Служба четверга 5-й седмицы Великого поста: генезис и особенности Кашкин А.С., кандидат богословия, доцент, преподаватель СПДС Четверг 5-й седмицы занимает исключительное место в ряду седмичных дней Великого поста, и его богослужение имеет наиболее существенные отличия от стандартного великопостного чина. Кульминация богослужения данного дня, да и всей 5-й седмицы в целом, – чтение на утрене четверга Великого канона преподобного Андрея Критского . С Великим каноном прямо или косвенно связаны все богослужебные особенности четверга, также ради чтения этого канона меняется расписание кафисм на всей 5-й седмице поста 383 . Происхождение Великого канона Автором Великого канона является преподобный Андрей, епископ Критский (660–740). Перу преподобного Андрея принадлежит множество песнопений, однако, Великий канон – самое известное (и, наверное, самое любимое) среди них. Сразу скажем, что о происхождении Великого канона говорится в синаксаре четверга 5-й седмицы: «Сочинил его преподобный Андрей тогда же, когда и святой Софроний, патриарх Иерусалимский, записал житие Марии Египетской. Сей исключительный изрядный и Великий канон и слово о преподобной Марии тот же отец наш Андрей впервые принёс в Константинополь, когда был послан патриархом Иерусалимским Феодором в помощь на Шестой Собор» 384 . Из всего сказанного единственно вероятным является сообщение о том, что святой Андрей мог принести на VI Вселенский Собор текст жития преподобной Марии; что же касается сведений о том, что он написал свой канон ещё при жизни патриарха Софрония, то наилучшее опровержение этой информации даёт И.А. Карабинов : «Святой Андрей, вероятно, родился тогда, когда святой Софроний уже умер» 385 . Так что и в этом вопросе сведения, предоставляемые автором синаксаря, оказываются явно недостоверными. Пожалуй, единственным более или менее надёжным основанием для датировки Великого канона является тезис о том, что Великий канон был одним из последних произведений преподобного Андрея. В подтверждение этого многие исследователи находят в тексте самого канона признаки того, что он мог быть написан в старости: «Повержена мя Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща» (1-я песнь, 13-й тропарь), «От юности Христе, заповеди Твоя преступих... унынием преидох житие» (1-я песнь, 20-й тропарь), «Исчезоша днии мои, яко соние востающаго:/темже яко Езекия слезю на ложи моем,/приложитися мне летом живота» (7-я песнь, 20-й тропарь). Дополнительным, хотя и косвенным аргументом в пользу этого можно считать надписание канона в Синайской Триоди, где он назван «завещанием преподобного Андрея Критского » ( διαθκη το μακαρου Ανδρου Κρτης) 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, в первом своем гимне пр. Симеон Новый Богослов говорит об огне, нисходящем на сердце человека, взыскующего Господа, и называет его " несозданным " . В другом своем гимне он говорит о стремлении его ума " быть совершенно вне тварей, чтобы достичь несозданного и неуловимого сияния " . Далее он пишет, как это сияние " отделило меня от видимых и невидимых и даровало мне видение несозданного и радость отлучения от всего тварного... и я соединился с несозданным, нетленным и безначальным и всеми невидимым " . Но, помимо этих неоспоримых свидетельств о несозданности Божественного озарения вообще, в древней патристической письменности можно найти не менее определенные указания на Божественность и несозданность Света Христова Преображения, то есть как раз на то, что в представлении многих является специфическим новшеством и даже главным содержанием учения св. Григория Паламы. Так, уже св. Григорий Богослов (329-390) учит в своем " Слове на св. Крещение " о Фаворском Свете как о видимом явлении Божества: " Свет, - пишет он, - явленное ученикам на горе Божество " . Еще больший