Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ визант. гимнограф. Автор древнего заупокойного кондака, состоящего из проимия «      » и 24 икосов, 1-й икос - «        » (греч. Ατς μνος πρχεις θνατος). Имя автора определено по идущему через икосы акростиху «Αναστασου το ταπεινο ανος» (Анастасия смиренного песнь). К. Крумбахер полагал, что последнее слово акростиха, читаемое в нек-рых рукописях как νοσας или νοσηεας, обозначало родину А. Часть исследователей допускает, что А. является также автором покаянного канона с акростихом «Αναστασου μαρτολο ξομολγησις» (Анастасия грешного исповедание - Τρεμπλας. Σ. 342-344), но его принято отличать от Анастасия, написавшего канон о болящих. О личности А. высказывались разные предположения. Кард. Ж. Б. Питра , осуществивший критическое издание этого кондака, считал, что его автор оказал влияние на прп. Романа Сладкопевца , след., жил не позднее 60-х гг. VI в. По мнению Питры, автором мог быть Антиохийский свт. Анастасий I Синаит . Э. Буви полагал, что этот кондак принадлежит прп. Анастасию Синаиту , автору гомилии «О умерших», обнаруживающей стилистическое сходство с гимном. А. И. Пападопуло-Керамевс и С. Петридес отождествляли А. с Анастасием Квестором . Против такого отождествления высказывался К. Трипанис. К. Мицакис, подобно большинству исследователей (Ж. Б. Питра, К. Крумбахер, В. Вейх, К. Эмеро, Г. Тильярд и др.), склоняется к датировке жизни А. периодом расцвета кондака (VI-VII вв.). Ист.: Goar. Euchologion. P. 456-459; Εχολγιον τ Μγα. Σ. 454-459; Требник большой. Л. 141об.- 143об.; Pitra. Analecta Sacra. T. 1. P. 242-249 (критич. изд.). Лит.: Pitra. T. 2. P. 280-287; Christ, Paranikas. Anthologia. P. XXXV, CII-CIII; Bouvy E. Le cantique funèbre d " Anastase//EO. 1897-1898. Vol. 1. P. 262-264; Petrides S. Les deux mélodes du nom d " Anastase//ROC. 1901. Vol. 6. P. 444-452; Krumbacher K. Die Akrostichis in der griechischen Kirchenpoesie//Sitzungsberichte der Philosophisch-philologischen Klasse der Königlich Bayerischen Akademie der Wissenschaften. [S. l.]. 1903. H. 4. S. 588; Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 39, 79-80; Emerau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1922. Vol. 21. P. 264; Bardenhewer. Bd. 5. S. 165; Trypanis C. A. Fourteen Early Byzantine Cantica. W., 1968. P. 51-52, 55; Τωμαδκης. Βυζαντιν μνογραφα. Σ. 245; Μιτσκης. Βυζαντιν μνογραφα. Σ. 252, 511-513; Τρεμπλας Π. Ν. Εκλγη Ελληνικς Ορθοδοξου Υμνογραφας. Αθναι, 19782. Σ. 32-34, 68, 101, 240. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/114826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ [греч. Αρσνιος] (между VIII и X вв.), прп. (пам. 13 дек.), игум. Латрийский. Род. в знатной к-польской семье; стал патрикием и стратигом фемы Киверриотов. Во время одного из морских походов фемный флот попал в бурю и потерпел крушение, спасся один А., к-рый решил после этого посвятить свою жизнь Богу. Став монахом, он поселился вблизи местности под названием Иер, затем около г. Милета на Латрской горе (Λτρος или Λτμος), где крестным знамением умертвил ядовитую змею. По приглашению настоятеля Келливарского мон-ря (τν Κελλιβρων) перешел в обитель, где на протяжении всей недели жил в тесной келье и лишь по воскресеньям общался с братией и принимал пищу. В конце жизни преподобный сподобился от Бога чудесной помощи и дара чудотворения: он был питаем ангелом, превратил своим жезлом горькие воды в пресные и, совершив множество др. чудес, почил в мире. Память А. содержится в греч. богослужебных книгах, ориентированных на Иерусалимский устав . Краткое житие А. включено в греч. печатные Минеи (изд. Венеция, 1595). В рус. календарях наиболее ранние упоминания А. относятся ко времени распространения Иерусалимского устава (кон. XIV - нач. XV в.): Евангелие Кошки 1392 г. (Л. 301об.), Типиконы кон. XIV в. (ГИМ Син. 328, 329 - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Отд. 1. С. 276-286). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 181). Иконография. В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 13 дек. сказано: «И преподобного отца нашего Арсения, иже в Латре, брада и подобие Сергиевы, риза испод дымчат» ( Большаков. С. 56). Ист.: BHG, N 2046; ЖСв. Дек. С. 390-391. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 504-505 (2-я паг.); Большаков. Подлинник иконописный. С. 56; Wiegand Th. Der Latmos//Milet. В., 1913. Bd. 3/1. S. 171-172; Νβακ Γ. Αρσνιος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 234; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/76188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ ЭМЕССКИЙ [Прозв. Схоластик; греч. Αθανσιος σχολαστικς Εμεσηνς] (2-я пол. VI в.), визант. ритор, юрист, адвокат, преподаватель права. Происходил из г. Эмеса (совр. Хомс, Сирия); занимался юриспруденцией в Антиохии. Полагают, что он был другом Иоанна III , Патриарха К-польского (565-577), также прозванного Схоластиком (см.: Das Novellensyntagma). Хорошо зная рим. право и владея лат. языком, создал на греч. языке (вероятнее всего, между 572 и 577) сокращенный свод (Синтагму) из новелл императоров Юстиниана I и Юстина II (Επιτομ κ τν νεαρν), к-рый сохранился во 2-м, исправленном и дополненном издании. Данный труд должен был служить справочным руководством практикующим юристам. С этой целью отдельные положения новелл императоров Юстиниана I и Юстина II для удобства пользования были разделены на 22 тематические главы (титула): титулы 1-3 посвящены вопросам церковной организации, титулы 4-8 - судебным полномочиям магистратов, 9-13 - семейному и наследственному праву, 14-17 - оформлению сделок и смежным вопросам, 18-22 - вопросам личного и профессионального статуса. Синтагма А. Э. послужила источником дальнейших обработок и кодификаций рим. права в Византии, в частности, она была использована составителями т. н. Collectio Tripartita (Трехчастного сборника), Номоканона XIV титулов и, наконец, Номоканона L титулов. Во времена Македонской династии (867-1056) труд А. Э. применялся (хотя и в незначительной степени) при составлении Исагоги , Прохирона , Василик и нек-рых др. юридических сборников. Прибавленный во 2-м издании 23-й титул со временем был вычленен из Синтагмы и распространялся в рукописях отдельно от основного текста. В разное время к сборнику А. Э. обращались такие известные визант. деятели, как Алексий Аристин , Матфей Властарь и Димитрий II Хоматиан . Изд.: Das Novellensyntagma des Athanasios von Emesa/Hrsg. von D. Simon u. S. Troianos. Fr./M., 1989. (Forschungen z. Byzant. Rechtsgeschichte; 16). Лит.: Heimbach G. E. Athanasii Scholastici Emiseni de novellis constitutionibus imperatorum Iustiniani Iustinique commentarius//Ανκδοτα. I. Lpz., 1838; Aalen, 1969р; Noailles P. Les collections de Novelles de l " empereur Justinien I. P., 1912. P. 183-198; Simon D. Einführung in die justinianischen Novellen//Rechtshist. J. 1985. Bd. 4. S. 122-132; Τρονος Σ. Ν. Ο πηγς το βυζαντινο δικαου. Αθνα, 1999. Σ. 106-109. К. А. Максимович Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЯЦИЙ Лев (1586 или 1588-1669), греч. эллинист и эрудит, один из основателей византиноведения, католич. богослов АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/77036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ХОНИАТ [греч. Γεργιος Χωνιτης] (XII в.?), визант. гимнограф и писатель. Его прозвище может обозначать либо принадлежность к известному роду Хониатов (Beck) , либо происхождение из малоазийского