Итак, да благословит Вас Господь на доброе! Я, слава Богу, здоров. Дела в семинарии идут своим порядком, пока все хорошо, (л. 210) а потому и слава Богу! В переписке ли Вы с Глубоковским 69 и Сергиевским? Как они живут? Пишите скорей и больше. Ваш пок[орный] слуга и богомолец, архим[андрит] Николай. ГАВО. Ф. 5250. Оп. 1. Д. 1. Л. 209 об. – 210. Рукопись. 17 14 сентября 1888г. (л. 212 об.) Достолюбезнейший Н[икифор] А[лександрови]ч. Мир душе Вашей. Обличительное письмо Ваше я получил вчера. Изумляюсь сообщаемому Вами заявлению о неполучении ответов на Ваши письма. Вы знаете мою привычку отвечать сейчас же, а поэтому поймите, насколько это меня озадачивает; кто бы это такой перехватил к Вам письма? Наведите, пожалуйста, справки: это очень серьезно. Я Вам писал очень откровенно и часто такое, что другому кому и не написал бы. Посылаю это письмо (л. 213) заказным. Очень благодарен за сообщенные новости. О смерти о. диакона Богословского я узнал еще в августе месяце совершенно случайно: однажды редактор наших епарх[иальных] Ведомостей принес ко мне несколько газет и журналов, в том числе и Волог[одских] епарх[иальных] Ведомостей. Открываю – и первое, что бросилось в глаза, объявление о смерти диакона Введенской кладб[ищеннской] церкви о. Богословского. Поскорбел я, а затем начал молиться, служил уже две панихиды и поминаю каждый раз за обедней. Сегодня поминал и новопреставленную рабу Божию Юлию 70 . Передайте Александру Никаноровичу 71 мой привет и сердечное соболезнование по случаю такой тяжелой утраты. Господь да поддержит его к перенесению этого ужасного удара ради его маленьких деток. Я, слава Богу, здоров. Из газет Вы знаете, конечно, о Киевских торжествах, а поэтому я и не буду распространяться описанием оных; скажу только, что так было хорошо, что если бы еще раз позвали на такой праздник, то, не задумываясь, сейчас поехал бы. Все мое путешествие представляло ряд праздников, удовольствий, неожиданных сюрпризов, (л. 213 об.) приятельских бесед, знакомств и проч[ее]. Впечатлений получил такую массу, что хватит на целый год в них разбираться. Жаль, что никого не было из Вологды на этом торжестве, а то я не приминул бы побеседовать и о Вас. Ну, как Вы живете? Еще не женились? Как поживают мои добрые сослуживцы? Что слышно об устюжском архиерее? Ответа на свое письмо я не получил от него и не знаю, чем объяснить: уж не попало ли и оно в руки ненадлежащие?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Ziorov...

в IV–й части творений св. Епифания, стр. 69. 189 Вероятно здесь пропуск: Наассон родил Салмона, а не Аминадав родил последняго. Срав. на всю эту главу твор. св. Епиф.ч. IV, стр. 69–70. 190 См. книги против ересей, творений св. Еиифания ч. IV, стр. 107 и дал. 191 См. выше, гл. 24. 192 Срав. сказанное выше, гл. 26. 193 Разумеется составленное на Никейском и Константинопольском соборах исповедание веры. 194 Такъ читается въ Элера, которое предпочитается въ всего перевода. 195 Родъ печенья. 196 По славянской (Быт. 10, 2). 197 Петавий замечает, что речь должно дополнить: до осмаго года царствования Грацианова. 198 Каинана. 199 Африку. 200 Слич. Быт. 10, 6–7. 201 По слав. перев. Архаде. 202 Слич. Быт. 25, 2. 203 А по славянской Библии, Иовавом, Иов. 42 гл. 204 Вероятно, то же, что Сирия Сувска, 2 Цар. 10, 6. 205 по сему случаю приводитъ на память, что Садокъ, при Давиде, былъ десятымъ после Аарона. Подобная же неточность въ счете повторяется и въ пророка помещенномъ въ следующей за сею главе. 206 По списку, согласно съ которымъ переведено это место: ι τις; вероятно, это читается ошибкою, вместо τις, какъ и исправляетъ Диндорфъ въ своемъ 207 По списку: но по другимъ спискамъ: 208 По списку: Разазы; но по другимъ спискамъ: Зары, и это имя ближе къ соответствующему имени въ книге Паралипоменонъ по переводу семидесяти, нежели первое. 