интерес в этом отношении представляют принадлежащие св. Андрею Критскому (660-740) и пр. Иоанну Дамаскину (+750) замечательные " Слова " на праздник Преображения Господня. Развиваемое в них (особенно у пр. Иоанна Дамаскина) учение о Фаворском Свете настолько сходно, не только по своему содержанию, но даже и по словесной его формулировке, с учением св. Григория Паламы, что нам представляется нецелесообразным подробно на нем останавливаться, дабы не быть вынужденными повторять то же самое, когда мы будем излагать учение самого св. Григория Паламы о том же предмете. Скажем только, что мы встречаем у пр. Иоанна Дамаскина (хотя и в несколько менее развитом и систематическом виде, чем у св. Григория Паламы) представление о Свете Преображения как о " Свете Божества " , " неприступном " , " неописуемом " , " вечном и безвременном " , " Славе Божией " , " Царстве Божием " и как о " несозданном " . Последнее со всей возможной определенностью утверждается пр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Уже в VI веке в истории восточного богослужения определяются два центра, которым в дальнейшем суждено было оказывать влияние на исторический ход литургической жизни всего Православного Востока и Восточной Европы. Это Иерусалим и Константинополь. В судьбе этих центров были даты катастрофических событий, когда нормальная литургическая жизнь обрывалась, но затем наступала пора нового ее расцвета. Для Иерусалима это были даты 614 года, когда Персидский царь Хосрой опустошил почти все города Палестины, разрушил храмы и монастыри, служившие очагами литургической жизни страны, и новый погром, учиненный в 1009 году халифом Хакимом. В Константинополе первой печальной датой был 726 год, когда борьба с иконопочитанием переросла в открытое преследование иконопочитателей; вторая дата – 1205 год, когда Константинополь был оккупирован крестоносцами 82 . Опустошение городов Палестины и разрушение храмов на святых местах в Иерусалиме, в Вифлееме и в других священных пунктах библейской истории на некоторое время сделали невозможным богослужение в таком виде, в каком оно нам известно из описания Этерии и армянских лекционаров V века. Но спустя двадцать лет после погрома св. Модест (с 614 по 628 год – местоблюститель и в 633–634 годы – патриарх) восстанавливает святыни, а его преемник св. Софроний (634–644) редактирует чинопоследования иерусалимского богослужения применительно к восстановленным святыням. В это же время лавра преп. Саввы Освященного становится школой церковной гимнографии. Сам патриарх Софроний, из монахов лавры преп. Саввы, был едва ли не первым песнописцем этой школы 83 . За ним следуют: монах святого храма Воскресения (не из спудеев ли?), а впоследствии епископ, преп. Андрей Критский (660–740) 84 , преп. Иоанн Дамаскин (675–749) 85 , преп. Косма Маиумский (около 700 – около 787) 86 , племянник Иоанна Дамаскина Стефан (Савваит) 87 . Вот неполный список песнопевцев этой школы. Они своими песнопениями насыщали «Правило псалмопения»  ( Κανν της ψαλμφδας), выполнение которого требовал от монахов своих лавр преп. Савва Освященный 88 . Созданный при таких обстоятельствах богослужебный устав, позднее получивший название «Типикон, сиречь изображение церковного последования во Иерусалиме святыя лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы», после погрома Иерусалима халифом Хакимом (1009) постепенно вытесняет богослужебные порядки, которые создавались при храме Святого Воскресения еще во время Этерии и редактировались патриархом Софронием после разрушений 614 года 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Эта новая реальность приоткрывается взорам верных в мессианском видении пророка Исаии, читаемом под конец службы Великого канона. Мирно и величественно раздается в завершение всенощного бдения глас Бога