В Грузии разработана программа по спасению пещерного монастыря Тбилиси, 7 сентября 2014 г.      Правительство Грузии приняло решение о начале проекта спасения пещерного монастырского комплекса Вардзиа в регионе Самцхе-Джавахети, сообщает Новости-Грузия . На первом этапе планируется проведение мультидисциплинарных исследований и ряда работ. На осуществление четырехлетнего проекта из резервного фонда правительства выделено 570 тысяч лари (около тыс). " Будут созданы карты повреждений скал и рисков камнепада, и разработана первичная оценка необходимости осуществления консервации. В рамках проекта планируется благоустройство и реабилитация инфраструктуры комплекса. После укрепления двух каменных глыб будет устранен риск уничтожения фрагмента комплекса и обеспечена безопасность визитеров и обслуживающего персонала " , - сообщает министерство. Исследовательскими работами будет руководить профессор Клаудио Марготтини (Claudio Margottini), который является консультантом ЮНЕСКО. Будут также приглашены международные эксперты, которые вместе с грузинскими специалистами определят методологию и технологию необходимых работ по спасению памятника. Вардзиа – пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков в долине реки Кура, примерно в 70 километрах к югу от города Боржоми. Это выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Ансамбль создавался в основном в 1156-1203 годы, в период правления Георгия III и его дочери - царицы Тамары на юго-западной границе Грузии. Монастырский комплекс играл важную роль в политической и культурной жизни страны. Комплекс использовался в том числе и в целях обороны - в восточной части находится тайный тоннель, который спускается к реке. В теле горы были сделаны сотни помещений и переходов между ними, которые простирались вдоль горы в длину на 800 метров, в глубину горы до 50 метров и в высоту на восемь этажей. Среди помещений: трапезные, кельи, кладовые, винные погреба. В монастырском комплексе Вардзиа 15 церквей. В центре расположен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, на стенах храма имеются уникальные фресочные росписи (в том числе изображения царя Георгия III и царицы Тамар). Большую историко-художественную ценность имеют фрески Успения Божией Матери, Вознесения Господня и Преображения Господа нашего Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/73428.html

12 апр. 806 г., после кончины патриарха Тарасия, Н., несмотря на противодействие Студитской партии, был поставлен патриархом. Т. о., за неск. дней он прошел путь от мирянина до предстоятеля К-польской Церкви. Исследователи неоднозначно оценивают выбор императора: нек-рые указывают на изначальную зависимость Н. от Никифора I и подчеркивают, что в долгосрочной перспективе подобный выбор мог только ослабить как К-польскую Церковь, так и всю империю ( Alexander. 1958. P. 70); другие, наоборот, подчеркивают преемственность Н. по отношению к Тарасию и отмечают сильные позиции нового патриарха ( Афиногенов. 1997. С. 39-42). Первые годы Патриаршества Н. были омрачены в связи с новым этапом Михианской схизмы. В апр. 806 г. было снято запрещение с Иосифа, бывш. игумена Кафарского мон-ря, венчавшего в 795 г. Константина VI с фрейлиной Феодотой, что вызвало недовольство прп. Феодора Студита и его сторонников. В янв. 809 г. по причине конфликта со студитами, избегавшими участия в литургиях в соборе Св. Софии, икономом к-рого был Иосиф, был созван Собор. Названный прп. Феодором «михианским» (т. е. прелюбодейским), Собор постановил, что действия патриарха Тарасия, позволившего Иосифу венчать Константина VI, были правильными, и резко осудил попытки поставить под сомнение авторитет К-польского патриарха. Инициатором и идеологом Собора был не император, а Н., использовавший его для подавления внутрицерковной оппозиции (Там же. С. 45-54). Прп. Феодор квалифицировал решения Собора как «михианскую ересь», провозгласил ее ересиархом Н. и прекратил с ним церковное общение. Примирение Н. со студитами пришлось на правление Михаила I Рангаве (811-813), к-рый добился от обеих сторон взаимных уступок: Н. должен был низложить Иосифа и принести извинения, возложив вину на покойного имп. Никифора I, а прп. Феодор - отказаться от обвинений в ереси и возобновить церковное общение с патриархом. Патриарх К-польский свт. Никифор I объявляет о вступлении на престол имп. Михаила I. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 10v)