209 Св. безъ имеетъ въ виду 1 Пар. 6, 1–9. Но 1) родословная описываемая св. короче той которая описана въ книге Паралипоменонъ: опущены некоторые члены сей последней 2) въ именъ не везде согласна съ книгою Паралипоменонъ. 210 по сему случаю приводитъ на память, что по книги (16, 16), Аврааму было осемдесятъ шесть летъ при Исмаила, которое гораздо позднее встречи Авраама съ Мелхиседекомъ. 211 Каинанъ. 212 По славянской согласно съ Семидесятью, на сто тридцатомъ, Быт. 11, 13. 213 По списку «ста пяти (ρε " )»; но мы исправляемъ это согласно съ нашею потому что сего требуетъ окончательный итогъ, выводимый въ всего ряда этихъ Соответственно съ симъ исправляемъ итогъ и въ этомъ собственно который и по тому уже требуетъ что цифра, указываемая для него въ тексте никакъ неможетъ быть принята: цифра эта — 1130 летъ (χλια ρλ " ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

1293 Требник, Вильно, 1807 г., стр. 31–42. В таком виде изложение здесь по-исповедной части не было новостью и представляет собою простую перепечатку из наиболее раннего униатского потребника изданного в Уневе. (Требник не был у нас под руками; см. изложение по нему чина т. покаяния в цит. ст. А. Хойнацкого ; см. труд. Киев. Ак. 1867 г, ч. II, стр. 224–225). 1294 Но заметка о преклонении колен приступающим ко исповеди и назнаменовании его иереем, при цитованных выше словах, ставится здесь непосредственно пред по-исповедною частью (т. е. после слов – «римскому Папе или епископам»). 1296 Псалтырь с возслед., ркп. (XV–XVI в.) Импер. Публ. библ. 90 (Q. I), л. 373–379. Чин в рукописи не дописан и обрывается на словах: «Не ли носиши хранителная и аще оубо обрящется, .ко творяше нчто сихъ,... запрещается лтъ шесть». (См. Номоканон, Киев, 1620 г., стр. 7). 1297 Эти предисловия см. в приложениях (стр. 249–224) к книге А. Павлова «Номоканон при большом требнике», Одесса, 1872 г. В оригиналах они похищены вне счета листов. 1300 При этом на поле против первого вопроса замечено: «От древняго требника Pwccia (Номок., Киев, 1624 г., стр. 7). 1301 Так, по вопросе о вражде и зависти добавлено: «зависти бо лукавое (по бжственому Златоусту) блуда и тяжчайше есть». (Ibid., стр. 10). 1302 Но с добавлением: «Инако старца, инако деву, инако сущую в браце, инако воина, инако купца и проч. испытовати должен есть» (Ibid., стр. 11). 1309 («Не подобает зановеди даяти противу греху... венец нетленяый»). См. Потребн., М., 1636 г., л. 209–210. 1316 С которым мы уже встречались по ркпп., напр., – собр. Погодина 308, л. 278; Моск. Синод, библ. 898, л. 212. 1319 См. Требн., ркп. собр. Погоднна 308, д. 281 об. – 284; Требн., ркп. Импер. Публ. библ. 851, д. 153 об. – 158. 1322 См. вопросы для иноков по Требн., ркп. Чудовского мон. 54, л. 215–216 об., а вопроса инокиням по Требн., ркп. собр. Погод. 308, л. 313–314 об. 1330 См. Требн., ркп. библ. Троице-Серг. лавры 220, л. 222 об. – 247 об; Чин исповеди, ркп. Моск. Синод, библ. 906, л, 65–69 об.; Канонник, ркп. Кирилло-Белоз. библ. 157 / 414 , л. 312–318; Требн., ркп. Общ. Древн. Письм. 4063 (ССХИ. Q.), л. 215–232 об. и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

191 В начале данного акта находится продолжение ДВС 337 (см. с. 122:12–25). В ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 3. P. 66 7–9). 192 В конце данного акта находится продолжение ДВС 337 (см. с. 124:36–42). В ACO ему соответствует следующий текст: ACO II, 1, 3. P. 68–69 12–14). 195 Роспись опубликованных в составе ДВС переводов правил Вселенских Соборов будет помещена в отдельном приложении. 196 Данный акт сохранился только в переводах – латинском (издан у Mansi и в ACO) и сирийском (Die syrischen Kanones der Synoden von Nicaea bis Chalcedon/Hrsg. v. F. Schulthess. Berlin, 1908. S. 130–144). В отличие от ДВС 315 здесь приводится меньшее количество подписей. Кроме того, подписи разделены на группы в соответствии с принадлежностью епископских кафедр к определенным провинциям. 