Отца, посылающего Сына в мир и возвещающего о дивных делах, которые Он должен совершить: Аз Господь Бог призвах Тя в правде, и удержу за руку Твою и укреплю Тя; и дах Тя в завет рода Израилева, во свет языков, отверсты очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы и седящия во тьме. Яже из начала, се, приидоша, и новая, яже Аз возвещу, и прежде неже возвестити, явишася вам. Воспойте Господеви песнь нову... прославите имя Его от конец земли. Возвеселися, пустыне, и веси ея, придвория, и живущие в Кидаре; возвеселятся живущие на камени, от края гор возопиют. Господь Бог сил изыдет и сокрушит рать, воздвигнет рвение и возопиет на враги Своя со крепостию. Молчах, еда и всегда умолчу и потерплю? Терпех яко рождающая, истреблю и иссушу вкупе; опустошу горы и холмы, и всяку траву их изсушу, и положу реки во островы, и луги изсушу. И наведу слепыя на путь, егоже не видеша, и по стезям, ихже не знаша, ходити сотворю им; сотворю им тму во свет и стропотная в правая. Сия глаголы сотворю, и не оставлю их 489 ( Ис.42:6–7, 9, 11–16 ) 490 . 415 «Великий канон» преподобного Андрея, архиепископа Критского (ок. 660–740), положено читать на утрене четверга пятой недели (т. е. в ночь со среды на четверг), а также, по частям, на повечериях первых четырех дней Великого поста. Он содержит около 260 тропарей, богатых ветхо- и новозаветной символикой, между которыми поется покаянный припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Житие преподобной Марии Египетской написано святым патриархом Софронием Иерусалимским (ок. 560–638); памяти этой подвижницы посвящено пятое воскресенье святой Четыредесятницы. [Славянский текст «Великого канона» мы цитируем по изд.: Триодь Постная, служба Четверга пятой недели (М. 2002). В оригинальном варианте книги отмечается только номер песни; мы указываем также тропарь и, когда это необходимо, даем пояснение отдельных мест. – Пер.].

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

274 Подлинная редакция издана Саккелионом отдельно в 1864 г.; переработанный текст по Комбефису, см. у Миня 95, 345–386. Отношение комбефисовой редакции к саккелионовой напоминает отношение ΣΑ к ΣD. 275 Особенно в надписаниях церковных песен. Тут смешиваются также Иосиф песнописец с Иосифом солунским, братом св. Феодора Студита . Феодору Начертанному в некоторых рукописях приписаны полемические труды св. патриарха Никифора. 277 Заглавие Эклоги дает: «при царях Лев и Константин... в март индикта 9, года от сотворения мира 6248». По византийской эре это приводит нас к марту 740 года, когда индикт был 8. Но если считать по александрийской (феофановой) эре, то мы попадаем в март 756 г. Индикт был тогда 9, и ссылка на «Эклогу» падает. Правда, от кодекса 756 г. ожидалось бы надписание не «Льва и Константина», а наоборот: «Константина и Льва». Этому соображению можно, однако, противопоставить другое: земледельческий устав опубликован, по Цахариэ, одновременно с Эклогой, а в нем имеются в виду славянские поселенцы, крупнейшее же славянское поселение в VIII веке произошло после чумы 747/8 г. Значит есть вероятнее, что земледельческий устав опубликован после 748 г., и если вместе с Эклогой, то в 756 г. См. А. Васильев , Славяне в Греции, Виз. Врем. т. V, стр. 417/8, 660, 669/70: «чума раскрыла правительству глаза; оно увидело, что там уже далеко не прежнее население... после 747 г. новые толпы славян заселили Грецию». Итак, кодекс, имеющий в виду славянское население, естественно относить к эпохе после 748 года. 278 Из этой и нижеследующих выкладок мы не думаем делать своей научной собственности: они доступны всякому и многими производились. Мы только не списывали их, а выбирали (по Феофану) и проверяли сами, насколько считали нужным для нашей частной цели. Ими занимаются и Губерт, и Брукс в указанных