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

К этому времени в Грузии началось современное миссионерское движение. Первая волна этого движения приходится на 1989 год, когда по благословению нашего Патриарха первые группы паломников двинулись по следам святой равноапостольной Нины от места ее предполагаемого входа на территорию Грузии, вдоль Куры до древней столицы Грузии – Мцхета. Я был участником этого перехода, который длился 27 дней, впоследствии ставшим традиционным 40-дневным паломничеством, что стало для меня настоящей школой священства. Мы крестили и причащали тысячи людей, беседовали с ними, возвращали их ко Христу… Это был духовный подъем. А потом настали тяжелые годы, война в Абхазии, и все с ней связанное… Невозможно понять, когда воюют брат с братом… — Я бы хотел вернуться к теме миссионерства — одной из самых важных сейчас и для Грузинской и для Русской Церкви. Обе Церкви высвободились из 70-летнего атеистических тисков, обе идут по пути возвращения своей паствы, воцерковления отвыкших от веры людей. С чего начинали вы, из чего исходили – собирали какой-то материал или опирались на собственный опыт? Ведь ваша епархия особенная – миссионерская. — Да, следует отметить, что миссионерство в наших странах — и в России и в Грузии —  внутреннее, мы пытаемся вернуть народ, который отошел от Церкви. Я уже говорил о начале массового паломничества в 1989 году. Сначала думали, что это будет паломничество, но все обернулось настоящим миссионерством. Пришли однажды в грузинскую деревню, остановились на ночь. Нас приняли, как полагается, распределили по семьям. Утром просыпаемся — собралась вся деревня и первым делом спрашивают: «Можно ли нам креститься?» Что делать, где крестить? В этой деревне был храм XII века, но никакой церковной утвари для совершения Таинства Крещения не было. Вдруг одному из священников вспомнилось, что в древние времена освящали реки и крестили в них людей. Так и сделали, освятили реку и крестили в ней всю деревню. И потом много лет мы ходили и крестили народ, особенно в горных районах. В одну из первых поездок за две недели мне пришлось крестить больше тысячи человек! Мы также совершали Божественные литургии, венчания, причащали больных.

http://pravmir.ru/mitropolit-nikola/

Беноццо Гоццоли показывает праздничные одежды волхвов, их сосредоточенный вид. Волхвов, или как их еще называли, магов, царей, традиционно изображали людьми разного возраста — юношей, зрелым мужем и стариком. А иногда даже как представителей разных рас — европейцем, азиатом, эфиопом. Это подчеркивало единство человеческого мира в радости о Христе. Капеллу семейства Медичи во Флоренции так и будут называть — капелла волхвов. Рождество в иконах и картинах: Икона. VII — IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай Византийская миниатюра. XI в. Афон, Греция Мозаика церкви Марторана в Палермо. 1146–1151 г. Италия Икона. 3-я четверть XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай Икона из праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля 1405г. Икона из Луковецкой церкви Череповецкого р-на Вологодской обл. Кон. XVIII в. Череповецкое музейное объединение Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия Радость и ожидание — главные настроения праздника Рождества, а потом события будто ускоряют свой ход. И вот уже волхвы, встретившиеся с младенцем Христом и отдавшие дары, во сне слышат призыв ангела не возвращаться в Иерусалим, уходить из Вифлеема другой дорогой. И как изображено на еще одной средневековой миниатюре, пробудившись, волхвы садятся на корабль и отправляются в дальний путь, все еще озаряемые Вифлеемской звездой. Она теперь не погаснет никогда, направляя всех по пути спасения. Миниатюра «Сон и возвращение волхвов». Евангелие из Шпайерского собора. 1197 год. Карлсруэ, Германия Сретение Спустя 40 дней после Рождества, как и полагалось по древнему закону, дева Мария и Иосиф приносят младенца Христа в храм. Эта великая сцена встречи старца Симеона и младенца Христа изображалась разными художниками. Эмаль. Конец XII-haчaлo XIII в. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

http://pravmir.ru/creative/put-k-velikoj...