197 В ДВС (в соответствии с греч. текстом, изданным у Mansi) говорится, что на заседание собрались «прежде сказанные… сановники… и почтеннейшие епископы» (с. 149:15–17). В ACO приводится подробный список участников заседания (ACO II, 1, 3. P. 86.6–87.38 1]). 205 Из 68 актов в CPG переведено в составе ДВС 12 актов, вне ДВС – 8 (см.: БУ ТСО 1263 [письма 177,178], 1265 [письма 234–239]). 210 Theodoreti ер. Cyri Epistula ad lohannem Antiochenum (CPG 6266). Рус. пер.: ТСО 1263 (письмо 171). 211 Cyrilli Alcxandrini Epistula XLV: Ad Succe(n)sum episc. Diocaesareae (CPGS 5345; cl. CPGadd 5345); Idem Epistula XLV1: Ad eundern (CPGS 5346; cf. CP-Gadd 5346). 212 Pauli Einesmi Homilia de pace Alexandriae habita (CPG 6367). Этот акт входит в состав т. наз. «Collectio НХ» (АСО 1,1, 7, 2 [р. 173–174]). 214 Подложность указана в CPG на основании статьи J. Make (Cyrille (Saint), patr. d " Alexandrie//DThC. Т. 3. Col. 2500), который считает это произведение позднейшей компиляцией из подлинных сочинений свт. Кирилла. 215 В АСО приводится в качестве отдельного акта, однако в CPG рассматривается в качестве составной части ДВС 150. 216 В действительности это анонимный текст, обращавшийся и аполлинаристских кругах; возможно, он восходит к постановлению одного из Антиохийских соборов против Павла Самосатского. См. критич. издание греч. текста; Lietzmann H. Apollinans von Laodicea and seine Schule. Tubingen, 1904. (Texte und Untersuchungen 1). S. 293–294 (S. 158 – о происхождении текста).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

199 В частности говоря, правилами позднего происхождения послужившими материалом для рассматриваемой вопросной формулы, здесь будут статьи: 59–60, 31–37, 41, 47, 121, 123 и 128 (и сверх того, в вопросной формуле для женщин – ст. 20), правилами же обще-каноническими здесь служили, вошедшие в статьи: 28 (а-б) – 30, 38, 54, 58, 7–8, 46, 43, 13, 15, 16, 18–19 и 131 (и сверх того, для вопросов женщинам: 72–73 и 18 статьи). 212 Чрез издание выше отмеченного извлечения (в конце чина исповеди) из Властаревой редакции пенитенциала Постника, которое пускается при чине исповеди в современном русском Требнике. 216 Кроме отмечаемых семи статей, к этой группе относятся статьи: 24, 39, 47, 56, 59–64, 67, 69, 86, 88–89, 91, 93, 95–96, 98–101, 103–106, 110–111, 113, 115, 117–118, 121–125, 127–128, 130, 138, 141, 144–145, 148, 155, 160, 166, 173, 186–187, 202, 216–217, 223– 225. 217 В этой группе вообще должны быть причислены статьи: (8), 9–17, (18–19), 20–21, (22), 23, (28б), 30–38, 40, (41–43, 50), 51–53, 55, (56), 58, (65), 66, 74, (75), 76–81, (83), 84, (85, 87), 90, 92, (94), 102, (109, 112, 114, 116), 119–120, (126), 129, (131–133, 135, 139–140), 142–143, 147, 153, 156, 158–159, 161, 163–165, 169, 172, (175), 178, (179), 181, 183, (185, 188–190), 191,193,198–200, 204–205, (206), 207–209, (210), 211–214, (215), 218, (219), 220, (222), 224, (225), 227–228 (В скобках отмечаются статьи комментированные кратко). 221 «Не отрицаем, однако, что в бывшей у нас теперь под руками рукописи Погодинского древлехранилища под 243 такой вставки не имеется. 223 Исправляем случайную ошибку автора, – в подлиннике этой статьи стоит » προσκνημα», а не " προσκνησις«, как он говорит на стр. 296. 224 Разумеем – и не удовлетворительность перевода статьи и несоответствие его греческому оригиналу. 227 В особой статье «О устроении пения, вкратце главизны, от правил соборных и неких святых». См. изд. Номоканона 1620 г., стр. 133–136. 229 См. наше исслед. «История чинопоследований крещения и миропомазания (Казань, 1884), стр. 550–551.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

