сохранившаяся до наших дней. Была построена между 1892 -1900, заменив собой прежнюю, сожженную до тла. Вырезанный из дерева иконостас относится 1919 году. Церковь окружена различными службами, принадлежавшими монастырю. Весь комплекс занимал собой квадратную площадь. Вышеупомянутые службы были построены после 1892 года. Крытые монастырские аркады достигают 19 метров в высоту и были построены в 1900 году. Чудотворная икона Богоматери Махераса считается одной из 70-ти аналогичных икон, написанных Лукой-Евангелистом.

http://sobory.ru/article/?object=11888

Ендовище. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь (новая) Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2016 и 2019. Ссылки:   Адрес: Воронежская область, Семилукский район, с. Ендовище, ул. Красноармейская, 124 Координаты: 51.724718, 39.024015 Проезд:Из Воронежа на любом маршрутном автобусе, следующем в Семилукском направлении, доехав до остановки «Вышка». Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Испокон веков на Руси все благие дела совершались не в одиночку, а сообща, всем миром. Сегодня эта благочестивая традиция возрождается, именно так строится храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Ендовище Семилукского района. Место возведения храма было выбрано неслучайно. Эта земля имеет очень богатую историю. С. Ендовище является одним из древнейших поселений Воронежского края. Археологические памятники свидетельствуют о заселении этих мест в XII-XIII вв. В трех километрах от с. Ендовище были обнаружены подземные жилища древних людей, на потолке и стенах которых искусной рукой выведена христианская атрибутика. Еще в 1700 г. Святителем Митрофаном епископом Воронежским была дана благословенная грамота на построение в слободе Ендовище Воронежского уезда каменной церкви и к 1703 г. церковь здесь уже существовала, о чем свидетельствуют исторические документы. Храм простоял на этом месте более двух веков, но в годы Великой Отечественной войны он был почти полностью разрушен. И за последующие 70 лет советской власти от храма не осталось камня на камне. 27 сентября 2010 г. благочинный Семилукского церковного округа протоиерей Василий Попов освятил установленный на этом святом месте Крест. В дальнейшем здесь стали совершаться молебны с чтением акафиста Покрову Пресвятой Богородицы. 10 июля 2011 г. митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий освятил закладной камень и поклонный крест в основании нового храма. Начать строительство было решено с небольшого Крестильного храма, в котором в дальнейшем будет размещаться воскресная школа и трапезная.

http://sobory.ru/article/?object=46598

Одна из центральных тем в исследованиях Л.- лит. герой и методы его изображения. На примере хроник Л. демонстрировал, как приемы обрисовки персонажей постепенно усложнялись: в эпоху Македонского ренессанса историографы отказались от черно-белого изображения героев и стали развивать идею противоречивости человеческой природы, в XI в. эта тенденция привела к появлению «Хронографии» Пселла, по уровню психологизма сопоставимой с художественной литературой Нового времени. Развитие визант. историографии Л. трактовал как движение от хроники к полноценной истории и жизнеописанию. Образ героя, в первую очередь императора, у Продолжателя Феофана, Пселла и Анны Комнины становится композиционным стержнем рассказа, его структурной доминантой. Ряд работ Л. посвящен эпистолографии, которая рассматривалась им не как источник исторических сведений, а как человеческий документ, позволяющий сделать выводы о личности автора и его отношениях с современниками. Подход Л. к изучению визант. писем, новаторский в 70-х гг. XX в., стал одним из наиболее продуктивных в мировом византиноведении. Письма византийцев исследовались Л. и как неиссякаемый источник примеров средневекового юмора. В последние годы жизни Л. обратился к иронии в визант. лит-ре. Изучив, что означало в Византии понятие «ирония» и как его смысл менялся на протяжении столетий, Л. пришел к выводу, что интеллектуалы XI-XII вв., в первую очередь Михаил Пселл, употребляли его в смысле, близком к современному. Раскрытие иронии в письмах Пселла и «Истории» Никиты Хониата привело к тому, что эти тексты зазвучали по-новому; появилась возможность почувствовать атмосферу интеллектуальной игры в переписке и речах ученых византийцев. Благодаря переводам Л., далеким от педантичного буквализма, способного отвратить читателя от визант. литературы, стремлению передать в них не букву, а дух средневекового текста, широкому кругу российских читателей стали доступны «Хронография» Михаила Пселла (1978), «Алексиада» Анны Комнины (1965, 19962, 20103) и сочинение Продолжателя Феофана (1992, 20092).

