169–173), а потом исследует подробно и отдельно каждое толкование, именно: а) догматическое (стр. 173–212), которое видит в этой главе пророческое изображение исторической жизни Церкви Христовой пред вторым пришествием Христа и концом мира, при буквальном толковании священного текста и без применения к каким-либо определенным историческим лицам и событиям, – коего держались отцы и учителя древней Церкви и позднейшие православные богословы, большинство католиков и некоторые протестанты (стр. 173–212), – причем автор весьма подробно и собственными словами авторов излагает учение об антихристе сначала у отцов латинских (стр. 173–192): Иринея, Ипполита, Тертуллиана , Амвросиаста , Лактанция , Августина, Иеронима, – потом – греческих (стр. 193–203): Оригена , Кирилла Иерусалимского , Златоуста, Феодора Мопсуестийского, Феодорита, – также – сирских (стр. 203–207): переводов Пешито и Филоксена, Афраата и Ефрема Сирина , – позднейших греческих: Икумения, Феофилакта, Евфимия Зигабина (стр. 207–208), латинских: Робана Мавра, Валафрида Страбо, Седулия Скотта и др. (стр. 209), – реформатов: Эразма и др. (стр. 209) и новейших, заканчивая обозрение общею характеристикою догматического толкования, как удобоприемлемого с научной точки зрения и соответствующего авторитету православно-церковного предания (стр. 209–212), – б) церковно-историческое или полемическое толкование, состоящее в применении второй главы послания богословами одних исповеданий к лицам и событиям других исповеданий, протестантами – к католикам и папам и обратно, раскольниками безпоповцами к другим раскольникам и православным и др. (стр. 212–220), – в) догматико-историческое, применяющее главу к известным историческим лицам и событиям апостольской эпохи, причем не отрицается и пророчество о последних временах (стр. 221–247), – г) историко-критическое, старающееся изъяснить только смысл и определить источники эсхатологии второй главы послания, независимо и вне вопроса об исполнении предсказаний Апостола и богодухновенности Писания (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Источник: составлено автором по данным Та же Ведомость и рис. 32 показывают, что общая численность насельников(-иц) монастырей выросла к 1915 г. в 3,6 раз (с 26,1 тыс. чел. до 94,6 тыс. чел.), численность монашествующих – в 3,2 раза (с 9,0 тыс. чел. до 29,1 тыс. чел.), число послушников(-ниц) в 3,8 раза (с 17,1 тыс. чел. до 65,5 тыс. чел.). При этом рост числа насельниц женских монастырей, в изучаемый период, превышал рост числа насельников мужских монастырей в среднем в 2,7 раза, а рост послушниц над послушниками – в 3,0 раза. В начале периода на один мужской монастырь приходилось в среднем 25–26 насельников, к концу периода – 39 чел. В женских монастырях эти показатели составляли соответственно 95 и 154 чел. Наибольшее число насельников (в среднем на одну обитель) наблюдалось в мужских монастырях Финляндской (имелось всего два монастыря), Пермской, Владивостокской (где был всего один монастырь), Курской и Екатеринбургской епархиях (см. табл. 5). Таблица 5 Епархии, имеющие наибольшее число насельников в среднем на один мужской монастырь (на 1917 г.) п/п Наименование епархии Всего насельников [чел.], в том числе: монашест-вующих послуш-ников Финляндская Пермская Владивостокская Курская Екатеринбургская Источник: данные с. 208–209,212] Таблица 6 Епархии, имеющие наибольшее число насельниц, в среднем на один женский монастырь (на 1917 г.) п/п Наименование епархии Всего насельниц [чел.], в том числе: монашествующих послушниц Послушницы к монашествующим [раз] Курская Орловская Ставропольская Иркутская Тамбовская Полтавская Источник: данные с. 210–212] Исключительной представлялась епархия Финляндская, где на два мужских монастыря приходилось 223 монашествующих и 97 послушников, то есть в среднем по 111 и 49 чел., соответственно. При этом абсолютно подавляющее число насельников, а в предположении, высказанном в источнике, на 1915 г., все они, числом в 320 чел. приходились на Валаамский Спасо-Преображенский монастырь с. 209,212]. Набольшее число насельниц, приходящихся в среднем на одну обитель, было в 1917 г. в женских монастырях Курской, Орловской, Ставропольской, Иркутской (один монастырь), Тамбовской и Полтавской епархий РПЦ (см. табл. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Среди большого количества человеческих пороков после гордости одним из самых страшных является пьянство. Святитель учит, что «пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым обыкновенно наипаче познается Бог». «Пьянство – вражда на Бога» (IV, 28). Это добровольно накликанный бес, через сластолюбие вторгающийся в душу. «Пьянство – матерь порока, противление добродетели, делает мужественного робким, целомудренного похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие» (IV, 210). Чрезмерное употребление вина делает человека неспособным к духовной жизни и спасению. «Упившиеся достойны плача, потому что пьяницы... Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6: 10 )» (IV, 214; II, 173). Святой отец учит, что вино, данное Богом человеку для облегчения немощи, делается для похотливых оружием невоздержания и погибели (IV, 210). «Жар, производимый вином, сообщаясь плоти, делается поджогою для разжженных стрел врага. Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает, подобно рою пчел, страсти и сластолюбие» (IV, 218). Гнев, раздражительность, своенравие, переменчивость, уныние, отчаяние и другие страсти, по учению святителя, являются порождением этого страшного порока – пьянства (IV, 211–212). Нелегко описать словами, сколько зол происходит из-за пьянства. Человек делает себя «жилищем сопротивного духа, храмом идольским, вместо того чтобы стать храмом Божиим через вселение Духа Святого» (IV, 219), ибо «храм Божий – те, в которых обитает Дух Божий», а «храм идольский – те, которые через пьянство принимают в себя нечистоты невоздержания» (IV, 28). «Жалкое зрелище для очей христианских!» – со скорбью восклицает святой отец, ибо, таким образом «погубив душу свою... упивающийся расстраивает и само телесное сложение» (IV, 212). Он навлекает на «себя и Каиново проклятие, трясясь и вертясь всю жизнь» (IV, 215). У него истощаются силы, наступает безвременная старость и смерть (IV, 217). Сознавая огромный вред, который приносит пьянство, святитель Василий Великий с полной решимостью требует: «Человек, не вводи к себе пьянства, этой всенародной блудницы, этой матери бесстыдства...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

170-177 177-178 178-179 179-180 180-181 181-183 183-184 184-185 185-186 186-188 ЕВПОР (кон. V - нач. VI в.), сириец-монофизит, основатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов в странах Востока 188-189 189-190 ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) 190-193 ЕВПРАКСИЯ кнг. зарайская, мц. (пам. 10 июня - в Соборе Рязанских святых) - см. Феодор, Евпраксия и Иоанн Постник, святые князья и княгиня 194-195 195-196 196-198 ЕВПСИХИЙ И КАРТЕРИЙ мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 5 и 15 нояб.) - см. Домнин, мученик (пам. греч. 5 нояб.) 198-209 ЕВРЕИНОВ Александр Николаевич (1877 - 1959), титулярный архиеп. Парийский, деятель рус. католичества 209-210 210-212 212-226 226-237 237-238 238-239 ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) 239-242 242-245 ЕВСЕВИЙ сщмч. Лаодикийский (пам. 4 окт.) - см. Гаий, Фавст, Евсевий, Херимон, Луций, Петр, Павел, мученики Александрийские ЕВСЕВИЙ мч. Никомидийский (пам. 20 янв.) - см. Васс, Евсевий, Евтихий и Василид, мученики Никомидийские 245-246 ЕВСЕВИЙ Андреевич Тряхов (1867(1872?)-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВСЕВИЙ († 341 или 342), еп. Никомидийский, архиеп. К-польский (с 338), один из сторонников арианства 246-249 249-250 250-251 ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство) 251-252 ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания 252-267 267-270 270-271 271-273 273-275 275-276 276-277 ЕВСЕВИЙ-ЕФРЕМ рус. мон. («русин»), книгописец, живший и работавший в К-поле и на Афоне в 1-й четв. XV в. 277-278