226 См., напр., комментарий Витгенштейна: «Слово „Бог“ – одно из первых, которые мы узнаем – из картинок и катехизисов и т.д. Но из этого следует вовсе не то же самое, что из картинок с муравьями. Мне не показано то, что изображено на картинке» (Lectures and Conversations on Aesthetics, Psychology, and Religious Belief ed. Cyril Barrett. – Berkeley: University of California Press, 1966. – P.59). 227 Wittgensteins Lectures in Cambridge 1932–1935, ed. Alice Ambrose. – Oxford: Blackwell, 1979. – P.32. 230 Литургия ( λειτουργια от ’ργον, «δελο, τρυδ») – βυκβ, «οβщεε δελο», «οβщεсτβεννοε сλυжενηε». 232 P. Ricoeur, The Conflict of Interpretations, ed. Don Ihde (Evanston, 111.: Northwestern University Press, 1974), 69. [рус. nep. И. Вдовиной: П. Рикёр, Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. – М.: Канон-Пресс-Ц. – 1995]. 233 «Semiology and Medicine,»/The Semiotic Challenge, trans. Richard Howard. – New York: Hill and Wang, 1988. – P. 210. 234 Как метко указывает D. Z. Phillips: «Невозможно отделить понятия от практики, от того, что мы делаем, ведь только в практике, в том, что мы делаем, понятия обретают свою жизнь и свое значение» (Wittgenstein and Religion. – London: St. Martins Press, 1993. – P. XIII). 235 «У этого коллектива мнения не спрашивают, и выбранное языком означающее не может быть заменено другим... Отдельный человек не мог бы, если бы захотел, ни в чем изменить сделанный уже языком выбор... общество принимает язык таким, каков он есть» (ОЛ 71; см. также 10). 236 Thought and Knowledge – Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 1977 – P. 212. D.Z. Phillips называет такую интерпретацию «заблуждением», уверяя, что «этого взгляда не придерживался ни сам Витгенштейн, ни его последователи в философии религии» (Wittgenstein and Religion, 30). Тем не менее, некоторые комментарии выдающегося члена Венского кружка, Рудольфа Карнапа, приводят к другим выводам: «Эти иррациональные сферы, с одной стороны, – пишет Карнап о поэзии, любви и религии, – и наука, с другой стороны, не могут ни подтвердить, ни опровергнуть друг друга» (The Logical Structure of the World, trans. Rolf A. George – Berkeley: University of California Press, 1967 – P. 293). И далее: «А как же быть с „иррациональным познанием“, к примеру, с мистическим, неизреченным пониманием Бога? Оно не соотносится ни с каким знанием в рамках намеченных нами границ; оно не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто им; не существует мостов между континентом рационального знания и островом интуиции». Итак, Карнап советует нам «обнаруживать и подчеркивать» принцип «гетерогенности» между разумом и верой (Р 294–295).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

64 . Если тот, кто судит должников своих, вызывает на себя 204 великое осуждение правосудия Божия, что же случится с нами, когда судим мы дела на расстоянии? Если не можешь ты видеть недостатки и слабости других, но упорствуешь в таких мыслях, 205 тогда убирайся куда-либо в другое место. Но как возможно нам видеть всех хорошими, если не обладаем мы безмолвием? 65 . Будь мирным и смиренным, дабы для каждого нашлась милость. 206 В соответствии с деятельностью сердца изменяются внешние обстоятельства – на добрые , или на искушения. Не будь обличителем или исправителем кого-либо, не будь ревнивцем 207 или раздраженным в душе твоей. Человек, чей разум ревнив и постоянно возбужден против людей, не может удостоиться того духовного мира, в котором зарождаются 208 прозрения относительно доброты Божией к мирам. Ибо от рассеянности 209 разума появляется в человеке ревность, поскольку оставлен он думать о делах всех, 210 словно корабль, не имеющий кормчего. 66 . Человеку, который думает о злых делах 211 людей и ревностью, невозможно стать мертвым для мира. 67 . По двум причинам 212 бывает человек постоянно облеченным в ревность о поведении других людей: или по гордости, или по глупости. Без этих двух человек не может преисполниться ревности. 213 или потому, что его собственные пороки в глазах его менее значительны, чем  всех , – а, может быть, он думает, что у него их нет и что поэтому он способен всех приводить к истине; или он считает, что он – друг Божий, когда ненавидит грешников: это поистине безумный образ мыслей, совершенно чуждый всякому познанию Бога. Не знает он, что святые принимали смерть всех родов ради злодеев и убийц – чтобы любовью вывести их на путь к Богу. 68 . Те, кто познал Промысл Бога 214 и кто полностью удостоился разуметь волю Его, умирают ради грешников, по подобию Сына Божия. 