http://pravenc.ru/text/2561026.html

Храм практически полностью покрыт фресками, которые сохранились под толстым слоем копоти. Дело в том, что в 1551 году монастырь был разрушен войсками Иранского шаха Тахмаспа, а в конце 16 века был захвачен турками. Эти варвары устроили костер из обессиленных и больных монахов прямо посреди Успенского храма, поэтому фрески сразу же закоптились и в дальнейшем продолжали коптиться от костров турок-пастухов, которые укрывались в монастыре в зимнее время. Эти уникальные фрески 12 века были впервые открыты в середине 20 века. В 1938 Вардзиа была объявлена музеем-заповедником. В 1828 году местность Джавахетия была освобождена от турок русскими войсками и спустя некоторое время в Вардзии была возобновлена монастырская жизнь православными греками. В советский период Грузии монашество иссякло, и было возобновлено трудами Патриарха-Католикоса Илии II, который в конце 80-х годов отслужил в Вардзии первую Божественную Литургию. Ныне в Вардзии теплится лампада пред Престолом Господним. Глубоко в теле горы, перейдя от западной стены Храма по переходу метров 30, можно видеть чудесный источник воды, - это бассейн, который за короткое время наполняется водой только до определенного уровня. В праздник Успения чудотворная вода полностью вычерпывается молящимися и гостями монастыря, и затем бассейн быстро наполняется до того же уровня. В советское время в Вардзии был прекрасный туристический комплекс с новой четырехэтажной гостиницей. Ныне этого комплекса не существует. Сайт « Святая Грузия»: http://got2.mmtel.ru/olegsv/gr42.htm Вардзийский Успенский монастырь, заштатный, общежительный, в 55 верстах от города Ахалцыха. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Время основания: XII век. Местонахождение: около села Вардзия в долине р. Кура, в 70 км к югу от г. Боржоми. Современное состояние: действующий мужской монастырь. История: Эта пещерная обитель была построена в 1156-1205 годах при поддержке св. царицы Тамары, которая часто молилась здесь. Также здесь подвизался святой Ианн Шавтели. В 1551 г. монастырь был разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века его захватили турки, которые сожгли монахов прямо в храме. В XIX веке, после освобождения этого региона русскими войсками, в Вардзиа пришли греческие монахи и возродили здесь монашескую жизнь. В 1938 г. монастырь закрыли и превратили в музей, в 1990-е годы сюда вернулись монахи.