http://pravenc.ru/vol/xvii.html

204-205 АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости 205-210 АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров 210-211 211-212 212-213 АГАДЖАНЯН Григорий Петр (1895-1971), патриарх Армянской Католической Церкви Григор Петрос XV, кардинал Католической Церкви АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма 213-214 АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии 214-219 АГАПИЙ († ок. 250), мч. Севастийский (пам. 3 нояб.) - см. Евдоксий, Аттик, Агапий, Катерий и др., мученики Севастийские 220-221 221-222 АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) 223-224 224-225 225-226 АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии 226-227 АГАПИТ (Вишневский Антоний Иосифович; 1867-1925 или 1926), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский 227-228 228-229 АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря 229-230 230-231 231-232 АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) 232-233 233-234 АГАТАНГЕЛ (Агафангел), митрополит Зворницко-Тузланский Сербской митрополии (1848 - между 1860 и 1862) 234-235 234-235 АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Записи: л. 414 – «Осветися олтарь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церков святого имярек месяца того ж имярек и числом в лето 7022 митрополитом или епископом града того имярек»; л. 2–7 «Книга Служебник Наволожского погоста церьковная домовная»; л. 5 – «Се яз Иван Емельенов», «Иван Михаилов сын»; л. 5 об. – «Служебник Наволожского погоста церкве Николая чюдотворца»; л. 535 об. «По милости Божии иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мирликииских чюдотворца...» (далее нрзб.); л. 536 об. – «Сия книга глаголемая Служебник Наволожского погоста церьковная великого чюдотворца Николы домовная. А потписал того же Наволожского погоста церьковнои дьячек Яшка Григорьев лета 7154 июня в 9 день», «Деревня Нильское...» (далее нрзб.) На полях имеется редакторская правка. Содержание: л. 183–199 об. – чин исповеди; л. 185 об.–186 об. – вопросник мужчинам (М- Соф. 836 ); л. 187–188 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 836 ); л. 188–189 об – поновление инокам; л. 190–193 об. – поисповедное поучение; л. 192–192 об. – поучение духовника о челяди; л. 193–193 об. – правило о епитимьях («Наставление о заповедях»); л. 193 об.–195 – поновление священникам; л. 199 об.–201 об – чин причащения больного; л. 202–203 об. – чин исповеди священноиноков; л. 202–203 – вопросник священникам (извод Основной редакции); л. 204–215 об. – чин исповеди иноков; л. 207–210 об. – поновление инокам; л. 210 об.–212 – поновление священникам; л. 212–215 об. – поновление инокам; л. 463–465 – поновление. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 121, 243–245; Приложения ко второму тому. С. 22–23 (чин исповеди, л. 202–203 об. – только молитвы; поисповедное поучение, л. 190–193 об.; чин причащения больного). Соф. 838 . Служебник с требником. Начало XVI в. 4°. 201 л. Филиграни: 1) Сфера, не отожд. (вставная тетрадь); 2) Литера О, вид: Брике, 13220 (1499–1500 гг.); 3) Голова быка с крестом, змеёй и монограммой, близкий: Пиккар II, 3, XVI, 405 (1497–1499 гг.); 4) Голова быка с крестом и змеёй, близкий: Пиккар 11,3, XVI, 209 (1499–1500 гг.); 5) Литера Р с крестом, вид: Лихачёв, 2365 (1514 г.); 6) Литера Р с крестом, вид: Пиккар IV, 3, XI, 122 (1502–1503 гг.); 7) Рыба, не отожд.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Соф. 1056 . Требник. XIV в. 4°. 105 л. Пергамен. Записи: л. 1 об. – «Книга Антониева монастыря» (XII в ); оборот верхней крышки переплёета – «В ектениях воспоминается Архиепископ, а в Нове граде Архиепископи престали быть 7093 или 1585 и тако по 1785 год 200 лет» (XVIII в.). Содержание: л. 95–97 об. – чин исповеди; л. 97 об.–105 об. – чин исповеди; л. 99 – поновление; л. 100 об.