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Льва за служение на Новгородской земле. «Я хотел бы поблагодарить Ваше Высокопреосвященство за труды, которые Вы несете на протяжении уже многих лет, окормляя новгородскую паству. Вы, как и я, были причастны к истории Православной Церкви в Новгороде в тяжелые 60-70-е годы, и, думаю, радуется сердце Ваше, видя многие перемены, которые произошли при Вашем активном участии в течение минувших десятилетий», сказал Святейший Владыка и вручил митрополиту Льву панагию и крест, изготовленные по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В дар Софийскому собору Святейший Патриарх Кирилл передал икону святителя Спиридона Тримифунтского, для храмов Новгородской митрополии напрестольные Евангелия. Верующим были розданы иконки Тихвинской иконы Божией Матери с Патриаршим благословением. Завтра 9 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Никольском соборе Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря . Софийский собор построен повелением Новгородского князя Владимира, сына Ярослава Мудрого, и епископа Луки в 1045-1050 гг. Это одно из крупнейших сооружений Киевской Руси. С 30-х годов XII века София перестает быть княжеским храмом и превращается в главный храм Новгородской вечевой республики и символ Новгорода. Несколько веков собор являлся религиозным и политическим центром Новгорода. В Софии принимали послов, иностранных гостей, решали важные государственные вопросы. В соборе хоронили видных политических и религиозных деятелей. Древнейший русский православный некрополь сосредоточен в южной части храма. У стен собора собиралось новгородское вече, отсюда уходили воевать новгородские воины, молился и получал благословение перед решающими сражениями святой благоверный Александр Невский. За всю историю Софийский собор неоднократно подвергался крупным перестройкам, несколько изменившим его первоначальный облик. В конце XIX начале ХХ века была проведена первая научная реставрация собора под руководством академика архитектуры В.В. Суслова. Были восстановлены первоначальное посводное покрытие, крестчатая форма столбов в интерьере и значительное число древних окон. Таким образом, архитектура храма максимально приблизилась к формам, задуманным в XI веке.

http://patriarchia.ru/db/text/4951878.ht...

Д. Т.-М. имел неоднократные сношения с представителями династии Аббасидов . В 829 г. он вел переговоры с халифом аль-Мамуном по поводу указа, вызванного спорами палестинских и вавилонских иудеев о назначении эксиларха и признававшего за любой группой из 10 единоверцев (христиан, иудеев и зороастрийцев) право избирать собственного духовного главу. Д. Т.-М. удалось убедить аль-Мамуна отозвать свое распоряжение, а халиф посоветовал патриарху во избежание внутрицерковных конфликтов не отлучать епископов при их низложении. Однако еще во время пребывания Д. Т.-М. в столице внутри монофизитской общины начались распри, окончившиеся передачей дела на рассмотрение халифа и смещением с Багдадской кафедры еп. Лазаря бар Сабты. Из Багдада Д. Т.-М. отправился в Тагрит и Мосул, чтобы назначить мафрианом Даниила на место скончавшегося Василия. В 830 г. патриарх проследовал за аль-Мамуном, возвращавшимся с набега на Византию, от Кайсума до Дамаска. Оттуда они вместе выехали в Египет, где Д. Т.-М. осмотрел обелиски Гелиополя, пирамиды и ниломер. Вместе с Коптским патриархом Иосифом он принял активное участие в переговорах с башмурскими коптами-повстанцами, к-рые завершились неудачей: восстание было жестоко подавлено халифским полководцем Хайдаром ибн Кавусом. В 835 г. Д. Т.-М. вновь посетил Тагрит с целью урегулирования споров между его жителями и насельниками мон-ря Мар-Маттай в Мосуле. Он назначил мафрианом Фому вместо умершего Даниила. В том же году Д. Т.-М. отправился в Багдад приветствовать нового халифа аль-Мутасима, при дворе к-рого встречался с наследником Нубийского престола. Последние годы жизни патриарха помимо продолжавшейся схизмы (после смерти Авраама в 837 антипатриархом стал его брат Симеон) были отмечены ужесточением ограничений, налагавшихся мусульманами на зиммиев . Д. Т.-М. погребен в мон-ре Кеннешре. Д. Т.-М.- автор хроники, сохранившейся в качестве источника «Хроники» патриарха Михаила Сирийца (XII в.) и «Книги хронографии» Григория Бар Эвройо (XIII в.). Патриарх Михаил приводит ее предисловие с обзором источников ( Michel le Syrien. T. 2. P. 357-358) и сообщает, что труд был предпринят Д. Т.-М. по просьбе его духовного сына Иоанна, митр. Дарского, состоял из 2 книг по 8 глав в каждой и охватывал период от воцарения визант. имп. Маврикия (582) до смерти имп. Феофила и халифа аль-Мутасима (842). Вероятно, хроника была написана по образцу «Церковной истории» Иоанна Эфесского в виде ряда тематических глав. В XVIII-XIX вв. в науке господствовало мнение И. С. Ассемани ( Assemani. BO. T. 2. P. 98) о составлении Д. Т.-М. также краткой редакции хроники, т. н. Хроники Зукнина, доходящей до 774 г., однако исследователями Ф. Но и Т. Нёльдеке было доказано, что данное сочинение написано неизвестным автором примерно на 70 лет ранее (см. в ст. Дионисия Телль-Махрского хроника ).