http://sobory.ru/article/?object=04857

Вот он, белокаменный храм, и мы сейчас его посетим, кроме него здесь еще большой комплекс. Здесь после времен Юрия Долгорукого с конца XII века, с начала XIII века возникает мужской Борисоглебский монастырь. Он существовал как действующий монастырь до XVIII века. Несколько раз он разорялся, а храм Бориса и Глеба пострадал во время нашествия Батыя. Его полчища шли с южной и юго-восточной стороны к Суздалю и переправлялись через Нерль, и, конечно, разорили все села на своем пути, в том числе и Кидекшу. Все деревянные строения сгорели, храм тоже горел. Его восточная сторона обрушилась после пожара, мощные белокаменные своды и мощная белокаменная глава раздавили часть стен. Их, конечно, восстановили, немного изменив форму храма. Из почти правильного куба он превратился в такой немного усеченный, уменьшенный прямоугольник. Ну а верх восстанавливался позже и перестраивался даже из кирпича в XVIII веке. Сохранились остатки позакомарных покрытий, полукружие как раз видно хорошо. И сохранились остатки окон, древних щелевидных окон сделанных, как бойни. И вот большое окно, растесанное в XVIII веке. В начале XVIII века суздальскими епископами жертвуются деньги в этот монастырь, на укрепление его и обустройство. Епископская кафедра существовала здесь до середины XVIII века, последние епископы в конце XVIII века жили и в Суздале, и во Владимире. А с 1799 года резиденция епископов переносится полностью во Владимир, и Суздаль сохраняет свои старые монастырские традиции, значение бывшего монастырского и религиозного центра. Но постепенно все приходит в упадок, и большей частью на средства купцов, местных жителей, восстанавливаются и поновляются храмы. Храм в честь великомученика Стефана, дьякона иерусалимского, был построен в конце XVIII века. Храм действующий.Настоятель, отец Андрей, проживает здесь, дом его находится рядом. Колокольня построена ориентировочно в 70-е годы XVIII века. Через несколько лет после оседания почвы, она стала заваливаться. Конечно, уникальное для нас строение, падающая колокольня, с конца XVIII века сохраняется.