статьях; но в наибольшей полноте и тщательности их можно найти у г. Андреева, в книге: «Константинопольские патриархи от халкидонского собора до Фотия», Сергиев Посад 1895. Эта работа во многих отношениях опережает даже Брукса, не говоря о Бьюри и Губерте; нельзя не пожалеть, что она вообще мало известна на Западе. Наблюдения г. Андреева над составом хронологических таблиц наличного феофанова текста (стр. 78 и след.) – положительно важнейший шаг вперед, сделанный вообще исследованием по вопросу о Феофане с времен де Боорова издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

506 Описание документов и дел, хранящ. в архиве св. правительствующего Синода, т. I, прилож. I, IV–V, СПБ. 1868. 507 Acta eruditorum, Calendis Maji, p. 226, Lipsiae 1729; Genius Stephani Javorscii.., p. 19. Ao. 1730. 508 «Рассуждение о книге «Камень веры», Рукоп. СПБ. Импер. публич. Б-ки. F. XVII, 11, л. 45; ср. «Возражение на пашквиль лютеранский, нареченный молоток на книгу камень веры…». рукоп. той же Б-ки. F. I. 190, л. 30 обор. 515 Полное собр. постановл. и распоряж. по вед. правосл. основ. рос. Империи, т. VI, стр. 108, СПБ. 1889 г. 518 Полн. собр. постановл. и распор. по вед. прав. испов. рос. Импер., т. VI, стр. 391, 339; срав. указы и дела москов. синод. типогр. 1728 г., связ. 218, лл. 16 и 20. 521 Отношение русск. правительства в первой половине XVIII стол. к протестантским идеям. Д. Извекова Ж. М. П. Просв. 1867 г., м. октябрь, стр. 76. 523 Дела московской синодальной типографии 1732 г., связка 241, л. 595; срав. дела архива св. Синода 1755 г., 35, л. 3. «Камень веры» М. 1728, стр. предисл. 1–5, 3, 4–7, 10–11, 12–18, 19–26, 27–37, 38–40, 44–46, 73–74, 72–79, 93–106, 119–127, 133–134, 136–137, 138–140, 144–151, 153–155, 156–159, 159–163, 163–170, 170–179. 535 Срав. «Догмат о св. Евхаристии…», стр. 3–4, 5, 18–20 и «Камень веры», стр. 303–306, 311–312, 360–363. 536 Срав. «Догмат о св. Евхаристии…» стр. 28, 29, 30, 31, 32, 32–33, 33, 33–34, 34, 35, 35–36, 36–37, 37–38, 38–39, 39–40, 47. «Камень веры», стр. 395–397, 398, 399–407, 408–412, 412–422, 422–427, 427–429, 429–430, 431–434, 438–440, 441–443, 443–444, 445–447, 448–451, 451–453, 453–466. «Камень веры». стр. 923–928, 934–935, 937–952, 955–958, 960–972, 976–1000, 1000–1031, 1031–1062. «Камень веры», стр. 625–626, 627–628, 630–632, 654–656, 660–661, 662–663. «Догмат о преданиях, по Стефану Яворскому ». М. 1892, стр. 1, 20–21, 23–27, 27, 28, 29, 31, 35 и 38. Кроме того, опущена вся шестая глава положительной части «Камня веры» о соборах (стр. 729–740). 689–692, 703–707, 707–729, 741–742, 745–746, 746–748, 750–753, 758–760, 766–776.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

740 Конуса нижнюю часть основания он обвивает. Выше лучи протянулись, похожи на плод благовонный Груши прекрасноволосой; и по основанью поднявшись, Сверху блистают они сияньем особенно ярким 650 . Где же друг с другом края основания соединились 745 И образуются стыки, надежно там установили Из серебра кратеры 651 . На каждом кратере поставлен Света носитель здесь был – свечи без огня изваянье, Что красоту, а не свет возвещает. Серебряным всюду Блеском металлов они, скругленные ровно, сияют, 750 Отполированы ярко, и так без огня здесь мерцая, Луч серебристый, а вовсе не пламя свеча испускает 652 . На золотых же колоннах поверхность святого престола Всю утвердили златую, и на золотом основанье Он возведен, в драгоценных камней разноцветном сиянье 653 . 755 Мчусь я куда? Увлекаюсь куда необузданной речью?       [Покров Дерзостный, ты удержись в устах затворенных, мой голос, престола] Не обнажить чтоб тебе, что очам не дозволено видеть! 