г. Хоны ( P é trid è s, É mereau. St. Arsène). Г. Х. составил одну из редакций службы свт. Арсению, архиеп. Керкирскому (IX-X вв., пам. 19 янв.) (Bundy), в т. ч., по-видимому, написал литийные стихиры для этой службы ( Νικολπουλος ); др. песнопения Арсению были созданы митр. Керкирским Георгием Варданом († после 1237/38; см. также ркп. Grottaferrata Ζ. α. XXIX) и Иоанном Феофилактом (время жизни неизвестно). Г. Х. считается также автором перевода с персид. языка на греческий медицинского трактата Αντδοτοι (Лекарства; ркп. Escorial f. II. 14; авторство Г. Х. оспаривал С. Ламброс). Нек-рые исследователи (С. Папагеоргиу и др.) отождествляли Г. Х. с митрополитом Керкиры, время жизни к-рого ошибочно определялось 2-й пол. XII в. (позднее Й. Хёк и Р. Лёнерц доказали, что этим митрополитом был Георгий Вардан). По предположениям К. Эмеро и Х. Бека, Г. Х. мог жить и позднее Георгия Вардана и быть племянником или внучатым племянником наставника последнего - митр. Афинского Михаила Хониата . Лит.: Παπαγεωργου Σ. Κ. Περ το γου Αρσενου μητροπολτου Κερκρας (876-953). Κρκυρα, 1872; Λαμπρó ς Σ. Μιχαλ Ακομιντου το Χωνιτου τ σζμενα. Αθναι, 1880. Τ. 2. Σ. 139-142, 162-175; P é trid è s S. , É merau C. St. Arsène de Corfu//EO. 1921. T. 20. P. 437; É mereau C. Hymnographi byzantini//EO. 1923. T. 22. P. 425; Kuzes A. Quelques considératios sur les traductions en grec des œuvres médicales orientales et principalement sur les deux manuscrits de la traduction d " une traité persain par Constantin Melitiniotis//Πρακτικ τς Ακαδημας Αθηνν. 1939. Τ. 14. Σ. 208; Beck. Kirche u. theol. Literatur. S. 702; Νικολπουλος Π. Γεργιος Χωνιτης//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 464; Hoeck J. M. , Loenertz R. J. Nikolas-Nektarios von Otranto, Abt von Casole. Ettal, 1965. S. 117-125. (Studia patristica et Byzantina; 11); Bundy D. Georges Choniatès//DHGE. 1984. T. 20. Col. 611-612; idem. Georges... évêque de Corcyre//Ibid. Col. 615. Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/164449.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии ANDACHTSBILD [благочестивый образ] тип неканонич. изображения с религ. сюжетом, распростр. в североевроп. странах в XIV-XV вв. АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИАК гимнограф. Идентифицировать К. затруднительно. По рукописям известны 2 песнопения, содержащие в акростихах имя Кириак: кондак на воскресение Лазаря с акростихом Ποημα Κυρικου (Творение Кириака), нач.: Λζαρον τν φλον σου (Лазаря, друга Твоего; см.: Pitra. Analecta Sacra. T. 1. P. 284-288; Krumbacher. 1901. S. 726-735); и канон в честь прп. Илии Спилеота плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с акростихом Ανον, Ηλιο, σο φοιτητο προσδχου. Κυριακο (Похвалу, Илия, твоего ученика прими. Кириака), ирмос: Κματι θαλσσης (    ), нач.: Ανω σν γγλοις (В вышних с ангелами; см.: AHG. T. 1. P. 199-210). На основании близкого сходства кондака К. с кондаком прп. Романа Сладкопевца о предательстве Иуды (нач.: Πτερ πουρνιε (Отче Небесный) - см.: Pitra. Analecta Sacra. T. 1. P. 92-100) было сделано предположение, что К. мог быть современником Романа или даже его предшественником. Высказывалась гипотеза, что К. можно отождествить с прп. Кириаком Отшельником († 556), к-рый проходил послушание канонарха в лавре св. Харитона (см.: P é trid è s. 1901; Krumbacher. 1901). Тем не менее подобное отождествление едва ли возможно. Во-первых, кондак прп. Романа, как продемонстрировал И. А. Карабинов (см.: Карабинов. 