Место Рождества находится у восточной стены крипты в небольшой полуциркульной нише. С 1717 г. оно отмечено установленной францисканцами серебряной звездой с четырнадцатью лучами (по числу остановок Христа на Скорбном пути). В центре звезды отверстие, позволяющее увидеть поверхность природного скального ложа под ней. На звезде латинская надпись «Hic de Virgine Maria Jesus Christus Natus Est» («Здесь у Девы Марии родился Иисус Христос»). Оригинальная звезда 1717 г. не сохранилась. Она таинственно исчезла в 1847 г. Существующая ныне звезда установлена Иерусалимской православной церковью в 1852 г. Место Рождества принадлежит сегодня Иерусалимской православной церкви, примыкающая же к нему с южной стороны капелла Поклонения Волхвов с яслями – францисканцам. В верхней части полуциркульной ниши сохранился фрагмент мозаики XII века, когда-то, по свидетельству паломника Теодориха (70-е годы XII века), покрывавшей стены и своды крипты полностью. Мозаика носит характер византийской миниатюры, объединяющей несколько сюжетов в единую композицию. Посредине Богородица в голубом одеянии, слева от нее ясли с младенцем Иисусом с нимбом вокруг головы, за ними вол с ослятей и пастухами. Несохранившиеся части мозаики изображали волхвов, дары приносящих, и стада скота, как это описывает византийский путешественник XII века Иоанн Фока (Сказание вкратце…, 27): «Дева, возлежащая на одре, левую руку подложив под локоть правой, а к правой приклонивши ланиту, смотря на младенца и внутреннее смиренномудрие обнаруживая в улыбке и в румянце ланит. Ибо лице не изменилось, как (обыкновенно бывает) у только что родившей и притом в первый раз родившей, которая бывает бледною. Сподобившейся родить превыше естества и подобало быть освобожденною от страданий по естеству. Здесь и осел, и бык, и ясли, и младенец, и толпа пастырей, которых глас некий, с небес поразивший их уши, разлучил с стадами, и они, беззаботно оставивши овец, пасшихся на лугу у источника, и поручивши собаке охрану стада, вытянули шеи вверх, напрягши слух по направленно шума, и ставши каждый по-своему, как будто каждый помышлял о том , как бы стать поприличнее и поудобнее, и одним посохи казались бесполезными, а у других очи были устремлены на небо.

http://sobory.ru/article/?object=14202

Кадаши Участники Кадашевских чтений подписали резолюцию об угрозе незаконного строительства храму в Кадашах В московском храме Воскресения Христова в Кадашах прошла конференция " XII Кадашевские чтения - Москва и Россия: между прошлым и будущим», посвященная вопросам взаимоотношений Церкви и общества " . Кадаши: и снова бой? Что происходит сегодня с культурно-историческим памятником? Почему на 9 июля назначено заседание Московского арбитражного суда по делу А40-13070/2012? Ситуацию комментирует Игорь Скворцов, юрисконсульт храма Рождества Христова в Кадашах. Протоиерей Александр Салтыков: защитникам Кадашей предстоит очень ответственный суд 12 сентября 2011 г., состоится судебное заседание в Девятом Арбитражном аппеляционном суде между Федеральным агентством по управлению госимуществом (Росимуществом) и ООО «Торгпродуктсервис» о праве собственности на здание, известное как Дом диакона в Кадашах. Протоиерею Александру Салтыкову исполнилось 70 лет 29 августа исполняется 70 лет со дня рождения протоиерея Александра Салтыкова. С юбилеем его поздравляют и рассказывают о нем протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Димитрий Смирнов и А.Б. Ефимов. Храм в Кадашах и Общество церковных звонарей просят Большой театр вернуть храму колокола Кадашевские колокола были изъяты властями и переданы в Большой Театр в 1930-е годы, в разгар богоборчества, нанесшему, как известно, колоссальный урон культурному наследию. В 2004 году храм Воскресения Христова в Кадашах был возвращен к богослужебной жизни Протоиерей Александр Салтыков направил открытое письмо мэру Москвы Ю.М. Лужкову касательно Дома дьякона Поэтапный снос «Дома дьякона» является настойчивым, целенаправленным уничтожением православного религиозного символа и сознательным оскорблением религиозных чувств православных христиан. Нас это не удивляет: небывалое в истории 70-летнее господство воинствующего атеизма, установленного в России Лениным, не прошло бесследно. Имеется и сейчас немало лиц, так же ненавидящих Православную Церковь и по-прежнему напрасно мечтающих о Ее исчезновении.