http://pravoslavie.ru/1847.html

Завершается текст 1567 г. Первую публикацию во 2-й пол. XVIII в. осуществил М. М. Щербатов, обнаруживший Царственную книгу (ГИМ. Син. 149). Долгое время создание ЛЛС относили к XVII в. Но водяные знаки бумаги свидетельствуют о том, что памятник был создан в 70-х гг. XVI в., т. е. в годы правления Иоанна IV (Н. П. Лихачёв). Высказывалось мнение, что ЛЛС составляли с 1568 и до сер. 1576 г. в царской книгописной мастерской в Александровой слободе (Клосс) или же что в дек. 1576 г. была завершена только хронографическая часть памятника и активно шла работа над летописной (А. А. Амосов); существует гипотеза, что в его создании принимали участие книжники из митрополичьего или чудовского скриптория, ранее составившие Степенную книгу (Усачёв). Выявлены неск. рукописей, к-рые были непосредственными источниками памятника: «История Иудейской войны» Иосифа Флавия (В. Ф. Покровская), Обол., список Еллинского летописца 2-го вида (Клосс), Томский список Степенной книги царского родословия (Сиренов). Переписчики ЛЛС соединяли фрагменты, заимствованные из источников, практически не изменяя их текст (в этом ЛЛС сходен со Св.1560). По поводу авторства приписок к тексту ЛЛС за период царствования Иоанна IV возникла дискуссия. Согласно одной т. зр., они были сделаны непосредственно царем (Д. Н. Альшиц). По другому мнению, приписки были сделаны лицом из окружения Иоанна IV (Шмидт). Существует также гипотеза, согласно которой приписки к Царственной книге сделал дьяк И. М. Висковатый между 1568 и 1570 гг. (Н. Е. Андреев). Одни исследователи считали содержание приписок тенденциозным (Альшиц, Шмидт), другие - достоверным (Андреев). В 3-й четв. XVI в. составлена общерусская Холмогорская летопись (Холм.), доведенная до 1558 г. («Книга Летописец Киевский и Володимерский и Московский и всех руских князей»), впервые исследованная (в одном списке) Лурье. Более ранний список, кон. XVI в., обнаружен А. В. Лаврентьевым. В начальной части Холм. сходна с Типографской летописью; с сер. XII до кон. XIV в.- со Львов.; с кон.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Место обители в первые годы ее существования неоднократно менялось, и окончательно акимиты обосновались в мест. Иринеон близ азиат. берега Боспора (ныне Чубуклу). Акимиты достигли наибольшего процветания в ранневизант. период, но позже в сохранившихся источниках обитель упоминается редко. В сер. XII в. мон-рь Акимитов (после переселения) находился в центре К., где-то недалеко от Золотого Рога ( Janin. 1969. P. 16-17). В 465 г. часть общины акимитов основала в К. Студийский монастырь , посвященный Иоанну Предтече. К нач. VI в. в К. было уже ок. 70 мон-рей, о чем свидетельствуют подписи их настоятелей, участвовавших в Соборах К-польской Церкви в 518 и 536 гг. Уже с сер. IV в. все большую роль в культуре К. начинают играть различные реликвии (мощи святых и вещи, связанные с их жизнью и чудесами). Систематические усилия по собиранию святынь в столице инициирует имп. власть. В 357 г. (возможно, 30 июня) по приказу имп. Констанция II в собор святых Апостолов были перенесены части мощей св. ап. Андрея из Патр (Ахайя), св. ап. Луки из Фив и св. ап. Тимофея из Эфеса ( Hieron. Chron.//PL. 27. Col. 689; Philost. Hist. eccl. III 2; Chron. Pasch. P. 533; Niceph. Callist. Hist. eccl. II 43, X 10). Этим мероприятием одновременно возвышался статус столичного имп. некрополя, где покоился имп. Константин и неск. его родственников, демонстрировалась связь чина апостолов и Константина как императора, фактически «проповедовавшего» христианство всей рим. ойкумене. Собирание реликвий, особое внимание к ним и их почитание, начавшееся в К. в 1-е десятилетия после его основания, позднее постепенно станет одной из наиболее характерных черт культуры визант. К. Если любой провинциальный город визант. мира мог гордиться одним или неск. мощами святых или реликвиями, то К., ставший мировой столицей, столетиями стремился стать средоточием всех разновидностей христ. благочестия и культа. Источники позволяют проследить нек-рые ранние эпизоды этого процесса собирания святынь в К., в котором наиболее заметную роль играло гос-во.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Вицев. Церковь Иоанна Предтечи. /// Епархия неизвестна Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:не ранее 1931. Архитектор: Е.В. Нагорный Адрес: Украина, Львовская область, Самборский район, село Вицев Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Добавить статью В 1569 году в документах упоминается монастырь. Этим же годом датируется Акт церкви. В XVIII веке мастером Василием Верховляком построена новая деревянная трехсрубная и трехверхая церковь, завершенная пирамидальными палаточными верхами (над алтарем и бабинцем – с одним заломом). Некоторые источники датируют эту церковь 1856 или 1863 годом. В 1930 году ее перенесли в село Липовца (теперь – часть села Вороблевичи Дрогобычского района) где она стоит по сегодняшний день. На ее месте в 1931 году мастер Василий Стельмах из Старых Богородчан построил новую крещатую трехверхую церковь по проекту Евгения Нагорного. Закрыта церковь была с 1962 по 1989 годы. Источники: Государственный архив Львовской области, фонд 1, опись 25, дело 1499. Львовская научная библиотека им. В. Стефаника. Отдел рукописей, фонд управления консервации, 20. Драган М. " Украинские деревянные церкви " . - Львов, 1937. Крипьякевич И. " Средневековые монастыри в Галиции.//Записки чина св. Василия Великого " . - Жовква, 1926. – Т. 2, вып. 1, 2. – с. 70-104. Копье Галицких парохий XII-XVI вв.//студии семинара для истории Востока в философическом выделении гр. кат. богословской академии во Львове. Под редакцией И. Крипякевича. - Львов, 1939. - Т. 1. Схиматисм всего клира русского-католического Богом спасаемой епархии Перемышльской на час от рожд. Хр. 1879. – Перемышль, 1879. Схиматисм всего клира руско-католического епархии Перемиской на час от рожд. Хр. 1885. – Перемышль, 1885. Слободян В. " Церкви Украины: Перемышльская епархия " . - Льв.: 1998, стр. 205-206. Сайт " Прадедовская слава " l Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61119

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010