654 Таин служители, вы, как велят вам законы, покров тот, Цветом который окрашен пурпурным ракушки сидонской, 760 Сверху руками простерши, накройте поверхность престола. И на четыре его серебряных бока завесы Плоские вниз натянув, безмерной толпе покажите Произведенья искусств изощренных, обилие злата 655 . Лик драгоценный Христа украшает один из покровов 656 – 765 Создано это руками с искусством благоусердным Не острием, не иглою из тех, что вонзаются в ткани, Но челноком, что соплел многоцветные нити друг с другом, – Нити пестрящиеся, порожденные варварским червем 657 . Розовоногой зари сияющий золотом отблеск 770 Плащ отразил, что покрыл плечо богозданного тела, И обагрился хитон морецветной ракушкою тирской, Правое скрывши плечо под искусно вытканной пряжей. Здесь одеянья Его соскользнули немного покровы, И, поднимаясь прекрасно по боку, затем ниспадают 775 С левого снова плеча, и свободны остались от ткани Локоть и кончик ладони 658 . И словно персты простирает Правой руки, будто слово глаголет Он вечно живое 659 . В левой же держит Он книгу 660 – свидетеля Божьих речений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 . Материальное обеспечение операции и сроки этого обеспечения: а) Восстановление танковых бригад – к исходу 3–4 апреля 1942 г. После чего иметь: 16 тбр: боеспособных машин – 19; находящихся в ремонте – 10. 122 тбр: –//– –//– 16; –//– –//– 12 124 тбр: –//– –//– 17; –//– –//– 5 98 тбр: –//– –//– 23; –//– –//– – Всего: –//– –//– 75; –//– –//– 27 Ожидаемые потери танков до исхода 3–4 апреля – 10 машин. Исходя из этого к исходу 3–4 апреля иметь боеспособных машин 65, что составит на направлении главного удара 54-й армии на 1 км фронта 12 танков. б) Получение пополнения и его распределение по войскам: всего ожидается прибытие пополнения до 10 апреля – 20000 человек. Войсковые соединения по состоянию на 30 марта имеют: 4 гв. ск н/с Мл.н/с Ряд.сост. Акт.бойц. Акт.шт. Дать пополн. до 6 апреля 3 гв.сд... ...761 .. 1112 ..... 5107. ........ 3766.. .......... 874 . .......... 2500 33 сбр. .. ...256 ... 381 ..... 1424. ........ 1382.. .......... 450 . ............ 450 140 сбр. ...255 ... 407 ..... 1406. .......... 804.. .......... 295 . ............ 600 137 сбр. ...244 ... 404 ..... 1530. .......... 760.. .......... 660 . ............ 300 32 сбр... –........ –........... –.............. –............. 900.............. 200 98 тбр... ... 63 .. ... 92 ... ..... 9 3 ..... ...... 157...... 294 сд.... ...615 .. .. 690... ... 4710................ ... 1317..... .... 1004.... ........ 980 311 сд... ... 584 .. .. 582 ... ... 2567................ ... 1967..... ....... 398 ....... ...... 2265 11 сд ..... ...533 .. .. 538... ... 2443................ ... 1707..... ....... 335....... ...... 2065 281 сд.... ...407 .. .. 356... ... 1590................ ... 1333 .... ....... 234....... ...... 2000 285 сд.... ...579 .. .. 654... ... 2130................ ... 2569..... ....... 740 ....... ...... 1548 80 сд ..... ... 597 .. .. 530... ... 2129................ ... 1283..... ....... 295....... ...... 2048 115 сд.... ...520 .. .. 623... ... 1992................ ... 1718 .... ....... 457....... ...... 1000

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ангелите били първото Божие творение; били почтени и покорни на Бога, но надарени също със свободна воля, и поради това податливи на изкушения и дори грях. Както Старият, така и Новият Завет загатват, че някои ангели загубили първоначалната си святост: съблазнени от Сатана, те тръгнали против Бога и станали демони (вж. паднали ангели). Останалите верни на Бог ангели се сподобили с вечно блаженство. Обрисувани са потънали в блясък и неземна красота (Мат. 28:2–3). Те не изпитват човешките слабости и страсти ( Марк 12:25 ), съчувстват и служат на хората (Лука 15:10), чрез тях Бог възвестява своята воля на хората. Макар «по-горен от ангелите» ( Евр. 1:4 ), Христос също получава помощ от тях в редица случаи (Мат. 4:11; Лук. 22:43 ). Всеки човек – кръстен или не – се сдобива с ангел-хранител още от момента на своето раждане (Матей 10:18). Виж също: Ангел Господен. В Св. Писание ангели са наречени св.