1910. С. 80-82), является самогласном: в таком случае кондак К., имеющий почти одинаковый с ним ритм, следует признать подобном, следов., К. писал свой текст и жил позже Романа. Во-вторых, если допустить, что кондак и канон, содержащие в акростихе имя К., принадлежат одному автору, то они не могли быть составлены ранее XI в., т. к. прп. Илия Спилеот, которому посвящен канон, умер ок. 960 г. Не исключено, что существовало 2 гимнографа с именем Кириак: один - автор кондака, другой - составитель канона. В таком случае последний мог быть монахом мон-ря Гроттаферрата : канон К. прп. Илии Спилеоту сохранился в рукописи XI-XII вв. из этого мон-ря (см.: Rocchi A. Codices Cryptenses. Tusculani, 1883. P. 290); кроме того, прп. Илия, как и первые насельники Гроттаферраты, происходил из Калабрии, следов., особо ими почитался. Лит.: Krumbacher K. Romanos und Kyriakos//SBA. Philos.-philol. und hist. Kl. Münch., 1901. H. 5. S. 693-765; Pé tridè s S. Les mélodes Cyriaque et Théophane le Sicilien//ЕО. 1901. Vol. 4. P. 282-287; Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910. С. 80-82; É mereau C. Hymnographi Byzantini//ЕО. 1923. Vol. 22. P. 23-24; Beck. Kirche und theol. Literatur. 1959. S. 429; Sz ö verffy. Hymnography. Vol. 2. P. 62 [Библиогр.]. Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/1840193.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии гимнографов АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГЕННАДИЙ II СХОЛАРИЙ (в миру Георгий Куртесий; 1403/05 - 1472/73), патриарх К-польский (1454 - 1456; 1463; 1464 - 1465) ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Афонский, Недостойный], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы ИОАНН [Иване, Иованее] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.)

http://pravenc.ru/rubrics/129693.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АММОНАФА [греч. Αμμωναθς] (IV в.), прп. (пам. 12 дек. и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших). Подвизался в Пелусии (совр. Египет). В сб. «Апофтегмата патрум» (Изречения отцов) приводится рассказ о чуде, совершенном А. Однажды от монахов обители, в к-рой жил преподобный, вопреки закону стали требовать выплаты подушной подати. Братия, посовещавшись, решила направить неск. человек к императору с ходатайством, но А. запретил делать это, призвав всех в течение 2 недель хранить безмолвие в своих кельях и строго поститься. А. обещал, что сам все устроит. 2 недели преподобный провел в безмолвии, никуда не отлучаясь из мон-ря, и монахи стали роптать, что он пренебрег их делом. На 15-й день А. принес на монастырское собрание имп. грамоту, освобождавшую мон-рь от налогов. По объяснению святого, ночью накануне собрания он ходил к императору, получил грамоту, явился в Александрию, показал грамоту правителям области и вернулся в мон-рь. Ист.: Достопамятные сказания. С. 44. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 31; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 370. Иконография А. представлен полуфигурно с недлинной бородой в настенном минологии нартекса архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г. Лит.: Менолог. C. 367. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/114510.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАССИАН (кон. V в.), прп. К-польский (пам. 10 окт.). Происходил из Сирии, прибыл в К-поль во время правления имп. Маркиана (450-457). На средства знатных мужей Севера и Иоанна он основал мон-рь в квартале Девтерон недалеко от ц. св. Анны. Под рук. В. эта обитель достигла небывалого процветания - к концу жизни В. в ней подвизалось ок. 300 монахов. Среди духовных чад В. была прп. Матрона (пам. 9 нояб.), подвизавшаяся под видом инока в мон-ре. В. прославился как выдающийся проповедник аскетизма и наставник монахов. Он обладал даром прозорливости и чудотворения и пользовался столь большим почитанием, что имп. Маркиан при жизни преподобного воздвиг в его честь храм. Скончался В. в глубокой старости. Его краткое житие сохранилось в составе Минология имп. Василия II (PG. 117. Col. 101-102) и в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 127-128). Сведения о святом содержатся также в житии прп. Матроны (BHG, N 1221, 1222). В ряде календарей В. ошибочно назван Василием (напр., в Минее РНБ. Соф. 188, нач. XII в.