http://pravmir.ru/tag/kadashi/page/2/

При блгв. кн. Андрее Юрьевиче Боголюбском (1157-1174) центр его владений - Владимир - стал главным в политико-адм. отношении городом Сев.-Вост. Руси. В эти годы на землях мордов. племен была построена княжеская крепость Городец-Радилов (на Волге), вокруг к-рого к нач. 70-х гг. XII в. сложился отдельный территориальный округ - городецкая «тысяча». Собор в честь успения Пресв. Богородицы во Владимире. 1158-1160, 80-90-е гг. XII в., XIX в. Собор в честь успения Пресв. Богородицы во Владимире. 1158-1160, 80-90-е гг. XII в., XIX в. В период правления преемников кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо Владимирское княжество распалось на ряд полунезависимых княжеств-гос-в. Основные земли княжества подчинялись вел. князьям владимирским (см. ст. Владимирское великое княжество ), посажение вел. князей на стол совершалось во Владимире в присутствии ордынского посла. Кроме того, на территории совр. В. о. существовали княжества: Юрьевское (до 1353-1362), Муромское (до 1401-1408), Суздальское (с 1215 до нач. 60-х гг. XV в.), Стародубское (с 1216 до ок. 1483, с перерывами), а также находились владения переяславских, московских и тверских князей. Во 2-й пол. XIV в. Владимирское великое княжество было окончательно включено московским кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским в состав собственных владений и в 1389 г. завещано без санкции ордынской власти старшему сыну Василию I Димитриевичу . Особый статус данной территории поддерживало то обстоятельство, что в 1299 г. Владимир стал постоянной резиденцией главы Русской Церкви, под управление к-рого перешли земли упраздненной Владимирской кафедры (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ). В XIV в. во Владимирском княжестве и соседних с ним землях появились владения митрополичьего дома. В ряде городов, в т. ч. во Владимире, наряду с великокняжескими находились и митрополичьи наместники. В XV-XVII вв. земли буд. В. о. входили в состав Владимирского, Гороховецкого, Суздальского (включившего в кон. XV в. территорию Стародубского княжества), Юрьевского, Муромского, Переславского, Луховского, Шуйского, Кинешемского, Юрьевецкого уездов. В 20-х гг. XVII в. из Владимирского у. в Юрьевский у. были переданы Боголюбский и Опольский станы, в писцовых описаниях 30-40-х гг. XVII в. именовавшиеся юрьевской приписью, возвращение станов в состав Владимирского у. произошло в 1683 г. Границы Суздальского у. не были постоянными, на рубеже XV-XVI вв. в его состав вошли земли по правому берегу Клязьмы, на севере - от с. Палех до нижнего течения рек Нерехты и Тары, а на юге - от низовьев р. Уводь до среднего течения р. Лух. Первоначальным центром данной территории был г. Стародуб-на-Клязьме. Гороховецкий у., земли к-рого находились в среднем течении Клязьмы, был выделен из Суздальского у. в XVI в. Расположенный в низовьях Клязьмы Луховский у. сформировался в 1-й пол. XVII в. из уделов, ранее принадлежавших князьям Бельским и Волошским.