69 . О Христос! Возвышена сила наслаждения надежды Твоей 215 над человеческой мыслью! Посей же надежду Твою в помыслах моих, дабы через ощущение Тебя освободился разум мой от взирания на земные . Невозможно, Господи, для него освободиться от блуждания по земным , кроме как через размышление о Тебе; 216 и невозможно видеть кого-либо плохим, если только не полностью чужд познания надежды Твоей, и зрение его не приковано к земле, как у моли.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

69 См. «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1884 г. 2, стр. 44, 11, стр. 191–194, 22, стр. 365 сл. (и у прот. Η.Т. Каменского отдельно, стр. 108, 113, 114–116, 132 сл.); 1899 г. 13, стр. 646. Ср. у o. И.И. Саввинского на стр. 363 сл. 73 Так, запрещая Черноярскому протоиерею Василию Ф. Павлинову говорить проповеди без представления их на предварительную цензуру, преосвящ. Смарагд 24 октября 1844 г. писал, что доставленные ему образцы «большей частью несвязны, нелепы по своей форме и выражению и по многим другим отношениям, и, обнаруживая малообразованность и небрежение проповедника, не могли служить к назиданию прихожан, а могли возродить только в них противные и превратные об истинном слове Божьем понятия и чувствования. При чём ему же (прот. В. Павлинову) заметить, что одно слово разумное было б гораздо полезнее, нежели десять неразумных». См. в Архиве Астраханской Дух. Консистории 39.468. 74 О необыкновенной красоте Астраханского собора см. и у † П.И. Аксакова в его письмах, ч. I, т. 1, стр. 103, 134, 162. 75 См. «Прибавление к Астраханским Губернским Ведомостям за 27 января 1845 г., 4, стр. 29–32; «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1895 г. 18, стр. 455, 454; ср. 1884 г. 12, стр. 210 (и у прот. Н.Т. Каменского отдельно на стр. 116–117). 76 Только «Старожил г. Астрахани» († прот. Л.А. Смирнов) свидетельствует в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1899 г. 13, стр. 649, якобы, «поддавшись влиянию партии, одержавший верх (т. е. И.Ф. Павлинова), преосвященный Смарагд своими крутыми мерами и своеобразными распоряжениями по епархии скоро навлёк на себя нерасположение Св. Синода». Это есть, несомненно, отголосок раздражения «партии», возобладавшей при Стефане и низвергнутой при его преемнике; но он высказан в столь умеренных и общих формах, что решительно говорит в пользу Смарагда, которого иначе, эти люди аттестовали бы в более резких и конкретных выражениях. 78 «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1880 г. 1, стр. 13; 1884 г. 12, стр. 211–212 (и у прот. Η.Т. Каменского отдельно на стр. 118).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

796 Parenti S. Preghiere delle «Costituzioni Apostoliche» in alcuni eucologi italo-greci del medioevo//Ephemerides Liturgicae. R., 1999. Vol. 113. P. 47–52. 797 Jacob A. Fragments liturgiques byzantins de Terre d’Otrante//Bulletin de l’Institut Historique Belge de Rome. Bruxelles, 1973. Vol. 43. P. 370–373. 798 Cecaumeno. Raccomandazioni e consigli di un gentiluomo (Στρατηγικν)/Testo critico, traduzione e note a cura di M. D. Spadaro. Alessandria, 1998. P. 136–139. 799 Rocchi A. Codices Cryptenses seu Abbatiae Cryptae Ferratae... Tusculani [=Grottaferrata], 1883. P. 262–263; также Parenti S. La celebrazione delle Ore del Venerdi Santo nell’eucologio Γ. β. X di Grottaferrata (X–XI sec.)//Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. Grottaferrata, 1990. Vol. 44 (n. s.) P. 81–125. 800 См. сделанное M. Д’Агостино новое описание рукописи в кн.: Gentile S. (ed.) Oriente Cristiano e Santità: Figure e storie di santi fra Bisanzio e l’Occidente. Venezia, 1998. P. 210–212 [здесь же приведена и библиография]. 