http://pravenc.ru/text/178482.html

Голова пророка Яхйи, или святого Иоанна Предтечи Главный центр притяжения всех паломников в Дамаске — Большая мечеть Омейядов, построенная халифом аль-Валидом около 708–714 годов. Еще в IX веке до н.э. здесь был сооружен храм арамейского бога Хадада, а в I–II веках н.э. — античный храм Юпитера Дамасского, который превосходил по размерам современную мечеть. После 379 года (возможно, около 391 года) при римском императоре Феодосии I Великом была построена христианская базилика Святого Иоанна Крестителя. После захвата города арабами почти 70 лет христианам позволялось служить в храме. Но в начале VIII века халиф всё же решил перестроить базилику в мечеть. Потерю храма христианам компенсировали передачей прав владения на четыре церкви в Старом городе. Строили мечеть сирийские и византийские мастера семь лет, используя значительные части стен и колонны античного и христианского храмов. План его протяженного молитвенного зала (136х37 м) с тремя расположенными по оси восток — запад нефами, разделенными двухъярусными аркадами с мраморными колоннами, отражает план базилики.  В юго-восточной части мечети, между арками, в постройке из белого мрамора конца XIX века хранится глава пророка Яхйи, отождествляемого со святым Иоанном Крестителем. История бытования реликвии до VI века неизвестна. Можно предположить, что в Дамаск она могла попасть из Эмессы (ныне город Хомс), где глава Предтечи хранилась в IV веке. По арабским источникам в начале VIII века халиф аль-Валид повелел на месте обнаружения главы в старой базилике установить колонну. Позднее ее заменила деревянная усыпальница, сгоревшая в 1893 году. Доступ в усыпальницу затруднен.  У мечети сохранилось три минарета, один из которых (юго-восточный) назван в честь пророка Исы, как мусульмане называют Иисуса Христа. Он построен в VIII веке и перестроен в 1247 и 1339–1340 годах, а узкая верхняя часть построена при оттоманском правлении. Внутренний прямоугольный двор мечети размерами 122х50 м окружен портиками с аркадами. На высоте от 6,5 м он украшен мозаиками площадью более 500 м2. Мозаики созданы византийскими и сирийскими мастерами одновременно с постройкой мечети (около 710–715 годов). Они реставрировались в XI, XII и XIII веках, а затем были закрыты обмазкой и были расчищены только в 1929 году. Значительная их часть была реконструирована в 1960-е годы. Мастера изобразили райский сад (причем эти образы не противоречат христианским представлениям об Эдеме), а также, возможно, идеализированный процветающий Дамаск и другие ближневосточные города халифата.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Прекрасная сохранность монастыря объясняется тем, что ему всегда покровительствовали цари, жалуя большие суммы на его поддержание. Обитель наиболее процветала с XII по XIV века. Потом произошло сильное землетрясение, и монастырь пришлось изрядно перестроить. Тогда он превратился в неприступную крепость. Однако это не спасло от турков, которые разграбили его и частично разрушили постройки. Возрождение обители началось только в середине XV века. Тогда у турецкого султана удалось получить разрешение на помощь от афонского монастыря Святого Пантелеймона. Решением этого сложного вопроса занимались братья Давид, Теофан и Йоасаф из города Кюстендил. Важным моментом стал перенос в Рилу мощей Иоанна Рыльского, которые хранились в разрушенной турками болгарской столице Тырново. После этого Рильские горы снова стали местом паломничества. Пожертвования на восстановление монастыря поступали, в частности, из Москвы от Русской православной церкви. Помогали также сербская, румынская и греческая церкви. В Болгарию везли иконы, церковную утварь, книги. В период османского ига Рильский монастырь стал местом, где удалось в полной мере сохранить болгарский язык и культуру. Обитель показала пример успешного сопротивления. Впоследствии монастырь дважды горел, но был полностью возрожден. Деньги на восстановление собирали всем народом. Свой нынешний облик он обрел в результате очередной перестройки после пожара 1833 года. Тогда при обители учредили церковную школу. До наших дней из самых древних сооружений сохранились Хрельова башня, трон епископа и резные ворота. В 70-е годы прошлого века Рильский монастырь получил статус национального памятника истории, а чуть позже был взят под охрану ЮНЕСКО. В плане монастырь имеет форму неправильного четырехугольника. Он расположен в крохотной долине, которую со всех сторон окружают горы. Создается впечатление, что обитель полностью отрезана от мира. Если бы не ряды окон монашеских келий в четыре этажа, стены монастыря можно было бы принять за крепостные. В общей сложности постройки занимают площадь около 9 000 кв. метров!

http://sobory.ru/article/?object=27842

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010