–101 об. – вопросник мужчинам (М-Соф. 1056); л. 101 об.–103 вопросник женщинам (Ж– Соф. 1056 ); л. 105 об. – чин причащения больного. Описание: Гранстрем Е. Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. С. 55. Соф. 1061 . Требник. Середина XVI в. 4°. 476 + III л. Филиграни: 1)      Щит с литерой Z, тип: Брике, 9219–9223 (1517 –1524 гг.); 2) Литера Р, вид: Лихачёв, 1558 (1529 г.); 3) Рука с короной, тип: Брике, 11004 (1552 г.); 4) Герб с литерами IP, короной, тип: Лихачёв, 1592 (1534 г.); 5) Кувшин с цветком, не отожд.; 6) Щит, тип: Брике, 887 (1575–1576 гг.). Записи: л. III-2 – «Сея книга глаголемая Спаса-Ковалева (?) монастыря»; л. 473 об. – «Преставися раб Божии Максим лета сентября в 8 день на паметь святых праведных Богоотец Оакима и Анны». Содержание: л. 186–214 – чин исповеди: л. 191–193 об. – вопросник мужчинам (М- Соф. 839 ); л. 193 об.–195 об. – вопросник женщинам (Ж-Свир. 91); л. 195 об.–198 об. – поновление; л. 198 об.–199 об. поновление вельможам; л. 200–206 поновление; л. 206–208 об. – поновление; л. 208 об.–210 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 210–212 об. – поновление священникам; л. 212 об.–214 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 214 об.–224 – чин исповеди; л. 219–220 – краткий вопросник мирянам (Кр- Соф. 1061 ); л. 220–222 – поновление; л. 222 – вопросник вельможам (В-Калик. 1); л. 222–224 – вопросник женщинам (Ж-Арханг. 38); л. 224 об.–258 – чин исповеди священникам; л. 225 об.–231 – поновление инокам; л. 231 об.–234 – поновление инокам; л. 235–237 об. – поновление священникам; л. 237 об.–241 – поновление инокам; л. 241 об.–243 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 243–247 об. – поновление священникам; л. 248 об.–249 – поучение о делах, избывающих грехи; л. 254–256 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»); л. 258–261 об. – чин причащения больного; л. 265 об.–266 – молитва разрешительная. Издание: Алмазов. Т. 3. Приложения ко второму тому. С. 21–22, 79 (чин причащения больного; молитва разрешительная, л. 265 об.–266).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

204 . Фрагмент иконы «Притча о богатом». XVIII век. ГМЗК (цв. табл. 7). 205 . К. Малевич. Уборка ржи. 1912. Из каталога: Казимир Малевич. 1878–1935. Каталог выставки. 1988–1989, илл. 34. 206 . Н. Гончарова. Спас в силах. Гуашь. 1910–1911. Из книги: Поспелов. 1990, илл. 29. 207 . Николай Чудотворец с житием. Литография. 1867. Типография Е. Яковлева в Москве. Отдел ИЗО РГБ. 208 . Бык не захотел быть быком и сделался мясником. Печатный раскрашенный лубок. Середина XVIII века. ГМИИ. 209 . В. Лебедев. Плакат «Дядя Пров». 1920. ГРМ. 210 . Мадонна деи Пеккатори (Мадонна грешников). Печатный лубок. Конец XIX-haчaлo ХХ века. Из каталога: Кокьяра. IPS, 1882, илл. 48. 211 . Богоматерь «Нечаянная радость», Клеймо четырехчастной иконы «Богоматерь Нечаянная радость. Богоматерь Феодоровская, Николай Чудотворец и святые Кирик и Улита». XIX век. Частное собрание, Москва. 212 . Архангел Михаил. XVII век. 33х27. ГТГ, собрание П.Д. Корина, 213 . А. Р. Голенкина. Агитационная тарелка «Мы зажжем весь мир огнем III Интернационала». 1920, ГИМ 214 . Н. М. Суетин. Супрематическая икона. 1929. Собрание Льва Нуссберга, США. 215 . Икона «Физический труд Святого Семейства». Мстера. 1923. 70х56. ГМИР. Иллюстрации 1–4, 8–16, 19, 22, 33, 36–40, 42, 44, 65–67, 71, 84–87, 91, 92, 95–97, 120, 121, 127, 128, 131–133, 140, 145, 146, 148, 150–155, 157, 159. 163, 166–168, 171, 173, 174, 176, 178, 181–183, 185, 186, 196, 197, 200–210, 212–214 – фотосъемка В.А. Соломатина. Цветные таблицы 1 . Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Конец XVII-haчaлo XVIII века. ГМЗК. 2 . Богоматерь Неопалимая купина. Вторая половина XVII века. 36х32. ГМЗК. 3 . «Смертный человек, бойся того, кто над тобою...» Начало XVIII века. ГМИР. 4 . Богоматерь «Всех Скорбящих Радости». Начало XVIII века. 31х28. ГМЗК. 5 . Богоматерь Феодоровская с чудесами. Первая половина XVIII века. 36х30. ГМЗК. б. Царевич Димитрий с житием. 1745. 61х37. ГМИР. 7 . Притча о богатом. XVIII век. 38х45. ГМЗК. 8 . Судьба праведника и грешника. XVIII век. ГМИР.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