802 κα γνεται χοροστασιμος· δο χορο, κα ρχεται δεξιν χορς ντιφωνον α υποψαλμα λληλοα τριπλον (Fol. 79 v ). 805 Parenti S. Mesedi – Mesodion//Crossroad of Cultures: Studies in Liturgy and Patristics in Honor of Gabriele Winkler. R., 2000. (Orientalia Christiana Analecta; 260). P. 543–555. 808 Vogel C., Elze R. Le pontifical romano-germanique du dixième siècle, 2. Città del Vaticano, 1963. (Studi e Testi; 227). P. 300. 61; P. 302. 69. 809 Ср.: Strittmatter A. The Latin Prayer «Ad infantes Consignandos» in the Byzantine Rite of Confirmation//Orientalia Christiana Periodica. R., 1955. Vol. 21. P. 308–320. 811 Winkler G. Das armenische Initiationsrituale: Entwicklungsgeschichtliche und liturgievergleichende Untersuchung der Quellen des 3. Bis 10. Jahrhunderts. R., 1982. (Orientalia Christiana Analecta; 217). 812 Примеры приведены в работах: Wawryk M. Initiatio monastica in liturgia byzantina: Officiorum schematis magni et parvi necnon rasophoratus exordia et evolutio. R., 1968. (Orientalia Christiana Analecta; 180); Bruni. I funerali di un sacerdote. P. 43–79, passim.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Prof. А. Messer. Kants Ethik. Eine Einführung in ihre Hauptprobleme u. Beitrage zu deren Lösung. Leipzig. 1904. S. 328. 183 Но свободна-ли она вне этого чувственного мира? В некоторых местах Кант говорит, что воля умопостигаемая, в которой совпадает долженствование и хотение, не может быть названа ни свободною, ни не свободною. Свободен только произвол, имеющий дело с чувственными побуждениями. Met. d. S. 23; Grdlg. 297. О неопределенности учения Канта об этом см. у Messer’ а 7 Kapit.; также у Р. Salits. I. Kants Lehre v. d. Freiheit. Jena, 1894; 49 ff. 210 Напр. V, 152–153; 245. На указании таких логических противоречий между посылками и заключениями построяется вся критика учения Ницше у J. Hollitscher’a (Fr. Nietzsche. Darstellung u. Kritik. Wien u. Lpz. 1904 г., cp. стр. 228). 212 Не отрицательное только, но и положительное отношение Ницше к Канту отмечается исследователями с различных сторон. J. de Gaultier (De Kant à Nietzsche. Paris. 1904) утверждает (стр. 8–11; 18–19; 353–354), что метафизический и моральный нигилизм Ницше является только строго последовательным проведением отрицательных тезисов «Критики ч. разума»: причем противоположность моральных воззрений обоих философов относится на счет непоследовательности Канта. О. Ewald (цит. соч., 7), наоборот, не считает бесплодною попытку показать в Ницше эпигона Канту и в этических взглядах: «нельзя, конечно, значение Ницше с преднамеренною догматичностью определять по Канту, но ничто не препятствует представить точное доказательство, что, не смотря на все протесты самого мыслителя, Кант является в его учении существенным фактором». 240 Ср. небольшую, но толково написанную книгу Вг. Baueh’a «Glückseligkeim u. Persönlichkcit in d. kritisch. Ethik». (Stuttgart. 1902), 74–80. 244 Кг. d. pr. V. 91–92; 137–138. Höffding. (Geschichte J. N. Philosophie. Lpz. 1896 B. II. 94) справедливо поэтому видит в Кантовом принципе личности «великий и полный значения принцип, мысль, которая никогда не умрет». Ср. D. Greiner D. Begriff d. Peisönlichkeit b. Kant. Berlin 1896, 44. 247 Вопр. ф. и ис. 69, 370–376. Ср. A. Lang. 21.; Л. Шестов (Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше. Сиб. 1900), 115–126. 254 Ср. две прекрасные юбилейные речи В. Виндельбанда: 1) I. Kant und seine Weltanschauung (Heidelberg. 1904), и 2) Nach hundert Jahren (в сборнике «Zu Kants Gedächtniss». Berlin. 1904), раскрывающие, как строго выдерживается и где находит свое примирение дуализм в мировоззрении Канта. Читать далее Источник: Миртов Д.П. Нравственная автономия по Канту и Ницше (Речь, предназначавшаяся к произнесению в день годичного академического акта)//Христианское чтение. 1905. 3. С. 313-337; 4. С. 466-485; 5. С. 587-608. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010