цар и пр. Давид (2Ц 19:27), пророк Агей ( Аг 1:13 , в евр. текст), свв. Йоан Кръстител ( Мал 3 :1а; Мат. 11:10), Стефан ( Деян 6:15 ). В Книга Откровение (2:1,8,12,18; 3:1,7:14) са споменати отделни ангели, различаващи се по характера на църквата, които в някои случаи са по-нископоставени от отделните вярващи ( Откр. 2:24; 3:4 ), а в Откр. 16:5 е споменат Ангелът на водите. В Кн. Битие 22:11; 31:11; Изх 3:2,4; Съд 2:1; Исая 63:9; Малахия 3:1б Ангел е наречен Сам Господ. Ангел Господен (Бит 16:7) – не само един от ангелите като създания, а Ангел-Бог, Божествен Логос в историческата форма на старозаветното му действие, едно от общите наименования в Стария Завет на Второто Лице на Св. Троица, който щял да се въплъти в Божия Син (Изх. 23:20, Деян. 7:38 ). Англиканска църква – официалната църква в Англия, оформила се в сегашния си вид през време на Реформацията и след нея. Св. Андрей Критски (ок. 660–740) е византийски подвижник и църковен поет-химнограф. Роден в Дамаск, живял в Ерусалимската обител «Св. Сава». Като секретар на Ерусалимската патриаршия участвал в Вселенски събор. По-късно става епископ на г. Хортина на о. Крит. Най-известното му произведение е «Големият канон» (наричан Велик покаен канон), съдържащ 250 тропари (строфи). Църквата празнува паметта му на 4 юли. Извън речника: Св. Андрей, архиепископ Критски.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Дальнейшее развитие византийского богослужебного обихода вытеснило многострофные кондаки из употребления. В составе богослужения остались только кукулии и начальные икосы наиболее популярных кондаков – убогие остатки монументальных поэм, обильных действием и насыщенных образностью. Например, кондак Романа Сладкопевца содержит патетические монологи Девы Марии, ее диалоги с волхвами, ее заключительную молитву за всех людей; но в течение веков продолжали петь только кукулий: Вот, дева сегодня Пресущественного рождает, Земля же пещеру Неприступному предлагает; Ангелы с пастухами хвалы возносят, волхвы же со звездою свой путь свершают. Нас ради родилось Чадо младое – предвечный Бог! В конце концов, приходится сказать, что потомки отнеслись к поэтическому наследию Романа Сладкопевца не совсем обычно. Они причислили его к лику святых и рассказывали о нем легенды, но они не удержали в живой практике церковного обихода ни одной из его больших поэм. По-видимому, это как-то связано с возрастающим недоверием к наивной динамике повествовательно-драматического типа гимнографии. Конечно, Роман придает «священной истории» черты драмы, как бы разыгрываемой по готовому тексту, явленному от начала времен; и все же это как-никак драма, и она действительно «разыгрывается». Событие приобретает облик мистерии, но оно изображается именно как событие. Оно имеет свое настроение, свой колорит, свою эмоциональную атмосферу, выраженную в речах действующих лиц или в восклицаниях «от автора», оно расцвечивается апокрифическими подробностями. Вкус последующих веков не был этим удовлетворен. Там, где Роман Сладкопевец предварял рассказ размышлением о его смысле, потомки отсекали рассказ и оставляли одно размышление. Время для картинных повествований и драматичных сценок прошло; наступило время для размышлений и славословий. Жанровая форма кондака вытесняется жанровой формой канона. Классиком последней был Андрей Критский (ок. 660–740). Он написал «Великий канон», где в нескончаемой череде проходят образы Ветхого и Нового Завета, сводимые к лапидарным смысловым схемам. Например, Ева – это уже не Ева; это женственно-лукавое начало внутри души каждого человека:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010