http://pravenc.ru/text/154967.html

Однако, когда слава о нем распространилась, он оставил затворничество и по воле Туровского князя и горожан стал епископом Турова. В этом качестве подвижник занимался обустройством епархии, в частности, храмоздательством и много проповедовал. По-видимому, просветительные труды были его главным занятием на протяжении всей его жизни. Во всяком случае, «Житие» содержит характеристику литературной деятельности Кирилла: «Андрею, Боголюбскому князю, многа послания написа от евангельских и пророческих писаний, яже суть чтоми на праздники Господския; ина многа душеполезна словеса, яже к Богу молитвы, и похвалы многим, и ина множайша написав, Церкви предасть, канун великий о покаянии створи к Господу по главам азбуки». Кроме того, в «Житии» упоминается полемика Кирилла с Ростовским епископом Феодором, о котором речь пойдет ниже: «Феодорца, за укоризну тако нарицаемого, ересь обличи и проклят его». Свои последние годы подвижник провел на покое в Борисо-Глебском монастыре. Там он умер и там же был погребен. Вот все, что сообщает о святом Туровском епископе проложное «Житие». Соотнося его данные с различными косвенными историческими фактами, исследователи относят время рождения Кирилла к 10-м годам XII века, а время его смерти к концу столетия. Архиерейское же служение Кирилла приходится на 50–70 годы XII века. В дополнение к сказанному уместно привести характеристику внешности подвижника, известную по «Иконописному подлиннку»: «Подобием седой, волосы с ушей, борода с Николину, но не волнистая, – прямая. Риза святительская, в амофоре…». В Древней Руси Кириллу Туровскому приписывали весьма значительное число произведений. Однако с тех пор как в 1821 г. его научное наследие было впервые представлено науке, выяснилось, что многие из них являются псевдоэпиграфами. В настоящее время к несомненным сочинениям Кирилла относят чуть более тридцати текстов. Прежде всего, важное значение имеет созданный Кириллом цикл молитв на всю седмицу. Этот цикл известен по большому количеству списков древнерусского и южнославянского происхождения начиная с XIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

По сравнению с содержанием Синагоги свт. Иоанна Схоластика, в состав Синтагмы были добавлены правила Карфагенского собора, правила поместного Константинопольского собора 394 г. при патриархе Нектарии. И наконец, в Синтагму было помещено большое количество правил Святых Отцов. Как сказано в предисловии Синтагмы, к ней в отдельной части были добавлены приспособленные выдержки из императорских законов и Дигест имп. Юстиниана. В своём первоначальном виде эта третья часть Синтагмы до нас не дошла. На втором этапе (VII век) Синтагма была превращена в Номоканон XIV титулов (I редакция) – в саму структуру Синтагмы были внесены ссылки на государственные законы. Местом составления является, вероятнее всего, Константинополь. Имя автора этой редакции Номоканона неизвестно, он же составил Collectio tripartita. В период VII-IX веков ещё до II редакции Номоканона в разные изводы сборника XIV титулов были добавлены правила Трулльского собора, VII Вселенского, послание святителя Тарасия и даже правила Двукратного собора 861 г. В работе отмечается, что основой для принятия Отцами Трулльского собора знаменитого 2-го канона как раз и стал состав Синтагмы XIV титулов: каноны в нём перечислены именно в том порядке, что и в Синтагме XIV титулов. Третий этап. Важной вехой в истории Номоканона стала так называемая II редакция, выполненная в 882-883 годы. Эта редакция Номоканона имеет отношение к святителю Фотию, патриарху Константинопольскому, который, согласно древним схолиям, дополнил содержание Номоканона. Вероятно, именно он составил второе из сохранившихся предисловий к Номоканону. Четвёртый этап составления Номоканона связан с написанием патриархом Феодором Вальсамоном в 70-е годы XII века комментария на императорское законодательство этого сборника (в связи с тем, что законы со временем устаревали). Как замечал В. А. Нарбеков, патриарх Ф. Вальсамон «в своём комментарии представил свод всего действующего церковно-гражданского права XII в.». Параграф 3.3 содержит юридический анализ Номоканона XIV титулов. В начале этого параграфа рассматривается вопрос о происхождении структуры Номоканона.