- Ягич. Служебные Минеи. С. 62). Ист.: ActaSS. Oct. T. 5. P. 79-85; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 322-323; ЖСв. Окт. С. 241; Ноябрь. С. 159-171. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 420; Janin R. Églises et monastères. P. 60-61; idem. Bassien (4)//DHGE. T. 6. Col. 1274; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 735; Σωφρνιος ( Εστρατιδης ).Αγιολγιον. Σ. 73; Sauget J. -M. Bassiano, archimandrita a Costantinopoli//BiblSS. T. 1. Col. 963. Д . В . Зайцев Гимнография Память В. присутствует в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64) и др. обычно без богослужебных указаний. В греч. рукописях встречается канон В. 2-го гласа, творение Иосифа, с акростихом «Βσις πφυκας τν καλν λων, πτερ. Ιωσφ» (Ступень вырастил добрых всех, отче. Иосиф), ирмос: «Εν βυθ κατστρωσ ποτε» (        ), нач.: «Βασιλεαν τν ν οραν, μκαρ, πθησας» (Царства небесного, блаженне, возжелал) (Ταμεον. Σ. 57). В слав. октябрьской Минее XII в. (ГИМ. Син. 160 - Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 18) приведено последование В. (нач. канона: «Отьче святе Василие недомышляюся како исплести слово»). Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/149859.html

For the heirmoi, the classical chants in syllabic style are collected in a book called the Heirmologion, which may contain as many as 2,000 model stanzas. Like the Western Tonary, the Heirmologion is divided into one section per mode. The nine canticles are: 1 The song of Moses (Exodus 15.1–19) 2 The song of Moses (Deuteronomy 32.1–43) 3 The prayer of Hannah (I Kings 2.1–10) 4 The prayer of Habbakuk (Habbakuk 3.1–19) 5 The prayer of Isaiah (Isaiah 26.9–20) 6 The prayer of Jonah (Jonah 2.3–10) The prayer of the Three Children (the Benedicite, Apoc. Daniel 3.26–56 ) 7 The prayer of the Three Children (Apoc. Daniel 3.57–88 ) 8 The Magnificat and the Benedictus (Luke 1.46–55 and 68–79) Whatever the object of a canon may be (the celebration of a feast of the Lord or of the Virgin, or the commemoration of a saint or martyr), the hymn writer had to allude in each of the nine odes to its scriptural model. Church traditions (wrongly) attribute the invention of the canon to St. Andrew of Crete (ca. 660–740) and his famous Great Kanon of mid-Lent contains the excep­tional number of 250 stanzas. But canon composition reached its peak in the 8th and 9th centuries, first in Palestine with examples by St. John Damascene (ca. 675-ca. 749) and St. Kosmas of Jerusalem (also known as St. Kosmas the Melodist or Kosmas of Maiuma; first half of the 8th century), then in Constantinople with St. Theodore, abbot of the Studion Monastery (759–826), and his brother Joseph (d. 833), the two Sicilians Methodios (d. 846) and Joseph the Hymnographer (d. 883), and the nun Cassia (ca. 810–65). SEE ALSO: Kontakion; Liturgical Books; Music (Sacred); Orthros (Matins) REFERENCES AND SUGGESTED READINGS Grosdidier de Matons, J. (1980–1) “Liturgie et hymnographie: Kontakion et Canon,” Dumbarton Oaks Papers 34–5: 31–43. Hannick, C. (1990) “The Performance of the Kanon in Thessaloniki in the 14th Century,” in D. Conomos (ed.) Studies in Eastern Chant, vol. 5. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, pp. 137–52.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-ency...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010