137-164 164-166 166-167 НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель 167-173 173-174 174-175 НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф 175-178 НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» 178-188 НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) 188-203 203-210 210-212 НИМБ в христ. иконографии изображение сияния вокруг голов Иисуса Христа, Божией Матери, святых, ангелов; символ святости и знак причастности изображенного к божественному миру 212-214 Мартин Фридрих Густав Эмиль (1892-1984), религ. и общественный деятель, «личный узник Гитлера», президент ВСЦ (1961-1968) 214-218 НИМРОД согласно библейской «таблице народов» (Быт 19) (см. в ст. Бытие), предок людей, населявших Месопотамию; в ислам. традиции считается нечестивым царем-богоборцем и врагом Ибрахима (Авраама) 218-219 219-226 НИНА (Шувалова Неонилла (Нионина) Андреевна; 1866-1937), мон., прмц. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИНА Алексеевна Кузнецова (1887-1938), мц. (пам. 1 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 226-227 227-230 НИНИАН [Ниния, Ниниав (Ниниау)] (V-VI вв.), св.пам. зап. 16 сент.), основатель церковного поселения Уитхорн (историческая обл. Галловей, Шотландия), почитается как просветитель юж. пиктов 230-240 НИНОЦМИНДА жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 240-243 НИНОЦМИНДСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (V в.- 1811 г.; восстановлена в 1925 г.; с 2003 г. Сагареджойско-Ниноцминдская) с кафедрой Ниноцминдского архиерея (ниноцминдели) в г. Уджарма (до 506/7 г.), затем в мон-ре Ниноцминда

http://pravenc.ru/vol/LI.html

686)  Августин. Проповеди. 210.7; Петр Златослов. Проповеди. 166; Исидор Севильский. О церковных установлениях. 1.37.1. 687)  В VII веке к тридцати шести дням были прибавлены четыре дня от Пепельной среды до первого воскресенья Великого поста. 688)  “Желающие креститься должны подать свои имена. Будучи проверены воздержанием от вина и плоти, и многократным возложением рук, пусть будут крещены” (Четвертый Карфагенский собор (не позднее VI века). Правило 85). Тот же собор говорит и о воздержании от супружеских отношений на некоторое время после крещения. См. Правило 13. Ср. Августин. О вере и делах. 6.8; Проповеди. 205.2; 206.3; 207.2; 208.1; 210.7. 689)  Августин. О вере и делах. 1.6.8; Цезарий Арльский. Проповеди. 267.3//PL 39.2242. 690)  Кводвультдеус. О символе. 1.1; Против иудеев, язычников и ариан. 1; Ильдефонс Толедский. О смысле крещения. 28. 691)  За исключением, быть может, стихов загадочного Коммодиана, датировка которых до сих пор остается спорной. 692)  Никита Ремезианский. О пользе гимнов. 2//PL 68.371. 693)  Кводвультдеус. О символе. 3.1.3. Ср. Августин. Проповеди. 205.1. 694)  Августин. Против Фауста. 30.5. См. также Лев Великий . Проповеди. 39–42. 695)  Августин. Проповеди. 216.6; Амвросий. Об Илии и посте. 21.79//PL 14.726. 696)  Августин. Проповеди. 207.3. 697)  Августин. Проповеди. 210.10. 698)  Амвросий. О таинствах. 1.2; О таинствах (S). 1.1.1; О Каине. 1.9.37; Толкование Евангелия от Луки. 6.105; Пересмотры. 10.24. 699)  Сульпиций Север. Книга хроник. 2.39.5.92. 700)  Августин. Проповеди. 212.2, 214.1. Стенограф ( notarius ) проповедей Августина прерывает запись на словах hoc est symbolum и продолжает ее после замечания et post symbolum . 701)  Августин. О символе к катехуменам. 1.1. Ср. Исидор Севильский. О церковных установлениях. 2.23.5//PL 83.816. 702)  Петр Златослов. Проповеди. 57; 61. В тексте проповеди Амвросия (Объяснение символа для посвящаемых. 4) встречаем следующий пропуск стенографа: Quo facto et dicto symbolo . Критический текст в издании Dom R.H. Connolly. The Explanatio Symboli ad Initiandos , A Work of St. Ambrose.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010