http://bogoslov.ru/article/2684691

Монастырь Богоматери Махерас HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Монастырь Богоматери Махерас Монастырь Богоматери Махерас - один из самых значительных действующих православных монастырей на Кипре. Он был основан в последние годы XII столетия. Монастырь окружен прекрасными лесами земель Махерас в Троодосе, по направлению к Никосии. / Монастырь Богоматери Махерас - один из самых значительных действующих православных монастырей на Кипре. Он был основан в последние годы XII столетия. Монастырь окружен прекрасными лесами земель Махерас в Троодосе, по направлению к Никосии. Он находится в поблизости от деревни Лазания и горы Киония, которая так же известна, как гора Махерас, вершина достигает высоты 1423 метра. Эта местность располагается к югу от монастыря. Сам же монастырь построен на высоте 870 метров над уровнем моря и до него можно добраться, пройдя через деревню Капедис. Трехнефовая церковь, сохранившаяся до наших дней, была построена между 1892 -1900, заменив собой прежнюю, сожженную до тла. Резной деревянный иконостас относится к 1919 году. Церковь окружена различными службами, принадлежавшими монастырю. Весь комплекс представляет собой квадратную площадь. Вышеупомянутые службы были построены после 1892 года. Крытые монастырские аркады достигают 19 метров в высоту и относятся к 1900 году. Чудотворная икона Богоматери Махерас считается одной из 70-ти аналогичных икон, написанных Лукой-Евангелистом. Икона была доставлена на Кипр неизвестным отшельником тайно из Малой Азии во время правления иконоборцев между VII и IX вв. Этот неизвестный отшельник искал укрытия в горах Махерас, где и поселился. После его смерти, икона оставалась там вплоть до пришествия отшельников Неофита и Игнатия, примерно в 1145 году. Божественное провидение открыло им вход в пещеру, скрытый за кустами. Согласно сказанию, по промыслу Божию у них в руках оказался нож, которым они срезали кусты, чтобы добыть икону. Таким образом, икона получила название " Махериотисса " ( " махери " - нож) или, она известна под более распространенным названием Богоматерь Махерас. Одноименный монастырь был выстроен на том самом месте, где была найдена икона. Эпитет " Махерас " , который был дан иконе Богоматери, также относится к горе и окружающим землям.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Бодбе Время основания: IV век. Местонахождение: в двух км. от г. Сигнахи, около села Кедели Современное состояние: действующий женский монастырь. Святыни: Мощи св. равноапостольной Нины, которая была погребена здесь, чудотворный источник в честь св. Нины. История: в IX веке был построен главный монастырский храм в честь св. Нины, в нём сохранились фрески того же времени. После монгольского разорения XIII века сведений о монастыре нет, вплоть до XV века, когда он снова обрел славу религионого центра. В связи с персидским нашествием в XVI веке монашеская жизнь здесь прерывается. В следующем столетии монастырь начинает действовать как мужской, известно, что при нём действовала более двух столетий школа. Последний монах скончался в 1837 году, и лишь через полвека по указу императора Александра III обитель возродилась как женский монастырь, который вскоре стал одним из самых крупных в Грузии. В советское время монастырь был закрыт и снова открылся только в 1995 году. Вардзиа Вардзиа Время основания: XII век. Местонахождение: около села Вардзия в долине р. Кура, в 70 км к югу от г. Боржоми. Современное состояние: действующий мужской монастырь. История: Эта пещерная обитель была построена в 1156-1205 годах при поддержке св. царицы Тамары, которая часто молилась здесь. Также здесь подвизался святой Ианн Шавтели. В 1551 г. монастырь был разрушен войсками персидского шаха Тахмаспа, а в конце XVI века его захватили турки, которые сожгли монахов прямо в храме. В XIX веке, после освобождения этого региона русскими войсками, в Вардзиа пришли греческие монахи и возродили здесь монашескую жизнь. В 1938 г. монастырь закрыли и превратили в музей, в 1990-е годы сюда вернулись монахи. Вачнадзиани Время основания: XV-XVI века. Местонахождение: в 8 километрах от деревни Вачнадзиан района Гурджаани. Современное состояние: не действует. Гелати Гелатский монастырь Время основания: XII век. Местонахождение: в пяти км к северо-востоку от г. Кутаиси. Современное состояние: действующий монастырь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В " Княжьем озере " созданы все условия для хранения иконы - в частности, установлен специальный киот, обеспечивающий оптимальную температуру и влажность. Разрешение на временное хранение выдано сроком на полгода. Икону перевезли в специальном музейном автомобиле, позволяющем поддерживать необходимый уровень температуры и влажности. Как заверил директор Русского музея Владимир Гусев, если через некоторое время окажется, что икона " с трудом " привыкает " к новому месту, ее вернут в музей " . Православная Церковь приветствовала принятое Русским музеем решение временно расстаться с иконой. Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Владимир Вигилянский отметил, что эта почитаемая икона более 70 лет находилась в запасниках и не выставлялась, и " любой повод открыть такой образ для молитвенного поклонения воспринимается служителями церкви, верующими людьми положительно " . " Богоматерь Одигитрия " , именуемая " Эфесской " , " Полоцкой " , " Корсунской " или " Торопецкой " , датируется предположительно XII-XIV вв: специалисты Русского музея полагают, что она была написана в XII веке византийским мастером, затем утрачена и в XIV веке восстановлена псковским иконописцем. По мнению реставраторов и историков, на оборотной стороне образа был лик св. Николая Чудотворца, который до наших дней не дошел. До 1920-х годов образ хранился в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе. Когда храм был закрыт, икону переместили в местный краеведческий музей, а оттуда уже отослали в 1930 году в Русский музей, где она стала одним из древнейших экспонатов. В последние годы община Корсунско-Богородицкого храма, который сейчас восстанавливают, в частности, на средства застройщика поселка " Княжье озеро " , президента группы компаний " Сапсан " и мецената Сергея Шмакова, несколько раз обращалась к властям с просьбой о передачи ей иконы, однако ответа не получала. Седмица.Ru Редакция текста от: 08.12.2009 00:00:00 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии

http://drevo-info.ru/news/7580.html

12 дек. 1954 г. в ватиканской базилике св. Петра кард. Эжен Тиссеран, декан коллегии кардиналов, рукоположил Монтини во епископа. Во время церемонии было передано приветствие папы Пия XII, к-рый по состоянию здоровья не смог лично совершить хиротонию. Епископским (а позже кардинальским и папским) девизом Монтини стали слова «In nomine Domini» (лат.- «Во имя Господне»). Церемония вступления архиепископа в должность (ингресс) была проведена в Милане на праздник Богоявления, 6 янв. 1955 г. Консисториальное утверждение Монтини на Миланской кафедре состоялось 9 июня 1958 г. Возглавив одно из крупнейших католич. архиеп-ств в мире, Монтини в своей деятельности охватил не только церковную, но и социально-политическую сферы жизни вверенной ему многомиллионной паствы. Он посещал как приходы и мон-ри, так и больницы и заводы. По его благословению строились новые церкви (за годы его пребывания на Миланской кафедре в архиеп-стве было возведено более 70 храмов). Велась социальная работа среди малоимущих слоев общества. 5-24 нояб. 1957 г. в Милане прошли т. н. миссионерские дни: более 20 епископов и более тысячи священников и монахов выступили с проповедями в храмах, школах, торговых центрах, больницах, адм. учреждениях и др. общественных местах города. После смерти Пия XII новый папа Римский Иоанн XXIII (1958-1963) на консистории 15 дек. 1958 г. возвел Монтини в достоинство кардинала-пресвитера. В тот же день он был назначен в Консисториальную конгрегацию, Конгрегацию чрезвычайных церковных дел и Конгрегацию образования, членство в к-рых для него, находящегося на служении за пределами Рима, было формальным. 18 дек. 1958 г. Монтини получил титулярную кардинальскую ц. святых Сильвестра и Мартина (Санти-Сильвестро-э-Мартино-аи-Монти). 18 февр. 1959 г. он вошел в состав Конгрегации Собора. Архиепископ совершил неск. зарубежных поездок, где ознакомился с жизнью католиков, встретился с местными церковными иерархами и политиками. В июне 1960 г. он посетил США и Бразилию, весной 1961 г. побывал в Ирландии, а в июле-авг. 1962 г.- в странах Африки; в ЮАР Монтини отказался от встречи с местными властями из-за проводимой ими политики апартеида.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

Катя , видепаспорт 1b8vh (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.64,65; Куда обращаться будущим родителям Насти и Кати . – С.65.                  Семейный совет: Должны ли старшие дети заботиться о младших? Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова , мама одиннадцати детей. Фото Екатерины Казанцевой//Фома. - - ноябрь 2016. – С.65. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »). Тихон Сысоев . Как рисковали святые. 4 истории на грани и за гранью жизни и смерти //Фома. - – ноябрь 2016. – С.66-68. – (раздел « Люди »). сознании современного человека риск – это игра, окрашенная бодрым    ощущением авантюры и приключений… Но для святых людей риск – это      предельная черта, наполненная особенным, богословским смыслом. Смыслом         упования на Бога, абсолютным Ему доверием… То, что для современного сознания – игра, для святого – жизненный принцип… И все-таки святые были        такими же людьми, как и мы… Материал составили отдельные заметки, рассматривающие         следующие ситуации: Ситуация: инвестиционный риск. [« Апостолу Фоме выпала                       доля проповедовать в далекой Индии…»]. – С.67; Ситуация: политический риск . [« Святитель Амвросий                               Медиоланский (ок. 340-397) был выдающимся епископом                         Миланской кафедры и блестящим богословом…»]. – С.67; Ситуация: военный риск . [«На заре русской истории, в XII                        веке, в Муроме правил князь Константин, у которого было                           двое сыновей: Михаил и Федор…»]. – С.68; Ситуация: риск ксенофобии . [«Святой равноапостольный                           Николай Японский (1836-1912) был человеком                                     бесстрашным…»]. – С.68. Реклама: С.69. Школа «Фомы». Книга:   У стен Церкви. [ Автор : Сергей Иосифович Фудель (1901-1977) –православный богослов, философ, православный писатель, литературовед; Время написания : 70-е годы ХХ века; Содержание: В книге собраны заметки и размышления об опыте церковной жизни как самого автора, так и близких ему людей. Сергей Фудель простым языком пытается донести до читателя смысл христианской жизни, веры в Бога через личный опыт и опыт близких по духу людей, которых видел сам. Книга наполнена цитатами из Священного Писания, творений святых отцов, классиков мировой художественной литературы; Контекст эпохи ; Важные факты о книге и авторе. Подготовил Кирилл Баглай ]. Ил.: Фотопортрет С. И. Фуделя; 2-е издание книги «У стен Церкви», 2012; Фотографии из двух следственных дел С. Фуделя: 1922 (сверху) и 1946 (снизу) годов; Фото из семейного архива: Священник Иосиф Фудель с матушкой Евгенией; Епископ Афанасий (Сахаров); Обложка книги С. Фуделя о священнике П. Флоренском, в 1972 году без ведома автора изданная в Париже под псевдонимом Ф. Уделов//Фома. - – ноябрь 2016. – С.70-71. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-163...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010